Научная статья на тему 'КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ «АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФЛОРУ И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ РЕКИ СЫЗРАНКИ» (САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ)'

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ «АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФЛОРУ И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ РЕКИ СЫЗРАНКИ» (САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
экскурсия / экологическое воспитание / экология растений / краеведенье Сызрани / еxcursion / ecological education / ecology of plants / local lore of Syzran

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Федорова Анна Васильевна

В данной статье рассматривается применение маршрутного исследования флоры родного края в качестве элемента краеведения и экологического воспитания на примере экскурсии в природную экосистему берега реки Сызранки для детей 7-8 класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL EXCURSION IN NATURE "ANTHROPOGENIC INFLUENCE ON FLORA AND VEGETATION OF THE RIVER SYZRANKA" (SAMARA REGION)

This article deals with the application of route study of the flora of the native land as an element of local lore and environmental education on the example of excursion to the natural ecosystem of the bank of the Syzranka River for children of the 7-8th grade.

Текст научной работы на тему «КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ «АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФЛОРУ И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ РЕКИ СЫЗРАНКИ» (САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ)»

Список использованной литературы:

1. Буре Р.С. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы). - М., - 1998.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М., - 1998.

© Танрбергенова Д.М., Алеуова Р.Ш., 2024

Федорова Анна Васильевна

Самарский государственный социально-педагогический университет

г. Самара, Российская Федерация

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ «АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФЛОРУ И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ РЕКИ СЫЗРАНКИ» (САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Аннотация

В данной статье рассматривается применение маршрутного исследования флоры родного края в качестве элемента краеведения и экологического воспитания на примере экскурсии в природную экосистему берега реки Сызранки для детей 7-8 класса.

Ключевые слова

экскурсия, экологическое воспитание, экология растений, краеведенье Сызрани.

Anna Vasilievna Fedorova

Samara State Social and Pedagogical University г. Samara, Russian Federation

LOCAL EXCURSION IN NATURE "ANTHROPOGENIC INFLUENCE ON FLORA AND VEGETATION OF THE RIVER SYZRANKA" (SAMARA REGION)

Annotation

This article deals with the application of route study of the flora of the native land as an element of local lore and environmental education on the example of excursion to the natural ecosystem of the bank of the Syzranka River for children of the 7-8th grade.

Key words

еxcursion, ecological education, ecology of plants, local lore of Syzran.

В последние годы на национальном уровне четко формулируется потребность в расширении системы нравственно-патриотического воспитания, частью которого является изучение природы родного края [6]. Краеведенье формирует фундамент для развития патриотизма через любовь и чувство гордости за родной край. В свете нависших глобальных экологических кризисов и не рационального природопользования, ещё одной важной проблемой, которую необходимо решить стало воспитание экологически осознанной личности, которая бы бережно относилась к окружающей ее природе и была готова принять участие в решении локальных или глобальных экологических проблем. Любовь к родине, ее изучение и экологическое воспитание способны дополнить друг друга

и помочь молодому поколению сохранить окружающую среду и передать свои навыки осознанного отношения к природе следующему поколению. Для развития этих качеств подходят интерактивные и практик ориентированные занятия, например экскурсии в природу. В связи с этим мы разработали краеведческую экскурсию для детей 7-8 класса на реку Сызранку в окрестностях г.о. Сызрань Самарской области.

Тема экскурсии «Антропогенное влияние на флору и растительность реки Сызранки». Цель: изучить флору и природные сообщества левого берега реки Сызранки и влияние, которое оказывает на них человек своей деятельностью. Для этой экскурсии были сформулированы стандартные образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Образовательные результаты включали в себя личностные, метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) и предметные составляющие. Основными понятиями экскурсии стали «инвазивные виды», «антропогенное влияние». Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа) и наглядные (демонстрация натуральных объектов). Занятие состояло из:

I. Подготовительный этап. Подготовка преподавателя (заранее изучает материалы по теме экскурсии. Составляет маршрут и проходит его (Рис. 1). Изучает видовой состав растений экосистемы, отслеживает наличие Краснокнижных организмов. Отмечает точки интереса: деревья, кустарники, участки травянистого покрова, признаки антропогенного воздействия. Разрабатывает текст экскурсии, карточки с заданием. Сообщает детям время мероприятия и даёт список литературы необходимый для изучения темы экскурсии. Знакомит учащихся с правилами поведения в природе). Подготовка учеников (изучение темы занятия, этапов экскурсии, правил поведения на природе, инструкцию по работе в программе ¡Naturalist и скачивание ее на мобильное устройство) [7].

Рисунок 1 - Маршрут проведения экскурсии: 1 - граница леса, начало экскурсии, 2 - плотина

Сызранкой ГЭС, 3 - хвойный лес, 4 - луг, 5 - прибрежно-водная растительность, 6 - участок лиственных деревьев, 7 - подрост хвойных деревьев, 8 - малинник.

II. Проведение экскурсии: вводная часть (3-5 мин), организационный момент (1-2 мин), актуализация и мотивация учебной деятельности во время экскурсии (1-2 мин), целеполагание (1 мин). После этого следует основная часть (30 мин) экскурсии с остановками.

Остановка 1. Граница леса. Друзья, сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по миру природы. Мы посетим лес, увидим участки луговой, сорной,

водной растительности, плотину Сызранской ГЭС. Это будет не просто прогулка, но экскурсия, на которой вам предстоит немного поработать. Задание: отметьте в бланке следы антропогенного влияния на естественные экосистемы, которые вы заметите во время экскурсии. Ответьте на вопросы в бланке. В течении экскурсии сфотографирует на свой телефон представителей местной флоры, а затем в конце занятия занесите их в программу iNaturalist.

Бланк наблюдений

1. Заполните таблицу.

Таблица 1

Следы антропогенного виляния на окружающую среду

Биоценоз Антропогенное влияние

Хвойный лес

Луг

Лиственный лес

Прибрежный и речной

2. Перечислите краснокнижные растения, которые вам встретилась:

3. Перечислите инвазивные растения, которые вам встретилась:

4. Дайте советы местным жителям, которые хотеть сберечь природу родного края.

Остановка 2. Плотина Сызранской ГЭС. Перед нами плотина Сызранской ГЭС. Она одна из достопримечательностей г. Сызрани и важнейший промышленный объект. На противоположном берегу р. Сызранки находятся хозяйственные корпуса и все остальное оборудование ГЭС, её строительство продолжалось с 1961 по 1970 год. Она стала важным источником возобновляемой энергии для региона, обеспечивая стабильное электроснабжение и снижая зависимость от тепловых электростанций, работающих на ископаемом топливе [2, с. 221-229]. Вместе с урочищем Монастырская гора Сызранская ГЭС внесена в список особо охраняемых природных территорий. Задание: знаете ли вы зачем ГЭС нужна плотина?

Остановка 3. Хвойный лес. Сейчас ты находимся в хвойном лесу на территории г. Сызрань. Во флоре здесь преобладает сосна обыкновенная. Под пологом высоких деревьев можно встретить отдельные экземпляры рябины обыкновенной, лещины обыкновенной, вяза мелколистного. Травянистая растительность сложена такими видами как: полынь австрийская, икотник серо-зеленый, костер безостый, мятлик луговой, латук компасный, пырей ползучий, реже - ландыш майский. Хвойные леса имеют ряд особенностей: кроны деревьев смыкаются плотно, поэтому под ними мало света и растений; хвойные деревья растут и живут дольше лиственных, поэтом хвойные леса более чутко реагируют на антропогенное вмешательство; из-за свойств хвойного опада и песчаных почв, почвы становятся подзолистыми, то есть кислыми. Задание: знаете ли вы что такое антропогенное влияние? На протяжении почти всего леса параллельно с руслом реки проходит грунтовая дорога, по которой местные жители ходят пешком, ездят на машинах и квадроциклах. Также местные жители регулярно приезжают в лес для прогулок, пикников, приготовления шашлыков, сбора грибов и ягод.

Остановка 4. Луг. Луг характеризуется наличием травянистых растений и отсутствием деревьев и кустарников. Для Сызранских лугов свойственно разнообразие злаков: костер безостый, мятлик луговой, пырей ползучий, овсяница луговая, щетинник зелёный и т.д. Многие из них образуют плотную дерновину. Среди дикорастущих растений можно встретить культурные виды из-за антропогенного вмешательства, например пшеницу мягкую. Луга могут быть опасны в тёплое время года, т.к. высокие травы и кустарники являются охотничьими угодьями клещей. Задание: знаете ли вы какую опасность несут клещи? Рядом находится участок, облюбованный местными жителями. Они здесь обустроили

импровизированную скамейку из ствола дерева, кострище, вытоптали участок земли рядом, протоптали тропинку-спуск к реке. На этом участке все аборигенные виды растений были вытеснены сорными. Вы можете видеть, как по мере приближения к зоне отдыха растительность постепенно меняется на сорную, появляются такие виды как: лопух обыкновенный, клоповник мусорный, подорожник большой, латук татарский и т.д.

Остановка 5. Прибрежно-водная растительность. Видовой состав периодически затапливаемой и очень влажной или водной растительности сильно отличаются от других. По берегам р. Сызранки растут рогоз узколистный, лютик многоцветковый, клевер ползучий, щавель прибрежный, осока носатая и береговая. На поверхности воды можно рассмотреть рясу малую, многокоренник обыкновенный, кубышку желтую, стрелолист обыкновенный. В воде много кладофоры и роголистника темно-зелёного. По середине русла реки можно увидеть заросли рогоза и тростника, в которых прячутся водоплавающие птицы. Задание: как люди могут использовать реки? Водные и прибрежные растения особенно сильно подверглись влиянию ГЭС. Для организации работы гидроэлектростанции необходимо построить плотину, из-за которой повышается уровень воды, изменилось русло реки, водный режим, замедлилось течение реки и образовались застойные зоны и заилилось дно. Это привело к изменению видового состава растительности (появилось больше растений предпочитающих стоячие воды) и зарастанию р. Сызранки.

Остановка 6. Участок лиственных деревьев. Перед хвойным лесом протянулась полоска лиственных деревьев. Она состоит в основном из влаголюбивых пород: ольхи черной, вяза малого и шершавого. В лиственных лесах больше видовое разнообразие, больше выражена сезонность (осенью листья желтеют и опадают, зимой лес стоит «голый», весной листья снова вырастают), под их кронами больше различных растений, почвы имеют менее кислую реакцию. Лиственные леса более устойчивы к воздействию человека и быстрее восстанавливаются. Задание: знаете ли вы, что такое инвазивные виды? Чем они могут быть опасны? Здесь наблюдается ярко выраженное влияние «человек -инвазивные виды» (клен американский, ясень пенсильванский). Все деревья оплетены инвазивным видом - хмелем обыкновенным. Многие лиственные деревья были сведены людьми [1, с. 20]. Задание: какие местные виды деревьев вы знаете?

Остановка. 7. Подрост хвойных деревьев. Будущее любого леса - молодые деревья. Их называют лесным подростом. Важными характеристиками подроста является его видовой состав, возраст, плотность, состояние растений. Из-за плотности крон хвойных деревьев особенно густо он растет в прогалинах между деревьями, на месте упавших деревьев. Молодые сосенки растут плотно, их много, они находятся на разных стадиях развития, многие из них со временем погибнут, не выдержав конкуренции.

Остановка 8. Малинник. Благодаря неоднородности условий окружающей среды посреди хвойного леса можно встретить фитоценоз, состоящий из луговых, сорных трав, кустов малины обыкновенной и подроста лиственных деревьев. Если присмотреться, то можно заметить, что малинник популярен среди гуляющих. Протопаны тропинки, трава примята и поломана, ветки кустарников поломаны, валяется мусор.

III. Обобщение (5-7 мин). Учитель предлагает поделиться результатами заполнения бланков и обобщить результаты работы на занятии. Ответьте на вопросы: заметили ли вы какие следы влияния человека на природу, которые не были упомянуты? Сколько виды растений вам удалось найти? Какие виды местных, инвазивных, краснокнижных растений вам удалось найти? Какие советы вы бы дали местным жителям, которые хотеть сберечь природу родного края? (дети случают учителя, участвуют в обсуждении заданий, отвечают на вопросы).

IV. Заключение (5-6 мин): подведение итогов (3-5 мин) и рефлексия (1-2 мин).

При участии в разработанной экскурсии, учащиеся смогут изучить видовой состав флоры лесов и речной долины, познакомится с некоторыми растительными сообществами на типичном примере, увидеть последствия пренебрежительного и потребительского отношения людей к природе, изучить природные особенности родного края, увидеть, как можно использовать свои телефоны как инструмент познания мира, заинтересоваться проблемами своей малой родины. Список использованной литературы:

1. Город Сызрань: очерки географии, истории, культуры, экономики: в 2 т. Т. 1 / сост. Е. Г. Мочалова, П. С. Кабытов. Сызрань: Ваш взгляд, 2008. 532 с.

2. Город Сызрань: очерки географии, истории, культуры, экономики: в 2 т. Т. 2 / сост. Е. Г. Мочалова, П. С. Кабытов. Сызрань: Ваш взгляд, 2008. 470 с.

3. «Зеленая книга» Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области / сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. Самара: Книжное издательство, 1995. С. 132-133.

4. Красная книга Самарской области в 1 т. Редкие виды растений, лишайников, грибов / под ред. Г. С. Розенберга, С. В. Саксонова. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2007. 372 с.

5. Полевой практикум по ботанике: учебно-методическое пособие / сост. А.Е. Митрошенкова, В.Н. Ильина. Самара: СГСПУ, 2018. 144 с.

6. Федеральная образовательная программа основного общего образования // Министерство просвещения Российской федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://static.edsoo.ru/projects/ fop/index.html#/sections/2 (дата обращения: 24.11.2023).

7. iNaturalist для чайников: в каких проектах участвовать и как это делать // Люди науки. [Электронный ресурс]. URL: https://citizen-science.ru/mediablock/medlennoe-chtenie/inaturalist-dlya-chaynikov-v-kakikh-proektakh-uchastvovat-i-kak-eto-delat.html (дата обращения: 24.11.2023).

© Федорова А.В., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.