Научная статья на тему 'Костромские «Зеленые» vs Костромская АЭС: хроника конфликта регионального масштаба'

Костромские «Зеленые» vs Костромская АЭС: хроника конфликта регионального масштаба Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
558
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / РЕФЕРЕНДУМ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОЛОГИЯ / ДИАЛОГ / POWER / REFERENDUM / CIVIL SOCIETY / ENVIRONMENT / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зайцев Александр Владимирович

В статье рассказывается о конфликтном противостоянии, длящемся более двадцати лет между противниками и сторонниками строительства Костромской АЭС. По мнению автора статьи, для преодоления конфликтного противостояния необходимо более активно использовать диалогическое взаимодействие между органами власти и организациями гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kostroma «greens» vs. Kostroma nuclear power plant: a chronicle of the conflict on a regional scale

The article describes the conflict confrontation that has been lasting for more than twenty years, between supporters and opponents of nuclear power plant construction in Kostroma Region. According to the author, to overcome the confrontation, to the parties in conflict must make greater use of dialogic interaction between the authorities and civil society organizations.

Текст научной работы на тему «Костромские «Зеленые» vs Костромская АЭС: хроника конфликта регионального масштаба»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 621.311.2:621.039

Зайцев Александр Владимирович

кандидат философских наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

aleksandr-kostroma@mail.ru

КОСТРОМСКИЕ «ЗЕЛЕНЫЕ» VS КОСТРОМСКАЯ АЭС: ХРОНИКА КОНФЛИКТА РЕГИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА

В статье рассказывается о конфликтном противостоянии, длящемся более двадцати лет между противниками и сторонниками строительства Костромской АЭС. По мнению автора статьи, для преодоления конфликтного противостояния необходимо более активно использовать диалогическое взаимодействие между органами власти и организациями гражданского общества.

Ключевые слова: власть, референдум, гражданское общество, экология, диалог.

Костромская АЭС: быть или не быть?

Решение о строительстве Костромской АЭС вблизи посёлка Чистые Боры Буйского района Костромской области было принято Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 722 от 1 июня 1987 года.

Первоначально здесь планировалось установить реакторы «чернобыльского типа» - РБМК-1000. Строительство АЭС было начато в 1979 году. После аварии на Чернобыльской АЭС было решено использовать при строительстве энергетического объекта в Костромской области реакторы типа ВПБЭР-600, являвшегося прототипом реакторов для атомного подводного флота. В 1987 году, при 20%-ной готовности, строительство АЭС было приостановлено.

В июне 1990 года на сессии Костромского областного Совета Народных Депутатов, принявшего во внимание негативный настрой общественного мнения к этому энергетическому объекту, было решено прекратить строительство Костромской АЭС и отменить постановление, его разрешающее. Вслед за этим со стороны Минатома началась мощная пропагандистская кампания, а со стороны Правительства РФ последовало административное давление на региональные и местные органы власти с целью принятия такого решения, которое позволило бы продолжение возведения АЭС, если не в ближайшем обозримом будущем, то, по крайней мере, в относительной исторической перспективе.

В результате в декабре 1992 году поселковым Советом Народных Депутатов поселка Чистые Боры, сессией районного Совета Буйского района и выездной сессией Малого Совета Костромского областного Совета депутатов были приняты новые, диаметрально противоположные решения, разрешавшие Минатому продолжение строительства АЭС. Характерно, что решение Малого Совета называлось «О проекте инвестиционной программы развития Костромской области при условии продолжения строительства Костромской АЭС». На основании этого решения 28 декабря 1992 года Прави-

тельство РФ своим Постановлением №1026 «Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации» включило Костромскую АЭС в список вновь строящихся и достраиваемых объектов атомной энергетики. Решение Малого Совета было принято по сути дела кулуарно, без информирования населения, без широкой общественной огласки. И, тем не менее, данный факт благодаря средствам массовой информации стал достоянием гласности, вызвав негодование у наиболее активной части регионального гражданского общества.

Институционализация протеста:

экологическое движение «Во имя жизни» и борьба за антиядерный референдум

Данная ситуация еще больше консолидировала и сплотила противников возобновления строительства атомной станции на территории Костромской области. Ранее отдельные неорганизованные и стихийные выступления экологически ориентированной публики привели к институционализации их протеста в формате новой региональной структуры гражданского общества и требования проведения областного референдума по поводу Костромской АЭС. Так в феврале 1993 года в городе Костроме было создано областное общественное экологическое движение под названием «Во имя жизни!», в состав которой вошли предприниматели, ветераны педагогического труда, военные в отставке, преподаватели вузов Костромы и другие жители Костромской области.

Члены экологического движения «Во имя жизни!» и волонтеры-добровольцы дважды собирали подписи в поддержку проведения областного референдума по вопросу строительства на территории Костромского региона атомной электростанции и каждый раз по различным мотивам получали категорический отказ со стороны областной власти, ссылавшейся при этом еще и на отсутствие соответствующего законодательства.

Почти сразу же после возникновения движения «Во имя жизни» была предпринята первая попыт-

196

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014

© Зайцев А.В., 2014

ка организации референдума. К этому времени областные законодатели, поскольку федерального закона о референдуме еще не существовало, приняли Временное Положение о референдуме в Костромской области. Экологическому движению «Во имя жизни!» удалось заручиться поддержкой более 50 тысяч жителей области. И Сессия городского Совета Костромы приняла решение провести референдум в один день с референдумом поддержки реформ и президента Б.Н. Ельцина. Однако с этимя не согласился Областной Совет, поскольку Временное Положение о референдуме предполагало создание инициативной группы, которая в обязательном порядке должна была быть зарегистрирована в областных органах власти, а уж затем заниматься сбором подписей. Поскольку этого сделано не было, сбор подписей в поддержку референдума был признан самодеятельностью, не имеющей законных оснований.

Но «зеленые» не успокоились и решили организовать новый сбор подписей с учетом требований Временного Положения о референдуме в Костромской области. Однако областные забраковали первый же протокол собрания инициативной группы. Экологи созвали новое собрание еще раз и в июне 1993 года сформировали инициативную группу по сбору подписей за проведение референдума. За три месяца было собрано 16080 подписей, в то время как для назначения референдума в то время было достаточно 10000 подписей. Вслед за этим в Областной Совет народных депутатов были представлены соответствующие документы. Однако события октября 1993 года привели к ликвидации этого представительного органа власти. На заключительной сессии Областной Совет успел принять лишь решение о проведении референдума, оставив неразработанным сам механизм проведения. В дальнейшем Совет самораспустился, а подписные листы с требованием о проведении референдума были переданы в администрацию области, которая сдала их в архив.

Возмущенные этим участники движения «Во имя жизни» обратилось с жалобой в Прокуратуру области, затем подали иск в Свердловский районный суд города Костромы, однако суд отказался принять это дело к своему рассмотрению. После этого был подан иск в областной Арбитражный суд, который не стал рассматривать дело «за неподведомственностью суда». Тогда «зеленые» обратились в Верховный суд, но и там не получили поддержки на проведение своего референдума.

Областной референдум: попытка № 3

Закон Костромской области «О проведении референдумов на территории Костромской области» был принят 7 сентября 1995 года Костромской областной Думой, а 10 октября этого же года был принят и Федеральный Закон «О референдумах

Российской Федерации», который устанавливал общие правила проведения всероссийских референдумов. Согласно части 3 статьи 3 Конституции РФ, референдум является высшим и непосредственным выражением власти народа. Поэтому сразу же после принятия федерального и областного законодательства, регулирующего порядок организации и проведения референдума на областном уровне, у костромских «зеленых» появилась легитимная правовая основа для организации и проведения референдума по вопросу размещения на территории области атомной станции.

По инициативе экологического движения «Во имя жизни» 25 ноября 1995 года в Костроме, в соответствии с требованиями закона, прошло собрание жителей области. На этом собрании была сформирована инициативная группа граждан для организации и осуществления сбора подписей в поддержку проведения областного антиядерного референдума. Вслед за этим 5 декабря документы для регистрации инициативной группы были переданы в Костромскую областную думу, а 30 декабря ее члены получили соответствующие удостоверения, дающие им право сбора подписей. Так стартовала «третья попытка» заставить региональную власть и федеральных чиновников из Минатома считаться с мнением гражданского общества при размещении и строительстве на территории Костромской области экологически опасного энергетического объекта.

«Мы собирали подписи в Костроме и на территории области, куда специально выезжали. Ходили по квартирам, общественным местам - в основном там, где люди бывают с паспортами: на железнодорожных и автовокзалах, в сберкассах, детсадах, поликлиниках, больницах, учебных заведениях и даже в воинских частях (правда, здесь удалось добиться успеха лишь благодаря личным контактам). Облегчило нашу задачу то, что эта кампания проводилась зимой, когда почти никто не уезжает на дачи или в отпуска», - вспоминает сопредседатель экологического движения «Во имя жизни!» Т.И. Добрецова [2, с. 31].

В конечном итоге, за два дня до окончания отведенного законом срока для сбора подписей в поддержку референдума, они были сданы в избирательную комиссию области. При проверке подписных листов 832 подписи были забракованы, а 36264 подписи были признаны действительными, что составило 6% избирателей при необходимом минимуме в 5% [2, с. 31]. По итогам проверки подписных листов Костромская областная дума назначила дату референдума на 8 декабря 1996 года, на день выборов главы администрации Костромской области (губернатора), депутатов областной думы, а также в ряде районов - глав и депутатов органов местного самоуправления.

Вслед за этим «зеленые» приступили к агитации и пропаганде своей позиции, суть которой зак-

лючалась в том, что при проектировании ядерного объекта не было принято во внимание, что через площадку Костромской АЭС проходил активный «Угличский разлом». Этим нарушалось Постановление Госатомнадзора .№16 от 30 декабря 1987 года, по которому не допускалось строительство и размещение «площадки АЭС непосредственно на тектонических активных разломах». Кроме этого, в соответствии с правилами размещения АЭС, станция должна была быть удалена от зон отдыха и курортов на 25 км. В случае же с Костромской АЭС зоны массового отдыха и источники минеральной воды находились всего в 7 км от станции. Кроме этого участники движения «Во имя жизни» акцентировали внимание на необходимости развития альтернативных источников электроэнергии, более экологичных и менее затратных, в том числе при утилизации радиоактивных отходов и консервации отработавших свой срок АЭС. «Зелёные» активно опровергали утверждения энергетиков и региональной власти о том, что строительство АЭС будет способствовать социально-экономическому развитию Костромской области. При этом они предлагали восстанавливать и развивать традиционные для области отрасли промышленности: добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственное производство и текстильную промышленность.

Представители движения выражали также сомнение в квалификации строителей, многие из которых при приеме на работу не имели строительных специальностей. На этом основании противники возведения АЭС предполагали, что низкое качество строительных работ повысит потенциальную опасность возникновения аварии. Это лишь краткий перечень из наиболее существенных аргументов, которые в качестве контрдоводов приводили в ходе агитационной компании представители гражданского общества.

Важной частью кампании стал автобусный тур. На ярко оформленном автобусе «Гринписа» агитаторы объехали почти всю Костромскую область, десятки раз выступали перед жителями городов и сел по маршруту следования. Движение «Во имя жизни» напечатало 50 тысяч листовок, которые расклеивались у остановок общественного транспорта, раздавались населению. В них рассказывалось об опасностях атомной энергетики, о проблемах, связанных с радиоактивными отходами, о планах Минатома по строительству АЭС в России, о позиции тогдашнего главы администрации Костромской области В.П. Арбузова, выступавшего за строительство АЭС. Эти листовки и поддержка строительства станции сыграли для В.П. Арбузова роковую роль, который потерпел поражение на этих выборах.

Надо сказать, что Концерн Росэнергоатом тоже вел агитационную кампанию и выделил на ее проведение немалые денежные средства, том числе для

выступлений своих представителей на местном телевидении и для публикации в областных печатных СМИ материалов, пропагандирующих достижения атомной энергетики. Вместе с представителями атомного лобби администрация области создала свою агитационную группу, которая работала в городах и районах области.

И, тем не менее, на вопрос, вынесенный на областной референдум - «Согласны ли Вы с размещением и строительством атомной станции на территории Костромской области?» - 87,43 % избирателей, принявших участие голосовании, или почти 300 тысяч человек, дали отрицательный ответ. И только лишь 11% проголосовали за строительство Костромской АЭС. По закону, принятое на референдуме решение являлось обязательным для выполнения всеми ветвями власти, должностными лицами и гражданами. Результат референдума обладал легитимной силой и мог быть изменён только принятием иного решения на другом региональном или общероссийском референдуме. Однако дальнейшие события развивались совсем в ином русле...

Как областной суд отменил областной референдум

Победа экологов на референдуме в Костроме вызвала восторг у их сторонников в других регионах России, и не на шутку обеспокоила Минатом и федеральную власть. Созданный прецедент мог получить логическое продолжение и в других субъектах Российской Федерации, «его результаты создавали опасность для атомных государственных ведомств, поскольку общественные экологические организации во многих регионах России стали выходить с инициативой о проведении аналогичных референдумов в своих регионах» [1] .

После проведения референдума основным требованием движения «Во имя жизни» стало перепрофилирование стройплощадки Костромской АЭС. Однако, вопреки этому, было принято решение о ее консервации, а дирекция строящейся Костромской АЭС в условиях полного отсутствия каких бы то ни было строительных работ, продолжила свое функционирование за счет средств федерального бюджета. Экологи требовали исполнения решения референдума, но от них только отмахивались и тянули время, подыскивая правовые основания для того, чтобы, формально оставаясь в рамках закона, делегитимизировать волю населения региона.

Процедура официальной отмены референдума в Костромской области началась с того, что летом 1998 года, то есть через полтора года после проведения антиатомного референдума, в Костромской областной суд была подана жалоба от нескольких граждан, проживающих в поселке Чистые Боры и городе Буй (где планировалось разместить АЭС),

о нарушении их прав и свобод в связи с проведением референдума по вопросу строительства Костромской АЭС. Правовым основанием этой жалобы послужило Заключение Аналитического центра по правовой политике Президента РФ, подписанное заместителем директора Института государства и права Российской академии наук, профессором И.А. Иконицкой. В этом документе делался вывод о незаконности как Постановления Костромской областной Думы от 25 апреля 1996 года, назначившего дату проведения референдума, так и самих результатов референдума [1].

К тому же, как это позднее выяснилось, в этой кампании активно участвовал А.Г. Пузановский, депутат-одномандатник, избранный в Государственную Думу РФ от Костромской области, то есть, фактически теми же самыми избирателями, которые на областном плебисците высказались против размещения АЭС в своем регионе. Занимая в Госдуме должность заместителя председателя Комитета Думы по экономике, он еще и работал по совместительству в Ядерном центре города Обнинска Калужской области. Сначала он написал письмо к главе администрации Президента, в котором предложил изъять часть Буйского района из Костромской области и издать указ о возобновлении строительства АЭС. Но поскольку Б.Н. Ельцин на такое нарушение закона не пошел, то А.Г. Пузановский направил свое обращение в Институт государства и права и в правовой отдел при Президенте РФ с просьбой о проверке законности проведения референдума. Таким образом, было получено юридически обоснованное заключение о, якобы, незаконности и неправомочности референдума в Костромской области. Ну а для запуска судебной процедуры его официальной отмены были использованы несколько жителей поселка Чистые Боры Буйского района Костромской области, которые после прекращения строительства АЭС не имели постоянной работы и, соответственно, источника дохода. Именно они обратились в областной суд с заявлением о нарушении их прав в связи с результатами референдума.

Их заявление областным судом было принято к производству, несмотря на то, что истцами был пропущен срок обжалования в течение трех месяцев со дня выхода обжалуемого постановления. В своем заявлении в суд истцы ссылались на Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», принятый 19 сентября 1997 года, в соответствии с которым на местный (областной) референдум уже не могли быть вынесены вопросы, относящиеся к компетенции федеральных органов власти или находящиеся РФ или в совместном ведении РФ и субъекта федерации. Данного закона на момент организации и проведения референдума в Костромской области еще не существо-

вало. Но суд фактически применил его требования при рассмотрении вопроса о законности проведенного референдума.

В поддержку законности референдума выступили не только представители областного экологического движения «Во имя жизни», но, также принимавшие участие в этом судебном процессе начальник правового управления областной думы А.И. Мячин и заместитель прокурора области Ю.И. Шестанов. Однако 25 января 1999 года судья Костромского областного суда В.В. Царёва приняла решение об удовлетворении жалобы и признании референдума незаконным.

Кассационные жалобы на это решение в Верховный Суд подали не только организаторы референдума в лице экодвижения «Во имя жизни», но также администрация, дума и прокуратура Костромской области. Однако 26 апреля 1999 года (в день памяти жертв Чернобыля) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ вынесла определение, в котором оставила решение Костромского областного суда об отмене референдума без изменения.

Костромской АЭС быть?

В 2000 году Костромская областная дума наложила вето на строительство АЭС. Но в 2006 году губернатор Костромской области В.А. Шершунов обратился в концерн «Росэнергоатом» с просьбой возобновить строительство АЭС. А уже 1 марта 2007 года без какого либо общественного обсуждения Костромская областная Дума, вопреки прежней позиции, своим решением №1574 отменила собственное Постановление №2 983 от 20 июля 2000 г., которым были отменены решения Костромской областной Думы от 19 июля 1994 г. №23 «О сооружении Костромской АЭС на базе блока нового поколения ВПБЭР-6000».

Естественно, что костромские экологи продолжили свою борьбу против возможного размещения АЭС на территории Костромской области. Они неоднократно проводили акции протеста, собирали подписи в поддержку своей прежней позиции, пикетировали областную думу, раздавали листовки и буклеты. Несмотря на то, что у довольно значительной части населения за время, прошедшее с момента проведения антиядерного референдума в 1996 году, отношение к ядерной энергетике и возможности построения Костромской АЭС изменилось, костромские экологи установили горизонтальные связи со своими коллегами из других регионов, заручившись их поддержкой и солидарностью.

Так, к примеру, 20 декабря 2012 года в Костроме прошло межрегиональное «Гражданское совещание: Нужна ли АЭС Костромской и Ярославской областям?» Поводом для проведения этого публичного мероприятия стало официальное письмо директора Костромского областного департамента

ТЭК и ЖКХ М. Красильщика с сообщением о том, что ОАО «Концерн Росэнергоатом» принял решение «разместить два блока Центральной АЭС в Костромской и вторые два блока в Ярославской области». Участие в гражданском совещании приняли не только экологи и ученые из Костромы, но и их коллеги из Ярославля, Санкт-Петербурга и из других регионов России. В отличие от представителей гражданского общества, там не было представителей от властных структур Костромской области, её администрации и департамента ТЭК и ЖКХ, а также депутатов областной думы. Вместо участия в публичном диалоге с обществом, региональная власть распространила информацию о том, что «никакой подготовительной работы для начала строительства атомной станции в Костромской области в настоящее время не ведется» [4].

И, тем не менее, опасения костромских экологов оказались не беспочвенны. 11 ноября 2013 года премьер-министр правительства РФ Д.А. Медведев пописал распоряжение №2 2084-р «О схеме территориального планирования Российской Федерации в области энергетики» [4]. В соответствии с этим документом к 2030 году в Буйском районе Костромской области, правда, уже в другом, чем ранее планировалось, будет построена Центральная АЭС. На ней будут установлены два атомных реактора ВВЭР-1200 мощностью по 1150 мегаватт каждый. При этом электроэнергия, произведенная на АЭС, пойдет не на нужды уже в настоящее время энергетически избыточной Костромской области, а как, указано в документе, в Московский регион [4].

В настоящее время экологические проблемы не рассматриваются государственными структурами как первостепенные, приоритет отдаётся экономическому развитию. Это обстоятельство создает особые конфликтные зоны, чреватые к эскалации противостояния не только между экологами и властью, не склонной вступать в партнерский диалог с критиками и оппонентами своих действий. В сферу

потенциального конфликта, связанного с принятым в правительстве решением о возведении Центральной АЭС на территории Костромской области, могут быть втянуты разнородные социально-политические силы, способные консолидироваться на основе совместного противодействия и противостояния власти. Данная интенция, существуя латентно, должна быть учтена областной властью при определении стратегии и тактики взаимодействия с гражданским обществом в сфере региональной публичной политики.

Библиографический список

1. Гречушкина Е.А., Хмелёва Е.Н. Дело о первом экологическом референдуме // Бюллетень правовой практики по защите общественных экологических интересов. - 1999. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecojuris.fatal.ru/ RPUBLIC/B3/b3_3.htm. (дата обращения 27.11.2013).

2. Добрецова Т. Народ и власть, закон и референдум // Альманах «Участие» (Социальная экология регионов России). - Вып. 1. - М., 1999. -С. 30-34 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ms-stat.ru/stat/502P0M_2007_129-147_5.pdf. (дата обращения 27.11.2013).

3. Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики. Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2013 г. № 2084-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/ files/41d4a33bd567e72145d3 .pdf (дата обращения 27.11.2013).

4. 20 декабря 2012 г. в Костроме прошло межрегиональное «Гражданское совещание: Нужна ли АЭС Костромской и Ярославской областям?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// vk.com/doc22133016_142545942?hash= 9f7a294e372ce9abc5&dl=28aabb49a7217e1962 (дата обращения 27.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.