семинарах позволилинашим подопечным глубже понять природные и социокультурные особенности Хакассии и прийти к осознанному пониманию природныхзакономерностей и принципов взаимоотношении человека и природы,к идее единства человека и его природного окружения.
Литература:
1. 40-летие Томской спелеологии 1965-2005. - Томск, 2005.
2. Добров О. На берегах Белого Июса. - Новосибирск, 2002. - 139 с.
3. Добров О. Малая Сыя на земле и под землей. - Новосибирск, 2009. - 77 с.
4. Добров О. Тайна горы Кашкулак. - Новосибирск, 2009.- 97 стр.
5. Три века. 300 лет вхождения Хакасии в состав России. - Красноярск, 2007. - 192 с.
6. Чумаков К. Этно-экологический туризм в сохранении природного и культурного наследия // Новая жизнь. - 2006. - № 5. - С. 15-16.
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КЛУБА «ГЕОМОЗАИКА»
Н. Н. Шеншина
МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа», с. Невоуколово, Красненский район,
Белгородская область, Россия, е-шаИ: пМа^а. shenshina@yandex. ги
Аннотация. В статье рассмотрена роль школьного географического клуба в организации краеведческих исследований, представлены формы туристско-краеведческой деятельности и тематика исследовательских работ обучающихся.
Ключевые слова: краеведческие исследования, школьный географический клуб, экспедиция, экскурсия.
Экологическое сознание человека и сама личность формируются с самого раннего возраста и роль педагогики здесь очень важна. В прогрессивной педагогике всегда высоко ценилась
роль природы в формировании личности, поскольку вся духовная жизнь человека неразрывно связана с окружающей средой. Первый народный учитель России К. Д. Ушинский призывал расширять взаимодействие детей с природой и считал, что воспитательное влияние природы в педагогикенедооценено [1]. Исследования родного края, несомненно, позволяют сделать связь учащихся с природой более глубокой. Многолетний педагогический опыт убеждает в том, что только непосредственная работа в природе, на местности способствует выработке у учащихся экологических умений и навыков.
В географии краеведческие исследования выросли из всевозможных практических работ на местности и системы внеклассных занятий. Основной формой организации обучения является урок. Здесь можно прививать любовь к природе родного края несколькими способами. Один из них - включение вопросов краеведческого содержания в различные темы, например, Рельеф, Климат, Внутренние воды, Природные зоны (5-7 класс), Компоненты природы России (8 класс), Регионы России (9 класс), Глобальные проблемы человечества (10-11 класс). На каждом уроке с помощью различных методов и технологий решается задача воспитание бережного отношения к природе, особенно к природе своего края.
Другим способом является постановка вопросов эколого-краеведческого направления к отдельным разделам, темам, картам, схемам и фотографиям учебника. Иногда достаточно одного вопроса, чтобы акцентировать внимание детей на каких-либо проблемах своей местности. Систематическое включение таких вопросов дает толчок к формированию патриотического мышления. Вместе с тем, на уроке невозможно в полном объеме реализовать идеи, удовлетворить познавательные интересы обучающихся и провести полноценные исследования.
Для решения данной проблемы в школах создаются краеведческие музеи, кружки, школьные НОУ, туристские объединения. В Новоуколовской средней общеобразовательной школе вопросы экологического и патриотического воспитания с помощью разнообразных форм туристско-краеведческой деятельности помогает решить географический клуб «Геомозаика», основанный в 2010 г. в качестве одного из подразделений научного
общества. Клуб организует экскурсии, экспедиции и природоохранные акции, а том числе распространение листовок «Первоцвет», огораживание муравейников, развешивание скворечников (в этом нам помогает лесничество), акции в день водно-болотных угодий, акцию «Дай планете шанс) и др.
В работе клуба широко используются экскурсии. Эта форма организации обучения обеспечивает,по словам Н. Н. Баранского, «...перевод географии со страниц учебника в жизнь» [2]. Она позволяет проводить наблюдения и изучать объекты, явления и процессы в естественных условиях, реализуя такие принципы обучения как научность, наглядность, практичность.
Клуб организует однодневные тематические выходы на природу и длительные экскурсии (походы) с дальними пешими переходами, с автономным питанием и ночлегами в полевых условиях. Экскурсии в природу могут быть комплексными или посвящаться изучению лишь одного компонента природы. Однодневные краткие экскурсии предполагают наблюдение и сбор необходимых материалов по одному или нескольким интересующим вопросам. Подобные экскурсии не требуют длительной подготовки, более доступны и проводятся чаще. Приведем примерную тематику исследований в рамках экскурсий и походов:
1. Выявление закономерностей в пространственном размещении типов и форм рельефа Красненского района.
2. Исследование рельефа и рельефообразующих факторов Новоуколовского сельского поселения.
3. Оценка состояния водоёмов сел Староуколово, Широкое и Новоуколово.
4. Влияние аномальных климатических условий лета 2010 г. на свойства почв различных природных комплексов.
5. Изучение вертикальной структуры леса.
6. Изучение изменений количества особей лесообразующей породы при стабильном состоянии и увеличении количества особей сопутствующих пород.
7. . Исследование экологического состояние участка соснового бора.
8. Изучение эфемероидов различных биотопов.
9. Изучение этологии муравьев.
10. Изучение структуры искусственной экосистемы.
11. Изучение природы и определение степени антропогенного воздействия на нее в ООПТ урочище «Балка Хвощеватая».
12. Изучение беллигеративных ландшафтов в лесных фи-тоценозах Красненского района
13. Исследование и охрана ресурсного потенциала природного комплекса балки Беленькая.
14. Экологическая характеристика земель в микрорайоне школы.
Экспедиции - еще одна интересная и актуальная форма краеведческих исследований, организуемой клубом «Геомозаика». Они проводятся под руководством ученых или краеведов и позволяют детям познакомиться с новыми методиками исследований, поработать со специалистами, приобщиться к науке. Приведем пример. В летнем экологическом лагере летом 2018 г. была организована многодневная экспедиции с целью выявления, учета и изучения редких и охраняемых видов растений. В ходе экспедиции, которой руководили научные сотрудники ФГБУ «Белогорье» кандидаты географических наукА. Н. Гусев и Е. И. Ермакова, были получены новые данные об охраняемых растениях степных фитоценозов и меловых обнажений исследованных территорий.
Клуб «Геомозаика» каждое лето трансформируется в полевой экологический лагерь «Зеленая школа». Работают несколько групп (почвоведы, экологи, гидрологи, зоологи, метеорологи, ботаники и др.), изучающих и осваивающих на краеведческом материале различные методики исследования. За 21 день работы лагеря юные экологи проводят большую работу на местности, что, несомненно, воспитывает у них любовь к родному краю, формирует экологическую культуру, навыки бесконфликтного поведения в природе, активную жизненную позицию, поскольку важно не только выявить экологическую проблему, но и найти пути ее решения.
В заключение отметим, что успех краеведческой деятельности учителя зависит, прежде всего, от него самого: от неравнодушия, жизненной позиции, уровня подготовленности, оптимального подбора методов и форм организации образовательного процесса.
Можно бесконечно внедрять новые технологии, закупать новое оборудование и вводить в строй новые объекты, но это не даст должного эффекта, если каждый человек не будет чувствовать свою ответственность за состояние окружающей среды своего края. И начинать объяснять, что нельзя жить одним днём, что необходимо думать о том, какой будет наша планета завтра, надо уже с первых минут общения с детьми.
Литература:
1. Формы экологического образования в школе: учебно-методическое пособие/Под ред. В. А. Сковородкина, И. З. Сковородки-ной. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994. - 191 с.
2. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы/ Под ред. А. В. Леонтовича. - М.: ВАКО, 2014. - 160 с.
ФОРМИРОВАНИЕ МАРШРУТА ПО МЕСТАМ БОЕВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ XIX ВЕКА, ВОЕННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ
В. Г. Щекотилов, С. Н. Щекотилова, М. В. Шалаева
Тверской клуб краеведов, Тверь, Россия, email: globus-t@yandex.ru
Аннотация. Рассматривается программная и информационная среда для формирования маршрута по местам боев на примере 16 гв. сд 30 армии в августе 1942 г. севернее г. Ржев.
Ключевые слова: маршрут, Великая Отечественная война, архивная карта, ГИС, геопортал, пропавшие без вести, 46 гв. сп.
Для анализа архивных данных, в том числе пространственно атрибутируемых разновременных, логичным выглядит применение современных возможностей средств вычислительной техники в части обработки и представления данных и средств доступа к ним через Интернет.
Краеведческие исследования и туристско-краеведческая деятельность зачастую входит в жизнь человека, в том числе и молодежи, самым неожиданным способом. Так бывает, когда