Научная статья на тему 'Краткие имена прилагательные в предложениях с семантикой характеризации'

Краткие имена прилагательные в предложениях с семантикой характеризации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
310
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краткое прилагательное / семантика характеризации / adjective / sentences to characterize personal
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the use of adjectives in sentences to characterize personal traits. Such sentences are productively used in speech. Being full-fledged sentences to express all aspects of personal trait characterization.

Текст научной работы на тему «Краткие имена прилагательные в предложениях с семантикой характеризации»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 23 2011

УДК 81.26

КРАТКИЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С СЕМАНТИКОЙ ХАРАКТЕРИЗАЦИИ

© о. В. НЕЧАЕВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра русского языка и методики преподавания русского языка e-mail: olganec1970@mail.ru

Нечаева О. В. - Краткие имена прилагательные в предложениях с семантикой характеризации // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 203-204. - В статье анализируется использование кратких прилагательных в предложениях с семантикой характеризации. Данный тип предложений продуктивно функционирует в информативном речевом регистре. Они способны выражать разнообразные аспекты характеристики субъекта речи. Ключевые слова: краткое прилагательное, семантика характеризации.

Nechajewa O. V. - Use of adjectives In sentences to characterize personal traits // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.

im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. Р. 203-204. - The article analyses the use of adjectives in sentences to characterize personal traits. Such sentences are productively used in speech. Being full-fledged sentences to express all aspects of personal trait characterization.

Keywords: adjective, sentences to characterize personal.

Краткое прилагательное характеризуется «смешением» глагольных и именных форм. В лингвистической литературе вопрос о грамматическом статусе краткого прилагательного не решен однозначно. Традиционно краткое прилагательное считается формой полного. А.М. Пешковский, Е.М. Галкина-Федорук, определяя краткое прилагательное как форму полного, отмечают, однако, их серьезные отличия в плане их грамматического поведения. В.В. Виноградов считал, что кратким прилагательным присущи категории наклонения и времени, оформленные с помощью «морфемы времени и наклонения», то есть связки. В наличии этих категорий В.В.Виноградов видит тяготение к выходу за пределы категории прилагательного.

По-иному определен грамматический статус краткого прилагательного в работах В.Н. Мигирина и П.А. Леканта. Опираясь на уникальность категориального значения (качественное состояние), П.А. Лекант рассматривает краткое прилагательное (предикатив) как самостоятельную часть речи, беспадежную, при-связочную и имеющую формы наклонения, времени и лица. Связочные единицы актуализируют различные значения и оттенки модальной семантики двусоставных неглагольных предложений типа *Ребенок послушен.

Внутри класса двусоставных предложений выделяются глагольный и неглагольный подклассы, существенно различающиеся между собой как грамматическими, так и семантическими характеристиками.

Функционально-коммуникативный подход к анализу

предложения, предложенный Г.А. Золотовой, позволил на основании понятия синтаксемы и ее функций в предложении выделить следующие типы русского предложения: глагольные, адъективные, субстантивные, наречные, квантитативные.

Для предложений с прилагательным (адъек-тивом) в роли именной части сказуемого основным типовым значением является семантика характеризации. Сложная организация семантики предложения позволяет изучать ее с разных сторон и на разных уровнях абстракции, поэтому один из определяющих семантических терминов - семантическая структура предложения - неоднозначно понимается лингвистами. В широком понимании семантическая структура предложения - это целостный, но структурированный смысл предложения, представленный в виде системы таких понятий, как пропозиция, структурная схема предложения и контекстные смыслы. В узком понимании термин семантическая структура предложения употребляется для обозначения типовой семантики предложения, представленной в языке в виде модели предложения.

Типовым значением семантики структурной схемы предложений с адъективом в роли именной части сказуемого является семантика характеризации. Тип предложений характеризации понимается лингвистами по-разному. К нему практически могут быть отнесены все предложения, если считать характеризацией приписывание предмету предикативного при-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 23 2011 г.

знака (Н.Д. Арутюнова). Предложения характеризации выражают логическое суждение. В классическом случае их субъект относится к конкретному предмету, классу предметов или части класса, а предикат выражает признак, свойство, действие, состояние, процесс, принадлежность к классу, местопребывание предмета, его оценку, данную под тем или иным углом зрения, отношение к другим предметам, время (если субъект обозначает событие) и многое другое.

нам необходимо рассмотреть типовое значение субстантивно-адъективных русских предложений, поэтому важнейшее значение приобретают частные значения, семантические модели.

нередко такие предложения приобретают дополнительные, новые смыслы ввиду обнаружения позиций личности говорящего. Роль говорящего в неглагольных предложениях оказывается боле важной, значительной, чем в неглагольных предложениях. Именно говорящий осуществляет логические операции с одним или двумя объектами действительности -отождествляет, сравнивает. Характеризует, оценивает, формирует и выражает отношения между этими объектами. Позиция говорящего эксплицируется в грамматической и семантической структуре. При этом компонент смысла может быть выражен эксплицитно или имплицитно: Для меня ты слишком дорог. Чудесен зимний денек!

В первом примере субъект оценки выражен словоформой для меня, местоимением первого лица в форме родительного падежа с предлогом. Это типичный способ представления субъекта оценки. Во втором предложении оценка представлена говорящим как объективная, как общепринятая, субъект оценки не назван, позиция выражена имплицитно, говорящий согласен с оценкой.

Существует система типовых средств выражения значения субъекта оценки, характеризации: вводные конструкции со значением лица, определенные предложно-падежные формы местоимений и существительных: Как говорят местные жители, леший зол на непрошеных гостей. Я, с их точки зрения, еще молод для управления крупной компанией. Как считают начинающие челноки, торговля легка и прибыльна.

Отсутствие эксплицитно выраженных субъектов оценки в неглагольных предложениях значимо: в этом случае субъектом оценки выступает сам говорящий.

Внутри типовых значений характеризации наиболее продуктивно используются предложения со значением характеристики лица. Она может быть основана автором на разных показателях, прежде всего, на внешнем восприятии. Характеристика лица по внешнему виду прежде всего опирается на зрительное восприятие, поэтому часты предложения, характеризующие возраст, рост, одежду, наличие отличительных деталей (походка, особенности фигуры, движения, жесты). Характеристика лица по внешнему восприятию

обычно является первым шагом автора к описанию героя произведения: Старший брат худ, лицом черен, бороду бреет (Бунин). Важным может оказаться и возраст героя: Отец уже совсем стар, если не сказать дряхл (Бунин). Анализ языкового материала показывает, что в художественном, публицистическом и мемуарном тексте характеристика лица по возрасту обычно бывает приблизительной и часто совмещается с другими аспектами характеристики.

к числу характеристик по внешнему восприятию относится и описание роста и общего внешнего вида лица (героя). круг прилагательных, используемых в таких конструкциях, довольно ограничен: высокий, низкий, небольшой, маленький, огромный, равный: Ростом братья были почти равны.

При внешнем восприятии лица его отличительными признаками часто становятся отдельные детали внешности: черты лица, фигура, походка, осанка, жестикуляция: Он был угрюм, носат, весь как-то неуклюж (Бунин).

немногочисленны предложения, характеризующие лицо с точки зрения социального статуса, то есть происхождения, социальных связей, общественного положения. Все же более продуктивной является конструкция не с именем прилагательным, а с существительным (модель «из + родительный падеж имени существительного»). Тамарина мама была родом из украинского села. Но конструкции с прилагательным тоже возможны, они говорят о материальном и общественном положении героя: Он богат, сановит, крокодильей кожи кошелек его полон кредитками и выигрышными билетами (Бунин).

Многие предложения с семантикой характеризации дают представление и о внутренних чертах героя. Прежде всего это состояние, где разграничиваются физическая, интеллектуальная, психическая сферы. Предложения с прилагательными в роли именной части сказуемого могут передавать весь спектр оттенков состояния героя: здоровый, больной, веселый, унылый, задумчивый, счастливый, умный, глупый и т. д.

Перечисленные оттенки семантики характеризации показывают, что это лишь малая часть того огромного круга значений, которые вполне в состоянии передать русские неглагольные предложения. неглагольные предложения ничуть не ущербны по сравнению с глагольными предложениями, круг их возможных значений очень широк, эти предложения успешно функционируют в речи, преимущественно в ее информативном регистре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Золотова Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М., 1998.

2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.