Научная статья на тему 'КРАСНЫЕ ОТТЕНКИ ЗЕЛЕНОЙ ИДЕОЛОГИИ: ВЛИЯНИЕ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX В. НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ»'

КРАСНЫЕ ОТТЕНКИ ЗЕЛЕНОЙ ИДЕОЛОГИИ: ВЛИЯНИЕ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX В. НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ / ИНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ / ЗЕЛЕНЫЕ / НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скипин Н.

В статье рассматривается влияние философии природы Г.В.Ф. Гегеля, идей о жизнесфере и интеллектосфере А. фон Гумбольдта и материалистической диалектики природы К. Маркса и Ф. Энгельса на становление идей политической идеологии инвайронментализма. Под идеями инвайронментализма в статье понимается один из принципов «Глобальной хартии Зеленых», который обозначен как «экологическая мудрость». Историко-философский анализ показывает, что развитие принципа «экологическая мудрость» связано с целостным пониманием природопользования, прикладных, теоретических и ценностно-моральных его аспектов. Показана тесная связь принципа «экологическая мудрость» с диалектическим методом, особенно важной является категория «взаимодействие». По заключению автора статьи, категории диалектики, раскрывающие сущность принципа «экологическая мудрость», определяют тесную связь политической идеологии инвайронментализма с «левой» политической мыслью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RED SHADES OF GREEN IDEOLOGY: THE INFLUENCE OF THE 19TH CENTURY GERMAN PHILOSOPHY ON THE FORMATION OF THE PRINCIPLES OF “ECOLOGICAL WISDOM”

The article considers the influence of G.V.F. Hegel’s philosophy of nature, A. Humboldt’s ideas about the reservoir and intellectosphere and K. Marx and F. Engels’s materialistic dialectics of nature on the formation of the ideas of the political ideology of environmentalism. The ideas of environmentalism as presented in the article refer to one of the principles of the “Global Green Charter”, which is called “ecological wisdom”. Historical and philosophical analysis shows that the development of the principle of “environmental wisdom” is associated with a holistic understanding of nature management, its applied, theoretical, and value-modal aspects. The paper shows a close connection between the principle of “ecological wisdom” and the dialectical method, with a special emphasis on the category “interaction”. The author concludes that the categories of dialectics revealing the essence of the principle of “environmental wisdom” determine the close connection between the political ideology of environmentalism and the “left” political thought.

Текст научной работы на тему «КРАСНЫЕ ОТТЕНКИ ЗЕЛЕНОЙ ИДЕОЛОГИИ: ВЛИЯНИЕ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX В. НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ»»

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИИ ЖИЗНИ

Ecology of life: philosophical foundations

УДК 316/75 DOI: 10.31249/chel/2023.02.01

Скипин Н.С.

КРАСНЫЕ ОТТЕНКИ ЗЕЛЕНОЙ ИДЕОЛОГИИ:

ВЛИЯНИЕ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX в. НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ»1

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия, Москва, skipin@inion.ru

Аннотация. В статье рассматривается влияние философии природы Г.В.Ф. Гегеля, идей о жизнесфере и интеллектосфере А. фон Гумбольдта и материалистической диалектики природы К. Маркса и Ф. Энгельса на становление идей политической идеологии инвайронментализма. Под идеями инвайронмента-лизма в статье понимается один из принципов «Глобальной хартии Зеленых», который обозначен как «экологическая мудрость». Историко-философский анализ показывает, что развитие принципа «экологическая мудрость» связано с целостным пониманием природопользования, прикладных, теоретических и ценностно-моральных его аспектов. Показана тесная связь принципа «экологическая мудрость» с диалектическим методом, особенно важной является категория «взаимодействие». По заключению автора статьи, категории диалектики, раскрывающие сущность принципа «экологическая мудрость», определяют тесную связь политической идеологии инвайронментализма с «левой» политической мыслью.

1 В данной статье использованы результаты исследования, осуществленного за счет средств Российского научного фонда, проект № 22-18-00383.

Ключевые слова: экологическая мудрость; инвайронментализм; зеленые; немецкая философия.

Получена: 02.11.2022 Принята к печати: 18.01.2023

Skipin N.S.

Red shades of green ideology: the influence of the 19th century German Philosophy on the formation of the principles of "ecological wisdom"

Institute of Scientific Information for Social Sciences of

the Russian Academy of Sciences, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow, skipin@inion.ru

Abstract. The article considers the influence of G.V.F. Hegel's philosophy of nature, A. Humboldt's ideas about the reservoir and intellectosphere and K. Marx and F. Engels's materialistic dialectics of nature on the formation of the ideas of the political ideology of environmentalism. The ideas of environmentalism as presented in the article refer to one of the principles of the "Global Green Charter", which is called "ecological wisdom". Historical and philosophical analysis shows that the development of the principle of "environmental wisdom" is associated with a holistic understanding of nature management, its applied, theoretical, and value-modal aspects. The paper shows a close connection between the principle of "ecological wisdom" and the dialectical method, with a special emphasis on the category "interaction". The author concludes that the categories of dialectics revealing the essence of the principle of "environmental wisdom" determine the close connection between the political ideology of environmentalism and the "left" political thought.

Keywords: environmental wisdom; environmentalism; greens; German philosophy.

Received: 02.11.2022 Accepted: 18.01.2023

Введение

Зачатки идей инвайронментализма как элемента политического сознания появляются еще в древние времена, как только возникает природопользование, т.е. сознательное взаимодействие в системе «природа - человек - общество». Но «осознанное природопользование», т.е. теоретическое и философское - а не сугубо практическое - осмысление этого взаимодействия происходит значительно позже, что отмечают отечественные исследователи: «Можно утверждать, что человеческое общество имело возмож-

ность развиваться только в рамках природопользования, т.е. системы взаимоотношений человека с природой, формировавшихся в соответствии с характером исторических, социальных и географических условий. Природопользование на начальном этапе своего становления возникает как сугубо практическая форма деятельности, свое научное теоретическое определение и обоснование приобретает только в новейшем времени» [Афанасьев, 2013, с. 124].

Само понятие «инвайронментализм» в общественно-политическом языке появляется в 1970-е годы в связи с развитием экологии и с ухудшением качества окружающей среды для человека, осознанием глобальных проблем и появлением средств компьютерного моделирования, которые позволяли прогнозировать развитие имевшихся на тот момент тенденций по численности населения, истощению ресурсов, экономическому развитию и т.д. Социолог О. Яницкий считает, что «инвайронментализм» можно определить как основанное на экологической культуре мышления (идеологии) социально-политическое движение, которое борется за сохранение и восстановление окружающей среды, ее воспроизводство ради эффективного для человека протекания экологических процессов [Яницкий, 2008]. Идеология инвайронментализма реализуется политическими партиями, общественными движениями и неправительственными организациями по всему миру и основывается на так называемой «Глобальной хартии зеленых» [Ровин-ская, 2015, с. 68] - документе, который был ратифицирован политическими партиями экологической направленности по всему миру.

В этом документе обозначены руководящие принципы ин-вайронментализма, первым из которых является «экологическая мудрость», которая подразумевает ресурсный аскетизм, высшую ценность любой формы жизни и ее среды обитания, обеспечение изобилия ресурсов для будущих поколений [The Global Greens Charter]. В основе этого принципа лежит идея всеобщей целостности и взаимосвязи: связь количества потребления ресурсов обществом и качества окружающей среды, ответственность за более низшие в эволюционной плоскости живые организмы, связь прошлых, настоящих и будущих поколений и т. д. В связи с этим атрибутивной категорией принципа «экологическая мудрость» является «взаимодействие», которое и характеризует обозначенную всеобщую взаимосвязь. Цель настоящей работы: методом историко-

философского анализа проследить возникновение и становление принципа «экологическая мудрость», показать его эволюцию от идеологически нейтральной идеи целостности природы до социалистической идеи эгалитаризма в рамках немецкой философии XIX в.

Основания, заложенные в принципе экологической мудрости

Одну из первых философских попыток осмысления природы целостно, т. е. не только с практической стороны, но и с ценностно-моральной, предпринял Г.В.Ф. Гегель. Его диалектический метод постижения природы снимает противоречие и демонстрирует единство практического и теоретического отношения: «С постижением этой наивнутреннейшей сущности природы односторонности теоретического и практического отношения к ней снимаются и вместе с тем удовлетворяются требования обоих отношений. Первое содержит всеобщность без определенности, второе - единичность без всеобщности. Постигающее в понятиях познание представляет собой средний член, в котором всеобщность не остается неким посюсторонним во мне, противополагающим себя единичности предметом, а, относясь отрицательно к вещам и ассимилируя их в себе, оно находит в них также и единичность и дает вещам волю, предоставляет им свободно определяться внутри себя. Постигающее в понятиях познание есть, таким образом, единство теоретического и практического отношения к природе» [Гегель, 1975, с. 23]. Философия природы Г.В.Ф. Гегеля не демонстрирует присутствие в себе «экологической мудрости», но именно она сделала возможным осмысление природы с помощью диалектического метода, что в дальнейшем и определило появление самого инвай-ронментализма как «формы» и его содержательно-смысловое наполнение.

В то же время другой немец - А. фон Гумбольдт - предложил осмысление целостности природы с позиций представителя эмпирической науки, провозглашая целью «постижение природы как целого и сбор свидетельств о взаимодействии природных сил» [Гумбольдт, 1959]. Взгляд А. фон Гумбольдта на живую природу несколько отличался от распространенного в то время мнения, что вся живая природа - это совокупность отдельных организмов.

Гумбольдт обобщил живую и неживую природу до всепланетной взаимодействующей единой общности, предложив понятие «жиз-несфера» (die Lebensspare), близкое по содержанию к понятию «биосфера», которое ввел Э. Зюсс в 1875 г. Продолжая размышления о всеоживленности планеты и роли человека в природе, А. фон Гумбольдт вводит понятие «интеллектосфера». Он предполагает, что физическая картина природы указывает границу, за которой начинается сфера разума, и не переступает ее [Гумбольдт, 1866]. По мысли А. фон Гумбольдта, на определенном этапе развития жизнесферы внутри нее зарождается интеллектосфера. В связи с этим планета становится системой, состоящей из трех последовательно взаимодействующих друг с другом элементов - геосферы, жизнесферы и интеллектосферы, и «все эти сферы взаимодействуют, но степень взаимовлияния их друг на друга определяется в каждом конкретном случае соотношением потоков энергии, контролируемых каждой из сфер» [Шадрин, 2013].

Само возникновение интеллектосферы А. фон Гумбольдт связывает с «взрывным умножением совокупной массы идей», случившимся в эпоху Великих географических открытий. В трудах Гумбольдта о жизнесфере и интеллектосфере категория «взаимодействие» в контексте системы «природа - человек - общество» является фундаментальной, что аналогично и для принципа «экологическая мудрость».

Гуманистическое выражение принципа «экологическая мудрость» политическая идеология инвайронментализма получила от марксистской философии.

Вслед за философией Г.В.Ф. Гегеля философия природы К. Маркса и Ф. Энгельса использует диалектическую логику при теоретическом построении и опирается на идею постоянного развития природы. И так же, как в философии природы Гегеля, сама природа в марксизме отождествляется с материей. Но, если исходной позицией Гегеля было понимание под основой бытия сознания (природа есть инобытие духа, а значит, причиной материи является Абсолютная Идея в форме духа), то в философии диалектического материализма сознание рассматривается как функция бытия, в то время как первоосновой сущего является материя. Из этого положения следует, что материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, а раз природа тожде-

ственна материи, то в общем смысле это определение распространяется и на природу. Если в философии природы Гегеля «природа» есть лишь ступень развития духа, проходящего определенные этапы своего развития, то в философии природы К. Маркса и Ф. Энгельса сознание (дух) есть этап развития природы.

Г.В.Ф. Гегель в своей философии преодолевает понимание категории «движение» как исключительно механического перемещения в пространстве и времени. Раскрывая законы диалектической логики, он вводит категорию «саморазвитие», тождественную по смыслу категории «самодвижение» (внутренне-необходимое движение). Но в философии Гегеля природа лишена определенного движения, т. к. сама природа мертва и не способна самостоятельно развиваться, жизнь природы - ее сущность - действительна только в саморазвитии Абсолютной Идеи.

Марксистская философия природы «оживляет» природу, объясняя движение как атрибут всякой материи. Природа в самодвижении проходит различные стадии своего существования от простого к сложному, и эти этапы получили название «формы движения материи». Сами формы движения материи в работе Ф. Энгельса «Диалектика природы» связаны с определенным материальным носителем: «Всякое движение связано с каким-нибудь перемещением - перемещением небесных тел, земных масс, молекул, атомов или частиц эфира» [Энгельс, 1961, с. 392]. К основным принципам движения материи необходимо также отнести несводимость форм, так как они различаются по своим качеством, и взаимное превращение форм: «Механическое движение масс переходит в теплоту, в электричество, в магнетизм» [там же, с. 400]. Ф. Энгельс выделяет пять основных форм движения материи, которые есть этапы становления материи.

«Взаимодействие» в философии природы К. Маркса и Ф. Энгельса носит также отличный от философии природы Гегеля характер. Гегелевская категория «взаимодействие» имеет характер сопряжения Абсолютной Идеи в форме сущности природы с Абсолютной Идеей в форме познающего сознания. Таким образом, Гегель приходит к категории «самопознание», о которой уже было сказано. В марксистской философии природы взаимодействие происходит в триаде «природа - человек - общество», где природа есть вмещающая человека и общество среда, что сближает пози-

цию К. Маркса и Ф. Энгельса с идеями Гумбольдта. Маркс пишет: «Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек, есть часть природы» [Маркс, 1974, с. 119].

В сопряжении человека и природы К. Маркс видит становление общества. Если по Гегелю сущностью природы является Абсолютная Идея, то Маркс, отмечая очеловечивание природы, поднимает вопрос о человеческой сущности природы: «Человеческая сущность природы существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия. Только в обществе его природное бытие является его человеческим бытием и природа становится для него человеком. Таким образом, общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресенье природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы» [там же, с. 119].

К. Маркс и Ф. Энгельс также решают «вопрос об отношении человека к природе»: «Этот вопрос отпадает сам собой, если учесть, что пресловутое "единство человека с природой" всегда имело место в промышленности, видоизменяясь в каждую эпоху в зависимости от большего или меньшего развития промышленности: точно так же, как и "борьба" человека с природой, приводящая к развитию его производительных сил на соответствующем базисе» [Маркс, 1955, с. 43]. Марксистская философия природы демонстрирует наличие законов, крепко связывающих систему «природа -человек - общество», что является идеей, лежащей в основе принципа «экологическая мудрость» политической идеологии инвай-ронментализма.

Такое решение «вопроса об отношении человека к природе», усиленное идеей гуманизма природы, согласуется с социалистической идеей эгалитаризма: если природа в равной степени участвует в развитии общества, то со сменой производственных отношений

происходит изменение отношения к природе. Таким образом, эволюция общества от капиталистической к коммунистической формации приводит к прекращению эксплуатации не только человека человеком, но и живой природы обществом, поскольку «есть законченное сущностное единство человека с природой».

Влияние идей целостности природы и эгалитаризма на дальнейшее формирование принципа «экологическая мудрость»

Идеи целостности природы и эгалитаризма между человеком и природой были существенно развиты в XX в. Так, В.И. Вернадский указывал на значительное влияние деятельности человека на формирование биогеохимических миграций и предложил идею ноосферы, при этом ведущую роль в становлении ноосферы он отдавал народным массам: «Выступает новая идея, неизбежно, рано ли, поздно ли, но в государственно-реальное время побеждающая - идея о государственном объединении усилий человечества. Она может иметь место только при широком использовании средств природы на благо государства, по существу - народных масс» [Вернадский, 1991, с. 83]. Естественным образом нейтрально-идеологические концепты «целостность» и «взаимодействие», в марксистской интерпретации получившие политически «красный» оттенок и обогатившиеся идеей эгалитаризма, углубились в идеологическом содержании в «левую» сторону политического компаса.

Подобные процессы были характерны не только для интеллектуалов СССР. Так, норвежский философ А. Несс, а также его американские коллеги Б. Дивелл и Дж. Сешен сформулировали «восемь принципов, абстрактно и в общем плане характеризующих понятие "глубинная экология"». Эти принципы широко известны [Зубов, 2015, с. 70]:

1) «каждое живое существо имеет собственную ценность;

2) многообразие и богатство форм жизни являются ценностями сами по себе;

3) люди не имеют права сокращать это многообразие и богатство, если только этого не требуется для удовлетворения жизненно важных потребностей;

4) для людей было бы лучше, если бы их было меньше, т.е. процветание человеческой жизни и культуры совместимо с существенным сокращением народонаселения - это было бы значительно лучше для других живых существ;

5) на сегодня масштабы и сущность вмешательства человечества в экосистему таковы, что она их не выдерживает, и запас прочности экосистемы уменьшается;

6) поэтому для улучшения ситуации требуются значительные изменения: экономические, технологические и идеологические;

7) изменение в идеологии будет в значительной степени состоять, скорее, в поиске лучшего качества жизни, а не более высоких жизненных стандартов;

8) те, кто принимает изложенные положения, ответственны за то, чтобы прямо или косвенно содействовать осуществлению необходимых перемен».

По словам А. Несса, эти принципы были сформулированы в 1984 г. [N^8, Наике1аМ, 2005]. Данные положения совпадают с первым принципом Глобальной хартии зеленых, а именно с принципом «экологическая мудрость». Сам принцип в приложении к Уставу Европейской Зеленой партии сформулирован так: «Мы подтверждаем, что человеческие существа являются частью природного мира и уважаем особые ценности всех форм жизни, включая не человеческие биологические виды. Мы подтверждаем мудрость коренного населения мира как стражей земли и ее ресурсов. Мы подтверждаем, что человеческое общество зависит от экологических ресурсов планеты и должно обеспечивать единство экологических систем и сохранять биологическое разнообразие и способность к самовосстановлению поддерживающих систем» [Приложение к Уставу ...].

И в предложенных А. Нессом и его коллегами принципах «глубинной экологии», и в принципе «экологическая мудрость» можно усмотреть идеи, которые были сформулированы немецкими философами XIX в.: целостность природы; категория «взаимодействие», примененная к обществу и природе; природный эгалитаризм.

«Красные оттенки» зеленой идеологии инвайронментализ-ма видны не только в принципе «экологическая мудрость». Сама

Глобальная хартия Зеленых содержит шесть принципов вместе с уже озвученным, а именно [The Global Greens Charter]:

1) экологическая мудрость (ресурсный аскетизм; высшая ценность любой формы жизни и ее среды обитания; обеспечение изобилия ресурсов для будущих поколений);

2) социальная справедливость (искоренение бедности; устранение безграмотности; устранение экономического разрыва между странами; равные права для всех индивидов вне зависимости от пола, расы, возраста, религии, класса, этнического или национального происхождения, сексуальной ориентации, ограниченности возможностей, богатства или здоровья);

3) партисипативная демократия (информационная открытость; равный доступ к избирательному праву и власти; прозрачность и подотчетность избирательной системы и власти; выстраивание низовых институтов принятия решений; социальная поддержка молодежи; многопартийность);

4) ненасилие (отказ от концепции безопасности, основанной на балансе военной силы; искоренение конфликтов на национальной, этнической, расовой почве и продвижение свободы и демократии; всеобщее и полное разоружение; увеличение роли ООН в вопросах миротворчества);

5) устойчивость (ограничение потребления богатыми; изменение понимания «богатства» с «количества потребления» на «качество жизни»; создание мировой экономической системы; исключение ресурсной дискриминации будущих поколений; искоренение причин роста населения; ориентация ТНК на устойчивое развитие; налогообложение спекулятивных финансовых потоков; достижение большей энерго- и ресурсоэффективности; разработка и внедрение зеленых технологий; поощрение локального самообеспечения ресурсами и энергией; признание основной роли молодежной культуры);

6) уважение к разнообразию (признание прав коренных народов на основные средства их выживания; признание прав этнических меньшинств на развитие их культуры, религии и языка без дискриминации; признание прав сексуальных меньшинств; равенство между мужчиной и женщиной; вовлечение молодежи во все сферы).

Следует отметить, что каждый из обозначенных принципов не противоречит социалистической идеологии, но отличие принципа «экологическая мудрость» от остальных заключено в его направленности на природу, а не на политическое устройство или экономику, поэтому он является первым.

Заключение

Подводя итог, стоит отметить, что в основании принципа «экологическая мудрость» находятся категории и законы диалектической логики, разработанные немецкой философией в XIX в.: «целостность», которую раскрывает закон единства и борьбы противоположностей, категория «взаимодействие» и идея «природного эгалитаризма». Из этого следует, что категориальный аппарат диалектики, особенно связанный с философией марксизма, повлиял на становление политической идеологии инвайронментализма. Это легко доказывается остальными принципами «Глобальной хартии Зеленых», например, такими как «социальная справедливость» (подразумевающим равные права для всех вне зависимости от биологических или социальных особенностей) и «партисипативная демократия» (подразумевающим выстраивание низовых институтов принятия решений). Из этого следует, что представители зеленых политических организаций представляют левую часть политического спектра.

Список литературы

Афанасьев О.Е. Представление о природопользовании как историческом процессе формирования локального и регионального компонентов антропосферы // Псковский регионологический журнал. - 2013. - Вып. 15. - С. 123-130. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - Москва : Наука, 1991. -271 с.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. - Москва : Мысль, 1975. -

Т. 2 : Философия природы. - 452 с. Гумбольдт А. Картины природы. - Москва : Гос. издат. географ. литературы, 1959. - 269 с.

Гумбольдт А. Космос. - Санкт-Петербург, 1866. - Т. 1. - 410 с. Зубов М.Г. Философские идеи Арне Несса в гуманитарной дипломатии Норвегии // Вестник МГИМО-Университета. - 2015 - № 3(42). - С. 68-75.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. - 2-е изд. - Москва : Политиздат, 1974. - Т. 42. - 535 с.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. - 2-е изд. - Москва : Политиздат, 1955. - Т. 3. - 629 с.

Приложение к Уставу Европейской Зеленой партии. - URL: http://russian-greens.ru/sites/default/files/filepicker/781/hartiya_vsemirnyh_zelenyh.pdf (дата обращения 17.12.2022)

Ровинская Т.Л. «Зеленые» в Европе: поступательный рост // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - № 12. - С. 58-71.

Шадрин Н.В. Два понимания биосферы и ноосферы (В. Вернадский vs А. фон Гумбольдт) и проблемы устойчивого развития в меняющемся мире // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия Философия. Культурология. Политология. Социология. - 2013. - Т. 26, № 65. -С. 49-56.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. - 2-е изд. - Москва : Политиздат, 1961. - Т. 20. - С. 339-626.

Яницкий О.Н. Экологическое мышление эпохи «великого передела». - Москва : РОССПЭН, 2008. - 224 с.

Nwss A., Haukeland P.I. Livsfilosofi. - Oslo : Universitetsforlaget, 2005. - 196 s.

The Global Greens Charter. - URL: https://globalgreens.org/about/charter/ (дата обращения 17.01.2022).

References1

Afanasev, O.E. (2013). Predstavlenie o prirodopol'zovanii kak istoricheskom processe formirovaniya lokal'nogo i regional'nogo komponentov antroposfery. Pskovskij re-gionologicheskij zhurnal, 15, 123-130.

Vernadskij, V.I. (1991). Nauchnaja mysl'kakplanetnoe javlenie. Moscow: Nauka. 271.

Gegel, G.V.F. (1975). Enciklopediya filosofskih nauk. T. 2. Filosofiya Prirody. Moscow: Mysl.

Gumboldt, A. von (1866). Kosmos. T. 1. Saint-Petersburg.

Gumboldt, A. von (1959). Kartinyprirody. Moscow: Gos. izdat. geograf. literatury.

Zubov, M.G. (2015). Filosofskie idei Arne Nessa v gumanitarnoj diplomatii Norvegii. VestnikMGMO-Universiteta, 3(42), 68-75.

Marks, K., Engels, F. (1955). Nemeckaya ideologiya. In: Marks, K., Engels, F. Sochi-neniya. T. 3. Moscow: Politizdat.

Marks, K. (1974). Ekonomichesko-filosofskie rukopisi. In: Marks, K., Engels, F. So-chineniya. T. 42. Moscow: Politizdat.

Prilozhenie k Ustavu Evropeiskoi Zelenoi partii. Retrieved from: http://russian-greens.ru/sites/default/files/filepicker/781/hartiya_vsemirnyh_zelenyh.pdf

1 Здесь и далее библиографические записи в References оформлены в стиле American Psychological Association (APA) 6th edition.

Rovinskaja, T.L. (2015). "Zelenye" v Evrope: postupatel'nyj rost. Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija, 12, 58-71.

Engels, F. (1961). Dialektika prirody. Marks, K., Engels, F. Sochineniya. T. 20. Moscow: Politizdat.

Shadrin, N.V. (2013). Dva ponimaniya biosfery i noosfery (V. Vernadskij vs A. fon Gumbol'dt) i problemy ustojchivogo razvitiya v menyayushchemsya mire. Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo, seriya "Filosofiya. Kul'turologiya. Politologiya. Sociologiya", 26(65), 49-56.

Yanickij, O.N. Ekologicheskoe myshlenie epohi "velikogo peredela". Moscow: ROSSPEN.

Nffiss, A., Haukeland, P.I. (2005). Livsfilosofi. Oslo: Universitetsforlaget.

The Global Greens Charter. Retrieved from: https://globalgreens.org/about/charter/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.