Научная статья на тему 'Краны на специальном шасси автомобильного типа и навесные к тягачам'

Краны на специальном шасси автомобильного типа и навесные к тягачам Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1050
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краны / специальное шасси автомобильного типа / навесные краны / тягачи
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Белявский Ю. В., Стукаленко М. И., Леонова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There IS information about home-made and foreign-made mashines used for special erection works. Their basic technical characteristics are presented, the recommendations on the choice of individual machines and tools of technological equipment are obtained.

Текст научной работы на тему «Краны на специальном шасси автомобильного типа и навесные к тягачам»

УДК 621.863

КРАНЫ НА СПЕЦИАЛЬНОМ ШАССИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТИПА И НАВЕСНЫЕ К ТЯГАЧАМ

Ю.В. Белявский, доцент, к.т.н., М.И. Стукаленко, доцент, к. т.н., А.В. Леонова, ассистент,

Одесская государственная академия строительства и архитектуры

Аннотация. Содержатся сведения об отечественных и зарубежных машинах, используемых на специальных строительно-монтажных работах. Приведены их основные технические характеристики, даны рекомендации по выбору отдельных машин и средств технологического оснащения.

Ключевые слова: краны, специальное шасси автомобильного типа, навесные краны, тягачи.

Введение

Данный вид кранов является новым поколением, сменяющим вид пневмоколесных кранов. Краны этого вида являются наиболее совершенными как по конструктивному решению, так и по параметрам технических характеристик в сравнении с другими стреловыми кранами. Краны на специальном шасси автомобильного типа монтируются на видоизмененных шасси автомобилей за счет увеличения количества осей и повышения их полезной нагрузки, что позволяет устанавливать на них крановое оборудование всей гаммы грузоподъемности. Благодаря использованию шасси автомобильного типа эти краны получили возможность передвижения по дорогам общего пользования, вписываясь в дорожные габариты и скорости движения, принятые для грузовых автомобилей [1]. В конце 80-х годов Одесский крановый завод выпускал краны на специальном шасси автомобильного типа грузоподъемностью 63, 80, 100 и 250 т и совместно с немецкой фирмой “Либхер” осваивал краны серии ЛТМ и ЛТЛ грузоподъемностью 40-50 т на шасси типа “Краб” (четырехосном, с поворотом колес в обе стороны на всех осях) [2].

Выбор параметров кранов на специальном шасси автомобильного типа аналогичен приведенному для других кранов, а конструктивных решений в зависимости от необходимости оборудования крана удлинителем стрелы, вида стрелы (телескопической или решетчатой), нагрузки крана на оси при его перебазировании на объект по дорогам общего пользования, времени нахождения крана на объекте. Как правило, такие краны используются по единому графику, в котором предусматриваются объекты, виды и время работы, очередность перебазирования крана с объекта на

объект и время в пути. Используется этот вид кранов и при необходимости замены вышедшего из строя другого менее мобильного крана на время его ремонта [3].

В перспективе этот вид кранов заменит пневмо-колесные и гусеничные краны и потеснит тяжелые башенные краны на строительстве в металлургии, химической и горнодобывающей промышленности, так как они располагают лучшими грузовысотными параметрами и высокой мобильностью [2].

Характеристики кранов

К кранам на специальном шасси автомобильного типа приближается вид кранов на прицепах, навешиваемых на серийно выпускаемые промышленностью тягачи тракторного и автомобильного типов. Такие краны выпускаются организациями монтажных и специальных строительных работ, в частности Туапсинским машиностроительным заводом, Куйбышевским ремонтно-механическим заводом, в том числе совместно с японской фирмой “Тадано”. Навесные стреловые краны типа МКП и МКТ-40 и МКТ-100 изготавливаются на базе одноосного прицепа МАЗ-529Е и МоАЗ-546П грузоподъемностью 40 т и 100 т с установкой стрелы и механизмов крана на специальном прицепе. По этому же принципу, но на базе трактора К-701 и МоАЗ-546П изготавливаются краны типа МКТТ-63 и МКТТ-100 грузоподъемностью 63 и 100 т с установками фирмы “Тадано”, а на автомобильном тягаче МАЗ-537Т - МКТ-250 грузоподъемностью 250 т. Этот вид кранов по мобильности уступает кранам на специальном шасси автомобильного типа, но превосходит гусеничные и пневмоколесные. Выбор рабочих параметров аналогичен выбору других стреловых

кранов, а технических решений - кранам на специальном шасси автомобильного типа и навесных приводится в приложении [4].

Приложение 1 Краны на специальном шасси автомобильного типа

1.1.Назначение: монтаж строительных конструкций и оборудования.

1.2.Главный параметр: максимальная грузоподъемность на основной стреле, т.

1.3.Размерный ряд: 25, 40, 55, 80, 125, 250 т.

1.4. Дополнительное оборудование: удлинитель стрелы, гуськи, вспомогательный подъем*.

1.5. База: специальное шасси автомобильного

типа - 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9-осные с нагрузкой на ось не более 12 т и выносными опорами.

1.6. Силовой привод: дизельный, раздельно для крана и его шасси.

1.7. Глубина опускания крюка при работе с грузом 50 % грузоподъемности: не менее 3 м.

1.8. Вид стрелы: телескопическая, 3, 4, 5-секционная, сварная, коробчатая.

1.9. Привод механизмов крана: многодвигательный, гидравлический.

1.10. Удельная металлоемкость на единицу главного параметра: не более 1,1 - 2 т/т.

1.11. Удельная энергоемкость на единицу главного параметра: не более 6,5 - 1,5 кВт/т.

1.12. Режим работы: с выносными опорами и без них, передвижение с грузом не менее 50 % г.п.

Таблица 1 Скорости

Ед. Размерный ряд

изм. 25 40 55 80 125 250**

главного подъема м/с 0-1,5 0-1,6 0-1,8 0-2,5 0-2 0-1

вспомогательного подъема м/с - 0-1,2 0-1,2 0-1,2 0-2,1 0-0,4

изменения вылета крюка с 30 35 46 35 65 180

выдвижения телескопической стрелы м/с 0,4 0,3 0,2 0,2 0-1,3 -

частота вращения крана мин-1 0-2,5 0-2,4 0-2,3 0-2,3 0-2 0-1

транспортная по твердым дорогам км/ч 70 70 70 70 70 65

• то же по бездорожью км/ч 35 40 40 35 40 20

• то же рабочая км/ч с грузом не более 3, без груза не более 10

Таблица 2 Основные технические данные

Раз- мер ный ряд Длина, (1) м Грузоподъемность, т Вылет крюка, (Ь) \

Ст] релы Гуська (А ) На стреле С гуськом Со ст релой С гуськом (¿1)

мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс мин. макс.

25 8 26 8 13 2 25 1,2 3,5 3 23 8 28

40 10 32 8 13 1,4 40 1,2 3,5 3 28 9 32

55 11 35 11 11 1,1 55 1,2 3,7 2,5 32 11 36

80 12,5 40 10 16 2 80 10 16 3 36 12 42

125 13,5 43 12 20 3 125 12 20 3 40 16 50

250 20,0 90 10 66 4 250 6,4 100 6 70 18 74

Продолжение таблицы 2

Высота (Н) подъёма крюка, м Колея м, Габарит заднего поворота (Я) м Координаты оси крепления стрелы, м Ширина стрелы, м

На стреле С гуськом

мин. макс. мин. макс. X У

2 27 34 42 2,0 2,9 1,4 3,0 0,5

2 30 24 44 2,0 3 2 3,2 0,6

2 36 26 46 2,0 3,4 2,3 3,3 0,7

12 42 24 52 2,2 4 2,1 3,5 0,7

15 40 35 65 2,4 4,5 2,6 3,0 1,0

24 92 40 165 2,4 7,5 1,6 3,0 1,0

* Краны грузоподъемностью 80 и более тонн имеют сменное башенно-стреловое оборудование

** С решетчатой стрелой

Рис. 1. Краны на специальном шасси автомобильного типа

Приложение 2 Краны короткобазовые и на шасси типа “краб”

2.1.Назначение: монтаж строительных конструкций и оборудования в стесненных условиях.

2.2.Главный параметр: максимальная грузоподъемность на основной стреле, т.

2.3. Размерный ряд: 16, 25 - короткобазовое шасси, 40, 50, 7 - шасси типа “краб”, 4-осное с поворотными всеми односкатными колесами и движением в стороны без изменения положения крана, соответственно на схеме а и б.

2.4.Дополнительное оборудование: удлинители, устанавливаемые жестко в продолжении стрелы

или под углом к ее оси на 15 и 30 градусов, складывающиеся при транспортировке крана.

2.5.Привод: дизель-гидравлический, многодвигательный.

2.6. Глубина опускания крюка при работе с грузом 50 % грузоподъемности: не менее 3 м.

2.7. Вид стрелы: телескопическая, 2, 3, 4-секционная, коробчатая.

2.8. Режим работы: на выносных опорах и без них с передвижением с грузом не менее 50 % максимальной грузоподъемности.

2.9. Удельная металлоемкость 1,2 - 0,8 т/тг.п.*

2.10. Удельная энергоемкость 6,8 - 2,4 кВт/т г.п.*

2.11. Давление колеса на грунт: не более 20 т.

Таблица 3 Скорости

Ед. изм. Размерный ряд, т

16 25 40 50 70

главного подъема м/с бесступенчато 0 - 2,5

то же вспомогательного м/с то же 0 - 2

то же изменения вылета крюка с 30 - 45

то же выдвижения телескопической стрелы м/с 0,4 - 0,2

частота вращения крана мин-1 0 - 2,5

скорость передвижения крана рабочая м/ч 10

транспортная м/ч 40

Таблица 4 Основные технические данные

Раз- мер- ный ряд Длина, (/) м Г рузоподъемность, т Вылет крюка (Ь), \

Стрела Удлинителя На стреле На удлинителе На стреле С удлинителем

мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс.

16 7,5 18 7 7 5,5 16 1,7 2,7 3 6 4 8

25 9 27 7 12 1,7 25 1,5 3 3 16 10 26

40 10 32 8 13 1,4 40 1,1 2 3 28 15 34

50 11 35 10 16 1,4 50 1,2 2 3 30 18 36

70 11,5 38 10 16 1,4 70 1,2 2 3 34 18 38

Продолжение таблицы 4

Высота подъёма крюка (Н), м Колея, 1 Габарит заднего поворота (Я), м Координаты оси крепления стрелы, 1 Ширина стрелы, 1

На стреле На удлинителе

мин. макс. мин. макс. Х У

1,7 18 20 25 2,1 3 1,4 3 0,5

1,1 25 26 32 2,1 3 1,5 3 0,5

2 38 34 40 2,2 3,1 1,6 3,2 0,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 40 36 48 2,3 3,25 2,1 3,3 0,7

3 42 36 52 2,3 3,25 2,1 3,3 0,7

* Приведены максимальные значения для крана малой грузоподъемности - первый показатель и для большей грузоподъемности - второй, остальные значения должны находиться в пределах между ними

Литература

1. Атаеев С.С., Луцкий С.Я., Бондарик В.А. и др.

Технология, механизация и автоматизация строительства // Под ред. С. С. Атаева, С.Я. Луцкого. - М.: Высшая школа, 1990. - 592 с.

2. Трофимов А.П., Холодов И.Я. Специальные

транспортные машины в сроительстве. - 2-е изд. Перераб. и доп. - К.: Буд1вельник, 1983. - 152 с.

3. Машини для будiвельно-монтажних робгг.

Довщник / М. С Болотських, I.A. £мель-

янова, О.Г. Савченко та ш.; шд ред. М.С. Болотських. - К.: Вища школа, 1993. - 314 с.

4. Белявский Ю.В. Технология и механизация специальных строительных и монтажных работ. Справочник. - К.: Укрспецмон-

тажпроект, 1999. - 204 с.

Рецензент: Л.В. Назаров, профессор, д.т.н.,

ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 9 февраля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.