Научная статья на тему 'Коуч-технологии в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур'

Коуч-технологии в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / COACHING / COMPETITIVENESS / ENTERPRISE STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шароватов Евгений Николаевич, Меркулова Елена Юрьевна

В статье отражено основное содержание коуч-технологий в современной конкурентоспособной предпринимательской среде. Определены цели, задачи, принципы и построен алгоритм внедрения коуч-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шароватов Евгений Николаевич, Меркулова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coach-techno-logies in competitiveness of enterprise structures

In the article basic contents of coach-technologies in the modern competitive enterprise environment are reflected. The purposes, tasks, principles and the algorithm of coach-technologies introduction are determined.

Текст научной работы на тему «Коуч-технологии в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур»

7. Управление персоналом. Режим доступа: http://ru.wikipcdia.org. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 26.06.2008 г.

Smagina V.I. Personnel strategies of corporations in conditions of the new-type economy. The new-type economy where knowledge and information play the major role,

and manufacture of knowledge is a source of company’s growth, forms new requirements for human resources management. A man being an owner of «inseparable knowledge» is put in the forefront. The role of the personnel as one of the major strategic resources in maintenance of competitive advantages increases.

Key words: personnel management, human resources management, personnel policy.

КОУЧ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Е.Н. Шароватов, Е.Ю. Меркулова

В статье отражено основное содержание коуч-технологий в современной конкурентоспособной предпринимательской среде. Определены цели, задачи, принципы и построен алгоритм внедрения коуч-технологий.

Ключевые слова: коучинг, конкурентоспособность, предпринимательские структуры.

В настоящее время главным ресурсом экономического развития является информация, интеллект. Поэтому многих ученых интересует вопрос: что придет на смену информационному обществу и какие ресурсы получат приоритет? Рольф Йенсен в своих трудах утверждает, что принцип рациональности уступит эмоциональной, нравственной составляющей. Компании, которые не смогут перестроиться согласно новой рыночной логике, по мнению автора, придут к банкротству. Отсюда характеристиками эффективной предпринимательской структуры нового постинформационного общества будут:

1) оперативность решений («компании будут либо быстрые, либо мертвые»). Интенсивные темпы процесса развития, в отличие от ритмичного, поступательного, эволюционного развития, характерного для индустриального и информационного общества. Успешные компании демонстрируют этот подход уже сегодня - инновационные процессы в них происходят непрерывно.

2) наличие «великих новых идей», т. к. на первый план будет выходить необходимость удовлетворения эмоциональных потребностей человека (клиента, покупателя), идеи должны быть связаны с историей, обращением к традициям, убеждениям.

3) «эффективный имидж» компании. Компания должна создавать определенные

ценности, определенный стиль жизни, что обусловит ее схожесть с политическими институтами. В данном случае можно определить компанию как некое объединение, наполненное идеологией, с сотрудниками, которые полностью разделяют доминирующие там убеждения. Речь не только о психологической совместимости. Каждый руководитель имеет убеждения, которые должна разделять и его команда. Эффективный имидж компании будет складываться, прежде всего, из ее идеологии, а идеи - вытекать не только из креатива, но и из ценностного уровня сотрудников [1].

Проведенные экспертами недавние исследования показали, что все высокопроизводительные предпринимательские структуры имеют некоторые общие черты: они осознают, куда движутся; в них налажено открытое общение, информация ходит свободно; существует доверие между взаимозависящи-ми лидерами; в них идут ясные и эффективные рабочие процессы; они обладают способностью максимизировать выгоду от развития своего персонала [2].

Как мы видим из вышеизложенного, характеристики конкурентоспособности предпринимательских структур имеют прямую зависимость с персоналом предприятия:

- мобильность, оперативность решений, способность рисковать, энергичность, наличие интеллектуальных способностей;

- способность к самостоятельной творческой работе с информацией;

- умение работать совместно в команде, корпоративная приверженность, доверие между членами коллектива.

Обобщая исследования основных тенденций доминирующих факторов конкурентоспособности предпринимательских структур, можно сделать вывод, что они определяются гибкостью, способностью быстро изменяться и адаптироваться посредством не только хорошо отлаженных процессов, но и креативных, ответственных, личностно зрелых людей, способных, с одной стороны, брать ответственность за изменения и решения полностью на себя, с другой - умеющих эффективно работать в команде. Инновационные процессы, происходящие в экономике, в будущем приведут к образованию двух типов предпринимательских структур: «быстрые и мертвые...» [3]. Чтобы предпринимательская структура стала «быстрой» она должна опираться на кадровый потенциал, т. к. в итоге люди управляют всеми изменениями, происходящими в предпринимательстве, и на них лежит ответственность, насколько эффективны будут эти изменения.

Западные подходы к управлению, основанные на принципах коуч-технологий, уже обеспечивают многим компаниям высокую адаптивность к быстроменяющейся внешней среде и высокий уровень конкурентоспособности, в российской управленческой практике это пока «модное увлечение», нежели новая концепция и стиль менеджмента.

Происхождение коуч-технологии связанно с двумя доминирующими тенденциями развития конкурентоспособных предпринимательских структур. Первая - технология организационных процессов, связанная со всеми аспектами управления, особенно с прогнозированием будущего экономической среды. Вторая - развитие тенденции к партнерству, диалогу или участию. В настоящее время эта тенденция все шире используется в бизнесе (социально ответственный маркетинг), организационном менеджменте (принципы и формы участия персонала в управлении), образовании (интерактивные методы обучения) и т. д. [4].

Сторонники внедрения коуч-технологий исходят из того, что производительность труда работника зависит от того, как он себя чувствует. Эмоции высшего звена менеджмента влияют на успех любой новой программы, следовательно, менеджерам компании необходимо знание эмоциональной компетентности для планирования организационных программ развития [5]. Это помогает сотрудникам на нижних уровнях осознавать, что мотивирует их на работу, а что нет. Они становятся более производительными и, как следствие, более счастливыми на работе, учатся новым способам разрешения проблем с коллегами.

Вопросы долгосрочной стратегии повышения конкурентоспособности предпринимательских структур традиционно базируются на следующих технологиях управления: менеджмент качества, SWОТ-анализ, анализ конкурентоспособности отрасли, матрица БКГ, стратегический анализ, бюджетирование и др. Однако при осуществлении мероприятий в рамках вышеперечисленных процессов, влияющих на конкурентоспособность, руководство предприятий прибегает к следующим традиционным способам их осуществления:

- внедрение через внешних консультантов;

- обучение новым технологиям отдельных ключевых специалистов и делегирования им полномочий по адаптации полученной технологии на предприятии;

- внедрение командно-административным способом.

Руководители компаний в такой ситуации неизбежно сталкиваются с рядом ограничений: сопротивление изменениям, повышение уровня стресса; недолговременный эффект от изменений из-за тесной зависимости от внешнего контролирующего фактора (руководителя или внешнего консультанта) и быстрого изменения внешней среды, а следовательно, постоянная корректировка программы развития; разрозненность действий и программ при ориентации ключевых специалистов только на те технологии, которым они обучены; недостижение целей проводимых изменений из-за отсутствия эффективных механизмов их внедрения; неправильное понимание сути изменений работниками предприятия, увеличение числа ошибок при вне-

дрении; недостаточно высокая мотивация, креативность и ответственность работников при внедрении изменений.

Со стороны работодателей есть осознание важности перемен в области управления персоналом и потребность в применении современных способов управления конкурентоспособностью предприятия, приносящих глубокий долговременный эффект. Среди отечественных наиболее известных исследователей внедрения коуч-технологий можно выделить А.С. Огнева, он выделяет следующие отличительные особенности коуч-технологий:

- содействие самореализации личности через профессию;

- преобразование личностных взаимоотношений в профессиональный диалог;

- создание ориентировочной основы для решения профессиональных задач с опорой на осмысленное использование знаний о соответствующей сфере жизнедеятельности, о природе связанных с решаемой задачей объектов и явлений;

- способствование решению профессиональных задач по осмысленным планам, допускающим внесение целесообразных корректив и опирающихся на творческое использование имеющегося и приобретаемого опыта;

- создание и развитие норм профессиональной этики на принципах гуманизма (нормы имеют характер личного долга и являются основой самооценки человеком своих действий) [6].

Таким образом, основное содержание коуч-технологий проявляется:

1) в формировании глубинной внутренней мотивации к решению поставленных задач и развитии творческого и мотивационного потенциала сотрудника путем осознания и достижения личных целей;

2) в обеспечении эффективного приобретения сотрудниками организации новых знаний, формирования и внедрения новых стратегий и программ посредством глубокого осознания личных и корпоративных потребностей и ограничений, повышения личностного потенциала и ответственности;

3) в достижении целей организации наиболее оптимальными (для организации и для сотрудника) путями и в оптимальные сроки посредством полного принятия и осознания поставленных задач;

4) в повышении эффективности, креативности и ответственности на всех этапах принятия управленческого решения, охвате всех областей деятельности и коммуникаций организации, развитии перспективного видения руководства и сотрудников и, как следствие, минимизации рисков невыполнения поставленных перед сотрудником задач;

5) в поддержке и создании корпоративной культуры организации как благоприятной среды для взаимодействий и развития;

6) в повышении амбициозности, актуальности и целесообразности целей в настоящих условиях посредством развития личностного потенциала, командного духа, повышения осмысленности своей деятельности и деятельности организации;

7) способствовании превращению коллектива работников из источника сопротивления изменениям в источник генерации и проводника эффективных изменений посредством создания и сохранения динамизма развития команды;

8) формировании долгосрочной и эффективной системы управления конкурентоспособностью организации в связи с отсутствием эффекта «амортизации» вложений, вложенных в коуч-технологии, высокой экономической отдачей от применения данного способа вне зависимости от формы деятельности компании, изменений внешней среды и других пространственно-временных факторов.

М.А. Данилова и А.С. Огнев следующим образом формулируют конкурентные преимущества «эмоционально разумной» предпринимательской структуры, достигаемые посредством внедрения и развития коуч-технологий в управленческой практике:

- создание мотивирующей и объединяющей линии поведения, которая стимулирует высокую инициативность сотрудников;

- эффективное использование потенциала работников;

- повышение производительности труда и, как следствие, возрастание конкурентоспособности;

- рост сплоченности организации, проявляющийся в увеличении быстроты и эффективности реагирования в критических ситуациях, увеличении гибкости и адаптивности к изменениям [6].

Комплексный характер реализации коуч-технологии заключается в неразрывной связи психологических и экономических подходов к обеспечению конкурентоспособности, а

именно, в достижении экономического аспекта конкурентоспособности в долгосрочной перспективе посредством применения психологического подхода в системе менеджмента организации. Полнота цикла применения технологии коучинга достигается всем спектром реализации коучинга - от определения условий необходимости и целесообразности его применения до мониторинга экономической и организационно-психологической эффективности внедрения коучинга.

Целью внедрения коуч-технологий является максимизация экономической эффективности вложений в повышение конкурентоспособности предпринимательской структуры посредством максимально эффективного использования профессионально-личностного потенциала работников и обеспечения мобильности, гибкости, интенсивного ее развития.

К основным решаемым задачам коучинга предпринимательских структур следует отнести: формирование и поддержание работоспособной команды (в т. ч. и под конкретного руководителя); увеличение лидерского потенциала руководящего состава предпринимательской структуры; создание и развитие мотивационного и креативного потенциала персонала; создание и развитие предпринимательской культуры, содействующей повышению мотивации и ответственности за результаты работы, внедрению инновационных идей посредством развития профессионального и личностного потенциала работников; адекватный личностно-профессиональным качествам подбор кадров, их адаптация, интеграция в существующую структуру; эффективное управление подразделениями предпринимательской структуры (в этом случае коучинг позволяет вести эффективный контроль за процессами даже тогда, когда квалификация менеджера по каким то причинам недостаточна); организация эффективной и комплексной системы обучения, аттестации и адаптации персонала; максимизация эффективности процесса разработки и внедрения изменений; создание мотивирующей и объединяющей линии поведения, которая стимулирует высокую инициативность

сотрудников; повышение производительности труда, ответственности работников; соответствие личных целей сотрудников целям развития предпринимательской структуры.

Коуч-технологии должны отвечать следующим принципам влияния на конкурентоспособность организации: сопротивление

изменениям, снижение уровня тревожности и фрустрации, долговременный эффект от изменений, высокая мотивация работников, креативность и ответственность работников при внедрении изменений.

Мониторинг процесса коучинга необходим для контроля и измерения результата, в частности, степени влияния коуч-технологий на уровень конкурентоспособности организации. Алгоритм внедрения коуч-технологии представлен на рис. 1.

Преимущества применения данной технологии по сравнению с традиционными способами внедрения изменений исходят из самого содержания коуч-технологий.

1. Технология коучинга обеспечивает способность организации конкурировать без привязки к определенным отраслевым параметрам деятельности, формату предприятия, достигнутым конкурентным преимуществам, т. к. предоставляет в распоряжение клиента методы и навыки, использование которых позволит в конкретной ситуации самостоятельно находить нужные, рациональные решения, оптимальные для человека и компании.

2. Технология коучинга обеспечивает долгосрочность достигаемых конкурентных преимуществ, т. к. надежно адаптирует организацию и личность к высокой конкуренции на рыке. Кроме того, уровень эффективности и креативности персонала организации является огромным ресурсом, в использовании которого еще нет жесткой конкуренции.

3. Коучинг-технология управления не только текущим уровнем конкурентоспособности организации, но и ее «перспективной конкурентоспособностью», поскольку она направлена на мобилизацию внутренних ресурсов организации, развивает необходимые способности и навыки работы с динамично изменяющейся информацией, способствует освоению передовых стратегий получения результата через высокую мотивацию к работе, распечатку креативных ресурсов и повышение ответственности за результат.

І

І

Аналитические отчеты. Информация для формирования программы корректирующих воздействий. Сбор информации о состоянии внешней и внутренней конкурентной среды предпринимательской структуры

1

Выявление направлений повышения конкурентоспособности предпринимательских структур

Рис. 1. Алгоритм внедрения коуч-технологии

4. Особенностью коучинга как ресурса организации является возможность исключения данного ресурса из списка амортизированных активов, а также в прогрессивном

росте эффективности от активного и непрерывного внедрения и развитии коуч-технологий в системе управления организацией.

5. Внедрение коуч-технологий по сравнению с другими технологиями повышения конкурентоспособности предприятия не имеет ограничений на применение во всех сферах деятельности предприятия, на любой стадии развития и может быть использовано как универсальный стиль управления предприятием.

Таким образом, коуч-технологии как способ внедрения изменений в систему управления предпринимательскими структурами значительно превосходят традиционные способы по ожидаемым результатам: организационно-психологическому и экономическому эффекту, минимальным ограничениям и диапазону временных и функциональных границ их использования. Одной из актуальных проблем практики внедрения коуч-технологий на предприятиях становится развитие потенциальной потребности в их внедрении до уровня реализованных эффективных проектов, их внедрении в систему управления через информированность и компетентность руководителей и работников по данному вопросу.

1. Иенсен Р. Современные экономические стратегии. СПб., 2004.

2. Конторович В. Новые предпринимательские структуры и восстановление экономики России. Режим доступа: www.narod.ru. Загл. с экрана.

3. Кьел А., Нордстрем. Международная конкуренция. М., 2007.

4. Рейнольдс М. Коучинг эмоциональная компетентность: направьте свои эмоции (EQ) на успех в работе. М., 2003.

5. Светов М. Интегральная эргоника. Персональный коучинг Вашего успеха и благополучия. М., 2006.

6. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. М., 2003.

Поступила в редакцию 15.07.2008 г.

Sharovatov E.N., Merkulovа E.Yu. Coach-techno-logies in competitiveness of enterprise structures. In the article basic contents of coach-technologies in the modern competitive enterprise environment are reflected. The purposes, tasks, principles and the algorithm of coach-technologies introduction are determined.

Key words: coaching, competitiveness, enterprise structures.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОДЕЙСТВИИ РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С.С. Морковина

В статье раскрывается роль государственного регулирования предпринимательской деятельности в обеспечении развития малого промышленного бизнеса. На уровне государства выявлены факторы, способствующие и тормозящие развитие малого предпринимательства.

Ключевые слова: государственное регулирование, субъекты малого предпринимательства, критерии отнесения юридических лиц к малым формам, факторы, влияющие на развитие.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации и целей, которые ставит перед собой государство. В странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование функционирования и развития малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением наме-

ченных правительственных программ. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства опираются на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.

Известно, что государство может выступать тормозом развития предпринимательства, когда имеет место неблагоприятная обстановка для осуществления предпринимательской деятельности или запрет на отдельные его виды; безразличным субъектом, ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.