Научная статья на тему '"КРАСНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОТРЯД" - ОТ ФИЛЬМА К БАЛЕТУ'

"КРАСНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОТРЯД" - ОТ ФИЛЬМА К БАЛЕТУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
162
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЙ БАЛЕТ / ФИЛЬМ / "КРАСНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОТРЯД" / ЛЯН СИНЬ / СЕ ЦЗИНЬ / ХУАН ЦЗУНЬ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чэнь Синьхэн

Статья посвящена истории создания балета «Красный женский отряд». Это произведение, созданное в тяжелое военное время, сегодня стало для китайцев символом силы духа, национального единства и человеческой стойкости. История создания фильма, его переработки в балет и дальнейшего сценического существования в этом качестве показывает, что художественная ценность балета «Красный женский отряд» значительно превышает ограничения, наложенные временем и идеологией, органично вписывая его в общечеловеческое культурное наследие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"КРАСНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОТРЯД" - ОТ ФИЛЬМА К БАЛЕТУ»

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИТАП! ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

«Красный женский отряд» — от фильма к балету

40

Чэнь Синьхэн

Аспирантка кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: 805832307@qq.com

Статья посвящена истории создания балета «Красный женский отряд». Это произведение, созданное в тяжелое военное время, сегодня стало для китайцев символом силы духа, национального единства и человеческой стойкости. История создания фильма, его переработки в балет и дальнейшего сценического существования в этом качестве показывает, что художественная ценность балета «Красный женский отряд» значительно превышает ограничения, наложенные временем и идеологией, органично вписывая его в общечеловеческое культурное наследие. Ключевые слова: китайский балет, фильм, «Красный женский отряд», Лян Синь, Се Цзинь, Хуан Цзунь, Коммунистическая партия Китая

Знаменитый фильм «Красный женский отряд» уже более полувека сохраняет популярность,

являясь источником вдохновения нескольких поколений китайцев. Сценарий фильма был первой «пробой пера» военного журналиста и писателя Лян Синь, ранее никогда не обращавшегося к кинематографу. Лян Синь родился в 1926 году в Фусуи (провинции Цзилинь). В 19 лет вступил в ряды народной армии Китая, участвовал в крупных сражениях, таких как осада Чанчуня, кампания Ляо-янь. Вступив в ряды Коммунистической партии Китая, был назначен командиром роты. После основания Китайской Народной Республики Лян Синь в составе войск продолжал сражаться на Северо-востоке, участвовал в трехлетней войне в сельских районах провинции Гуанси. «У меня в руках и ручка, и пистолет, когда у меня есть свободное время, я пишу военные истории», — говорил о себе Лян Синь [4], который часто публиковал статьи в газетах Центрально-Южного военного округа. В 1953 году наряду с работой в качестве художественного руководителя и секретаря комитета партии Художественного театра этого округа, куда он был переведен, Лян Синь начал регулярно создавать литературные произведения, основанные на историях из жизни армии. «В то время в армии было легко найти солдат и офицеров, но было трудно найти писателя. Сначала мечтой моей жизни было стать хорошим военным дирижером. Но я был переведен в военный Художественный театр для дальнейшей учебы и творчества, и это обусловило мою неразрывную связь с лите-

ратурным искусством», — рассказывал позднее Лян Синь [5].

Летом 1958 года он приехал в командировку на остров Хай-нань. В Департаменте культуры военного отдела случайно обнаружил отчет: «Военная история колонны Цонья», кратко сообщавший о деятельности первой женской военной группировки Китая. Ознакомился Лян Синь и со статьей журналиста Лю Вэнь-цзяо «Красный женский отряд», опубликованной в журнале «Литература и искусство народно-освободительной армии» и подробно описывающей трагические события в 1931 года. Рассказ о жестоком угнетении, героизме участников, восставших на смертельную борьбу против бесчеловечных условий жизни за равенство и справедливость, произвели на Лян Синь очень сильное впечатление. Он начал собирать дополнительные материалы, нашел командира женского отряда Фэн Цзэн-мина и группу женщин-солдат — участниц этих событий: они были рабынями, совершали побеги, были жестоко избиты (у них остались страшные шрамы на теле). Лян Синь посетил те места в тропическом лесу и в бедной деревне, где велись бои с угнетателями. Сбор информации занял более трех месяцев, а затем за четыре дня Лян Синь написал первый вариант сценария.

Вернувшись в Гуанчжоу, он доложил об этом руководству военного округа и отправил на киностудию сценарий, которым заинтересовался известный режиссер Се Цзинь. Он убедил директора Шанхайской кино-

ЧЭНЬ СИНЬХЭН. «КРАСНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОТРПД: ОТ ФИЛЬМА К БАЛЕТУ

студии Тяньма Чэнь Юйтин в необходимости работы над фильмом. После создания съемочной группы ее участники, в том числе Лян Синь, Се Цзинь и Хуан Цзунь (композитор — автор «Песни о женском отряде») отправились в Хайнань для того, чтобы глубже проникнуть в особенности жизни участников тех героических событий, а также доработать и отредактировать сценарий. Перед работой над фильмом участники съемочной группы читали «Отчет о расследовании крестьянского движения Хунань» Мао Цзэдуна и другие его труды о классовой борьбе в Китае. По словам Се Цзиня, «чрезвычайно глубокое и яркое описание Мао Цзэдуном крестьянского движения сыграло позитивную роль в понимании его исторических предпосылок и повлияло на строение сюжета» [4].

Фильм «Красный женский отряд» был снят в 1960 году. Однако в прокат он был выпущен в 1961 году — к 40-летию Коммунистической партии. Фильм сразу же стал национальной сенсацией. В 1962 году китайская киноиндустрия учредила особую премию «Сотня цветов»: первым ее обладателем стал фильм «Красный женский отряд», Се Цзинь был признан лучшим режиссером, исполнительница главной роли Чжу Си-цзюань — лучшей актрисой.

В конце 1963 года премьер-министр Чжоу Эньлай посмотрел балет «Нотр-Дам де Пари» в исполнении экспериментального балета Пекинской школы танца, и высказал идею: в Китае не могут исполняться только иностранные балетные спектакли, но должен существовать и свой собственный балет. Для реализации этого замысла была создана творческая группа, в состав которой вошли известные деятели культуры из Пе-

кинской академии хореографии, Центральной консерватории, Ассоциации танцоров Китая. В процессе обсуждения вопроса о постановке революционного балета, танцор и хореограф Ли Чэнсян предложил адаптировать «Красный женский отряд». Основания были убедительны: фильм получил высокую оценку в Китае и за рубежом; сюжет основан на боевой жизни женского отряда, что подходит для балетного женского танца; конфликт добра и зла, яркие характеры персонажей, возможность создать красочные сценические декорации на основе природы острова Хайнань — все это позволило одобрить данную идею. Ее поддержали министр центрального отдела пропаганды Лу Диньи, министр культуры Мао Дун, премьер-министр Китая Чжоу Эньлай.

В феврале 1964 года была сформирована творческая группа, в которую вошли композиторы У Цуцян, Ду Минсинь, Дай Хунвэй, Ши Ваньчун, Ван Яньчао, хореографы Ли Чэн-сян, Цзян Цзуху, режиссер и арт-дизайнер Ма Юньхун. Все были увлечены созданием первого революционного балета на основе реальных событий истории Китая. Следуя традиции кинематографистов, участники группы приехали в провинцию Хайнань, беседовали с ветеранами военных действий, изучали исторический фон. Трагическая судьба девушек-рабов, жестоко угнетаемых, но непокоренных, произвела на всех глубокое впечатление. Композиторы собирали музыкальные материалы, впитывали особенности хайнаньских народных песен, на месте создавали план музыкальной драматургии балетного представления. Вернувшись в Пекин, участники группы приступили к репетициям. Спектакль обрел

ярко выраженный хайнаньский стиль — в области музыки, танцев, природы, отразившейся в декорациях балета. Особенно заметно это проявилось в четвертом действии балета, воплотившем важную тему: народ и армия едины в борьбе против общих угнетателей. Эта идея сконцентрирована в песне «Речка Ваньцюань чистая и ясная», основанной на элементах местных народных песен и исполняющейся хором со словами (что является новаторским приемом данного балета).

После окончания репетиций хореографы пригласили главу военного округа Пекина, который указал, что актеры больше похожи на обычных девушек, а не на героических солдат. Для того чтобы вести себя на сцене подобно истинным солдатам, 120 артистов балета отправились на две недели в 38-ю Народно-освободительную армию Китая. После возвращения из армии их эмоции были очень сильными. Снова придя на репетиции танцев, девушки — участницы «Женского отряда» взяли не только штыки, но и ружья, пистолеты, дополнив классический танец рядом военных движений и приемами национального боевого танца.

26 сентября 1964 года в Пекине состоялась премьера балета «Красный женский отряд», восторженно принятого публикой и получившего высокую оценку Мао Цзэдуна. С тех пор этот балет стал регулярно исполняться во время официальных визитов в Китай глав иностранных государств.

С 1966 по 1976 год в Китае проходила Культурная революция, принесшая серьезные проблемы творческой интеллигенции. В эпоху, когда литература и искусство подавлялись, «Красный женский отряд» был включен в число восьми образ-

41

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИТАП! ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

42

цовых спектаклей, поддерживаемых правительством. В новых редакциях балета принимала участие супруга Мао Цзэду-на — Цзян Цин. Она вносила изменения в сценографию, ко -стюмы, декорации, характер ряда танцев, что вызывало обиду артистов, но ее указаниям они должны были строго следовать. Популярность балета, поддерживаемого критиками, была очень высока. Сцены балета получили отражение в живописи, изображались на плакатах, были выпущены памятные медали и марки.

С окончанием Культурной революции слава балета «Красный женский отряд» умолкла. Причиной явилось участие Цзян Цин и осуждение «Банды четырех»: многие считали, что методы революционного романтизма и реализма, пропагандируемые Культурной революцией, подрывают законы искусства, делая его политическим инструментом.

В 1992 году для того, чтобы отметить 50-летие выступления Мао Цзэдуна на Форуме литературы и искусства в Яньа-не, китайская балетная труппа восстановила балет «Красный женский отряд» в соответствии с первоначальной версией премьеры 1964 года. Когда в театре звучала увертюра, основанная на «Песне женского отряда» (общей для фильма и балета), большинство людей не могли

удержаться от слез. С тех пор балет занял подобающее ему место: он регулярно исполняется и довольно популярен. Сюжет, повествующий о том, как бедная крестьянская девушка, страдавшая от жестокого гнета, вступила в женский отряд Красной армии Китая, пополнив ряды борцов против несправедливости и угнетения, до сих пор волнует зрителей. Эволюция образа главной героини от стихийного бунта к сознательной борьбе за равенство и справедливость — является главной идеей, ярко воплощенной в драматургии балета. Она оказалась близка и официальным властям Китая, и обычным зрителям разных стран. Балет до сих пор с большим успехом исполняется не только в Китае, но в Америке, Англии, России, Дании, Франции и многих других странах, убедительно доказывая: его художественная ценность значительно превышает ограничения, наложенные временем и идеологией, позволяя балету «Красный женский отряд» стать частью общечеловеческого культурного наследия.

Литература

1. шш ее

шт атттт тт

2014 ^ш-\-ш • жш 12-14 (Ху Синьминъ. Классический путь балета «Красный женский отряд» // Коллекция

историипартии.2014.Вып. 10. С. 12-14).

2. фшшшм • ш—

■ №Ш) • 1970^И

1Ш (Китайская танцевальная труппа. «Мысль Мао Цзэдуна освещает победу танцевальной революции. Некоторые впечатления от репетиции революционного современного балета "Красной женский отряд"» // Красный флаг. 1970. № 7).

3. ш-т * тт ■

4о^> • с

ЙЯ^тЮ ■ 2004^5^6 0 ° (Чэнъ Имин, Хуан Тин-тинг. «Красный женский отряд», адаптированный к 1940-м годам // Южные выходные. 6 мая 2004. С. 2.

4. // «Ж 2oi5.il.

ЖШ8-10 {Мен Ланъин. Лян Синь и Красный женский отряд // Мир литературы и истории. 2015. №11. С. 8-10).

5. Л>№ (ЛШМтКМХ

т) Ашяш^ттыо

тщтт 2019-06-19 &

Ш : В Ш (Вэй Сяолинъ, Юань Юй. «Речка Ваньцю-ань чистая и прозрачная» была выбрана в качестве отличной песни, чтобы отпраздновать 70-ю годовщину основания Нового Китая // Дневной Хайнань. 19 июня 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.