Антипов Б.В. ©
Кандидат сельскохозяйственных наук, главный инженер ООО «Арсенал»
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕРБИЦИДОВ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
РОССИИ
Аннотация
В статье изложена краткая история возникновения, становления и развития химического метода борьбы с нежелательной растительностью на железных дорогах России
Ключевые слова: гербициды, история, железные дороги Keywords: herbicides, history, railways
С упразднением (IV кв. 2011 г.) Дистанций защитных лесонасаждений железных дорог непрофильные виды работ, в том числе в области борьбы с нежелательной растительностью на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД», переданы организациям -аутсорсерам [1]. Не во всех имеются специалисты в области гербологии, не все знают историю возникновения, становления и развития химического метода борьбы. В то же время общеизвестно, что последняя является одной из мотиваций эффективного и качественного труда.
Химический метод борьбы с растительностью на железнодорожных путях начал применяться с 30-х годов прошлого столетия. На балластной призме земляного полотна в качестве гербицидов использовались отходы металлургической промышленности, такие как сульфамат аммония (норма 250-300 кг/га) и роданистые соли (200-800 кг/га.). С помощью специальных поездов их рабочие жидкости из расчета 1500 л/га буквально «выливались» на железнодорожные пути [2]. Отсюда поезда получали название «поливочные». Разбрызгивающие рабочую жидкость наконечники щелевого типа поливочных поездов можно сейчас увидеть на отдельных автомобилях, убирающих улицы городов от пыли и грязи.
В те же годы применение неорганических гербицидов было сведено к нулю по причине увеличения их рабочими жидкостями электропроводности балластного слоя. Эффект последнего приводил к нарушению работы рельсовой цепи - основного элемента автоматической блокировки, автоматической локомотивной сигнализации, электрической централизации стрелок и сигналов. Альтернативой неорганическим гербицидам стали препараты органического синтеза. Их появление на железных дорогах МПС следует отнести к 1963 году (в США - 1943 г.). У истоков стояли научные сотрудники Лаборатории защитных лесонасаждений Отделения организации и механизации путевых работ Центрального НИИ МПС под руководством Н.Т. Макарычева. Большой научный вклад по теме № И-259 «Разработка методов создания и эксплуатации специальных защитных лесных насаждений на железнодорожном транспорте, а также химических способов борьбы с растительностью на пути» (Государственная регистрация № 76035062) в период с 1963 по 1978 г.г. внесла к.б.н. Н.М. Панкратовой. На железнодорожных путях Московской, Октябрьской, Львовской, Прибалтийской и ЮжноУральской железных дорог МПС было испытано свыше 30 препаратов обладающих гербицидной активностью. В сравнении с неорганическими гербицидами были испытаны 2-КФ (2,3,6-трихлорбензойная кислота), Азаплант-комби, Атразин, Бутиловый эфир 2,4-Д, Далапон, Диурон, Монурон, Пропазин, Реглон, Симазин, Трихлорацетат натрия. Также
©© Антипов Б.В., 2012 г.
апробировались баковые смеси на основе Бутилового эфира 2,4-Д с Далапоном, Симазином и Трихлорацетатом натрия. Результаты первых опытов показали 100% техническую эффективность гербицидов органического синтеза, норма применения которых была ниже перед Сульфаматом аммония от 4-х (Трихлорацетат натрия) до 30 раз (Далапон).
Вместе с Н.М. Панкратовой эффективность гербицидов в защитных лесонасаждениях и технической полосе отвода железных дорог изучал А.И. Проволович, путевой опрыскиватель ОПГ-1 ЦНИИ проектировал А.А. Лаубган [3].
Наряду с химическими препаратами отечественного производства испытывались опытные партии зарубежных гербицидов. Образцы предоставлялись соответствующими лабораториями ВНИИзащиты растений (ВИЗР) и ВНИИ химических средств защиты растений (ВНИИХСЗР), Ленинградским НИИ лесного хозяйства (ЛЕННИИЛХ).
На период 1970/1975 г. г. МПС принимает решение о ежегодной централизованной закупке Бутилового эфира 2,4-Д, Симазина и Трихлорацетата натрия [4]. Одновременно развернулись работы по строительству 222-х складов для хранения гербицидов по типовым проектам № 705-2-9 и № 7-05-527 Минского филиала Центрального института типового проектирования. Было организовано производство 647 навесных опрыскивающих устройств на железнодорожном ходу по чертежам № 0831-000-00 ПКБ Управления пути МПС и чертежам Свердловского завода. Санитарный надзор за работой при уничтожении растительности химическим методом осуществлялся в соответствии с Методическими указаниям ВНИИ железнодорожной гигиены [5]. Одновременно на железных дорогах были организованы ежегодные курсы по повышению квалификации работников служб и дистанций пути, занятых на работах по химическому уничтожению растительности на пути. В отраслевой печати стал освещаться опыт применении гербицидов в других странах [6 и другие].
В таких условиях до начала 80-х годов прошлого столетия осуществлялся оборот гербицидов в системе железных дорог МПС. В указанный период времени ассортимент гербицидов состоял преимущественно из препаратов, проявляющих по отношению к растениям избирательное (селективное) действие. Они числились в списках препаратов разрешенных для сельского и лесного хозяйства [7, 8], но применялись в повышенных дозировках согласно регламентам МПС. В списке были и общеистребительного действия препараты: Полидим, Тордон 22К (Хлорамп). Они по своей технической эффективности превосходили гербициды избирательного действия.
К концу 80-х годов перестали на железные дороги поступать селективные препараты из числа производных алифатических карбоновых кислот (Далапон, Трихлорацетат натрия), производных хлорфеноксикарбоновых кислот (2,4-ДА, Бутапон, Октапон, Малолетучие эфиры 2,4-Д), производных триазина (Симазин, Атразин, Пропазин) и производных мочевины (Фенурон, Диурон, Монурон), было в стране свернуто производство общеистребительных гербицидов. Как результат на железнодорожных путях вспыхнул «зелёный пожар». Нежелательная растительность стала помехой в организации поездной работы, обеспечения безопасности и бесперебойности перевозочного процесса в целом.
Для решения задачи искоренения и предотвращения появления на пути и в полосе отвода нежелательной растительности, своей разработки действующие вещества (ДВ) и оригинальные препараты предложили железнодорожникам для апробации американские фирмы Монсанто, Цианамид, немецкая фирма Хехст АГ и ряд других зарубежных компаний.
На заседании Госхимкомиссии при Совете Министров СССР от 13 марта 1990 г., где автор присутствовал в качестве приглашенного лица, было рекомендовано МПС: «пересмотреть ассортимент гербицидов и арборицидов, использующихся на сети
железных дорог для борьбы с сорной травянистой и нежелательной древесно-кустарниковой растительностью».
По итогам полевых опытов на железных дорогах в 1992 году был разрешен общеистребительный препарат с торговым названием Раундап производства ф. Монсанто (США). В 1994 году государственную регистрацию получил общеистребительный гербицид с торговым названием Арсенал, 25% ВК, производства «Цианамид» (США). В 1997 году в коммунальном хозяйстве страны были разрешены для борьбы с травой на трамвайных и железнодорожных путях гербициды с торговыми названиями: Арсенал, ВК 250 г/л; Глиалка, ВР 360 г/л; Глисол, ВР 360 г/л; Нитосорг ВР 360 г/л; Раундап ВР 360 г/л; Ураган, ВР 360 г /кг и другие. Это дало возможность работникам дистанций пути железных дорог обрабатывать балластную призму в черте городов и муниципальных поселений.
В системе МПС первая у фирмы «Цианамид» (США) централизованная закупка гербицида Арсенала осуществилась в 1996 году [9]. Самостоятельно железные дороги осуществляли у фирмы «Монсанто» закупку Раундапа, зарегистрированного в 1991 году для применения на землях несельскохозяйственного пользования.
К началу XXI века список разрешенных к применению общеистребительных препаратов стал общим для всего народного хозяйства страны и к 2008 году количество разрешенных общеистребительных гербицидов, в том числе для железных дорог, увеличилось до 31 торгового наименования препаратов, созданных на основе 4-х ДВ. Так на основе глифосата был представлен 21 препарат, соответственно имазапира - 5, сульфометурон-метила - 3, на основе дикамбы - 2 препарата. Регламент и технология их применения содержатся в действующих документах [10,11]
Ежегодные затраты ОАО «РЖД» только на закупку гербицидов составляют свыше 360 млн. руб. Так в период 2007-2011 г.г. было централизованным порядком приобретено препаратов на основе имидозалинона - 143,4 тыс. л, глифосата - 227,4 тыс. л, сульфометурон-метила - 3,72 тыс. л. В основном это препараты-дженейрики, завезенные из Китая фирмами-однодневками.
Отрадно то, что на рынке гербицидов общеистребительного действия появился отечественный производитель - ЗАО Фирма «Август». По согласованию с ОАО «РЖД» ею в период летних путевых работ 2010/2012 г.г. на сети железных дорог были проведены производственные испытания гербицидов с торговыми названиями Грейдер, Магнум, Торнадо 500.
Грейдер содержит имазапир (250 г/л) и выпускается в форме водно-гликолевого раствора (ВГР). Эта препаративная форма в ряде случаев позволяет использовать неразбавленный гербицид в предзимний и раннеосенний периоды при обработке свежесрубленных пней «опасных» деревьев на просеках ЛЭП. Препарат уничтожает все виды травянистых сорняков, в том числе трудно искореняемых ручной прополкой. Гербицид Магнум содержит метсульфурон-метил (600 г/кг) и выпускается в виде водно-диспергируемых гранул (ВДГ). Из них легко готовится рабочая жидкость поскольку они не осаждаются, что обеспечивает высокое качество опрыскивания. Магнум уничтожает широкий спектр однолетних и многолетних двудольных травянистых растений, как биологических засорителей балласта на железнодорожном пути. Торнадо 500 содержит изопропиламинную соль глифосата кислоты и выпускается в виде водного раствора (ВР). Высокая концентрация ( 500 г/л) действующего вещества в препаративной форме позволяет применять его в меньшей норме расхода, что немаловажно для снижения пестицидной нагрузки на путь. Гербицид высокоэффективен против практически всех видов травянистой и древесно-кустарниковой растительности.
В процессе работы выяснилось, что в условиях железных дорог, когда листья нежелательной растительности загрязняются нефтепрдуктами и мелкими частицами
балластного материала, целесообразно к рабочей жидкости гербицида добавлять адьюванты, способствующие увеличению смачивающей поверхности. Здесь ЗАО Фирма «Август» разработала и предложила железнодорожникам свою разработку с торговым названием Адью.
В условиях сложного типа биологического засорения балластной призмы путей было установлено в полевых опытах, что по сравнению с раздельным применением эффективны баковые смеси гербицидов (таблица). Тем более что на путях в массовом количестве стал появляться мелколепестник канадский (Conyza canadensis L), проявляющий устойчивость к гербицидам на основе имазапира, вьюнок полевой (Convolvulus arvensis L.) -глифосата и метсульфурон-метила.
Таблица - Схема применения гербицидов ЗАО «Фирма Август» при различных типах биологического засорения железнодорожного пути травянистыми сорняками_
Тип биологического засорения пути Грейдер (имазапир) Магнум (метсульфурон- метил) Торнадо (глифосат) Баковая смесь Торнадо + Магнум
Карантинный Вк Ук Ук Вк
1
Сложный малолетне -многолетний двудольно -злаковый Вк Ук Ук Вк
1
Сложный многолетний Вк Ук Ук Вк
1
Стержне-корневой одуванчиковый Ук Ук Нк Вк
1
Корневищный хвощевый Ук Нк Нк Вк
4
Корневищный снытьевый Ук Ук Нк Вк
4
Корнеотпрысковый вьюнковый/льнянковый Ук Нк Нк Вк
4
Корнеотпрысковый вейниковый/тростниковый Ук Ук Нк Вк
4
В егетативно-подвижный Ук Ук Нк Вк
4
Малолетний борщевиковый Вк Ук Ук Вк
4
Малолетний мелколепестниковый Нк Нк Вк Вк
4
Малолетний фиалковый/ крестоцветный Вк Ук Нк Вк
Примечание. Вк - высокое качество (техническая э< )фективность 95-100%); Ук удовлетворительное
качество (техническая эффективность от 75 до 95%); Нк - низкое качество (техническая эффективность до 75%, потребуется повторная обработка); знак <ф> - приоритеты в назначении очередности обработки; разделитель « /» - слово «или».
Таким образом, история применения гербицидов на железных дорогах, начавшаяся в 30-х годах прошлого столетия продолжается и на современном этапе ставка делается на отечественные препараты.
Литература
1. О передаче на сетевой аутсорсинг работ/услуг в области защитного лесоразведения, содержания земельных участков полосы отвода и охранных зон, озеленения и благоустройства, борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах инфраструктуры. / Распоряжение ОАО «РЖД» № 134р от 17.02. 2010 г.
2. Антипов Б.В. Борьба с нежелательной растительностью на железных дорогах России / Д А. Орехов, В.И. Долженко //АГРО XXI. - 1998. - № 4 . - С. 6.
3. Макарычев Н.Т. Четверть века лаборатории живой защиты // Путь и путевое хозяйство. - 1976а. - № 11. - С. 34 - 36.
4. О широком внедрении химических средств для уничтожения растительности на железнодорожном пути /Приказ МПС № 55/ЦЗ от 25.06.1969 г. - М.: Изд. Юридического отдела МПС, 1969 г.
5. Методические указания для санитарных врачей по текущему санитарному надзору за работой с ядохимикатами при уничтожении растительности на путях. ВНИИЖГ МПС. -М., 1968 г.
6. Оборудование для химического уничтожения травы / По материалам Railway Gazette - 1970 - Т. 126 - № 6 и Signal und Schiene - 1970 - № 5-6 //Путь и путевое хозяйство - 1971 - № 1. - С.46-47.
7. Список химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, рекомендованных для применения в сельском хозяйстве на 1979 г. -М., Колос, 1979 г. - 144 с.
8. Список химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками и нежелательной древесно-кустарниковой растительностью, разрешенных для применения в лесном хозяйстве на 1979-1980 годы. - М.: Колос, 1979. -23 с.
9. О внедрении нового высокоэффективного гербицида «Арсенал» для уничтожения растительности на железнодорожном пути /Указание МПС РФ № А 200у от 24.11.1995 г.
10. Антипов Б.В. Техническое руководство по применению гербицидов для борьбы с травой на железнодорожных путях России: утв. Департаментом пути и сооружений МПС России от 23.05.2001 г. - М., 2001 - 44 с.
11. Антипов Б.В. Техническое руководство по применению гербицидов на земельных участках полосы отвода и в охранных зонах высоковольтных линий электропередачи и связи (№ Ц1111-27/18): утв. Департамент пути и сооружений ОАО «РЖД» от 29.10.2008 г. - М.: ООО «Издательство Агрорус», 2008. - 43 с.