Научная статья на тему 'КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУРКМЕН (НА ПРИМЕРЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРКМЕНИСТАНЕ)'

КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУРКМЕН (НА ПРИМЕРЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРКМЕНИСТАНЕ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
средства / культуры / традиции / эстетические нормы / means / cultures / traditions / aesthetic norms

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабаева М.К., Атаев С.

Способы и средства, традиционно используемые для ухода за собой составляют отдельный пласт материальной культуры каждой нации. Таящая в себе определенный священный смысл, они отражают традиции, относящиеся к культуре этноса, отношения, сложившиеся между членами всего общества или отдельных социальных групп, и некоторые элементы идеологии верования, эстетические нормы, тех сложившиеся испокон веков представления о прекрасном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEAUTY AND HEALTH ARE AN ESSENTIAL PART OF THE MATERIAL CULTURE OF TURKMEN (BASED ON THE EXAMPLE OF ARCHAEOLOGICAL AND ETHNOGRAPHIC RESEARCH IN TURKMENISTAN)

Methods and means traditionally used for self-care constitute a separate layer of the material culture of each nation. Concealing a certain sacred meaning, they reflect traditions related to the culture of an ethnos, relationships that have developed between members of the entire society or individual social groups, and some elements of the ideology of belief, aesthetic norms, and those ideas about beauty that have developed from time immemorial.

Текст научной работы на тему «КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУРКМЕН (НА ПРИМЕРЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРКМЕНИСТАНЕ)»

УДК 9

Бабаева М.К.,

Преподаватель кафедры общественных наук Туркменского государственного университета имени Махтумкули.

Атаев С.,

Кандидат исторических наук,

Старший преподаватель кафедры археологии и этнологии Туркменского государственного университета имени Махтумкули.

Ашхабад, Туркменистан.

КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУРКМЕН

(НА ПРИМЕРЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРКМЕНИСТАНЕ)

Аннотация

Способы и средства, традиционно используемые для ухода за собой составляют отдельный пласт материальной культуры каждой нации. Таящая в себе определенный священный смысл, они отражают традиции, относящиеся к культуре этноса, отношения, сложившиеся между членами всего общества или отдельных социальных групп, и некоторые элементы идеологии верования, эстетические нормы, тех сложившиеся испокон веков представления о прекрасном.

Ключевые слова: средства, культуры, традиции, эстетические нормы.

Babaeva M. K.,

Lecturer at the Department of Social Sciences Turkmen State University named after Magtymguly.

Ataev S.,

Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer, Department of Archeology and Ethnology Turkmen State University named after Magtymguly.

Ashgabat, Turkmenistan.

BEAUTY AND HEALTH ARE AN ESSENTIAL PART OF THE MATERIAL CULTURE OF TURKMEN (BASED ON THE EXAMPLE OF ARCHAEOLOGICAL AND ETHNOGRAPHIC RESEARCH IN TURKMENISTAN)

Abstract

Methods and means traditionally used for self-care constitute a separate layer of the material culture of each nation. Concealing a certain sacred meaning, they reflect traditions related to the culture of an ethnos, relationships that have developed between members of the entire society or individual social groups, and some elements of the ideology of belief, aesthetic norms, and those ideas about beauty that have developed from time immemorial.

Key words:

means, cultures, traditions, aesthetic norms.

Способы и средства, традиционно используемые для ухода за собой составляют отдельный пласт материальной культуры каждой нации. Таящая в себе определенный священный смысл, они отражают традиции, относящиеся к культуре этноса, отношения, сложившиеся между членами всего общества или

отдельных социальных групп, и некоторые элементы идеологии верования, эстетические нормы, тех сложившиеся испокон веков представления о прекрасном. Поэтому их этнографическое исследование может дать ключ к пониманию мировоззрения народа, его восприятия эстетических идеалов. Все народы мира большое значение придавали нарядам, процессам ухода за собственной внешностью. Уже с древности народы Центральной Азии широко использовали в повседневной жизни средства ухода за собой в качестве надежных письменных источников как произведения Аль-Джами ас-Сахих аль-Хакима ал Термизи Каноны медицины Ибн Сины Целительство пророков Мухаммеда Гаймаз Туркмена Книга тайны тайн Абу Бакра Мухаммед ибн Закария ар Рази. Которые внесли большой вклад в развитие гигиены хирургии фармакологии и лечебной медицины.

Уход женщинами за собственной внешностью, её облагораживание с помощью украшений является древнейшей традицией. Об этом свидетельствует то, что найденные в ходе археологических раскопок фигурки женщин относящиеся к !М векам до н.э., имели изображения украшений бусами и брошью. По сведениям российского ученого С. Лаптева; на территории Туркменистана лазуритовые бусины были найдены в Мервском оазисе, прежде всего в захоронении на памятнике Гонур, а также в Анау, Алтындепе ряде других мест. Бусы из харнеола и стекла и фрагменты стеклянных сосудов найдены, в частности, в старой Нисе.

К прихорашиванию относятся ношение различных украшений, окрашивание лица, глаз, бровей, волос, использование ароматическими средствами, одежда и т.п. Платье из кетени туркмены шили обычно, учитывая национальный покрой. Одежда должна быть красивой, удобной при ходьбе и при этом с воротником, национальными узорами, вышивкой. Женская одежда во всех уголках Туркменистана в основном отмечалось однообразием.

Сурме-черный цвет, наносимый на основание ресниц/глагол сурбмить-наносить сурьму, украшать глаза сурьмой/; сурме чуб- маленькая палочка для нанесения сурьмы в глаза; сурьме-кеш- тот, кто наносит кому-либо сурьму на глаза; сурьме-и дунбаледар-маленькая линия из сурьмы, проведенная за пределами глаз; сурьме-и хифа-сурьма, которая не видна; сурмели сиф-тот, кому нанесена сурьма; сурмедан-шкатулка из дерева или кости предназначенная для хранения сурьмы. Список использованной литературы:

1. Атаев С.К. Бабаева М. Традиции связанные с уходом за собственной внешностью.// Мирас. 2016.№3.

2. Асакура Фумио. Телесная красота японцев.// Вопросы философии. М. 2009.№1.

3. Асатрян Г.С. Обряды детства воспитание детей в традиционной культуре персов// В кн.Этнография детства. М. Наука.1983.

4. Каримов У.И. Неизвестные сочинение ар-Рази Книга тайны тайн Ташкент.1957.

5. Махтумкули. Избранные стихотворения. Ашхабат. Ылым; 2014.

© Бабаева М.К., Атаев С., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.