Научная статья на тему 'КОСМОДРОМ "ВОСТОЧНЫЙ" - БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ'

КОСМОДРОМ "ВОСТОЧНЫЙ" - БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
709
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСВОЕНИЕ КОСМОСА / РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ "АНГАРА" / АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Комаров И.А., Милованов А.Г., Чмаров К.В.

Рассмотрена необходимость создания нового космодрома для независимого выхода в космос с территории России и реализации масштабных космических проектов, в т. ч. пилотируемых. Приведена статистика пусков ракет-носителей ведущими космическими странами за последние восемь лет, и показана ведущая роль России в оказании пусковых услуг. В настоящее время большая часть пусков производится с арендуемого у республики Казахстан космодрома Байконур. Обсуждаются условия выбора места для нового космодрома и основные факторы, определившие место создания космодрома «Восточный» в Амурской области, включая географический и политический, возможность использования местных ресурсов, а также, в качестве правопреемника, военного космодрома «Свободный». В качестве средств выведения планируется использование семейства ракет-носителей «Ангара». Приведены этапы создания космодрома и система взаимодействия, координации и управления деятельностью разноведомственных органов, участвующих в строительстве. Подчеркивается, что освоение космоса с территории Амурской области является наиболее масштабным проектом освоения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOSTOCHNY LAUNCH SITE - THE FUTURE OF RUSSIAN SPACEFLIGHT

Implementation of large-scale space projects, including manned projects, and the need to have an independent access to space from the Russian territory requires construction of a new launch site. The paper presents statistics of launch vehicle launched by the leading spacefaring nations over the last eight years and the demonstrates the leading role Russia plays in provision of launch services. Now, most of the launches are carried out from the Baikonur launch site leased from the republic of Kazakhstan. The paper discusses the conditions for selecting the location for the new launch site and the driving factors for selecting the location for the Vostochny launch site in the Amur region, including geographical and political factors, the possibility of using local resources, as well as succession to the military launch site Svobodny. The launch vehicles to be used are the launch vehicles belonging to the Angara family. The paper presents milestones in the launch site construction, and the system of cooperation, coordination and management of activities of organizations from different agencies involved in the construction effort. The paper points out that space exploration from the territory of Amur region is the most ambitious project for the development of the region.

Текст научной работы на тему «КОСМОДРОМ "ВОСТОЧНЫЙ" - БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ»

УДК 629.78.085.2

космодром «восточный» - БУДУЩЕЕ российской космонавтики

© 2015 г. комаров И.А.1, Милованов А.Г.2, Чмаров к.В.3

'Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» Ул. Щепкина, 42, ГСП-6, г. Москва, Российская Федерация, 107996

2Федеральное космическое агентство (Роскосмос) ул. Щепкина, 42, ГСП-6, г. Москва, Российская Федерация, 107996

3Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК)

Бережковская наб., 22, г. Москва, Российская Федерация, 121059, e-mail: info@rosorkk.ru

Рассмотрена необходимость создания нового космодрома для независимого выхода в космос с территории России и реализации масштабных космических проектов, в т. ч. пилотируемых. Приведена статистика пусков ракет-носителей ведущими космическими странами за последние восемь лет, и показана ведущая роль России в оказании пусковых услуг. В настоящее время большая часть пусков производится с арендуемого у республики Казахстан космодрома Байконур. Обсуждаются условия выбора места для нового космодрома и основные факторы, определившие место создания космодрома «Восточный» в Амурской области, включая географический и политический, возможность использования местных ресурсов, а также, в качестве правопреемника, военного космодрома «Свободный». В качестве средств выведения планируется использование семейства ракет-носителей «Ангара». Приведены этапы создания космодрома и система взаимодействия, координации и управления деятельностью разноведомственных органов, участвующих в строительстве. Подчеркивается, что освоение космоса с территории Амурской области является наиболее масштабным проектом освоения региона.

Ключевые слова: освоение космоса, космодром, космодром «Восточный», космодром «Свободный», ракета-носитель «Ангара», Амурская область.

VOSTOCHNY LAUNCH SITE - THE FUTURE OF RUSSIAN SPACEFLIGHT

Komarov I.A.1, Milovanov A.G.2, Chmarov K.V.3

1State Corporation for space activity Roscosmos

42 Shchepkina str., GSP-6, Moscow, 107996, Russian Federation

2Federal space agency (Roscosmos)

42 Shchepkina str., GSP-6, Moscow, 107996, Russian Federation

3United Rocket and Space Corporation (URSC) 22 Berezhkovskaya nab., Moscow, 121059, Russian Federation, e-mail: info@rosorkk.ru

Implementation of large-scale space projects, including manned projects, and the need to have an independent access to space from the Russian territory requires construction of a new launch site. The paper presents statistics of launch vehicle launched by the leading spacefaring nations over the last eight years and the demonstrates the leading role Russia plays in provision of launch services. Now, most of the launches are carried out from the Baikonur launch site leased from the republic of Kazakhstan. The paper discusses the conditions for selecting the location for the new launch site and the driving factors for selecting the location for the Vostochny launch site in the Amur region, including geographical and political factors, the possibility of using local resources, as well as succession to the military launch site Svobodny. The launch vehicles to be used are the launch vehicles belonging to the Angara family. The paper presents milestones in the launch site construction, and the system of cooperation, coordination and management of activities of organizations from different agencies involved in the construction effort. The paper points out that space exploration from the territory of Amur region is the most ambitious project for the development of the region.

Key words: space exploration, launch site, Vostochny launch site, Svobodny launch site, Angara launch vehicle, Amur region.

комаров и.а. миловАнов А.г. чмаров к.в.

КОМАРОВ Игорь Анатольевич — Генеральный директор Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», e-mail: komarov_ia@roscosmos.ru

KOMAROV Igor Anatol'evich — General Director of State Corporation for Space Activities Roscosmos, e-mail: komarov_ia@roscosmos.ru

МИЛОВАНОВ Александр Георгиевич — доктор технических наук, профессор, главный ученый секретарь НТС Федерального космического агентства, e-mail: kom640@mail.ru MILOVANOV Alexander Georgievich — Doctor of Science (Engineering), Professor, Chief Scientific Secretary of STC at Federal Space Agency, e-mail: kom640@mail.ru

ЧМАРОВ Константин Васильевич — кандидат военных наук, вице-президент ОРКК, руководитель Координационного центра космодрома «Восточный», e-mail: chmarov.kv@rosorkk.ru CHMAROV Konstantin Vasil'evich — Candidate of Science (Military), Vice-President of the URSC, Head of the Coordinating Center at Vostochny launch site, e-mail: chmarov.kv@rosorkk.ru

Создание нового российского космодрома — условие обеспечения космической деятельности на уровне ведущих космических держав мира

Поддержание статуса России как одной из ведущих космических держав требует ведения независимой космической деятельности во всем спектре задач.

Совершенствование, наращивание и расширение космической деятельности страны невозможны без решения триединой задачи:

• обеспечения независимого доступа в космос с территории России;

• поддержания отечественной космической деятельности на современном мировом уровне;

• дальнейшего развития космонавтики и сопряженных с ней отраслей.

Обеспечение независимого доступа в космос с территории России, в т. ч. при осуществлении масштабных пилотируемых космических проектов, связанных с изучением и освоением Луны [1, 2] и других небесных тел, требует создания нового космодрома. Единственный государственный космодром «Плесецк» ориентирован на решение задач в интересах обороны и безопасности страны, расположен на достаточно неудобной для осуществления масштабных космических проектов широте как по баллистическим параметрам, так и по климатическим характеристикам [3].

Поддержание космической деятельности страны на современном мировом уровне, развитие космонавтики и сопряженных с ней отраслей невозможно без космодромов, являющихся тем инструментарием, с помощью которого и осуществляются практическое применение достижений космической теории и претворение всех амбициозных космических замыслов и планов. Только через космодромы, являющиеся воротами в космос, возможно дальнейшее исследование космоса, изучение планет и других тел Солнечной системы, познание Вселенной.

Пусковые услуги — это высокие технологии. В настоящее время Россия сохраняет лидерство в мире по количеству пусков ракет космического назначения (табл. 1) и не должна никому его уступать. В условиях жесткой конкуренции развитых стран в этой области — для того, чтобы не отставать от ведущих космических держав — России недостаточно возможностей используемых в настоящее время космодромов [3].

Развитие отечественной космонавтики жестко взаимосвязано с созданием нового космодрома, так как использование космодрома «Плесецк», полигона «Капустин Яр» и позиционного района «Домбаровский» в совокупности решает порядка 25% необходимого объема задач. Существующая система используемых Российской Федерацией основных объектов наземной космической инфраструктуры, обеспечивающих подготовку и запуск

космических аппаратов (КА), сегодня в основном базируется на космодроме «Плесецк» и космодроме «Байконур», арендуемом у Республики Казахстан (табл. 2) [3].

Таблица 1

Статистика пусков

ракет космического назначения,

проведенных в мире за последние восемь лет

Страны Количество проведенных пусков РКН

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Всего

Россия 26 27 32 31 32 24 32 32 236

США 19 15 24 15 18 13 15 23 142

Китай 10 11 6 15 19 19 19 16 115

Европейское космическое 6 6 7 6 7 10 7 11 60

агентство

Индия 3 3 2 3 3 2 3 4 23

Япония 2 1 3 2 3 2 3 4 20

Израиль 1 — — 1 — — — 1 3

Южная Корея — — 1 1 — — 1 — 3

КНДР — — 1 — — 2 — — 3

Иран — 1 1 — 1 1 1 — 5

Корпорация Sea Launch 1 5 1 1 3 1 1 13

(«Морской старт»)

Итого 68 69 78 74 84 76 82 92 623

Таблица 2

Статистика пусков ракет космического назначения, проведенных за последние восемь лет с российских пусковых площадок

Используемые Россией пусковые площадки Количество проведенных пусков РКН

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Всего

Космодром «Байконур» 20 19 24 24 24 21 23 21 176 (74,6%)

Космодром «Плесецк» 5 6 8 6 7 3 7 9 51 (21,6%)

Полигон «Капустин Яр» — 1 1 (0,4%)

Позиционный район «Домбаров-ский» 1 1 — 1 1 — 2 2 8 (3,4%)

Итого 26 27 32 31 32 24 32 32 236

Условия выбора места для космодрома на территории России

Найти оптимальное место для создания космодрома на территории России, несмотря на ее огромную территорию и открытый выход большей ее части на акватории морей и океанов, — задача исключительной сложности.

Разница в уровне обустроенности и заселенности регионов страны создает проблемы в выборе районов падения отделяющихся частей ракет-носителей (РН) по условиям безопасности для населения, промышленных объектов, военной инфраструктуры.

Место создания нового отечественного космодрома и основные проектные решения по космическому ракетному комплексу для него были оптимизированы с учетом всех известных ограничений под решение следующих задач:

• запуски КА на геостационарную орбиту;

• выполнение перспективных пилотируемых программ;

• развитие космодрома при необходимости выведения полезных грузов с помощью РН тяжелого класса.

Данная оптимизация проведена с учетом следующих ограничений:

• непролет через территории иностранных государств;

• недопущение появления нового космического «мусора»;

• ограничения по транспортировке;

• ограничения по районам падения отделяющихся частей РН;

• соблюдение требований к выполнению пилотируемых полетов в сфере безопасности и возможности спасения космонавтов и др.

В итоге оптимизация привела к выбору места для космодрома на максимально низкой широте (максимум энергетики при выводе полезного груза), в глубине континента (начальная трасса активного участка полета КА с космонавтами над сушей).

Основные факторы, определившие место создания космодрома на территории Амурской области

В результате проведения ряда научных и проектно-поисковых исследований и практической работы специалистов задача выбора места для строительства нового космодрома была решена. Выбранный район в полной мере отвечает предъявляемым требованиям.

Приоритет был отдан Дальневосточному региону и конкретно — Амурской области, исходя из целого ряда факторов, убедительно подтверждающих правильность и обоснованность данного выбора: от условий обеспечения максимальной безопасности при пусках РН до оптимальности затрат на строительство космодрома в удаленном от Европейской части России регионе. Следует отметить, что вначале рассматривались и другие площадки для строительства космодрома, в т. ч. прямо на берегу Тихого океана.

Создание нового российского космодрома на территории Амурской области обусловлено совокупностью следующих географических, политических, социально-экономических, научно-технических и других преимуществ.

География расположения нового космодрома отличается хорошими широтными показателями (для космодрома это немаловажный фактор), которые дают ему явные преимущества по энергетическим возможностям по сравнению с космодромом «Плесецк» и очень близки в этом плане к космодрому «Байконур». Достаточно низкая географическая широта нового российского космодрома («Байконур» — 45°57' с. ш., космодром «Восточный» — 51° с. ш., космодром «Плесецк» — 62°57' с. ш.) в совокупности с малозаселенными прилегающими территориями Дальнего Востока предоставляет необычайно широкий спектр траекторий вывода КА на орбиту (рис. 1), а также предусматривает отсутствие активных участков полета РН и районов падения их отделяющихся частей над территориями иностранных государств и их территориальными водами [4].

В то же время расположение космодрома «Восточный» позволит производить с него запуски КА на солнечно-синхронные орбиты, как и с космодрома «Плесецк». Несмотря на огромные территории, в стране немного мест, являющихся привлекательными для космической деятельности по этому критерию.

Районы падения отделяющихся частей ракет на российской территории. География размещения космодрома «Восточный» делает возможным выбор районов падения отделяющихся частей ракет на российской территории или в прилегающих океанских (морских) акваториях [4] и устраняет зависимость отечественной космической деятельности от зарубежных государств.

Сейсмоопасность района космодрома. Одним из немаловажных преимуществ является низкая сейсмоопасность района создания нового отечественного космодрома. Несмотря на то, что территория всего Дальнего Востока подвержена землетрясениям, в южных районах Приамурья (район Благовещенска) вероятность возникновения такого рода катаклизмов близка к нулю.

Политический фактор. К определяющим необходимость создания нового космодрома на территории России факторам нужно отнести политический, связанный как с международным значением данного события, так и с укреплением политического положения страны через расширение национальных возможностей по дальнейшему изучению и освоению космического пространства. Говоря о преимуществах,

мы должны исходить и из геополитических интересов России в сфере создания современной модели многополярного мира, а стратегия развития Дальнего Востока напрямую связана с взаимодействием со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Возможность использования при строительстве космодрома местной промышленной и сырьевой баз, транспортных коммуникаций, энергетических и трудовых ресурсов, регионального научно-технического потенциала. К преимуществам выбора Амурской области для строительства космодрома относятся:

• богатые энергетические, природные, материальные и трудовые ресурсы. Основные природные ресурсы региона (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) находятся в северной части Амурской области в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ), а основная инфраструктура, трудовые ресурсы и перерабатывающие мощности расположены в более развитой южной части области, тяготеющей к Транссибирской магистрали. На территории Амурской области располагается более половины пахотных земель Дальнего Востока, 64 % ее территории покрыто лесами, гидроэнергетический потенциал рек Амур, Зея, Бурея составляет две трети экономически эффективных гидроресурсов Дальнего Востока. Область богата залежами железных и титановых руд, цветных металлов, алюмосиликат-ного сырья, цеолитов, каолина, по запасам золота занимает третье место в России, а по запасам бурого угля — первое место в Дальневосточном федеральном округе;

• достаточно развитая транспортная инфраструктура. В силу своего географического положения Амурская область является транспортным коридором, связывающим Сибирь с Дальним Востоком, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Социально-экономическое развитие области, масштабное привлечение инвестиций, подъем уровня и качества жизни населения будут обеспечены развитием региональной транспортной инфраструктуры в увязке с развитием опорной транспортной сети федерального значения;

• наличие развитой строительной и индустриальной базы, производственных мощностей, которые, в основном, простаивали после создания БАМ. В ходе создания нового российского космодрома местные организации и предприятия привлекаются к участию в про-ектно-изыскательских работах, строительстве различных объектов космодрома, производстве и поставке необходимых для космодрома строительной продукции, товаров и услуг;

Западная долгота, ° -180 -140 -100 80

а)

Восточная долгота, ° 100 140 180

б)

Рис. 1. Трассы полета ракеты-носителя (РН) с космодрома «Восточный» и районы ее возможного падения: а — карта падения 1-й ступени РН; р.п. 1 ст. — район падения 1-й ступени; б — карта падения 2-й ступени РН; 2 и 2 ст. — районы падения 2-й ступени РН Примечание: I — наклонение орбиты.

• система высшего образования, ориентированная на создание крупнейших образовательных центров, способных обеспечить прорыв в инновационных технологиях. Основные научные учреждения области сконцентрированы в г. Благовещенск, который станет площадкой для развития инновационных технологий. На базе Амурского государственного университета, Дальневосточного государственного аграрного университета, Амурской государственной медицинской академии, научно-исследовательских учреждений Российской академии наук может быть создан Амурский технико-внедренческий центр, обеспечивающий инновационные потребности регионального машиностроения, приборостроения и космических технологий, а также осуществляющий взаимодействие с региональными научными и учебными организациями, предприятиями агропромышленного комплекса и медицинскими учреждениями;

• основные факторы, которые определяли опасность этого объекта, устранены уже на этапе проектирования. На новом космодроме при подготовке и запуске КА предусматривается применение только экологически чистых компонентов топлива. Экологическая безопасность создаваемого космодрома находится на уровне любого объекта промышленного строительства.

Космическая деятельность с использованием инфраструктуры космодрома «Свободный» в период 1994...2008 гг. [5]

Космическая деятельность на территории Амурской области началась с создания вблизи г. Свободный в 1994 г. 17-го Главного центра испытаний и применения космических средств. С 1962 г. здесь размещалась 27-я ракетная дивизия Ракетных войск стратегического назначения, осуществлявшая боевое дежурство межконтинентальными баллистическими ракетами, размещенными в шахтных пусковых установках (первоначально РС-10, а затем РС-18), которая в соответствии с Договорами об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1 и СНВ-2) в ноябре 1993 г. была расформирована. В апреле 1994 г. на базе снимаемой с боевого дежурства ракетной дивизии был создан Главный центр испытаний и применения космических средств Военно-космических сил. Через два года на базе этого Центра был сформирован новый российский военный космодром «Свободный». В период 1996...1997 гг. на космодроме «Свободный» были проведены работы по строительству

стартовой площадки ракетно-космического комплекса «Старт», подъездных дорог, геодезических опорных пунктов, реконструкции сооружений и тепловых сетей. Был подготовлен боевой расчет на базе космодрома «Плесецк», приняты и доставлены железнодорожным эшелоном агрегаты и системы ракетно-космического комплекса «Старт-1». Четвертого марта 1997 г. с помощью РН легкого класса «Старт-1.2» боевой расчет космодрома провел запуск навигационно-связного спутника «Зея», созданного ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» [5], который был выведен на расчетную солнечно-синхронную орбиту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего с космодрома «Свободный» было проведено пять успешных запусков КА, в т. ч. четыре — в интересах международного сотрудничества с США, Израилем и Швецией:

• 24.12.1997 г. — КА Ear1у Bird, первый КА дистанционного зондирования Земли иностранного производства (США), выполненный в рамках российско-американской коммерческой программы;

• 05.12.2000 г. — КА EROS-A1 (Израиль);

• 20.02.2001 г. — КА ODIN (Швеция);

• 25.04.2006 г. — КА EROS-B (Израиль).

Девятого февраля 2007 г. космодром «Свободный» был расформирован как не имеющий военных задач.

Все годы существования космодрома «Свободный» его столицей оставался поселок Углегорск, основанный 27 октября 1961 г. как закрытый населенный пункт.

Последние шаги военного космодрома «Свободный» стали началом пути по созданию первого национального космодрома «Восточный».

Космодром «Восточный» как правопреемник космодрома «Свободный»

Создание нового космодрома — это строительство не только стартовых и технических комплексов, но также и объектов соответствующих обеспечивающих структур. Немаловажным преимуществом создания космодрома «Восточный» в районе пос. Углегорск Амурской области является то, что он, как правопреемник существовавшего до 2008 г. космодрома «Свободный» Минобороны России, уже обладает построенной и эксплуатируемой инфраструктурой [5]. Речь идет, прежде всего, о социальной сфере. Это жилой фонд, образовательные учреждения, объекты здравоохранения, спортивные и культурно-досуговые учреждения (рис. 2).

Рис. 2. Поселок Углегорск, Амурская область

Для выполнения задач перспективной космической деятельности космодром должен иметь многотысячный коллектив специалистов и, соответственно, — обеспечивающие структуры для создания полноценных условий жизни: школы, учебные центры, детские сады, многопрофильные больницы и торговую сеть, объекты культурного обслуживания, обустроенные на самом современном уровне. Для этого при создании космодрома «Восточный» планируется построить новый микрорайон с современными жилыми домами, гостиницей, информационно-аналитическим центром и другими необходимыми объектами. Практически это будет город, которому уже дано название — Циолковский, где к 2018 г. должны быть построены 40 домов для 12 000 сотрудников будущего космодрома и вся необходимая сопутствующая инфраструктура.

Ракеты-носители со стартом с космодрома «Восточный»

До начала строительства объектов наземной космической инфраструктуры космодрома «Восточный» велась разработка новой ракеты-носителя (РН) «Русь-М» [6]. Однако, в сентябре 2011 г. Правительством Российской Федерации было принято решение о создании вместо стартового комплекса для РН «Русь-М» (дублирующей находящуюся на стадии завершения разработки РН «Ангара») стартового комплекса для модернизированной РН «Союз-2», достаточной для выполнения в ближайшей перспективе приоритетных задач обеспечения космической деятельности. Первый старт РН «Союз-2» планируется произвести с космодрома «Восточный» в 2015 г.

Ракета- носитель «Союз» — одна из модернизаций ракеты Р-7, созданной ОКБ-1 (сейчас РКК «Энергия») в 1957 г. под руководством С.П. Королёва [7] — до сегодняшнего дня является единственной российской ракетой,

применяемой для пилотируемых запусков. Это самая успешная РН в мире, являющаяся и на сегодняшний день безоговорочным лидером среди используемых в мире РН различных типов [8].

Кроме того, на космодроме «Восточный» планируется создание стартового комплекса для новой РН «Ангара» после окончания ее летных испытаний на космодроме «Плесецк». Первый запуск новой РН легкого класса «Анга-ра-1.2» был проведен 9 июля 2014 г. [9], а 23 декабря 2014 г. произведен первый запуск новой ракеты тяжелого класса «Ангара-А5» [10].

Семейство РН «Ангара» — новое поколение ракет-носителей на основе универсального ракетного модуля (стандартные блоки-модули с высокой степенью взаимозаменяемости) с кислородно-керосиновыми двигателями. Семейство включает в себя следующие РН от легкого до сверхтяжелого классов грузоподъемностью до 35 т [11]:

• легкого класса — «Ангара-1.2» (стартовая масса 171 т, грузоподъемность 3,8 т);

• среднего класса — «Ангара-А3» (481 т; до 14,6 т);

• тяжелого класса — «Ангара-А5» (773 т; до 24,5 т) и «Ангара-А7» (1 133 т; до 35 т).

В составе РН применяется один модуль, максимальное количество модулей — семь — будет у РН «Ангара-А7».

Эти РН будут использоваться для вывода на орбиты широкого диапазона различных КА — спутников, космических кораблей, автоматических межпланетных станций.

Уникальные технические возможности космического ракетного комплекса «Ангара» позволят осуществлять с одной пусковой установки запуски всех ракет этого семейства — от легкого до тяжелого.

Первые запуски будут проводиться с космодрома «Плесецк», где уже возведен универсальный стартовый комплекс. Впоследствии основной стартовой площадкой станет космодром «Восточный».

Следует отметить, что имеются и другие предложения по семейству РН разной грузоподъемности, в т. ч. и для обеспечения запусков с космодрома «Восточный» пилотируемых кораблей разной размерности [4].

Космодром «Восточный» — крупнейший общенациональный проект и масштабный план развития Дальневосточного региона

Решение Россией задач укрепления своего статуса одной из ведущих космических держав мира, обеспечения независимого доступа в космос со своей территории потребовало создания нового отечественного космодрома.

Президент Российской Федерации своим Указом от 6 ноября 2007 г. «О космодроме «Восточный»» постановил:

«. создать на территории Свободненского района Амурской области космодром научного, социально-экономического, двойного и коммерческого назначения для обеспечения подготовки и запуска космических аппаратов различного назначения, транспортных грузовых кораблей и модулей орбитальных станций (платформ), выполнения программ пилотируемых космических полетов и перспективных космических программ по изучению и освоению небесных тел, а также осуществления международного сотрудничества в данной сфере. Присвоить создаваемому космодрому наименование «Восточный»; считать создание космодрома «Восточный» задачей особой государственной важности...».

Строительство космодрома осуществляется в Свободненском и Шимановском районах Амурской области, где ранее дислоцировался расформированный космодром «Свободный».

Этапы создания космодрома «Восточный». Основными этапами создания космодрома «Восточный» определены:

• строительство и ввод в эксплуатацию в 2015 г. объектов первой очереди, обеспечивающих подготовку и запуск космических аппаратов научного, социально-экономического, двойного и коммерческого назначений, транспортных грузовых кораблей и модулей орбитальных станций (платформ);

• строительство и ввод в эксплуатацию в 2018 г. объектов второй очереди, обеспечивающих выполнение программ пилотируемых космических полетов.

Создание нового российского космодрома предполагает строительство объектов наземной космической инфраструктуры и средств выведения, а также объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома. Для решения этих задач определены государственные заказчики, генеральный проектировщик и генеральный подрядчик работ по реализации проекта создания национального космодрома.

Строительство нового национального космодрома — проект, безусловно, масштабный. Задача эта является комплексной и, несомненно, требует согласованной совместной работы большого количества федеральных, региональных и местных структур, научных институтов, организаций и предприятий космической отрасли. Для ее решения под эгидой Правительства Российской Федерации была сформирована система взаимодействия, координации и управления деятельностью разноведомственных организаций, непосредственно участвующих в строительстве нового космодрома (рис. 3).

Ход реализации проекта создания нового российского космодрома. Реализация мероприятий по созданию космодрома «Восточный» и их финансированию осуществляется в рамках Федеральной космической программы (ФКП) России на 2006-2015 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 635 от 22 октября 2005 г., и подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» ФКП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 188 от 3 марта 2012 г.

Рис. 3. Система взаимодействия, координации и управления деятельностью разноведомственных организаций, непосредственно участвующих в строительстве космодрома «Восточный»

В соответствии с ФКП (в части космодрома «Восточный») осуществляются:

• разработка и создание средств выведения, наземного технологического оборудования (НТО) и технических средств стартового комплекса, НТО технических комплексов подготовки РН, разгонного блока и космических аппаратов, измерительного пункта, заправочно-нейтрализационной станции и кислородно-азотного завода, баз падения отделяющихся частей РН, объектов экологического мониторинга космической деятельности, объектов обеспечения на площадках наземной космической инфраструктуры;

• мероприятия по строительству объектов наземной космической инфраструктуры и монтажу наземного технологического оборудования на этих объектах в целях выполнения задачи по созданию первой очереди космодрома «Восточный» с РН «Союз-2» (стартовый комплекс с одной пусковой установкой для запуска автоматических КА);

• проектно-изыскательские работы по космодрому «Восточный», финансируемые в рамках капитальных вложений, предусмотренных ФКП.

Всего в рамках ФКП планируется строительство более 400 сооружений на космодроме, в т. ч. 120 сооружений технического и стартового комплексов, 11 объектов аэродромного комплекса со взлетно-посадочной полосой длиной 4 500 м.

Создание первой очереди космодрома «Восточный» предусматривает развертывание в 2015 г. космического ракетного комплекса с РН среднего класса «Союз-2» для запусков автоматических КА (рис. 4).

Рис. 4. Строительство космического ракетного комплекса

В этот же период начнутся работы по созданию второй очереди космодрома, которая обеспечит с 2018 г. пилотируемые полеты с РН тяжелого класса «Ангара».

После 2020 г. предполагается создание наземной инфраструктуры для РН сверхтяжелого класса (грузоподъемностью более 70 т) для осуществления программ по изучению

(и, возможно, освоению) Луны, Марса и других космических тел [3, 12].

В рамках первого этапа Подпрограммы на территории космодрома будут созданы:

• промышленная строительно-эксплуатационная база;

• дороги и коммуникации (запланировано строительство инженерных коммуникаций протяженностью 88 км, автомобильных и железнодорожных путей общей протяженностью более 170 км);

• объекты системы безопасности космодрома;

• система телекоммуникационного обеспечения и связи;

• система внешнего электроснабжения;

• система водозаборных сооружений объектов космодрома;

• противопожарные и защитные объекты;

• объекты аварийно-спасательной службы;

• взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки аэродромного комплекса в объеме искусственного основания с устройством водосточно-дренажной системы;

• объекты здравоохранения;

• административный (деловой) комплекс;

• жилой комплекс на 12 000 жителей (жилищный фонд и инженерная инфраструктура, объекты социального и культурно-бытового обеспечения), включающий 40 жилых домов и 30 объектов социально-культурного и бытового назначения (рис. 5).

Рис. 5. Проект жилого комплекса на 12 000 жителей в будущем городе Циолковский

Практическая реализация проекта создания нового российского космодрома — строительство его первой очереди — началась с октября 2011 г. На эти цели уже было направлено более 100 млрд руб. Еще порядка 50 млрд руб. планируется выделить в 2015 г.

Космодром «Восточный» позволит России получить самодостаточную космическую инфраструктуру, пригодную для ведения космической деятельности любой сложности, и независимость в этом вопросе от других государств.

Освоение Россией космического пространства с территории Амурской области является наиболее масштабным проектом развития региона. Создание и последующая эксплуатация космодрома обеспечивают независимость космической деятельности России во всем спектре перспективных задач исследования и использования космического пространства. Кроме того:

• создание на российской территории космодрома гражданского и двойного назначения на низкой широте обеспечивает условия для дальнейшего развития космической техники и международного сотрудничества, в т. ч. с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона;

• осуществление космической деятельности с космодрома «Восточный» имеет большое значение для активизации научно-технической и производственной сферы российского Дальнего Востока;

• на месте его строительства будет развернуто более 300 различных предприятий и появится около 20 000 рабочих мест. Социальный эффект будет налицо;

• при строительстве только обеспечивающей инфраструктуры предусмотрено создание в Амурской области не менее 10 000 рабочих мест. Правительство Амурской области во взаимодействии с Федеральным космическим агентством решает вопросы закрепления в этом районе сотрудников бывшего космодрома «Свободный», способных участвовать в строительстве и эксплуатации нового отечественного космодрома, максимального привлечения и рационального использования трудовых ресурсов области при реализации этих мероприятий, заблаговременной подготовки молодых специалистов в ряде высших учебных заведений страны;

• максимальное задействование при строительстве космодрома местных трудовых ресурсов, сырьевой базы и возможностей строительных организаций преследует цель позитивного влияния создаваемого космодрома на экономическое положение района его размещения, начиная с этапа строительства, а не только последующего функционирования;

• применение при создании объектов космодрома (в т. ч. связанных с социальной сферой) инновационных подходов, а также интересных архитектурных и конструктивных решений надежно обеспечат благоустроенность и привлекательность инфраструктуры космодрома на долгие годы.

Космодром будет эксплуатироваться десятки лет, и все это время он должен оставаться одним из лучших образцов мировой космической инфраструктуры и наглядно подтверждать возможности России в осуществлении задач национального развития.

В ходе реализации проекта строительства космодрома «Восточный» создаются основы для решения следующих задач:

• выполнение перспективных программ пилотируемых космических полетов;

• осуществление многообещающих государственных, международных и коммерческих программ запусков автоматических космических аппаратов социально-экономического, научного и двойного (при необходимости) назначения;

• создание условий для реализации крупномасштабных космических проектов, связанных с углубленным изучением и освоением удаленных небесных тел Солнечной системы, в т. ч. в пилотируемом варианте;

• закрепление населения в Дальневосточном федеральном округе путем создания новых рабочих мест;

• развитие экономики региона за счет привлечения местной промышленной базы, развития инженерной инфраструктуры и социальной сферы;

• создание условий для инвестиционной привлекательности региона.

Космодром «Восточный» и структура его функционирования, которые образуют крупнейшую на Дальнем Востоке площадку для разработки и апробирования новых технологий, прежде всего в космической отрасли, втягивают в этот процесс промышленное производство, науку, развивают кадровый потенциал.

Значение создания и последующей эксплуатации космодрома «Восточный» для развития Приамурья. Проект создания нового отечественного космодрома тесно связан с планами социально-экономического развития Амурской области и всего Дальневосточного региона. Строительство космодрома «Восточный» станет мощным локомотивом дальнейшего развития Амурской области, а затем — центральным системообразующим ядром всего регионального социально-экономического комплекса.

Заложенный в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. базовый сценарий развития региона включает создание на базе космодрома «Восточный» комплекса высоких космических технологий, приборостроения и электроники, позволяющего обеспечить формирование и развитие Дальневосточного национального космического центра. Этот Центр, будучи ориентированным на интеграцию космической деятельности с промышленностью, наукой и образованием России, обеспечит интенсивное развитие и укрепление социально-экономического положения востока страны, в т. ч.:

• реализация проекта строительства космодрома «Восточный» стимулирует развитие региональной стройиндустрии на базе местных минерально-сырьевых ресурсов;

• как крупный потребитель электроэнергии, масштабный космический комплекс стимулирует развитие электроэнергетики Дальневосточного региона;

• создание для практической деятельности космодрома «Восточный» современного аэродромного комплекса позволит без ограничений эксплуатировать все отечественные и иностранные воздушные суда, обеспечит потребности в воздушном сообщении не только нового отечественного космодрома, но и различных предприятий региона, расширит возможности пассажирских перевозок;

• строительство и функционирование космодрома «Восточный» в значительной мере послужит увеличению пропускной и провозной способности Транссибирской железнодорожной магистрали, реконструкции ее путевого хозяйства, мостов и туннелей. Будет проведено комплексное обустройство автомобильной дороги «Амур», обеспечение ее радиосвязью, медицинскими услугами, сетью автозаправок и пунктов сервиса;

• высокотехнологичные производства, необходимые для функционирования современного космодрома, будут способствовать развитию науки, техники и высшего образования в регионе, в т. ч. образования, ориентированного на развитие самых современных отраслей науки и техники;

• потребности строительства и эксплуатации космодрома сформируют высокоинтеллектуальный трудовой потенциал;

• развитие региональной системы высшего образования и подготовка кадров на Дальнем Востоке будут ориентированы на создание в регионе крупнейших научных и образовательных центров, которые в кооперации с предприятиями и организациями различных

субъектов Российской Федерации обеспечат прорыв в инновационных технологиях.

Заключение

Создание отечественного космодрома — это необходимое условие повышения уровня космической деятельности государства, что предполагает начало нового этапа развития космической техники и внедрение современных передовых технологий мирового уровня, освоение дальнего космоса и дальнейшее развитие международного сотрудничества в космической области.

Создание космодрома «Восточный» предполагает также развитие экономики и социальной политики всего Дальнего Востока.

Строительство и эксплуатация космодрома в Амурской области позволят:

• привлечь значительное количество природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

• создать новые производственные мощности;

• повысить интеллектуальный потенциал населения.

Создание нового космодрома — это не только обязательная, но действительно достойная для современной России задача, соответствующая уровню организации космической деятельности в текущем столетии.

Таким образом, строительство нового отечественного космодрома на территории Дальневосточного региона способствует реализации политических и экономических интересов Российской Федерации, а также будет убедительно демонстрировать решимость полнее использовать регион для своего национального развития, а внутренние резервы — для достижения масштабных изменений в жизни страны.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Луна — шаг к технологиям освоения Солнечной системы // Под науч. ред. Легостае-ва В.П., Лопоты В.А. Королёв: РКК «Энергия», 2011. 584 с.

2. Брюханов Н.А., Легостаев В.П., Лобы-кин А.А., Лопота В.А., Сизенцев Г.А., Синявский В.В., Сотников Б.И., Филиппов И.М., Шевченко В.В. Использование ресурсов Луны для исследования и освоения Солнечной системы в XXI веке // Космическая техника и технологии. 2014. № 1(4). С. 3-14.

3. Комаров И.А., Чмаров К.В., Милова-нов А.Г. Космодром «Восточный», его значение для будущего российской космонавтики

и развития Дальнего востока страны // Сб. докл. XXXIX Академических чтений по космонавтике. Секция № 10. «Космонавтика и культура». Ч. 1. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2015. С. 8-18.

4. Радугин И.С. Проекты экономически эффективной системы средств выведения среднего и тяжелого классов для запусков элементов перспективной пилотируемой транспортной системы с космодрома «Восточный» // Космическая техника и технологии. 2013. № 3. С. 3-12.

5. «Свободный» — новый космодром России // Новости космонавтики. 1997. № 5. С. 4-20.

6. Чубаха И. Космос кризису недоступен. Режим доступа: http://www.city.ru/view/127981.html (дата обращения 25.06.2015 г.).

7. С.П. Королёв — энциклопедия жизни и творчества. Изд. РКК «Энергия». 2014. 704 с.

8. Блинов В.Н., Иванов Н.Н., Сеченов Ю.Н., Шалай В.В. Ракеты-носители. Проекты и реальность. Ч. 1. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. 400 с.

9. Афанасьев И. Первый старт «Ангары» // Новости космонавтики. 2014. № 09(380). С. 1-7.

10. Афанасьев И., Маринин И. Первый полет тяжелой «Ангары» // Новости космонавтики. 2015. № 02(385). С. 1-8.

11. Семейство ракет-носителей «Ангара». Режим доступа: www.khrunichev.ru/main.php?id=44 (дата обращения 18.02.2015 г.).

12. Горшков Л.А., Синявский В.В., Стойко С.Ф. Межпланетные проекты С.П. Королёва и их развитие в РКК «Энергия» // История развития отечественной пилотируемой космонавтики. М.: Издательский дом «Столичная энциклопедия», 2015. С. 253-273.

Статья поступила в редакцию 19.06.2015 г.

Reference

1. Luna — shag k tekhnologiyam osvoeniya Solnechnoi sistemy [The Moon as a step towards Solar System exploration technologies]. Sci. ed. Legostaev V.P., Lopota V.A. Korolev, RKK «Energiya» publ., 2011. 584 p.

2. Bryukhanov NA., Legostaev V.P., Lobykin AA., Lopota V.A., Sizentsev G.A., Sinyavskii V.V., Sotnikov B.I., Filippov I.M., Shevchenko V.V. Ispol'zovanie resursov Luny dlya issledovaniya i osvoeniya Solnechnoi sistemy v XXI veke [Use of lunar resources for Solar System exploration and exploitation in the 21st century]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2014, no. 1(4), pp. 3-14.

3. Komarov I.A., Chmarov K.V., Milovanov A.G. Kosmodrom «Vostochnyi», ego znachenie dlya budushchego rossiiskoi kosmonavtiki i razvitiya Dal'nego vostoka strany [Vostochnyi launch site, its importance for the future of Russian space flight and development of the Far East of the country]. Sb. dokl. XXXIX Akademicheskikh chtenii po kosmonavtike. Sektsiya № 10. «Kosmonavtika i kul'tura». Part 1. Moscow, MGTU im. N.E.Baumana publ., 2015. Pp. 8-18.

4. Radugin I.S. Proekty ekonomicheski effektivnoi sistemy sredstv vyvedeniya srednego i tyazhelogo klassov dlya zapuskov elementovperspektivnoipilotiruemoi transportnoi sistemy s kosmodroma «Vostochnyi» [A project of cost effective system of medium- and heavy-lift launch vehicles to launch elements of the advanced manned transportation system from Vostochny launch site]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2013, no. 3, pp. 3-12.

5. «Svobodnyi» — novyi kosmodrom Rossii [Svobodny - the new launch site of Russia]. Novosti kosmonavtiki, 1997, no. 5, pp. 4-20.

6. Chubakha I. Kosmos krizisu nedostupen [Space is not accessible to crisis]. Available at: http://www.city.ru/view/127981.html (accessed25.06.2015).

7. S.P. Korolev — entsiklopediya zhizni i tvorchestva [S.P. Korolev — an encyclopedia of his life and work]. RKK «Energiya»publ., 2014. 704p.

8. Blinov V.N., Ivanov N.N., Sechenov Yu.N., Shalai V.V. Rakety-nositeli. Proekty i real'nost' [Launch vehicles. Projects and reality]. Part 1. Omsk, OmGTUpubl., 2011. 400p.

9. Afanas'ev I. Pervyi start «Angary» [The first launch of Angara]. Novosti kosmonavtiki, 2014, no. 09(380),pp. 1-7.

10. Afanas'ev I., Marinin I. Pervyi polet tyazheloi «Angary» [The first flight of the heavy Angara]. Novosti kosmonavtiki, 2015, no. 02(385), pp. 1-8.

11. Semeistvo raket-nositelei «Angara» [Launch vehicles family Angara]. Available at: www.khrunichev.ru/main.php?id=44 (accessed 18.02.2015).

12. Gorshkov L.A., Sinyavskii V.V., Stoiko S.F. Mezhplanetnye proekty S.P.Koroleva i ikh razvitie v RKK «Energiya» [Interplanetary projects of S.P. Korolev and their development at RSC Energia]. Istoriya razvitiya otechestvennoi pilotiruemoi kosmonavtiki. Moscow, Stolichnaya entsiklopediya publ., 2015. Pp. 253-273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.