Научная статья на тему 'КОСМОС В СОВЕТСКОМ ПЛАКАТЕ: ОПЫТ АРХЕТИПИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

КОСМОС В СОВЕТСКОМ ПЛАКАТЕ: ОПЫТ АРХЕТИПИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
512
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОС / СОВЕТСКИЙ ПЛАКАТ / ХУДОЖНИК / ИДЕОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМВОЛ / АРХЕТИП

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рамазанова Лариса Асгатовна

Плакат наряду с такими видами изобразительного искусства, как кинематограф и фотография является носителем информации о социальных процессах. Советский агитационный плакат чаще всего создавался как яркий эмоциональный отклик на важнейшие события и исторические этапы нашей страны. Возникновение и восприятие художественных образов являлись процессами сознательного и неосознанного осмысления действительности. Последний обусловлен инстинктами (потребностями), символами и архетипами коллективного бессознательного, в свою очередь способными доминировать над сознанием. Архетипический анализ указывает на обращение изображений к витальным инстинктам (потребностям) зрителей. Советские плакаты, освещавшие летопись покорения космического пространства, находились в возвышенно-восторженном спектре эмоционального накала, опирались на потребности социального и духовного порядка. Впервые в истории этого вида искусства космические плакаты отличались неординарной «неземной» новизной и лояльно воспринимались массами. Первенство СССР в освоении околоземного пространства позволило агитационному плакату второй половины 1950-1970-х гг. сохранить общественно-политическую значимость в формировании моральных авторитетов, решении государственных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE IN THE SOVIET POSTER: EXPERIENCE IN ARCHETYPICAL ANALYSIS

The poster, along with such types of fine arts as cinematography and photography, is an information carrier about social processes. The soviet propaganda poster was most often created as a vivid emotional response to the most important events and historical stages of our country. The creation and perception of artistic images were processes of conscious and unconscious comprehension of reality. The unconscious comprehension of reality is conditioned by instincts (needs), symbols and archetypes of the collective unconscious, which are capable of dominating consciousness. Archetypical analysis indicates the appeal of images to the vital instincts (needs) of the audience. Soviet posters, covering the chronicle of the conquest of outer space, were in a sublimely enthusiastic spectrum of emotional intensity and based on the needs of a social and spiritual order. For the first time in the history of this art form, space posters were distinguished by their extraordinary “unearthly” novelty and were loyally accepted by the masses. The superiority of the USSR in the development of near-earth space allowed the soviet poster of the second half of the 1950-1970s to preserve social and political significance in the formation of moral authorities, solving state problems.

Текст научной работы на тему «КОСМОС В СОВЕТСКОМ ПЛАКАТЕ: ОПЫТ АРХЕТИПИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

УДК 316.75;7.01

DOI: 10.15350/26191490.2021.1.15

Л. А. Рамазанова

КОСМОС В СОВЕТСКОМ ПЛАКАТЕ: ОПЫТ АРХЕТИПИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Плакат наряду с такими видами изобразительного искусства, как кинематограф и фотография является носителем информации о социальных процессах. Советский агитационный плакат чаще всего создавался как яркий эмоциональный отклик на важнейшие события и исторические этапы нашей страны. Возникновение и восприятие художественных образов являлись процессами сознательного и неосознанного осмысления действительности. Последний обусловлен инстинктами (потребностями), символами и архетипами коллективного бессознательного, в свою очередь способными доминировать над сознанием. Архетипический анализ указывает на обращение изображений к витальным инстинктам (потребностям) зрителей. Советские плакаты, освещавшие летопись покорения космического пространства, находились в возвышенно-восторженном спектре эмоционального накала, опирались на потребности социального и духовного порядка. Впервые в истории этого вида искусства космические плакаты отличались неординарной «неземной» новизной и лояльно воспринимались массами. Первенство СССР в освоении околоземного пространства позволило агитационному плакату второй половины 1950-1970-х гг. сохранить общественно-политическую значимость в формировании моральных авторитетов, решении государственных задач.

Ключевые слова: космос, советский плакат, художник, идеология, общественное сознание, государственный символ, архетип.

Шестьдесят лет назад, 12 апреля 1961 г., земной шар обогнула молния ТАСС с экстренным сообщением о первом полете человека - гражданина Союза Советских Социалистических Республик, летчика, майора Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Тема КОСМОСА стремительно вошла в культурную жизнь нескольких поколений советских людей, стала широко интерпретироваться художественными средствами выразительности от оформления детских дворовых городков до монументальных стел. Как топливо для ракеты, энергия народного энтузиазма служила делу претворения в жизнь решений партийных съездов. Искусство агитационного плаката творчески преобразовало космический импульс для земных нужд страны, культивирования идеального образа советского гражданина. Лозунги были сформулированы риторикой ЦК КПСС.

Из обращения Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и правительства Советского Союза, опубликованного в газете «Комсомольская правда» № 88 (11028) от 13 апреля 1961 г.: «Советский Союз первым запустил межконтинентальную баллистическую ракету, первым послал искусственный спутник Земли, первым направил космический корабль на Луну, создал первый искусственный спутник Солнца, осуществил полет космического корабля в направлении к планете Венера. Один за другим советские корабли-спутники с живыми существами на борту совершали полеты в космос и возвращались на Землю.

Венцом наших побед в освоении космоса явился триумфальный полет советского человека на космическом корабле вокруг Земли.

Честь и слава рабочему классу, советскому крестьянству, советской интеллигенции, всему советскому народу!

Честь и слава советским ученым, инженерам и техникам - создателям космического корабля!

Честь и слава первому космонавту - товарищу Гагарину Юрию Алексеевичу - пионеру освоения космоса!..

Славная победа нашей Родины вдохновляет всех советских людей на новые подвиги в строительстве коммунизма!

Вперед, к новым победам во имя мира, прогресса и счастья человечества!».

Еще до полета «космонавта номер один» в 1957-1960 гг. именитыми художниками были созданы плакаты: В. П. Викторов «Слава Советской науке!» (1957), И. М. Тоидзе «Во имя мира» (1959), В. С. Иванов «Десятая планета - символ победы коммунизма!» (1959), В. П. Викторов «Творческие силы социализма беспредельны!»

(1959), К. К. Иванов «Человеку путь открыт!»

(1960), В. П. Воликов «Товарищи! Советская Земля отныне стала берегом Вселенной!» (1960), Л. Голованов «Покорим космос!» (1960) [Трамвай искусств, 2021]. В целом, теме покорения безвоздушной стихии были посвящены около 50 работ полутора десятка художников. В творчестве авторов не случайно присутствовала государственная символика.

А

Государственный флаг СССР

Устремленность в космос заложена в государственных символах СССР - флаге и гербе - от земледельческого серпа и молота к небесному светилу. В гербе присутствует не просто плоскостное картографическое изображение континентов, а трехмерная модель планеты Земля (глобус), далее менее реалистичный образ солнца и символическая пятиконечная звезда в пропорции золотого сечения. И хотя появление первого

глобуса относят к середине II в. до н.э., планету из космоса мир впервые увидит только в 1961 г. благодаря снимку Ю. А. Гагарина - гражданина Советского Союза. Впервые в истории мировой геральдики в новейшее время (Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик утвержден 6 июля 1923 г.) был создан герб, в котором отразилось не прошлое страны, а программа развития на многие десятилетия вперед. За традиционным значением изображения серпа и молота на фоне земного шара как конечного торжества коммунизма во всем мире заложена идея покорения СССР космического пространства.

Государственный герб СССР

Ниже приводится опыт архетипического анализа советских космических плакатов. В этой целью тематические плакаты условно выделены в группы по сходству идейно-художественного замысла и скрытому воздействию на массы.

1. Плакаты, прославлявшие успех в освоении космического пространства как достижение социалистического строя на пути к построению коммунизма. Их большинство. Они были созданы для внутреннего потребления, обращены к гражданам СССР и носили агитационный характер. Образы космонавтов ориентированы фронтально либо повернуты на восток - к необъятным просторам страны. Архетип Героя, преодолевшего земное тяготение, приобретшего иные, сакральные черты, подсознательно воспринимался как сверхчеловек. Но, в отличие от религиозно-мистической традиции, подвиг покорителя космической стихии ставился в заслугу не отдельному индивиду, а советскому трудовому народу, научной интеллигенции, военным под верховенством коммунистической партии и правительства.

*

_ 1 т

Плакат «Гордись, советский человек, ты к звездам путь открыл с Земли!»

Худ. Соловьев М. (1962)

Жест раскрытой ладони, устремленной в космическое пространство, останавливает непроизвольное внимание зрителя. В заданном направлении продолжает свой путь космический корабль, а диагональное решение придает композиции дополнительную динамику.

При построении колорита художник выбрал два крайних цвета солнечного спектра - красный и синий. Гармонизировал переходными - желтым и голубым. Применил сочетания свойств цвета - светлый/темный, теплый/холодный. К эмоциональному неосознаваемому психики обращен эффект сопричастности, созданный реалистичной пропорцией изображенной руки, возможностью проникновения в плоскость плаката. Тем самым обращение «Гордись, советский человек, ты к звездам путь открыл с Земли!» обрело образно-художественное подтверждение.

Смысловой контраст двух элементов - человеческой ладони и ракеты космического корабля, через единое динамическое и цветовое решение помогают раскрыть идейный замысел плаката. Зрителю явлено рукотворное научно-техническое чудо. И эта «рука-стартовая площадка» советского человека!

■iL" » wm

IСЛАВУ K0MHVHH3HJ

Плакат «Во славу коммунизма!».

Худ. Соловьев Е. (1961)

Торжественно воздетые руки космонавта образно отправляют пилотируемые корабли «Восток-1» (Ю. А. Гагарин) и «Восток-2» (Г. С. Титов) в космос. Эти знаменательные события в жизни всего человечества осуществились в один 1961 год -12 апреля и 6 августа.

Повышенный контраст, насыщенность красного и синего цветов, напряженная удвоенная динамичность достигли в плакате большой силы воздействия. Такие качества композиции адресованы сложным психическим процессам зрителя. Идеологическая интерпретация работы прочитывается на поверхности: научно-технические достижения человечества, в том числе, в освоении космоса, возможны только на фундаменте справедливого общества, заложенного в идеалах коммунизма.

К более глубоким слоям сознания обращен собирательный образ космонавта. Для этого он героизирован и эмоционален. Фигура смещена в основание плаката с целью акцентирования внимания на надписи «Во славу коммунизма!». В результате этих приемов зритель испытывает потребность в самоидентификации - желании быть причастным к великим делам своей страны.

Плакат «Слава советскому народу -пионеру космоса!»

Худ. Воликов В. (1962)

Центральная композиция традиционно объединена и выделена одним ярко-красным цветом (цвет государственного флага СССР) на контрастном фоне темно-синего звездного пространства.

Смысловой контраст выражается через идейное единство космонавта и перекрестия серпа и молота в поднятых руках. Трудящийся советский народ представлен государственным символом. Собирательный образ космонавта титаническими усилиями преодолевает заземленную природу крестьянства и рабочего класса, выводит на новый космический, научно-технический уровень. Заметим, что гораздо более распространена практика изображения серпа и молота в основании ракеты и, в таком случае, смысловая нагрузка несколько иная. Художественными средствами раскрывается лозунг плаката «Слава советскому народу - пионеру космоса!». С этой целью непроизвольное внимание зрителя привлекают лицо и шлем космонавта, занимающие центральное место в круговой надписи плаката, выделенные в контраст белым для усиления эффекта. Торжественный салют составлен кораблями серии «Восток», побывавшими на околоземной орбите в год написания работы.

Несмотря на атеизм советского общества, в плакате космонавт наделяется божественной природой. Сознание зрителя обращено к древнейшему всемирному культурному пласту - прообразу мифического бога-кузнеца Гефеста.

Плакат «Страну индустрии, державу науки построили наши рабочие руки» Худ. Иванов В. (1964)

Работа выполнена в классической традиции плакатного искусства. Автор применил изобразительные и выразительные художественные средства в соответствии с закономерностями психологии восприятия. Безотказное действие оказывают контраст ярко-красного и белого цветов, удвоенный динамизм, прием постепенного преобразования городского силуэта [Кудин, Ломов, Митькин, 1987, с. 4]. Зримый луч прожектора обращает внимание к точке отсчета - сигнальному выстрелу крейсера «Аврора». С этой целью автор поместил вертикаль ростральной колонны в начало (слева направо) линии горизонта. Силуэт рафинированного царского Петербурга прерывается фигурой рабочего и продолжается производственными установками периода индустриализации первой половины ХХ столетия. Рабочий демонстрирует узнаваемые символы достижения научно-технической революции - ядерную энергетику и ракетостроение. Они акцентируются широкой частью светового потока. Утверждается преимущество бесклассового общества социализма для постиндустриального развития всего человечества. Архетипический образ мастера-«творца» буквально демонстрирует суть текстового послания «Страну индустрии, державу науки построили наши рабочие руки».

Ту же идею транслируют произведения художников Викторова В. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» (1960), «Покорителям Вселенной -СЛАВА!» (1961), «Социализм-наша стартовая площадка» (1962) и Илларионова Г. «Наша жизнь в грядущее рваться... В. Маяковский» (1968) посредством смыслового контраста - изображение производительных сил страны заменяется символом «серп и молот» в основании летящей ракеты, в качестве стартовой площадки.

Плакат «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» Худ. Викторов В. (1960)

2. Политические космические плакаты, направленные на западную аудиторию, заверяют о мирных целях освоения космоса. Имеющиеся изображения ракет развернуты на восток. Увы, этой надежде не суждено было сбыться. Последовавшие вскоре внешнеполитические события 1961-1962 гг. поставили мир на грань ядерной войны.

Плакат «Наша жизнь в грядущее рваться. В. Маяковский» Худ. Илларионов Г. (1968)

Плакат «Во имя мира и прогресса!»

Худ. Иванов И. (1965)

У этого художественного образа космонавта есть реальный прототип. Из корабля «Восход-2» 18 марта 1965 г. Алексей Архипович Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Отныне внекорабельная деятельность космонавтов стала неотъемлемой частью почти всех космических полетов.

В данном произведении отсутствует обычная для советских агитационных плакатов напряженная целенаправленная динамика. Расслабленная и невесомая фигура космонавта, ведущего научные наблюдения, наглядно раскрывает заверение «Во имя мира и прогресса!». В этих обстоятельствах эмоциональный ярко-красный цвет комбинезона удерживает непроизвольное внимание зрителя. Факт ориентации тела на запад не оставляет сомнений - плакат решает внешнеполитическую задачу. Соразмерный шлему космонавта, обозначенный красной звездочкой земной шар в подножии не только придает равновесие композиции, но указывает на конечную цель научного исследования космоса - во имя мира и прогресса на Земле. Общее цветовое выделение надписи и земного шара служат той же цели. Контрастная красная звезда в цвет комбинезона космонавта уверенно заявляет о конечной победе коммунистического строя во всем мире. В бессознательное же восприятие плаката заложена идея сверхчеловека - гражданина СССР.

Помимо широко используемых художниками изображений космических кораблей, ракет, спутников, планет солнечной системы, экипировки космонавтов, некоторые работы интерпретируют архитектурный облик башен московского кремля, увенчанных звездами, как про-космический.

Плакат «В космос - дорога советская!» Худ. Викторов В. (1961)

Плакат отсылает к древним представлениям человечества о строении солнечной системы. Гелиоцентрическая система подменяется советским антропоцентризмом, а одна шестая часть суши планеты Земля в недалекой перспективе, совершив невероятный качественный скачок, станет десятой планетой. От головокружительной метаморфозы зрителя буквально возвращает на землю поясняющая надпись «Десятая планета - символ победы коммунизма!», т.е. десятая планета это символ... на 1959 год. Еще одна сказка, которую рожденные в СССР, способны сделать былью. Плакат заряжает оптимизмом, уверенностью в достижимости поставленной сверхзадачи. Человек представлен как творец.

3. Плакаты, реалистично изображавшие космонавтов Ю. А. Гагарина, Г. С. Титова, А. Г. Николаева, П. Р. Поповича, В. Ф. Быковского, В. В. Терешкову, В. М. Комарова, К. П. Феоктистова, Б. Б. Егорова, А. А. Леонова и других, -имели научно-популярную цель. Некоторые из них включали в композицию стилизованную пятигранную фигуру наподобие знака качества с изображением внутри герба СССР. Пять граней ассоциировались с составляющими качества: надежность, доступность, безопасность, эстетичность и новаторство.

Плакат «Второй советский космонавт Плакат «Десятая планета - символ победы майор Герман Степанович Титов».

коммунизма!». Худ. Лесегри (Б. Лебедев, Л. Сергеев,

Худ. Иванов В. (1959) М. Гринберг) (1961)

Из общего ряда выделяется плакат И. М. Тоидзе «Во имя мира» (1959).

Плакат «Слава КПСС!»

Худ. Березовский Б. (1962)

«Космонавт номер один» - гражданин Союза Советских Социалистических Республик, летчик-испытатель, отец семейства - общественным бессознательным отождествлялся с общечеловеческими ключевыми архетипами «герой», «творец», «любовник».

Плакат «Во имя мира» Худ. Тоидзе И. (1959)

Автор цитирует самого себя. Образ Родины-матери, созданный художником буквально в первые дни Великой Отечественной войны, являет собой артефакт, наделенный в сознании советских граждан глубочайшим экзистенциальным смыслом [Рамазанова, 2020, с. 306]. В данном случае Родина-мать-Земля провожает своих сыновей в неведомый мир с надеждой на сохранение «мира во всем мире». Кроме того, И. М. Тоидзе ввел женское начало в сугубо мужскую сферу деятельности, задолго предвосхитив полет первой женщины-космонавта Валентины Терешковой 16 июня 1963 г.

Шщ

ш

У

C/fAM

Mtmummnv хостwrv!

Плакат «Сыну партии - слава!» Худ. Березовский Б. (1961)

Плакат «Слава первой женщине-космонавту!» Худ. Кершин Ю. (1963)

Таким образом, на примере советского плаката - одного из самых эмоционально окрашенных изобразительных источников, можно изучать не только важнейшие исторические этапы и события истории нашей страны, но и состояние общественного сознания.

Мастера агитационного искусства на языке знаков, архетипических образов и символов ки-

стью претворяли политический курс руководства в жизнь, затрагивая основополагающие чувства, облекая в привлекательные формы, максимально приближались к простым человеческим ценностям (потребностям и инстинктам), коренящимся в коллективном бессознательном. В извечных поисках смысла бытия кроется секрет притягательности советского космического плаката.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Кудин, Ломов, Митькин, 1987 - Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. 208 с. [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/lib/lomov0.htm (дата обращения: 15.12.2020)

Рамазанова, 2020 - Рамазанова Л. А. Военный плакат периода Второй мировой войны в контексте аналитической психологии // Вклад Башкортостана в Великую Победу: Материалы Международного научно-практического форума, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 22-23 октября 2020 г.) / отв. ред. Р. Н. Рахимов. Т. 1. Уфа: Книга-Принт, 2020. С. 300-309.

Трамвай искусств, 2021 - Трамвай искусств / Коллекция советских плакатов. Картины. Графика. Скульптура [Электронный ресурс]. URL: https://tramvaiiskusstv.ru/kontakty.html/Трамвай (дата обращения: 3.10.2020)

REFERENCES

Kudin P. A., Lomov B. F., Mit'kin A. A. Psikhologiya vospriyatiya i iskusstvo plakata [Psychology ofperception and poster art]. M.: Plakat, 1987. 208 p. URL: http://psyfactor.org/lib/lomov0.htm (data obrashcheniya: 15.12.2020). (in Russian)

Ramazanova L. A. Voennyi plakat perioda Vtoroi mirovoi voiny v kontekste analiticheskoi psikhologii [War poster of the Second World War in the context of analytical psychology] // Vklad Bashkortostana v Velikuyu Pobedu: Materialy Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma, posvyashchennogo 75-letiyu Pobedy v Velikoi Otechestvennoi voine (g. Ufa, 22-23 oktyabrya 2020 g.) [Contribution of Bashkortostan to the Great Victory: Materials of the International Scientific and Practical Forum dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War (Ufa, October 22-23, 2020)] / Ed. by R. N. Rakhimov. Vol. 1. Ufa: Kniga-Print, 2020. Pp. 300-309. (in Russian)

Tramvai iskusstv / Kollektsiya sovetskikh plakatov. Kartiny. Grafika. Skul'ptura [Tram of Arts /Collection of Soviet Posters. Paintings. Graphics. Sculpture]. URL: https://tramvaiiskusstv.ru/kontakty.html/Tramvai (data obrashcheniya: 3.10.2020). (in Russian)

L. A. Ramazanova

SPACE IN THE SOVIET POSTER: EXPERIENCE IN ARCHETYPICAL ANALYSIS

The poster, along with such types of fine arts as cinematography and photography, is an information carrier about social processes. The soviet propaganda poster was most often created as a vivid emotional response to the most important events and historical stages of our country. The creation and perception of artistic images were processes of conscious and unconscious comprehension of reality. The unconscious comprehension of reality is conditioned by instincts (needs), symbols and archetypes of the collective unconscious, which are capable of dominating consciousness. Archetypical analysis indicates the appeal of images to the vital instincts (needs) of the audience. Soviet posters, covering the chronicle of the conquest of outer space, were in a sublimely enthusiastic spectrum of

emotional intensity and based on the needs of a social and spiritual order. For the first time in the history of this art form, space posters were distinguished by their extraordinary "unearthly" novelty and were loyally accepted by the masses. The superiority of the USSR in the development of near-earth space allowed the soviet poster of the second half of the 1950-1970s to preserve social and political significance in the formation of moral authorities, solving state problems.

Keywords: space, soviet poster, artist, ideology, public consciousness, state symbol, archetype.

Рамазанова Лариса Асгатовна,

старший научный сотрудник, ГБУКИ РБ Национальный музей РБ (Уфа, Россия) larisaufa2012@mail.ru

Ramazanova Larisa Asgatovna,

Senior Researcher,

National Museum of the Republic of Bashkortostan

(Ufa, Russia)

larisaufa2012@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.