Научная статья на тему 'Краеведение в системе дошкольного образования: социокультурный аспект'

Краеведение в системе дошкольного образования: социокультурный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2059
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комратова Н. Г.

В статье излагается современный взгляд на содержание и технологию ознакомления дошкольников с ближайшим окружением: природой, социальным и предметным миром родного края. В качестве системообразующего элемента социального бытия выступает деятельность человека, которая является стержнем общественного развития. Автор излагает основные принципиальные положения (подходы), в соответствии с которыми разработаны содержание и технология ознакомления детей с окружающим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комратова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Region Study in the System of Pre-School Education: Socio-Cultural Aspect

In the article the author states a modern point of view to the approach to introducing pre-school children to the surrounded environment, social and objective essentials of the local culture. The author affirms that a human being's activities play an important role in establishing relationship in the social environment. She gives some major principles and approaches to how to interact and introduce children to the surrounded world

Текст научной работы на тему «Краеведение в системе дошкольного образования: социокультурный аспект»

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

II. Г. Комратова, зав. кафедрой дошкольной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета, доцент

В статье излагается современный взгляд на содержание и технологию ознакомления дошкольников с ближайшим окружением: природой, социальным и предметным миром родного края. В качестве системообразующего элемента социального бытия выступает деятельность человека, которая является стержнем общественного развития. Автор излагает основные принципиальные положения (подходы), в соответствии с которыми разработаны содержание и технология ознакомления детей с окружающим миром.

Разработкой вопросов ознакомления детей с окружающим миром занимались многие педагоги, психологи, философы, лингвисты. Определение содержания и объема знаний для детей всегда являлось актуальным. С введением государственного образовательного стандарта дошкольного образования эта проблема приобретает особую значимость. Стандартом предусмотрено, что содержание программ определяется не только общими целями и требованиями дошкольного образования, но и «культурными традициями, как общечеловеческими, так и российскими (а в региональном компоненте стандарта — социально-культурными, в том числе — национальными)»1. Поэтому в последние годы ученые все больше внимания уделяют социокультурному аспекту образования детей.

Термин социокультурный состоит из двух основ: социо и культурный. Социо значит «общественный, имеющий непосредственное отношение к обществу, отношениям внутри него, его развитию». Культурный — «относящийся к культуре». Таким образом, понятие социокультурный предполагает, что личность объединяет основные характеристики современного ей общества и культурного наследия. Другими словами, рассмотрение любого социального явления сегодня невозможно вне ценностей культуры. Это особенно важно учитывать при ознакомлении детей с ближайшим окружением — родным краем, и прежде все-

го с культурным обликом города (села), его достопримечательностями, историческим прошлым, т. е. культурой в широком смысле слова.

Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладения элементами культурного наследия. Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность», основанная на знании культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умении понимать и правильно использовать их в процессе общения. Компетентность проявляется в том, что ребенок не только «обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен применять их для самореализации и саморазвития в различных сферах действительности»2. Сегодня для педагога важно творчески подойти к проблеме развития социокультурной компетентности детей. Чтобы сформировать у ребенка целостное представление об окружающем мире, необходим культурологический подход к изучению стран и регионов: следует уделять внимание сведениям исторического характера, подчеркивая связь прошлого, настоящего и будущего, комплексному изучению природы, населения, экономическому и культурному развитию областей и мира в целом.

© Н. Г. Комратова, 2006

Как известно, содержание знаний об мир природы, мир людей и предметный окружающем мире включает три блока: мир (рис. 1).

Мир природві

Р и с. 1

Наиболее сложным и наименее разработанным сегодня является вопрос о приобщении ребенка к социальному миру, поскольку в условиях радикальных социально-экономических изменений произошла переоценка многих духовных ценностей. Встает вопрос: какие явления в сфере общественной жизни человека должны стать центральными при ознакомлении с окружающей действительностью?

В соответствии с современными философскими подходами в качестве системообразующего элемента социального бытия выступает человеческая деятельность, которая является стержнем общественного развития (В. А. Глуздов, В. В. Ильин и др.). Именно деятельность человека позволяет объединить все составляющие окружающего мира в единое целое, что отражено на рис. 2.

Мир природы (ландшафт)

Рис. 2

Подобный подход выводит нас на теорию ландшафта, согласно которой «формы человеческой деятельности в той мере способны выжить в ландшафте, в какой они сами дифференцированы в соответствии с ландшафтом» (В. Л. Каганский). Отсюда один из важнейших принципов современного научного познания мира — принцип целостного восприятия ландшафтов как жизненного мира человека, поскольку «бытие человека ландшафтно по существу, вне ландшафта человек не мыслим, а через человека, как существо ландшафтное, ландшафт выражает сам себя» (М. Хайдеггер). Этот принцип реализует идею о единстве человека и природных основ жизни и предполагает изучение ландшафтов во всем их многообразии.

Возникает следующий вопрос: какое понятие является самым доступным для

ребенка? Целью и результатом деятельности человека, направленной на удовлетворение человеческих потребностей, своеобразным носителем культуры выступает предмет. Если исходить из теории Л. С. Выготского, предмет можно рассматривать в качестве своеобразного передатчика культуры, а овладение предметом — как овладение человеческой культурой (В. И. Логинова). В этом контексте ребенку будут понятны и объекты культурного наследия, представленные произведениями искусства: скульптуры и живописи, прикладного искусства, народных промыслов и архитектуры. Знакомя детей с историческим прошлым своего края, особый акцент необходимо сделать на культурном облике родного города, показывая его как результат огромной созидательной деятельности всех предшествующих поко-

лений. Таким образом, через систему знаний о природе, обществе, культуре, в которой человек является центральной фигурой, формируются знания о нем самом и об окружающем его мире.

Изучение социокультурных основ проблемы потребовало определения методологии, на базе которой возможно было бы разработать содержание и технологию ознакомления детей с родным краем.

Используемая нами методология стала результатом применения ряда нижеприведенных научных подходов.

1. Системный подход — важнейшее условие разработки и реализации содер-

представлен на

жания и технологии разных уровнях:

— окружающий мир как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром (рис. 3);

— усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта (системообразующий фактор — деятельность человека);

— усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, которые являются предпосылкой для формирования понятий.

Р и с. 3

Особое значение имеет используемый нами принципиально новый подход, рассматривающий систему знаний, которая включает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях. С одной стороны, идет непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях. С другой стороны, постоянно идет и противоположный процесс превращения ясных и четких знаний в знания неопределенные, неясные, которые проявляются в форме догадок, предположений и вопросов. Подобная неопределенность представляется как своеобразная проблемность, которая служит мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта, общечеловеческой культуры и в конечном сче-

те основой саморазвития и творчества детей. Исходя из этого при разработке содержания и технологии ознакомления с окружающим миром нами был использован новый фундаментальный принцип построения программ воспитания и обучения дошкольников, сформулированный Н. Н. Поддьяковым: принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития. Реализация данного принципа позволяет установить гармоничное соотношение между процессами развития, обусловленными действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.

2. Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их

взаимосвязях и взаимопереходах (Н, Н. Поддьяков, Н. Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей — способность прогнозирования изменений предметов и явлений окружающего мира. Данный подход формирует особый взгляд на мир: ребенок наделяет окружающие предметы гипотетическими свойствами. Таким образом, овладение детьми начальными формами диалектического подхода к анализу окружающих предметов и явлений служит предпосылкой формирования так называемых методологических знаний детей, на основе которых в дальнейшем складывается мировоззрение.

3. Культурологический подход позволяет подчеркнуть ценность уникальности пути развития каждого региона (родного края) на основе не противопо-

ставления естественных (природных) и искусственных (культуры) факторов, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. В связи с этим были определены функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информации, а с другой — хранителя культуры, способного транслировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Данный подход нашел отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.

В соответствии с рассмотренными подходами содержание знаний о родном крае условно было разделено на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города), олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе. В основу систематизации знаний детей о родном крае была положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы и культуры (рис. 4).

Р и с. 4

Как видно из схемы, именно деятель- зование» мира природы в «культурный

ность человека является тем связующим облик» любого города (края). Мы пола-

звеном, которое обеспечивает «преобра- гаем, что усвоение такого рода взаимо-

связей уже на дошкольной ступени будет не только способствовать формированию у детей представлений о целостной «картине мира», но и поможет им овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

Так, при ознакомлении детей с родным (Нижегородским) краем педагог подчеркивает, что Нижегородская область славится своими народными промыслами, объясняет, почему Нижний Новгород издавна назывался «карманом» России (была хорошо развита торговля). Удачное расположение города на месте слияния двух рек — Оки и Волги (особенности ландшафта) — способствовало образованию Нижегородской ярмарки (была перенесена из Макарьева). Развитие народных промыслов (хохломская, городецкая росписи и др.) также уходит своими корнями вглубь истории и связано с особенностями природного ландшафта этих мест (прежде всего наличием лесов).

Овладевая подобным подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Один из основных критериев отбора знаний исторического характера для дошкольников был образно назван нами «принципом айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью: наличие памятников архитектуры, зданий и других достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое. Исходя из этого, мы посчитали целесообразным познакомить детей с историей возникновения Нижегородского кремля, ярмарки, с биографиями многих замечательных людей, прославивших наш город и в честь которых были воздвигнуты памятники (К. Минина, В. Чкалова, М. Горького, И. Кулибина и др.).

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с род-

ным краем нами были положены следующие принципы:

1) энциклопедичности. Он обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т. д.);

2) уникальности места («выразитель» краеведческого подхода в социокультурном аспекте). Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей Родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности своего края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности. Данный принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона (Н. Ф. Винокурова, В. В. Николина). Значение принципа определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина;

3) интеграции знаний (Н. Ф. Винокурова). Он предполагает установление соотношений между информацией есте-ственно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира;

4) единства содержания и методов работы с детьми, который нашел свое отражение в структурном построении занятий (алгоритм технологии ознакомления с окружающим);

5) динамики преемственных связей. На каждой возрастной ступени он означает отбор наиболее актуальных для каждого года обучения знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста;

6) комплексности, в соответствии с которым содержание концентрируется в темах-комплексах «Природа», «Труд

людей», «Достопримечательности города», «История Нижнего Новгорода» И Т. д.

Ознакомление детей с родным краем шло по нескольким направлениям, объединенным в три блока (рис. 5). Особое внимание было уделено технологическому блоку. Так, при разработке тех-

нологии ознакомления с окружающим за основу были взяты методы, предложенные С. А. Козловой, а также методы обучения и развития творчества Н. Н, Под-дьякова. В соответствии с этими методами был разработан алгоритм технологии ознакомления детей с окружающим миром (таблица).

Р и с. 5

Рассмотрим более подробно компоненты вышеуказанного алгоритма. Во вступительной части важно заинтересовать детей, создав такую ситуацию, чтобы детям самим, а не по указке педагога захотелось что-то узнать.

Чтобы избежать перегрузки во второй, информационной, части занятия (поскольку детям даются достаточно сложные знания), к адаптированным рассказам необходимо предъявлять определенные требования.

Следующая структурная часть — проблематизация. На этом этапе происходит как бы «перераспределение» знаний — из четких и ясных в область неопределенных и неясных (в виде догадок, предположений) и наоборот. Следу-

ет помнить, что проблематизация — важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности детей — должна осуществляться по основным, существенным линиям и направлениям.

Четвертая часть предполагает стимулирование детей к постановке вопросов. На эту часть следует обратить особое внимание при проведении занятий, так как при традиционном подходе вопросы задает педагог, а дети привыкают лишь отвечать. С целью научить их задавать вопросы нами разработаны серии дидактических игр и упражнений по типу «Что в волшебном сундучке?», причем к вопросам предъявляются определенные требования.

Алгоритм технологии ознакомления с окружающим миром

Компоненты

Характеристики, цели

1. Вступительная часть (мотивация)

2, Информационная часть (информация)

3. Проблематизация

4. Стимулирование детей к постановке вопросов

5. Символизация

Заинтересовать детей, поставить их в ситуацию субъекта «собственной познавательной деятельности». Основные моменты:

1) яркие положительные эмоции;

2) мотивация детской деятельности;

3) игровая позиция

Создать познавательные рассказы для детей.

Требования к рассказу:

1) возрастная адресность, доступность;

2) краткость, конкретность;

3) информационная насыщенность;

4) взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего;

5) использование наглядности (фото, моделей, схем)

Стимулировать умственную активность детей.

Способы:

1) проблемные ситуации по типу «А если, то... (в будущем)» — гипотетическое экспериментирование;

2) детское экспериментирование;

3) неопределенные проблемные знания с обязательным использованием догадок, предположений, вопросов

Формировать способность проблемного видения окружающих предметов и явлений.

Дети задают вопросы, которые выступают в качестве своеобразного плана, определяющего характер обследования объекта (исторической достопримечательности или предмета и его особенностей).

Упражнения по типу «Что в волшебном сундучке?»

Требования к вопросам детей:

1) если в «сундучке» предмет — использовать определенные категории в системе — цвет, форма, величина, временные и пространственные характеристики;

2) если фотография исторической достопримечательности — место, время, какому событию посвящается;

3) постепенно сокращать количество вопросов (сначала 6...5...4...3);

В итоге должен получиться рассказ (когда дети разгадают, что это)

Предоставить детям возможность выразить свое эмоциональное отношение: в песне, танце, рисунке и т. д — и таким образом обеспечить связь с другими видами детской деятельности:

1) познавательной;

2) игровой;

3) продуктивной (ИЗО, художественно-ручной труд, конструирование);

4) художественно-речевой: (театрализация, праздники и развлечения)

Включение в процесс познания окружающей действительности детских вопросов также создает проблематизацию, обнаруживающую себя в виде догадок, предположений, что служит основой формирования способности прогнозирования и творческого видения мира детьми.

В заключительной части, условно названной нами «символизация» (по

Л. А. Венгеру), важно предоставить детям возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации, проявив себя в разных видах деятельности (песне, танце, изобразительной деятельности и т. д.).

Следует подчеркнуть, что все компоненты алгоритма логически взаимосвязаны, а исключение какого-либо из них

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уменьшает эффективность развивающей составляющей разработанной технологии.

В подготовительной группе нами был использован видоизмененный вариант технологии, включающий все те же компоненты, но в другой последовательности: работа по каждой теме начиналась с этапа проблематизации, далее шел поиск детьми информации (совместно со взрослыми), затем следовали обобщение и символизация. Кроме того, нами при построении занятий широко использовались элементы системы ТРИЗ. Благодаря такой технологии познание детьми ближайшего окружения превращается в захватывающий, интереснейший процесс совместного со взрослым «открытия» мира.

В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем выступает важнейшим средством воспитания патриотизма и формирования основ гражданственности. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Разработана федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы». Современные исследователи (О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева и др.) в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматрива-

ют национально-региональный компонент и делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в данном процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче их от одного поколения к другому. Естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может на себя взять ответственность «представительствовать от лица всей культуры» (Э. Н. Гусинский), он становится соучастником процесса совместного познания окружающего мира. В этом и заключается специфика нашего подхода, базирующегося на социокультурных основах ознакомления с окружающим миром.

В таком контексте патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по знакомству детей с родным краем. При этом ребенок приобретает такие ценностные установки, которые существенно влияют на становление его личности. В частности, формируется отношение к познанию как к ценности, развивается представление о культуре в широком смысле слова, происходит процесс осознания себя в окружающем мире.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Концепция государственного стандарта: дошкольного образования / разраб. Н. Н. Авдеевой и др. М., 1996.

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 гг. : док. М-ва образования РФ. Н, Новгород, 1999.

Поступила 16.09.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.