Научная статья на тему 'Краеведческое движение – непрерывное творческое познание на благо региона и граждан'

Краеведческое движение – непрерывное творческое познание на благо региона и граждан Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
296
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краеведение / краеведческое движение / модернизация / ресурсы территории / интеллектуальный досуг / неформальное образование / regional study / regional-study motion / modernization / resources of territory / intellectual leisure / non-formal education / lifelong learning

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комиссарова Елена Васильевна

В статье речь идет о краеведении как непрерывном неформальном образовании через всю жизнь, общественной деятельности по изучению и развитию региона, интеллектуальном досуге, обогащающем личность краеведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to regional study as non-formal lifelong learning, public activities in studying and development of the region, to intellectual leisure enriching students’ personality.

Текст научной работы на тему «Краеведческое движение – непрерывное творческое познание на благо региона и граждан»

КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ -НЕПРЕРЫВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ НА БЛАГО РЕГИОНА И ГРАЖДАН

Е. В. Комиссарова

В статье речь идет о краеведении как непрерывном неформальном образовании через всю жизнь, общественной деятельности по изучению и развитию региона, интеллектуальном досуге, обогащающем личность краеведов.

This article is dedicated to regional study as non-formal lifelong learning, public activities in studying and development of the region, to intellectual leisure enriching students' personality.

Ключевые слова: краеведение, краеведческое движение, модернизация, ресурсы территории, интеллектуальный досуг, неформальное образование

Key words: regional study, regional-study motion, modernization, resources of territory, intellectual leisure, non-formal education, lifelong learning.

Краеведение выполняет различные социокультурные функции: научноисследовательскую, образовательно-просветительскую, мировоззренческую, воспитательную, культуроохранную, коммуникативную, социализации, инкультурации и адаптации, досуговую. Социально ценным качеством краеведения является межпоколенческое сотрудничество. Краеведение - это комплексное знание, опирающееся на достижения многих теоретических дисциплин.

Основными государственными и муниципальными учреждениями, ведущими на местах краеведческие исследования, являются музеи. Краеведческий музей демократичен по своей сути: он доступен и привлекателен для всех социально-возрастных категорий населения. Музеи в районных центрах, малых городах и сельских поселениях становятся центрами знания, трансляции культурного наследия, площадками для деятельности фольклорных коллективов и любительских объединений по интересам. В создании музеев велика роль общественной инициативы, личности энтузиаста, увлеченного историей родного села, предприятия, своего народа. Многие отечественные музеи созданы благодаря усилиям ветеранов Великой Отечественной войны и труда. Без краеведческой основы невозможна деятельность культурнодосуговых центров, домов народного творчества, которые проводят мероприятия, посвященные народным традициям, памятным датам в истории края, знатным землякам, создают самодеятельные творческие коллективы и кружки народных ремесел. В процессе этой культуротворческой деятельности происходит духовное обогащение и мастеров, артистов из народа, и зрителей разных поколений.

Краеведение привлекательно для молодежи не как книжное знание, а как «живая история», воссоздающая дух времени и артефакты прошедших эпох. Виды современной краеведческой деятельности разнообразны: архивные изыскания, генеалогические исследования, записи воспоминаний ветеранов, археологические и этнографические экспедиции, коллекционирование, фотография и видеосъемки, создание музеев, охрана и реставрация памятников архитектуры, истории и культуры, туризм и экскурсии, исторические ре-

423

конструкции, возрождение традиционной культуры, технологий ремесел, праздников и обрядов и др.

Для краеведческого движения Волгоградской области характерно соединение теоретического фундамента за счет научного руководства основными секциями Волгоградского областного общества краеведов ведущими учеными региона и энтузиазма краеведов-любителей, которые становятся первопроходцами в изучении новых аспектов малоизученных проблем краеведения. Результатом многолетних исследований краеведческого актива стали региональные энциклопедические издания: «Энциклопедия Волгоградской области» [6] и «Энциклопедия Сталинградской битвы» [7].

Выстраивая работу по изучению и сохранению культурного наследия региона важно сосредоточиться на самых важных, и самых сложных проблемах в этой сфере - это, прежде всего, охрана от разрушения памятников истории и культуры, принявшее катастрофический характер; предупреждение нарушений природных систем и недопущение разрушающей хозяйственной эксплуатации многих историко-культурных территорий области и др. Подчеркнём, что культурно-историческое наследие выполняет функцию фильтра, пропускающего память общества и доводящего до индивида ту информацию, которая для него является наиболее значимой. Культурное наследие «малой родины» играет особую роль в аккультурации и социализации как индивида, так и различных социальных групп и общества в целом. Сохранение культурного наследия, его грамотное использование может принести не только экономическую выгоду (развитие туризма, рост посещаемости музеев, издание научной и научно-популярной литературы), но и позволит изменить к лучшему социокультурное развитие региона [1].

Таким образом, краеведение - это непрерывное образование через всю жизнь, способствующее динамичному развитию региона и живущих в нем людей.

Список литературы

1. Галкова О.В., Комисарова Е.В., Петрова И.А., Савицкая О.Н. Культурное наследие Волгоградской области. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. - С. 332.

2. Галкова О.В. Российские традиции охраны отечественного культурного наследия: мо-ногр. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. - 239 с.

3. Кибасова Г.П. Методологические проблемы краеведения // Культура Юга России: социальные и этноконфессиональные аспекты: сб. докл. / Комитет по культуре администр. Волгогр. обл.; редкол.: О.И. Сгибнева и др. - Волгоград, ВолГУ, 2003. - С. 48-54.

4.Особо охраняемые территории Волгоградской области / В.А. Брылев, Н.О. Рябинина, Е.В. Комиссарова и др. / под ред. В.А. Брылева. - Волгоград: Альянс, 2006.

5. Сгибнева О.И. Культурное наследие как объект исследования краеведов // Вопросы краеведения. Вып. 9: материалы XV и XVI краеведческих чтений / под ред. И.О. Тюменцева. - Волгоград, 2005. - С. 4-7.

6. Энциклопедия Волгоградской области. - Волгоград: Издатель, 2007. - 448 с.

7. Энциклопедия Сталинградской битвы. - Волгоград: Издатель, 2007. - 512 с.

424

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.