Научная статья на тему 'Краткий обзор и перспективы развития экономики российской Федерации'

Краткий обзор и перспективы развития экономики российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика отдельных стран»

CC BY
4322
107
Поделиться
Ключевые слова
макроэкономика / мезосистемы / государственная социально-экономическая политика / инвестиции / рынок труда

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Краснова Татьяна Григорьевна

Проведена анализ основных макроэкономических проблем и перспектив развития России. Раскрыт системный подход прогнозирования развития мезосистемы. Проанализированы основные демографические процессы и тенденции формирования рынка труда в России. Выявлены основные проблемы снижения инвестиционной активности в нашей стране. Раскрыты природно-климатические и экологические ограничения экономического развития России. Рассмотрена программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.).

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Краснова Татьяна Григорьевна,

The analysis of key macroeconomic problems and development prospects of Russia is carried out. The system approach of mesosystems development forecasting is revealed. Basic demographic processes and trends of the labour market formation in Russia are analyzed. Basic problems of investment activity decrease in our country are found out. Natural and climatic and environmental constraints of economic development in Russia are revealed. The program of socioeconomic development of the Russian Federation for a medium-term prospect (2003-2005) is studied.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Краткий обзор и перспективы развития экономики российской Федерации»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Т. Г. КРАСНОВА

заместитель мэра г. Абакана по экономике, доктор экономических наук

КРАТКИЙ ОБЗОР И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

о о _____

ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Исходя из методологии системного подхода прогнозировать развитие какой-либо мезосистемы (регион, город, район) нельзя без учета тенденций развития макросистемы — государства. В связи с этим рассмотрим основные макроэкономические проблемы и перспективы развития РФ. По мнению большинства отечественных и зарубежных экономистов, Россия переживает один из самых серьезных, за последние 100 лет, в истории человечества кризисов. Российский кризис отличается от всех ранее известных тем, что является глобальным кризисом системы и охватывает практически все сферы жизнедеятельности: политику, экономику, науку, технику, культуру, нравственность, социальную и другие сферы. Российский кризис уникален как по масштабам, так и по интенсивности протекания и наносимому ущербу. Министерство экономического развития и торговли РФ официально называет период с 1999 г. посткризисным, но в 2002 г. в экономике наметились тенденции исчерпания действия факторов посткризисного роста. Замедлились темпы роста ВВП и инвестиций, причем в 2002 г. они стали самыми низкими за период с 1998 по 2003 г. Экономический рост в отраслевом разрезе выглядит таким образом: за последние пять лет он ускорился в секторах, связанных с природными ресурсами, и замедлился в отечественной обрабатывающей промышленности.

Уровень экономического развития России остается недопустимо низким. ВВП на душу населения составляет примерно 7 тыс. дол. по паритету покупательной способно-

сти и менее 2500 дол. по текущему обмен-но-му курсу.

Сохраняется деформированность структуры экономики — преобладание энергосырьевого сектора и транспорта. На долю ТЭК приходится около 30% объема промышленного производства России, 32% доходов консолидированного и 54% федерального бюджетов, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений.

Несмотря на то что в России сосредоточено около 25% земельных и минеральносырьевых ресурсов мира, 9% ученых мира (при удельном весе населения России 2,4% от мирового уровня), эффективность использования российского потенциала удивительно низка: производительность труда в обществе в семь-десять раз ниже, чем в развитых странах, практически отсутствует новая наукоемкая продукция (0,3% от мирового производства), около 70% российского экспорта — минеральносырьевые ресурсы.

Природные богатства страны с каждым годом развития НТП все меньше и меньше определяют качество жизни людей. Научно-технический потенциал общества стал самым значительным условием для экономического могущества и политической стабильности государства. Более 70% прироста ВВП в развитых странах мира достигается за счет научно-технических инноваций. На сегодняшний день расходы России на науку в 30 раз меньше, чем в Японии, в 20 раз меньше, чем в США, в 17 раз меньше, чем в Германии, и приблизительно во столько же раз меньше и все российские

’ Данная статья подготовлена на основе материалов Министерства экономического развития и торговли РФ.

Т. Г. КРАСНОВА

показатели, свидетельствующие о богатстве нации, по отношению к данным странам.

По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, к категории бедных людей в России относится около 66 млн человек, в том числе 37 млн пенсионеров, около 6 млн безработных, 35% работающих в бюджетных организациях и другие группы населения. По оценкам экспертов, социальное «дно» России составляет около 11 млн человек, в том числе 3,6 млн человек— нищие, 3,3 млн человек — бомжи, 2,8 млн человек — беспризорные дети и 1,3 млн человек — уличные проститутки. С 1992 г. в России начался процесс депопуляции населения, который сейчас идет под воздействием двух факторов:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- неуклонное снижение рождаемости;

— рост убыли населения за счет эмиграции и повышения смертности.

Эмиграция из России носит преимущественно черты «утечки мозгов» и «утечки мозгов и капиталов». По показателям продолжительности жизни Россия приблизилась к слаборазвитым странам: продолжительность жизни женщин — 72 года, мужчин — 59 лет.

Россия является «нетто-донором» мировой экономики не только по природным и интеллектуальным ресурсам, но и по капиталу. Исследования, проведенные Институтом экономики РАН, Финансовой академией при Правительстве РФ и Университетом Западного Онтарио, дали неутешительные результаты: суммарный объем утечки капитала оценивается приблизительно в 200 млрд дол., причем основная масса капитала утекает по нелегальным и полулегальным каналам (по оценкам ряда российских ученых, эта цифра в три раза выше).

По мнению Л. Абалкина, А. Вавилова, В. Коптюга и многих других ученых, основным просчетом Правительства России явилось то, что в 1991 г. оно добровольно передало рычаги регулирования социальноэкономических процессов Международному валютному фонду (МВФ). В результате политики МВФ Россия лишилась собственных источников инвестиций из-за роста цен в 1991 — 1992 гг. (цены возросли в 26

раз). В конце 1992 г. от каждого хранившегося рубля в Сбербанке России осталось 4 к., а к концу 1993 г. — менее 1 к. Население потеряло доверие к рублю, с 1993 г. начался бесконтрольный приток долларов, приведший к долларизации экономики. Сейчас фактически российские резиденты предоставляют беспроцентный кредит экономикам стран, разместившим свою валюту на российских рынках. В результате следования рекомендациям МВФ Россия все больше утрачивала способность к разработке независимой экономической политики. К началу 2000 г. совокупный объем внутренних и внешних долгов РФ в 1,2 раза превысил объем производимого ВВП (по международным стандартам считается, если долги государства выше 60% ВВП, то оно теряет экономическую безопасность).

Внешний долг России составляет более 150 млрд дол., а ежегодные проценты по нему — 15—20 млрд дол. Для экономики России этот груз долгов и проценты по нему являются неподъемной ношей, по оценкам многих ученых, нашему государству потребуется не менее 50 лет для того, чтобы выйти из долговой зависимости.

В настоящее время государственный сектор экономики, базирующийся на государственности, оказался практически разрушенным, небольшая часть предприятий стала частной собственностью, даже если предприятия являются акционерными обществами. Это произошло в основном из-за того, что многосубъектность акционерной собственности зачастую носит формальный характер, отсутствуют механизмы управления собственностью держателями мелких и средних пакетов акций. Стремительные темпы огульной приватизации крупных и средних предприятий отторгли тысячи людей, работающих на каждом из них, от отношений собственности. Это привело к ускорению таких негативных процессов в российской экономике, как падение темпов производства, снижение инвестиционной активности основной массы населения, снижение заинтересованности работников в сохранности имущества и т.д.

На сегодняшний момент эффективная многоукладность российской экономики во

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

многом зависит от развития сферы малого предпринимательства, доля которого в развитых странах как по производству ВВП, так и по объемам доходов и собственности доходит до 60%, в России этот показатель составляет немногим более 10%.

С 1991 по 1999 г. резко уменьшился объем ВВП и НД (на 44,6%). Средние темпы снижения ВВП в этот период равны 4,4%. В 2000 г. сформировались тенденции к росту, ежегодный прирост в последние годы в среднем составлял 5,8% в год. К 2003 г. темпы роста замедлились, что позволяет сделать вывод о том, что дальнейшая эксплуатация механизма роста, основанного на потоке «дешевых» нефтяных денег, не позволяет рассчитывать на устойчивость экономического развития.

За последние десять лет объемы валового сбережения снизились в 2,6 раза, нарушилась пропорция между накоплением и инвестициями. Минимизация инвестиций привела к тому, что к началу 2003 г. износ основных фондов в промышленности достиг 60%.

Продолжает увеличиваться разрыв в показателях, иллюстрирующих уровень развития регионов РФ, наиболее всего обострился диспаритет между развитием московского мегаполиса и других регионов России. По данным Госкомстата, население Москвы составляет 5,8% населения России, в Москве производится менее 2% объема промышленного производства, но при этом в ней сосредоточено 66% объема иностранных инвестиций, 22,7% годового объема денежных доходов населения от доходов населения России и до 60% всех российских денег.

Фактически все прибыльные предприятия России контролируются из Москвы, это облегчается сращиванием политической, финансовой и промышленной олигархии. Все контролирующие и разрешительные функции сосредоточены в институтах и структурах Москвы (выделение квот, госзаказов, инвестиций, лицензирование и т.п.).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Увеличивается пропасть между уровнем развития центра и периферийных регионов, богатейшие регионы Сибири и Дальнего

Востока фактически превратились в сырьевые придатки центра.

Проблемы России отягощаются природными ограничениями. Основная часть российских регионов расположена в холодных климатических зонах, в связи с чем существенно увеличиваются расходы на освоение территории, воспроизводство рабочей силы, производство продукции и услуг. Почти 75% территории России относится либо приравнивается к зонам Крайнего Севера, на данных территориях официально установлены специальные надбавки к заработной плате. На основных территориях России преобладают суммарные годовые температуры 8000—20 000 оС. По общепризнанной мировым сообществом шкале территории с суммарной годовой температурой менее 20 000 оС признаются нерентабельными для земледелия, лишь 11 регионов России по данной шкале считаются зоной нормального земледелия.

Низкие температуры оказывают воздействие на все сферы человеческой деятельности и влияют на повышение расходов, жизнеобеспечение систем различных уровней, в частности существенно повышаются следующие расходы:

— расходы энергии на обогрев зданий и сооружений;

— расходы на строительные и конструкционные материалы;

— расходы на содержание всех видов зданий и инженерных сооружений, быстрее разрушаемых из-за низких температур либо их перепадов;

— расходы на содержание дорожнотранспортной сети;

— расходы на сельское хозяйство;

— расходы на калорийное питание;

— расходы на одежду и обувь;

— расходы на оздоровление, лечение и отдых населения;

— расходы на предотвращение и ликвидацию оледенений, снежных заносов и лавин, паводковых наводнений и т.п.

Долгие ожидания иностранных инвестиций в российскую экономику не увенчались успехом не только из-за нестабильности правовой базы в России, но и из-за низкой эффективности вложений в экономику Рос-

В. И. САМАРУХА, Е. М. ХИТРОВА, Л. В. ГУЛЯЕВА

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

сии по природно-климатическим параметрам. Иностранцам гораздо выгоднее размещать производство товаров в теплых азиатских странах, нежели в России (да и отечественные инвестиции перетекают за границу в больших объемах во многом из-за этих причин).

В последнее время обострилась проблема конкурентоспособности России, причем не только конкурентоспособности бизнеса, но и конкурентоспособности государственного управления.

Большим плюсом является осознание Правительством РФ необходимости развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.). Главной целью программы развития является фор-

мирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамического роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения.

Программа предусматривает такие направления развития экономики, как:

— диверсификация структуры экономики и повышение ее конкурентоспособности;

— развитие финансовой инфраструктуры;

— развитие инфраструктуры рынка земли;

— реформирование инфраструктурных монополий (электроэнергетики, железнодорожного транспорта, газовой отрасли);

— реформа системы государственного управления.

В. И. САМАРУХА

проректор по научной работе БГУЭП, доктор экономических наук, профессор

Е. М. ХИТРОВА

кандидат экономических наук, старший преподаватель БГУЭП

Л. В. ГУЛЯЕВА

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

аспирант БГУЭП

МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В России в последнее десятилетие происходит сложный процесс преобразования как политической, так и экономической систем. Одним из главных изменений, произошедших со страной, является качественное усиление ее экономической зависимости от внешнеэкономических связей. С переходом к рыночной экономике в России резко расширился круг проблем, связанных с вопросами обеспечения экономической безопасности. Под экономической безопасностью территориального образования (субъекта Федерации) следует понимать совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики региона, определенную экономическую независи-

мость от финансовой помощи федерального центра. Россия в данный период находится в очень сложных условиях: к экономическому кризису добавляется непростая демографическая ситуация. С точки зрения экономической безопасности наше государство давно уже вышло за пределы безопасного состояния.

С учетом условий и реальной ситуации в российской экономике проблемы экономической безопасности, роль государственного регулирования, поиск методов и направлений защиты экономики для России и ее регионов как никогда остры и актуальны и нуждаются в новых исследованиях и выработке научно обоснованных рекомендаций их развития и совершенствования в процессе реализации.