►егионалмстика
В 1МГг E
/A J
V - ■ (?iV■-¿'ft p'-J-i:- Eiii IV 4,
irw
Iv Jj I
/ / ^/""'Щф
VD^-EaL
V.4
МОШКОВ Анатолий Владимирович
Доктор географических наук, заведующий лабораторией
Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, ул. Радио, 7
Владивосток, Россия, 690041
MOSHKOV
Anatoly
Vladimirovich
Doctor of geography, head of laboratory Pacific Institute of Geography FEB RAS, 7, Radio Street, Vladivostok, Russia, 690041
© Мошков А.В., 2014
РЕЦЕНЗИЯ *
УДК 911.3 (571.6)
КРАТКИЕ ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ АТЛАСА «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ»
THE SHORT NOTES ABOUT «ECONOMIC SPACE OF FAR EAST FEDERAL DISTRICT ON GEOGRAPHICAL MAPS»
Об экономическом пространстве много чего написано, но автор данной рецензии ещё не встречал атласа, авторы которого бы ставили себе целью «воспроизведение и описание экономического пространства Дальневосточного федерального округа» [14, с.4].
Не мудрствуя лукаво, авторы рецензируемой работы рассматривают экономическое пространство как «пространственную проекцию экономики, в данном случае экономики ДФО» [14, с.4]. Наверное, и академик П.А. Минакир, ответственный редактор, и Д.С. Вишневский и А.Н. Демьяненко, авторы большинства текстов и карт, представленных в атласе, могли бы дать и более строгое определение экономического пространства.
Впрочем, позиция упомянутых исследователей относительно того, что есть экономическое пространство, уже была изложена ими в целом ряде публикаций (см., например: [5-7, 11]). К тому же есть и другие подходы к определению экономического пространства; в частности, и в настоящее время представляет интерес определение пространственной организации экономики, данное Э.Б. Алаевым [1]. Но вряд ли детальные теоретические изыскания были бы уместны в атласе, ориентированном на то, чтобы содержащиеся в нём картографические и текстовые материалы использовались «региональными органами управления и власти, а также научно-исследовательскими и проектными организациями» [14, с.4].
Научная новизна рассматриваемой работы заключается в решении частной научной задачи - в проведении анализа
а
IV д| |
I.
природно-хозяйственных и социально-экономических процессов, протекающих на территории Дальневосточного федерального округа, а также в его субъектах, и на этой основе - в выявлении сущностных свойств экономического пространства (неоднородности, иерархичности, характера взаимодействия с другими видами социального пространства и природной среды) с использованием методов экономического картографирования.
Многоуровневость проведённого исследования объясняет структуру атласа, который содержит две группы карт, объединённых в соответствующие разделы: «Обзорные карты ДФО» и «Карты субъектов РФ». В первой группе карт большое внимание уделено картографической оценке природных условий жизни населения и экономической деятельности в ДФО. Для количественной оценки биоклиматических условий авторы предлагают использовать индекс влажного ветрового охлаждения по Хиллу (индекс Хилла), который позволяет отразить особенности пространственной неоднородности условий проживания или степени комфортности проживания населения на территории ДФО1. Однако, на наш взгляд, кроме индекса ветрового охлаждения по Хиллу, следует использовать интегральный показатель комфортности проживания населения, с использованием совокупности биоклиматических индексов2.
Следует положительно отметить использование авторами для характеристики степени агрессивности природной среды по отношению к экономике и жизнедеятельности населения такие природные яв-
1 В этой связи не совсем понятно, почему в атласе не нашлось места для картосхем ДФО, составленных на основе расчёта индекса Хилла. Хотя такие картосхемы были в своё время сделаны [2].
2 Сводка биоклиматических показателей, равно как
и показателей, описывающих пространственную дифференциацию комфортности / дискомфортности жизнедеятельности населения, содержится, в частности, в [2].
а-».' .
ления как вулканические процессы, сейсмичность и цунами, многолетнюю мерзлоту и т. д., которые действительно могут существенно ухудшить условия хозяйственной деятельности и даже представляют угрозу жизни и здоровью населения ДФО.
Представленные в атласе оценки базируются на статистических материалах Росстата России и данных территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по субъектам Дальневосточного федерального округа. Размещённые в атласе диаграммы и графики иллюстрируют динамику показателей социально-экономического состояния как Дальневосточного федерального округа в целом, так и входящих в него субъектов РФ. Практическая значимость атласа заключается в том, что он даёт пользователю возможность визуализации информации, отражающей как экономические структуры, сформировавшиеся на территории ДФО, так и природные и социальные условия, в которых эти структуры функционируют.
При этом следует отметить, что отсутствие в атласе карт экономического районирования территории и акваторий ДФО значительно снижает возможность использования рецензируемой работы как инструмента социально-экономического прогнозирования перспектив развития ДФО и его отдельных субъектов3.
Основной принцип, закладываемый в основу экономического районирования -это достижение определённой целостности экономических районов. В этом случае основой экономического района становится территориальная хозяйственная система, состоящая из сочетания территориальных структур хозяйства. В последних можно выделить звенья, составляющие специали-
Это тем более удивительно, что в последние годы было предпринято несколько опытов по экономическому районированию ДФО [6; 7], а дальневосточными исследователями выполнены монографические исследования по теоретическим и общим вопросам экономического районирования [9; 12].
а
IV д| |
I.
зацию района, а также обслуживающие структуры [3]. Экономическое районирование как разделение территории в соответствии с её экономико-географическими свойствами, природно-ресурсным и социально-экономическим потенциалом определяет общие наиболее устойчивые контуры географического разделения труда и специализации, основные черты межрайонных связей выделяемых экономических районов. В этой связи экономическое районирование задаёт основные направления развития территориальных структур хозяйства и населения, и является основой упорядочения административно-территориального устройства.
В настоящее время основным объектом территориального управления являются административно-территориальные образования - от низовых муниципальных до мезорайонов уровня субъектов Российской Федерации. Выделение всей иерархии экономических районов следует рассматривать и как основу формирования сетки административно-территориальных единиц соответствующих уровней. В то же время в экономическом районировании следует учитывать и новые явления в социально-экономическом развитии страны [9; 12]. В частности, следует уделять больше внимания изучению роли природных ресурсов в оценке перспектив развития восточных территорий России, в обеспечении стратегической геополитической задачи - лидерства страны в мировой экономике. При этом важно учитывать «природные возможности» территории, в том числе природные ресурсы, географическое положение, традиционное природопользование, национальный состав, многообразие культурных традиций и т.д. [13].
По мнению М.Т. Романова [12], формулируя новые подходы (принципы) к экономическому районированию весьма специфичного российского Дальнего Востока в изменившихся политико-экономических условиях в стране, следует исходить из того, что сетка районов должна
обеспечивать приближение их к финансовой, ресурсной, структурной самодостаточности в целях устойчивого функционирования и повышения уровня жизни населения. Она должна быть унифицированной и обеспечивать интегральную «равновесность» формируемых в их пределах субъектов по основным характеристикам: размерам занимаемой территории, экономическому и демографическому потенциалам.
Рецензент уделил столь много внимания проблеме экономического районирования Дальнего Востока вовсе не для того, чтобы попенять авторам атласа, что они не уделили этой проблеме должного места, но исключительно по причине её значимости для понимания структуры экономического пространства. Хотя справедливости ради следует отметить, во-первых, последовательное использование авторами атласа инструментария экономического зонирования и, во-вторых, выявление и картографирование «ареалов концентрации экономической деятельности», которые во второй части атласа нередко рассматриваются как актуальные или потенциальные ядра экономических районов1.
И завершая тему экономического районирования, рецензент отдаёт себе отчёт в том, что авторы атласа вполне могли исходить из другого посыла, а именно: схем экономического районирования, пригодного на все случаи жизни, просто не существует. Экономическое районирование всегда выстраивается под вполне определённую цель, иначе говоря, бесцельного районирования не бывает [9].
1 При этом авторы атласа, возможно, зря отказались от картографирования прогнозных состояний экономического пространства в целом и его отдельных элементов, например, таких, как экономические центры. Хотя в уже упоминавшихся работах [3; 6; 7; 12], выполненных в том числе и авторами атласа, содержатся не только описания тенденций пространственного развития экономики, но и даётся описание возможных состояний территориальной организации экономики Дальнего Востока.
а
IV д| |
I.
Следовательно, карты в совокупности с сопровождающими их текстами могут послужить для пользователей атласа полезным материалом при формировании гипотез относительно будущего состояния пространственной организации экономики региона, в том числе и при разработке схем как интегрального, так и частных видов экономического районирования.
Что же касается содержания карт атласа и сопроводительных текстов, то они просто хороши. Программа атласа, получившая отражение в его структуре и системе условных обозначений, логична и адекватна тем задачам, которые ставили перед собой авторы рецензируемого картографического произведения.
Предпринятый авторами синтез огромных объёмов статистической информации и информации, содержащейся в работах экономистов, географов и демографов, посвящённых Дальнему Востоку, позволяет им выйти на интересные выводы и обобщения относительно современного состояния хозяйственных структур пространственной экономики Дальневосточного федерального округа.
В частности, делимитация экономического пространства в пределах макрорегиона, каковым является ДФО, на макроэкономические зоны и макроэкономические сектора предоставляет возможность по новому осветить проблему однородности / неоднородности экономического пространства как начального этапа разработки стратегий макрорегиона.
Обобщение и визуализация информации о состоянии природной среды, демографической и социально-экономической ситуации в макрорегионе свидетельствует о том, что междисциплинарный синтез в исследовании экономического пространства не просто желателен, но и возможен1. Как раз методы традиционного экономического картографирования могут
1 О необходимости и возможных направлениях такого синтеза см. [11].
служить одним из инструментов обеспечения такого синтеза.
Атлас можно рекомендовать специалистам, занимающимся изучением проблем территориального развития и управления в Дальневосточном федеральном округе. Атлас особенно актуален в свете того большого интереса со стороны федеральных властей, который они проявляют к развитию Дальневосточного федерального округа, а со стороны ведущих российских и зарубежных компаний - к освоению богатейшего потенциала этого региона.
В заключение: с глубоким сожалением рецензент отмечает, что рассматриваемая работа стала для Д.С. Вишневского последним завершённым трудом, поэтому посчитал своим долгом обратить внимание читателей на «Избранные труды» [4], в которые вошли не только основные работы Д. С. Вишневского, но и очерк, посвящён-ный его научному творчеству [8].
Список литературы
1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. 350 с.
2. Андреев С.С. Интегральная оценка климатической комфортности на примере территории Южного Федерального округа России. СПб.: РГГМУ, 2012. 262 с.
3. Бакланов П.Я., Мошков А.В., РомановМ. Т. Территориальные структуры хозяйства и экономические районы в долгосрочном развитии российского Дальнего Востока // Вестник ДВО РАН. 2011. № 2. С. 18-28.
4. Вишневский Д.С. Избранные труды. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2013. 320 с.
5. Вишневский Д. С., Демьяненко А.Н. Макроэкономическое зонирование как метод регионального стратегического анализа: Дальний Восток России // Пространственная экономика. 2010. № 4. С. 6-31.
6. Вишневский Д.С., Демьяненко А.Н. Внутрирегиональное разнообразие // Тихоокеанская Россия - 2030: сценарное прогнозирование регионального развития / под ред. П. А. Мина-кира. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2010.
J
Iегианааистика
К-ТГГ !■■
-мщу
шж
\\\
/А
и £
.л/
.чу
VD^-EaL
С.148-168.
7. Демьяненко А.Н. Пространственная дифференциация условий экономического освоения и развития // Синтез научно-технических и экономических прогнозов: Тихоокеанская Россия - 2050 / под ред. П.А. Минакира, В.И. Сер-гиенко. Владивосток: Дальнаука, 2011. С. 675704.
8. Демьяненко А.Н. Очерк научной и педагогической деятельности // Вишневский Д.С. Избранные труды. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2013. С. 12-21.
9. Демьяненко А.Н. Экономическое районирование: вопросы теории и истории. Ч. I. Хабаровск: Хабаровская краевая типография, 2010. 224 с.
10. Демьяненко А.Н., Демьяненко Н.А. Опыт количественной оценки биоклиматических условий для целей регионального стратегиро-вания (на примере Дальнего Востока) // Пространственная экономика. 2012. № 4. С. 138154.
11. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Общественное развитие: междисциплинарное взаимодействие пространственных проекций // Пространственная экономика. 2011. № 4. С. 124134.
12. Романов М.Т. Территориальное устройство хозяйства и населения на Российском Дальнем Востоке. Владивосток, Дальнаука, 2004. 232 с.
13. Тулохонов А. К. Политическая география Северной Азии в условиях глобализации. Улан-Удэ: ЭКОС, 2014. 256 с.
14. Экономическое пространство Дальневосточного федерального округа в географических картах: научно-справочный атлас / отв. ред. П.А. Минакир. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2013. 36 с.
References
1. Alaev A.B. Socioeconomic Geography: Conceptual-Terminological Dictionary. Moscow, 1983. 250 p. (In Russian)
2. Andreev S.S. Integrated Evaluation of Climatic Comfort on the Example of the Territory of the Southern Federal District of Russia. S.-Petersburg, 2012. 262 p. (In Russian)
3. Baklanov P.Ya., Moshkov A.V., Roma-
• ' • — ti f J . ■ .J'".- ! , . VrJ i -mJS-.- J- . V I *
nov M.T. Territorial Structures of Economy and Economic Regions in the Long-term Development of the Russian Far East. Vestnik Dalnevostoch-nogo otdelenia Rossiiskoy academii nauk [Letters of the FEB RAS]. 2011. No. 2. Pp. 18-28. (In Russian)
4. Vishnevskiy D.S. Selected Works. Khabarovsk, 2013. 320 p. (In Russian)
5. Vishnevskiy D.S., Demyanenko A.N. Mac-roeconomic Zoning as a Method of Strategic Analysis: the Russian Far East. Prostranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2010. No. 4. Pp. 6-31. (In Russian)
6. Vishnevskiy D.S., Demyanenko A.N. IntraRegional Diversification. In: The Pacific Russia -2030: Scenario Forecasting for Regional Development. Ed. by P.A. Minakir. Khabarovsk, 2010. Pp. 148-168. (In Russian)
7. Demyanenko A.N. Spatial Differentiation of the Conditions for Economic Development and Growth. In: The Synthesis of Scientific-Technological and Economic Forecasts: Pacific Russia - 2050. Ed. by P.A. Minakir, V.I. Ser-gienko. Vladivostok, 2011. Pp. 675-704. (In Russian)
8. Demyanenko A.N. An Essay of the Scientific and Pedagogical Activities. In: Vishnevskiy D.S. Selected Works. Khabarovsk, 2013. Pp. 12-21. (In Russian)
9. Demyanenko A.N. Economic Zoning: Questions of Theory and History. Part I. Khabarovsk, 2010. 224 p. (In Russian)
10. Demyanenko A.N., Demyanenko N.A. The Experience of Quantitative Evaluation of Biocli-matic Conditions for the Regional Strategy Objectives (on the Example of the Russian Far East). Prostranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2012. No. 4. Pp. 138-154. (In Russian)
11. Minakir P.A., Demyanenko A.N. Social Development: Interdisciplinary Interactions of Spatial Projections. Prostranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2011. No. 4. Pp. 124-134. (In Russian)
12. Romanov M.T. The Territorial Organization of Economy and Population in the Russian Far East. Vladivostok, 2004. (In Russian)
13. Tulokhonov A.K. Political Geography of Northern Asia in the Conditions of Globalization. Ulan-Ude, 2014. 256 p. (In Russian)
■ iSii-.-u
\ J r^J.
рЕНГГ 1£
кегионалмстика
ЧЛ R V^
ШШВШ&
i^rfe'i iv.
mm
.Л/
// ff &A
LL-ErU
14. Economic Space of Far East Federal District on Geographical Maps: Scientific-Reference Atlas. Ed. by P.A. Minakir. Khabarovsk, 2013. 36 p. (In Russian)
Q ЛЛУ 11 si
For citing:
Moshkov A.V. The Short Notes about «Economic Space of Far East Federal District on Geographical Maps». Regionalistica [Region-alistics]. 2014. Vol. 1. No. 1. Pp. 126-131. (In Russian)
Для цитирования:
Мошков А.В. Краткие заметки по поводу атласа «Экономическое пространство Дальневосточного федерального округа в географических картах» // Регионалистика. 2014. Т. 1. № 1. С. 126-131.