<
т uz
U
КОВОРКИНГ:
канцепция и перспективы
Резюме. В статье рассмотрена новая модель организации рабочего процесса -коворкинг; проанализированы ее основные преимущества и недостатки, географическая распространенность, популярность в профессиональных сообществах. Приведен краткий обзор и сравнение коворкинга с некоторыми схожими формами: мини-офисом, инкубатором, акселератором, технопарком, бизнес-катализатором, коллабораториумом. Собраны лучшие практики открытия успешного коворкинг-пространства. Описаны математические модели, экономические предпосылки для выбора наиболее оптимальной и эффективной формы организации рабочего процесса. Ключевые слова: коворкинг, коворкинг-пространство, мини-офис, нетворкинг, стартап, фриланс.
Сергей Бабич,
старший специалист по тестированию ИООО «ЭПАМ Системз», магистр экономических наук
Владимир Пархименко,
завкафедрой экономики БГУИР, кандидат экономических наук, доцент
Коворкинг (от англ. co-working - совместная работа или совместно работающие) - это относительно новая концепция организации трудового процесса, означающая деятельность большого числа людей над своими самостоятельными и независимыми проектами в одном офисе как для получения экономии на арендных затратах, так и стимулирования нетворкинга, создания атмосферы креатив-
ности и получения эффекта синергии [1]. Общим пространством выступают специализированные коворкинг-центры -организации, сдающие в аренду рабочие места множеству предпринимателей. Как правило, арендаторами становятся так называемые стартапы, которые только выходят на рынок и не имеют достаточного бюджета для съема полноценного офиса. При этом если они платят только за рабочее место, а пользуются офисным центром в целом, наряду с другими арендаторами, то говорят о так называемой модели «мини-офис». В этом случае арендодатель сам решает все организационные и бытовые вопросы [1], в «классических» коворкинг-центрах они целиком ложатся на плечи арендаторов.
Существует несколько форм, организационно похожих на коворкинг, но имеющих свою специфику. Среди них инкубаторы (или бизнес-инкубаторы), деятельность которых направлена на поддержку
стартапов от разработки идеи до коммерциализации. Отличие инкубатора от коворкинга состоит в том, что главная цель первых - предоставление услуг (консультационных, бухгалтерских, юридических), а вторых -рабочего места или помещения за арендную плату. Инкубационные программы финансируются из региональных или национальных бюджетов, а также за счет средств сообществ и проектов. Создание ковор-кинг-центров не носит такого стратегического характера и обычно осуществляется за счет физических лиц или небольших юридических. Арендная плата составляет около 100% доходов коворкинг-центров и 50-60% доходов инкубаторов [1].
Интенсивное развитие проектов в кратчайшие строки может быть обеспечено еще одной моделью поддержки бизнеса - акселераторами, основными характеристиками которых являются цикличность (цикл равен 3-6 месяцам); работа с командой; высокая отдача ее
членов (только full-time); жесткая конкуренция для участия; инвестиции в обмен на долю в проекте для инвестора; поддержка проекта. В классической схеме акселераторы «сводят» проекты с инвесторами [1].
Технопарки - более масштабные проекты, ставящие целью сконцентрировать специалистов общего профиля деятельности, в то время как в коворкинг-центре могут находиться люди абсолютно разных увлечений и занятий. Технопарками можно считать академгородки. Белорусский парк высоких технологий также является технопарком [1].
Схожими моделями являются бизнес-катализатор, который получает вознаграждение только в случае удачного привлечения инвестиционных партнеров, а также коллабо-раториум, название которого означает процесс совместной деятельности или специально оборудованное место для опытов и исследований.
История возникновения и развития
Концепция коворкинга впервые была внедрена на практике Бредом Ньюбергом относительно недавно - в 2005 г., а вот собственно сам термин был введен в оборот еще в 1999-м Берни ДеКовеном. Однако некоторые исследователи полагают, что эта разновидность бизнеса родилась значительно раньше. Так, компания Regus, образованная в Брюсселе еще в 1989 г., сформировала первую глобальную сеть центров с системой незакрепленных рабочих мест и возможностью совместного использования офисного пространства. Сегодня Regus предоставляет услуги
2498
Количество
коворкинг-центров 2072
1775
1320
701 823
Февраль 2011
Август 2011
Февраль 2012
Август 2012
Февраль 2013
Август 2013
Количество
коворкинг-пространств
245
Европа Северная
Америка
Азия
Южная Америка
65
Австралия
24
Африка
Барселона
Куритиба
Порту-Алегри
Диадема
Валенсия
Берлин
Остин
Севилья
Сан-Франциско
Турин
Испания
Чехия
Бразилия
Италия
Португалия
Бельгия
Польша
Германия
Австрия
Франция
100
88
84
77
68
60 58
Поисковый индекс за 2004-2014 гг.
100
56 55
49 47
42 41
Поисковый индекс за 2004-2014 гг.
31 30
крупнейшим мировым компаниям, а также малым и средним предприятиям [1].
Первый полноценный коворкинг-центр был открыт в
2006 г. в Сан-Франциско, с тех пор этот феномен распространился на весь мир. Согласно исследованию (Deskwanted.com) в прошлом году наибольшее
Рис. 1.
Результаты
глобальной
«переписи»
коворкинг-
пространств
(по годам) [4]
Рис. 2.
Результаты
глобальной
«переписи»
коворкинг-
пространств
(по регионам) [4]
Рис. 3. Города
с наибольшим развитием коворкинг-центров [5]
Рис. 4. Страны
с наибольшим развитием коворкинг-центров [5]
Рис. 5.
Динамика
поискового
индекса
коворкинга
2004-2013 гг.
Рис. 6.
Результаты опроса пользователей/ участников коворкинга [6]
100,00
80,00
60,00
40,00
20,00
0,00
oc^vou^moc^vommoc^vororoor^r^^rroooovororoooo
'— (N'— OCN'— СМ^ОСМ'— CN'— OtN'— CN'— OCN'— CM'— О (N '— CN
^ u^omr^fN^r^rNvOt— mco.— u^ofNi^rij^rc^'— юАтоогм OOt— OOt— OOoO1- OOOOt— OO,— oOOOt— OOi—
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 000000000000000000000000000 222222222222222222222222222
число коворкинг-центров находилось в Европе (47% их общего количества на планете), а самая прогрессивная страна в этом плане - США (31%). К тому же американские центры по сравнению с европейскими в среднем в два раза больше по количеству коворкеров. Австралия и Испания опережают другие страны по численности коворкинг-центров на душу населения, а Соединенные Штаты - по количеству рабочих мест в них на душу населения. Среди городов преуспели Нью-Йорк (63 центра), Берлин (48), около 30 коворкинг-центров в Лондоне, Токио, Барселоне и Сан-Франциско [3].
По состоянию на начало 2013 г. коворкинг являлся в большинстве случаев феноменом западного мира, но ситуация может быстро измениться: за 12 месяцев 2012 г. число таких площадок выросло на 87% и составило 2498, а по сравнению с 2010 г. увеличилось более чем на 300% [4].
Самыми популярными сезонами года для поиска рабочего места в коворкинге являются весна и осень. Особенно высок интерес к коворкингу в прибрежной Бразилии, Испании, Польше, Германии (согласно поисковым запросам Google).
В мире ежедневно открывается в среднем 4,5 ковор-
Что изменилось в вашей жизни и работе после перемещения в коворкинг-пространство
(положительный эффект)
50%
Круг общения Изоляция Деловая сеть Производительность Самоуверенность Отдых после работы Обновление навыков Новые умения Личная жизнь Здоровье Командная работа Доход
42%
34%
46%
41%
44%
29%
41%
47%
52% 34%
33% 28%
20%
40%
25%
42% 18%
34% 23%
29% 16%
28% 10%
Размер компании 10% 7%
+ +
кинг-пространств. Пришел коворкинг и в Беларусь. Правда, зачастую его развитие в нашей стране, как отмечает корреспондент журнала CITYDOG В% происходит в следующей последовательности: офис, который находится в собственности, приносит все меньше прибыли. Он делится на несколько рабочих мест, каждое из которых сдается в аренду, а офис получает звучное название «коворкинг» [2].
Преимущества и недостатки
Как и всякое явление, коворкинг обладает рядом сильных и слабых сторон. Именно с их анализа следует начинать принятие решения о перемещении рабочего места в такой центр.
Преимущества коворкинга:
■ сообщество и нетворкинг. Совместный офис способствует заведению новых бизнес-контактов, постоянный обмен идеями и опытом;
■ профессиональное развитие, чему содействуют образовательные программы, организованные многими ко-воркинг-пространствами;
■ взаимопомощь и ускорение проектов. Собрать команду под большой проект, найти менторскую помощь в таком офисе значительно легче, чем делать это самостоятельно;
■ комфортная атмосфера. Настрой на рабочий лад, отсутствие контроля сверху и сплоченное по интересам сообщество создают благоприятную среду для работы.
К недостаткам коворкинга можно отнести время и средства, требующиеся на дорогу до коворкинг-центра и обратно, необходимость следить за сво-
44
+
ими вещами, шум и отвлекающие события, характерные для общественного места [1].
Основатель интерактивного журнала о коворкинге Карстен Фирч приводит результаты опроса пользователей ковор-кинг-центров (рис. 6).
Как видно из рисунка, наибольшие преимущества и выгоды коворкинга, по мнению его участников, заключаются в расширении круга деловых знакомств, уменьшении изоляции от сообщества креативных людей, а также ускорении обновления и приобретении навыков и умений.
«Математика» коворкинга
Для формирования некоторого теоретического фундамента концепции коворкинга авторы хотели бы предложить две простенькие математические модели. Первая из них описывает ситуацию экономического выбора между арендой офиса в бизнес-центре и рабочего места в коворкинг-центре.
Как известно, использование последних в долгосрочной перспективе не позволяет сократить затраты и на 25% дороже, чем аренда офисной площади в бизнес-центре. Так, в прошлом году стоимость рабочего места в коворкинг-центре в России составляла около 125-250 долл. в месяц [7], в Минске - 100-150 долл. [8], в то время как 1 м2 офисного помещения в столичном бизнес-центре - 15-30 долл., что из расчета 5 м2 на одного человека - 75-150 долл. в месяц. При этом аренда офиса в бизнес-центре предполагает заключение контракта о долгосрочном использовании и минимальную арендуемую
25000
Затраты в случае коворкинга, долл./год Затраты в случае бизнес-центра, долл./год
площадь (часто не менее 20 м2). Таким образом, с арендатора при прочих равных условиях взимается некая минимальная сумма. В данном случае она равна: 20 м2 X 25 долл. X X 12 мес. = 6 000 долл.
На рис. 7 изображено, как изменяется годовая сумма затрат на аренду офисных помещений в бизнес-центре (исходя из норматива 5 м2 на 1 рабочее место) и определенного количества рабочих мест в коворкинг-центре.
Как видно из рисунка, только при количестве рабочих мест 4 и больше аренда в бизнес-центре становится экономически привлекательной. Кроме того, в отличие от офисной площади «мини-офис» предоставляет полную инфраструктуру и обслуживание, а также возможность арендовать рабочее место не на целый год, а на его часть или даже всего на месяц. Таким образом, для очень коротких проектов, пробных выходов на рынок или неудавшихся стартапов экономия в затратах будет еще большей. Скажем, двухмесячный проект с двумя исполнителями потребует всего 2 X 125 = 250 долл., а в бизнес-центре затраты составят все те же 6 тыс. долл.
В результате исследования эффективности использования модели коворкинга следует отметить, что она целесообразна:
■ для единичных фрилан-серов, мелких стартапов или запуска пилотных проектов, или проектов очень малой длительности (до года);
■ для небольших фирм до достижения ими «критической массы» (например: 100 тыс. уникальных посетителей в месяц на сайте рекламы, 1 млн пользователей социальных игр, 100 клиентов для freemium-сер-виса, 10 заказов в день для электронного магазина). В иных случаях (крупные компании, продолжительный срок) более рациональным вариантом является аренда офиса и покупка/ лизинг оборудования.
Еще одной моделью, которую можно предложить вниманию читателя, является модель эффекта информационной синергии.
Теоретически коворкинг как совместная работа в одном помещении подразумевает активный нетворкинг, обмен идеями, советами и вообще создание атмосферы творчества, что в итоге приводит к эффекту синергии, который крайне сложно и, наверное, даже невозможно измерить количественно, но можно описать формально.
Пусть n - количество работающих (арендаторов) в ковор-кинг-центре. В качестве идеальной ситуации предположим, что каждый из них трудится не в
Рис. 7.
Точка безразличия между арендой офиса в бизнесцентре и рабочих мест в коворкинг-центре
Таблица.
Коворкинг-центры в Минске
Источник:
составлено авторами в результате анализа информации в СМИ, а также методом прямого контакта с участниками коворкингов в Минске
составе команды, а в одиночку, то есть является фрилансером или индивидуальным предпринимателем и работает в какой-то своей области, но при этом имеет потенциальные точки пересечения (на уровне идей, информации, технологий, знаний и т.п.) с другими арендаторами.
Тогда количество возможных контактов составит (в соответствии с законом Меткальфа):
п-(п - 1) 2
Соответственно, такой же порядок будет иметь и потенциальная экономическая ценность подобного взаимодействия. Чем больше разнообразных участников коммуникаций в коворкинг-центре, тем больший совокупный полезный эффект для всех. Если же его в соответствии с законом Рида связывать с количеством возможных для формирования подгрупп («кружков по интересам») среди работающих, то совокупный потенциальный эффект будет стремиться к:
п2 - п - 1 .
Следовательно, получаемый результат от совместной работы в первом или втором случае существенно растет по мере увеличения числа резидентов ковор-кинг-центра. И хотя, конечно же, на практике те идеальные
условия, про которые говорилось выше, обычно не выполняются в полном объеме, тем не менее можно смело утверждать, что это хорошая платформа для пересечения творческих, технических и финансовых профессионалов, а также инвесторов.
Анализ распространенности в Беларуси
Количество коворкингов в мире приближается к 3 тыс. В Минске таких уже более десятка. Наиболее известные из них сведены в табл.
Западные эксперты пророчат коворкингу популярность в период кризисов и нелегких времен. Некоторые утверждают, что в перспективе он способен изменить представление о рабочем месте и взгляд на организацию труда.
Дизайнер Тарас Куба сравнил европейские коворкинг-про-странства с минскими и пришел к выводу, что большинство белорусских существенно уступают в плане интерьера (при этом цены на услуги сопоставимы, а часто и выше среднеевропейских). Также исследователи отмечают неудачное расположение некоторых центров в нашей столице.
Часто они открываются в промышленных микрорайонах, в простаивавших заводских цехах. Хотя практика показывает, что не очень удобное место расположения и отсутствие современной отделки внешних фасадов здания не являются большим препятствием для создания интересной атмосферы внутри.
Эксперты замечают, что сулить в Минске офисам такого типа скорый и безусловный успех было бы опрометчиво. Хотя определенные шаги роста уже сделаны.
Как открыть коворкинг-центр?
Рассмотрим основные составляющие каждого ко-воркинга, а также возможные трудности на пути открытия собственного бизнеса такого рода. Успех или провал инициативы в дальнейшем во многом будет зависеть от команды, ключевую роль в которой играют администратор центра, дизайнер интерьера, специалист по техническому обеспечению центра, а также менеджер по спецпроектам и событиям. Большое внимание следует уделять мелочам
№ Название Адрес Удобства Мебель Услуги Кол-во мест Стоимость рабочего места Стоимость 1 м2
1 Коворкинг-центр ул. Сурганова, 27-33 Кондиционер, кулер, чай/кофе Есть Wi-Fi, копирование/ распечатка, флип-чарт 10 150 $/мес.
2 Excellent пр-т Независимости, 58-431 (ТЦ "Московско-Венский") Буфет, кулер, раздевалка Есть Ethernet, Wi-Fi, автостоянка, круглосуточный режим работы, предоставление юридического адреса 10 150 $/мес. 26 $/мес.
3 JobRoom ул.Я. Коласа Есть Wi-Fi 5 140 (+ скидка 5% за каждого приведенного арендатора)
4 Место ул. Радиальная Комната отдыха, душ Есть Wi-Fi 7 50 $/мес.
5 ДомФишера Чай/кофе, печенье, ХЬох Есть Wi-Fi 15 300 ВУ№ин.
6 ME100 пр-т Независимости, 58 Есть Wi-Fi
7 MZOR / TECHSPACE ул. Октябрьская, 10б Есть Wi-Fi 20 150 $/мес.
(«изюминкам» и фирменным «фишкам»).
Существенным преимуществом коворкинг-пространства является близкое к метро или центру города место расположения. В идеальном случае по соседству также будут находиться другие креативные проекты.
Анализ существующих практик показывает оправданность фокусировки такого центра только на определенной целевой аудитории - сообществе, а также предоставлении ему не только пространства, но и дополнительной пользы: промо-поддержка, новые связи, обмен знаниями, опытом. Продвижению коворкинг-про-странства способствует вовлечение в данный процесс ярких и известных людей, еженедельное наполнение жизни центра интересным контентом, событиями: отчетами, прямыми трансляциями, лекциями. Кроме этого, коворкинг является отличным местом для интервью, фотосъемок, источником событий и точкой распространения информации. Программа хорошего коворкинг-простран-ства расписана 24/7, в том числе и на выходных: маркеты выходного дня, тематические вечеринки, конференции.
Грамотно организованные образовательные программы, проводимые в коворкинг-про-странстве, могут приносить хороший эффект и дополнительный доход. Комбинирование платных курсов с бесплатными позволит заинтересовать больше слушателей, но начинать следует с программ, направленных на довольно широкую аудиторию, а только потом сфокусироваться на наиболее востребованных.
Не последнее место в ковор-кинг-бизнесе занимает дизайн интерьера: высокие потолки, большие окна, а также живописный вид из окна. Интерес-
ная история места также будет плюсом. Важной зоной для неформального общения является кухня. Не следует забывать, что дизайн - это процесс: не стоит рассчитывать сделать генеральный план, а потом заморозить интерьер. Скорее всего его придется часто менять. В идеальном варианте каждое рабочее место будет полностью настраиваемым под его обитателя. Облегчить такой процесс настройки призвана, например, бескаркасная мебель. Улучшения лучше производить на основании наблюдений. Например, оборудование популярного для разговоров по телефону места диваном или массажным креслом; установка в комнате для конференций огромного общего стола - он поможет скрепить сообщество.
Созданное и выложенное в общий доступ четкое описание подробного райдера и условий услуг коворкинг-центра, а также шаблон заявления на участие в его событиях позволят установить порядок. Регламент использования общих ресурсов, а также правила соблюдения тишины предостерегут от потенциальных конфликтов и внутренней напряженности. Целесообразно разработать список наиболее часто нарушаемых правил и наказаний, применяемых к нарушителям.
Известно, что многие креативные люди любят гибкий график, а также работу в ночное время. Это стоит учитывать при организации доступа в офис.
Кстати, организаторы ковор-кинг-пространств в числе факторов успеха отмечают сделанные финансовые вложения на волне энтузиазма и аврала в первый месяц (или до открытия центра). Максимум работы с партнерами на бартерных условиях: ролики/трансляции, продукты в офисе, прокат, школы, настольные игры, доставка заказов на
рабочее место - все это усилит кооперацию с другими креативными сообществами. Примеры: наладка взаимоотношений с кафе в том же здании или открытие собственного мини-кафе (работающего, например, по модели «минута - рубль»); совмещение коворкинга с хостелом; предусмотренная в райдере отмена или понижение арендной ставки в обмен на ремонт.
Статистика показывает, что выход на операционную окупаемость среднестатистического коворкинг-пространства вполне реален на 3-4-й месяц работы, а чтобы оправдать все вложения на старте, нужно работать полтора-два года. Как пишет сайт DeskMag, «любой продержавшийся два года ко-воркинг выходит в плюс» [9].
See: http://innosfera.org/2014/06/coworking
Литература
1. Википедия - свободная энциклопедия.Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Открывается новый коворкинг, похожий на настоящий // Журнал о Минске. Электронный ресурс: http://citydog.by/ post/ot kryvaetsya/.
3. 1800 Coworking Spaces Worldwide // Online Magazine about Coworking, Its People and Spaces. Electronic resource: http:// www.deskmag.com/en/1800-coworking-spaces-worldwide-700-in-the-us-survey/.
4. The Top Coworking Countries In The World // News Infographics and Videos about the Future of Energy Electric Cars the Environment and Food. Electronic resource: http://www. fastcoexist.com/1681519/the-top-coworking-countries-in-the-world/.
5. Where is "Coworking" a Hot Search Topic? // Online Magazine about Coworking, Its People and Spaces. Electronic resource: http://www.deskmag.com/en/where-is-coworking-a-hot-search-topic-google-seo-539/.
6. Coworking para Empresas // Bookmark and Discover Amazing Content[Electronic resource]. - 2013. - Mode of access : http:// www.deskmag.com/en/1800-coworking-spaces-worldwide-700-in-the-us-survey/.
7. Динамика цен на недвижимость в Москве // Альтернативные инвестиции. Электронный ресурс: http://monetarism.ru/ realty-price-chart.shtml.
8. Динамика цен на недвижимость в Минске // Эксперт на рынке коммерческой недвижимости Беларуси. Электронный ресурс: http://realt.by/statistics/dynamics/.
9. Как открыть коворкинг-центр: подробное руководство // Социальное СМИ, новости о блогах, поиске работы, обзоры и рейтинги компаний. Электронный ресурс: http://habrahabr. ru/post/150712/.