Научная статья на тему 'Краткая характеристика профессиональной деформации личности педагога и ее профилактика'

Краткая характеристика профессиональной деформации личности педагога и ее профилактика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная деформация / личность педагога / творчество / использование технических средств / обучения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусенова Гулнора Саиджоновна

В данной статье раскрыта краткая характеристика профессиональной деформации личности педагога и ее профилактика, во многом повышающие значимость педагогического труда и препятствующие выгоранию – творческий рост, повышение уровня заработной платы педагогов, интерес к работе, отношение к труду как к творческому процессу, использование технических средств обучения, осознание полезности труда, стабильность положения педагога в учреждении, дружественный коллектив, хорошие взаимоотношения в семье и высокий уровень ответственности за труд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хусенова Гулнора Саиджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткая характеристика профессиональной деформации личности педагога и ее профилактика»

vocabulary development and reading comprehension: multimedia is one of them. Multimedia refers to computer-based systems that use various types of content, such as text, audio, video, graphics, animation, and interactivity. The key concepts of multimedia are thus 'computer-based' and 'interactive'.

However, not all software for vocabulary development has a multimedia component, and a good example is concordance software, which triggers good results, since it allows for the examination of lexical, syntactic, and semantic patterns in various reading passages and contexts. This type of computer program can be a valuable instructional tool to raises students' awareness of the various types of lexical items in authentic contexts and provides non-threatening classroom experiences giving students opportunities to improve reading and vocabulary. In conclusion, lexis is a very important part of a language. The teachers' responsibility is to follow different procedures and try to make the learning of words as easy as possible for the students.

References

1. LewisM. Teaching phrasal verbs. London: Longman Publishers House, 1998.

2. Sad S. Using Mobile Phone Technology in EFL Classes. English Teaching Forum, 2008.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА Хусенова Г.С.

Хусенова Гулнора Саиджоновна - учитель узбекского языка и литературы, Школа № 40, Гиждуванский район, Бухарская область, Республика Узбекистан

Аннотация. в данной статье раскрыта краткая характеристика профессиональной деформации личности педагога и ее профилактика, во многом повышающие значимость педагогического труда и препятствующие выгоранию - творческий рост, повышение уровня заработной платы педагогов, интерес к работе, отношение к труду как к творческому процессу, использование технических средств обучения, осознание полезности труда, стабильность положения педагога в учреждении, дружественный коллектив, хорошие взаимоотношения в семье и высокий уровень ответственности за труд.

Ключевые слова: профессиональная деформация, личность педагога, творчество, использование технических средств, обучения.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи).

Педагоги, отличавшиеся высокой степенью деформации, имели более низкие показатели личностного адаптационного потенциала, поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости, по сравнению со своими коллегами, обладающими низкой степенью деформации.

Личностная профессиональная деформация может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. [1]

Можно описать профессиональную деформацию педагога следующим образом:

Дидактичность изложения материала. Педагогической издержкой является главенствование объяснительно-иллюстративных методов обучения, когда педагог все объясняет сам на занятиях. Воспитательная работа ограничивается выговором, чтением назидания, нравоучениями. Причём, дидактичность педагога распространяется дальше учебного процесса, она проявляется в семье, в общении с окружающими людьми. Иногда дидактичность приобретает характер профессионального занудства. Согласно исследованиям психологов, наиболее подвержены подобной дидактичности педагоги, преподаватели, учителя технических, естественнонаучных дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет. [4]

Авторитарность, которая проявляется в единоличном осуществлении управления всем учебно-воспитательным процессом. Распоряжения, рекомендации, указания с авторитарными нотками в голосе, назидательные высказывания, обвинения и безапелляционные суждения превалируют в речи педагога, при этом рефлексия, самоанализ педагога снижены.

Демонстративность как качество личности педагога выражается в эмоциональности, желании нравиться, показать себя, быть лидером, вести за собой людей, проявить свои качества и таланты в глазах людей. Несомненно, доля демонстративности, как представителю общественной профессии, педагогу необходима. Но как только она начинает главенствовать над другими личностными характеристиками, определяя стиль поведения, становясь средством самоутверждения, качество и результативность педагогической работы значительно снижается.

Консерватизм педагога как вид профессиональной деформации возникает на фоне постоянно репродуцирования одного итого же учебного материала, форм и методов обучения и воспитания, стереотипов и шаблонов в излагаемом содержании текстов. Последнее позволяет не развивать интеллектуальные силы педагога, нередко на фоне недостаточно критичного отношения к прошлому у педагога возникает нежелание применять инновации в своей деятельности. [2]

Педагогический догматизм и педагогическая индифферентность. Догматизм возникает у педагога благодаря повтору одних и тех же ситуаций, что побуждает его упрощать проблемы, применять одни и те же приемы, игнорируя конкретную сложившуюся ситуацию. Вследствие чего догматизм приводит к завышенной самооценке с одновременным снижением развития общего интеллекта. Наблюдается пренебрежение к научным разработкам, инновациям, психолого-педагогическими теориями. Что касается педагогической индифферентности, то она характеризуется эмоциональной черствостью, игнорированием индивидуальности детей. Индифферентность это- проявление развивающейся с годами усталости и преобладания отрицательного индивидуального взаимодействия с учащимися. Её ещё обозначают термином «авторитарная центрация».

Информационная пассивность относится к деформации педагога в силу его нежелания повышать собственную информационную культуру, узнавать что-то новое, важное, совершенствовать свои профессиональные навыки. Педагог прекращает профессиональное самообразование, самовоспитание после накопления определенного количества необходимых ему знаний, методической базы преподаваемого предмета.

Обученная беспомощность может быть в ситуациях, когда педагог не в состоянии решать собственные проблемы самостоятельно, так как решение дел перестало зависеть от прилагаем им усилий. В данном случае он перекладывает решение своих проблем на ближайших окружающих его людей, открыто демонстрируя собственную беспомощность.

Как видно из перечисленного выше списка деформаций, если педагог будет располагать хотя бы тремя качествами, то он рискует попасть в разряд «тяжёлых и неуживчивых» людей.

Однако, не каждый педагог обладает подобными деформационными качествами. Психологи склонны полагать, что для зарождения и развития деформации у педагога

должна быть предрасположенность к ней: малая адаптация, заниженная самооценка, мотивация избегания неудачи, недостаточный уровень самопринятия.

Предупреждать возможные деформации, кризисы, деструктивные личностные конфликты, содействовать полноценному социальному, профессиональному развитию личности способствует психологическая профилактика.

Основная задача психопрофилактики - создание условий, адекватно реагирующих на проявления кризисов у личности.

Психолого-педагогические технологии во многом создают условия, останавливающие и предотвращающие психологическое напряжение, стрессы, травмы, они создают определенную невосприимчивость к ним. К подобным технологиям можно отнести аутогенную тренировку, осуществляющую саморегуляцию психического и физического состояния человека с целью его релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменять настроение, самочувствие и повысить его работоспособность.

Большое значение для сохранения здоровья и положительного настроя в жизнедеятельности педагога имеют модели преодолевающего поведения. Конструктивными следует считать поиск педагогом социальной поддержки и вступление его в социальный контакт, а также ассертивность (уверенность) в действиях. К неконструктивным моделям поведения можно отнести: асоциальные действия и агрессию, манипуляцию, избегание проблем. Данные модели ведут к профессиональной дезадаптации, профессиональной деформации педагога.

Таким образом, предупреждение профессиональной деформации педагогических работников возможно через освоение приёмов саморегуляции.

Процессы саморегуляции включают управление познавательными функциями, руководят личностью в целом, ее поведением, эмоциями, действиями.

В качестве технологий, которые позволяют контролировать эмоциональное состояние возможно использовать аутотренинг, модели преодолевающего поведения.

Предупреждению эмоционального выгорания педагога способствует выполнение ряда рекомендаций: отдых от работы и других нагрузок, определение краткосрочных и долгосрочных целей, саморегуляция, профессиональное развитие и самосовершенствование, избегание ненужной конкуренции, увлечения, эмоциональное общение, физическая культура, здоровый образ жизни, полноценный сон.

Факторы, во многом повышающие значимость педагогического труда и препятствующие выгоранию - творческий рост, повышение уровня заработной платы педагогов, интерес к работе, отношение к труду как к творческому процессу, использование технических средств обучения, осознание полезности труда, стабильность положения педагога в учреждении, дружественный коллектив, хорошие взаимоотношения в семье и высокий уровень ответственности за труд.

Список литературы

1. Баротов Ш.Р. Социально-психологические и научно-практические основы создания психологической службы в Узбекистане. Автореф. докт. дисс. Тошкент, 1998. 28 с.

2. Баротов Ш.Р. Социалъный Интеллект: Структура и Функции // Психология XXI столетия. Т. 2. Ярославль, 2012. С. 153-158.

3. КлимовЕ.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996. 275 с.

4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.