Научная статья на тему 'Космонавты и астронавты как маркетинговый сегмент рынка'

Космонавты и астронавты как маркетинговый сегмент рынка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
171
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Масловская А. М., Митина М. С., Федорова Н. В.

Рассматриваются вопросы коммерциализации космоса на глобальном уровне. Особое внимание уделено выделению космонавтов и астронавтов как сегмента рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космонавты и астронавты как маркетинговый сегмент рынка»

осложняет множество факторов. В числе основных -ее относительная ненадежность и, до самого последнего времени, неполная орбитальная группировка. Однако применение навигационных бортовых блоков, которые оснащены ГЛОНАСС, позволяет решить возникающие проблемы, обеспечить высокую точность определения местоположения объекта и непрерывный контроль над ним. Таким образом, мы можем сказать о планомерном развитии уровня навигационных систем ГЛОНАСС, что в будущем будет способствовать их активному развитию как в России, так и за рубежом. ГЛОНАСС имеет большие потенциалы и, с точки зрения технической стороны, не уступает мировым лидерам, что также в планах может способствовать конкурентоспособной позиции. Да, есть и минусы, но с помощью творческого переосмысления и креативного подхода, даже к такой, на первый взгляд, технической конструкции, можно реально продвигаться на рынке, ведь у нас все для этого есть. Также мы считаем, что государство должно поставить эту систему на службу обычных граждан. Развивать за собственные средства государства систему «Социальный ГЛОНАСС». Эта система должна создать безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями», чтобы позволить инвалидам выходить из своих квартир.

Также необходимо развивать систему мониторинга для топливно-энергетического комплекса, федеральную систему мониторинга критически важных или потенциально опасных объектов. Очень важно не оставлять без внимания и систему мониторинга инфраструктуры объектов Российской Федерации, в том числе водных ресурсов во избежание паводков. Кроме того, России необходимо сотрудничать со странами Европы, а также с США, Японией, Индией для создания глобальной системы мониторинга и улучшения качества комплектующих Российской системы ГЛОНАСС. Если же мы в ближайшие годы активно займемся качественными улучшениями ГЛОНАСС и наладим сотрудничество с зарубежными странами, мы подойдем к единой мировой глобальной навигационной спутниковой системе.

Библиографические ссылки

1. Закон об обязательной установке системы «ЭРА-ГЛОНАСС» // Транспортная безопасность и технологии. 2014. № 4.

2. ГЛОНАСС // Свободная энциклопедия Википе-дия. URL: http://ru.wikipedia.org.

3. Внедрение ГЛОНАСС: проблемы и перспективы // Вестник ГЛОНАСС. 2013. № 4(15).

© Лаврентьева Е. А., Елизарьева Т. А., 2014

УДК 339.138

А. М. Масловская, М. С. Митина Научный руководитель - Н. В. Федорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОСМОНАВТЫ И АСТРОНАВТЫ КАК МАРКЕТИНГОВЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА

Рассматриваются вопросы коммерциализации космоса на глобальном уровне. Особое внимание уделено выделению космонавтов и астронавтов как сегмента рынка.

Ни для кого не секрет, что в последние годы коммерциализация космоса перестала носить очаговый характер и превратилась в глобальное явление. Сейчас выделяют следующие направления, в которых космическое пространство используется в коммерческих целях: запуски космических аппаратов, коммерческое использование спутниковой связи, глобальной навигации, дистанционное зондирование Земли из космоса, в будущем - космический туризм [1].

Часть из направлений представляет коммерческое использование существующих космических объектов, часть - сотрудничество коммерческих организаций с государственными структурами с целью использования в дальнейшим полученных данных. Но, как нам кажется, ни одно из них не подразумевает удовлетворение нужд людей, что непосредственно вступают в контакт с этим ценным источником благ. Мы говорим о космонавтах и астронавтах, людях, которые проводят часы в тренировках и подготовке к полету, а затем и к пребыванию на международной космической станции (МКС). Быть может, коммерческие ор-

ганизации не воспринимают их, как возможный сегмент рынка - их слишком мало, государство и так дает им все, что им нужно, заботится о них - что они могут предложить для него, ведь он обслуживается государством.

Конечно, технические аспекты летательных аппаратов, соответствующая подготовка команды, как с точки зрения навыков, так и с биологической точки зрения, полностью подконтрольны государственным центрам подготовки. Тем не менее, если рассмотреть и проанализировать этот сегмент, можно выделить область, в которой нет полного удовлетворения потребностей космонавтов и, тем более, астронавтов.

Так PayPal, крупнейший оператор электронных денежных средств, заявила о запуске программы Galactic для исследования наличия возможностей осуществления платежей в космосе [1]. Этот шаг компания мотивирует намерением помочь удовлетворить потребность тех, кто не на Земле. Целевым рынком являются астронавты: они, к примеру, смогут оплатить свои счета или приобрести цифровые товары,

Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса»

находясь на станции. Более того, в перспективе компания будет обеспечивать финансовые возможности космических туристов.

Ни для кого не секрет, что астронавты размещают в интернете ролики, видеодневники, своих пребываний на МКС. Благодаря подобным видео мы можем предположить повседневную жизнь на станции и спрогнозировать, что, возможно, будет пользоваться спросом. Наши предположения о том, что может помочь людям, оказавшимся далеко от всего привычного, что окружает их на земле, строятся на видеодневниках Криса Хэдфилда, первого канадского астронавта, совершившего выход в открытый космос.

В целом, если рассматривать астронавтов как сегмент рынка, и, следовательно, маркетинговый сегмент, можно выделить два вектора работы. Во-первых, компании могут абсолютно ориентироваться на удовлетворение потребностей космонавтов и астронавтов (например, производство стильных и технически усовершенствованных костюмов и одежды). Во-вторых, возможна частичная ориентация на потребности, удовлетворяя которые, появятся новые направления для маркетинга компании.

Если первое направление работы требует специализированных знаний в повседневной жизни астронавтов, такие как: применение вакуумной сублимации и замораживания продуктов, непосредственный рацион отдельно взятого астронавта, способы упаковки продуктов (пластиковая упаковка, металлические банки из тонкого алюминия), температурные колебания на борту, количество комплектов одежды для определенного времени пребывания и т. д., то второе представляется наиболее перспективным с точки зрения дальнейшего использования маркетинговых инструментов. Одним из последствий первого, как нам кажется, будет появление «космического» маркетинга, узконаправленного на удовлетворение, с одной стороны специфичных, с другой стороны - интуитивно понятных, потребностей космонавтов и астронавтов. В то время как благодаря второму направлению увеличится разнообразие маркетинговых «приемов» -новые пути позиционирования фирмы.

В рамках первого вектора работы мы рассмотрели возможности для коммерческих компаний, связанные с продуктами питания и одеждой для космонавтов и астронавтов. Одной из первых задач, которую необходимо будет решить, ориентируясь на изготовление и упаковку продуктов, - это определить степень готовности каналов от поставщиков. Продукты для приготовления должны быть наивысшего качества, за этим необходимо постоянно следить. Кроме этого, надо учитывать не только индивидуальные предпочтения, но и национальные особенности. Так, к примеру, российские космонавты предпочитают хлеб, в то время как американцы едят в основном крекеры и лепешки. То есть, на этапе приготовления готовых продуктов необходимо проводить маркетинговые исследования, определяя, что и кому нравится больше, кто и чем хотел бы перекусить. Второй этап, упаковки, отличается для обычных сегментов рынка. Еда для астронавтов упаковывается либо в пластиковые пакеты после вакуумной сублимации или заморозки,

кашеобразные субстанции - консервы, каша, пюре и т. д. - упаковываются в металлические банки с алюминиевым покрытием, специальные пакеты с жидкими и питьевыми продуктами [3]. В отличие от первого этапы, где все действия направлены исключительно на потребителей, на втором этапе можно подумать и о собственной рекламе. Посоветовавшись с техническим персоналом государственных учреждений, занимающихся упаковкой и доставкой продуктов, можно внести корректировки в сами упаковки, обозначить их своим фирменным знаком и т. п., т. е. задействовать инструменты маркетинга, но обозначить для них специфический объект - упаковка товара для космонавтов и астронавтов.

Что касается одежды в космосе, то здесь целый спектр услуг, которые могут быть предложены. Так как численность всего сегмента заметна небольшая, возможно проведение маркетингового исследования не с выборкой, а с целой совокупностью, четко определив пожелания ее представителей. Кроме этого, становится реальным производство одежды на заказ, с учетом всех замечаний со стороны клиента. Конечно, не стоит забывать о необходимости одежды и костюмов соответствовать условиям, в которых их будут носить [2]. Таким образом, маркетинговой группе компании, скорее всего, предстоит разделиться на тех, кто будет собирать информацию о цвете, размерах, желательных характеристика («чтобы не мялось», например), а вторая будет работать со специалистами, узнавая, какое качество необходимо, какие температурные колебания могут быть, сколько примерно будет стоить один комплект одежды, сколько комплектов необходимо одному потребителю и т. п. Затем, информация объединяется и дополняется, вносятся коррективы относительно торговой марки и видимых особенностей одежды, оценивается и предлагается на рынке.

Если компания не намерена профилироваться на данном сегменте, то ей можно предложить следующие способы участия на нем. Как еда, так и одежда стоят относительно дорого, например, пара носков стоит около трех долларов. Частичное финансирование с условием использования данного факта в рекламных, к примеру, целях. Кроме этого, можно одним из условий обозначить наличие товарной марки на упаковке или использование цветов и символов обычной упаковки этой компании. «Покупайте крекеры в нашей новой упаковке, почувствуйте себя астронавтом» - возможный рекламный слоган.

В отличие от первого направления, во втором работа маркетологов остается прежней, лишь увеличивается вариативный ряд возможностей позиционирования товаров. Тем не менее, им предстоит учитывать интересы не только «землян» в том, как должна выглядеть упаковка товара, но и пожелания тех, кто далеко от Земли.

Также не стоит забывать, что отправной точкой являются психологические потребности космонавтов и, в особенности, астронавтов. Разрабатывая товары для этого сегмента рынка, необходимо в первую очередь ориентироваться на связь между повседневной земной жизнью и жизнью в космосе, максимально приближая их друг к другу.

Библиографические ссылки

1. Pravmisl.ru. Учебные материалы [Электронный ресурс]. URL: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=2683 (дата обращения: 28.03.2014).

2. Hopes and fears [Электронный ресурс]. URL: http://www.hopesandfears.com/hopesandfears/news/news /121067-paypal-space (дата обращения: 28.03.2014).

3. 13min.ru [Электронный ресурс]. URL: http:// www.13min.ru/nauka/eda-v-kosmose-pishha-kosmonavtov.html (дата обращения: 28.03.2014).

© Масловская А. М., Митина М. С., 2014

УДК 138.138

А. М. Мухаметшина Научный руководитель - Е. А. Рыбакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИМИДЖЕВАЯ РЕКЛАМА В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлена сущность имиджевой рекламы в туризме, рассмотрены отличительные черты имиджевой рекламы в туризме, анализируется зарубежный опыт данного вида рекламы.

Реклама туристского потенциала России представляется как имиджевая реклама страны как таковой. Россия имеет многие привлекающие факторы: значительный исторический и культурный потенциал России; наличие большого числа достопримечательностей мирового значения; общий рост интереса к России; наличие уникальных природных и климатических зон; подъем и развитие экономики, это в свою очередь и обуславливает актуальность изучения данной темы.

Целью работы является всестороннее изучение и анализ имиджевой рекламы в туристской деятельности.

Имиджевая реклама - это реклама по созданию благоприятного образа (имиджа) фирмы и/или товара. Ее основная роль - ознакомление потенциальных покупателей или пользователей с продукцией (услугой), ее назначением и характеристиками, а также с направлениями деятельности и преимуществами данной фирмы [1].

Любая имиджевая реклама направлена не только на клиентов, но, прежде всего на самих сотрудников. Повышая уверенность в высоком статусе их компании это увеличивает не только производительность, но и помогает привлечь дополнительных рекламных агентов - самих сотрудников. Разработка корпоративной рекламы и введение ее в действие - это результат работы профессионалов, которые годами разрабатывают различные стратегии, создавая благоприятный имидж компании и принося существенную прибыль. Результат рекламной кампании виден лишь по прошествии определенного, достаточно долгого периода. Так как даже при мощнейшей активизации всех СМИ важен не краткосрочный всплеск популярности, а долгосрочный. Туристская реклама - особый вид рекламы, так как это реклама услуг, т. е. нематериальных, невещественных форм полезности. Задача туристской рекламы каким-то образом показать полезность услуг и удовлетворение от их использования. Это сделать гораздо сложнее, чем показать результаты использования стирального порошка или губной помады.

Туристская реклама должна быть не просто яркой, броской и заметной, но и по-настоящему красивой. Красота, «изюминка» сильнее привлекает и гораздо дольше удерживает внимание аудитории, чем агрессивный, яркий цвет и громкий звук.

Отличительные черты рекламы в индустрии туризма определяются спецификой отрасли и ее товара (туристских услуг) и заключаются в том, что:

- туристская реклама несет большую ответственность за правдивость и точность продвигаемых с ее помощью сообщений;

- услуги, которые в отличие от традиционных товаров не имеют постоянного качества, вкуса, полезности, нуждаются в приоритетном развитии таких функций рекламы, как информационность и пропаганда;

- специфика туристских услуг предполагает необходимость использования зрительных, наглядных средств, более полно отражающих объекты туристского интереса. Поэтому здесь, как нигде, часто используются кино- и фотоматериалы, красочная изо-продукция;

- реклама является постоянным спутником туризма и обслуживает людей не только во время, но и после путешествия, что накладывает на нее особую ответственность и придает своеобразные черты, не свойственные рекламе других товаров и услуг.

В отличие от других сфер деятельности в туристском бизнесе больший процент имиджевой рекламы. Это связано, прежде всего, с работой национальных туристских администраций и офисов, которые занимаются некоммерческой рекламой, то есть продвижением дестинации в целом, формированием благоприятного имиджа страны и привлечением в страну туристов. Эта реклама некоммерческая потому, что продажа конкретного турпродукта не является её целью. В отличие от массовой сбытовой рекламы, индивидуальная и уникальная имиджевая реклама в туристской деятельности стремится быть красивой, безупречно исполненной. Её преимущество ещё и в том, что она ненавязчива, она является как бы приглашением, а не агитацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.