Научная статья на тему 'Краеведческо-поисковая деятельность как основа воспитания гражданственности'

Краеведческо-поисковая деятельность как основа воспитания гражданственности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / «МАЛАЯ РОДИНА» / А.В. СУВОРОВ / МЫТИЩИНСКАЯ ЗЕМЛЯ / A. SUVOROV / PATRIOTIC EDUCATION / SMALL HOMELAND / MYTISHCHI LAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лабыгина Алла Валерьевна

Рассматривая познание и освоение «малой родины» как важную часть патриотического воспитания молодежи, автор статьи освещает опыт исследовательской деятельности Детского юношеского центра «Турист» г. Мытищи по сбору информации о жизни А.В. Суворова, связанной с Мытищинским районом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considering the knowledge and the development of a «small homeland» as an important part of patriotic upbringing of youth, the author highlights the experience of research activities in Youth center «Tourist» (Mytischi) in collecting information about A. Suvorov's life, associated with Mytishchi district.

Текст научной работы на тему «Краеведческо-поисковая деятельность как основа воспитания гражданственности»

Алла ЛАБЫГИНА

КРАЕВЕДЧЕСКО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Рассматривая познание и освоение «малой родины» как важную часть патриотического воспитания молодежи, автор статьи освещает опыт исследовательской деятельности Детского юношеского центра «Турист» г. Мытищи по сбору информации о жизни А.В. Суворова, связанной с Мытищинским районом.

Considering the knowledge and the development of a «small homeland» as an important part of patriotic upbringing of youth, the author highiights the experience of research activities in Youth center «Tourist» (Mytischi) in collecting information about A. Suvorov's life, associated with Mytishchi district.

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, «малая родина», А.В. Суворов, мытищинская земля; patriotic education, small homeland,

A. Suvorov, Mytishchi land.

ЛАБЫГИНА

Алла

Валерьевна —

аспирант

Педагогической

академии, г. Москва;

преподаватель

истории и

обществознания

гимназии № 1

г. Мытищи, МО

Lаbiginа.а@

yandex.ru

Гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в обра -зовании. С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый даст свой ответ, потому что ощущение и большой, и малой родины у человека индивидуальное. Но если основные события истории и достижения русской культуры находятся в сфере внимания всего российского общества, то знания о родном крае подчас очень скудны. Это одна из причин отсутствия глубокого чувства любви к Отчизне у части молодежи, т.е. того, что в итоге делает человека, по словам В.И. Даля, «отечественником», патриотом. Идея, связанная с познанием «малой родины», составляет основу проекта по сбору материалов о жизни и деятельности нашего великого соотечествен ника — русского полководца Александра Васильевича Суворова.

К сожалению, при огромном объеме литературы о А.В. Суворове число краеведческих материалов незначительно. Среди работ можно выделить известное исследование А.Ф. Петрушевского1, в котором автор неоднократно упоминал Суворова как владельца поместий, но достаточной информации по данной теме нет. Можно также отметить работу историка К. Осипова2, в которой есть небольшая глава «Суворов и его крепостные крестьяне», в которой затрагива ются отдельные краеведческие сюжеты.

Далеко не всем известно, что единственное место в Подмосковье, связанное с его именем, находится в Мытищинском районе. Это село Рождествено, которое по имени полководца получило приставку «Суворово». Впервые о данном селении упоминается в письменных источниках 1585 г. После постройки деревянной церкви Рождества Богородицы в 1704 г. село стало называться Рождествено. Усадьба Рождествено находилась на левом берегу речки Черной, а на правом было расположено имение князей Прозоровских — Никольское -Прозоровское (Николо -Прозорово). Первое упоминание об этом селе относится к середине XVI в. Суворовы и Прозоровские были не просто добрыми соседями, они имели в общем владении одну дере веньку. Отец Александра Суворова счел дочь соседа княжну Варвару подходящей партией для своего единственного сына. Однако слиш -

1 См.: Петрушевский А.Ф. Генералиссимус князь Суворов. — 2 - е изд. — СПб., 1900.

2 См.: Осипов К. Суворов. — Рига, 1949.

ком разными оказались молодые супруги. Жизнь Суворова проходила в походах и сражениях. Связанный долгом служения Отечеству, он не принадлежал ни себе, ни семье. Варвара Ивановна же была свет ской дамой. Отношения не складывались. В 1798 г. A^. Суворов составил завещание, по которому дочь наследовала все приоб ретенные им поместья, сын — родовые и пожалованные за службу, жена не полу чила ничего.

История Николо- Прозорово овеяна легендами. Согласно одной из них, после очередной успешной кампании в Русско турецкой войне A^. Суворов прислал в Николо - Прозорово пленных турок. И именно они выкопали Суворовский пруд, в котором до настоящего времени бьют родники, и он не зарастает даже в самое жаркое лето.

На основании малоизученных и ранее неизвестных фактов и событий жизни A^. Суворова исследовательская группа из Детского юношеского центра «Турист» г. Мытищи в течение нескольких лет занимается реконструкцией истории его пребывания в Мытищинском районе и поиском информации. В Мытищинском историко краеведческом музее обнару жены сведения о владениях Суворовых в районе, а также письма Aлександра Васильевича к своей дочери. Уже 3 года члены исследовательской группы выез жают в Рождествено Суворово и Николо Прозорово для проведения экскурсий для школьников. Опыт краеведческо поисковой деятельности позволяет при коснуться к важным страницам биогра фии нашего великого соотечественника.

Русский полководец Aлександр Васильевич Суворов родился в семье военного. Его отец Василий Иванович завершил свою военную карьеру и вышел в отставку в чине генерал аншефа, будучи сенатором, членом Военной коллегии. Кроме дома в Москве, у генерала были имения в Московской и Новгородской губерниях. В 1773 г., за два года до смерти, Василий Иванович приобрел подмо сковное село Рождествено. Усадьба за 300 летнюю историю своего существова ния переменила множество владельцев. Здесь же в церкви Рождества Богородицы отставной генерал аншеф был похоронен. На могиле по заказу Суворова сына уста новили надгробный памятник из белого камня в виде саркофага, какие было при

нято делать во второй половине XVIII в. На торце саркофага был выбит родовой герб Суворовых: щит, разделенный надвое в длину. Позднее в стены церкви вмон -тировали мраморную плиту с надписью: «Здесь покоится прах генерал аншефа Василия Ивановича Суворова. Погребен 15 июля 1775 года».

Усадьба по наследству перешла к Aлександру Васильевичу; он владел ею 25 лет. Однако «по условиям своей жизни и продолжительной службы Суворов никогда не мог быть помещиком и сель ским хозяином в настоящем смысле»1. Тем не менее полководец всю жизнь оставался рачительным и умелым хозяином.

Aнализируя документы, связанные с деятельностью владельца имения, особо следует отметить, что он не допускал вообще никакой жестокости в обращении с людьми, будь то солдаты или его кре -постные крестьяне. Суворов говорил: «Я люблю моего ближнего; я никого не сде лал несчастным, не подписал ни одного смертного приговора, не задавил ни одной козявки»2.

Отношения Суворова со своими кре стьянами были необычными для тех лет. Любой гостинец, который полагалось дарить помещику: яйца, холсты, грибы, ягоды — все записывалось дарящему в счет оброка. Суворов постоянно заботился, чтобы крестьяне имели полноценные хо зяйства, чтобы, не дай Бог, «не приупадли», непременно обзаводились семьями, детьми. В случае недородов он без вся ких просьб и напоминаний сам приходил на помощь. На предложение увеличить доходы, устроив конный завод, последо вал суворовский ответ: «Я по вотчинам ни рубля, ни козы, не токмо кобылы, не нажил, так и заводом неколи мне ходить, и лучше я останусь на моих простых незнат ных оброках»3. Он писал старосте села Рождествено: «В неурожае крестьянину пособлять всем миром заимообразно, без всяких заработок, чиня раскладку на про чие семьи, совестливо при священнике и с поспешностью... У крестьянина Михаила Иванова одна корова!!! Следовало бы ста росту и весь мир оштрафовать за то, что допустили они Михаилу Иванову дожить

1 Петрушевский А.Ф. Указ. соч., т. 1, с. 31.

2 Цит. по: Уралова А.К. К 200-летию перехода Суворова через Альпы // Родники, 1999, 25 мая.

3 Осипов К. Указ. соч., с. 210.

до одной коровы, но на сей раз впервые и в последние прощается. Купить Иванову другую корову из оброчных моих денег... Денежных поборов с рождественских крестьян отнюдь не брать, а недоимки, навсегда оставя, виновным простить»1.

A.В. Суворов делал бесконечные траты на то, что представлялось ему необхо димым: анонимные выплаты ежегодно 10 тыс. руб. в одну из тюрем на улучше ние содержания арестантов, содержание целой инвалидной команды в собствен ных деревнях. Из Москвы в деревню пересылались европейские журналы и газеты. Так, в преддверии наступавшего 1791 г. Суворов писал: «Я держал газеты немецкие, гамбургские, венские, берлин ские, эрлангер, французские: “Баренн”, “Курье де Лондр”, варшавские, польские, санкт петербургские или московские, русские, французский малый журнал “Энциклопедия Дебулион”, немецкий “Гамбургский политический журнал”. Не изволите ли вы прибавить “Нувель Экстраординер”?»2 Владелец подмосков ного поместья расходовал деньги на театр, актеров, костюмы, декорации, музыкаль ные инструменты, ноты, педагогов и т.д.

Часть доходов Aлександр Васильевич отдавал на нужды церкви. Набожный Суворов, приезжая в Рождествено, а позд -нее — в Николо - Прозорово, по обычаю участвовал в богослужении, пел на клиросе и читал «Лпостол». Полководец отличался благочестием, любил читать Библию и в совершенстве изучил церковный обиход. В своем полку он сам устроил церковь, составил молитвенник для нижних чинов. «Убьют — царство небесное — церковь Бога молит. Жив — нам честь и слава... Молись Богу от него победа... Бог нас водит. Он нам генерал!»3.

После смерти генералиссимуса усадьба перешла к его сыну Aркадию Aлександровичу, а затем — к его внуку Aлександру Aркадьевичy Каким был при Суворове усадебный дом — неизвестно. В 1812 г. французы сожгли его. По дан -ным 1850 г., село насчитывало 26 дворов, и в нем проживало около 200 крестьян. Тогда же был построен новый господский дом. Потомки Суворова владели усадьбой

1 Там же.

2 Уралова Л.К. Путь в храм. — Мытищи, 2007, с. 3.

3 Там же.

до 1853 г. В конце XIX в. Рождествено -Суворово приобрел промышленник Арманд.

В архивах Мытищинского историко -художественного музея наша исследова -тельская группа совместно с краеведом Г.В. Смирновым обнаружила план рожде -ственской усадьбы. Ко времени революции 1917 г. в церкви сохранились иконостас 1819 г., шелковые ризы с узором XVIII в., а также ризы с оплечьями и вышитым вензе -лем императрицы Екатерины II. В начале 1930 -х гг. местные власти решили снять с церквей колокола для передачи цветного металла на нужды индустриализации. Когда жители Рождествено-Суворово узнали, что в соседнем селе Драчево коло -кола сбросили с колокольни и увезли, суворовские колокола тайно сняли и спря тали в пруду. По воспоминаниям местного краеведа Геннадия Смирнова, «по при -езду экспроприаторы металла очень разо -злились, и всю злость выместили на свя щеннике, но никто из жителей не выдал места расположения колоколов»4. Данная информация привлекла внимание школь -ников к истории Мытищинской земли и личности А.В. Суворова. К сожалению, пока не удалось найти легендарные коло кола, но исследовательская группа не теряет надежды отыскать их и вернуть в храм в память о великом полководце.

П осле публикации материала о А.В. Суворове в местной газете «Родники» и подмосковной прессе мытищинский поисковый центр «Турист» получил пред -ложение от сверстников из Владимирской обл., где также находилось суворовское имение и по распоряжению полководца были построены храмы, о проведении совместной работы и экскурсий.

Функция исторической памяти не огра -ничивается только поиском и сохране нием информации. Помнить — значит воспитывать себя и других, строить жизнь по высоким примерам. Недаром одной из заповедей суворовской науки побеж дать было обращение к истории: «Храни в памяти своей имена великих людей»5.

4 Личный архив краеведа Г.В. Смир -нова.

5 Афоризмы и мысли генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского. — СПб., 2002, с. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.