Научная статья на тему 'Космогонический миф в опере'

Космогонический миф в опере Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
409
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРА / OPERA / ЛИБРЕТТО / LIBRETTO / КАРТИНА МИРА / WORLDVIEW / СЮЖЕТ / PLOT / КОСМОГОНИЧЕСКИЙ МИФ / COSMOGONIC MYTH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гончаренко Светлана Сергеевна

В поэтике оперного либретто концептуальное значение имеют мифы о мироустройстве -космогонические мифы, заимствованные из фольклора и древних литературных памятников. В статье их систематика описывается в теоретическом и историческом аспектах. Дифференцируются две группы мифов: сюжетные и несюжетные. Первая группа -мифы о сотворении мира, представленные в архаических священных текстах, которые построены на принципе бинарной оппозиции. В упорядоченной картине Вселенной каждому элементу реального земного мира соответствует элемент ирреального, высшего, трансцендентного мира. Мироустройство, описанное в каталогических несюжетных текстах, гармонично и завершено. В оперных либретто такие тексты используются эпизодически и фрагментарно. Однако они значимы в художественной концепции произведения (Опера «Садко» Н. Римского-Корсакова). Сюжетные космогонические мифы являются разверткой каталогических текстов. Они отражают динамику процессов передвижение элементов по ярусам мирового универсума. Многократное перемещение путешествие героев из одного мира в другой отражает круговорот в природе, обратимое циклическое время («Персефона» И. Стравинского). Автор рассматривает оперные сюжеты, в которых картина мира «достраивается» бла годаря перемещению элементов: земные герои по воле Богов определены на вечную жизнь в космические дали. Такие сюжеты представлены в операх эпохи Барокко («Персей» Ж. Б. Люлли, «Кастор и Поллукес» Ж. Ф. Рамо, «Каллисто» Ф. Кавалли). Тенденция к ремифологизации в культуре XX-XXI столетий усиливается возвращением на театральные подмостки барочной оперы. Конкретно-чувственное мышление, свойственное мифосознанию, находит яркое воплощение в обилии иконических знаков в современной сценической интерпретации опер (сценическая версия оперы «Каллисто» Г. Вернике). С другой стороны, композиторы актуализируют космогонический миф в новосочиненных операх («Луна» К. Орфа, «Андромеда и Персей» С. Шаррино, «Свет» К. Штокгаузена»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cosmogonic myth in Opera

The myths about the structure of the world are conceptual in poetics of an opera libretto. These are cosmogonic myths borrowed from ancient folklore and literary works. The article describes the myths classification in theoretical and historical aspects. The narrative and nonnarrative groups of myths are differentiated. The first group (the creation myths) is presented in the archaic sacred texts. They are based on binary oppositions. In the ordered picture of the Universe each element of the real world corresponds to the element of the unreal, higher, transcendental world. The Universe world order described in non-narrative catalogue type of texts is harmonious and completed. In opera libretto such texts are used sporadically and fragmentarily. However, they are significant for the piece artistic concept (“Sadko” by N. Rimsky-Korsakov). Narrative cosmogonic myths develop from the catalogic texts. They reflect the processes dynamics the movement of elements on the tiers of the world universe... The myths about the structure of the world are conceptual in poetics of an opera libretto. These are cosmogonic myths borrowed from ancient folklore and literary works. The article describes the myths classification in theoretical and historical aspects. The narrative and nonnarrative groups of myths are differentiated. The first group (the creation myths) is presented in the archaic sacred texts. They are based on binary oppositions. In the ordered picture of the Universe each element of the real world corresponds to the element of the unreal, higher, transcendental world. The Universe world order described in non-narrative catalogue type of texts is harmonious and completed. In opera libretto such texts are used sporadically and fragmentarily. However, they are significant for the piece artistic concept (“Sadko” by N. Rimsky-Korsakov). Narrative cosmogonic myths develop from the catalogic texts. They reflect the processes dynamics the movement of elements on the tiers of the world universe. Repeated movement the heroes’ journey from one world to another reflects a natural cycle, reversible and cyclical time (“Persephone” by I. Stravinsky). The author investigates opera plots in which the elements movement completes the worldview: Gods give the earth heroes eternal life in the cosmic space. These stories are presented in the Baroque operas (“Perseus” by J. B. Lully, “Castor and Pollux” by J. F. Rameau, “Callisto” by F. Cavalli). The tendency to remythologization in the culture of the XX-XXI centuries is enhanced by the Baroque Opera return to the theatrical stage. On the one hand, the specifically sensory thinking, characterizing the mythological consciousness, is expressed brightly in a great number of iconic signs in modem interpretation of operas (the stage version of “Callisto” by G. Wernicke). On the other hand, composers actualize cosmogonic myth in newly created operas (“The Moon” by K. Orff, “Andromeda and Perseus” by S. Sciarrino, “Light” by K. Stockhausen). function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Космогонический миф в опере»

УДК 782

С. С. Гончаренко КОСМОГОНИЧЕСКИЙ МИФ В ОПЕРЕ

о все времена земного бытия волнуют Человека вопросы о том, каков окружающий его мир и какое место он, малая песчинка, занимает в бесконечном пространстве, которое открывается ему при взгляде на небосвод? Стихийные миропредставления отражают народные мифы, легенды, сказания. О строении космоса повествуют литературные памятники античности, опирающиеся на открытия и гипотезы ученых: «Теогония» Гесиода, «О природе вещей» Лукреция. Древнейшее (из дошедших до нас) описание карты звездного неба, созвездий и связанных с ними мифов, изложенное в поэтической форме, содержится в «Явлениях» Арата1.

Космогонический миф («миф о мироустройстве» [3]) - один из многих в богатейшей кладовой архаических мотивов, питающих оперу на протяжении более четырех веков ее существования. Оперный жанр, заполнив нишу, возникшую при расширении в культуре профанного пространства на рубеже Возрождения и Барокко, выполняет сакральные функции. Его «мифоритуальный универсум»2 воплощается в особенной музыкально-те-атральной форме, основу которой составляет поэтика либретто. Остановим внимание на двух группах космогонических мифов, изложенных в архаических текстах и привлекаемых в оперные либретто: сюжетных текстах и несюжетных.

В оппозиции «космос и хаос» космос олицетворяет единство упорядоченного мироустройства, прекрасного в силу царящей в нем гармонии. Представления о красоте мира как о целостной завершенной системе дают фольклорные источники и древние литературные памятники. Космогонический миф лежит в основе несюжетных ритуальных текстов каталогической структуры, одним из ко-

© С. С. Гончаренко, 2016

торых является духовный стих восточных славян «Голубиная книга».

От чего у нас зачался белый вольный свет?

От чего у нас солнце красное?

От чего у нас млад-светел месяц?

От чего у нас звезды частые?

От чего у нас ночи темные?

От чего у нас зори утренни?

В перечне вопросов и ответов на них заключены сущностные черты картины мира, построенной на бинарных оппозициях: свет и тьма, солнце и луна. Здесь также и мотив утренней зари, решающего для славянских этносов момента в вечном круговороте природы - перехода от тьмы к свету.

Родство космогонических мифов, бытующих во всех концах земного шара, проявляется в первоэлементах жизни. В основе многих мифов о сотворении мира лежит символика, связанная с уникальностью строения человеческого организма. Издавна человек подметил подобие в строении частей тела и внутренних органов. Некоторые органы - желудок, легкие воспроизводят спираль, наглядно выраженную в конфигурации уха, напоминающего эмбрион. Организм человека, бесконечно сложный по внутреннему устройству, с разнонаправленными, но координированными потоками энергии понимается в древних учениях как Вселенная.

Идентификация структуры человеческого тела и Космоса является основой мифов о создании мира из тела верховного Божества или из тела Первочеловека. По древнеиндийским мифам человек рождается из дыхания и тела творящего Брахмы. Из собственной головы и уст созданы им брахманы, из рук - кшатрии, бедер - вайшьи, ступней - шудры. «Содержанием концепции вират-рупы явля-

В

ется гигантская вселенская форма Личности Бога, которая находится внутри Вселенной, покрытой семислойной оболочкой из материальных элементов <...> Те, кто постиг это, знают, что планетная система под названием Патала образует подошвы стоп Господа Вселенной, а планетная система Расатала - Его пятки и пальцы ног. <...> Космическая сфера -Его глазницы, и Солнце олицетворяет собой Его зрение, Его веки - это день и ночь <...> Ведические гимны - это мозг Господа <...> реки - это вены Господа ... а всемогущий воздух - Его дыхание. Проносящиеся века - движения Господа <...> Различные виды птиц - выражение его безукоризненного художественного вкуса. Ману, прародитель людского рода, -олицетворение Его разума, а человечество - Его обитель» [12, с. 52 - 63].

Инверсионная группа легенд и сказаний содержит аналогичное отождествление при перечислении процесса возникновения Первочеловека из элементов земли: В. Топоров сводит мифы разных народов (Песни на латыни схоласта Эццо, германские и французские рукописи о сотворении Адама, древнекитайские мифы о Паньгу и др.) в таблицу, где демонстрирует соответствия между частями тела и элементами космоса. Фрагменты таблицы приведены в Приложении.

Несюжетные каталогические структуры в либретто опер - явление эпизодическое и фрагментарное. Однако они весьма значимы в художественной концепции целого. Например, в 4 картине оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова Калики перехожие поют стих о Голубиной книге. В 6 картине в одежде калики перехожего внезапно появляется Старчи-ще Могуч-богатырь Он укрощает разбушевавшуюся водную стихию, восстанавливает мировой порядок.

Славянский космос - национальную картину мира, содержащую представления о высших принципах, которые регулируют связи человека и обожествляемой природы, исследует в операх Н. Римско-го-Корсакова О. А. Скрынникова [8]. Она считает, что в основе мироустройства славян лежит двоемирие, бинарная оппози-

ция свое-чужое, реальное-ирреальное. Мир людей - этот свет и область сверхъестественных сил - тот свет сосуществуют в равновесии.

Стремлением к постижению тайны, которую заключает в себе картина необъятного, безграничного неба и небесного света, пронизаны солярные и лунные мифы разных народов, питающие нарративные структуры. Сюжетная развертка космогонического мифа дает группы текстов, определяющих главные оперные жанра: солярный миф порождает эпические тексты и эпическую оперу, растительный миф кладется в основу оперы-драмы. В первом случае источником сюжета являются обряды с путешествием, во втором - с жертвоприношением3. Солярный миф в русских эпических операх («Руслан», «Садко»), а также связанные с ним обрядовые оперы («Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», «Ночь перед Рождеством») к настоящему времени достаточно исследованная область [8, 10]. Отраженные в них обряды перехода сакрализуют смены сезонов в природном мире и особые состояния в жизни человека. Общий гармоничный порядок не нарушается.

В зарубежной опере в большей степени представлен эсхатологический миф и лунарные мифы. Источник эсхатологических концепций — миф о борьбе стихий огня и воды. Каждая стихия двойственна, заключает и творящее начало, и разрушительную силу, Миф о вселенском пожаре, символизирующем гибель мира, изложен в Ведах. По Ведам, день Брахмы оканчивается, когда из недр земли вырывается всепоглощающий огонь. Эсхатологический вариант мифо-кода положен в основу оперной тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга»4. Символические интерпретации этого мифа связаны с характерным для мифосозна-ния замещением огня золотым предметом. В тетралогии Вагнера золотой слиток в водах Рейна символизирует гармонию мироздания. Восстановление ее возможно лишь тогда, когда выкованное из рейнского золота кольцо возвращается на свое первоначальное место,

в лоно природы. В опере К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» героиня дважды погружает золотой предмет в воду. Она бросает золотую корону в ручей, расставаясь с прошлым при встрече с Голо. На свидании с Пеллеасом, играя с обручальным кольцом, роняет его в волны прилива. Тем самым предвосхищается ее семейная драма и близкая гибель.

Остановим внимание на гипотезе о «космическом» генезисе фольклорных сюжетов и их литературных обработок. Около двухсот сюжетов, повествующих о переходах из одного мира в другой, собрано в «Метаморфозах» Овидия (2-8 г. н. э.). Истории, описанные в поэтической форме, построены на пересказе исторических фактов, мифов, легенд. В Древнем Риме со смертью Цезаря связывали появление большой кометы. Говорили, что вознеслась на небо его душа. Миф о покинутой Тезеем Ариадне завершается браком с Дионисом (Вакхом), который дарит ей венец, ставший созвездием Северной Короны. Нимфа Дафна превращается в лавр, а нимфа Каллисто - в созвездие Большой Медведицы. Два последних сюжета нашли воплощение в оперных произведениях.

В опере Ф. Кавалли «Каллисто» (1652) нимфа ручья из свиты богини охоты Дианы предстает в нескольких ипостасях, воплощая древний мотив оборот-ничества. Прекрасная нимфа стала возлюбленной Юпитера. Его разгневанная супруга Юнона превратила ее в медведицу. Но Всесильный Бог возвращает облик девушки, а затем после вторичного превращения Юноной в медведицу, навсегда «отправляет» ее на небеса. Это «событие приурочено» в сюжете оперы к другому архиважному мотиву космогонических сказаний и мифов - появлению на небосводе лунного диска5.

Известны мифы разных народов, повествующие о времени, когда Луна отсутствовала на небосклоне. Об этом же свидетельствуют античные авторы. Так, философ и астроном Анаксагор (V в. до н. э.) утверждал, что согласно известным ему источникам Луна появилась позднее, чем возникла Земля. В III веке до н. э. Апол-

лоний Родосский ссылается на Аристотеля, который «столетием раньше описывал жителей горных районов Аркадии (области на Пелопонесском полуострове). Они «питались желудями, а было это в те времена, когда на небе еще не было Луны» [5]. Философ и биограф Плутарх (I-II н. э.) упоминает о правителе Аркадии по имени «Проселенос, что означает «до-лунный», подданные его звались проселе-нитами» [Там же]. В опере Кавалли мотив превращения в Луну Богини охоты Диана переплетается с мотивом о платонической любовной истории. Расставаясь с возлюбленным, пастухом Эндимионом, она погружает его в вечный сон высоко в горах6.

Одна из современных концепций нар-ратива принадлежит поэту и филологу К. Кедрову, который объясняет сходство фольклорных сюжетов, относящихся к культуре разных этносов, наблюдениями о свойствах небесных объектов и их движении. Он делит героев на солнечных и лунных. «Солнечные герои озаряют мир внутренним душевным светом подобно тому, как солнце освещает и согревает землю. В эпосе солярный герой облачен в золотые доспехи, как шлемобле-щущий Гектор в "Илиаде"» [2, с. 33]. Солнечная природа литературных героев мотивирована их психологическими качествами. Дон Кихот с медным бритвенным тазом вместо шлема «озаряет мир жаждой справедливости, Фауст - светом мудрости, Зосима из "Братьев Карамазовых" - душевной сердечности» [Там же]. В отличие о целостных солнечных героев жизнь лунных героев расколота на две фазы, это - умирающий и воскресающий месяц (Лазарь, Раскольников, Нехлюдов, Швейк). Они гибнут и возрождаются снова. Совершенно очевидна связь лунного культа с растительным мифом и ритуалом и, следовательно, с оперой-драмой. Она очевидна в опере-драме «Норма» В. Беллини: жрица друидов обращается в арии Casta diva к Луне с молитвой.

Целомудренная Дева!

Серебришь ты дивным взором

Вековой сей бор священный.

Обрати к нам лик нетленный,

Ясным светом озари.

«Общность и устойчивость фольклорных ситуаций», - пишет Кедров, «обусловлена общностью и устойчивостью подвижного рисунка звездного неба, где каждый год перед глазами разных народов проигрываются одни и те же события» [Там же, с. 39]. К. Кедров прослеживает знаки персонажей литературных произведений и их поступков на дисплее звездного неба.

Так, известный сюжет о похищении невесты и ее спасении он объясняет движением созвездий Андромеды, Пегаса и Персея. Пегас всегда уходит за горизонт, как бы увлекая за собой Андромеду. Похищенная невеста может быть и Людмилой Пушкина, и Еленой Прекрасной на сером волке, и тонущей сестрицей Аленушкой с камнем на шее. Созвездие Персея (оно напоминает бегущего человечка) словно устремляется на помощь. Это - Руслан, Иван-царевич, братец Иванушка. Чрезвычайно распространенный в изобразительном искусстве миф об Андромеде и Персее представлен и в оперном творчестве. Опера «Персей» Ж. Б. Люлли (1682) завершается появлением Венеры, которая объявляет волю богов: Цефей, Кассиопея (родители Андромеды), она сама и ее супруг Персей становятся созвездиями. На астрономических картах это семейство созвездий, расположенных рядом. Подобно Персею на небеса попадают Орион из одноименной оперы того же автора (1653), близнецы из лирической трагедии «Кастор и Поллукс» (1737) Ф.-Ф. Рамо.

Своеобразна космическая интерпретация К. Кедровым еще одного звездного сюжета - всеобщего перемещения, осью которого является Полярная звезда. Это - внешне неподвижные герои, вокруг которых вращается действие, например, царевна в тереме или башне. «Ради нее сражаются рыцари, скачут в тридевятое царство, совершают подвиги, убивают зверя или дракона» [2, с. 35]. В литературе древности яркий пример - Елена из «Илиады» Гомера. В истории

оперы немало подобных ситуаций, когда действие концентрируется вокруг главной героини: Эвридики, Миньон в одноименных операх Я. Пери и Д. Каччини,

A. Тома, Амины в «Сомнамбуле»

B. Беллини.

По всей видимости, сценарий звездного неба, ход небесных светил, обожествляемых человеком, определял последовательность ритуальных действий. Отделенная от ритуала его программа «оседает» в структуре повествования -мифе, сказке, предании, легенде.

Идеи связи человека и космоса пронизывают всю историю и теорию музыки вплоть до нашего времени. На рубеже XIX и XX столетий происходит актуализация космогонического мифа в культуре русского Серебряного века [4]. В музыкальном искусстве он находит воплощение в образах Звездочета в опере «Золотой петушок» Н. Римского-Корса-кова, кантате «Звездоликий», балете «Весна священная» И. Стравинского, в футуристической опере «Победа над солнцем» М. Матюшина. Позднее, в наступившую эру полетов в космос идея homo cosmicus находит отражение в инструментальных произведениях, симфонических (сюита «Планеты» Г. Холста, одночастные произведения «Атмосферы» Д. Лигети, «Космогония» К. Пендерец-кого) и в камерных (фортепианные циклы «Знаки Зодиака» К. Штокхаузена, «Макрокосмос» Д. Крама.

Возвращается космогонический миф и в оперу.

Версия о появлении нового космического тела из сказки братьев Гримм о краже четырьмя буршами волшебного фонаря, превращенного старцем Петром в небесное светило, представлена в комической опере «Луна» (1939) К. Орфа7. Лунарный миф «вписан» в трехъярусную картину мира. Луна путешествует с Земли в мир подземный, а затем воцаряется на небесах. В постановке Баварского городского театра в Мюнхене 1965 года, четыре фазы убывающей Луны наглядно воплощаются в процедуре разрезания Луны на части (каждый из умирающих буршей

получает свою долю, отправляясь в подземный мир).

Мифологические тенденции во второй половине XX — начале XX столетий выражаются, в частности в возвращении на сценические подмостки барочных опер, в том числе и на сюжеты космогонических мифов. Со времени брюссельской премьеры 1993 года возрожденная опера «Каллисто» Кавалли начала свое шествие по мировым оперным сценам8. Постановщик спектакля X. Вернике визуализирует мифологические образы-симво-лы, превращает их в иконические знаки. Ткань серебристого платья Каллисто во время исполнения ее арии из 1-го д. «Piante Ombrose» «растекается по всей сцене», мерцая, словно поверхность воды. Неоднократно появляется на сцене Медведица. На стенах сценической коробки нарисованы знаки зодиака и обитатели Аркадии - сильваны, сатиры, кентавры. На месте Большой Медведицы зияет отверстие, в которое видны беседующие Боги. Отверстие в итоге закрыва-

ется макетом созвездия, поднимающимся наверх.

В последние десятилетия герои барочных опер появляются и во вновь создаваемых операх. Среди них одноактная опера «Персей и Андромеда» (1990) итальянского композитора С. Шарри-но, которая перекидывает арку из эпохи барокко в XX век через оперу «Андромеда и Персей» (1787) младшего брата Йозефа Гайдна - Михаэля Гайдна. Обращаются к вариантам античного мифа об Орионе американский композитор Ф. Гласс и японский композитор Тору Такэмицу. В оперных сюжетах используются как архаические мифы о сотворении мира и человека, так и более поздние, например, библейские. Примером может служить оперная геп-талогия «Свет» немецкого композитора К. Штокгаузена, в которой авторский миф контаминирует языческие и библейские мотивы. Современные композиторы актуализируют космогонический миф в новых интерпретациях.

Примечания

1. Труд Арата Солийского (315-245 до н.э.) «Явления» отражает свойственное античности обожествление планет, перенесение в космические дали мифологических персонажей, их деяний, возможно, олицетворяющих еще непознанные вечные источники энергий.

2. Понятие «мифоритуальный универсум» трактуется «как совокупность всех проявлений бытия, воспринимаемых с позиций мифологического сознания и регулируемых с помощью ритуала» [10, с. 1].

3. О. М. Фрейденберг, так разграничивающая сюжеты, пишет о возможности их взаимодействия в одном тексте [11].

4. Скандинавские саги в XX в. получили новую интерпретацию в фантастическом романе Дж. Толкиена «Властелин колец» (1954), экранизированном в 2001-2003 гг.

5. В современной планетологии дискутируется несколько версий о появлении спутника земли. Так, в 1909 году Т. Д. Джефферсоном Си была выдвинута гипотеза гравитационного

захвата. «Согласно ей, Луна - это тело, сформировавшееся где-то в другой области Солнечной системы. Ее эллиптическая орбита пересекала траекторию движения Земли. При очередном сближении Луна была захвачена нашей планетой и стала спутником» [7]. В 1975 г. У. Хартманом и Д. Дэвисом предложен сценарий «гигантского столкновения»: Луна, якобы была «выбита» из планеты Земля крупным космическим объектом [Там же].

6. Одна из сказок повествует о любви Луны (Селены) к прекрасному юноше. Прогневались боги за любовь дочери великих титанов к земному человеку и погубили юношу. Затем, вняв мольбам Селены, они оживили его, но погрузили в вечный сон. Каждую ночь сияет Селена юноше, спящему в пещере.

7. В записи на двойном диске для бельгийского телевидения (1996, 2006) дирижер - Р. Якобе. Калисто - М. Баяо. Диана - Л. Винтер.

8. Музыкальный руководитель постановки К. Вейхерт.

Литература

1. Арат. Явления. Пер.: К. А. Богданова. - СПб.: 2. Кедров К. Поэтический космос. - М.: Сов. пи-Алетейя. 2000. - 252 с. сатель. 1989. - 480 с.

3. Костюхин Е. А. Миф космогонический // Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии / Отв. ред. Кабаш-ников К. П. - Минск: Наука и техника. 1993. - С. 152-153.

4.Маркелова Е. «Ожившие» мифы эпохи fin de siècle // Слово молодых ученых. Сб. ст. по материалам научн.-практич. конф. - Саратов: СГК им. Л. В. Собинова. 2012. - С. 42-48.

5. Неизвестные факты о Луне. - Правда. Ру. URL: http: www // sciencepravda.rmplanet/ space/29-09-2014... moon-О/ (дата обращения: 5.02. 2015).

6.Подшивалова О. Космогонический миф. К вопросу о расширении методологических стратегий при анализе произведений рубежа XIX-XX веков // Слово молодых ученых. Сб. ст. по материалам научн.-практич. конф. -Саратов: СГК им. Л. В. Собинова. 2012. -С. 36-42.

7. Происхождение луны | Гипотеза многих лун URL: http: www // shzakl.luga.rmfiles/vegner/ prluna.htm (дата обращения: 17.01.2015).

8. Скрынникова О. А. Славянский космос в поздних операх Н. А. Римского-Корсакова: Ав-тореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2000. - 23 с.

Э.Топоров В. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового древа» // Тр. по знаковым системам. V. - Тарту. Уч. зап. Тартуского ун-та. 1971. Вып. 284. Вкладыш к с. 46.

10. Фефелова А. Г. Отражение мифоритуально-го универсума в операх «солнечного культа» Н. А. Римского-Корсакова: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Казань, 2015. - 24 с.

11. Фрейденберг О. Система литературного сюжета // Монтаж. Литература, искусство, кино, театр. - М., 1988. - С. 216-236.

12. Шримад Бхагаватам. Вторая песнь «Космическое проявление». Бхактиведанта бук Траст. - М., 1992. - 622 с.

References

1. Arat. Javlenija [Arat. Phenomena]. Trans, by K. A. Bogdanov, SPb.: Aletheia, 2000, 252 p.

2.Kedrov K. Poyeticheskii kosmos [Poetic cosmos]. Moscow: Sov. pisatel, 1989, 480 p.

3.Kostyuhin E. A. Mif kosmogonicheskii [Cosmogonie Myth] Vostochnoslavjanskii fol'klor: Slovar' nauchnoi i narodnoi terminologii [East Slavic folklore: Glossary of scientific and folk terminology]. Ed. by K.P. Kabashnikov, Minsk. 1993, pp. 152-153.

4.Markelova E. "Ozhivshie" mify yepohi fin de siècle ['Revived' myths of the fin de sincle epoch] Slovo molodyh uchenyh. Sb. st. po materialam nauchn.-praktich. konf. [Word of young scientists. Collected papers on materials of science-practical conference]. Saratov, 2012, pp. 42-48.

5. Neizvestnye fakty o Lune. - Pravda.ru. [Unknown facts about the moon - Pravda.ru]. URL: http://www.sci-encepravda.ru/planet/ space/29-09-2014... moon-0/ (accessed on 05.02. 2015).

6. Podshivalova O. Kosmogonicheskii mif. K voprosu o rasshirenii metodologicheskih strategii pri analize proizvedenii rubezha XIX-XX vekov [Cosmogonie myth. On the question of enlarging méthodologie strategies in the analysis of the XIX-XX centuries works] Slovo molodyh uchenyh. Sb. st. po materialam nauchn.-praktich. konf. [Word of young scientists. Collected papers on materials of science-practical conference]. Saratov, 2012, pp. 36-42.

7. Proishozhdenie luny | Gipoteza mnogih lun [The origin of the moon | Hypothesis of many moons] URL: http://www.shzakl.luga.ru/files/vegner/ prluna.htm (accessed on 17.01.2015).

8. Skrynnikova O. A. Slavjanskii kosmos v pozdnih operah N.A. Rimskogo-Korsakova [Slavic space in the late operas of N. Rimsky-Korsakov]. Moscow, 2000, 23 p.

9. Toporov V. O strukture nekotoryh arhaicheskih tekstov, sootnosimyh s koncepciei "mirovogo dreva" [On the structure of some archaic texts, consistent with the idea of 'the world tree'] Toporov V. Tr. po znakovym sistemam. V. [Research papers in symbolic systems]. Tartu, 1971. Vol. 284, Insert to the p. 46.

10. Fefelova A. G. Otrazhenie miforitual'nogo universuma v operah "solnechnogo kuP'ta" N. A. Rimskogo-Korsakova [The myth-ritual reflection of the universe in the operas of "the solar cult" by N. Rimsky-Korsakov]. Kazan, 2015, 24 p.

11. Freidenberg O. Sistema literaturnogo syuzheta [Literary plot system] Montazh. Literatura, iskusstvo, kino, teatr [Cutting. Literature, arts, cinema, theatre]. Moscow, 1988, pp. 216-236.

12. Shrimad Bhagavatam. Vtoraja pesn' "Kosmicheskoe projavlenie" [The Srimad-Bhagavatam. Second Canto "The Cosmic manifestation"]. Bhaktivedanta buk Trast, Moscow, 1992, 622 p.

Приложение

Фрагменты таблицы из статьи Топорова [9]

1. Ригведа X. 8. Егго, 4-5 14. Голубиная книга 15. Древнекитайские

части тела~~~~----_. 90 (разные версии) мифы о Пань-гу

плоть, тело глина земля почва

жилы море море, ветер река

пот корни дорога

кожа роса роса, дождь

волосы трава трава, цветы, деревья

слезы дождь камень, металлы

кости (зубы) камень камень солнце и месяц

зренье (глаза) солнце солнце зори, звезды, месяц,

господь

слух (ухо) страны света воздух (верхний)

обоняние воздух (нижний)

осязание земля

вкус, рот брахманы вода ветер, облака

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дыханье, дух, ветер ветер, белый свет

душа луна облака облако, дожди, ночь,

6. мысль месяц

Космогонический миф в опере

В поэтике оперного либретто концептуальное значение имеют мифы о мироустройстве -космогонические мифы, заимствованные из фольклора и древних литературных памятников. В статье их систематика описывается в теоретическом и историческом аспектах. Дифференцируются две группы мифов: сюжетные и несюжетные. Первая группа -мифы о сотворении мира, представленные в архаических священных текстах, которые построены на принципе бинарной оппозиции. В упорядоченной картине Вселенной каждому элементу реального земного мира соответствует элемент ирреального, высшего, трансцендентного мира. Мироустройство, описанное в каталогических несюжетных текстах, гармонично и завершено. В оперных либретто такие тексты используются эпизодически и фрагментарно. Однако они значимы в художественной концепции произведения (Опера «Садко» Н. Римского-Корсакова).

Сюжетные космогонические мифы являются разверткой каталогических текстов. Они отражают динамику процессов - передвижение элементов по ярусам мирового универсума. Многократное перемещение - путешествие героев из одного мира в другой отражает круговорот в природе, обратимое циклическое время («Персефона» И. Стравинского).

Автор рассматривает оперные сюжеты, в которых картина мира «достраивается» бла-

Cosmogonic myth in Opera

The myths about the structure of the world are conceptual in poetics of an opera libretto. These are cosmogonic myths borrowed from ancient folklore and literary works. The article describes the myths classification in theoretical and historical aspects. The narrative and non-narrative groups of myths are differentiated. The first group (the creation myths) is presented in the archaic sacred texts. They are based on binary oppositions. In the ordered picture of the Universe each element of the real world corresponds to the element of the unreal, higher, transcendental world. The Universe world order described in non-narrative catalogue type of texts is harmonious and completed. In opera libretto such texts are used sporadically and fragmentarily. However, they are significant for the piece artistic concept ("Sadko" by N. Rimsky-Korsakov).

Narrative cosmogonic myths develop from the catalogic texts. They reflect the processes dynamics - the movement of elements on the tiers of the world universe. Repeated movement - the heroes' journey from one world to another - reflects a natural cycle, reversible and cyclical time ("Persephone" by I. Stravinsky).

The author investigates opera plots in which the elements movement completes the worldview: Gods give the earth heroes eternal life in the cosmic space. These stories are

годаря перемещению элементов: земные герои по воле Богов определены на вечную жизнь в космические дали. Такие сюжеты представлены в операх эпохи Барокко («Персей» Ж. Б. Люлли, «Кастор и По л луке» Ж. Ф. Ра-мо, «Кал л исто» Ф. Кавалли).

Тенденция к ремифологизации в культуре ХХ-ХХ1 столетий усиливается возвращением на театральные подмостки барочной оперы. Конкретно-чувственное мышление, свойственное мифосознанию, находит яркое воплощение в обилии иконических знаков в современной сценической интерпретации опер (сценическая версия оперы «Каллисто» Г. Вернике). С другой стороны, композиторы актуализируют космогонический миф в новосочиненных операх («Луна» К. Орфа, «Андромеда и Персей» С. Шаррино, «Свет» К. Штокгаузена»).

Ключевые слова: опера, либретто, картина мира, сюжет, космогонический миф.

presented in the Baroque operas ("Perseus" by J. B. Lully, "Castor and Pollux" by J. F. Rameau, "Callisto" by F. Cavalli).

The tendency to remythologization in the culture of the XX-XXI centuries is enhanced by the Baroque Opera return to the theatrical stage. On the one hand, the specifically sensory thinking, characterizing the mythological consciousness, is expressed brightly in a great number of iconic signs in modern interpretation of operas (the stage version of "Callisto" by G. Wernicke). On the other hand, composers actualize cosmogonic myth in newly created operas ("The Moon" by K. Orff, "Andromeda and Perseus" by S. Sciarrino, "Light" by K. Stockhausen).

Keywords: opera, libretto, worldview, plot, cosmogonic myth.

Гончаренко Светлана Сергеевна - доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Е-таИ: [email protected],

[email protected]

Svetlana Goncharenko — Doctor of Arts, Professor of the Music Theory Department at the Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka.

E-mail: [email protected],

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.