Научная статья на тему 'КОСМОС КАК ОБЪЕКТ ЖУРНАЛИСТИКИ'

КОСМОС КАК ОБЪЕКТ ЖУРНАЛИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
космос / луноход / марсоход / газета / СМИ / посадка / общественное мнение / space / lunar rover / rover / newspaper / mass media / landing / public opinion

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Д Е. Пшеничная, Т В. Тарасенко

В данной статье представлен анализ изменений в тематике космической журналистики: от запуска первого в мире спутника 4 октября в 1957 году и до посадки марсохода 18 февраля 2021 года. Главными объектами обзора стали посадка лунохода в 1970 году и марсохода в 2021. Анализ проведён по критериям: освещение новостей в средствах массовой информации, их место в информационном потоке, степень осведомленности потребителей по данным поводам. Отдельное внимание уделено наблюдениям изменений общественного мнения к освоению космического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Д Е. Пшеничная, Т В. Тарасенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE AS AN OBJECT OF JOURNALISM

This article presents an analysis of changes in the subject of space journalism: from the launch of the world's first satellite on October 4, 1957, to the landing of the rover on February 18, 2021. The main objects of the survey were the landing of the lunar rover in 1970 and the rover in 2021. The analysis was carried out according to the following criteria: news coverage in the mass media, their place in the information flow, the degree of consumer awareness on these occasions. Special attention is paid to the observations of changes in public opinion towards the exploration of outer space.

Текст научной работы на тему «КОСМОС КАК ОБЪЕКТ ЖУРНАЛИСТИКИ»

УДК 070

КОСМОС КАК ОБЪЕКТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Д.Е. Пшеничная Научный руководитель - Т.В. Тарасенко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: di2wheat8@gmail.com

В данной статье представлен анализ изменений в тематике космической журналистики: от запуска первого в мире спутника 4 октября в 1957 году и до посадки марсохода 18 февраля 2021 года. Главными объектами обзора стали посадка лунохода в 1970 году и марсохода в 2021. Анализ проведён по критериям: освещение новостей в средствах массовой информации, их место в информационном потоке, степень осведомленности потребителей по данным поводам. Отдельное внимание уделено наблюдениям изменений общественного мнения к освоению космического пространства.

Ключевые слова: космос, луноход, марсоход, газета, СМИ, посадка, общественное мнение.

SPACE AS AN OBJECT OF JOURNALISM

D. E. Pshenichnaya Scientific supervisor - T.V. Tarasenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: di2wheat8@gmail.com

This article presents an analysis of changes in the subject of space journalism: from the launch of the world's first satellite on October 4, 1957, to the landing of the rover on February 18, 2021. The main objects of the survey were the landing of the lunar rover in 1970 and the rover in 2021. The analysis was carried out according to the following criteria: news coverage in the mass media, their place in the information flow, the degree of consumer awareness on these occasions. Special attention is paid to the observations of changes in public opinion towards the exploration of outer space.

Keywords: space, lunar rover, rover, newspaper, mass media, landing, public opinion.

Тема освоения космического пространства, начиная с рубежа 1950 - 1960-х гг., по-прежнему продолжает привлекать внимание потребителей новостей. С самого начала и по сегодняшний день общественное мнение о космонавтике неоднократно и существенно изменялось.

Целью работы является обзор происходящих изменений общественного восприятия успехов в области космонавтики на примере двух событий: посадка лунохода в 1970 году и марсохода в 2021 году.

Мощный рывок в освоении космоса, который произошел более 60 лет назад, был во многом связан с «холодной» войной и военными нуждами СССР, представлениями о престиже страны на мировой арене. Хотя, когда первый искусственный спутник Земли

Секция «Теория и практика коммуникаций»

стартовал 4 октября 1957 г., в советских газетах было опубликовано только краткое сообщение ТАСС с небольшим заголовком. Руководители советского государства, а вслед за ними и СМИ, не представляли себе истинного значения события. Лишь после первополосных сообщений о спутнике всех мировых информационных агентств, советские СМИ стали уделять космической теме внимание [1].

По мнению исследователей, «руководство страны представляло космическую победу как наглядную демонстрацию преимуществ социализма, доказательство успехов коммунистической идеологии» [3].

17 ноября 1970 года с посадочной платформы автоматической межпланетной станции «Луна-17» на поверхность естественного спутника Земли в районе моря Дождей съехал первый в мире дистанционно управляемый планетоход «Луноход-1». На следующий день (18 ноября) все газеты Советского Союза и многих зарубежных стран опубликовали сообщение ТАСС: «Передвижение по Луне самоходного аппарата осуществляется с помощью восьмиколесного шасси... Управление движением «Лунохода-1» производится из Центра дальней космической связи с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности.».

В следующем сообщении ТАСС отмечалось: «Система телевизионного наблюдения и радиотелеметрии позволила операторам, осуществляющим управление луноходом из Центра дальней космической связи, уверенно вести самоходный аппарат по маршруту, контролировать прохождение препятствий и следить за состоянием бортовых систем». А 11 декабря в сообщении ТАСС впервые прозвучало, что «под управлением экипажа луноход совершал маневры, обходя естественные лунные препятствия».

Затем последовал репортаж корреспондента газеты «Правда» В. Смирнова: «20 ноября незадолго до сеанса связи руководитель группы управления познакомил нас с экипажем лунохода. Это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек — рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами «СССР»». Но впервые эти фамилии будут названы в открытой печати только через 23 года — в 1993 году в газете «Красная звезда»».

Проанализируем, как газета «Известия» сообщает о высадке лунохода. Первая страница практически полностью посвящена этому событию [2]. Тут представлено сообщение ТАСС с броским заголовком и интервью с руководителем работ по созданию лунохода Г.Н. Бабакиным. Печатаются выдержки из сообщений иностранных СМИ, статья о месте посадки лунохода и стихотворение В. Курасова «Звездная быль».

Таким образом, можно отметить, что данное событие подробно и масштабно освещалось СМИ, был предмет гордости за страну, её космическими успехами.

После распада Советского Союза в 1991 году произошли изменения общественного мнения о российской космонавтики: космонавтика затратная, убыточна и не нужна, — публикации с такими мнениями стали появляться в печати — можно говорить о новой тенденции: негативизации советской космической деятельности. В прессе активно обсуждалась тема «жертв советского космоса», упоминались «сотни тысяч умерших от голода людей» в то время, когда огромные средства тратились на космические объекты. Курс на создание общества потребления привел к упрочению мнения, что траты на оборонные нужды, в том числе и освоение космоса — это преступление [3].

Ранее засекреченные нереализованные советские лунные пилотируемые программы стали достоянием гласности. Стало известно, что советский лунный проект так и не был завершен из-за изначального отставания по срокам, урезанного финансирования, организационных и технических просчетов и неудач.

Снижение интереса власти в тот момент к оборонным разработкам, неотъемлемой частью которых являлась космонавтика, привело к падению ее престижа, разрушению военно-

промышленного комплекса (основы космонавтики), ослаблению государственной политики в этих отраслях, резкому падению уровня финансирования.

На фоне негативных отзывов о достижениях в сфере российской космонавтики (потеря спутников, падение ракет, отсутствие новых разработок) укреплялся идеализированный образ США, которая стала примером для подражания в космических разработках. Примером этого может служить успешная посадка на Марс 19 февраля 2021 года NASA посадочного модуля миссии Mars 2020: в программе полета работа 687 земных суток марсохода Perseverance («Настойчивость») и вертолета Ingenuity («Изобретательность») [4].

Уникальность этой миссии, по сообщениям СМИ, в том, что космическая техника автоматически осуществила посадку на поверхность Марса; её оснащение специально предназначено для поиска следов жизни. Вертолет является первым летательным аппаратом на Марсе: из-за плотности атмосферы летать на Марсе гораздо сложнее, чем на Земле. Современные технологии позволили увидеть панораму Марса в прямом эфире в хорошем качестве и цвете [5].

При запросе «посадка марсохода 2021 год» поисковая система Google предоставляет 652 тысячи результатов поиска: столько материалов есть об этом событии в медиапотоке. Поэтому может создаться впечатление, что эта тема активно освещается. Был проведен опрос о полете и посадке марсохода, который показал, что большинство опрошенных респодентов (90%) не знают об этом событии. Из этого можно сделать предположение, что «космическая» тема теряется в современном информационном потоке, состоящим в основном из новостей о политике и происшествиях: скандалах, убийствах, преступлениях т. п.

Итак, в освещении СМИ «космических» событий наблюдается определенная последовательность: вначале советское общество восхищалось и гордилось космическими успехами, о которых узнавало из газет, радио и телевидения. Через тридцать лет СМИ критиковали и осуждали бюджетные траты на космос. В настоящее время из-за смены информационных приоритетов пользователей, появления социальных медиа интерес к космосу не так очевиден, как в середине ХХ века.

Можно предположить, что следующей новостью о космосе, привлекшей к себе столько же внимания, как и первые космические полеты, может стать только известие об обнаружении внеземной жизни или создании колоний на Луне или Марсе.

Библиографические ссылки

1. Мозжухин А. «Мы до сих пор летаем на ракетах Королева». Почему Россия превратилась в космического аутсайдера // Лента.ру. 4 октября 2017. [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/articles/2017/10/04/yura_prosti_nas/

2. Известия. № 273 (16583) 17 ноября 1970.

3. Язев С.А., Лукьянова Е.П. Пилотируемая космонавтика и общественное сознание: основные тренды в отражении СМИ // Проблемы политической коммуникативистики. Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2013. №1 (10). С. 34 - 40.

4. Глянцев А. Искатель жизни: чем уникальна новая марсианская миссия// Forbes Contributor. 19.02.2021

5. Сапронова Ю. Как проходила посадка ровера Perseverance на Марс и что он там увидел // Forbes Staff. 19.02.202.1

© Пшеничная Д.Е., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.