Научная статья на тему 'Краткий исторический очерк развития эпидемиологии'

Краткий исторический очерк развития эпидемиологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4315
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оралова К.А., Кишкентаева С.К., Атаханова К.Ч.

Эпидемиология ( эпидемия имеющая всенародное распространение, логос учение) общемедицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний различной этиологии с целью разработки профилактических мероприятий. Предметом изучения эпидемиологии является заболеваемость совокупность случаев болезни на определенной территории в определенное время среди определенной группы населения. За весь период развития после ошеломляющих открытий в области микробиологии, эпидемиология сформировалась как наука, изучающая закономерности эпидемического процесса в интересах его ликвидации и профилактики. По мере расширения границ профилактики за пределы инфекционной патологии возникла потребность в популяционном подходе при изучении не только инфекционных, но и неинфекционных заболеваний (клиническая эпидемиология).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткий исторический очерк развития эпидемиологии»

УДК 616-036.22

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИИ

1 К.А. Оралова, 1 С.К. Кишкентаева,2 К.Ч. Атаханова 1РГП на ПХВ «Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии», г. Астана 2 ГККП «Городская больница № 2», г. Астана

Эпидемиология (эпидемия - имеющая всенародное распространение, логос - учение) — общемедицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний различной этиологии с целью разработки профилактических мероприятий. Предметом изучения эпидемиологии является заболеваемость — совокупность случаев болезни на определенной территории в определенное время среди определенной группы населения. За весь период развития после ошеломляющих открытий в области микробиологии, эпидемиология сформировалась как наука, изучающая закономерности эпидемического процесса в интересах его ликвидации и профилактики. По мере расширения границ профилактики за пределы инфекционной патологии возникла потребность в популяционном подходе при изучении не только инфекционных, но и неинфекционных заболеваний (клиническая эпидемиология).

Цель эпидемиологии заключается в выявлении закономерностей возникновения, распространения и предотвращения болезней человека и разработке мер профилактики и борьбы с ними (Покровский В. И., Болотовский В. М., Зарицкий А. И. и др., 1993).

Задачи эпидемиологии сводятся (Покровский В. И., Болотовский В. М., Зарицкий А. И. и др., 1993):

• к определению медицинской и социально-экономической значимости болезни, её места в структуре патологии населения

• изучению закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам и т. п.), по территории и среди различных групп населения (возрастных, половых, профессиональных и т. д.)

• выявлению причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни

• разработке рекомендаций по оптимизации профилактики и наконец, к разработке прогноза распространения изучаемой болезни.

Объектом эпидемиологии инфекционных болезней является эпидемический процесс, особенности его развития и формы проявления.

Предметом эпидемиологии являются:

• процесс возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей (в популяции)

• состояние здоровья (невозможность возникновения и распространения патологических состояний).

Эпидемиологический метод — специфическая совокупность приемов и способов, предназначенных для изучения причин возникновения и распространения любых патологических состояний в популяции людей (включает наблюдение, обследование, историческое и географическое описание, сопоставление, эксперимент, статистический и логический анализ).

Основоположником эпидемиологии как науки по праву считается Гиппократ (460—370 д.н. э.) Сочинения Гиппократа «Семь книг об эпидемиях», «О воздухе, водах и местностях» донесли до нашего времени его передовые и гениальные взгляды. По словам Башенина В.А. (1882—1977): «В течение почти 2 тысяч лет по эпидемиологии не было высказано более оригинальных научных взглядов, чем взгляды Гиппократа». Со времен Гиппократа под словом «эпидемия» понимали массовые заболевания среди людей, которые могли включать болезни инфекционной и неинфекционной природы. Конечно, в древние и средние века эпидемии в основном являлись результатом распространения заразных заболеваний, хотя представления о том, что такое зараза, и как она проникает в организм, были различными. Ещё в древности возникли две теории развития эпидемий. Первая теория, выдвинутая Гиппократом, предполагала, что причиной эпидемий является проникновение в организм людей неких веществ — миазмов, находящихся в воздухе или в почве, в частности, в болотистых местах. Согласно этому представлению, вдыхание миазм большим количеством людей приводит к возникновению массовой заболеваемости. Эта точка зрения обосновывалась на наблюдениях, когда возможность заражения пострадавших от других больных проследить не удавалось. По-видимому, не случайно и упоминание о болотистых местах: вполне вероятно, что речь шла о наблюдениях в очагах малярии, при которой невозможно проследить заразность больного, т.к. больной непосредственной угрозы для окружающих не представляет.

Вторая теория предполагала, что причиной развития эпидемий является распространение среди людей живого болезнетворного агента. Впервые эту точку зрения высказал древнегреческий мыс-

литель Аристотель (IV век д.н.э.). Древнеримский ученый Марк Теренций Варрон (116-27 д.н.э.) дал название этому предполагаемому агенту - «Contagium vivum».

По существу, как показал исторический опыт, эта гениальная догадка предопределила весь ход развития эпидемиологии, базировалась она на очевидной заразности больных при чуме, натуральной оспе и других широко распространенных в то время смертельно опасных заболеваниях.

В эпоху Возрождения контагионистическая гипотеза получила развитие в трудах итальянского врача Джироламо Фракасторо (1478-1553). Он опубликовал книгу «Siphilides Libris III» (откуда и название болезни — сифилис), в которой сформулировал положение о заразности больного для других. Поскольку при венерических заболеваниях проследить контакты с больным не трудно, в книге были представлены неопровержимые доказательства в пользу контагионистической теории. Надо отметить, что это была важнейшая веха в понимании сути эпидемий. Последовательным сторонником этой гипотезы был основоположник русской школы эпидемиологии Д.С. Самойлович (1724—1810). Труды Самойловича по чуме были признаны всеми учеными Европы, и он был избран членом различных иностранных Академий. Д.С. Самойлович первый в мире пытался применить микроскоп для обнаружения предполагаемого возбудителя чумы. К сожалению, разрешающая способность имевшегося в то время микроскопа и техника микроскопирования не позволили получить положительного результата. Нет сомнения, что постоянная дискуссия контагионистов и сторонников миазматической теории послужили толчком к дальнейшему развитию эпидемиологической науки.

Следующим, причем решающим этапом в познании внутренней сущности эпидемии, стали великие микробиологические открытия и достижения второй половины XIX века, которым предшествовало открытие микробов (А. Левенгук, 1632—1723). Исследования Луи Пастера (1822—1895), Роберта Коха (1843—1910) и целой плеяды их учеников определили не только торжество контагионистической теории в эпидемиологии, но и привели к разработке множества практических мер в борьбе с заразными заболеваниями. Благодаря их открытиям возникли современная диагностика заболеваний, использование дезинфекции, разработка и введение в широкую практику специфической иммунопрофилактики с помощью вакцин и сывороток и многое другое, без чего немыслимо представить существование медицины в - целом.

Ярый поборник контагионистической теории в эпидемиологии, английский врач Джон Сноу (XIX век) стал широко известен благодаря своему практическому применению теории - а именно, расследованию причин эпидемии холеры в Лондоне. Целью великолепного эксперимента, проведенного Д. Сноу, было выяснение путей передачи холеры. Он обратил внимание на то, что один и тот же район Лондона снабжали водой две разные водопроводные компании, причем обе эти компании забирали воду из реки Темзы в тех местах, которые могли подвергаться заражению стоками из городской канализации. Однако в 1892 г. после эпидемии холеры, одна из этих компаний, «Ламбет компани», перенесла свою водоочистительную систему выше по течению, там, где не было стоков лондонской канализации, в то время как другая, «Саутворк энд Воксхолл компани», оставила все как было. Обе компании поставляли питьевую воду в один и тот же район города. Часто, отдельный дом пользовался источником водоснабжения, которым не пользовались соседние дома. Между людьми, получающими воду из источников различных компаний, не было различий ни в положении, ни в профессии. Данные эксперимента оказались грандиозными! Не менее 300 тысяч людей обоих полов, всех возрастов и профессий, всех уровней и общественных положений — от знати до самых бедных слоев населения Лондона были разделены смелым исследователем на две группы (негласно).

Одна группа людей получала воду с примесью лондонской канализации и со всем, что могло попасть в Темзу от больных холерой, другая же группа людей получала воду, совершенно свободную от такого загрязнения. Нужно было только выяснить источник снабжения водой каждого отдельного дома, в котором могла произойти фатальная вспышка холеры. Выполнение этой задачи требовало свести воедино информацию двух типов: случаи холеры и источник водоснабжения.

Смертность в домах, обслуживаемых «Саутворк энд Воксхолл компани», оказалась в 9 раз выше (!), чем в домах, обслуживаемых «Ламбет компани»! Более того, последующие эпидемии холеры четко подтвердили значимость питьевого источника водоснабжения. Что послужило лишним аргументом в пользу значения развивающегося эпидемиологического направления науки - как науки о предотвращении эпидемий.

Существенный вклад в изучение эпидемий и в борьбу с ними внесли русские ученые и врачи. Это было обусловлено историческими особенностями развития общества в России. Частые войны на территориях с природными очагами инфекций, низкий экономический уровень жизни и прозябание в нищете значительной части населения, все это вкупе вело к возникновению и распространению эпидемий многих заразных заболеваний (сыпной и брюшной тиф, натуральная оспа, кишечные инфекции, холера, трахома и многие другие). Много усилий в борьбе с эпидемиями внесла сформировавшаяся в то время земская медицина, её известные, а также многие забытые деятели, которые скромно выполняли свой долг, часто с опасностью для собственной жизни. Первая мировая война, последовавшие затем две революции, гражданская война, экономическая разруха, голод привели к невиданному до сих пор распространению различных эпидемий. Так, по далеко не полным данным, заболеваемость в России только сыпным тифом в 1919 г. составила 2743, а в 1920 г. — 2550 на 100 тысяч населения.

Именно в этих условиях в 1920 г. в г. Одессе была создана первая в мире кафедра эпидемиологии (Новороссийский университет). Её организатор — выдающийся ученый и активный практический деятель Д. К. Заболотный (1866—1929), который ещё до войны осуществил неоднократные, весьма успешные экспедиционные исследования в очагах чумы. Ему принадлежит открытие природных очагов этой болезни. Д. К. Заболотный написал первый учебник по эпидемиологии, создал русскую школу эпидемиологов, к которой принадлежали Л. В. Громашевский, М. Н. Соловьев и другие, внесшие в последующем огромный вклад в развитие эпидемиологии. Д. К. Заболотный по праву считается основоположником русской и советской школы эпидемиологии.

Сложившаяся в стране эпидемическая ситуация нуждалась в фундаментальной теоретической базе как для научных исследований, так и для практической работы. Одним из основных её создателей стал Л. В. Громашевский (1887—1980), сформулировавший учение об эпидемическом процессе, в частности, о механизме передачи. В последующем большой вклад в развитие науки и практики внесли многие ученые и практические работники. Е.Н. Павловский (1884—1966) создал теорию природной очаговости ряда инфекционных заболеваний, согласно которой обеспечивается стойкое сохранение возбудителя.

В.А. Башенин (1882—1977), соавтор открытия безжелтушного лептоспироза, рассматривал эпидемиологию как науку, предназначенную для изучения всех заболеваний, а не только инфекционных. А.А. Смородинцев открыл очаги японского энцефалита в стране, руководил изучением этиологии, клиники и эпидемиологии геморрагической лихорадки с почечным синдромом в очагах, впервые обнаруженных в стране, установил вирусную природу заболевания, доказал роль мышевидных грызунов как источников инфекции. Кроме того, он создал вакцины для специфической профилактики гриппа, клещевого и японского энцефалитов, кори, паротита, краснухи. В. М. Жданов сформулировал стройную систему понимания эволюции заразных заболеваний, значительны его успехи в эпидемиологии вирусных инфекций. В. Д. Беляков (1921—1997) создал теорию саморегуляции эпидемического процесса.

Такова, вкратце, история становления увлекательной науки - эпидемиологии, которая продолжает свое развитие и сейчас, во благо всей медицины.

Литература

1. Беляков В. Д., Яфаев Р. Х. Эпидемиология, М.: Медицина, 1989. — 416 с.

2. Зуева Л. П., Яфаев Р. Х. Эпидемиология, СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2005. — 752 с.

3. Олейникова Е. В., Зуева Л. П., Нагорный С. В. Экологическая эпидемиология — одно из важнейших направлений эпидемиологической науки // Проблемы современной эпидемиологии. Перспективные средства и методы лабораторной диагностики и профилактики актуальных инфекций: труды Всероссийской научной конференции 19-20 ноября 2009 года. — Санкт-Петербург, 2009. — 370 с.

4. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней: В 2 т. Т. I / В. М. Болотовский, А. М. Зарицкий, А. И. Кондрусев и др. Под ред. В. И. Покровского, М.: Медицина, 1993. - 464 с.

5. Исхаков В. П. К методологии эпидемиологического изучения эндогенных психозов. Журн. Невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1986, т.86, в.8, с.1180-1186.

6. Исхаков В. П. О причинно-временном направлении в эпидемиологии и многолетних циклах рождения больных эндогенными психозами. Журнал Невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1989, т.89, в.4, с.110-118.

7. Исхаков В. П. К оценке нового хроноэпидемиологического метода исследования солнечно-земных связей. //Космос и мировая история. Матер. Междунар.научной конференции. М.: ИИКЦ «Эльф-3», РБФ «Гелиос», 2002, с.195-198.

8. Исхаков В. П. О причинном фазово-пространственном анализе заболеваний в педиатрии. Матер. V съезда педиатров Республики Узбекистан. Ташкент, 2004, с 128—129.

9. Исхаков В.П. Фазово-пространственный и пространственный подходы и методы в изучении причин популяционных явлений. Международный журнал «Психология и соционика». Киев, 2009, № 11, стр.18-34.

10. Исхаков В.П., Исхаков В.В. Новые методы контроля репрезентативности материалов в причинной фазово-пространственной эпидемиологии. Международный журнал «Психология и соционика». Киев, 2010, № 2, стр.7-15

УДК 616.21/.22.616.28

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИЙ

Г.С. Сагатова Клиника «Интертич», г. Астана

До сих пор бытует мнение о том, что метод кохлеарной имплантации заключается лишь в проведении оперативного вмешательства, после которого пациент мгновенно обретает способность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.