Научная статья на тему 'КОУЧИНГ В РАБОТЕ С МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЕМ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА'

КОУЧИНГ В РАБОТЕ С МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЕМ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО / МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ / НАСТАВНИК / КОУЧ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базарнова Н.Д., Беляева Т.К.

В статье анализируются основные трактовки понятия коучинг, анализируется роль коуча в рамках педагогического наставничества, объясняются специфические особенности коучинга, а так же представляются и анализируются различные классификации коучинга в современной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHING IN WORK WITH A YOUNG TEACHER AS AN INNOVATIVE FORM OF PEDAGOGICAL MENTORING

The article analyzes the main interpretations of the concept of coaching, analyzes the role of a coach in the framework of pedagogical mentoring, explains the speci c features of coaching, as well as presents and analyzes various classi cations of coaching in the modern educational environment

Текст научной работы на тему «КОУЧИНГ В РАБОТЕ С МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЕМ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА»

issledovatel'skoy i proektnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya / L. N. Chipysheva, N. A. Zharkova, N. V. Kamenkova, E. D. Polyakova // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. - № 2(15). - 2013. - S. 49-53.

6. Truntseva, T. N. Opyt i perspektivy virtual'noy (elektronnoy) stazhirovki kak formy povysheniya kvalifikatsii pedagogov / T. N. Truntseva // Konferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konferentsiy. - №3. - 2016. - S. 945954.

7. Fokin, N. I. Soderzhanie povysheniya kvalifikatsii upravlencheskikh kadrov obrazovatel'nykh organizatsiy v sovremennykh usloviyakh / N. I. Fokin // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. - T.9. - № 3-1. - 2017. -S.163-167.

Сведения об авторах

Воронин Сергей Сергеевич - заместитель директора МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинска», г. Челябинск

Николаева Владислава Валериевна -

начальник отдела сопр овождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Соколова Екатерина Игоревна - методист отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Voronin S.S. - Deputy Director of Municipal Autonomous Educational Institution «Gymnasium № 80», Chelyabinsk

Nikolaeva V.V. - Head of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Sokolova E.I. - Methodologist of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 37.088

КОУЧИНГ В РАБОТЕ С МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЕМ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА

Н.Д. Базарнова, Т.К. Беляева

В статье анализируются основные трактовки понятия коучинг, анализируется роль коуча в рамках педагогического наставничества, объясняются специфические особенности коучинга, а так же представляются и анализируются различные классификации коучинга в современной образовательной среде.

Ключевые слова: коучинг, педагогическое наставничество, молодой учитель, наставник, коуч.

Понятие коучинг имеет множество определений, первым, кто описал в своих работах коучинг, был Тимоти Голви. Мы будем рассматривать данное понятие с разных сторон: коучинг как

один из видов сотрудничества, коучинг как профессиональная деятельность. Сегодня коучинг так, или иначе касается многих сфер нашей жизнедеятельности, и в каждой сфере определились свои понимания коучинга [8, с. 15].

Анализируя литературу можно выделить следующие определения понятия «коучинг»: метод консультирования; раскрытие возможностей; технология; система мотивации; работа с настоящим, прошлым и будущим; форма объяснения ситуации; технология возможности улучшения эффективности; мировоззренческий подход; особый метод консультирования; метод сопровождения для постановки и достижения целей.

Понятие «коучинг» относительно недавно

вошло в научный мир. Несмотря на то, что сегодня исследователи считают истоками коучин-га сократический диалог, психоаналитическую теорию Фрейда, работы Маслоу, Роджерса, методику Голви, самтермин появился в начале 80-х годов ХХ столетия. Как метод коучинг возник в США в 1980-е годы. Его возникновение связано с Томасом Дж. Леонардом, который создал метод коучинга, распространившийся по всему миру. Термин «коучинг» был введен Джоном Уитмором, он переводится как тренировать, заниматься репетиторством. По сути, это такая стратегия работы с человеком, которая используется не столько для консультаций и профессионального обучения, сколько для

развития личного потенциала.

История коучинга уходит в прошлое, и берет начало на Западе. С начала двухтысячных годов становится профессией в Америке. Последующее развитие коучинга можно обнаружить в работах Томаса Дж., который занимался финансовым консалтингом, а также в работах бизнес-менеджера Джона Уитмора, и известного психотерапевта Милтона Эриксона [7, с. 20].

Чтобы сложилось более полное представление о том, что же такое коучинг, рассмотрим определения коучинга различных отечественных и зарубежных авторов, а также двух крупнейших профессиональных сообществ, занимающихся коучингом (таблица 1).

Таблица 1

Определения коучинга из различных источников

№ Источник Определение коучинга

1 Голви Т. «Это искусство, которому нужно учиться прежде всего на опыте. С точки зрения Внутренней! игры коучинг -содеиствие мобильности. Это искусство создания - с помощью беседы и поведения - среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям так, чтобы он о приносило удовлетворение» [ 1 ]

2 Уитмор Д. «Это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности» [ 6]

3 Дауни М. «Это искусство способствовать повышению результативности, обучен ию и развитию другого человека (опирающиеся) не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, но в большей степени - на способность человека учиться самому и действовать творчески» [6]

4 Томас Дж. Леонард «Это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата» [ 6]

5 Парслоу Э. «Это метод, общая цель которого помочь людям учиться и поддержать их намерение самостоятельно проводить обучение, чтобы они могли максимизировать свой потенциал, развить навыки, улучшить выполнение своих непосредственных трудовых обязанностей и достичь желаемого идеала как в личностном, так и в профессиональном плане» [ 6]

6 Международная Федерация Коучинга «Это процесс партне рства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором он с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал» [11].

7 Кларин М.В. «Это особый вид диалога, в котором специалист помогает клиенту самостоятельно уточ нить, прояснить и сформулировать свои жизненные, профессиональные и/или деловые цели и задачи, сфокусировать внимание на задачах развития, искать как внутренние, так и внешние ресурсы, искать и находить альтернативы действий, строить планы, проверять их на реалистичность, принимать на себя ответственность за их реализацию» [4]

№ Источник Определение коучинга

8 Ассоциация русскоязычных коучей (АРК) «Это организация самостоятельной! деятельности дееспособных взрослых граждан по развитию и мобилизации внутренних и внешних ресурсов» [ 10]

9 Зырянова Н.М. «Это метод, который помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков» [ 6]

10 Рыбкин И.В. «Это непрерывный п роцесс развития и совершенствования человека, изменение его мировоззрения в сторону достижения максимального как личного, так и профессионального успеха» [ 6].

11 Добротворский И.Л. «Это вид психологического консультирования» [6]

12 Огнев А.С. «Это сист ема принципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности и группы, совместно работающих людей, а также обеспечивающих максимальное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала» [6]

13 Сорокоумов А.В. «Это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей» [6]

14 Валиуллина Л.М., Вострухина Н.В. «Это осознанное и заботливое содействие другому человеку в том, чтобы он смог научиться достигать желаемых целей через раскрытие собственного потенциала и максимального повышения его эффективности, путем мобилизаци и как внутренних, так и внешних ресурсов и творческого преобразования своего личного опыта через способность самостоятельно мыслить» [ 8]

Почему же коучинг заинтересовал научное сообщество и так быстро вошел в научный мир? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть специфические особенности коу-чинга.

В работах А.Ю. Федорова и Е.В. Сидоренко отражена социально-психологическая сторона коучинга. В этом плане, основой коучинга является рост отношений, энергией для работы -мотивация, ориентир, контролирующий направление работы - цель. Для результативной работы коучи используют множество различных техник консультирования. Например, шкалирование, где происходит перевод психологического, в математические значения, это помогает прояснению ситуации, ее наглядной визуализации.

Коучинг отличается постановкой конкретных целей и не предписывающим характером консультирования. Особенностью самого коуча является схожесть с консультантами, но не с учителем, однако сам коуч должен быть сильной, уверенной в себе личностью, не зависеть от других и рассчитывать только на свои силы [12].

Обсуждая специфические особенности коучинга, следует упомянуть и слова самого

Тимоти Голви. Он писал: «коучинг — не психотерапия. Психотерапией занимаются психологи, которым требуется определенная квалификация. Коучинг - не консалтинг, он не должен вторгаться на принятую территорию этого рода деятельности. Кроме того, коучинг не является ни религиозным, ни духовным наставничеством. Подобные виды деятельности помогают людям, но все они -отдельные, вполне установившиеся виды деятельности, следующие своим правилам» [3].

Однако, как мы говорили ранее, в зависимости от контекста и сферы деятельности коучинг понимается по-разному, отсюда существует несколько классификаций его видов (по количеству клиентов, области применения, стилю проведения, формату обучения и т.д.).

По области применения в образовательной системе различают следующие виды коучинга:

1. Индивидуальный коучинг. Коуч работает с молодым учителем тет-а-тет. В ходе сотрудничества решаются индивидуальные задачи, затрагивающие разные сферы жизни человека: карьера, бизнес, здоровье, взаимоотношения, семья и т.д.

2. Командный (групповой) коучинг. Коуч работает с группой людей на так называемой

коуч-сессии. Ее особенность состоит в том, что у нескольких человек имеется общая задача.

3. Организационный коучинг. Коуч взаимодействует с первым лицом организации. Обучение предполагает применение системных методик, направленных на выявление потенциала руководителя, сотрудников или всего образовательного учреждения. Отличие организационного коучин-га от других заключается в затрагивании интересов всей школы, а не отдельных ее лиц [6].

По формату обучения выделяют следующие виды коучинга:

1. Очный - личный коучинг или фотокоучинг;

2. Заочный - интернет-коучинг или телефонный коучинг

Стоит отметить, что на практике зачастую описанные виды коучинга сочетаются и органично вписываются в систему обучения молодых учителей.

Помимо различных видов коучинга существуют еще и различные подходы к организации процесса коучинга, в основе каждого из которых лежит особое представление о том, что повышает результативность человека в определенной среде. На сегодняшний день выделяется пять основных подходов в коучинговой работе, которые различаются по способу взаимодействия с клиентом, используемому инструментарию, роли коуча, этапам взаимодействия и др.

1. В психодинамическом подходе внимание коуча сосредоточено на бессознательных процессах, поведении и мотивации клиента. При таком подходе коуч часто использует психоаналитические методики, задача которых - поиск мотивации, устойчивых паттернов поведения, а также бессознательных реакций клиента. Работая в этой парадигме, коуч ставит себе цель сделать так, чтобы у клиента складывалось представление о том, как работает его бессознательное, он научился распознавать дисфункциональные элементы в своем поведении.

2. Бихевиористский (поведенческий) подход ориентирован на то, что находится в зоне прямого наблюдения, то есть конкретных действиях клиента, его поведении. Этот подход помогает понять внешние механизмы регулирования поведения: положительную и отрицательную обратную связь, наказание и вознаграждение и

т.д. Основным результатом своей работы коуч-бихевиорист считает достижение видимых изменений в поведении клиента, развитие у него устойчивых навыков и компетенций.

3. Когнитивный подход - основан на работе с сознанием человека, на поиске его разрушительных и бессвязных мыслей. В этом случае коуч выстраивает логическую связь мыслей человека и его действиями, в главном плане с теми которые понижают его эффективность. Данный подход позволяет научить человека контролировать свое мышление.

4. Личностный подход основан на выстраивании положительной среды благодаря сопереживанию и доверию. Задачей здесь выступает раскрытие человека для самого себя, акценты расставляются на сильных сторонах человека, что в последствии повышает мотивацию, уверенность в себе и своих силах, и позволяет клиенту успешно добиваться поставленных целей, повышать результативность, приобретать новые знания и навыки. Инструментами в данном подходе могут выступать: психодрама, телесно ориентированная терапия, психосинтез и др.

5. Системный подход - рассматривает человека как часть сложноорганизованной системы. Коуч выделяет посредников и направляющие стороны, и их влияние на поведение человека. Данный подход « предполагает участие группы людей в процессе диагностики и выработки решений, а также в процессе реализации плана. Цель - внести такие изменения в систему, которые позволят клиенту повысить свою результативность» [11].

6. Стоит отметить, что ни один из перечисленных подходов не может работать по отдельности, коуч должен использовать каждый подход, и регулировать его объемы в зависимости от программы [13].

Основой коучинга выступает субъект-субъектная парадигма взаимодействия, которую по-другому можно назвать обучением сотрудничества. Данная парадигма демонстрирует концепцию диалогизма по М.М. Бахтину, где диалогом является форма взаимодействия. Каждое высказывание - выражение позиции говорящего, относительно которой второй участник диалога занимает собственную позицию. Т.е. каждый

субъект диалога выступает его инициатором, и «ответчиком».

Говоря о методологии коучинга, стоит упомянуть особенности методологии гуманитарных наук, так как в отличие от естественных наук, здесь в фокусе внимания оказывается личность (по М. Бахтину). Для более полного понимания личности необходимо уметь поставить себя на место познаваемого, эмпатировать ему

Не существует универсальной модели работы коуча, однако существуют некоторые базовые принципы, которых должен придерживаться коуч в процессе работы.

В технологии коучинга гармонично сочетаются два основополагающих принципа: принцип осознанности и принцип ответственности.

При решении проблемы у каждого из партнеров в коучинге есть свои обязанности. Во многом решение проблемы зависит от соблюдения коучем определенных принципов.

Педагог-коуч обязан быть:

- нейтральным, нелинейным, добиваться ясности в мышлении и поведении ученика (группы, класса), уметь мотивировать на изменения;

- учитывать, что люди по способам усвоения и переработки информации делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Исходя из этого разным ученикам нужно давать информацию, воспринимаемую разными анализаторами;

- определить, что для ученика важно, чтобы впоследствии говорить с ним на одном языке;

- давать советы только спросив разрешения;

- убрать страхи, сомнения, тревожность и прочее из своего арсенала и у учеников.

Ученик (группа или класс) все осознает сам, сам принимает правильные решения и делает лучший выбор, чем сделал бы до беседы, начинает более четко понимать тему, продуктивней осуществлять процесс развития. Если ничто не будет вызывать вопросов, тогда ученик (группа или команда) сам берет на себя определенные обязательства без всякого давления и настраивается на достижение им же поставленной цели [7].

Коуч должен обладать определенными компетенциями. В 1995 году Томас Леонард организовал Международную Федерацию Коучей- ICF (International Coach Federation). За двадцать лет

своего существовала организация объединила и помогла в развитии десяткам тысяч коучей более чем в 130 странах мира. ICF разработала систему сертификации, помогающую определить уровень мастерства коуча любого типа, которая и сегодня служит надежным гарантом квалификации коучей. ICF выдает сертификаты трех категорий:

1. АСС - ассоциированный коучс начальным уровнем владения компетенциями.

2. РСС - профессиональный коуч, хорошо понимает суть компетенций и владеет ими на практике.

3. МСС -мастер коуч, владеет всеми компетенциями и свободно и эффективно применяет их на практике.

Профессиональный коуч владеть основными компетенциями, разработанными 1СЕ Компетенции — это навыки и способности, необходимые коучу для достижения целей. Они являются своеобразным «кодексом чести» коучей.

Основных компетенций коучинга ICF одиннадцать. Условно разделим их на четыре группы.

Первая большая группа - создание фундамента. Сюда входят две следующие компетенции:

1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам. То есть правильное понимание и принятие этики и норм коучинга, умелое применение их на практике. Так же сертифицированный коуч должен хорошо понимать различия между своей и прочими профессиями, направленными на личную помощь. При необходимости коуч перенаправляет клиента к подходящему специалисту.

2. Заключение коучингового соглашения. Включает определение целей и возможности их достижения с каждым клиентом.

Вторая большая группа - совместное создание отношений. Сюда входит еще две компетенции:

3. Установление доверительных отношений с клиентом. Умение создать благоприятную, доверительную атмосферу, чтобы клиент мог легко воспринимать его помощь. Для этого коуч должен:

- проявлять заботу;

- уважать личность клиента и его возможности;

- проявлять такие качества как ответственность, личностную целостность, честность,

искренность и т.д.;

- поддерживать клиента, помогать усвоить новые модели мышления и поведения, принимать риски и преодолевать страхи;

- заключать четкие соглашения, не обсуждать без разрешения клиента новые темы.

4. Коучинговое присутствие. Умение демонстрировать уверенную и открытую манеру поведения и даже чувство юмора, чтобы создать непринужденную атмосферу. Коуч должен уметь подстраиваться под конкретного клиента. Его профессионализм проявляется в контроле эмоций (своих и клиента), он не позволяет им управлять процессом. Он осознает и принимает риски, при этом остается открыт к новым знаниям.

Третья группа - эффективная коммуникация. Сюда входит три компетенции:

5. Активное слушание. Умение сосредоточиться на клиенте, его желаниях и потребностях, вникая в смысл его слов. Он сконцентрирован на клиенте, а не на своих планах. С ним легко делиться мыслями и чувствами, потому что он использует технику активного слушания - это умение грамотно перефразировать и повторить сказанное клиентом. При этом коуч не берет на себя роль судьи, он не оценивает поступки клиента и не принимает чью-либо сторону.

6. Постановка «сильных» вопросов. Коуч задает вопросы, позволяющие клиенту:

- становиться целеустремленнее и активнее, ловить инсайты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ясно видеть текущую ситуацию и свои возможности;

- двигаться вперед, не оглядываясьв прошлое.

7. Прямое общение. Умение эффективно общаться с клиентом, выбирать стиль общения, который максимально действенен конкретно с этим человеком. Коуч понятно и ясно формулирует свои высказывания, дает клиенту исчерпывающую информацию о целях, методах и техниках работы. Он всегда вежлив, избегает использования в речи сложной терминологии, сленговых выражений или грубых высказываний. Он может пользоваться сравнениями, метафорами и наглядными примерами, помогающими иллюстрировать важные мысли.

Последняя группа - фасилитация обучения и достижения результатов. Сюда входят оставшие-

ся четыре компетенции:

8. Стимулирование осознания. Умение оценить получаемые сведения и верно интерпретировать их, помогая клиенту осознать происходящие изменения. Для этого он расспрашивает клиента о том, что того волнует, изучает его восприятие окружающего мира и самого себя, выявляя противоречия между тем, что он думает, чувствует и делает. Он помогает определить, что и как влияет на мышление и поведение клиента, вдохновляет его на перемены.

9. Проектирование действий. Умение находить возможности для постоянного развития. Коуч заботится о систематическом обучении: помогает определить, какие действия помогут клиенту применить и отработать на практике полученные знания. Вовлекает в поиск доступных и оптимальных решений. Иногда он может провоцировать клиента на поиск новых возможностей, при этом он полностью поддерживает самопознание и эксперименты клиента, отмечает его достижения и побуждает к стараниям.

10. Планирование и постановка целей. Коуч помогает клиенту составить план работы, который будет содержать информацию о выбранных целях, методах и сроках достижения изменений. Если необходимо, туда вносятся своевременные корректировки. Так же коуч помогает клиенту найти и использовать необходимые для обучения ресурсы.

11. Управление прогрессом и ответственностью. Коуч контролирует, как клиента выполняет намеченные действия, выясняет, что удалось. Он не позволяет отклоняться от намеченного плана, постоянно концентрируя внимание клиента на целях, хотя в случае необходимости готов скорректировать план. Коуч помогает клиенту развивать самодисциплину и личную ответственность, способность принимать решения и достигать их, учит самосовершенствоваться и развиваться, чтобы впоследствии клиент мог продолжать прогрессировать самостоятельно [5].

Таким образом, коучинг является современной образовательной технологией, его применение в образовательном пространстве является необходимым в условиях внедрения ФГОС, так как коучинг-технология позволяет раскрыть человеческий потенциал, развить способности и талан-

ты людей в любой жизненной сфере; профессиональный коуч помогает людям определить жизненные цели и найти лучшие способы их достижения, он не дает указаний, ничего не советует и не консультирует человека, его задача

- актуализировать субъектную активность в достижении успеха [2].

Список литературы

1. Голви, У Т. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / УТ. Голви. - Москва: Альпина Бизнес Бук, 2005. - 252 с.

2. Гульчевская, В. Г. Коучинг - эффективная технология педагогического сопровождения и поддержки индивидуально-личностного развития обучающихся / В. Г. Гульчевская // Наукоград : электронное периодическое издание . - URL: gulchevskaya_vg_rostov_konf13.pdf (дата обращения: 10.12.2021).

3. Дауни, М. Эффективный коучинг. Технология развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы / М. Дауни. - Москва : Добрая книга, 2008. - 250 с.

- ISBN 5-98124-033-4

4. Кларин, М. В. Коучинг / М. В. Кларин // Большая российская энциклопедия. - URL: https://bigenc.ru/psychology/text/5094802 (дата обращения: 29.03.2021).

5. Компетенции коуча ICF // Международный Университет Global Coaching London(UK)-Russia(RU) : [сайт] - URL: https://coachuniver.ru/ kompetencii-koucha-icf (дата обращения 29.03.2021)

6. Кострова, Ю. Б.. Коучинг как инновационная образовательная технология / Ю. Б. Кострова, О. Ю. Шибаршина // Образовательные ресурсы и технологии. - 2019. - №№2(27). - С. 27-32.

7. Костяева, Н. А. Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства педагогов / Н. А. Костяева, Е. В. Кузнецова // Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2015. - №°9 (45). - С. 19-22.

8. Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. - Мос-

ква: Знание-М, 2020. - 146 с. - ISBN 978-5-90734557-7

9. Настольная книга учителя-коуча : учебное пособие для системы повышения квалификации учителей / А. Ш. Оракова, Т. Б. Корнилова и др. -Алматы, 2014. - 150 с.

10. Профессиональный стандарт «Коуч» // Ассоциации русскоязычных коучей (АРК) : [сайт]

URL: http://www.coach-rus.org/kouching/ professionalnyj-standart-kouch/ (дата обращения: 29.03.2021).

11. Сомов, К. В. К вопросу о понимании подходов в коучинговой работе / К. В. Сомов // Управление образованием: теория и практика. -2015. - №°4 (20). - С. 93-97.

12. Федоров, А. Ю. Социально-психологические особенности коучинга как направления практической работы / А. Ю. Федоров, Е. В. Сидоренко // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ - 2014. - №№2. - С. 270-276.

13. Шекшня, С. В. Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг / С. В. Шекшня. -Москва: Альпина Паблишер, 2010. - 220 с.

References

1. Golvi, U. T. Rabota kak vnutrennyaya igra: Fokus, obuchenie, udovol'stvie i mobil'nost' na rabochem meste / U.T. Golvi. - Moskva: Al'pina Biznes Buk, 2005. - 252 s.

2. Gul'chevskaya, V. G. Kouching - effektivnaya tekhnologiya pedagogicheskogo soprovozhdeniya i podderzhki individual'no-lichnostnogo razvitiya obuchayushchihsya / V. G. Gul'chevskaya // Naukograd : elektronnoe periodicheskoe izdanie . -URL: gulchevskaya_vg_rostov_konf13.pdf (data obrashcheniya: 10.12.2021).

3. Dauni, M. Effektivnyj kouching. Tekhnologiya razvitiya organizacii cherez obuchenie i razvitie sotrudnikov v processe raboty / M. Dauni. - Moskva : Dobraya kniga, 2008. - 250 s. - ISBN 5-98124-033-4

4. Klarin, M. V. Kouching / M. V. Klarin // Bol'shaya rossijskaya enciklopediya. - URL: https://bigenc.ru/psychology/text/5094802 (data obrashcheniya: 29.03.2021).

5. Kompetencii koucha ICF // Mezhdunarodnyj Universitet Global Coaching London(UK)-Russia(RU) : [sajt] - URL:

https://coachuniver.ru/kompetencii-koucha-icf/ (data obrashcheniya 29.03.2021)

6. Kostrova, Yu. B.. Kouching kak innovacionnaya obrazovatel'naya tekhnologiya / Yu. B. Kostrova, O. Yu. Shibarshina // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. - 2019. -№ 2(27). - S. 27-32.

7. Kostyaeva, N. A. Kouching kak innovacionnaya tekhnologiya povysheniya professional'nogo masterstva pedagogov / N. A. Kostyaeva, E. V. Kuznecova // Pedagogicheskaya masterskaya. Vse dlya uchitelya. -2015. - № 9 (45). - S. 19-22.

8. Kouching: metodologiya, nauchnye osnovy i professional'naya etika: sbornik dokladov, statej, tekstov vystuplenij uchastnikov Nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii Associacii russkoyazychnyh kouchej, 14 noyabrya 2020 g. -Moskva: Znanie-M, 2020. - 146 s. - ISBN 978-5907345-57-7

9. Nastol'naya kniga uchitelya-koucha : uchebnoe posobie dlya sistemy povysheniya kvalifikacii uchitelej / A. Sh. Orakova, T. B. Kornilova i dr. -Almaty, 2014. - 150 s.

10. Professional'nyj standart «Kouch» // Associacii russkoyazychnyh kouchej (ARK) : [sajt] -URL: http://www.coach-rus.org/kouching/profes sionalnyj-standart-kouch/ (data obrashcheniya: 29.03.2021).

11. Somov, K. V. K voprosu o ponimanii podhodov v kouchingovoj rabote / K. V. Somov // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2015. -№4 (20). - S. 93-97.

12. Fedorov, A. Yu. Social'no-psihologicheskie

osobennosti kouchinga kak napravleniya prakticheskoj raboty / A. Yu. Fedorov, E. V. Sidorenko // Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakul'teta psihologii SPBGU. - 2014. - № 2. - S. 270276.

13. Shekshnya, S. V. Kak effektivno upravlyat' svobodnymi lyud'mi: Kouching / S. V. Shekshnya. -Moskva: Al'pina Pablisher, 2010. - 220 s.

С ведения об авторах

Базарнова Надежда Дмитриевна - преподаватель кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина», Нижегородская обл., г. Нижний Новгород

Беляева Татьяна Константиновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина», Нижегородская обл., г. Нижний Новгород

Information about authors

Bazarnova N.D. - Lecturer, Department of General and Social Pedagogy FSBEI HE «Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin», Nizhny Novgorod

Belyaeva T.K. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Pedagogy FSBEI HE «Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin», Nizhny Novgorod

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.