••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019
••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378
DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-90-92
Краеведческая подготовка студентов-географов
в педагогическом вузе
Эфендиева Ш. Т.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: Shahsenem 65@mail. ru
РЕЗЮМЕ. Цель - раскрыть особенности краеведческой подготовки студентов в высшем учебном заведении, показать важность краеведческой подготовки будущих учителей-географов. Методы. Исследование основывается на использовании эмпирического метода, метода изучения опыта организации краеведческой работы на факультете биологии, географии и химии (у студентов-географов). Результат. Установлено, что наибольший эффект в краеведческой подготовке студентов достигается, если она носит системный характер.
Ключевые слова: краеведение, краеведческий принцип, учебное краеведение, внеклассное краеведение, учебная практика, системный характер.
Формат цитирования: Эфендиева Ш. Т. Краеведческая подготовка студентов-географов в педагогическом вузе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С. 90-92. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-90-92_
Geography Students' Regional Study Training
in the Pedagogical University
Shakhsenem T. Efendieva
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: shahsenem [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to uncover the peculiarities of regional study training of the students in highest education, to show the importance of regional study training of future teachers of geography. Methods. The study is based on the use of the empirical methods, methods of studding the experience of organizing the regional studies work at the faculty of biology, geography and chemistry (geography students). Result. It is established that the greatest effect in regional study training of students can be achieved if it is systematic.
Key words: regional study, regional study principle, educational regional study, extracurricular regional studies, training practice, system character.
For citation: Efendieva Sh. T. Geography Students' Regional Study Training in the Pedagogical University. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 4. Pp. 90-92. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-90-92 (In Russian)
Введение
Современная школьная география не мыслится без изучения своего края - республики, района, города или села. Работа с краеведческим материалом позволяет активно влиять на формирование личностных отношений учащихся. В настоящее время высшая школа переживает важный
этап в своем развитии, связанный с повышением качества подготовки специалистов и совершенствованием системы высшего образования. Решить возникшие задачи невозможно без существенного улучшения профессиональной направленности обучения студентов вузов. В том числе и будущих учителей географии. Среди многих мер,
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
направленных на решение этих задач, большую роль может играть краеведческая подготовка студентов.
Краеведение постепенно набирает силу и становится важной составной частью процесса воспитания подрастающего поколения.
Задачи исследования
Для выполнения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) определить место краеведческого принципа обучения в подготовке будущих учителей-географов;
2) выявить роль учебных практик в краеведческой подготовке студентов;
3) изучить особенности системы краеведческой подготовки студентов-географов на факультете биологии, географии и химии Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ)
Краеведение сейчас прочно вошло в работу школ. Краеведением занимаются учителя многих предметов: истории, литературы, биологии, географии и т. д.
Методы исследования
Поставленные в исследовании задачи определили необходимость использования соответствующих методов научного познания, включая методы анализа, синтеза, наблюдения, сравнения. Были изучены учебные планы и отчетная документация по учебным практикам.
Результаты и обсуждение
Краеведческая работа по географии предусмотрена действующей программой школы. Она проводится в двух направлениях:
- учебное краеведение (обязательное для всех учащихся);
- внеклассное краеведение, задачи и содержание которого определяются в соответствии с планами воспитательной работы школы.
Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них - всестороннее изучение своего края и накопление краеведческого материала, другая - использование этого материала в процессе преподавания географии.
Внеклассное краеведение ставит своей целью более полное, всестороннее изучение родного края.
Исходя из содержания, форм и методов школьной краеведческой работы, следует строить краеведческую подготовку будущего учителя.
Успехи в организации краеведческой работы в школах, во многом определяются уровнем ее подготовки в педагогических вузах. От того насколько учитель сам интересуется краеведением, зависит успех краеведческой работы.
Основными направлениями краеведческой подготовки студентов-географов являются следующие:
- осуществление краеведческого принципа в вузовском преподавании (в течение всех лет обучения);
- проведение полевых практик;
- проведение спецкурсов по выбору по краеведению;
- написание курсовых и выпускных квалификационных работ по краеведческой тематике;
- организация внеучебной краеведческой работы со студентами;
- использование краеведческого материала при чтении лекций по основным курсам географии (физической и экономической географии России и других дисциплин).
Вопросам краеведения на факультете биологии, географии и химии ДГПУ всегда уделялось должное внимание.
Важное место в краеведческой подготовке студентов-географов занимают учебные практики.
Преподавателями-геологами, почвоведами, метеорологами и эконом-географами, проводящими учебные практики на факультете, разработаны маршруты, дающие возможность познакомить студентов со всем разнообразием природы и экономики республики, в которых им предстоит в дальнейшем работать. Каждый маршрут имеет комплексный характер исследования, с преобладанием тех или иных направлений, геологических, почвенных, экономико-географических.
Студенты видят, как преподаватель вуза осуществляет краеведческий принцип в преподавании географии, и могут использовать его в своей дальнейшей работе в школе.
Полевые практики на факультете проводятся согласно учебному плану на протяжении всего обучения.
На первом курсе проводится учебная практика по топографии, где студенты составляют сьемки местности в пределах города Махачкалы.
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019
••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019
На втором курсе предусмотрена практика по физической географии. Ее, как правило, проводят в окрестностях города Махачкалы и по маршруту Махачкала -Турали, Махачкала - Агач-аул, Махачкала - Сары-кум и т. д. На третьем курсе проводится практика «Ландшафтоведение». Эта комплексная физико-географическая практика и проводится она в различных районах республики. В этом году, проведение данной практики запланировано в Тляратинском районе, в окрестностях селения Хидиб.
Важное место в краеведческой подготовке студентов занимает и комплексная практика по физической и экономической географии на 4-м курсе. Основной ее целью является ознакомление студентов с экономикой определенного региона, расположенного в другом экономическом районе страны. К сожалению, в последние годы, в связи с экономическим кризисом в стране, в ДГПУ проводят данную практику, не выезжая за пределы республики. При этом, они посещают предприятия промышленности и сельскохозяйственные объекты республики. В результате у студентов формируются навыки проведения экскурсий в промышленных объектах, которые они могут применить в школе.
Результаты практики обобщаются в отчетах (текстовая часть, графический материал, съемки местности). Отчет студенты могут использовать при прохождении педагогической практики, при изучении со школьниками разделов, связанных с краеведческой тематикой.
Система подготовки практик обеспечивает приобретение студентами необходимых навыков для ведения краеведческой работы в школе. Они овладевают умениями целевых исследований отдельных компонентов природы. Особенно важное место в краеведческой подготовке студентов занимает ландшафтная практика на 3-м курсе. Именно она, своим содержанием и методами работы подводит студентов к
наиболее полному пониманию всесторонних взаимосвязей природы.
В краеведческой подготовке студентов большую роль играют также курсовые и дипломные работы. Их роль усилится, если использовать при их написании полевой материал, полученный во время учебных полевых практик. На нашем факультете широко используют краеведческую тематику как по физической, так и по экономической географии республики при написании дипломных работ.
Важной дисциплиной в системе знаний о нашей республике является «Краеведение», читаемое студентам факультета. В курсе изучения данной дисциплины у студентов формируются знания по школьному географическому краеведению, знания по организации туристских походов со школьниками и т. д.
Также, важное место в краеведческой подготовке студентов факультета играет курс «Методика организации и проведения туристско-экскурсионной работы», читаемый на 5-м курсе.
Вывод
Такова в общих чертах система краеведческой подготовки будущих учителей географов на факультете.
Краткое изложение содержания краеведческой работы на отделениях «География» и «Биология» факультета биологии, географии и химии ДГПУ дает основание полагать, что здесь сложилась система, позволяющая вооружить выпускников-географов краеведческими знаниями, обучать навыкам проведения экскурсий и туристских походов со школьниками.
Нам думается, что на факультете биологии, географии и химии ДГПУ, краеведческая работа носит системный характер, охватывает весь период учебы в вузе, выпускники-географы вооружаются краеведческими знаниями, обучаются навыкам проведения экскурсий и туристских походов со школьниками.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT AUTHOR
Принадлежность к организации Affiliation
Эфендиева Шахсенем Тельмановна, Shakhsenem T. Efendieva, Ph. D. (Peda-
кандидат педагогических наук, доцент, ка- gogy), assistant professor, the chair of Geogra-
федра географии и методики преподавания, phy and Teaching Methods, Dagestan State
Дагестанский государственный педагогиче- Pedagogical University, Makhachkala, Russia;
ский университет, Махачкала, Россия; e- e-mail: [email protected] mail: [email protected]
Принята в печать 22.10.2019 г.
Received 22.10.2019.