Научная статья на тему 'КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА'

КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николина Вера Викторовна, Чистоградова Ольга Александровна

В статье освещаются актуальные тенденции развития современного образования и инновационные методы в педагогике. Обсуждается процесс интернационализации, его сильные стороны и перспективы на российской рынке образовательных услуг. Описан метод коучинга как эффективный инструмент работы с иностранными студентами в условиях интернационализации образования. Акцент сделан на нормы и требования, предъявляемые профессии коуча. Рассмотрены примеры опыта зарубежных стран по внедрению коучингового сопровождения в образовательный процесс. Представлены социальные опросы Левада-центра по выявлению отношения российских граждан к некоторым странам и их представителям. Список стран, к которым за последнее время увеличилось дружественное отношение, возглавляют Беларусь, Китай и Турция. Приведены и проанализированы данные диагностики по определению типов этнической идентичности у студентов за последние три года (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Определено, что позитивная этническая идентичность постепенно снижается в современных условиях. Выявлен ряд проблем, возникающих в поликультурной образовательной среде, сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHING AS A TOOL FOR ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article highlights current trends in the development of modern education and innovative methods in pedagogy. The process of internationalization of education, its strengths and prospects are discussed. The method of coaching is described as an effective tool for working with foreign students in the context of the internationalization of education. The norms and requirements of the coaching profession are emphasized. Examples of the experience of foreign countries on the introduction of coaching support in the educational process are considered. Social surveys of the Levada Center are presented to identify the attitude of Russian citizens towards foreign countries and their representatives. The top countries in the list of friendly relations are Belarus, China and Turkey. The diagnostic data for determining the types of ethnic identity among students over the past three years (G.U. Soldatova, S.V. Ryzhova) are presented and analyzed. It is determined that positive ethnic identity is gradually decreasing in modern conditions. A number of problems arising in a multicultural educational environment are identified, conclusions are drawn.

Текст научной работы на тему «КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА»

наставника, его профессиональное мастерство отражается в создании условий для успешной профессиональной социализации молодых сотрудников УИС.

В результате анализа некоторых публикаций по вопросам современного профессионального образования в сфере правоохранительной деятельности, можно сформулировать психолого-педагогические условия необходимые для системного решения вопросов социализации индивида в профессиональной среде.

Создание среды для формирования и совершенствования социальной активной личности молодого специалиста УИС, готовой к деятельности направленной на достижение профессионально значимых целей и способной к самоутверждению, к преобразованию себя как субъекта профессиональной деятельности в процессе взаимодействия с особой социальной средой. Сущностной характеристике социальной активности личности дано определение в исследованиях Г.П. Ивановой и Э.Ф. Шакировой, как интегративное качество личности, формирование которого происходит в процессе социальной деятельности и взаимодействия с социальной средой, а также использования на практике социального опыта [3, С. 52].

Применительно к системе профессионального образования УИС можно выделить несколько групп условий формирования социально активной личности молодого сотрудника, таких как, организация образовательного процесса, учебно-познавательная деятельность, отношения, реализуемые вне учебной деятельности.

Выводы. Опираясь на результаты рассмотрения проблемных вопросов профессиональной социализации, можно сделать выводы о том, что на различных этапах становления и совершенствования личности сотрудника УИС важное значение имеет изучение и реализация ряда психолого-педагогических условий, среди которых следует выделить: формирование образовательной и воспитательной среды для развития социальной активности личности; использование методов обучения, способствующих повышению профессиональной компетентности; проведение психолого-педагогической коррекции для удовлетворения потребностей молодых сотрудников в личностном росте и развитии; создание условий позволяющих выстраивать индивидуальные траектории профессионализации.

Литература:

1. Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненков. - СПб. Синтез-Полиграф, 2003. -Изд. 2-е, дополненное. - 420 с.

2. Кузьмина, Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах / Н.В. Кузьмина // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. - Л., 1970. - С. 47-60

3. Иванова, Г.П. Педагогические условия формирования социально активной личности студента / Г.П. Иванова, Э.Ф. Шакирова // Акмеология. - 2012. - № 3. - С. 51-56

4. Цвык, В.А. Профессионализация как социальный процесс / В.А. Цвык // Вестник РУДН. - 2003. - Серия «Социология». - № 4.

5. Пак, Л.Г. Педагогические аспекты социализации личности в условиях образовательного учреждения: монография / Л.Г. Пак. - Оренбург: Изд-во ОИЭК, 2008. - С. 13-32

6. Ковтуненко, Л.В. Профессиональное становление сотрудников службы исполнения наказаний в ведомственных образовательных учреждениях: монография / Л.В. Ковтуненко. - Воронеж: Научная книга, 2009. - С. 46-51

7. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - СПб: Наука, 2006. - 250 с.

8. Шаталова, Н.И., Жеманов Я.Н. Механизмы профессиональной социализации личности» / Н.И. Шаталова, Я.Н. Жеманов // Дискуссия. - 2013. - №1. - С. 124-131

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Николина Вера Викторовна

ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Чистоградова Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА

Аннотация. В статье освещаются актуальные тенденции развития современного образования и инновационные методы в педагогике. Обсуждается процесс интернационализации, его сильные стороны и перспективы на российской рынке образовательных услуг. Описан метод коучинга как эффективный инструмент работы с иностранными студентами в условиях интернационализации образования. Акцент сделан на нормы и требования, предъявляемые профессии коуча. Рассмотрены примеры опыта зарубежных стран по внедрению коучингового сопровождения в образовательный процесс. Представлены социальные опросы Левада-центра по выявлению отношения российских граждан к некоторым странам и их представителям. Список стран, к которым за последнее время увеличилось дружественное отношение, возглавляют Беларусь, Китай и Турция. Приведены и проанализированы данные диагностики по определению типов этнической идентичности у студентов за последние три года (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Определено, что позитивная этническая идентичность постепенно снижается в современных условиях. Выявлен ряд проблем, возникающих в поликультурной образовательной среде, сделаны выводы.

Ключевые слова: коучинг, интернационализация, адаптация, этническая идентичность, толерантность, межкультурная коммуникация.

Annotation. The article highlights current trends in the development of modern education and innovative methods in pedagogy. The process of internationalization of education, its strengths and prospects are discussed. The method of coaching is described as an effective tool for working with foreign students in the context of the internationalization of education. The norms and requirements of the coaching profession are emphasized. Examples of the experience of foreign countries on the introduction of coaching support in the educational process are considered. Social surveys of the Levada Center are presented to identify the attitude of Russian citizens towards foreign countries and their representatives. The top countries in the list of friendly relations are Belarus, China and Turkey. The diagnostic data for determining the types of ethnic identity among students over the past three years (G.U. Soldatova, S.V. Ryzhova) are presented and analyzed. it is determined that positive ethnic identity is gradually decreasing in modern conditions. A number of problems arising in a multicultural educational environment are identified, conclusions are drawn. Key words: coaching, internationalization, adaptation, ethnic identity, tolerance, intercultural communication.

Введение. Одной из основных тенденций развития современного образования является интернационализация. Этот процесс включает в себя сотрудничество в научно-исследовательской сфере, реформирование учебных программ, разработку международных стандартов качества образования, универсализацию знаний, активизацию академической мобильности студентов и преподавателей. Интернационализация углубляет и укрепляет базу знаний участников образовательного процесса, расширяет возможности научного поиска, повышает конкурентоспособность вузов на мировом рынке образовательных услуг. В современной России это одна из доминирующих тенденций, страна входит в топ 10 стран мира по количеству иностранных студентов от общего числа обучающихся, преимущественно сотрудничая со странами ближнего зарубежья и Азией [7]. Неотъемлемой частью процесса интернационализации образования является исследование особенностей адаптации и интеграции иностранных студентов в культурную, социальную и образовательную среду. Важно отметить, что около 50% студентов из других стран остаются жить в России после окончания вуза [8].

Попадая в интеранциональное образовательное пространство, в новую социокультурную среду иностранные студенты сталкиваются с проблемами адаптации и интеграции, причиной которых являются их национально-культурные и психологические особенности. Помимо языкового барьера и культурного шока, которые они вынуждены преодолеть на начальном этапе, немаловажную роль играют внешние факторы воздействия, такие как климатические условия, экономическое и политическое положение в стране, уровень жизни и безопасности в обществе, наличие стереотипов, эмоциональный настрой и др. Процесс адаптации включает несколько форм: формальную - приспособление к новой среде, языку, коммуникации; дидактическую - интеграция в образовательное пространство вуза, освоение форм, средств и методов обучения; биологическую - адаптация к климатическим условиям, часовому поясу, режиму активности [10]. Л.Н. Боронина выделяет следующие виды адаптации: физиологическую - привыкание организма к новым условиям существования и функционирования; психологическую - единство ассимиляции и аккомодации; социальную - эффективное взаимодействие с представителями разных социальных групп [2]. Это сложный, многоуровневый процесс перестройки, требующий от индивида большое количество энергии, опыта, ресурсов. Длительность и эффективность адаптации студентов к новым условиям оказывают прямое влияние на их академическую успеваемость, профессиональное развитие и становление. На сегодняшний день вопросу организации адаптации иностранных студентов уделяется недостаточно внимания: в большинстве вузов отсутствуют предатаптационные и адаптационные программы, не выделяются средства на организацию мероприятий, способствующих облегчению этого процесса, не хватает специалистов по работе с иностранцами и т.д. В свою очередь опыт зарубежных университетов доказывает эффективность и необходимость этой работы. Одним из методов адаптации, активно используемых за рубежом, является коучинг.

Изложение основного материала статьи. Коучинг (англ. coaching - консультирование, наставничество) - это процесс сотрудничества, ориентированный на определенный результат, в ходе которого раскрывается потенциал человека с целью повышения его эффективности [6]. Этот термин впервые появился в Америке в 80-х годах, основоположником его является профессор Гарвардского университета Тимоти Голви, который, работая со спортсменами, пришел к выводу о том, что значительным фактором успеха оказалось их внутреннее состояние, настрой на победу, уверенность в себе. Свой авторский метод по повышению личной и профессиональной эффективности он описал в книге «Внутренняя игра в теннис», которая стала мировым бестселлером. В настоящее время коучинг широко используется во всех экономически развитых странах в сфере бизнеса, спорта, экономики, политики, менеджмента и образования.

В педагогике этот метод является инновационным, А. Райтер детерминирует коучинг как эффективный, «специфичный, целенаправленный и практико-ориентированный формат консультирования, призванный повысить рефлексивные способности и самоконтроль обучающихся» [11]. По мнению Н.А. Зыряновой, цель коучинга в образовании — помогать учащимся раскрыть их потенциал, поддерживать стремление к самообразованию и саморазвитию, развивать навыки, эффективно выполнять учебные обязанности для достижения желаемого результата [4]. Несмотря на то, что коучинговый подход находится на стадии зарождения в России, регулярные совершенствования образовательных стандартов, новые требования к подготовке обучающихся требуют альтернативных средств, форм и методов обучения. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечена необходимость развивать у обучающихся творческие способности, познавательную активность, инициативу, самостоятельность, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира [3]. Для реализации этих требований наиболее продуктивно будет использовать метод коучинга.

Эффективность этого метода в педагогике подтверждается опытом зарубежных стран. Впервые официально коуч-подход был использован в сфере образования в Норвегии в 2002 г. одной из школ, исключенной из списка образовательных организаций властями ввиду недобора необходимого количества учеников. Результатом эксперимента стало признание этой школы одной из лучших в 2005 г. Авторами проекта были использованы такие инструменты как проведение коучинговых встреч, мотивационные речи для учителей и родителей, консультирование в процессе обучения, командный коучинг и др. В 2006 г. эксперимент был повторен другой школой и подтвердил свою результативность. Проект «Коучинг в образовании» заручился государственной поддержкой и стал развиваться в региональном и национальном масштабах.

Коучинговое сопровождение широко интегрируется в программы зарубежных университетов и последипломного образования, что увеличивает привлекательность и престижность вуза на мировом рынке образовательных услуг и позволяет готовить специалистов, отвечающих сложным требованиям современного рынка труда.

С ростом спроса на услуги коуча актуальным является вопрос профессиональной подготовки данных специалистов, которая будет отвечать требованиям и стандартам, регламентируемым рядом международных организаций, таких как Международная Федерация Коучей (International Coach Federation/ICF), Международная Ассоциация Коучей (The International Association of Coaches /IAC), Европейский Совет по Коучингу и Менторингу (European Mentoring And Coaching Council /EMCC), британская Ассоциация Коучинга (Association For Coaching / AC), Всемирная Ассоциация Бизнес-Коучей (Worldwide Association of Business Coaches / WABC), Международная Ассоциация Карьерных Коучей (International Association of Career Coaches / IACC) и др. Принимая во внимание инновационность коучинга и небольшой опыт на российском рынке, часто происходит размытие границ профессиональной деятельности данных специалистов. Нередко оказывается неквалифицированная, дилетантская помощь, которая не только не решает поставленные задачи, но дискредитирует профессию в целом, что в свою очередь тормозит развитие коучинга в стране. Крайне важно регулировать подготовку и деятельность коучей в соответствии с рекомендованными профессиональными стандартами и этическими нормами. Развитие профессии должно опираться на работу профессиональных ассоциаций, которые осуществляют мониторинг подготовки специалистов на основе коучинговых компетенций, процедур сертификации, уровней квалификации, этического кодекса и др.

Помимо профессиональной подготовки большое значение имеет жизненный опыт и личные достижения коуча по соответствующему профилю. Для работы со студентами из разных стран специалисту необходимо знание иностранного языка, так как на начальном этапе студенты сталкиваются с языковым барьером, идет сложный процесс формирования вторичной языковой личности наряду с социальной и культурной адаптацией. Задача коуча максимально облегчить эти

процессы и владение иностранным языком поможет избежать недопонимания, активизировать необходимые формы работы, не теряя времени. Понимание особенностей культуры, традиций, истории, религии дает возможность коучу правильно ориентироваться в процессе взаимодействия, подбирать подходы и стратегии общения, определять и анализировать сложные ситуации. Он должен обладать развитым чувством эмпатии и толерантности по отношению к представителям разных этносов, знать основы психологии и особенности межкультурного взаимодействия, уметь предотвратить или разрешить конфликт мирным путем.

Внешние факторы оказывают серьезное влияние на процесс адаптации иностранных студентов, поэтому для коуча важно принимать во внимание изменения, происходящие в общественной, политической, экономической жизни страны, знать и использовать инструментарий по определению уровня социальной напряженности, толерантности, отношения к представителям разных этнокультурных групп и в зависимости от этого подбирать методы, средства и формы работы. В настоящее время российское общество переживает серьезные потрясения, связанные с геополитическим и экономическим состоянием страны. В августе 2022 г. был проведен опрос Левада-центром по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1612 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Целью исследования было определить отношение граждан к представителям разных стран [1].

Таблица 1

Результаты опроса общественного мнения по отношению к представителям разных стран август 2022 г. (%)

Страна Хорошо Плохо Затрудняюсь ответить

Беларусь 88 7 5

Китай 88 5 7

Турция 68 20 12

Грузия 57 29 14

Эстония 29 57 14

ЕС 23 65 12

Украина 23 66 11

США 19 71 10

Данные опроса позволяют сделать вывод о том, что в обществе происходит четкое разделение на положительное и отрицательное отношение к определенным странам. Это чревато проявлениями непринятия, агрессии, интолерантного поведения к представителям некоторых из них. Как отмечают В.А. Малинин и Ф.В. Повшедная, в связи с изменениями, происходящими в российском обществе последние годы, происходит деградация духовно-нравственных ориентаций и ценностей молодежи, обучающиеся как никогда нуждаются в психолого-педагогической помощи и социальной защите [5]. Одной из задач коуча становится предотвращение конфликтных ситуаций, формирование толерантного отношения, воспитание культуры мира и ненасилия в условиях интернационального образовательного пространства вуза.

Необходимость внедрения метода коучинга в процесс адаптации иностранных студентов в поликультурное образовательное пространство вуза подтверждают результаты проведенного исследования по определению типов этнической идентичности студентов на базе НГПУ им. К. Минина. Исследование проводилось в три этапа с 2020 по 2022 гг. Методика, разработанная Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой [9], позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. В последнее время очевиден рост этнической нетерпимости в обществе, обусловленной обострением мировых геополитических отношений, пандемией коронавируса, экономическими и социальными кризисами. Данная диагностика выявляет отношение к собственной и другим этническим группам, начиная с "отрицания" своей идентичности, проявляющемся в нетерпимости по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом - высшей степенью непринятия, выраженной агрессией и враждебным отношением к представителям других этносов. В условиях интернационального образовательного пространства коучу важно определить порог эмоционального реагирования на иноэтническое окружение у студентов, уровень сформированности толерантности и вероятность возможных конфликтов и столкновений в процессе межэтнического взаимодействия. Эти процессы должны находиться под мониторингом профессионалов (коучей), задачей которых является создание и поддержание оптимального баланса между представителями разных этнических групп, а также условий для мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом образовательном пространстве вуза.

Таблица 2

Динамика изменений этнической идентичности у студентов в период 2020-2022 гг.

Типы этнической идентичности 2020 2021 2022

Этноэгоизм 5,75 4,54 6,86

Этн. индифферентность 12,50 11,58 10,76

Этнофанатизм 3,42 4,21 5,36

Этнонигилизм 6,67 5,54 6,07

Этноизоляционизм 2,46 3,38 4,13

Позитивная этн. идентичность 10,96 10,46 9,65

Проанализировав динамику изменений этнической идентичности, можно сделать вывод о том, что происходит снижение показателей нормы - позитивной этнической идентичности, характеризующейся толерантным отношением к представителям других этнических групп и обеспечивающей гармоничное взаимодействия в условиях полиэтничности и поликультурности. Наблюдается рост этнофанатизма и этноэгоизма, особенно эти показатели выросли в 2022 году. Результатом данных процессов может стать гиперболизация этнической идентичности, проявляющаяся в дискриминации и интолерантности по отношению к другим этносам и выражающаяся в форме раздражения, агрессии, насилия и даже геноцида [9]. Подобные вызовы требуют профессионального подхода, глубокого анализа и грамотной организации процесса адаптации и взаимодействия студентов из разных стран.

Выводы. Потребности и запросы современного общества дают импульсы для развития коучинга как профессиональной деятельности. Несмотря на выход России из Болонской системы в мае 2022 г., экспорт и импорт

российских образовательных услуг продолжается, направляя вектор развития к странам Азии, что является новым и перспективным направлением для сотрудничества. Большинство университетов продолжают участвовать в международных образовательных программах, развивают тенденции интернационализации образования и принимают иностранных студентов. Учитывая сложности, с которыми сталкивается российское общество последнее время, особое внимание должно уделяться вопросам адаптации представителей разных этнокультурных групп в образовательном пространстве вузов. Одним из эффективных методов для решения этих задач является коучинговое сопровождение.

Литература:

1. Левада-Центр: аналитический центр Ю. Левады: сайт. - Москва, 2022. - URL: https://www.levada.ru/2022/09/06/otnoshenie-k-stranam-i-ih-grazhdanam/ (дата обращения: 13.11.2022).

2. Боронина, Л.Н. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции / Л.Н. Боронина, Ю.Р. Вишневский, Я.В. Дидковская [и др.1 // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. - № 4(19). - С. 178-180

3. Закон Российской Федерации "Об образовании": текст с изменениями и дополнениями на 2012 год. - Москва: Эксмо, 2012. - 112 с. - (Актуальное законодательство). - ISBN 978-5-699-59338-5. - EDN QSTYMF.

4. Зырянова, Н.М. Коучинг в обучении подростков / Н.М. Зырянова // Вестник практической психологии образования. -2004. - №1. - С. 46-49

5. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2. - EDN CFAMCD.

6. Никулина, Н.Н. Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании / Н.Н. Никулина, С.В. Березина, И.И. Ушаков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 3. - С. 165-169. - DOI 10.24411/2073-3305-2019-10161. - EDN RBMBSB.

7. Рязанцев, С.В. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование / С.В. Рязанцев, Т.К. Ростовская, В.И. Скоробогатова, В.А. Безвербный // Экономика региона. - 2019. -Т. 15, Вып. 2. - С. 420-435

8. Савченко, И.А. Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции / И.А. Савченко // Вестник ОГУ. -2010. - №4 (110). - С. 47-52

9. Солдатова, Г.У. Диагностика типов этнической идентичности / Г.У. Солдатова // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М., Когито-центр, 2011. - С. 511.

10. Шевченко, А.В. Адаптация иностранных студентов: проблемы и возможные пути их решения / А.В. Шевченко, И.В. Соболева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 16. - С. 150-159. - EDN RINHPJ.

11. Ryter, A. Coaching als neuer Trend in der Lehrerinnen - und Lehrerbildung. Eine erste Bestandsaufnahme. In Ch. Reintjes, G. Bellenberg & G. im Brahm (Hrsg.) / A. Ryter // Mentoring und Coaching als Beitrag zur Profes-sionalisierung angehender Lehrpersonen (). Münster, New York: Waxmann. - 2018. - S. 23-39

Педагогика

УДК 378.51

аспирант Нишакова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Исследовательская деятельность учащихся является одной из наиболее эффективных форм обучения. При выполнении заданий исследовательского характера учащиеся развивают навыки самостоятельного анализа информации, учатся интерпретировать полученные результаты и формулировать выводы, приобретают знания и формируют умения, которые впоследствии смогут применять на практике. В то же время проектирование уроков с элементами исследования требует от учителя дополнительных ресурсов и трудозатрат. Это может являться причиной отказа от выбора стратегии исследовательского обучения в пользу традиционного подхода. Однако развитие цифровой образовательной среды и разработка современных удобных цифровых инструментов могут значительно облегчить учителю задачу по организации исследовательской деятельности учащихся. Одним из таких инструментов является графический калькулятор Desmos. С его помощью можно создавать разнообразные задания исследовательского характера. Поскольку Desmos обладает удобным интуитивно понятным интерфейсом и широким функционалом, работать в нем комфортно и учителю, и учащимся. В качестве примера в статье предложены варианты использования Desmos на уроках математики в средней школе для организации разных видов исследовательской деятельности при изучении функциональной линии. Данная содержательная линия является одним из основных разделов курса математики в средней школе. Так как в этом разделе изучаются математические модели реальных ситуаций, то задания исследовательского характера при изучении функциональной линии особенно важны для формирования у учащихся навыков самостоятельного анализа и представления о связи математики и окружающего мира.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, исследовательская деятельность, графический калькулятор, функциональная линия, функция.

Annotation. The research activity of students is one of the most effective learning forms. Due to research tasks students can develop the skills of independent analysis of information, learn to interpret the results and formulate conclusions. As a result of such activities, students acquire knowledge and develop skills that can later be applied in practice. At the same time, designing lessons with elements of research requires additional resources from the teacher. This may be the reason for the rejection of the choice of research learning strategy in favor of the traditional approach. However, the development of a digital educational environment and the development of modern convenient digital tools can help teachers to organize the research activities of students. One of such tools is the Desmos Graphing Calculator. With Desmos you can create a variety of research tasks. Since it has a convenient intuitive interface and wide functionality, it is comfortable to work with it for both the teacher and the students. As an example, the article suggests options for using Desmos in mathematics lessons in secondary school to organize various types of research activities when studying a functional line. This content line is one of the main sections of the mathematics course in secondary school. Since this section studies mathematical models of real situations, research tasks are especially important for developing students' skills of independent analysis and understanding of the relationship between mathematics and the world around them.

Key words: digital education, research activity, graphical calculator, functional line, function.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.