Шаги / Steps. Т. 7. № 4. 2021 Статьи
А. С. Правдюк
ORCID: 0000-0001-7567-4008 и [email protected] Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Россия, Москва)
космос КАК ЭСТЕТИКА? космос в АРТ-ПРОЕКТАХ мОСКВЫ и санкт-петербурга начала xxi в.
Аннотация. В статье рассматриваются мемориальные и культурные традиции, тенденции и их влияние на экспозиционные практики демонстрации и интерпретации темы космоса на временных выставках крупнейших художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга в 2000—2020-е годы. Тематический обзор и анализ профессиональной рецепции экспозиций позволяют обозначить характерные черты осмысления космического в кураторских практиках. Отдельное внимание уделено проекту Марины Федоровой «Cosmodreams»; анализируются контекст, дискурс, особенности построения нарратива, форматы проекта, его визуальная эстетика, стратегии коммуникации с аудиторией и специфика роли художника в работе с космической тематикой. Проект эклектично сочетает советскую символику с современными экспозиционными технологиями и стратегиями коммуникации, что характеризует описываемое явление как «эстетизацию памяти». Выдвижение визуальной эстетики на передний план и отсутствие элементов science art в интерпретации темы космоса в рамках проекта снижают вероятность критической рефлексии и развития темы в культурном поле.
Ключевые слова: космос, Марина Федорова, исследования памяти, коммуникация, дискурс, нарратив, экспозиция, временная выставка, художественный музей, медиа, платформы
Благодарности. Исследование выполнено в рамках проекта «Космос в медиа-культуре: практики воображения и репрезентации» факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ в 2020-2022 гг.
Для цитирования: Правдюк А. С. Космос как эстетика? Космос в арт-проектах Москвы и Санкт-Петербурга начала XXI в. // Шаги/Steps. Т. 7. № 4. 2021. С. 238-260. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-4-238-260.
Статья поступила в редакцию 1 мая 2021 г. Принято к печати 8 августа 2021 г.
© А. С. ПРАВДЮК
Shagi / Steps. Vol. 7. No. 4. 2021 Articles
A. S. Pravdyuk
ORCID: 0000-0001-7567-4008 ® [email protected] National Research University Higher School of Economics (Russia, Moscow)
outer space as aesthetics? outer space in art projects in moscow and st. petersburg at the beginning of the 21st century
Abstract. Outer space remains an important cultural symbol in contemporary Russia. The complicated historical heritage of this theme evokes an interest in understanding the artistic strategies of its interpretation and their role in the cultural process. Memorial and cultural traditions, tendencies and their influence on the demonstration and interpretation of outer space in temporary exhibitions of the largest art museums in Moscow and St. Petersburg in the 2000s—2020s are analyzed in the article. An overview of their themes and reception lets us outline key features of representation of the cosmic in curatorial practices. Exhibitions pursue one of the following goals — nostalgic, prospective, analytical, and realistic. Special attention is paid to the project "Cosmodreams" by Marina Fedorova, an artist from Saint Petersburg. The author analyses narrative construction, project formats, visual aesthetics, communication strategies and the artist's role in working with the topic of outer space as well as the context and discourse in which the project exists. It is concluded that in "Cosmodreams" Soviet symbolism is eclectically combined with contemporary exposition technologies and communication strategies, which determines the described phenomenon of "aestheticization of memory". Bringing visual aesthetics to the fore and the lack of Science Art elements in interpreting the theme of outer space in the project reduce perspectives for critical reflection and for development of the theme in the cultural field.
Keywords: outer space, Marina Fedorova, memory studies, communication, discourse, narrative, exposition, temporary exhibition, art museum, media, platforms
Acknowledgements. The research was carried out within the project "Space in Media Culture: Practices of Imagination and Representation" of the Faculty of Communications, Media and Design, the Higher School of Economics in 2020—2022.
To cite this article: Pravdyuk, A. S. (2021). Outer space as aesthetics? Outer space in art projects in Moscow and St. Petersburg at the beginning of the 21st century. Shagi / Steps, 7(4), 238-260. (In Russian). https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-4-238-260.
Received May 1, 2021 Accepted August 8, 2021
© A. S. PRAVDYUK
Космос нельзя назвать магистральной темой современных российских художественных проектов, однако он остается мотивом, востребованным среди художников и кураторов [К полету готов 2014а]. Сложное историческое наследие темы освоения и изучения космического пространства в современной российской культуре рождает интерес к осмыслению художественных стратегий ее интерпретации и их роли в культурном процессе. В этой статье мы начнем разговор о традициях и тенденциях, влияющих на современные стратегии интерпретаций космоса в самых посещаемых художественных музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
«Вклад современного визуального искусства в критическое понимание человеческого измерения космоса состоит в той роли, которую оно играет в развитии и расширении нашего социального воображаемого космического пространства. <.. .> Современные художники, исследующие сегодня тему космоса, все больше связывают ее с технологическими, социально-политическими силами и с силами окружающей среды, воздействующими на Землю, нежели с утопическими идеями о том, как покинуть планету»1, — отмечает куратор и исследовательница Никола Трискотт [Triscott 2016: 414, 421]. Космическая тематика рассматривается кураторами и художниками в контексте связи науки и искусства; художественные выставочные объекты характеризуются интерактивностью и технологичностью привлекаемых художниками средств — в том числе использованием научных данных2. Вопрос о том, в какой степени этим тенденциям следуют репрезентации космоса в современном российском экспозиционном пространстве, остается открытым.
«Русский космос» как философское и культурное явление можно рассматривать как «место памяти», известное за рубежом. Русские космические сюжеты становятся предметом интереса кураторов — как иностранных, так и российских — в рамках зарубежных проектов. Примерами могут служить выставки «Космос русского авангарда: Искусство и исследование Вселенной, 1900-1930» (Государственный музей современного искусства, Салоники, Греция, 2010-2011), «Русский космос» — проект Мультимедиа Арт Музея, Москва (МАММ), представленный в Кастелло ди Риволи в рамках Года итальянского языка и итальянской культуры в России и русского языка и российской культуры в Италии в 2011-2012 гг., или проект естественнонаучной направленности — выставка «Cosmonauts: Birth of the Space Age» (Музей науки, Лондон, Великобритания, 2015-2016).
Космос остается актуальным культурным символом, но однозначно ответить на вопрос, как формируются представления о космосе и космическом в современном общественном сознании, сложно. Вопросы и ответы, приведенные в ежегоднике «Общественное мнение» Левада-Центра3, свидетельствуют о том, что космос упоминается в контексте как событий прошлого, так и актуальной новостной и общественной повестки. В период с 2011 по 2018 г. со-
1 Здесь и далее перевод автора статьи.
2 См., например: [Lee, Wohn 2008; Osaka 2004].
3 По решению Минюста РФ включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (7-ФЗ О некоммерческих организациях).
Всего вопросы, текст которых или ответы на которые содержали информацию о космосе, космическом, Юрии Гагарине, космонавте, спутнике (первом искусственном спутнике Земли) и Дне космонавтики, встречались за приведенный период 10 раз.
ставители ежегодника приводили ответы на следующие вопросы, касающиеся космоса и космического в истории страны и индивидуальной памяти.
1. «Какие из событий, случившихся за годы пребывания у власти Н. Хрущева (1953-1964) больше всего Вам запомнились?» Среди прочих был дан ответ: «Запуск первого спутника, полет Гагарина» [Общественное мнение 2014: 222]*.
2. «Кем Вы хотели быть в детстве?» Среди прочих был дан ответ: «Космонавтом» [Там же: 133]*.
3. «Какие события и явления в истории нашей страны вызывают у вас чувство гордости?» Среди прочих был дан ответ: «Ведущая роль страны в освоении космоса»; вопрос появлялся в ежегодниках три раза [Общественное мнение 2015: 39; 2017: 31; 2018: 30]*.
4. «Какие из событий ХХ века вы назвали бы самыми значительными для нашей страны?» Среди прочих были даны ответы: «Полет Ю. Гагарина» и «Запуск первого искусственного спутника Земли» [Общественное мнение 2017: 28]*.
Кроме того, приводились ответы на следующие вопросы, касающиеся роли космоса и космического в современности.
1. «На что в первую очередь должно выделять деньги правительство России?» Среди прочих был дан ответ: «На развитие космических программ» [Общественное мнение 2015: 130]*.
2. «Как вы считаете, какие статьи государственного бюджета России должны финансироваться в первую очередь?» Среди прочих был дан ответ: «Исследование и использование космического пространства» [Общественное мнение 2016: 57]*.
3. «Какая страна является сейчас, на ваш взгляд, лидером в освоении космоса?» [Общественное мнение 2018: 30]*.
4. «Какие из событий минувшего года вы считаете важнейшими?» Среди прочих был дан ответ: «Коррупционные скандалы в космической отрасли, аварии при запуске ракеты-носителя «Союз» [Там же: 10]*.
Для того чтобы представить, на каком культурно-историческом фоне происходит художественная интерпретация космоса, необходимо кратко охарактеризовать контекст развития этой темы в дореволюционной, советской и постсоветской культуре.
В память о космосе
Космизм Николая Федорова, одного из «отцов-основателей» русского космизма, как отмечает Светлана Бойм, был отнюдь не футуристическим (смотрящим вдаль), а ностальгическим, тоскующим по дому, которого, возможно, никогда не существовало [Boym 2001: 86]. Ностальгической была мечта о космосе и для Константина Циолковского, однако она носила характер скорее научный, чем мистический: «Подобно философам Ренессанса, Галилео и Джордано Бруно, он писал в различных жанрах науки, философии и научной фантастики» [Ibid.].
Советские представления о космосе в основном ограничивались рядом клише и были основаны на двух взаимоисключающих началах — с одной
* Здесь и далее астериском отмечаются ссылки на тексты, созданные организациями, которые внесены Минюстом РФ в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
стороны, на предельной закрытости и секретности эпохи холодной войны, с другой — на важности и значительности космической темы в публичном поле [Gerovitch 2011: 463]. Покорение, освоение космического пространства представлялось как череда успехов и достижений [Ibid.] «нового советского человека» [Ibid.: 465] (что интересно, на контрасте с американскими «открытием», «изучением» космоса) [Ibid.: 461]. Образ космонавта представлялся амбивалентным: он был, с одной стороны, «обычным человеком», а с другой — «исключительным героем» [Gerovitch 2008: 217].
В конце 1980-х стали доступны документы и личные свидетельства очевидцев и участников советской космической программы, связанные с историей покорения космоса, что позволило пересмотреть существовавшую до этого идеальную картину [Gerovitch 2008: 224]. Однако в реальности память об эпохе покорения космоса стала «атомизированной и децентрализованной» [Ibid.: 224]. Советская традиция «культа героев» не была пересмотрена, и появился ряд схожих культов участников космической программы, что привело к столкновению их последователей [Ibid.]. Космическая тема стала связываться с новыми контекстами. Например, образ Юрия Гагарина стал символическим центром первых масштабных техно-вечеринок в Москве в 1991-1992 гг., соединивших молодое поколение с советским прошлым и одновременно освободивших от него [Yurchak 1999: 94] (цит. по: [Gerovitch 2008: 231]). Здесь уместно провести аналогию с рейвами и «парадами любви» в Берлине после падения Стены и объединения Германии, когда техно-музыка и рейв-вечеринки стали «попыткой избавиться от послевоенной травмы, вытанцевав ее» [Денк, фон Тюлен 2019: 225].
Таким образом, трудно полностью согласиться с замечанием Светланы Бойм, когда она говорит о постсоветском восприятии советской космической программы как о «сувенире из прошлого» [Boym 2001: 97], — подобное восприятие приведет к неизбежной редукции. Космическое прошлое связано с настоящим сложными системами преемственности, связывающими советское и постсоветское культурно-историческое пространство. Их отражение в художественно-выставочном поле мы постараемся рассмотреть далее.
Космос и современные художественные практики
Современные художественные практики складываются, как представляется, в условиях значительных культурных трансформаций, связанных, с одной стороны, с распадом Советского Союза и его последствиями, с другой — с влиянием глобальных трендов в развитии искусства и стратегий его экспонирования (о последнем см.: [Мизиано 2015: 59]). Можно предположить, что в общем смысле космическое искусство преследует две цели4. Первая из них состоит в желании интерпретировать космос и, как следствие, сделать его доступнее для понимания, интеллектуально и физически ближе к зрителю, который, вероятно, никогда не попадет в открытый космос. Вторую цель можно охарактеризовать как «желание транслировать человеческую культуру в космос» «представителям внеземных цивилизаций», а также создавать произ-
4 Существуют разные классификации космического искусства, развернутый анализ представлен в [Boczkowska 2016].
ведения, «рассчитанные на космические условия и разработанные непосредственно под их влиянием» [Брауни 2Q2Q: 40].
Космическое искусство можно рассматривать с таких исследовательских фокусов, как обзор его типов [Malina 1991] и подходов к его определению [Boczkowska 2016], рассмотрение его задач, функций [Wilson 2QQ2: 261-281], процессов взаимовлияния науки и искусства [Koshkina 2018; McCray 2Q2Q; Turkina 2021], влияния идей космизма на живопись [Boczkowska 2016; Симакова 2016]. Исследователи также изучают особенности визуализации космоса и истории его изучения в медиа [Mütter 2018; Williams 2012]. Кураторский и исследовательский интерес могут представлять экспозиции космических выставок и особенности экспонирования процесса освоения космоса [Blatchford, Sidlina 2015; Lewis 2005; Millard 2016].
Наше исследование построено на пересечении нескольких исследовательских подходов. Обзор современных выставок и их рецепции позволяет определить особенности оценки и анализа культурной интерпретации космоса. Таким образом, рецепция выставок в наиболее посещаемых музеях рассматривается как культурный фон и слепок с общих мотивов сегодняшнего восприятия космоса. В центре исследования находится нетрадиционный художественный проект, представленный в разных форматах и активно взаимодействующий с аудиторией. Рассмотренный в статье проект продолжает свое развитие в культурном поле, становясь частью актуальной новостной повестки и коммеморативных процессов в области освоении космоса [КОС20МОС21 2021; Проект Cosmodreams 2021; Совместный проект 2021; Живопись 2021], и поэтому представляет особый исследовательский интерес с позиций исследования медиа и памяти.
Советскую визуализацию космического в 1940-1980-е годы исследователи характеризуют как «духовную», мистическую и отдаленную от реальности [Hartmann 1990: 15; Boczkowska 2013: 35]. Советские художники пренебрегали реалистичными тонами в изображении космических ландшафтов, чаще используя слабонасыщенные, тусклые тона, что делало композицию романтичной и символичной [Boczkowska 2013: 38]. Космос в живописи того времени зачастую был представлен в процессе его освоения людьми или созданными ими машинами [Ibid.: 36], и его визуальная репрезентация происходила в соответствии с идеологией русского космизма, объединяющей идеи технологического прогресса и духовного познания (inner awareness) [Ibid.: 39]. Для современного российского и американского космического искусства характерны те же тенденции — духовные и мистические темы для первого и стремление к точности астрономической живописи для второго [Boczkowska 2016: 246].
Современные выставки Москвы и Санкт-Петербурга, посвященные космосу и его покорению (освоению), преследуют одну из трех целей — ностальгическую (в описаниях выставок возникает слово ретрофутуризм), аналитическую (понять, как космос осознается современными художниками, а также переосмыслить роль космоса в культуре) или реалистическую (зафиксировать, как космос выглядит на самом деле)5. В экспозиционном пространстве
5 Затруднение вызывает помещение в заявленную классификацию выставки «Космос в СССР» Всеволода Тарасевича (1 мая — 15 июня 2000 г., Мультимедиа Арт Музей, Москва). Мы полагаем, что в силу специфики жанра репортажной фотографии цель выставки также можно рассматривать как реалистическую.
современных художественных музеев и галерей6 космос также может встраиваться в другие нарративы (ср., например, раздел «Атом — космос» на выставке «Оттепель» в Новой Третьяковке, Москва, 2017), становиться одной из тем персональных выставок (например, проект «Космос» на персональной выставке Марии Сафроновой «Среда обитания» в Эрарте, Санкт-Петербург, 2011), групповых выставок (например, часть кадров проекта Юрия Молодков-ца «Самара. Вертикаль» в рамках проекта «Россия в Эрарте», 2011) и темой детских проектов и программ. «Космические фантазии» Александра Лабаса как минимум дважды экспонировались в 2000-2020-е годы в Московском музее современного искусства (ММОМА) и Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Картины на тему космоса и его освоения дополняют и нехудожественные экспозиции (например, в рамках выставки «От мечты до старта» в музейно-выставочном объединении «Манеж», 2015-2016).
Помимо выставочных проектов, тема космоса возникает в ряде других музейных форматов, среди них — показы фильмов и мультфильмов, «Арт-эксперимент» «Гаража» (в составе программы — работа Кэти Патерсон «Свеча (от Земли к черной дыре)», 2020), перформанс Интервенция № 2. Ужин-дискуссия «Парад планет» Таус Махачевой («Гараж», 2018), видеоарт (оркестр «Моопсаке» в Эрарте в 2016 г.), «Ночь музеев» в 2011 г. в Эрарте, специальная программа «Ночь в космосе» в рамках акции «Ночь искусств» в 2020 г. в Государственной Третьяковской галерее, лекции в музеях. Космические «артефакты» включают в состав «Экспонатов месяца» в Государственном историческом музее (Москва, 2016). Музеи вступают в прямой контакт с космонавтами — Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) «отправляет в космос» экскурсию по выставке «Эпоха Рембрандта и Верме-ера. Шедевры Лейденской коллекции» [Пушкинский музей 2018]. Нас, однако, будет интересовать, каким образом космос осмысляется, будучи центральным предметом кураторского интереса музейных художественных выставок. Основным эмпирическим источником станут критические рецензии на выставки, представляющие собой результат отрефлексированного просмотра выставочных экспозиций, попытку осмыслить увиденное и встроить его интерпретацию в культурно-исторический контекст7.
Название и описание экспозиции выставки «В память о будущем» в музее современного искусства Эрарта (21 мая — 6 июня 2011 г.) носят ностальгический характер:
Большинство работ, представленных на выставке, хранят всё то же
инфантильное, ретро-футуристическое настроение. Так повелось,
6 Обзор проводился по интернет-сайтам художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга, посещаемость которых в 2019 г. превысила 400 000 человек в год. Основой для выборки стал соответствующий рейтинг издания «The Art Newspaper Russia» 2020 г. [Смолев 2020]. В выборку попали выставки, прошедшие до 2020 г. включительно, объектом интереса которых стала тема покорения космоса. Выставки, посвященные репрезентации космоса как категории, противоположной хаосу (например, «Космогония» Михаэля Франке в Русском музее, 2003), не рассматривались.
7 В анализе рецепции были использованы рецензии, опубликованные в онлайн-СМИ, в течение года проведения выставки. Для формирования корпуса текстов был использован поиск по названиям выставок и музеев по базам системы мониторинга СМИ и социальных сетей «Медиалогия».
что космосом люди интересуются именно в детстве, и связано это, в первую очередь, с тем, что космос никто толком не видел (имеется в виду, очевидно, путешествие в космос и наблюдение своими глазами. — А. П.), следовательно, наиболее доступным инструментом осмысления является фантазия, к плодам которой человек особенно восприимчив в юные годы [Выставка 2011].
«Ретрофутуристические» картины Вадима Комиссарова на выставке «Память Земли» в Эрарте (14 мая — 4 июля 2015 г.) продолжают важную для художника тему «отношений личной и коллективной памяти» [Выставка 2015]. Согласно описанию выставки, «мотив космоса возник в его [Комиссарова] работах благодаря советскому героическому мифу, который имел магическую власть над детскими умами» [Там же].
Одной из целей выставки «К полету готов? Трансформация образов космонавта и космоса в работах художников XXI века» в ММОМА (9 апреля — 11 мая 2014 г.) было напомнить о том, что «тема космоса и в наше время сохраняет свою актуальность», поэтому в экспозицию вошли «произведения более 30 известных современных художников», работы которых относились «строго к новейшему времени» [ММОМА 2014]. Современное состояние представлений о космосе кураторы охарактеризовали как «"суровые трудовые будни" современности» [Там же].
Критика отметила кураторское стремление представить на выставке работы разных авторов [Курдюкова 2014; К полету готов 2014Ь]), однако оценка этого «"сгустка" из очень разных художников» [К полету готов 2014Ь] была как положительной, так и отрицательной. Например, эту групповую выставку «к дате» назвали «сборной солянкой» [Гуськов 2014], что, однако, не стало причиной негативной оценки стремления кураторов и художников найти новый язык для разговора о космосе [Там же]. Критики отмечали, что отношение к космосу у авторов разных поколений, возможно, разное («ироническое и ан-типафосное» у старшего и более серьезное — у младшего [Мискарян 2014]), однако в целом — иронически-критическое:
От безудержной романтики времени первых полетов, через безразличие позднесоветского периода художники пришли к нынешнему иронически-философскому восприятию темы [Васянин 2014].
По оценкам критиков, принявшие участие в выставке художники находят космос, освобожденный от советского мифа и «навязанной героической стилистики» [Сохарева 2014], в повседневности [Шестакова 2014] и в «своем и личном» [Соловьев 2014]. Выставка оценивается, с одной стороны, как попытка художников критически осмыслить космос в противовес «тотальному поклонению» [Попова 2014], с другой стороны, как стремление «вернуть космосу его сакральное значение» [Сохарева 2014], и в итоге «становится иллюстрацией к вечному конфликту двух космосов: культурного и настоящего» [Там же]. Вероятно, поэтому критическая и ироническая попытка осмысления космического становится в целом непротиворечивой «вещью в себе», с одной стороны, своей пестротой «не вызывая диссонанса» [Попова 2014], а с другой — «захлебываясь языком художественных образов», освобожденным от
риторики советского героизма [Сохарева 2014]. В последующие годы выставка была продолжена в Норильске (2016) и в Мончегорске (2017).
Похожий фокус имела выставка «Мечта о космосе» (1-24 апреля 2017 г., музейно-выставочное объединение «Манеж»), собравшая «более 300 работ художников со всей страны и необычные архитектурные композиции» [Мечта о космосе 2017]. Ее основной функцией стала воспитательная, на что прямо указали организаторы в описании экспозиции:
.. .дать возможность авторам вызвать интерес у подрастающего поколения, заставить мечтать аудиторию, ведь мечта — важнейший стимул в познании мира, именно мечта сделала возможным запуск Первого искусственного спутника Земли, полет Ю. А. Гагарина [Там же].
Примечательно, что проект стал «перезагрузкой» Первой мировой выставки межпланетных аппаратов и механизмов, прошедшей в Москве в 1927 г., с которой «страна начала мечтать» об освоении космоса [Роскосмос 2017].
Выставка «Русский космос» (18 мая — 18 сентября 2016 г., МАММ / Музей «Московский дом фотографии») была приурочена к 55-й годовщине полета в космос Юрия Гагарина. Ее куратор Ольга Свиблова впервые на временной выставке показала аппарат «Восток-1», на котором Гагарин совершил полет. Критики отметили расширение сюжета освоения космоса [Васильева 2016; Дьяконов 2016], выход за его привычные рамки в сторону «попытки анализа предпосылок, без которых этот полет был бы невозможен» [Русский космос 2016], а также масштабность проделанной работы по подготовке экспозиции, обеспеченной взаимодействием различных институций [Коробейникова 2016; Дьяконов 2016]. Среди отмеченных критиками черт репрезентации космического — «ореол сказки» [Русский космос 2016], обращение художников к космосу как «метафоре внутреннего путешествия» [Васильева 2016], отсутствие понимания космоса как «торжества гуманности и солидарности» [Мус-вик 2016], разнообразное отношение художников к теме космоса [Коробейникова 2016; Кабанова 2016], востребованность и «привлекательность» темы [Васильева 2016; Соколова 2016; Art & More 2016]. Попытку объять наиболее широкий спектр тем в хронологическом и тематическом разрезе критики могли также оценивать как «эклектичную» и «неряшливую» с точки зрения построения экспозиции [Кабанова 2016], «гугл-выставку» (речь идет о попытке объединить «результаты поиска» вместо выстраивания последовательности; нереализованной интенции связать науку и искусство [Дьяконов 2016]), однако эту эклектичность сочли простительной за стремление выйти «за рамки привычной трактовки освоения космоса как нашей победы — не над земным рабством, а над политическим соперником» [Кабанова 2016].
Наиболее близкими к реальности среди рассматриваемых выставок оказываются фотографии, сделанные в космосе летчиком-космонавтом Сергеем Рязанским и представленные на выставке «Земля в иллюминаторе» в музее Эрарта (19 декабря 2019 г. — 23 марта 2020 г.). На стремление представить космос «таким, какой он есть», указывает не только жанр фотографии, но и слова самого фотографа: «Мне бы хотелось, чтобы вы увидели все это таким, каким оно в действительности предстает перед иллюминатором космического корабля.» [Рязанский 2019].
Репрезентация космического в экспозициях выставок, цели которых можно рассматривать как ностальгическую и аналитическую, согласно их описаниям и критическим отзывам, выстраивается в отношении к советской традиции представления космоса. Если в случае с «ретрофутуристическими» интенциями советское служит источником ностальгии — не по достижениям государства в космической области, но по силе мечты и фантазии, скорее личной, нежели коллективной, — то «аналитические» выставки исходят из оппозиции к самим догматизму и тотальности советского подхода к интерпретации космоса. Их цель — проследить связи между периодами исторического освоения и культурного осмысления космического, представить «свежий взгляд» художников и кураторов, промежуточные результаты «поиска языка» для разговора о космосе сегодня.
Критики отмечают в рецензиях положительную роль «освобождения космоса» от советских идеологем, но в то же время неоднозначно оценивают кураторские попытки найти для космоса новые интонацию и контекст. В том случае, если космос становится смысловым ядром экспозиции, критики могут обвинять выставки в эклектичности и фрагментарности.
С одной стороны, космос и его покорение встраиваются в ряд разных тем и контекстов, от осмысления роли неба в искусстве и космической эры в эпоху оттепели до экспериментов с космическими ароматами. С другой стороны, выставки преследуют цель связать космическое прошлое с космическим настоящим, представить преемственность идей и процессов.
«Cosmodreams» и «эстетизация памяти»
Сегодня активно развивается «сувениризация» космической индустрии как часть ее коммерциализации и популяризации. Появляются новости о желании госкорпорации «Роскосмос» зарегистрировать знаменитую фразу Юрия Гагарина «Поехали!» в качестве товарного знака [Роскосмос 2020], запускаются масштабные коллаборации космической индустрии и медиаиндустрии.
Среди российских проектов можно отметить идею «Роскосмоса», Первого канала и студии Yellow, Black and White снять первый художественный фильм в космосе (характеризуемый как «научно-просветительский», «научно-популярный» проект [Для съемок 2021; Мотор 2021]) под рабочим названием «Вызов» [Стать звездой 2020]. Главную роль в картине сыграет актриса Юлия Пересильд, отобранная в результате проведения творческого конкурса и медкомиссии [Фильм 2021; Для съемок 2021], а пилоту Галине Каировой «предложено продолжить отбор в отряд космонавтов на профессиональной основе» [Фильм 2021], так как помимо участия в художественном проекте под кураторством Первого канала «Роскомос» отбирал кандидаток в отряд космонавтов [Для съемок 2021].
Руководство проекта охарактеризовало его как «интересную задачу», «нужный для кинематографа эксперимент», «уникальную возможность» для отобранных кандидаток «стать космонавтом на профессиональном уровне» и сняться в кино [Для съемок 2021], с индустриальной точки зрения — как способ решения «ряда новых технических и технологических задач», популяризации образа «доступного космоса» [Лоскутов 2021], «обучение непро-
фессионалов по ускоренной программе <...> для отправки на орбиту узких специалистов: врачей или ученых» [Кулько 2021]. При этом сюжет проекта был сформулирован в дискурсе просвещения, инициации, обучения героини-неофита: «Это история про то, как молодая женщина, которая совершенно не планировала отправляться в космос, через месяц — в силу обстоятельств — должна была оказаться на орбите» [Для съемок 2021], а возможное включение женщины-пилота в отряд космонавтов характеризуется как шанс «украсить отряд нашими замечательными женщинами» [Для съемок 2021]. В качестве самопробы конкурсанткам было необходимо записать на видео чтение письма Татьяны Евгению Онегину [Съемки 2020]. Сам выбор женского персонажа на главную роль был обоснован задачами сюжета («для картины безусловно выигрышнее женский образ» [Главную роль 2020]). Важным остается традиционный образ «прекрасной» героини:
Режиссер Клим Шипенко на тренировке продумывает особенности киносъемки, невесомости, например, кровь приливает к лицу: «Мы будем готовить Юлю к тому, что ей надо будет на тренажере заниматься, чтобы отек с лица спадал. Юля останется прекрасна [Кулько 2021].
Таким образом, активное включение феминистского дискурса в общественную повестку на различных уровнях в России и за рубежом отражается и на темах, связанных с освоением и осмыслением космоса. Попытки осмыслить роль женщины в освоении космоса и репрезентация этой темы в новостной повестке имеют место и в академической среде. Так, эта тема стала предметом рефлексии на конференции «Медиакосм-2020. Молодым исследователям астрокультуры» (2020), проведенной в рамках проекта «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации» факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ8.
В свете обсуждаемых вопросов исследовательского интереса заслуживает проект «Cosmodreams» петербургской художницы Марины Федоровой. Одноименная художественная выставка, прошедшая в музее современного искусства Эрарта 2 сентября — 1 ноября 2020 г., представляет, на наш взгляд, отдельный интерес. Формат проекта выходит за рамки традиционной выставки. Помимо офлайн-выставки, проект функционирует на онлайн-платформах, среди них приложение для изучения художественных объектов дополненной реальности Cosmodreams и «первый виртуальный космический музей», существующий в двух форматах — «на мониторе домашнего компьютера» и на выставке [Осто-жьева 2020]. Картины на выставке также дополняются технологиями AR.
Проект «Cosmodreams» представлен в социальных сетях Twitter (короткие сообщения, репосты новостей об освоении космоса и пребывании в нем, развитии технологий; ведется преимущественно на английском языке), YouTube (ролики-экскурсии от автора, промо-видео, «Космическая Арт-Одиссея», в том числе в формате 360 VR, AR-расширения картин и т. д.), на сайте Pinterest (изображения картин Марины Федоровой, фотографии выставок и мероприя-
8 Речь идет о докладе Анастасии Пржевальской «Космические женщины» в русскоязычных медиа: героини, образы, истории».
тий). Контент в Instagram (5735 подписчиков9) и Facebook (358 подписчиков10), в первую очередь, представляет картины Марины Федоровой. Описания к ним носят эссеистско-публицистический характер, могут включать в себя контент посетителей, посты, посвященные памятным датам, новости проекта, факты и новости по теме освоения космоса и космического туризма, новости развития технологий, отсылки к историческому и культурному контексту освоения космоса (художественной литературе, кино на эту тему), малоизвестным широкой аудитории научным явлениям (например, эффекте Соляриса). Отдельную серию составляют посты, посвященные женщинам-космонавтам.
В постах могут публиковаться акварельные наброски картин Марины Федоровой и цитаты из ее размышлений, интерпретаций собственных произведений, например:
«Я старалась подчеркнуть необходимость обновлений, в которых нуждается современный мир, так как всё меняется, и мы не можем стоять на месте. Молодое поколение нуждается в новом собирательном образе Родины: раньше его создавали советские художники — сегодня создают современные», — резюмирует Марина Фёдорова [@Cosmodreams_art 2020a].
«В моих работах женщина — это символ чистоты и истинной гармонии, идеального мироустройства, а космос — дивный новый мир, красота которого завораживает и вдохновляет», — поясняет Марина Фёдорова [@Cosmodreams_art 2020b].
Первые посты появляются в феврале 2020 г.; в них сообщается о сентябрьской выставке. Однако аккаунт в Instagram, возможно, созданный как способ ее продвижения, становится самостоятельным проектом, аудитория которого потенциально придет на следующий показ экспозиции. Таким образом, иммерсивный (погружающий во вселенную проекта), интерактивный (вовлекающий аудитории в просмотр картин с использованием приложения, взаимодействие в социальных сетях), кроссплатформенный характер «Cosmodreams» позволяет художественному проекту работать и по окончании оф-лайн-взаимодействия. Более того, по завершении выставки сама выставка становится одним из расширений «Cosmodreams». Увеличению аудитории способствуют сочетание традиционного искусства и новых технологий, а также размещение контента на русском и английском языках на сайте (cosmodreams. com, cosmodreams.com/en) и в социальных сетях.
Чтобы проследить, какие темы и нарративы находят отражение в проекте Марины Федоровой, и определить, каким в нем предстает космос, мы остановимся на описании выставки, медиаматериалах проекта и подробнее рассмотрим его сайт.
Описание проекта на сайте музея выглядит следующим образом:
Музей Эрарта представил выставку Марины Федоровой — размышления о космосе и его вторжении в земной мир гламура
9 Приведены данные на 24 июля 2021 г.
10 Приведены данные на 24 июля 2021 г.
• Легко узнаваемый стиль, вдохновленный журналами 90-х, голливудскими фильмами и трендами Instagram
• Хрупкие, но бесстрашные героини, испытывающие детское доверие к космосу
• Дополненная реальность, воплощающая мечты о невесомости [Федорова 2020b].
Таким образом, описание предлагает нам три ключевые точки для рассмотрения содержания: эстетико-визуальную (проект следует «трендам Instagram»), нарративную («хрупкие, но бесстрашные героини») и форматную («дополненная реальность»). Если формат проекта мы рассмотрели выше, то на его визуальной и нарративной составляющих мы остановимся далее.
Возрастающая роль визуальной эстетики сегодня отмечается как в исследовательском дискурсе, так и в дискурсе общественных дискуссий. Известный исследователь медиа- и визуальной культуры Лев Манович обозначает традицию, устоявшуюся среди пользователей социальных сетей, следующим образом: «.если Google — сервис поиска информации, Twitter — для обмена новостями и ссылками, Facebook — для социальной коммуникации и Flickr — для хранения изображений, Instagram — для эстетической визуальной коммуникации» (курсив автора) [Manovich 2017: 41]. Музей «ЗОЯ», отмеченный журналистами издания «The Village» как «место казни Космодемьянской и идеальный фон для фэшн-съемки» [Рузманова, Поляков 2020], стал предметом обсуждений в социальных сетях и СМИ [Лабутина 2020] в значительной степени благодаря своему соответствию современным тенденциям эстетизации пространств согласно трендам Instagram. Таким образом, дискуссия, возникающая вокруг проблемы, обозначаемой нами как «эстетизация памяти» [Рузманова 2020], становится логическим следствием обсуждений «встраивания» мест памяти и травмы в современный визуальный дискурс. В качестве примера такой дискуссии можно привести обсуждение проекта Yolocaust (yolocaust.de). Однако если в ситуации с Yolocaust обсуждения касались в первую очередь уместности практик селфи и веселых групповых снимков на фоне Мемориала жертвам Холокоста в Берлине, то в обсуждении «ЗОИ», как представляется, речь заходит уже о возможности «эстетизации памяти» и использовании мемориальных сооружений, выполненных в «эстетике Instagram» (в данном случае — однотонные гладкие поверхности стен музея, окна в пол, обилие воздуха — свободного пространства), в качестве локаций для модных фотосессий.
Сюжеты Марины Федоровой, в свою очередь, не вызывают ни этических, ни эстетических противоречий. Они соответствуют «трендам Instagram» в выборе цветовой гаммы (цвета гармонируют друг с другом, цветовая палитра серий «Патриотизм», «Жизнь на Земле» и «Жизнь в Космосе» за редким исключением строится на оттенках красного, синего и белого), лаконичности сюжета (не более одного активного объекта; изображение «фрагментов реальности» — обуви, чемодана, кофе, телефона на столе и т. д.) и имитации естественности в построении кадра (например, девушка в рубашке с чашкой смотрит на старт ракеты, повернувшись спиной к зрителю, что претендует на «вырванность из контекста», напоминает кадр реальной жизни). Таким обра-
зом, очевидно, «эстетизация памяти» в соответствии с «трендами Instagram» становится непротиворечивой в случае общей «позитивной» тональности дискурса. История освоения космоса представляет собой историю успеха с отсутствием в повестке и космическом нарративе дискурса травмы.
Сайт проекта состоит из нескольких разделов (видео, галерея, AR), где галерея включает «живые картины», скульптуру и «арт-кластеры» со следующими заголовками: «Патриотизм», «Жизнь на Земле», «Жизнь в Космосе», «Антиутопия», «Наследие» и «Открытый космос». В то время как первые три кластера представляют рефлексию на тему трансформации процессов человеческой жизни, вызванных развитием технологий («Жизнь на Земле») и освоением космоса («Патриотизм», «Жизнь в Космосе»), вторые три отвечают за осмысление этих процессов. В «Антиутопии» раскрываются сюжеты, связанные с влиянием человека на окружающую среду, в «Наследии» речь идет о ценностях человечества, а «Открытый космос» посвящен фантазии на тему «человек и Вселенная» и представляет абстрактные сюжеты. По «космическому музею» можно совершить виртуальный тур 360° [Марина Федорова и Black VR 2020]. Так, Федорова содержательно встраивает космос в более широкий контекст развития технологий и взаимодействия с ними. Важность этих тем она сама подчеркивает в интервью [Остожьева 2020].
Среди героев проекта Федоровой преобладают молодые женщины. В социальных сетях ее картины сопровождают заметки о женщинах-космонавтах Валентине Терешковой, Светлане Савицкой, Елене Серовой, Елене Кондаковой, Анне Кикиной. Кураторы выставки «Cosmodreams» на сайте Эрарты выделяют три типа героинь, изображаемых Федоровой:
• «типичные для автора гламурно-трагические красавицы, которые переселяются в космическое пространство в вечерних платьях и на высоких каблуках»;
• напоминающие «повзрослевшую Алису Селезневу, чьи инаковость и правильность были предметом восхищения и подражания для поколения, выросшего на книгах Кира Булычева и фильмах по их сюжетам»;
• «обитающие в сновидческом пространстве космоса без скафандра: наслаждаясь свободой полета, они открывают для себя иные миры без сопротивления со стороны реальности» [Федорова 2020b].
Таким образом, выбор женщины в качестве героини сюжетов картин Марины Федоровой соответствует общекультурному тренду, направленному на обсуждение вопросов феминности и роли женщин в процессах, ключевыми действующими лицами которых традиционно были мужчины. На это косвенно указывает сама художница, к примеру, комментируя работу «Икар»: «Почему Икаром должен быть мужчина?» [Painting 2020]. «Женскую оптику» отметили в обзоре выставки: «...художница не эксплуатирует тему плакатной доблести и великих свершений, а демонстрирует глубокую рефлексию через призму женского взгляда» [Воронцов 2020]. Однако включение женских образов продолжает происходить в дискурсе «красоты» и «гармонии», что скорее отражает традиционный взгляд на женских персонажей, даже если они выводятся на передний план визуальных нарративов.
Несмотря на то что художница называет мотив колонизации Луны и иных планет основным сюжетом своих картин, облики героинь — элегантные платья, праздничный образ — соответствуют предположениям Барбары Брауни о
возможных тенденциях в развитии космической моды для космических путешественников и путешественниц: «Путешественники наверняка захотят подчеркнуть свою индивидуальность и внешне отличаться от членов экипажа или профессиональных космонавтов. Такие социальные ритуалы на борту коммерческих космических кораблей предполагают возможность выбрать нестандартную одежду, предназначенную специально для космических полетов. Кроме того, стремление космических туристов к роскоши, необычности и новизне, которое проявляется уже в их решении отправиться в космическое путешествие, может отразиться и на их предпочтениях в одежде» [Брауни 2020: 14].
Среди культурных «соседей» по сюжету путешествия в космос можно назвать знаменитую инсталляцию Ильи Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985)11, с той разницей, что если для советского человека космос представлял абстрактную идею побега12, безвозвратного путешествия, то некоторые героини Марины Федоровой выглядят так, будто полет в космос — лишь одно из их многочисленных путешествий, несмотря на повторяющийся мотив «ностальгии по родной планете» [Жизнь в Космосе 2020], описывающий этот тематический блок. Таким образом, изображение героинь, навсегда покинувших Землю [Там же], в определенной степени основано на реальных современных тенденциях в освоении космоса — наступающей эре космического туризма.
Важным сюжетом проекта становится ностальгия по советским достижениям в космосе. Приведем полностью цитату, в которой художница описывает идею проекта «Cosmodreams»:
Интервьюер: То есть основная идея, если ее формулировать, это космос? Или это Советский Союз? Или это Советский Союз и космос? Как бы вы выразили идею выставки?
Марина Федорова: Конечно, это мои фантазии на тему космоса. Здесь нет ничего из science art, я не проводила никаких исследований. Здесь абсолютно только мое впечатление, мои фантазии и мысли, детские мечты о космосе. Я представила себе мир, <.> как в шестидесятых пошло вот это развитие, мы вступили первыми в космос, мы начали это развитие, но потом исторически у нас произошел какой-то провал в связи с разными обстоятельствами, а в моей фантазии — если бы этого не произошло? Если бы мы двинулись дальше? Если бы мы действительно были бы на Луне? [Федорова 2020а].
Далее художница размышляет о том, что на Луне можно было бы построить музей, который соединил бы две цели: показал представления землян о космосе и земную культуру — посетителям с других планет.
11 В рассматриваемый период инсталляция была представлена в рамках выставок «Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы» (Государственный Эрмитаж, 28 июня — 25 августа 2013 г., Санкт-Петербург) и «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» (Третьяковская галерея совместно с галереей Тейт Модерн и Государственным Эрмитажем, 7 сентября 2018 г. — 13 января 2019 г., Москва).
12 Об эскапистском представлении путешествия в космос пишет Светлана Бойм, приводя анекдот: «Армянское радио спрашивает: "Почему Советский Союз не отправляет космонавтов на Луну"? Ответ: "Есть опасения, что они эмигрируют"» [Воут 2001: 94].
На память о космических достижениях советской эпохи, вызывающих ностальгию вне зависимости от того, застали ли зрители картин эпоху освоения космоса или его культ, наслаиваются современные тенденции туристического освоения космоса и его «сувениризации». Современные подходы к визуализации и эстетизации становятся формальной оболочкой разнообразных сюжетов и дискурсов, которые находят воплощение в работах Федоровой, не вступая во внутренние противоречия. Описание одной из картин серии «Cosmodreams» гласит:
Героиня картины «Космическая стирка», как новая Белоснежка, в ожидании космических гномов, стирает и развешивает скафандры. Автор намекает на то, что девушки иногда устают геройствовать: они снимают с себя «доспехи» и устремляются мыслями в лунную даль, испытывают недоумение и трепет перед случайно найденными артефактами советской эпохи — монументами, которые могли бы быть воздвигнуты на Луне на заре освоения космоса человечеством [Патриотизм 2020].
Визуальный и смысловой эффект культурных напластований в космическом сюжете можно выразить именно этими словами — «недоумение и трепет», однако включение темы освоения космоса в контекст развития технологий и окружающей среды происходит в соответствии с тенденциями современного космического искусства, отмеченными в начале статьи.
Отдельно стоит отметить, что в описании проекта проговаривается и роль художника в процессе осмысления космоса. Согласно авторской концепции, художник не рефлексирует, не осмысляет и не трансформирует образ космоса и космического, а «сопровождает» космические процессы, как это было принято в советской модели (см., например: [Boczkowska 2016: 229]). Об этом говорится в описании представленной в рамках проекта серии картин «Патриотизм»: «Молодое поколение нуждается в новом собирательном образе Родины: когда-то его создавали советские художники — сегодня создают современные» [Патриотизм 2020]. Таким образом, проект «Cosmodreams» можно сравнить с эклектичной мозаикой, сочетающей ностальгические мотивы и советскую символику с современными технологиями и стратегиями коммуникации. Построенный на фантазии, он замыкается в ней же и не стимулирует рефлексию с помощью изобразительных или технологических механизмов. Проект не делает ожидаемый шаг в сторону science art — технологии VR и AR используются командой «Cosmodreams» для развлечения.
Одновременно с этим сказать, что наука и искусство не соприкасаются в процессе освоения космоса в современном российском искусстве, нельзя — примером такого взаимодействия может служить выставка Ростана Тавасиева «Проектирование планетарных туманностей», прошедшая в галерее «Электрозавод» (Москва) с 1 по 8 июля 2020 г. В основе проекта — научно спроектированная технология лепки из планетарных туманностей («очень красивые облака газа раскаленного, медленно остывающего, сброшенные умирающей звездой» [Третьяковская галерея 2020]). Для создания проекта Тавасиев консультировался с российским астрофизиком Сергеем Поповым [Дьяконов 2020]. Однако выставка проходит на площадке, не привлекающей большое количество зрителей. При попытке критического взгляда на нее вновь возникают ностальгическая интонация и отсылки к эстетике ретрофутуризма:
Скульптуры и картины на выставке «Проектирование планетарных туманностей» имеют ностальгический вид учебных пособий из школьных кабинетов физики, химии и биологии. Пластилин старательно, но без лишней полировки покрывает проволочные скелеты [Дьяконов 2020].
Подводя итог нашим наблюдениям, стоит отметить следующие черты современных временных выставок самых посещаемых художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга, посвященных репрезентации космоса. Представляется, что элементы репрезентации космического, описанные Вячеславом Геровичем и Светланой Бойм, в 2010-е годы продолжают, как минимум на примере художественных выставок, развиваться в нескольких направлениях. Представление об отсутствии вариативности в стратегиях репрезентации космоса, свойственное советской эпохе, и представление о космосе как абсолютном благе, идеальной фантазии, становится отправной точкой для выставок, обозначенных нами как «ностальгические» и «аналитические». Целью «аналитических» выставок становится попытка установить связь между историческими периодами освоения космоса и представить «свежий взгляд» художников и кураторов на тему. Выставки преследуют цель связать космическое прошлое с настоящим, представить преемственность космических идей и процессов, однако в немногочисленных критических отзывах эти выставки могут быть описаны как эклектичные и отличающиеся фрагментарностью экспозиционных сюжетов. Представляется также, что количество «реалистических» проектов в рамках не только художественных музеев, но и других площадок, будет расти в связи с развитием космического туризма — так, на желание «снимать космический фильм не на Земле, а по-честному в космосе» указывают создатели проекта «Вызов» [Для съемок 2021].
Для выставочного проекта «Cosmodreams» с его разнообразием тем, форматов взаимодействия со зрителем (посетителем, пользователем), вовлеченностью в современную культурную и новостную повестку (что особенно ярко проявляется в сходстве замыслов проектов «Cosmodreams» и «Вызов») характерны фантазии о том, как бы героини ощущали себя в космосе. В приведенной нами классификации этот проект можно разместить между «ностальгическим» и «аналитическим» типами, однако со значительной долей элементов фикшн-фантазийности. Так, в проекте «Cosmodreams» артикулируется попытка переосмыслить образ главного героя (героини) космических нарративов, однако попытки связать космические фантазии с советским прошлым космической программы демонстрируют скорее ностальгические интенции. Подтверждая наблюдения Асифа Сиддики о постсоветских мемуарах участников советской космической программы, о проекте «Cosmodreams» будет справедливым заключить: «Мемуары репрезентируют новую растущую силу политики памяти о советской космической программе, той, что поймана меж ностальгией по воображаемому прошлому и надеждой на невозможное будущее» [Siddiqi 2005: 108]. Мифологичность советских космонавтов трансформировалась в колонизацию Луны, перешагнув этап «космической реальности».
Источники
Васильева 2016 — Васильева Ж. Небо со стразами. «Русский космос» — в Мультимедиа Арт Музее // Российская газета. 2016. 25 мая. URL: https://rg.ru/2016/05/25/v-multimedia-art-muzee-otkrylas-vystavka-russkij-kosmos.html.
Васянин 2014 — Васянин А. К полету готовы // Российская газета. 2014. 11 апр. URL: https://rg.ru/2014/04/11/polety.html.
Воронцов 2020 — Воронцов И. Масло и pixel: science и digital art покоряют музеи Петербурга // Деловой Петербург. 2020. 15 сент. URL: https://www.dp.ru/a/2020/09/14/ Holst_maslo_pixel.
Выставка 2011 — Выставка «В память о будущем» // Музей современного искусства Эрарта. 2011. URL: https://www.erarta.com/ru/calendar/exhibitions/detail/0a999cfa-45e6-11e2-a218-8920284aa333/?sphrase_id=36627.
Выставка 2015 — «Память Земли». Выставка Вадима Комиссарова // Музей современного искусства Эрарта. 2015. URL: https://www.erarta.com/ru/calendar/exhibitions/ detail/6e17919f-f573-11e4-9b68-8920284aa333.
Главную роль 2020 — Главную роль в фильме, который снимут на МКС, сыграет женщина // Роскосмос. 2020. 2 нояб. URL: https://www.roscosmos.ru/29518/.
Гуськов 2014 — Гуськов С. Не про космос // Ведомости. 2014. 10 апр. URL: https://www. vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/04/10/ne-pro-kosmos.
Для съемок 2021 — Для съемок проекта в космосе из 3000 заявок в финал отобраны 20 // Роскосмос. 2021. 9 мар. URL: https://www.roscosmos.ru/30243.
Дьяконов 2016 — Дьяконов В. Чаще только звезды // Коммерсантъ. 2016. 20 мая. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2990666.
Дьяконов 2020 — Дьяконов В. Космос открыт для зайца // Artterritiey. 2020. 9 июля. URL: https://arterritory.com/ru/vizualnoe_iskusstvo/recenzii/24984-kosmos_otkryt_dlja_zaica.
Живопись 2021 — Живопись Марины Федоровой на Glex 2021 // Cosmodreams. [2021]. URL: https://cosmodreams.com/expo/news/glex2021.html.
Жизнь в Космосе 2020 — Жизнь в Космосе // Cosmodreams. 2020. URL: https:// cosmodreams.com/gallery/art-clusters/zhizn-v-kosmose.html.
К полету готов 2014а — К полету готов? // Московский музей современного искусства. 2014. URL: http://www.mmoma.ru/exhibitions/tverskoy9/k_poletu_gotov.
К полету готов 2014b — К полету готов? // TimeOut. 2014. URL: https://www.timeout.ru/ msk/artwork/41684.
Кабанова 2016 — Кабанова О. Аппарат, на котором спустился на землю Юрий Гагарин, показывают в Мультимедиа арт музее // Ведомости. 2016. 18 мая. URL: https://www. vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/05/19/641518-apparat-kotorom-spustilsya-zemlyu-yurii-gagarin-pokazivayut-multimedia-art-muzee.
Коробейникова 2016 — Коробейникова К. В Доме фотографии запустили выставку к юбилею первого полета // Московский комсомолец. 2016. 23 мая. URL: https://www.mk.ru/ culture/2016/05/23/v-dome-fotografii-zapustili-vystavku-k-yubileyu-pervogo-poleta.html.
КОС20МОС21 2021 — КОС20МОС21 и весна: обновленная экспозиция в павильонах // Парк «Зарядье». 2021. 5 мар. URL: zaryadyepark.ru/news/kos20mos21-i-vesna-obnovlennaya-ekspozitsiya-v-pavilonakh.
Кулько 2021 — Кулько Д. Участники первого научно-просветительского проекта «Вызов» отрабатывают любые нештатные ситуации // Первый канал. 2021. 19 июня. URL: https://www.1tv.ru/news/2021-06-19/408405-uchastniki_pervogo_nauchno_ prosvetitelskogo_proekta_vyzov_otrabatyvayut_lyubye_neshtatnye_situatsii.
Курдюкова 2014 — Курдюкова Д. Как соберетесь, прилетайте // Независимая газета. 2014. 21 апр. URL: https://www.ng.ru/culture/2014-04-21/10_museum.html.
Лабутина 2020 — ЛабутинаД. «Мы не для этого строили»: почему фото на фоне музея вызвали скандал // Газета.ру. 2020. 14 нояб. URL: https://www.gazeta.ru/lifestyle/ style/2020/11/a_13360027.shtml?updated.
Лоскутов 2021 — Дмитрий Лоскутов: туристы летают в космос за положительными эмоциями // РИА Новости. 2021. 6 апр. URL: https://ria.ru/20210406/kosmos-1604319420.html.
Марина Федорова и Black VR 2020 — Марина Федорова и Black VR в грандиозном виртуальном арт-проекте — Cosmodreams // Black VR. 2020. 30 сент. URL: https://blackvr. org/tpost/t4iiza6one-marina-fedorova-i-black-vr-v-grandioznom.
Мечта о космосе 2017 — Мечта о космосе // Манеж. 2017. URL: http://moscowmanege.ru/ mechta-o-kosmose.
Мискарян 2014 — Мискарян К. Четыре самые интересные выставки этой недели // The Art Newspaper Russia. 2014. 18 апр. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/549.
ММОМА 2014 — Пресс-релиз выставки «К полету готов? Трансформация образов космонавта и космоса в работах художников XXI века. [Материал предоставлен пресс-службой Московского музея современного искусства].
Мотор 2021 — Мотор в иллюминаторе! Как в космосе будут снимать кино // Радио «Комсомольская правда». 2021. 19 мар. URL: https://radiokp.ru/podcast/temy-dnya/346480.
Мусвик 2016 — МусвикВ. Русский космос. С небес на землю // The Art Newspaper Russia. 2016. 16 мая. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3026/.
Невесомость 2013 — «Невесомость». Специальный проект в рамках 5 Московской биеннале современного искусства. 2013. URL: http://moscowmanege.ru/nevesomost/.
Общественное мнение 2014 — Общественное мнение — 2014. М.: Левада-Центр, 2015.
Общественное мнение 2015 — Общественное мнение — 2015. М.: Левада-Центр, 2016.
Общественное мнение 2016 — Общественное мнение — 2016. М.: Левада-Центр, 2017.
Общественное мнение 2017 — Общественное мнение — 2017. М.: Левада-Центр, 2018.
Общественное мнение 2018 — Общественное мнение — 2018. М.: Левада-Центр, 2019.
Остожьева 2020 — Остожьева Е. Идеальные истории Марины Федоровой // WhereRu. 2020. 22 сент. URL: https://where.ru/interview/S677/.
Патриотизм 2020 — Патриотизм // Cosmodreams. 2020. URL: https://cosmodreams.com/ gallery/art-clusters/patriotism.html.
Попова 2014 — Попова А. В ММСИ на Тверском бульваре открылась выставка «К полету готов?» // РБК. 2014. 15 апр. URL: https://style.rbc.ru/impressions/57163a739a79472acdb35b58.
Проект Cosmodreams 2021 — Проект Cosmodreams представляет эксклюзивную версию арт-видео «Космическая Арт-Одиссея» // Press Release. 2021. 2 апр. URL: http://www. press-release.ru/branches/travel/proekt_cosmodreams_predstavlyaet_eksklyuzivnuyu_ versiyu_art_video_kosmicheskaya_art_odisseya_02_04_2021_12_26.
Пушкинский музей 2018 — Пушкинский музей снял экскурсию и отправил в космос // Вести.ру. 2018. 14 апр. URL: https://www.vesti.ru/article/1452645.
Роскосмос 2017 — Роскосмос. В Москве прошла выставка «Мечта о космосе» // Роскос-мос. 2017. URL: https://www.roscosmos.ru/23544/.
Роскосмос 2020 — «Роскосмос» решил оформить как товарный знак фразу Гагарина «Поехали!» // Интерфакс. 2020. 13 нояб. URL: https://www.interfax.ru/russia/736983.
Рузманова, Поляков 2020 — Рузманова Ю., Поляков И. «Зоя»: Самый красивый музей Московской области: Место казни Космодемьянской и идеальный фон для фэшн-съемки // The Village. 2020. 12 нояб. URL: https://www.the-village.ru/city/news-new-place/muzey-zoi-kosmodemyanskoy.
Рузманова 2020 — Рузманова Ю. О чем нам говорит спор вокруг текста про музей «Зоя» // The Village. 2020. 17 нояб. URL: https://www.the-village.ru/city/biz-comments/kommenty-
antropologov-o-zoe?fbclid=IwAR1T3eeLE69qQ0xiaZCU9YG8Xmji09Dp4xug98N17LHg bEjOhYhdFlOYcZQ.
Русский космос 2016 — Русский космос // АртГид. 2016. URL: https://artguide.com/ events/11083.
Рязанский 2019 — Сергей Рязанский. Земля в иллюминаторе // Музей современного искусства Эрарта. 2019. URL: https://www.erarta.com/ru/calendar/exhibitions/detail/271119.
Симакова 2016 — СимаковаМ. Безопасный космизм // Colta.ru. 2016. 11 мая. URL: https:// www.colta.ru/articles/art/11024-bezopasnyy-kosmizm.
Смолев 2020 — Смолев Д. Рейтинг российских музеев — 2020: когда музеи были офлай-новыми // The Art Newspaper Russia. 2020. 29 апр. URL: https://www.theartnewspaper.ru/ posts/8055.
Совместный проект 2021 — Совместный проект Cosmodreams и Почты России ко Дню космонавтики в Петербургском Планетарии // Приозерские ведомости. 2021. 5 апр. URL: https://priozerskvedomosti.ru/2021/04/05/совместный-проект-cosmodreams-и-почты-россии-ко.
Соколова 2016 — Соколова Н. Выставки мая: советские плакаты, путешествие по Африке и русский космос // Российская газета. 2016. 1 мая. URL: https://rg.ru/2016/05/01/reg-cfo/vystavki-maia-sovetskie-plakaty-puteshestvie-po-afrike-i-russkij-kosmos.html/.
Соловьев 2014 — Соловьев С. Каким он парнем был // Новые известия. 2014. 15 апр. URL: https://newizv.ru/news/culture/15-04-2014/200171-kakim-on-parnem-byl.
Сохарева 2014 — Сохарева Т. Искусство, ты просто космос // Газета.ру. 2014. 12 апр. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2014/04/12/a_5990205.shtml.
Стать звездой 2020 — Стать звездой. Отправиться к звездам // Роскосмос. 2020. 3 нояб. URL: https://www.roscosmos.ru/29525.
Съемки 2020 — Съемки фильма в космосе: хотите стать исполнительницей главной роли? // Первый канал. 2020. 16 окт. URL: https://www.1tv.ru/shows/kosmos/polet-v-kosmos-kasting.
Третьяковская галерея 2020 — Третьяковская галерея — online: Ростан Тавасиев и Игорь Волков о «Космосе»: [Видеоролик] // YouTube. 2020. 8 мая. URL: https://www.youtube. com/watch?v=XgwhywZBktw.
Федорова 2020a — Марина Федорова — о проекте Cosmodreams, ностальгии по СССР, современном искусстве и AR в нем: [Видеоролик] // YouTube.com. 17 сент. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=RTuydouPRxk.
Федорова 2020b — Марина Федорова. Cosmodreams // Музей современного искусства Эрарта. 2020. URL: https://www.erarta.com/ru/calendar/exhibitions/detail/02072002.
Фильм 2021 — Фильм «Вызов»: итоги медкомиссии // Роскосмос. 2021. 13 мая. URL: https://www.roscosmos.ru/31044.
Шестакова 2014 — ШестаковаА. «К полету готов!» в Московском музее современного искусства // Коммерсантъ. 2014. 15 апр. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2453220.
Art&More 2016 — Art & More: выставочный проект «Русский космос» в МАММ // Posta-Magazine. 2016. 13 апр. URL: https://posta-magazine.ru/article/exhibition-russian-space-in-mamm/.
Cosmodreams_art 2020a — @Cosmodreams_art // Instagram.com. 2020. 16 ноября. URL: https://www.instagram.com/p/CHpj00wDz5i.
Cosmodreams_art 2020b — @Cosmodreams_art // Instagram.com. 2020. 13 нояб. URL: https://www.instagram.com/p/CHhx7NVsDeV.
Painting 2020 — Painting «Ikar»: [Видеоролик] // YouTube.com. 2020. 20 окт. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=_NG_5ken3EE.
Литература
Брауни 2020 — Брауни Б. Космические одежды: мода в невесомости / Пер. с англ. М.: Нов. лит. обозрение, 2020.
Денк, фон Тюлен 2019 — Денк Ф., фон Тюлен С. Der Klang der Familie: Берлин, техно и падение Стены / Пер. с нем. М.: Шум, 2019.
Мизиано 2015 — Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
Blatchford, Sidlina 2015 — Blatchford I., Sidlina N. The Cosmonauts challenge // Science Museum Group Journal. Vol. 4. No. 4. URL: http://journal.sciencemuseum.ac.uk/browse/is-sue-04/the-cosmonauts-challenge.
Boczkowska 2013 — Boczkowska K. A. American and Russian voices from Outer Space: Constructing the unknown in popular space art // The International Journal of the Image. Vol. 3. No. 2. 2013. P. 33-41.
Boczkowska 2016 — Boczkowska K. The impact of American and Russian cosmism on the representation of space exploration in 20th century American and Soviet space art. Poznan: Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu im. Adama Mickiewicza, 2016.
Boym 2001 — Boym S. Kosmos: Remembrances of the future // Boym S. Kosmos: A portrait of the Russian space age / Ed. by A. Bartos, S. Boym. New York: Princeton Architectural Press, 2001. P. 82-99.
Gerovitch 2008 — Gerovitch S. Creating memories: Myth, identity, and culture in the Russian space age // Remembering the space age / Ed. by S. J. Dick. Washington, DC: National Aeronautics and Space Administration, Office of External Relations, History Division, 2008. P. 203-236.
Gerovitch 2011 — Gerovitch S. "Why are we telling lies?": The creation of Soviet space history myths // The Russian Review. Vol. 70. No. 3. 2011. P. 460-484.
Hartmann 1990 — Hartmann W. K. Beginnings // In the stream of stars: The Soviet/American space art book / Ed. by W. K. Hartmann et al. New York: Workman Pub, 1990. P. 12-23.
Koshkina 2018 — Koshkina V From the space program to Soviet video art: The film experiments of Bulat Galeev // Russian Literature. Vol. 96-98. 2018. P. 195-220.
Lee, Wohn 2008 — Lee S., Wohn K. The media-art exhibition "TenYearsAfter"_v4.0_0uter-Space // Leonardo. Vol. 41. No. 5. 2008. P. 454-459.
Lewis 2005 — Lewis C. S. The birth of Soviet space museums: Creating the earthbound experience during the golden years of the Soviet space programme, 1957-68 // Showcasing Space / Ed. by M. Collins, D. Millard. London: Science Museum, 2005. P. 142-158.
Malina 1991 — Malina R. F. In defence of space art: The role of the artist in space exploration // International Astronomical Union Colloquium. Vol. 112. 1991. P. 145-152.
Manovich 2017 — Manovich L. Instagram and contemporary image // Manovich. 2017. URL: http://manovich.net/index.php/projects/instagram-and-contemporary-image.
McCray 2020 — McCray P. Making art work: How Cold War engineers and artists forged a new creative culture. Cambridge, MA; London: The MIT Press, 2020.
Millard 2016 — Millard D. Cosmonauts: Birth of an exhibition // Science Museum Group Journal. Vol. 5. No. 5. URL: http://journal.sciencemuseum.ac.uk/browse/issue-05/cosmonauts.
Mütter 2018 — MütterB. Per media ad astra? Outer space in West Germany's Media, 195787 // Imagining Outer Space: European astroculture in the twentieth century / Ed. by A. C. T. Geppert. London: Palgrave Macmillan UK, 2018. P. 165-186.
Osaka 2004 — Osaka T. Art in the space age: Exploring the relationship between Outer Space and Earth Space // Leonardo. Vol. 37. No. 4. 2006. P. 273-276.
Siddiqi 2005 — SiddiqiA. A. Privatising memory: The Soviet space programme through museums and memoirs // Showcasing space / Ed. by M. Collins, D. Millard. London: Science Museum, 2005. P. 98-115.
Triscott 2016 — Triscott N. Transmissions from the noosphere: Contemporary art and outer space // The Palgrave handbook of society, culture and outer space / Ed. by P. Dickens, J. S. Ormrod. New York: Palgrave Macmillan, 2016. P. 414-444.
Turkina 2021 — Turkina O. Dreams of the Earth and Sky // Leonardo. Vol. 54. No. 1. 2021. P. 133-146.
Williams 2012 — WilliamsM. F. Reimagining NASA: A cultural and visual analysis of the U. S. space program // Journal of Business and Technical Communication. Vol. 26. No. 3. 2012. P. 368-389.
Wilson 2002 — Wilson S. Information arts: Intersections of art, science, and technology. Cambridge; London: MIT Press, 2002.
Yurchak 1999 — YurchakA. Gagarin and the rave kids: Transforming power, identity, and aesthetics in post-Soviet nightlife // Consuming Russia: Popular culture, sex, and society since Gorbachev / Ed. by A. M. Barker. Durham, NC: Duke Univ. Press, 1999. P. 76-109.
References
Blatchford, I., & Sidlina, N. (2015). The Cosmonauts challenge. Science Museum Group Journal, 4(4). http://journal.sciencemuseum.ac.uk/browse/issue-04/the-cosmonauts-challenge.
Boczkowska, K. A. (2013). American and Russian voices from Outer Space: Constructing the unknown in popular space art. The International Journal of the Image, 3(2), 33-41.
Boczkowska, K. (2016). The impact of American and Russian cosmism on the representation of space exploration in 20th century American and Soviet space art. Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu im. Adama Mickiewicza.
Boym, S. (2001). Kosmos: Remembrances of the future. In A. Bartos, & S. Boym (Eds.). Kosmos: A portrait of the Russian space age (pp. 82-99). Princeton Architectural Press.
Brownie, B. (2019). Spacewear: Weightlessness and the final frontier offashion. Bloomsbury.
Denk, F., & von Thülen, S. (2012). Der Klang Der Familie: Berlin, Techno und die Wende. Suhrkamp. (In German).
Gerovitch, S. (2008). Creating memories: Myth, identity, and culture in the Russian space age. In S. J. Dick (Ed.). Remembering the space age (pp. 203-236). National Aeronautics and Space Administration, Office of External Relations, History Division.
Gerovitch, S. (2011). "Why are we telling lies?": The creation of Soviet space history myths. The Russian Review, 70(3), 460-484.
Hartmann, W. K. (1990). Beginnings. In W. K. Hartmann et al. (Eds). In the stream of stars: The Soviet/American space art book (pp. 12-23). Workman Pub.
Koshkina, V. (2018). From the space program to Soviet video art: The film experiments of Bulat Galeev. Russian Literature, 96-98, 195-220.
Lee, S., & Wohn, K. (2008). The media-art exhibition "TenYearsAfter"_v4.0_0uterSpace. Leonardo, 41(5), 454-459.
Lewis, C. S. (2005). The birth of Soviet space museums: Creating the earthbound experience during the golden years of the Soviet space programme, 1957-68. In M. J. Collins (Ed.). Showcasing space (pp. 142-158). NMSI Trading.
Malina, R. F. (1991). In defense of space art: The role of the artist in space exploration. International Astronomical Union Colloquium, 112, 145-152.
Manovich, L. (2017). Instagram and contemporary image. Manovich. http://manovich.net/index. php/projects/instagram-and-contemporary-image.
McCray, P. (2020). Making art work: How Cold War engineers and artists forged a new creative culture. The MIT Press.
Millard, D. (2016). Cosmonauts: Birth of an exhibition. Science Museum Group Journal, 5(5). http://journal.sciencemuseum.ac.uk/browse/issue-05/cosmonauts/.
Miziano, V. (2015). Piat'lektsii o kuratorstve. [Five lectures about curatorship]. Ad Marginem Press. (In Russian).
Mütter, B. (2018). Per media ad astra? Outer Space in West Germany's media, 1957-87. In A. C. T. Geppert (Ed.). Imagining Outer Space: European astroculture in the twentieth century (pp. 165-186). Palgrave Macmillan UK.
Osaka, T. (2004). Art in the space age: Exploring the relationship between Outer Space and Earth Space. Leonardo, 37(4), 273-276.
Siddiqi, A. A. (2005). Privatising memory: The Soviet space programme through museums and memoirs. In M. J. Collins (Ed.). Showcasing space (pp. 98-115). NMSI Trading.
Triscott, N. (2016). Transmissions from the noosphere: Contemporary art and outer space. In P. Dickens, & J. S. Ormrod (Eds.). The Palgrave handbook of society, culture and outer space (pp. 414-444). Palgrave Macmillan.
Turkina, O. (2021). Dreams of the Earth and Sky. Leonardo, 54(1), 133-146.
Williams, M. F. (2012). Reimagining NASA: A cultural and visual analysis of the U. S. space program. Journal of Business and Technical Communication, 26(3), 368-389.
Wilson, S. (2002). Information arts: Intersections of art, science, and technology. MIT Press.
Yurchak, A. (1999). Gagarin and the rave kids: Transforming power, identity, and aesthetics in post-Soviet nightlife. In A. M. Barker (Ed.). Consuming Russia: Popular culture, sex, and society since Gorbachev (pp. 76-109). Duke Univ. Press.
Информация об авторе
Анна Сергеевна Правдюк
магистр культурологии аспирантка, Аспирантская школа по искусству и дизайну, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Тел.: +7 (495) 772-95-90 н [email protected]
* *
Information about the author
Anna S. Pravdyuk
Master of Arts
PhD Student, Doctoral School of Arts and Design, National Research University Higher School of Economics Russia, 101000, Moscow, Myasnitskaya Str., 20 Tel.: +7 (495) 772-95-90 s [email protected]