Научная статья на тему 'Краеведческий компонент в проектно-творческой деятельности студентов Костромского государственного университета'

Краеведческий компонент в проектно-творческой деятельности студентов Костромского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Костромской край / образовательная среда / междисциплинарность / дизайн / культурная идентичность / Kostroma region / educational environment / interdisciplinarity / design / cultural identity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. А. Костюкова, О. В. Смурова, Е. Ю. Медведева

В статье рассмотрен междисциплинарный подход к преподаванию проектно-творческих дисциплин в региональном (опорном) вузе. Отражена значимость проектов краеведческой направленности в воспитании и образовании творческой молодежи. Показаны примеры авторского решения задач интеграции культурно-исторических ресурсов Костромского края в современную среду, содействующие повышению туристской и инвестиционной привлекательности региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю. А. Костюкова, О. В. Смурова, Е. Ю. Медведева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Local History Component in Design-Creative Activity of Kostroma State University Students

The article deals with an interdisciplinary approach to the teaching of design and creative disciplines in the regional (core) university. The importance of projects of local lore orientation in education of creative youth is reflected. Examples are given to show the author's solution to the problems of integration of cultural and historical resources of the Kostroma region in the modern environment, contributing to the increase of tourist and investment attractiveness of the region

Текст научной работы на тему «Краеведческий компонент в проектно-творческой деятельности студентов Костромского государственного университета»

УДК 378.016 https://doi.org/10.24411/2617-149X-2019-11013

Краеведческий компонент в проектно-творческой деятельности студентов Костромского государственного

университета

Ю.А. Костюкова, О.В. Смурова, Е.Ю. Медведева Костромской государственный университет, Российская Федерация E-mail: kostyukowa.yuliya@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрен междисциплинарный подход к преподаванию проектно-творческих дисциплин в региональном (опорном) вузе. Отражена значимость проектов краеведческой направленности в воспитании и образовании творческой молодежи. Показаны примеры авторского решения задач интеграции культурно-исторических ресурсов Костромского края в современную среду, содействующие повышению туристской и инвестиционной привлекательности региона.

Ключевые слова: Костромской край, образовательная среда, междисциплинарность, дизайн, культурная идентичность.

The Local History Component in Design-Creative Activity of Kostroma State University Students

Yu. Kostyukova,O. Smurova, E. Medvedeva Kostroma State University, Russian Federation E-mail: kostyukowa.yuliya@yandex.ru

Annotation. The article deals with an interdisciplinary approach to the teaching of design and creative disciplines in the regional (core) university. The importance of projects of local lore orientation in education of creative youth is reflected. Examples are given to show the author's solution to the problems of integration of cultural and historical resources of the Kostroma region in the modern environment, contributing to the increase of tourist and investment attractiveness of the region.

Key words: Kostroma region, educational environment, interdisciplinarity, design, cultural identity.

Костромской край имеет плотную культурно-историческую ткань большой временной протяженности (автохтоны - финно-угорское племя меря, с XI в. археологически фиксируется появление новгородских словен и смоленских кривичей). Территория отличается прочными краеведческими традициями: Костромская губернская ученая архивная комиссия, Костромское научное общество по изучению местного края, Костромское церковно-историческое общество; Н. Селифонтов, Н. Виноградов, В. Смирнов, В. Бочков, А. Григоров и др. Богатство культурно-исторических ресурсов создает предпосылки для развития туризма в регионе, основания которого были заложены еще в советское время, особенно с конца 1960-х гг.

Костромской государственный университет -опорный вуз региона - располагает богатым опытом краеведческого просвещения молодежи не только гуманитарной направленности, но и технической. В условиях модернизации отечественной системы высшего образования приоритетным направлением

становится воспитание творческой личности, способной к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях, при этом сохраняющей осознание собственной идентичности. Большая роль в решении этой задачи отводится проектной деятельности, направленной на формирование основных профессиональных компетенций обучающихся путем максимального приближения образовательного процесса к практике, в том числе на основе принципа опережающего обучения.

Включение краеведческого компонента в проектную деятельность мотивирует студентов к самостоятельной творческой работе над проектом, цель которого - решение определенной практически или теоретически значимой для региона задачи. Организация такого рода деятельности распространяется на программы всех уровней подготовки, предполагает посеместровое усложнение проектных заданий и расширение их междисциплинарности.

Выстраивание межпредметных связей способствует появлению студенческих работ, где в качестве творческого источника избирался краеведческий материал. Так, на протяжении ряда лет для студентов направлений подготовки «Дизайн текстильных изделий», «Конструирование швейных изделий», «Туризм» читался курс «История костромских ремесел и промыслов» (преподаватель: д.и.н., профессор О.В. Смурова). В учебных программах первых двух направлений акцент ставился, прежде всего, на технологические аспекты традиционных ремесленных практик.

Живой интерес к народному творчеству, ремеслу, традиционным праздникам и обрядам являются важными аргументом в пользу расширения ассортимента и улучшения качества проектируемых изделий [1]. Во время прохождения музейной практики в Костромском архитектурно-этнографическом и ландшафтном музее-заповеднике «Костромская слобода» студенты кафедры дизайна, технологии, материаловедения и экспертизы потребительских товаров КГУ имеют уникальную возможность познакомиться с подлинными образцами традиционной культуры, которые в дальнейшем становятся творческим источником в создании дизайн-проектов.

Теме народного костюма Костромской губернии уделяется особое внимание. И подобный интерес - не простое увлечение фольклором, а необходимая основа для грамотного подхода к проектированию современной одежды. Авторские коллекции студентов-дизайнеров: «Русский ренессанс, авторы: А. Барсукова, Е. Киян, «Чёрное золото», авторы: Е. Хрушкова, К. Кигаева, «Назад - в будущее», автор: Е. Груздева, «Пава», автор: Т. Орлова, «Русское поле», автор: Ю. Короткова и др. отличают уникальность и ценностное отношение к культурно-историческому наследию (рук.: доц. Е.Ю. Медведева).

Региональная, в том числе краеведческая составляющая является важной частью образовательного процесса кафедры дизайна, технологии, материаловедения и экспертизы потребительских товаров. В рамках проектной деятельности актуализируются вопросы сохранения культурного своеобразия Костромского региона путем интеграции культурно-исторических ресурсов в современную продукцию методами дизайна [2]. Методология дизайн-проектирования выстраивается с учетом имеющихся в регионе сырьевых ресурсов, реальной производственной базы, передовых научных исследований и технологий.

Краеведческий материал обладает всеми необходимыми условиями для создания на его основе качественного, а главное, интересного самому учащемуся дизайн-проекта. Тематика такого рода проектов разнообразна: дизайн костюма и аксессуаров, графический дизайн, дизайн предметов интерьера, дизайн сувенирной продукции и др.

В рамках проектной деятельности предусмотрено выполнение исследовательских или прикладных проектов, которые могут быть представлены в разных

формах: практико-ориентированная курсовая работа, выпускная квалификационная работа, подготовка и участие в профессиональных конкурсах, участие в просветительских или социальных проектах и др.

Условно можно выделить три основных этапа проектно-творческой деятельности:

1. Этап мотивации, целеполагания и формулирования задач,

2. Разработка, отбор и реализация проектных решений,

3. Подготовка проекта к защите и демонстрация полученного результата перед аудиторией или участие в конкурсах/выставках.

В процессе творческого поиска практически всегда возникает необходимость временного отвлечения от поставленной задачи, её бессознательное осмысление, анализ интуитивных решений и, как результат, рождение новой идеи. Ощущения, восприятия, представления в процессе проектирования на основе аутентичного краеведческого материала образуют основу познания национальной культуры, но не исчерпывают всей его структурной полноты. Более глубокое погружение в проект почти всегда включает в себя акт творчества, как необходимый компонент проектирования.

Приведем примеры студенческих проектов, достойных рассмотрения.

Проект Е. Запольской - ансамбль нарядной одежды «Колесница солнечная» (рис. 1). При создании аксессуаров использованы мотивы костромской вышивки, воспроизведенные в технике прямого гобеленового плетения бисером. Декоративный, несколько сказочный и в то же время лаконичный мотив огненной колесницы солнечной имеет еще одно название - «двуглавый орел». Мифическая птица словно вспорхнула с древних орнаментальных композиционных схем Костромской губернии и органично вписалась в композицию кокетки современного платья, заняв по традиции центральное местоположение в ансамбле.

Особую значимость в условиях развития регионального туризма представляют проекты по разработке авторских сувениров, выражающих национально-культурного своеобразия Костромского края. Пример сувенира из Костромы - авторские новогодние открытки В. Москвиной (рис. 3), созданные по мотивам «деревянного кружева Костромы». Серия открыток выполнена в технике кардмейкинг с использованием затейливого объемного декора ручной работы. Научно -исследовательская основа проекта - анализ традиционных элементов декоративной резьбы наличников в убранстве костромских домов конца XIX - нач. ХХ вв.

Углубленное изучение традиций местных художественных ремесел и промыслов позволяет создавать исключительно «свой» туристический продукт, тем самым сохраняя уникальность приёмов мастерства, а, значит, и носителей локальной культуры, обладающих неповторимым менталитетом [4]. В этой связи важно отметить опыт взаимодействия

кафедры дизайна с центром дополнительного образования «Истоки» (Кострома). Обучение студентов в творческих объединениях «Русская вышивка», «Мир батика», «Плетение из бересты» и др. погружают будущих дизайнеров в мир традиционной русской культуры. Пример такого погружения -

коллекция пуговиц «Берегиня» студентки Ю. Коротковой (рис. 2), созданная с использованием мотива птицы в вышивках Костромской губернии сер. XIX в. Местным приемам вышивки полукрест-роспись студентку обучила М.В. Дубова - педагог дополнительного образования центра «Истоки».

Рисунок 1 - Ансамбль нарядной одежды «Колесница солнечная». Техника: прямое гобеленовое плетение. Материал: бисер, натуральная кожа, вискоза. Автор: бакалавр 3 курса Е. Запольская; рук.: доц. Е.Ю. Медведева, КГУ

Рисунок 2 - Коллекция пуговиц «Берегиня». Автор: бакалавр 3 курса Ю. Короткова; рук.: педагог дополнительного образования М.В. Дубова, «Истоки»

Рисунок 3 - Серия новогодних открыток «Сказочная Кострома». Автор: бакалавр 1 курса В. Москвина; рук.: доц. Ю.А. Костюкова, КГУ

Ряд студенческих проектов связан с изучением литературных, театральных, кинематографических источников, составляющих летопись Костромского края. Реминисценцией на тему «Снегурочки» А.Н. Островского можно назвать проект А. Груздевой (рис. 4). Углубленное изучение «весенней сказки» позволило автору передать собственное видение художественного образа героини в молодежной одежде.

Рисунок 4 - Модель из коллекции «Снегурочка».

Материалы: лен, шифон.

Автор: бакалавр 4 курса А. Груздева; рук.: доц. Ю.А. Костюкова, КГУ.

Градостроительные и архитектурные особенности города Костромы легли в основу разработки фирменного стиля инновационного образовательного центра (ИОЦ) на базе КГУ [3]. Магистрант В. Гришанова провела исследование конструктивно -декоративных решений памятников архитектуры и сооружений Костромы, обнаружив некоторые взаимосвязи их строения (рис. 5). В квадрат «вписывается» фасад основного здания Пожарной каланчи с шестиколонным портиком, входная группа Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, декоративное убранство колонн каменного крыльца Троицкого собора Ипатьевского монастыря, изразцы и каменная резьба Церкви Воскресения Христова на Дебре. В итоге, на основе квадратного модуля были построены базовые элементы айдентики.

Методологический и практический интерес вызывают коллективные изыскания учащихся, в частности, исследовательская работа группы студентов направления подготовки «Ресторанное дело» на тему «Проблемы и перспективы продвижения брендов костромского туризма предприятиями общественного питания г. Костромы» (рук.: проф. О.В. Смурова). Работа над проектом началась в русле практической культурологии. После составления словаря художественных стилей и направлений, знакомства с основными брендами костромского туризма, выявленными магистром по специальности «Организация и управление туристской деятельностью» С. Черновой студенты провели исследовательскую работу по изучению предприятий общественного питания, расположенных в Костроме. Анализ касался таких аспектов, как название, концепция, дизайн, айдентика, кухня. Был выявлен ряд предприятий, которые непосредственно связаны с историко-культурными ресурсами региона: «Старая пристань» (бренд «Кострома кинематографическая», ресторан расположен на Волге, на дебаркадере, где снимался известный фильм Э. Рязанова «Жестокий романс»), «Сусанин House» (бренд «Кострома - родина Ивана Сусанина»), «Метелица» при гостиничном комплексе «Снегурочка» (бренд «Кострома - родина Снегурочки»). В дальнейшем, уже в рамках специальных дисциплин, предполагается создание проектов ресторанов, продвигающих бренды костромского туризма: «Сковородка» (историческое устно бытующее название круглой площади в центральной части города), «Сыроман» (бренд «Кострома - сырная столица», занимающий самую высокую позицию среди костромских брендов в рейтинге туристских брендов России «Топ-100»), «Островский» (вблизи Костромского драматического театра им. А.Н. Островского), «Каланча» (вблизи памятника архитектуры XIX в. Пожарной каланчи, построенной по проекту арх. П. Фурсова).

Практические и теоретические результаты проектной деятельности студентов обсуждаются на научно-практических конференциях, участвуют в конкурсах, выставках, фестивалях. В течение 10 лет на базе университета организуется межрегиональная (с международным участием) студенческая конференция «Твои века, Кострома» (председатель оргкомитета: проф. О.В. Смурова). В рамках конференции регулярно разрабатываются и проводятся праздники исторической тематики, опирающиеся на местные ресурсы. Своеобразной площадкой, объединяющей молодых дизайнеров, экспертов и потенциальных заказчиков, является Всероссийский фестиваль творческой молодежи «Дизайн в поле зрения» на базе КГУ (куратор: доц. Ю.А. Костюкова). В ходе конкурсных и выставочных мероприятий фестиваля решаются вопросы продвижения и коммерциализации студенческих проектов. Стоит отметить, что среди конкурсных номинаций фестиваля особой популярностью пользуется номинация

«Провинциальный колорит».

Рисунок 5 - Поиск концептуальной идей для разработки логотипа ИОЦ на базе КГУ. Автор: магистрант 1 курса В. Гришанова, рук.: доц. Ю.А. Костюкова

Таким образом, краеведческий компонент в проектно-творческой деятельности студентов целесообразно рассматривать как неотъемлемую часть воспитания и образования в региональном (опорном) вузе. Вовлечение талантливой молодежи в проекты краеведческой направленности повышает

продуктивность системы регионального образования, формирует у студентов осознание культурной и духовной осмысленности авторских разработок, содействует развитию комфортной социокультурной среды, повышает туристскую и инвестиционную привлекательность Костромского региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Костюкова, Ю. А. Интеграция ценностей русской культуры в современный дизайн / Ю. А. Костюкова // Материалы межрегион. науч.-практ. конф., посвященной 70-й годовщине образования Костромской области «Костромская земля в жизни великой России». - Кострома : Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. - С 102-103.

2. Опыт формирования интерактивной среды в контексте университетского образования / Ю. А. Костюкова [и др.] // Перспективы преемственности и взаимосвязи многоуровневого художественно -проектного образования в условиях информационного общества : материалы VI Всероссийской научно-технической конференции «Ступени-2017» / Набережночелнинский государственный педагогический университет ; под общ. ред. к. пед. н. первого проректора НГПУ Д. Ш. Гильманова. - Набережные Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2017. - С. 50-54.

3. Гришанова, В. А. Разработка концепции фирменного стиля инновационного образовательного центра на базе КГУ / В. А. Гришанова, Ю. А. Костюкова // ТВОИ ВЕКА, КОСТРОМА : материалы IX региональной (с международным участием) студенческой научно-просветительской конференции / Костромской государственный университет. - Кострома, 2017. - С. 57-59.

4. Смурова, О. В. Как сохранить самобытность костромской культуры [Электронный ресурс] / О. В. Смурова // Костромская слобода. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http://kostrsloboda.ru/images/mag/n1-2014.pdf. - Дата доступа: 12.02.2018.

REFERENCES

1. Kostyukova, Yu. A. Integration of the values of Russian culture in modern design / Yu. A. Kostyukova // Materials Mezhregion. scientific.-prakt. conf., dedicated to the 70th anniversary of the Kostroma region "Kostroma land in the life of great Russia". - Kostroma : KSU Publishing house. N. A. Nekrasov, 2014. - 102-103.

2. Kostyukova, Y. A. Experience of the formation of an interactive environment in the context of University education / A. Y. Kostyukova [et al.] // Prospects of continuity and interconnection of multi-level art and design education in the information society : materials of the VI all-Russian scientific-technical conference "Steps-2017" / Naberezhnye Chelny

state pedagogical University ; under the General editorship of candidate of pedagogical Sciences first Vice-rector of NSPU D. Sh. Gilmanov. - Naberezhnye Chelny : FSBEI HE "NSPU", 2017. - P. 50-54.

3. Grishanov, V. A. Development of the corporate style of the innovative educational center on the basis of KSU / V. A. Grishanova, A. Y. Kostyukova // OF YOUR CENTURY, KOSTROMA : proceedings of the IX regional (with international participation) scientific-educational conferences / Kostroma state University. - Kostroma, 2017. - P. 57-59.

4. Smurova, O. V. How to preserve the identity of Kostroma culture [Electronic resource] / O. V. Smurova // Kostroma Sloboda. - 2014. - № 1. - Mode of access: http://kostrsloboda.ru/images/mag/n1-2014.pdf. - Date of access: 12.02.2018.

SPISOK LITERATURY

1. Kostjukova, Ju. A. Integracija cennostej russkoj kul'tury v sovremennyj dizajn / Ju. A. Kostjukova // Materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj 70-j godovshhine obrazovanija Kostromskoj oblasti «Kostromskaja zemlja v zhizni velikoj Rossii». - Kostroma : Izd-vo KGU im. N. A. Nekrasova, 2014. - C. 102-103.

2. Opyt formirovanija interaktivnoj sredy v kontekste universitetskogo obrazovanija / Ju. A. Kostjukova [i dr.] // Perspektivy preemstvennosti i vzaimosvjazi mnogourovnevogo hudozhestvenno-proektnogo obrazovanija v uslovijah informacionnogo obshhestva : Materialy VI Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii «Stupeni-2017» / Naberezhnochelninskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet ; pod obshh. red. k. ped. n. pervogo prorektora NGPU D. Sh. Gil'manova. - Naberezhnye Chelny : FGBOU VO «NGPU», 2017. - S. 50-54.

3. Grishanova, V. A. Razrabotka koncepcii firmennogo stilja innovacionnogo obrazovatel'nogo centra na baze KGU / V. A. Grishanova, Ju. A. Kostjukova // TVOI VEKA, KOSTROMA : materialy IX regional'noj (s mezhdunarodnym uchastiem) studencheskoj nauchno-prosvetitel'skoj konferencii / Kostromskoj gosudarstvennyj universitet. - Kostroma, 2017. - S. 57-59.

4. Smurova, O. V. Kak sohranit' samobytnost' kostromskoj kul'tury [Jelektronnyj resurs] / O. V. Smurova // Kostromskaja sloboda. - 2014. - № 1. - Rezhim dostupa: http://kostrsloboda.ru/images/mag/n1-2014.pdf. - Data dostupa: 12.02.2018.

Статья поступила в редакцию 5.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.