Научная статья на тему 'КОСМОПЛАНЕТАРНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА (ОТ РУССКОГО КОСМИЗМА - К РОССИЙСКОМУ ИНВАРОНМЕНТАЛИЗМУ)'

КОСМОПЛАНЕТАРНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА (ОТ РУССКОГО КОСМИЗМА - К РОССИЙСКОМУ ИНВАРОНМЕНТАЛИЗМУ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ КОСМИЗМ / РОССИЙСКИЙ ИНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ / ТЕХНИКИ И ОБЩЕСТВА / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ / СОЦИО-ГУМАНИТАРНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Люскин Михаил Борисович, Калинин Эдуард Юрьевич

Российский инвайронментализм - это развитие проблематики русского космизма в современных условиях: дифференциации науки, интеграции науки, техники и общества, освоении космического пространства, возникновении и развитии глобальных проблем, возникновении синергетики и системы кибернетических исследований. Успех российского инвайронментализма как массовой и профессиональной идеологии и мировоззрения возможен только при эффективном взаимодействии естественно-научных, социо-гуманитарных и технико- практических исследований. Сегодня обращение к традициям русского космизма приобретает почти ритуальный характер, т.к. позволяет декларировать свою преемственность и приоритет российской мысли, её актуальность в новых условиях и возможность нового «синтеза». Однако эволюция космизма в России - это (во многом) преодоление архаических форм мировоззрения. Некорректно (и неправильно) воспринимать русский космизм как альтернативу западноевропейской мысли, рационализму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COSMOPLANETARY EXISTENCE OF MAN (FROM COSMISM TO RUSSIAN INVARIANTALISM)

Russian environmentalism is the development of the problems of Russian cosmism in modern conditions: the differentiation of science, the integration of science, technology and society, the exploration of outer space, the emergence and development of global problems, the emergence of synergetics and the system of cybernetic research. The success of Russian environmentalism as a mass and professional ideology and worldview is possible only with the effective interaction of natural science, socio-humanitarian and technical-practical research. Today, the appeal to the traditions of Russian cosmism acquires an almost ritual character, because. allows you to declare your continuity and priority of Russian thought, its relevance in the new conditions and the possibility of a new “synthesis”. However, the evolution of cosmism in Russia is (in many ways) overcoming archaic forms of worldview. It is incorrect (and wrong) to perceive Russian cosmism as an alternative to Western European thought, rationalism.

Текст научной работы на тему «КОСМОПЛАНЕТАРНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА (ОТ РУССКОГО КОСМИЗМА - К РОССИЙСКОМУ ИНВАРОНМЕНТАЛИЗМУ)»

Космопланетарное бытие человека (от русского космизма - к российскому инваронментализму)

Люскин Михаил Борисович,

доцент каф. ФПС, ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» E-mail: LiuskinMB@mpei.ru,

Калинин Эдуард Юрьевич,

старший преподаватель, ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» E-mail: KalininEY@mpei.ru

Российский инвайронментализм - это развитие проблематики русского космизма в современных условиях: дифференциации науки, интеграции науки, техники и общества, освоении космического пространства, возникновении и развитии глобальных проблем, возникновении синергетики и системы кибернетических исследований. Успех российского инвайронментализма как массовой и профессиональной идеологии и мировоззрения возможен только при эффективном взаимодействии естественно-научных, социо-гуманитарных и технико- практических исследований. Сегодня обращение к традициям русского космизма приобретает почти ритуальный характер, т.к. позволяет декларировать свою преемственность и приоритет российской мысли, её актуальность в новых условиях и возможность нового «синтеза». Однако эволюция космизма в России - это (во многом) преодоление архаических форм мировоззрения. Некорректно (и неправильно) воспринимать русский космизм как альтернативу западноевропейской мысли, рационализму.

Ключевые слова: русский космизм, российский инвайронментализм, интеграция науки, техники и общества, естественно-научное, социо-гуманитарное мировоззрения, человек.

Инвайронменталистская парадигма или инвайронментальность (или «эко-духовность», если хотите) - одна из систем идей и регулятивов при осуществлении перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Инвайронментализм (ИМ) стремится ограничить неограниченный рост естественных и технических наук, их технологическое воплощение и экономические и политические механизмы на основе соци-огуманитарных наук и ценностей. Зафиксируем его основные формы: 1. ИМ как наука об окружающей среде и взаимоотношениях с ней человека. Предмет её шире предмета экологии, изучающей только природную среду; 2. ИМ как практическая мудрость, опыт, учение -назовем его инвайронментальностью, включающей в себя как индивидуальные, так и рационализированные, идеологические и мировоззренческие формы и духовные практики - всю сферу духовно - практического отношения человек - окружающая среда; 3. ИМ как философия - ивайронментальная или экофилософия; 4. Им как социальная организация, управление и политика; 5. ИМ как движение - движение зеленых.

Для российского ИМ обращение к традиции русского космизма почти обязательно и ритуально, т.к. позволяет декларировать свою преемственность и приоритет российской мысли, её актуальность в новых условиях и возможность нового «синтеза». Оценка справедливости этих притязаний российского ИМ как нового русского космизма составляет суть данной работы.

В свое время Н.К Гаврюшин высказал сомнение: а был ли русский космизм?

Как ни странно, ответить отрицательно гораздо легче, чем положительно, если следовать критериям классической западной мысли. Нет общей школы, единой понятийной системы или хотя бы общего концептуального ядра,

355

к тому же каждый русским космист норовит вступить в противоречие с другими. При этом громадное большинство из них как-то подозрительно многогранны и расплывчаты и противоречат не только друг другу, но и самим себе. Однако если следовать критериям ряда направлений современной западной мысли, то эти вышеперечисленные особенности позволяют разнообразно актуализировать русский космизм - все, что не устраивает - отбросить, перетолковать, как минимум не заметить (что с позиций постмодернизма, что с позиций западного ИМ). Но для российского ИМ это совершенно не так. Для обретения утраченного единства и национальной самоидентификации и происходит прежде всего это обращение. Именно эти поиски, на наш взгляд, являются общим стержнем, реальной связью и преемственностью между российским ИМ и русским космизмом.

Можно заметить единство и различия между современными российскими инвайронменталистами. Они сходятся в том, что в период зарождения русского космизма российское бытие утратило целостность и устойчивость. И возникла необходимость «нового синтеза Космоса», или «всеединства». Эту потерю отмечают все русские космисты и все российские инвайронменталисты, их оценивающие и описывающие. Первые были согласны, что нужно и можно такой синтез создать - в этом выражалась одна из главных черт русского космизма, да и почти всей российской культуры - ее проективность и вместе с тем ее эсхатологичность и утопичность.

Для нас наиболее важны следующие моменты его двойственности или противоречивости: сочетание утопии с проективностью, тотальной проективности с проектами тотальности, поисков единства и отсутствием единства в поисках. Новые моменты двойственности применительно к русскому космизму - это двойственность всех «новых синтезов Космоса», всех проектов «всеединства». Провозглашение единства философии, религии и науки

не удалось реализовать во «всеединстве», оно оказалось скорее синтезом религии, искусства, личной духовно-мистической практики и элементов науки и философии как у В. Соловьева, так и у всех других творцов «всеединства».

По намерениям и заявкам глобальный синтез на деле оказывался локальным. Осознание неоднородности космоса привело к постоянному присутствию двух пониманий природы: физического и натуралистического в естественно-научной ветви русского космизма и вдобавок к этому - к квазинатурализму духовных, сознательных феноменов. Подобное совмещение было возможным только на определенном этапе неразвитости физической науки в России и начальном этапе развития ряда биологических, геологических и экологических дисциплин. Это уникальная переходность в развитии отечественного и мирового научного знания позволила натуралистическим концепциям, глобально расширенным и обобщенным в рамках русского космизма, реализовать прогностическую и интегрирующую функцию.

Заявленный или неосознанно желаемый синтез религии и науки остался только по большей части пожеланием и привел к двойственности смысловой нагрузки и функции каждого элемента в новом синтезе: научные элементы получили добавочную сакральную нагрузку и изменили смысл, а религиозные элементы стали пониматься в особом квазинатуралистическом, а не каноническом смысле.

Благодаря последнему аспекту двойственности рациональные элементы и методы науки и философии (одни больше, другие меньше) подвергаются искажению, и поэтому в целом русский космизм не представляет собой ни философской, ни научной школы, а является умонастроением, мировоззрением или тенденцией.

В последнюю четверть века, когда происходило «воскрешение» (почти по Н. Федорову) русского космизма, ситуация существенно иная. Главный духовный пафос русского космизма вы-

356

дохся, если не совсем, то почти. С другой стороны, развитие космонавтики, системно-кибернетических подходов, комплексных биосферных наук делает во многом ненужным и естественнонаучный пафос русского космизма.

Тогда что представляет собой российский инвайронментализм?

Это и не антропоцентризм, претендующий на место Бога. Поэтому это действительно (1) антропокосмизм -«человекоразмерный космос и кос-моукрепленный человек» (как диалог человека и космоса с одной стороны и диалог естественных и социогумани-тарных мировоззрений с другой). Некая предустановленная гармония в проекте, т.к. это не настоящее, а скорее «потребное будущее». Отсюда и его активный, проективно-конструктивный, творческий характер. Таким образом, это (2) демиургический антропокосмизм. Связующим звеном между человеком и космосом выступает Земля, биосфера, жизнь. Итак, это (3) демиургиче-ский антропогео(био)космизм. Теперь не хватает еще одного элемента, указывающего на тип знания. Это, конечно, не логос, а софия. Поэтому следующий этап формулы - это (4) демиур-гическая антропогео(био)космософия. Часть, относящаяся к знанию: (5) монистическая гностически-демиургическая антропогео(био)космософия.

Попробуем сопоставить его с русским космизмом. Оказывается двойственность, так неистребимо присущая русскому космизму, почти совершенно исчезла у российского инвайронмента-лизма.

Остановимся кратко на социокультурной дифференциации российского инвайронментализма. Российский ин-вайронментализм распадается на ряд групп, каждая из которых по-своему интерпретирует (и редуцирует) русский космизм, согласно своей платформе.

1. Религиозный и историософский инвайронментализм. Здесь он редуцируется к христианскому космосу. 2. Морально-идеологический: или собственно инвайронментальность - это мораль, политика, идеология и уже кро-

ме переживания почти ничего не остается от знания как натуралиста, так и современного точного естествознания. 3. Философско-методологическая рефлексия на инвайронментализм и космизм. Это очень разнообразное направление, учитывающее опыт русского космизма: в собственных а) фи-лософско-методологических, б) научных концепциях. Практически во всех случаях а) и б) происходит рационалистическая редукция и модернизация русского космизма. Пункт 3а хорошо репрезентирует позиция Ф.И. Гиренка. [1, с. 153-156], [3, с. 27]

3а. Человек является тем, кто индивидуализирует космос, делает его не "мертвой" универсальной сущностью, а "индивидом", конкретной всеобщностью. С этим тезисом трудно согласиться, и его убедительность обязана интерпретацией автором отдельных утверждений представителей русского космизма. Однако, чем же объясняется то, что идеи сложились сотню лет назад и только теперь смогли пойти в ход? Почему эти идеи сложились именно в России?

Что является общим выражением космической ориентированности русской мысли конца XIX - начала XX вв.? Это убеждение в органически целом характере бытия, имманентной причастности человеческого существа к космосу, потребность в цельном знании. "Космос" при этом скорее символизирует такого рода интенции, вбирает их в себя, нежели обозначает выделение и преимущественный предмет интереса и размышления.

4. Мистико-религиозный. Здесь есть попытки синтеза, включающие и научное знание. Это космизм, но, безусловно, мистико-логосной природы. От эпистемы здесь не остается ничего. 5. Мифически-мистический. В этом, как и во втором направлении происходит вольная или невольная вторичная мифизация русского космизма, сопровождающаяся усечением его естественно-научных компонент по сути, с оставлением их по форме. 6. Постмодернистское или «метаморфозное».

357

А вообще «постмодернистский» инвай-ронментализм где хочет, там и ходит.

С точки зрения Ф.И. Гиренка язычник - это тот, кого ведет язык. К новому язычеству ведут разные пути: наука - один из них. Что такое наука - метод. То, что обеспечивает возможность непрерывного возобновления человека в отчужденных формах сознания. Это достигается дрессировкой тела и психики. Человек, окруженный словами и предметами, смысл которых коренится в науке скорее готов отождествить себя с силой природы, чем со структурой личности. Т. е. наука в бытийных проявлениях заставляет работать на понижение человека и культуры. Это работа и создает то, что Гиренок называет новым язычеством. Новые язычники называют себя по-разному: позитивистами, реалистами, коллективистами, экуменистами и антропософами или просто колдунами и экстрасенсами. Все они работают на понижение, т.е. оставляют только тот набор возможных состояний человека, которое достигается продолжением его натуральных свойств. Всех их объединяет новоязыческое сознание.

Экология деконструирует порог первоначального разрыва с домом. Если город - центр, то экология деконстру-ирует центр. Экология деконструирует другой разрыв с Богом. Разрыв с языком научной рациональности проявляется в признании внутренних состояний. Разрыв с наукой заполняется теософией, анропософией и экософией. Восток стал символом сообщения с тем, что внутри. Европа связала культуру с цивилизацией, Восток её связал с верой. В Европе обыватель есть, а космизма в ней нет. Космизм - это словесный барьер, плотина за которой хотели отсидеться интеллектуалы России. Они хотели переждать переоценку ценностей, которая шла по Европе. Космизм - это сохранение единого в момент переоценки ценностей. Космос не исключает возможности того, чтобы мы в нем были. Бог не хочет, а мы уже есть и это космос. То, что не определено полностью не на языке Бога, не на языке

человека. Это неречевая тайна мира. Речевая тайна ведет к власти. Неречевая - к космосу. В Европе тело мыслится как обрыв речи, в России космос мыслится как мировая душа. [3 с.88-99]

Можно согласится с неоязыческой интерпретацией русского космизма Ф.И. Гиренком, но уточним, что русский космизм и российский инвайронмента-лизм - это не только неоязычество, это неоархаика, т.е. это попытка вернуться не только в рамках языка, но и в рамках социально - политических, точнее властных отношений к этапу доциви-лизационного развития. Эволюция космизма в России заключалась как раз в преодолении архаических форм мировоззрения. Видеть в них свидетельство попыток определить ход времен, провиденциально усмотреть еще не реализованные возможности изменить ход новоевропейской науки, по меньшей мере это выдавать желаемое за действительное. В этом сказывается как неуважение к предшественникам (образ их мыслей искажается в угоду ложной «актуальности» до неузнаваемости, и они становятся объектами какого-то интеллектуального манипулирования во имя совершенно посторонних целей, будь то патриотизм или отклик на требования моды), так и нежеланием хорошо понять - так что же мы начинаем постигать.

Необходимо слышать то, что они говорят нам, а не то, что мы хотим услышать от них. Главное - стремление услышать сказанное так, как сказано. В сказанном заключен личный выбор, декларированы ценности и предпочтения говорившего. Интерпретация "в духе времени" усиливает анонимность и способствует не мышлению и пониманию (реализуемым в диалоге), но мифологизированию предмета, что, на взгляд А.И. Алешина, и случилось в нашей литературе, посвященной прямо или косвенно теме русского космизма. [4, с. 50]

Если для М. Хагемайстера русский космизм - причина нестрогости мысли и впадения России в тоталитаризм, то для А.Ю. Семенова - это свидетель-

358

ство превосходства русской мысли над западной. В русской философии космизма весьма много не философем, а мифологем, ... но превращать русский космизм в альтернативу западноевропейской мысли, рационализму и даже возникающему постиндустриальному обществу столь же неправомерно, сколь и отрицать существование в нем этики. [2, С.64]. Подводя итоги существования и осмысления русского космизма и российского инвайромента-лизма необходимо отметить их актуальность, не лишенную противоречивости.

Литература

1. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.

2. Русский космизм: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский М.: 2022.

3. Стратегия выживания. Космизм и экология М.,1997.

4. Философия русского космизма М., 1996.

THE COSMOPLANETARY EXISTENCE OF MAN (FROM COSMISM TO RUSSIAN INVARIANTALISM)

Luskin M.B., Kalinin E. Yu.

National Research University "Moscow Power Engineering Institute"

Russian environmentalism is the development of the problems of Russian cosmism in modern conditions: the differentiation of science, the integration of science, technology and society, the exploration of outer space, the emergence and development of global problems, the emergence of synergetics and the system of cybernetic research. The success of Russian environmental-ism as a mass and professional ideology and worldview is possible only with the effective interaction of natural science, socio-humanitarian and technical-practical research. Today, the appeal to the traditions of Russian cosmism acquires an almost ritual character, because. allows you to declare your continuity and priority of Russian thought, its relevance in the new conditions and the possibility of a new "synthesis". However, the evolution of cosmism in Russia is (in many ways) overcoming archaic forms of worldview. It is incorrect (and wrong) to perceive Russian cosmism as an alternative to Western European thought, rationalism.

Keywords: Russian cosmism, Russian environ-mentalism, integration of science, technology and society, natural science, socio-humanitarian worldview, man.

References

1. Girenok F.I. Ecology, civilization, noo-sphere. M., 1987.

2. Russian cosmism: N.F. Fedorov, K.E. Tsi-olkovsky, V.I. Vernadsky, A.L. Chizhevsky M.: 2022.

3. Survival strategy. Cosmism and ecology M., 1997.

4. Philosophy of Russian cosmism M., 1996.

359

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.