Научная статья
УДК 930
DOI 10.52070/2500-347Х_2022_2_847_115
Краткий исторический обзор дачного строительства XVШ-XX вв.
Е. А. Левицкая
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
Аннотация. Отличительной особенностью российской культуры является наличие более чем у 60-процентно-
го городского населения дачных участков. Возникшие при Петре I и к середине XX в. охватившие всю территорию страны дачи представляют собой неотъемлемый компонент повседневной жизни и быта россиян. Однако, несмотря масштабность дачи как явления, история дачного строительства недостаточно изучена. В качестве методов исследования данной работы были использованы описание, анализ и обобщение научной, справочной и художественной литературы, и в результате был составлен краткий исторический обзор дачного строительства XVNI-XX вв.
Ключевые слова: дача, дачное строительство, история дачного строительства, концепция «городов-садов», социальная функция дачи, «дачный пояс», сохранение дачного наследия, пригородные территории
Для цитирования: Левицкая Е. А. Краткий исторический обзор дачного строительства XVШ-XX вв. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 2(847). С. 115-120. DOI 10.52070/2500-347Х_2022_2_847_115
Original article
A Brief Overview of the History of Dacha Construction of the XVIII-XX Centuries
Evgeniya A. Levitskaya
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia [email protected]
Abstract.
Keywords:
For citation:
A distinctive feature of Russian culture is that more than sixty per cent of the urban population have dachas. The dachas, which emerged under Peter the Great and by the mid-20th century covered the whole territory of the country, are an integral component of everyday life and everyday life of Russians. However, despite the scale of the dacha as a phenomenon, the history of dacha construction has not been sufficiently studied. The present article uses such research methods as description, analysis and synthesis of scientific, reference and fiction literature, and as a result a brief historical overview of dacha construction in the XVIII-XX centuries was compiled.
dacha, dacha construction, history of dacha construction, concept of «garden cities», social function of dacha, "dacha belt", conservation of dacha heritage, suburban areas.
Levitskaya, E. A. (2022). A brief overview of the history of dacha construction of the XVIII-XX centuries. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 2(847), 115-120. 10.52070/2500-347X_2022_2_847_115
ВВЕДЕНИЕ
Дача, являясь местом отдыха городских жителей, присутствует в жизни населения Российской Федерации практически повсеместно. Дачным настроением пропитано множество произведений русской литературы и искусства, а дачная культура в целом олицетворяет национальный менталитет и образ жизни. Дачи представляют собой предмет исследования разных наук, и, по мнению ученых, являются особым отечественным социокультурным феноменом, истории и философскому смыслу которого в нашей стране уделяется недостаточно внимания [Джанджугазова, 2010; Браде, 2014; Нефедова, Савчук, 2014; Трейвиш, 2014].
Данное исследование направлено на анализ научных работ, посвященных даче как национальному явлению и созданию исторической справки его становления и развития. Поставленная цель достигается благодаря подробному изучению литературы о дачном строительстве XVШ-XX вв. и ее аналитическому разбору.
Наибольший вклад в данную статью внесли публикации таких известных отечественных и зарубежных специалистов в области истории, географии, туризма, страноведения и краеведения и во многом «дачеведения», как И. Браде, Е. Джанджугазова, Т. Нефедова, А. Трейвиш и О. Черных.
Авторы в своих работах поднимают вопросы не только истории дачного строительства в разных регионах России, но также делают акцент на колоссальной значимости русской дачи в жизни человека и в период Российской империи, и в период Советского Союза. С течением времени роль дачи была неоднократно трансформирована, однако всегда оставалась стратегически важной для всего общества, чем и были обусловлены основные этапы, принципы и места развертывания дачного строительства.
ИСТОРИЯ ДАЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В XVIII веке
Получившее распространение в «позднем» СССР по всей территории нашей страны, изначально дачное движение зародилось в Санкт-Петербурге [Черных, 2020]. Обосновывается это переездом бывшей московской элиты в новую, северную, относительно урбанизированную столицу и желанием сохранить привычный образ жизни в подмосковных имениях.
Определяемое в период царствования императора Петра I как земля, дарованная князем, и связанное с глаголами «дать» и «давать», слово «дача» уже во второй половине XIX в. приобрело современный смысл, а дачи окончательно были
преобразованы в неотъемлемый компонент жизни состоятельной части общества и интеллигенции [Фурман, 1842].
Если говорить про московский регион и прилегающие к нему области, то, безусловно, с точки зрения доступности и демократичности дачных участков лидирует Владимирская область. Объясняется это тем фактом, что несколько десятилетий по маршруту Москва - Колымский край пролегал Большой Сибирский тракт, по дорогам которого в XVIII-XIX вв. этапировали политических заключенных и каторжан, а Золотые ворота во Владимире служили «парадным входом» в ссылку. В связи с этим обеспеченная часть населения страны предпочитала другие местности для дачного отдыха, а людям с невысоким доходом приходилось строить дачи в менее дорогих районах, соседствующих с Большим «кандальным» путем [Бойко, 2012].
Разумеется, в XVIII в. в большинстве случаев дачи могли себе позволить лишь дворяне или приближенные к дому Романовых. Тем не мене к концу столетия представители купечества, мещанства, духовенства и казачества следовали примеру высшего привилегированного сословия и также приобретали участки для отдыха вдали от шумных городов. Однако если в прошлом переезд царской фамилии или зажиточных семей в пригород можно было объяснить банальными вопросами санитарного и медицинского свойств, то в XX в. это уже приобретает несколько иной характер и становится временем возникновения «фазенд».
ИСТОРИЯ ДАЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В XIX веке
Широкое распространение дач и дачных поселков в пригородах Москвы относится к середине XIX в. Первые московские дачи были дислоцированы по берегам Яузы или Москвы-реки, что, может быть, обусловлено желанием их владельцев иметь загородное жилье «на воде». Немногим позже возведение дачных хозяйств было развернуто в Новогиреево, Петровском парке, Сокольниках и в других бывших окраинах современной столицы, а следы этих построек можно наблюдать до сих пор.
Интенсивному строительству дачных поселков и временному выезду городского населения за пределы своих городов также способствовала новомодная по тем временам идея «городов-садов» английского философа и социолога-утописта Эбенизера Говарда, получившая распространение и подвергаемая бурному обсуждению на рубеже XIX-XX вв. [Говард, 1911]. Однако распространять данное суждение на всю территорию России не
всегда представляется возможным, так как развитие дачного строительства столичных регионов и Дальнего Востока различаются кардинально. Разумеется, данная концепция нашла свое истинное воплощение в Великобритании, Австралии, Германии и Израиле, а в России она была адаптирована под дачное движение, имеющее с градостроительной концепцией множество общих черт.
За несколько десятилетий XIX в. изменился социальный статус дачника. Если в 1801-1850 гг. покупка и строительство дач - это привилегия в большинстве своем представителей дворянского рода, то начиная с 1860-х гг. дачи стали появляться в собственности у купцов, промышленников, интеллигенции и служащих, что, разумеется, доказывает перемены, происходившие в то время в социально-экономической жизни страны [Джан-джугазова, 2010].
Форсированное строительство железнодорожных магистралей и шоссейных дорог к концу столетия не только отразилось на стремительности возникновения дачных мест, но и способствовало изменению их дислокации на карте страны [Павлова, 1997]. Например, возникновение дачных домовладений в таких бывших пригородах Москвы, как Останкино, Химки, Петровско-Разумовское, Лосиноостровская или Пушкино, связано с развитием путей сообщения.
Рост дачного строительства привлек к себе внимание органов местного самоуправления, земств, которые в целях обеспечения противопожарной безопасности разрабатывали специальные правила по обязательной ширине дорог и дроблению территорий на кварталы. Очевидно подобные меры в редких случаях предотвращали воспламенения, тем не менее, выступали прообразами первых регулирующих дачный отдых нормативных правовых актов.
Однако нельзя сказать, что распространение дачных поселков по территории России носило планомерный характер. Более того, исследователи дачной жизни обращают внимание, что дачи «разбрасывались» по местностям хаотично, и определить четкую последовательность и логику их распределения даже для современной науки - задача сложная [Нащокина, 1994].
ИСТОРИЯ ДАЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В XX веке
На рубеже XIX-XX вв. дачники интегрировали в себе черты всех сословий, существовавших в последние десятилетия Российской империи, выступали мощным, подчиненным особым устоям
и традициям движением и позиционировали себя как влюбленных в «русскую дачу» представителей особых социальных категорий [Джанджугазова, 2010].
Удивительным образом, пусть и не без доли иронии, ярко и точно наступивший одновременно с научно-техническим прогрессом «дачный бум» описал и спрогнозировал в своей лирической комедии «Вишневый сад» А. П. Чехов: «...До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще и дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным.» [цит. по: Чехов, 2017].
Подходя к разбору цитаты знаменитого русского писателя с точки зрения ретроспективного анализа, напрашивается закономерный вывод, что он был абсолютно прав, так как в конечном итоге усадебная культура трансформировалась в культуру дачную. Более того, «русская дача» как повсеместное явление, стало наследником усадебного образа жизни с его отличительными чертами и особенностями.
После революции 1917 г. дачи в большинстве своем перестали быть собственностью одного человека или одной семьи. Многие дачные участки были национализированы и стали использоваться в качестве санаториев, профилакториев и домов отдыха [Щепеткова, 2018]. Личные дачи были, во-первых, у представителей высшего советского руководства, а, во-вторых, выдавались в пользование особо отличившимся деятелям науки и культуры и отличникам труда.
Таким образом, например, был заселен поселок Переделкино. Считается, что И. В. Сталин приказал составить перечень из нескольких десятков самых талантливых и достойных советских писателей и выдать им по дачному участку в будущем элитном поселке Подмосковья [Венявкин, 2021]. В разные годы в Переделкине жили Б. Л. Пастернак, К. И. Чуковский, К. Г Паустовский, Б. А. Ахмадулина, Б. Ш. Окуджава, Е. А. Евтушенко, Ф. А. Искандер, А. Н. Рыбаков и другие всемирно известные литераторы.
Смена окружающей действительности и отдых вблизи природных достопримечательностей являются ключевыми составляющими столь колоссальной популярности дачного отдыха. Однако потребность в выращивании сельскохозяйственных угодий также способствовала форсированному дачному строительству, особенно в советское время.
Так, в 1949 г. в связи с принятием Советом Министров СССР постановления «О коллективном
и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» было интенсифицировано развитие личного и коллективного садоводства. Более того, во времена хрущевской «оттепели» дачное строительство развивалось и распространялось по территории Союза еще с большей скоростью ввиду серьезных сложностей с продовольствием [Олейник, Гладкий 2016].
К классическим в своем роде принято относить «Писательские дачи» в Переделкине, Кратове или поселок художников на Соколе. Однако историческое дачное строительство было распространено не только в пределах крупных городов, например, Санкт-Петербурга или Москвы, но и на территориях многих областей Российской Федерации. Таким образом, это представляет собой не только огромный пласт для исследования историками, культурологами, краеведами и «дачеве-дами», но и возможность для развития въездного туризма и привлечения иностранных туристов в регионы для ознакомления с бытом и жизнью «загородного мира».
Любопытным фактом представляется наличие на карте России сформированных множеством дачных поселков своеобразных «дачных зон», сохраняющих самобытность и неповторимость Москвы и субъектов РФ. Ранее у каждого дачного места была своя особенная черта, выраженная природной достопримечательностью или проведением того или иного праздника, фестиваля или спортивного соревнования.
Являвшиеся в некотором роде дестинациями событийного туризма, такие дачные поселки, как Баковка (в настоящее время - микрорайон города Одинцово), Подосинки или, например, Быково были центрами проведения летних праздников, маскарадов и балов, куда съезжалась увлеченная творческая интеллигенция со всей страны.
В поселок Лосиноостровский тысячи людей приезжали на ярмарочные гуляния и привозили на лечение своих детей в местный санаторий, в Мамонтовку (в настоящее время - микрорайон города Пушкино) - обедать в ресторане «Астория», в Томилино - дегустировать кумыс, а в Малаховку - кататься на конно-железной дороге, пользовавшейся у дачников большой популярностью [Джанджугазова, 2010]. Следовательно, дачные поселки как культурно-развлекательные и оздоровительные центры занимали почетное место в жизни людей из соседних городов и регионов.
Более того, на дачах кипела не только культурно-творческая, но и спортивная жизнь. Любители активных видов спорта приезжали в Лосиноостровскую для занятия «сокольской» гимнастикой, в Косино и Сходню - для участия в футбольных
матчах, в Клязьму - для катания на велосипедах по специально обустроенным трассам.
Конец XX в. характеризуется тем фактом, что на законодательном уровне было введено понятие «дачное хозяйство», определяемое как некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства1. Следовательно, дачникам было разрешено кооперироваться на законных основаниях, например, в СНТ (садовые некоммерческие товарищества) или ОНТ (огороднические некоммерческие товарищества) для решения своих бытовых проблем и централизованного подхода при создании комфортных условий дачного отдыха.
Важнейшей особенностью дачного строительства конца 2-го тысячелетия является возвращение товарно-денежных отношений, вместе с которыми даче как таковой была возвращена первоначальная функция: места отдыха и восстановления здоровья. С развалом СССР советская дача претерпела изменения, но не вернулась в рамки классической «русской дачи» или «фазенды», столь любимых миллионами наших соотечественников, а стала феноменом новой России в восприятии загородной жизни и дачной повседневности, которую на западный манер назвали «коттеджной» [Олейник, Гладкий, 2016].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день большинство старых дачных мест оказались внутри больших городов и мегаполисов, что, с точки зрения многих историков и краеведов, негативным образом сказывается на их сохранении как объектов историко-культурного наследия тех времен. В Москве к ним принято относить Сокольники, Перово, Новогиреево, Сокол или район Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева.
К сожалению, сотни образцов классической «русской дачи» сгорели или рассыпались под воздействием времени, были разграблены или трансформированы в постоянное жилье, а их владельцы погибли или эмигрировали. Однако туристы, исследователи и все интересующиеся могут познакомиться поближе с дачной жизнью конца XIX -начала XX вв., посетив Малаховку, Салтыковку,
1Федеральный закон Российской Федерации «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/12111288/
Тарасовку, Переделкино, Перловку, Кратово или Новогиреево - близ Москвы.
Со стародачными местами в других субъектах России дела обстоят сложнее, так как они редко связаны с именами известных людей, а популяризаторская деятельность органами региональной власти, средствами массовой информации или, например, деятелями туристского бизнеса практически не проводится. Тем не менее особенности возникновения и развития дачной культуры в классическом ее понимании на территории всей страны схожи с ее особенностями возникновения и развития в московском регионе или вокруг северной столицы.
Таким образом, принято выделять следующие этапы дачного строительства:
1. Появление первых дач в Санкт-Петербурге и в его пригородах, в Москве и области, а также в регионах Российской империи. Первый этап охватывает годы с начала XVIII в. до XX столетия, когда произошел коренной перелом в социально-экономическом и политическом режимах страны.
2. В конце 1990 - начале 2000-х гг. классические дачи преобразовывались в массовую
коттеджную застройку, в случаях, если владельцы имели уровень дохода «выше среднего» и «высокий». Ими были заняты наиболее ценные земли в пригородных зонах, преимущества которых были выражены в выгодном географическом положении и развитой инфраструктуре. Процесс формирования коттеджных поселков еще не завершен. Вполне возможно, что в будущем они также станут частью всем понятной и наполненной глубоким смыслом «русской дачи», однако на сегодняшний день они не обладают ни социально-экономическим, ни культурно-философским смыслом, а являются лишь типом загородного жилья нового, стремительно развивающегося века.
Подводя итог, отметим, что дача, дачная культура и дачное хозяйство по своей роли в повседневной жизни граждан России - это один из важнейших институтов российского общества. Эволюция дачи как социокультурного феномена, института и второго жилья продолжается и попадает под влияние множества факторов. Тем не менее не поддается сомнению, что в будущем дачи по-прежнему будут объединять людей всех возрастов, мировоззрений и уровней дохода.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Браде И. Между дачей и фешенебельной резиденцией. Взгляд с запада // Известия Российской Академии Наук. Серия географическая. 2014. № 4. С. 33-38.
2. Джанджугазова Е. А. Дачная культура или национальные особенности отдыха // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. №2. С. 80-84.
3. Нефедова Т. Г., Савчук И. Г. Второе загородное жилье горожан в России и Украине: эволюция дач и тренды их современных изменений // Известия Российской Академии Наук. Серия географическая. 2014. № 4. С. 39-48.
4. Трейвиш А.И. «Дачеведение» как наука о втором доме на Западе и в России // Известия Российской Академии Наук. Серия географическая. 2014. № 4. С. 22-32.
5. Черных О. И. Русская дача как социально-культурный феномен // Преподаватель года-2020. 2020. С. 185-194.
6. Фурман П. Р. Энциклопедия русского городского и сельского хозяина - архитектора, садовода, землемера, мебельщика и машиниста. СПб. : В. Поляков, 1842.
7. Бойко В. П. Роль московско-сибирского тракта в хозяйственном и культурном развитии Сибири XIX в. // Вестник Томского Государственного университета. История. 2012. №2(18). С. 45-48.
8. Говард Э. Города будущего. СПб. : Общественная польза, 1911.
9. Павлова Т. Г. К истории подмосковных дач // Московский журнал. 1997. С. 53-56.
10. Нащокина М. В. Гости съезжались на дачу // Памятники Отечества. 1994. № 1-2. С. 192.
11. Чехов А. П. Вишневый сад. М. : Эксмо, 2017.
12. Щепеткова И. О. Пермские дачи: история и характерные особенности // Географический вестник Пермского государственного национального исследовательского университета. 2018. № 2(45). С. 71-87.
13. Венявкин И. История Переделкина в 15 цитатах // Электронный журнал «Arzamas». URL: https://arzamas. academy/materials/2301
14. Олейник В. Д., Гладкий А. В. Этапы развития и стадии формирования пригородных зон // Псковский регионо-логический журнал. 2016. № 1(25). С. 31-44.
REFERENCES
1. Brade, I. (2014). Between dacha and up-market residency. View from the west. Izvestia of Russian Academy of Sciences. Geographic series, 4, 33-38. (In Russ.)
2. Dzhandzhugazova, E. A. (2010). Dacha culture or national holiday features. Current service and tourism issues, 2, 80-84. (In Russ.)
3. Nefedova, T. G., Savchuk I. G. (2014). Second exurban residences of citizens in Russia and Ukraine: evolution of dachas and trends of their post-soviet changes. Izvestia of Russian Academy of Sciences. Geographic series, 4, 39-48. (In Russ.)
4. Treivish, A. I. (2014). Dacha studies" as a science on second home in the west and in Russia. Izvestia of Russian Academy of Sciences. Geographic series, 4, 22-32. (In Russ.)
5. Chernykh, O. I. (2020). The Russian dacha as a socio-cultural phenomenon. Teacher of the Year-2020, 185-194. (In Russ.)
6. Furman, P. R. (1842). Entsiklopediya russkogo gorodskogo i sel'skogo khozyaina - arkhitektora, sadovoda, zemlemera, mebel'shchika i mashinista (Encyclopaedia of the Russian urban and rural master - architect, gardener, surveyor, furniture maker and machinist). St. Peterburg : V. Polyakov. (In Russ.)
7. Boyko, V. P. (2012). The role of moskow-siberian tract in economic and cultural development of siberia in the XIX century. Vestnik of Tomsk State University. History, 2(18), 45-48. (In Russ.)
8. Govard, E. (1911). Goroda budushchego (Cities of the future). St. Peterburg : Obshchestvennaya pol'za. (In Russ.)
9. Pavlova, T. G. (1997). Towards a history of dachas near Moscow. Moscow magazine, 53-56. (In Russ.)
10. Nashchokina, M. V. (1994). Guests were coming to dacha. Monuments of the Fatherland, 1-2, 192. (In Russ.)
11. Chekhov, A. P. (2017). Vishnevyi sad (The Cherry Orchard). Moscow : Eksmo. (In Russ.)
12. Shchepetkova, I. O. (2018). Perm dachas: history and characteristic features. Geographical Vestnik of Perm State National Research University, 2(45), 71-87. (In Russ.)
13. Venyavkin, I. The history of Peredelkino in 15 quotations. Electronic journal «Arzamas». https://arzamas.academy/ materials/2301 (In Russ.)
14. Oleynyk, V. D., Gladkey, A. V. (2016). Stages of formation and development of suburban areas. Pskov journal of regional studies, 1(25), 31-44. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Левицкая Евгения Александровна
Студентка II курса магистратуры направления подготовки «Туризм» Российского государственного гуманитарного университета
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Levitskaya Evgeniya Alexandrovna
Master degree 2nd year student of educational program «Tourism», Russian State University for the Humanities
Статья поступила в редакцию 03.03.2022 одобрена после рецензирования 07.04.2022 принята к публикации 14.06.2022
The article was submitted 03.03.2022 approved after rewiewing 07.04.2022 accepted for publication 14.06.2022