УДК 257(09)(471.317)
Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт (Кашин),
кандидат богословия, заведующий кафедрой Богословских дисциплин КоДС
«КОСТРОМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»: ОТ А ДО Я...
В настоящей статье представлен обзор книги «Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия». Это первая и не имеющая аналогов в отечественной исторической науке энциклопедия охватывает 270-летний путь одного из старейших высших учебных заведений России — Костромской духовной семинарии.
Энциклопедия состоит из двух частей. В первой части представлен подробный очерк по истории семинарии, который разделен на несколько временных отрезков. Вторая часть представляет собой полный список воспитанников Костромской духовной семинарии. Книга имеет общенациональное значение, поскольку многие воспитанники и преподаватели Костромской духовной семинарии прославили свое Отечество в разных регионах, странах и сферах деятельности. Книга является безусловным и ценным вкладом в историческую науку.
Ключевые слова: историческая энциклопедия, Костромская духовная семинария.
Цитирование: Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. «Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия: от А до Я» // Ипатьевский вестник. - 2020. - №1. - С. 141-147.
«Костромская духовная семинария смело и с сознанием исполненного долга может оглянуться на своё прошлое».
Из приветствия Костромской семинарии по случаю её 150-летия от группы выпускников, служивших в Петербурге (1897 г.)
Книга «Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия» подготовлена к 270-летию нашей духовной школы. За время существования семинарии из её стен вышло немало видных деятелей
Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт (Кашин)
Русской Православной Церкви: митрополитов, архиепископов, епископов, ректоров духовных академий и семинарий, богословов, церковных историков, просветителей, миссионеров, множество рядовых служителей Церкви -городских и сельских священников.
В числе выпускников семинарии большое количество деятелей науки и культуры, медиков, юристов, педагогов. Все эти люди есть часть истории не только для семинарии и Костромского края, но и для всего нашего Отечества.
Создание этого фундаментального труда по истории Костромской духовной семинарии решило во всех смыслах историческую научную задачу по комплексному исследованию Костромской семинарии. «Историческая энциклопедия» отличается достоинствами, как исторического исследования, таки литературного повествования. На её страницах перед читателем открывается окно в прошлое губернского города на Волге. Вместе с педагогами и учениками духовной школы мы переживаем исторические события, ощущаем радость праздников и трудности повседневного существования.
При этом авторы не склонны к неоправданной идеализации минувших дней, иногда встречающейся в церковно-исторических работах. Мы узнаем не только об официальной, «парадной» стороне жизни семинарии, но и о проблемах, с которыми приходилось сталкиваться учащим и учащимся, о сложном пути российской системы духовного образования в целом.
Энциклопедия состоит из основных двух частей и нескольких дополнений.
В первой части представлен подробный очерк по истории семинарии, который разделен на несколько временных отрезков: 1) Рождение семинарии. Семинария в Ипатьевском монастыре (1747-1750 гг.); 2) Семинария в Си-меоновском Богородицко-Феодоровском монастыре(1754 - 1760 гг.); 3) Семинария на Запрудне (1760 - 1814 гг.); 4) Семинария в Богоявленском монастыре (1814 - 1847 гг.); 5) Семинария в соборном доме (1847 - 1868 гг.); 6) Семинария на Верхней Набережной(1868 - 1918 гг.); 7) Семинария после семинарии (1918-1990); 8) Возрождение Семинарии(1990 - 2017 гг.).
Однако, указанная периодизация не отражает всей структуры исторической части энциклопедии. Помимо строго хронологического исследования, вниманию читателя представлены тематические обзоры: 1) Костромская семинария и Отечественная война 1812 года; 2) Костромская семинария в общественной, культурной и религиозной жизни Костромы и губернии; 3) Жизнь и быт семинаристов в XIX - начале XX вв; 4) 1897 год: 150-летие Костромской семинарии; 5) Воспитанники Костромской семинарии - участники революционного движения; 6) Семинария в годы Первой русской революции (1905-1907 гг.); 7) Семинария в годы Первой мировой войны; 8) Семинария в 1917-1918 годах и закрытие семинарии и т.д.
Вторая часть книги представляет собой полный список воспитанников Костромской духовной семинарии. За всю 270-летнюю историю из стен се-
минарии вышло немало известных людей, обилие которых не может не поражать. Очевидно, что история семинарии не может быть полной без истории ее выпускников.
До настоящего времени существовал лишь один список выпускников Костромской духовной семинарии за период 1816-1897 гг., составленный к 150-летнему юбилею семинарии и опубликованный в «Костромских епархиальных ведомостях» в 1897-98 гг. Кроме того, разрядные списки учеников семинарии с 1886 г. ежегодно печатались в «Костромских епархиальных ведомостях». Во всех названных списках указывались только фамилии и имена учеников, классы и разряды успеваемости.
«Список воспитанников Костромской духовной семинарии», публикуемый в «Исторической энциклопедии» охватывает период выпуска учеников с 1762 г. до 1918 г. включительно. Большинству учеников определено отчество, годы жизни, место рождения, места службы. Имена и отчества указаны в светском написании. Точные даты рождения и смерти даны по старому стилю до 1918 г. В большинстве случаев годы рождения вычислены, исходя из возраста в определенный год жизни по архивным документам. Список составлен в хронологическом порядке, разбит на шесть частей по периодам:
I) 1762-1815 гг. - перечень учеников семинарии собран впервые, в основном, из первоисточников: ревизских сказок причтов церквей 1795 г., 1815 г. и документов Костромской духовной семинарии, хранящихся в Государственном архиве Костромской области (ГАКО). Список первоначально был опубликован в краеведческом альманахе «Костромская земля» в 2014 г., позднее дополнен и уточнен. До преобразования семинарии в декабре 1814 г. семинаристами назывались все ее воспитанники,в том числе и ученики начальных классов: грамматики, синтаксимы и поэзии, являющиеся, практически, слушателями уровня духовного училища. Такие ученики в данный список не включены, за исключение мратников-семинаристов 1812 года. С 1815 г. классы в Костромской семинарии именовались: риторики, философии, богословия, где обучались по два года. Эти названия классов отражены и в Списке. Данный период определен, как ранее не исследованный.
II) 1816-1833 гг. - подробная информация об учениках также собрана из первоисточников: ревизских сказок причтов семинарии, именных списков учеников семинарии и духовных училищ, документов духовных правлений. С этого периода в семинарии было три отделения: низшее, среднее и высшее, выпуск осуществлялся также через каждые два года из высшего отделения. Период, когда сведения об учениках отражены в ревизских сказках церквей.
III) 1834-1850 гг. - информация об учениках основана на ревизских сказках церквей 1834 г., а в основном, на списках учеников семинарии и духовных училищ. О службе бывших семинаристов в светских учреждениях удалось узнать из «Костромских губернских ведомостей», из архивных документов Костромской палаты государственных имуществ. Период до 1850 г.
знаменателен тем, что к этому году многие родители учеников духовных училищ и семинарии из сельской местности стали указывать свои фамилии, которые они получили, будучи ранее сами учениками. За счет именных списков учеников 1848-1850 гг. восстановлены многие фамилии священно-церков-нослужителей, бывших учеников предыдущих периодов, значащихся в ревизских сказках бесфамильными. К сожалению, фамилии некоторых учеников первых трёх периодов установить пока не удалось.
IV) 1851-1870 гг. - информация об учениках взята, проанализирована и упорядочена на основе именных списков учеников семинарии и духовных училищ. Использованы также сведения из «Алфавитного списка церквей Костромской Епархии с показанием имен и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо», 1871 г. В отличие от предыдущих годов, с 1860 г. выпускников семинарии определяли сначала на должность причетника или послушником в монастырь. Использованы автографы священно-церковнослужителей Костромской епархии в отчетах причтов 1863 г. Период ограничен 1870-м годом, на который есть подтверждающие Алфавитные списки церквей и священнослужителей 1871 г.
V) 1871-1900 гг. - использованы сведения из клировых ведомостей церквей. Также использованы: «Алфавитный список церквей Костромской епархии с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо»,1879 г., а также «Штаты приходских церквей
Костромской епархии, с указанием положенного при них состава при-чтов и изложением руководственных правил по введению сих штатов в действие», 1890 г. и «Расписание штатного состава причтов при соборных церквах уездных и заштатных городов Костромской епархии 1891 года». Информация уточнена по комплектным сказкам церквей 1886 года. Период подтверждается Алфавитным списком церквей 1879 г., штатами церквей 1890 г. и ограничен 1900 г.
VI) 1901-1918 гг. - использованы клировые и духовные ведомости церквей. Для 1910-18 гг. использована опись ГАКО: 1 вн. - фонда Ф. 130 «Список учеников семинарии».Также применены материалы изданий: «Костромское ополчение в Великой войне 1914-1918 годов» А. И. Григоро-ва, «Книга памяти жертв политических репрессий Костромской области» и документы ГАКО «Списки лиц, лишенных избирательных прав». Период начала ХХ века.
Настоящий список состоит из около 9000 персон, из которых 5300 человек - выпускники Костромской духовной семинарии. Более 200 выпускников окончили духовные академии, более 300 - стали протоиереями, около 40 - приняли монашеский постриг. В Архангельской, Владимирской, Вологодской, Киевской, Костромской, Псковской, Тамбовской и Ярославской епархии, а также в Грузии, Одессе, Санкт-Петербурге, Югославии служили костромские воспитанники - архимандриты.
Из стен семинарии вышли будущие в разное время архиепископы и епископы епархий: Астраханской, Варшавской, Владимирской, Волынской, Вятской, Грузинской, Екатеринославской, Иркутской, Казанской, Ка-
лужской, Киевской, Кишиневской, Костромской, Московской, Одесской, Пензенской, Подольской, Самарской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Симбирской, Таврической, Тамбовской, Томской и в Сан-Франциско - всего в 26 епархиях.
Выпускники Костромской духовной семинарии также в разное время были ректорами 22-х духовных семинарий: Архангельской, Вифанской, Владимирской, Вологодской, Вятской, Казанской, Кишиневской, Костромской, Могилевской, Московской, Нижегородской, Орловской, Псковской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской, Тифлисской, Тульской, Херсонской, Черниговской, Ярославской. Семинария воспитала и трех ректоров Московской духовной академии.
Большинство воспитанников были преподавателями от церковно-при-ходских школ до духовных училищ, семинарий, академий. Некоторые воспитанники Костромской семинарии становились чиновниками в различных учреждениях светского ведомства. Около 50 человек семинаристов записаны в дворянство. Много учеников семинарии стали врачами. Например, только к 1834 году около 40 человек окончили медико-хирургическую академию. Одновременно с ними 11 человек окончили Санкт-Петербургский главный педагогический институт, 16 человек - Московский университет.
В конце XIX в. популярными для семинаристов высшими учебными заведениями стали Томский университет (20 человек) и ветеринарные институты (20 человек). В период конец XIX - начало ХХ вв. семинаристы продолжали свое образование в Московском университете - 45 человек, в ветеринарных институтах - 48, в Томском университете - 22, в коммерческих институтах -19, в Казанском университете - 16, в Юрьевском университете - 15, в Варшавском университете - 14.
Выпускники Костромской духовной семинарии обучались также в Петербургском и Киевском университетах, Ярославском Демидовском лицее, Петровско-Разумовской академии, в политехнических, сельскохозяйственном, психо-неврологических институтах, в военных, мореходном, техническом училищах.
С конца XIX века множество современных профессий принимали потомки Костромского духовенства - семинаристы, которые стали педагогами, врачами, ветеринарными врачами, телеграфистами, специалистами железнодорожного ведомства, лесничими, судьями, полицейскими, артистами, музыковедами, квалифицированными чиновниками различных ведомств. В ХХ веке многие ученики семинарии и духовных училищ стали воинами. В 1917 г. из стен Костромского, Галичского, Солигаличского, Кинешемского и Мака-рьевского духовных училищ вышли из разных классов более 440 молодых людей. Большинство из них продолжили учение в советских школах, стали участниками Великой Отечественной войны.
«Список воспитанников Костромской духовной семинарии» поможет исследователям разобраться и прийти к истине в нахождении родоначальника того или иного рода. По списку можно определить первое упоминание знакомой и родной фамилии. Но в записи об отце можно встретить иную фамилию
или отсутствие таковой. Это типичная ситуация для православного духовенства конца XVIII и до середины XIX вв., когда фамилии сельских священнослужителей в документах, в том числе и в ревизских сказках, указывались редко. О них вспомнили только с 1846 года, когда вышел указ о том, что детям духовенства обязательно давать фамилии их отцов. К тому времени практически все священно-церковнослужители имели образование, которое получили в духовных учебных заведениях. Обучаясь, они имели прозвания, которые позднее укоренились в фамилии. В подтверждение своих фамилий их носители имели документ: свидетельство или аттестат об образовании. К 1851-1852 гг. произошло много смен фамилий на отцовские, как у учеников училищ и семинарии, так и у государственных чиновников. Для многих учеников 1850/1851 уч. г. не определены места их дальнейшей службы. Возможно, они сменили фамилии, или выбыли в светское звание.
Как видно из Списка, прозвания первым ученикам семинарии давались, в основном, с окончанием: -ов, -ев. Позднее большинство фамилий стало оканчиваться на -ский. Многочисленные списки учеников предполагали их обозначение для учета и для занятий в классах, то есть их отзыв, или прозвание. Прозвание, в основном, определяло место, откуда прибыл ученик, то есть подразумевался ответ на вопрос: «Откуда ты, чейты?» И понятно было, что «Холмовский» - из с. Холм, а «Ризположенский» - прозван по названию церкви, где служил отец. Также вследствие того, что начиная с духовных училищ и в семинарии воспитанники изучали латинский и греческий языки, историю церкви, они давали прозвания своим детям с использованием иностранных слов и прибавляя окончание на -ский. Часто фамилии носили оригинальный характер. В Костромской семинарии прозвания своим сыновьям устанавливали родители, как правило, указывая их в прошении о приеме сына в духовное училище.
Кроме того, к чисто Костромским фамилиям духовенства прибавлялись фамилии священно-церковнослужителей, прибывших в Костромскую епархию из других епархий, дети которых впоследствии обучались в Костромских духовных учебных заведениях.
Дополнительные материалы представлены: списком святых покровителей Костромской духовной семинарии, списками выпускников возрожденной семинарии с 1999 года, подробной таблицей дипломных работ выпускников КоДС (2005-2018), подборкой групповых снимков выпускников (1894-2018), поколенной росписью Василевских, списком ректоров семинарии (17472017) и мн. др.
В настоящее время продолжается работа над сбором материалов. Мы будем благодарны всем, кто примет участие в нашем общем деле. Несомненно, каждого, взявшего в руки Энциклопедию ожидает интересная и полезная встреча со славной историей нашей alma mater - Костромской духовной семинарии.
Metropolitan of Kostroma and Nerekhta Ferapont (Kashin), Candidate of Theology, Head of the Department of Theological Disciplines of the the Kostroma Theological seminary
«KOSTROM SPIRITUAL SEMINAR. HISTORICAL ENCYCLOPEDIA»:
FROM A TO Z ...
This article represents characteristics of the book «Kostroma Theological Seminary. Historical Encyclopedia». This is the first encyclopedia that has no analogues in Russian historical science and encompasses the 270-year-old path of one of the oldest higher educational institutions in Russia - the Kostroma Theological Seminary.
Encyclopedia consists of two parts. The first part represents a detailed essay on the history of the seminary, which is divided into several time periods. The second part is a complete list of students from the Kostroma Theological Seminary. The book is of national importance, since many students and teachers of the Kostroma Theological Seminary glorified their Fatherland in different regions, countries and areas of activity. The book is an unconditional and valuable contribution to historical science.
Key words: historical encyclopedia, Kostroma Theological Seminary. Citation: Ferapont (Kashin), Met. Kostroma and Nerekhta. "Kostroma Theological Seminary. Historical Encyclopedia: A to Z "// Ipatievsky vestnik. - 2020. -№ 1. - P. 141-147.