Научная статья на тему 'Краснодарский край Российской Федерации: турки-месхетинцы фактические апатриды'

Краснодарский край Российской Федерации: турки-месхетинцы фактические апатриды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1805
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ / РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / ФЕРГАНСКИЙ ПОГРОМ / РЕПАТРИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гупта Парикрама

В данной статье предполагается рассмотреть социально-политические условия существования турок-месхетинцев, ныне проживающих в Краснодарском крае Российской Федерации. Оказавшись национальным меньшинством в стране, для которой сегодня характерен рост ксенофобии и расистских настроений по отношению к "чужим", турки-месхетинцы находятся в Краснодарском крае в основном на положении незаконных иммигрантов, хотя прибыли на его территорию много лет назад. Рассказав об истории этого народа, его уникальных связях с территорией, где они обосновались, и о разнообразных формах дискриминации, с которой приходится сталкиваться, я надеюсь показать, что турки-месхетинцы фактически представляют собой группу апатридов, страдающую от грубого нарушения ее прав и свобод со стороны большинства населения. Эта тема привлекает внимание не только потому, что за последние десятилетия уровень этнических и религиозных конфликтов в мире существенно возрос, но и в связи с тем, что нарушения прав человека в отношении таких уязвимых групп, как беженцы, гастарбайтеры и вообще "чужаки", становятся явлением, распространяющимся угрожающими темпами. При этом следует обратить особое внимание на необходимость использовать юридические и физические средства защиты турок-месхетинцев, так как если проблемы, с которыми сталкиваются наиболее уязвимые слои населения, не будут выявлены и описаны, то мировое сообщество не осознает всей важности сложившего положения и не сможет предпринять усилий на национальном и/или международном уровне для предупреждения подобных эксцессов. Одно из основных положений международного права базируется на посылке, что права человека должны находиться под защитой везде и все люди имеют право на защиту своего достоинства и свободы. Однако сегодня этот постулат вызывает ряд вопросов, его критики сомневаются в том, можно ли в принципе говорить о "сотрудничестве", а также о "социальном и политическом развитии", если такое количество представителей национальных меньшинств продолжает подвергаться преследованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краснодарский край Российской Федерации: турки-месхетинцы фактические апатриды»

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ — ФАКТИЧЕСКИЕ АПАТРИДЫ

Парикрама ГУПТА

научный сотрудник отдела миграционной политики, исследований и коммуникаций Международной организации по миграции (Женева, Швейцария)

В данной статье предполагается рассмотреть социально-политические условия существования турок-месхе-тинцев, ныне проживающих в Краснодарском крае Российской Федерации. Оказавшись национальным меньшинством в стране, для которой сегодня характерен рост ксенофобии и расистских настроений по отношению к «чужим», турки-месхетин-цы находятся в Краснодарском крае в основном на положении незаконных иммигрантов, хотя прибыли на его территорию много лет назад. Рассказав об истории этого народа, его уникальных связях с территорией, где они обосновались, и о разнообразных формах дискриминации, с которой приходится сталкиваться, я надеюсь показать, что турки-месхетинцы фактически представляют собой группу апатридов,

страдающую от грубого нарушения ее прав и свобод со стороны большинства населения.

Эта тема привлекает внимание не только потому, что за последние десятилетия уровень этнических и религиозных конфликтов в мире существенно возрос, но и в связи с тем, что нарушения прав человека в отношении таких уязвимых групп, как беженцы, гастарбайтеры и вообще «чужаки», становятся явлением, распространяющимся угрожающими темпами. При этом следует обратить особое внимание на необходимость использовать юридические и физические средства защиты турок-месхе-тинцев, так как если проблемы, с которыми сталкиваются наиболее уязвимые слои населения, не будут выявлены и описаны, то мировое сообщество не осознает всей

важности сложившего положения и не сможет предпринять усилий на национальном и/или международном уровне для предупреждения подобных эксцессов. Одно из основных положений международного права базируется на посылке, что права человека должны находиться под защитой везде и все люди имеют право на защиту своего

достоинства и свободы. Однако сегодня этот постулат вызывает ряд вопросов, его критики сомневаются в том, можно ли в принципе говорить о «сотрудничестве», а также о «социальном и политическом развитии», если такое количество представителей национальных меньшинств продолжает подвергаться преследованиям.

Расовая дискриминация в России

Полезно было бы познакомиться с идеями, которые разделяют сегодня многие русские, по поводу того, кто является «природным русским» и что собой представляет русская нация в целом. Эти мнения позволили бы увидеть нынешнее положение турок-месхе-тинцев в надлежащем контексте.

В России насилие на этнической почве проявлялось в разной мере, но присутствовало практически постоянно. Иностранцы, по своим этническим признакам явно отличавшиеся от «среднего» русского, все чаще становились объектом ненависти. Москва и Петербург стали свидетелями роста числа этнически мотивированных нападений на иностранцев со стороны скинхедов, антисемитов и других групп экстремистов. Но даже «средний» русский, не отождествляющий себя с представителями таких групп, с трудом скрывает чувство обиды по отношению к иностранцу, который «отнимает» у него рабочее место и «благодаря» которому растет преступность.

В дореволюционной России расистские идеи связывали лишь с такими крайне правыми группами националистического характера, как «черная сотня»1. Однако в годы СССР, во всяком случае до его распада, существовало широко распространенное мнение, что многонациональный характер советского общества и высокая степень ассимиляции препятствуют возникновению расовых предрассудков. Тем не менее в 1960 и 1970-х годах эти расистские идеи были реанимированы и получили распространение как результат усилий некоторых русских интеллектуалов, которые считали, что из всех республик Советского Союза именно РСФСР подвергается наиболее нещадной эксплуатации. В то время ученые придерживались точки зрения, что национальность — понятие скорее биологическое, нежели социальное, но широкая общественность познакомилась с этими взглядами лишь в период гласности, когда эти взгляды стали распространяться на волне мстительности. В постсоветсткий период расистская пропаганда приобрела широкие масштабы, а сторонники подобных взглядов утверждали, что русским необходимо защитить себя от опасного влияния других этносов2 и выбирать во властные структуры только тех, в жилах которых течет русская кровь.

Выходцы из стран Центральной Азии (особенно мусульмане) все чаще становятся объектом ненависти, а некоторые рассматривают их как основную угрозу выживания русской нации (некогда такой «угрозой» казались евреи). Насилие на этнической почве в Чечне дало повод националистически настроенным СМИ в России создать образ азиата

1 См.: Реакционные антисемитские группы в России, сформированные в ходе революции 1905 года и после нее (В.И. Ленин).

2 В свое время академик Лев Гумилев призывал выделить особый «русский» этнос, связанный с особым географическим регионом — Евразией (см.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера. М., 1978. Гл. II. Ч. II).

(в первую очередь мусульманина) как заклятого врага. На основе исследования общественного мнения, проведенного в 2000 году, П. Гробле3 показал, что 80% опрошенных граждан РФ рассматривают ислам как «плохой» по сравнению с 17% респондентов, которые разделяли эту точку зрения в 1992 году.

В. Тольц4 высказывает мнение, что для отдельных народов, проживающих в России, идентичность с русскими — субъективная категория. Отожествление с Россией как родиной и самоидентификация с русскими — ключевые характеристики, стоящие в одном ряду с культурным и лингвистическим родством. Вопрос гражданства менее значим. Хотя, как я намереваюсь показать, на эмпирическом уровне взгляды этого эксперта не подтверждаются. Одна из основных причин преследования турок-месхетинцев состоит как раз в том, что у них нет регистрации по месту жительства, следовательно, они не могут считаться россиянами и быть гражданами России.

Кто такие турки-месхетинцы?

Турки-месхетинцы — выходцы из Месхети, горного сельскохозяйственного района Грузии, расположенного вдоль границы с Турцией. Османская империя захватила Месхети в XVI веке, и ее владычество продолжалось там более двух столетий до вторжения на эту территорию России в 1829 году (в царствование Николая I). Административный центр области — г. Ахалцихе5, поэтому турки-месхетинцы до сих пор предпочитают называть себя ахалцихскими турками (по-турецки Akhyskha Turkleri). По вероисповеданию они — мусульмане-сунниты, их родным языком является турецкий (один из его восточноанатолийских диалектов), по своей культуре они близки к анатолийским туркам, хотя некоторые особенности их быта и обычаи говорят об их сходстве с народами Закавказья, прежде всего с грузинами.

Во второй половине ХХ века турки-месхетинцы стали жертвами массовой депортации и преследования, а в итоге оказались замешанными в межнациональные конфликты, возникшие в результате распада Советского Союза. В отличие от других народов, несколько поколений которых подверглись переселению, после окончания Второй мировой войны турок-месхетинцев выселяли дважды. Их рассказы о перенесенных трудностях и лишениях весьма напоминают факты из жизни представителей других депортированных народов: крымских татар, поволжских немцев, чеченцев и ингушей. Однако при этом ту-рок-месхетинцев (в отличие от других депортированных народов) никогда не обвиняли в коллективном предательстве.

Сталинские репрессии, депортация 1944 года и жизнь в изгнании

При сталинском режиме турок-месхетинцев, курдов и хемшилов (армяноязычные мусульмане), проживавших на территории Ахалцихе и в Аджарии (всего свыше 95 тыс. чел.),

3 См.: Groble P. Idel-Ural and the Future of Russia // RFE/RL NewsLine, 17 May 2000 [http:// www.rferl.org/newsline/].

4 См.: Tolz V. Russia: Inventing the Nation. New York: Oxford University Press, 2001.

5 В Ахалцихе входят пять административных районов, граничащих с Турцией (Адигени, Ахалцихе, Аспиндза, Ахалкалаки и Богдановка [с 1991 г. Ниноцминда]) (см.: Aydingm A. Ahiska (Meskhetian) Turks: Source of Conflict in the Caucasus? // International Journal of Human Rights, 2002, Vol. 6 (2). P. 49—64).

буквально за три дня (с 15 по 17 ноября 1944 г.) депортировали в Среднюю Азию. Считается, что причиной их выселения было желание Сталина очистить стратегически важный район на советско-турецкой границе от элемента, который подозревался в протурецких симпатиях, поскольку тогда речь шла о возможном захвате Советской Армией северо-востока Турции. Переселенцы тысячами умирали в пути, но еще больше их погибло в тяжелых условиях, уже на месте, куда их выселили. Как спецпереселенцев их разместили в сельскохозяйственных районах Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Ограничения в отношении турок-месхетинцев отменили только в 1956 году, то есть уже после смерти Сталина. Было издано несколько указов, которые возвращали им свободу перемещения, но на практике турки-месхетинцы не могли вернуться на родину, так как эта территория была отнесена к «пограничной зоне», где запрещалось пребывание лиц, не прописанных в данном районе. Чтобы попасть в Месхети, были нужны специальные разрешения на посещение, но туркам-месхетинцам их не выдавали, а советские пограничники пресекали любые попытки даже отдельных представителей этого народа вернуться на родину хотя бы на короткое время.

Ферганский погром (1989 г.)

В 1989 году попытки турок-месхетинцев наладить свою жизнь, предпринятые после депортации, были прерваны серией погромов, которым они подверглись в Узбекистане, в том числе в его густозаселенной части Ферганской долины, где эти переселенцы, искусные земледельцы, в свое время смогли преодолеть тяготы, связанные с насильственным перемещением в другой район страны, и добиться относительного благополучия.

Однако их присутствие в этой республике Советского Союза вызывало чувство негодования среди узбеков, многие из которых все больше попадали под влияние националистической пропаганды. Проводимая Горбачевым политика экономической и политической либерализации в значительной мере содействовала развитию неприятия по отношению к туркам-месхетинцам, а перенаселенность Ферганской долины и бедность ее населения подогревали националистические настроения. К маю 1989 года враждебность достигла такого уровня, что случайный инцидент на рынке Ферганы привел к серии беспорядков, в которых погибло около 100 человек. Количество погибших и материальный ущерб могли быть еще большими, если бы для защиты, а затем и насильственной эвакуации турок-месхетинцев не были посланы части Советской Армии. Свыше 70 тыс. представителей этого народа эвакуировали в Азербайджан, где и расселили, других направили в разные регионы России, преимущественно в Краснодарский край, но еще больше — в соседние республики Средней Азии, в основном в Казахстан и Киргизию.

Сталинская депортация и погром в Фергане обострили у турок-месхетинцев ощущение, что из ситуации, в которую они попали, необходимо срочно искать выход. Большинство из них страстно хотели вернуться в свой горный край, то есть на границу Грузии с Турцией. Но многие лидеры диаспоры опасались, что, оставаясь разобщенной и относительно плохо организованной, община подвергнется большому риску новых преследований. Это беспокойство было усилено и царившей тогда в Советском Союзе экономической нестабильностью, при которой межнациональную напряженность могли усилить яростная конкуренция за рабочие места, жилье и другие основные жизненные блага. К тому же на ощущение горечи от физических потерь и оторванности от родных мест у ту-рок-месхетинцев накладывалась мучительная эмоциональная травма. В их сознании

были живы воспоминания о депортации, о борьбе за выживание, из поколения в поколение они передавали воспоминания о родном крае, что вызывало желание возместить причиненные им несправедливости.

Современное положение турок-месхетинцев

Прописка

В России слово «прописка» означает «официальная регистрация проживания по определенному адресу»6, с 1930-х годов ее наличие было обязательным для граждан СССР. В Советском Союзе прописка (в отличие от вида на жительство, который требуется в некоторых государствах для постоянно проживающих в них иностранцев, если они не являются гражданами данного государства), не была введена законом и не регулировалась им. Она действовала лишь на основе неопубликованных актов исполнительной власти (в советском гражданском праве понятие «места постоянного проживания» было определено безо всякой связи с понятием «прописки»). Прописку разрешали (или не разрешали) органы местной исполнительной власти или милиция, что превращало эту процедуру в эффективное орудие, которое упомянутые власти могли использовать против уязвимых этнических меньшинств. В 1991 и 1992 годах обязательная прописка была признана антиконституционной7, но в определенной мере она существует до сих пор благодаря подзаконным актам, дополняющим ограничительные положения федерального закона о регистрации, местному законодательству и более или менее сохранившимся обычаям, свойственным советской административной системе.

Итак, турки-месхетинцы (как и другие беженцы из бывших советских республик), поселившиеся в определенном регионе до 1992 года и не получившие регистрации, не считаются гражданами России. Их рассматривают как «обузу», им отказывают в регистрации как браков, так и построек (такую регистрацию требует закон), если эти постройки приобретены между 1989 и 1990 годами. Это крайне беспокойный факт в связи с тем, что в октябре 1994-го вынужденные переселенцы, лишенные регистрации, составляли 13,1% всех русскоговорящих мигрантов, из них 49,9% — армяне и 94,8% — турки-месхетинцы.

Что касается Краснодарского края, то его власти используют произвольную и обременительную политику сборов, которые специально ущемляют турок-месхетинцев и направлены на то, чтобы показать, что пребывание представителей этого народа в крае нежелательно. А. Осипов приводит примеры того, что турок-месхетинцев вынуждают каждые 45 дней платить специальный налог (он составляет около 30 долл., т.е. 5% среднемесячной зарплаты)8. Кроме того, от них требуют каждые 45 дней возобновлять разрешения на временное пребывание, взимая за его выдачу сумму, также эквивалентную примерно 30 долл.

6 Ossipov A. The Situation and Legal Status of Meskhetian Turks in the Russian Fédération. Moscow: Helsinki Group, 2003. P. 2.

7 Конституция России 1992 года непосредственно гарантировала свободу передвижения и выбора места жительства, а в 1993-м был принят закон РФ «О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации», который предусматривает два типа обязательной регистрации граждан: регистрация по месту жительства и регистрация по месту (временного) пребывания.

8 См.: Осипов А.Г. Российский опыт этнической чистки: месхетинцы в Краснодарском крае [http:// www.memo.ru/hr/discrim/meshi2/index.htm].

Безработица

Не имея прописки (регистрации по месту жительства или пребывания), большинство турок-месхетинцев не может получить постоянной работы. Как государственный, так и частный сектор обычно отказывается от их услуг именно по этой причине. Проблема усугубляется тем, что в таких относительно густо населенных районах края, как Крымск и Абинск, вообще не хватает рабочих мест. Некоторые турки-месхетинцы находят временную работу в сельскохозяйственной сфере, но местные власти обычно отклоняют ходатайства предприятий, которые просят выдать разрешение на трудоустройство незарегистрированных лиц.

В 1991 году Исполкомом Краснодарского края принята резолюцию № 97, специально посвященная положению турок-месхетинцев, в которой горисполкомам и местным советам народных депутатов было рекомендовано, в частности, разработать процедуру выдачи удостоверений о фактическом месте проживания незарегистрированных лиц9. Она обязывала органы внутренних дел регистрировать на временной основе личные транспортные средства незарегистрированных лиц, а предприятиям и организациям было разрешено заключать трудовые соглашения с мигрантами, не имеющими вида на жительство, на срок не превышающий одного года. Однако резолюция не отменяла паспортный режим, в связи с чем в некоторых случаях рабочих, не имевших постоянных разрешений на жительство, уволили на основании проверок, проведенных местными властя-ми10. Кроме того, туркам-месхетинцам было запрещено продавать овощи, даже если они выращивали их на своих приусадебных участках11.

Образование

Сведения о системе образования в той ее части, в какой она охватывает проживающих в Краснодарском крае беженцев, ограничены. Детей беженцев, не имеющих регистрации по месту жительства (включая многих турок-месхетинцев), обычно беспрепятственно принимают в школы. После окончания школы они могут получить среднее профессиональное образование, но очень часто их, как не имеющих регистрации по месту жительства, не допускают в высшие учебные заведения. Иногда, правда в весьма редких случаях, туркам-месхетинцам даже не выдают аттестаты о среднем образовании. Эти ученики сталкиваются с серьезными трудностями в старших классах школы (во всяком случае, это отмечалось в 1989—1991 гг.), так как они плохо владеют русским языком. Руководители школ часто отделяют их от детей славянского происхождения, направляя, как и детей армян, езидов, курдов и др., не в обычные, а в «коррекционные» классы, предназначенные для детей, испытывающих трудности в обучении. Школьные власти и представители местной администрации отстаивают такой подход, утверждая, что облегчают положение учеников, плохо владеющих русским языком. Следует учесть, что тяжелейшие экономические условия, в которых оказались беженцы (в частности, турки-месхетинцы) в

9 См.: Решение Малого совета Краснодарского краевого совета народных депутатов «О мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в Крымском и некоторых других районах края» от

12 февраля 1992 года, Moscow Helsinki Watch [http://www.mhg.ru/english/1FD0794].

10 В начале 1994 года на основе решения, принятого администрацией Апшеронского и Крымского районов, на ряде предприятий десятки незарегистрированных беженцев потеряли работу.

11 23 мая 2002 года десятки турок-месхетинцев были задержаны на полях Анапского района и в Новороссийске и взяты под стражу ([см.: Memorial, Annex III: The Situation of Meskhetian Turks in Krasnodar Krai of the Russian Federation. В кн.: Compliance of the Russian Federation with the Convention on the Elimination of All Forms of Racial Discrimination. M., December 2002 [http://www.memo.ru/eng/hr/dscr0212e/ add3.htm]).

Краснодарском крае вынуждают многих детей из этих семей оставлять школу, чтобы помогать своим родителям (особенно работающим в сельском хозяйстве). Некоторых детей турок-месхетинцев исключают из соответствующих их возрасту учреждений только из-за национальности. Так, в мае 2002 года 18 малышей отчислили из муниципального детского сада в станице Новоукраинская Крымского района12.

Расизм, казаки и соучастие государства

Учитывая сказанное выше в разделе, посвященном общей межнациональной напряженности в России, уже не удивляет, что, реагируя на появление таких меньшинств, как турки-месхетинцы, и официальные лица начинают выступать с публичными заявлениями о необходимости сохранить «чистоту нации» в регионе и противодействовать его «кавказской колонизации». В Краснодарском крае нет более ярких примеров расистских выступлении, чем те, с которыми выступают казаки13. Они прилагают значительные усилия, чтобы убедить славянскую часть населения, что именно она скоро окажется меньшинством. Аналогичное мнение иногда высказывают и официальные представители местных властей.

Движение казаков возродилось в 1989—1990 годах. Его лидеры ратовали за русский национализм, культ силы14, неприятие современных идей и законодательства. Организации казаков поддерживали местную милицию в патрулировании и в проверке паспортов, некоторые из их рейдов сама же милиция оценила как нелегальные, другие проводили с участием представителей МВД. Эти несанкционированные мероприятия сопровождались избиениями представителей нацменьшинств и угрозами в их адрес. По данным организации «Мемориал»15, проводившиеся в Крымском, Абинс-ком и Анапском районах различные незаконные проверки и штрафы были направлены исключительно против турок-месхетинцев и курдов. У этих групп населения не было возможностей платить административные штрафы, в связи с чем местные суды в спешном порядке конфисковали собственность многих семей (включая живность, продукты питания и посуду).

Власти края предоставляют казакам полную свободу действий в создании так называемых «самодеятельных комитетов бдительности» (причем многие представители правоохранительных органов сами являются членами организаций казаков)16. Турки-месхе-тинцы не могли не заметить, что казаки проводят свои беззаконные и насильственные акции с молчаливого согласия администрации. А она часто способствовала возникновению конфликтов, в которых активную роль могли играть турки-месхетинцы, чтобы создать повод для использования против них еще более суровых мер.

Вклад СМИ в формирование расистских настроений

Государственная монополия на СМИ показывает, что нет препятствий для распространения идей этнической дискриминации среди широких слоев русского населения.

12 См.: Ibidem.

13 Казаки представляли собой особое военизированное сословие, которое существовало до 1917 года, а при советской власти подвергалось безжалостным гонениям.

14 См.: Осипов A. Краснодарский край: миграция, национализм и регионалистская риторика [http:// poli.vub.ac.be/publi/crs/caucasus/osipov.htm#star].

15 См.: Краснодарский край. Положение турок-месхетинцев. События 2004 года [http://www.memo.ru/ hr/discrim/meskh04r.htm].

16 Эта практика была легализована постановлением Главы администрации Краснодарского края «О чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью» (№ 220 от 19 апреля 1994 г.).

Лидеры турок-месхетинцев утверждают, что те лишены прав на противодействие дезинформации и вынуждены смотреть (слушать, читать) программы, специально направленные на возбуждение ненависти к их народу и обвиняющие его во всех проблемах, которые существуют в крае. Например, 11 февраля 2004 года газета «Новороссийский рабочий»17 опубликовала статью «Вас сюда не звали, или Почему нелегальные иммигранты комфортно чувствуют себя в городе», которая обвиняла турок-месхетинцев в том, что они лишают работы местных жителей. А телевизионный канал Крымска предоставил активистам движения казаков возможность выступить с заявлением, что все турки-месхетинцы — воры и преступники, ненужные в городе. Местные власти, естественно, на это заявление не реагировали.

Другие СМИ рассказывают о том, как турки-месхетинцы грабят и насилуют русских ребят, о лидерах этого народа, которые промышляют распространением наркотиков и нелегальной торговлей оружием, и о том, как они уклоняются от службы в армии и от уплаты налогов. Подтекст всех этих выступлений остается одним и тем же: страдания простых русских — результат активизации турок-мехетинцев. В 2004 году в ходе переговоров об их переселении уже упомянутая нами газета «Новороссийский рабочий» обвинила Международную организацию по миграции (МОМ) и США в насаждении шпионажа и в возбуждении этнической напряженности в крае. Большинство местных СМИ приветствовало эмиграцию многих турок-месхетинцев в Соединенные Штаты, а некоторые даже называли это «изгнанием нелегальных поселенцев»18.

Социальные службы

Страховая система оплаты медицинских услуг вводится с 1995 года, но пока она охватывает лишь тех, кто проживает в крае постоянно, или людей, имеющих постоянное место работы на предприятии или в организации (где медицинская страховка оформляется работодателем). Поэтому туркам-месхетинцам не доступно даже базовое медицинское обслуживание, которое для остального населения предоставляется бесплатно. В мае и в июне 2002 года муниципальные поликлиники Крымского района категорически отказались оказывать им медицинскую помощь.

Кроме того, имеющих автомашины, подвергают произвольным и бессмысленным досмотрам. Как утверждает лидер местной организации турок-месхетинцев, до очередной проверки им разрешено водить машину только 45 дней. И чтобы пройти такой осмотр, они вынуждены значительную часть времени ждать в очередях и давать взятки.

Проблемы оказания правовой помощи

По мнению А. Осипова, адвокаты, выступающие в судах края в защиту турок-месхе-тинцев, обычно испытывают сильное противодействие со стороны соответствующих местных властей19. Как правило, суд в таких делах занимает предвзятую позицию и игнорирует свидетельские показания турок-месхетинцев. В качестве примера здесь можно при-

17 Одна из газет Краснодарского края.

18 См.: Ossipov A. Meskhetians in Krasnodar in 2004 // MINELRES, 2005 [http://lists.delfi.lv/pipermail/ minelres/2005-January/003781.html].

19 См.: Ossipov A. Meskhetian Turks in Krasnodar Krai Throughout 2003 // MINELRES, 23 January 2004 [http://lists.delfi.lv/pipermail/minelres/2004-January/003157.html].

вести дело о депортации Мурадовых. 1б декабря 2003 года судья районного суда г. Анапа приговорил двоих турок-мехетинцев — Лутфи и Ридвана Мурадовых — к депортации из России. Слушание дела в суде сопровождалось целым рядом процессуальных нарушений, включая вынесение приговора в отсутствие обвиняемых, которые, таким образом, не имели возможности защищать себя. Суд следующей инстанции поддержал решение суда первой инстанции. Иногда суды края под разными предлогами отказывают в возбуждении дел по искам турок-месхетинцев, обычно требуя от них дополнительных доказательств еще на досудебной стадии, но в большинстве случаев истцы не в состоянии опротестовать эти решения. Если суд все же выносит решение в пользу турка-месхетинца, то органы исполнительной власти (прежде всего милиция) отказываются их исполнять. Например, в мае 2004 года ОВИР Белореченского района отказался выдать российские паспорта нескольким местным туркам-месхетинцам, хотя на руках у них были судебные решения, подтверждающие их право на получение паспорта на основании закона о гражданстве, действовавшего с 1991 года.

Положение апатридов и его последствия

У большинства турок-месхетинцев общее чувство неуверенности усиливается тем, что они лишены родины. После распада СССР многие из них оказались гражданами государства, которого уже нет, как и нет возможности получить гражданство одной из стран, которые стали правопреемниками Советского Союза. Так чувствуют себя те, кто бежал из Узбекистана, но сохранил тамошнюю прописку, что дает властям Краснодарского края основание не предоставлять им российского гражданства (или постоянного вида на жительство). А Узбекистан тем временем лишил вынужденных мигрантов имущественных прав. В результате, что касается гражданства, то около 20 тыс. турок-месхетинцев оказались как бы в вакууме. Запугивание со стороны государственных органов и отсутствие помощи от архаической бюрократической системы превращает многих из этих людей в беженцев в их собственных домах.

Является ли выходом репатриация?

Учитывая, что турки-месхетинцы не имеют в Краснодарском крае практически никаких прав, необходимо было бы предпринять срочные меры, чтобы облегчить их переселение в Грузию. В то же время лидеры турок-месхетинцев отмечают, что для этого требуется усилить защиту тех, кто предпочитает интегрироваться в общество, в котором они пребывают сегодня. Проживающие в крае представители этого народа рассматривают и Турцию, и Грузию как свою родину (обе в прошлом были частями Османской империи), но прежде всего отожествляют себя с Турцией. Рассматривая вариант репатриации в Грузию, А. Айдингюн20 пишет, что туркам-месхетинцам разрешат вернуться туда только при условии, что они выразят желание считать себя грузинами. И хотя они и хотели бы вернуться в свои родные деревни, эти люди чувствуют, что принятие грузинской идентичности вступает в конфликт с их внутренними убеждениями, так как ощущают они себя тур-ками-месхетинцами.

20 См.: Aydingün A. Op. cit. P. 51.

Что касается Грузии, то с 1993 года она официально поддерживает идею их репатриации, демонстрируя, что у нее готовы все юридические нормы, позволяющие ее провести. Однако реально Тбилиси прилагает весьма незначительные усилия в этой сфере, и сегодня в стране насчитывается лишь около 800 представителей этого народа21. По мнению правительства, провести репатриацию в сроки, приемлемые для турок-месхетинцев, весьма трудно. Это обусловлено тем, что, во-первых, сама Грузия находится в тяжелом экономическом положении, во-вторых, общей нестабильностью на Кавказе, вызванной последствиями конфликта в Нагорном Карабахе. Кроме того, Грузия втянута во внутренние конфликты в Южной Осетии и Абхазии, а в Мингрелии идет гражданская война, на положение в стране оказывают влияние отголоски ингушско-осетинского конфликта по поводу Пригородного района22, российско-чеченского конфликта и связанных с ним процессов в прилегающих районах РФ (в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии). А на это еще накладывается социальная и этническая напряженность в Краснодарском крае. Экономические и гуманитарные последствия каждого из упомянутых кон-фликтов23, взрывы на газопроводах, невозможность оплатить поставки газа, нарушение железнодорожного сообщения с севером Грузии приводят к тому, что Тбилиси не в состоянии уделить срочное и должное внимание выполнению своих обязательств перед турка-ми-месхетинцами.

А Турция, не желающая портить отношения с Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Грузией, предпочитает не формулировать своей официальной позиции в отношении этого народа. Правда, Анкара официально заявила, что ее цель заключается в том, чтобы помочь всем этническим туркам, оказавшимся за пределами страны (особенно туркам-месхетинцам), оставаться на месте своего нынешнего пребывания. Однако в 1990 году Турция изменила свою позицию, приветствуя турок-месхетинцев на своей территории, независимо от того, попадали они туда легально или нелегально. Хотя меры для законного переселения в Турцию принимались только в течение ограниченного периода времени, те, кто въехал неофициально, могут оставаться в стране (не получая турецкого гражданства). А. Айдингюн считает, что турки-месхетинцы должны иметь возможность легально селиться в Турции как «национальные беженцы» и получать ее гражданство, поскольку по происхождению они являются турками и частью турецкой культуры24. Однако в целом ясно, что Анкара скорее предпочитала бы избежать массовой иммиграции, так как не способна проявить политическую инициативу в этом вопросе.

Переселение как более близкая перспектива

Хотя в разных регионах России (таких как Белгород, Ставрополь, Ростов и Волгоград) проживают тысячи турок-месхетинцев, ни в одном из них нет столь сложных условий, как в Краснодарском крае. Программа переселения, осуществляемая под руковод-

21 См.: Aydingün A. Op. cit. P. 51.

22 В районе, где начинается Военно-грузинская дорога.

23 Нехватка продуктов питания, соответственно высокие цены на них; нарушение торговых связей; отсутствие собственной конвертируемой валюты; низкая платежеспособность населения, что касается приобретения продуктов питания, жилья и лекарств; хронический дефицит оборудования, топлива, медикаментов в больницах; возникновение эпидемий; нарушения прав человека, например в Сухуми во время продвижения абхазцев к реке Ингури. В результате от 5 до 6% всего населения Грузии были вынуждены покинуть места своего постоянного жительства.

24 См.: Sonmez N., Kiri!jçi K. Report on Recent Movement of Refugees, Asylum Seekers and Illegal Immigrants into Turkey // AWR Bulletin, No. 4. P. 13.

ством МОМ, началась в феврале 2004 года со встреч ее уполномоченных сотрудников с активистами движения турок-месхетинцев и представителями местной власти. Программа охватывала турок-месхетинцев, которые проживали в крае без прописки, и предусматривала для них возможность ходатайствовать о получении статуса беженца и пакета социальных льгот после их переселения в США. Представители краевой администрации предупредили турок-месхетинцев, которые останутся в регионе, что они будут постоянно подвергаться неприятностям. К концу июля 2004 года первая группа (84 чел.) была принята в посольстве США в Москве и переправлена в Филадельфию. Но вскоре уже 11 250 турок-месхетинцев обратились с просьбой предоставить им статус беженца, и представительство МОМ приняло решение с 1 ноября прекратить прием заявлений. Тем не менее, по данным Осипова25, до сих пор ни одно ходатайство не отклонили, хотя не предполагается, что все они будут удовлетворены.

Однако даже для тех, кто получит статус беженца, переселение не пройдет гладко. В частности, они столкнутся с проблемами при продаже своих домов, поскольку их право собственности официально не признано из-за отсутствия прописки. Хотя официальные лица обещали решить этот вопрос к февралю 2004 года, местные власти отказываются документально подтвердить продажу недвижимости, принадлежащей туркам-месхетин-цам, и никому из них (по состоянию на конец 2004 г.) не удалось продать свои дома. Как и предполагалось, все обращения к краевой администрации были оставлены без внимания. Вместе с тем турок-месхетинцев, приезжавших в Краснодар для участия в интервью в связи с иммиграцией, часто задерживали и безо всяких на то оснований штрафовали, арестовывали, и в течение следующего полугодия они были вынуждены давать взятки из-за отсутствия прописки.

Можно ли турок-месхетинцев рассматривать как беженцев?

До распада СССР формально считалось, что в Советском Союзе вообще нет беженцев, и этот термин в официальных документах не использовали. До того как в 1992 году в стране возникла Федеральная миграционная служба, в различных частях России использовалась временная процедура регистрации и расселения вынужденных мигрантов. Однако эту процедуру применяли только к мигрантам из определенных регионов26. Даже соответствующего временного статуса турки-месхетинцы не получили. Распоряжение № 222 Главы администрации Краснодарского края разрешало Миграционной службе региона предоставить статус беженца или вынужденного переселенца лишь тем лицам, чьи ближайшие родственники (например, супруга (супруг), родители, дети, родные братья или сестры) постоянно (не менее пяти лет) проживали на территории края. В соответствии с местным законом «О процедуре регистрации пребывания и проживания в Краснодарском крае» продолжительность проживания родственников потенциального беженца должна быть увеличена до 10 лет27. Поскольку турки-месхетинцы не имели воз-

25 См.: Ossipov A. Meskhetians in Krasnodar in 2004 // MINELRES, 2005 [http://lists.delfi.lv/pipermail/ minelres/2005-January/003781.html].

26 В соответствующем списке не были представлены ни Узбекистан, ни Киргизия, которых поддержали Комитет по миграции и международным отношениям Верховного Совета Российской Федерации, а также (повторно) распоряжение Главы администрации Краснодарского края № 400 от 31декабря 1992 года.

27 7 июня 1995 года Краевое законодательное собрание приняло закон № 9-КЗ «О процедуре регистрации пребывания и проживания в Краснодарском крае», который был подписан Главой администрации Е.М. Харитоновым 23 июня. В целом закон воспроизводил положения распоряжения № 222 руководителя

можности получить регистрацию по месту жительства, у них также не было права получить статус беженца или вынужденного мигранта.

Общественные организации турок-месхетинцев

Проблемы национальной идентичности и отсутствие спаянного руководства усложняли положение турок-месхетинцев, которые к тому же еще не были официально «реабилитированы». Хотя фактически никто официально и не утверждал, что они в прошлом совершили нечто противозаконное. Первая организованная попытка добиться репатриации приходится на 1963 год и связана с созданием Временного комитета за возвращение, оказавшегося сильной и упорной структурой, которая смогла противостоять давлению советских властей. Хотя КГБ предпринимал попытки подавить эту организацию, она все же сыграла решающую роль в поддержке инициатив, направленных на реабилитацию и возвращение турок-месхетинцев. В 1970—1980-х годах влияние Комитета было особенно сильным среди компактно проживавшей в Узбекистане диаспоры; в частности, эта структура организовывала акции протеста и собирала петиции с тем, чтобы добиться поставленных целей.

Однако ферганский погром 1989 года нанес по Комитету за возвращение сокрушительный удар, фактически уничтожив его инфраструктуру, в результате чего крупное поражение потерпело все движение за репатриацию. Принудительная и осуществленная впопыхах эвакуация турок-месхетинцев из Узбекистана в другие регионы тогдашнего Советского Союза лишила Комитет его возможностей, и в 1990 году он был преобразован в организацию «Ватан»28. Она предприняла попытку возродить процесс репатриации, при этом исходила из предпосылки, что у турок-месхетинцев сохранилась четкая культурная идентичность, в основном они отожествляют себя с турками. «Ватан» провозглашала две цели: первая — формальное признание того, что депортация 1944 года была несправедливой; вторая — получение официального разрешения вернуться на свою родину, то есть в Грузию29. Внутренний раскол и финансовые трудности препятствовали достижению стратегической установки «Ватан» на репатриацию. Сегодня лидеры организации не пользуются в общине такой широкой поддержкой (до 1989 г. она была едва ли не всеобщей). К тому же на работе организации сказывается недостаток финансовых средств. В итоге позиция «Ватан» как участника переговорного процесса в деле восстановления утраченного единства не так сильна, как прежде. Второй организацией турок-месхетинцев является «Хсна»30. Она объединяет представителей этого народа, которые считают себя мусульманскими грузинами и по разрешению грузинских властей проживают в ряде районов страны (но не в Ахалцихе). Кроме того, в 1994 году было создано общество «Умид»31. Официально заявленные им цели: примирение, сотрудничество и координация усилий организаций турок-месхетинцев, с тем чтобы защитить их права и помочь

администрации края, но вносил и новые ограничения, в частности, требовал регистрации от граждан РФ, которые только временно пребывали на территории края, а период постоянного проживания для родственников лиц, претендующих на регистрацию, был увеличен с 5 до 10 лет. Этот закон был опубликован 6 июля 1995 года и тем самым официально вступил в силу. (Механизм его применения был уточнен распоряжением № 438 Главы администрации от 8 июля 1995 г.)

28 Турецк. «родина».

29 «Ватан» придерживалась бескомпромиссной позиции: турки-месхетинцы — этнические турки. Это противоречило точке зрения грузинского правительства, которое утверждало, что турки-месхетинцы — перешедшие в ислам грузины.

30 Груз. «спасение».

31 Турецк. «надежда».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

им выехать из Краснодарского края. Но фактически «Умид» объединяет лишь тех, кто хотел бы эмигрировать в Турцию, активен только в Крымском районе Краснодарского края, главным образом в станице Нижнебаканская.

«Между небом и землей...»

Как мы уже отмечали, в регионах РФ, где турки-месхетинцы на протяжении многих лет пытались обосноваться и построить дома, им было отказано в основных правах человека и они подвергались негуманному обращению. Пытаясь перечислить, какие именно нарушения имели место по отношению к ним, я прихожу к выводу, что этот народ вообще нигде не имел государства, которое создало бы условия для его проживания, зоны, где он чувствовал бы себя в безопасности, где турки-месхетинцы были бы признаны как граждане.

Гражданские и политические права

Турки-месхетинцы были лишены права на свободу передвижения и права выбирать место жительства. Им не гарантировали право на личную безопасность, их регулярно подвергали паспортному контролю и арестам из-за отсутствия прописки. Они не могли покинуть пределы страны за исключением случаев переезда на новое постоянное место жительства. Так, из 19 897 человек (включая 8 479 турок-месхетинцев), которые с 1 января 1989 года по 1 октября 1994-го обращались в ОВИР г. Крымска, получил прописку 11001 заявитель (в их числе было... 14 турок-месхетинцев). Таким образом, представители этого народа составляют 92,5% всех лиц, которым было отказано в прописке в Крымском районе. Аналогичная ситуация отмечается и в Абинском районе: за 1989— 1994 годы из всех тех, кого местная милиция относит к вынужденным мигрантам, только туркам-месхетинцам было отказано в прописке32. К тому же они не могли получить (или восстановить) личные документы; их браки не регистрировали, отцовство официально не признавали.

Без прописки власти не признают права турок-месхетинцев на недвижимость. Таким образом, их право владеть и распоряжаться своим жилищем и участками земли оказывается ограниченными. У них нет возможности приобретать землю, а продать принадлежащие им участки они могут лишь только при особых обстоятельствах (например, если выезжают из региона, да и то после получения специального разрешения от местных властей). Им не разрешают возводить какие-либо сооружения на их землях, официально не позволяют ни покупать, ни продавать автомашины и другие средства передвижения, оснащенные двигателем. У них нет права участвовать в выборах и референдумах любого уровня, а также в работе органов местного самоуправления и трудоустраиваться на должности муниципальных служащих. Единственное право, которое сохраняется за ними, — право на собрания. Так, местный отдел юстиции официально зарегистрировал объединения турок-месхетинцев, власти признают их и поддерживают с ними контакт. Единственное существенное преимущество, которым пользуются те из них, кто не имеет российского гражданства, — с 1994 года ни в одном районе края их детей, достигших соответствующего возраста, не призывают на военную службу.

32 Эти статистические данные были получены правозащитным центром «Мемориал» от ОВИРа г. Крымск в октябре 1994 года (опубликованы в работе Осипова А., Черепова О. «Нарушение прав вынужденных мигрантов и этническая дискриминация в Краснодарском крае. Положение турок-месхетинцев». М.: Мемориал, 1996. С. 23—25).

Экономические, социальные и культурные права

Без прописки турки-месхетинцы не могут получать пенсию, страховые выплаты, медицинскую страховку и другие социальные пособия, должны оплачивать любую медицинскую помощь по ее полной стоимости. Они лишены возможности замещать большинство вакансий, получить постоянную работу, водительские права (или обновлять последние). Во многих школах их дети обучаются отдельно от своих сверстников, в специальных классах, где, как правило, уровень преподавания ниже, чем в других. Кроме того, вопрос обучения родному языку и культуре даже не обсуждается ни местными властями, ни организациями турок-месхетинцев.

Гарантии личной неприкосновенности и личного достоинства

С 1989 года турки-месхетинцы постоянно являются объектом насилия и угроз со стороны казаков. Зимой 1991—1992 года более 30 семей должны были покинуть поселок Экономическое Крымского района после жестоких угроз со стороны председателя его совета. В марте 1994 года несколько представителей этого народа, проживавших в хуторе Школьный того же района, были избиты казаками из Крымска. В ноябре 1995-го большая группа людей, входящих в Кубанское казачье войско, совершила нападение на хутор Армянский в Крымском районе и подвергла порке 15 человек. Во всех этих случаях власти отказывали жертвам в защите, даже не предпринимали попыток найти виновных. Официальные руководители местного уровня регулярно подвергают турок-месхетинцев унижениям, особенно в ходе так называемых «проверок соблюдения паспортного режима».

Прямая дискриминация

12 февраля 1992 года Малый совет33 Краснодарского края издал решение (№ 97), которое вводило для турок-месхетинцев режим временных ограничений34, превращало их в отдельную, юридически определенную группу населения с особым режимом проживания на территории района, то есть в группу, к которой не применяются общие законы. К тому же в Краснодаре некоторые циркуляры определяли представителей этого народа (независимо от их прописки) как «лиц, временно находящихся под специальной опекой Российской Федерации»35.

3 а к л ю ч е н и е

В связи с изложенным выше закономерно возникает вопрос: насколько специфична ситуация, сложившаяся в Краснодарском крае? Определенные элементы ксенофобии и предубеждений против иммигрантов характерны для многих российских регионов, например для таких, как Ростовская область, Ставропольский край, Москва и Санкт-Пе-

33 Президиум Законодательного собрания края.

34 Решение никогда не было опубликовано официально, впервые оно приводится в работе: Осипов А.Г. Российский опыт этнической дискриминации. Турки-месхетинцы в Краснодарском крае. М.: Звенья, 1999.

35 Memorial, Annex III.

тербург. Сообщалось об аналогичном отношении властей к иммигрантам не только на местном, но и на федеральном уровне. Однако очевидно, что, несмотря на многие различия в деталях, миграционная политика руководства Краснодарского края отражает общие тенденции государственного строительства и политического развития в России. Утрата турками-месхетинцами многих основных прав привела к необычайно сильному психологическому прессингу в плане их идентичности. Покушения на личную и групповую безопасность представителей этого народа, организуемые с молчаливого согласия и при прямом участии российских властей, вынудило многих турок-месхетинцев вообще оставить идею о родине и стремиться туда, где они могут чувствовать себя в безопасности. Если ранее у них было сильно желание вернуться в Грузию, то сегодня они о нем не вспоминают. Подводя итог, один из лидеров организации «Ватан» отметил: «Нам необходимо срочное решение этих вопросов [о репатриации],... нам нужно сообщить туркам-мес-хетинцам хоть какую-то хорошую новость. Они теряют веру».

В м е с т о п о с л е с л о в и я

Я не располагаю абсолютно достоверными статистическими материалами о тур-ках-месхетинцах, проживающих в Краснодарском крае. Можно получить лишь общее описание ситуации и весьма приблизительным сведения. Отдел труда и социальных вопросов краевой администрации не располагает точными показателями занятости среди беженцев, тем более турок-месхетинцев. В большинстве отчетов, с которыми мне удалось ознакомиться, отмечено, что в распоряжении их авторов не было точных цифр, так как попытки получить такую информацию постоянно блокируют российские власти. И я думаю, что полностью полагаться на официальную статистику нельзя, поскольку сомневаюсь в ее достоверности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.