Научная статья на тему 'Космизм в России: прошлое и настоящее'

Космизм в России: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
391
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЗМ / СТРАННИЧЕСТВО / РАКЕТОСТРОЕНИЕ / КОСМОПЛАВАНИЕ / МАХАТМЫ / ОККУЛЬТИЗМ / БЕССМЕРТИЕ / ВОСКРЕШЕНИЕ / УФОЛОГИЯ / "ТОНКИЙ" МИР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Штуден Л. Л.

Статья Новосибирского культуролога Л.Л. Штудена представляет собою попытку анализа уникального явления русской общественной мысли XX-XXI столетий, обозначенную здесь как русский космизм. Хронологически последовательно сопоставляются две формы этого мировоззрения: технический и оккультный, с перспективой их полного слияния в недалёком будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космизм в России: прошлое и настоящее»

УДК 130:008

Л.Л. Штуден, д-р культуролог., Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

КОСМИЗМ В РОССИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Статья Новосибирского культуролога Л.Л. Штудена представляет собою попытку анализа уникального явления русской общественной мысли XX-XXI столетий, обозначенную здесь как русский космизм. Хронологически последовательно сопоставляются две формы этого мировоззрения: технический и оккультный, с перспективой их полного слияния в недалёком будущем.

Ключевые слова: космизм, странничество, ракетостроение, космоплавание, махатмы, оккультизм, бессмертие, воскрешение, уфология, «тонкий» мир.

Россия - страна, населённая беспокойными людьми. Спо-кон веку так повелось. Странники. Путешественники. Калики перехожие. Открыватели земель. Завоеватели. Те, кто легко теряет. Те, кто в кураже легко рушит трудами и кровью нажитое. Искатели «правды»... Те, о ком Николай Бердяев писал: «Странник - самый свободный человек на земле. Он ходит по земле, но стихия его воздушная, он не врос в землю, в нём нет приземистости. Странник - свободен от «мира», и вся тяжесть земли и земной жизни свелась для него к небольшой котомке на плечах.». «В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными её очами. Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни». «Русский мессианизм опирается, прежде всего, на русское странничество, скитальчество и искание, на русскую мятежность и неутомимость духа, на русских - града своего не имеющих и града грядущего взыскующих».

Града грядущего взыскующих - то есть, не способных прочно устроиться на месте обитания и наладить устойчивый быт. Не могушдх ни создать, ни принять никаких серединных форм культуры. Только - мечтать, искать, завоёвывать, находить и терять, творить и отказываться от сотворённого, воздвигать и разрушать воздвигнутое.

Града грядущего взыскующих... Да. Но только где он, град грядущий? Когда Россия была страной верующих во Христа, это был, конечно, Небесный Иерусалим. В какой ещё кромешной дали, в каком «некотором царстве, некотором государстве» могла бы успокоиться душа народа, стремящегося из века в век непонятно куда?..

Вслед за христианством, от которого русские ожидали окончательного воплощения Мечты, пусть даже оно отодвигалось в апокалипсическую даль - за утратой самой этой веры

- куда теперь?.. Нашлись вожди. Они указали - куда. Россия окунулась в «грядущий град» большевизма. Эпоха Возрождения, в лице её утопистов, уже давно определила цель, альтернативную христианству: рукотворный рай. В России эта идея воскресла с небывалой мощью. Коммунизм был величайшим соблазном именно для русских, мечтавших о мировом пожаре, на пепелище которого люди могли бы сразу воздвигнуть всё, веками чаемое: свободу, изобилие, справедливость, всеобщее счастье. На место волшебства Богоявления было поставлено волшебство Революции. Одновременно, сначала лишь в головах одиноких учёных чудаков, формируется цель, свет которой сиял для духовного ока новых мечтателей дальше и выше всех на свете социальных революций.

Но - что может быть дальше? И что может быть выше?

Космос. Именно к нему стала обращаться мысль людей-искателей. На земле, где религиозная вера была поругана, а рукотворный рай обернулся довольно быстро тоталитарным адом, космос стал совершенно естественным продолжением Мечты. Космизм явился новой, постхристианской формой русского странничества. Не исключено, что фактическое первенство именно России по части прорыва в космос объясняется вот этим неутолимым, упрямым напряжением мысли лю-дей-странников: в даль! - в высь! - за все мыслимые пределы!

Внимательное изучение истории этого вопроса показывает, что космическое «брожение умов» началось в России на полвека раньше полёта Гагарина. Тому ярчайшее свидетельство - поэма «Прометей» Скрябина (1911 г.), где впервые средствами одной только музыки миру был явлен космос -достоверно и непосредственно, почти зримо. О путешествии в космос Алексей Толстой написал свой лучший роман. За пределы земного мира порывался уйти Миколаус Чюрлёнис, с его фантастическими видениями и созвездиями-символами.

Не лишне ещё раз подчеркнуть: космические устремления явственно обозначились у нас именно в эпоху кризиса христианской веры. Верующие люди, как правило, избегают подобных фантазий. Мысль, устремлённая к Богу, не любит черноты космоса. Пожалуй, тут ещё сказывается (в этом главное!) интуитивное понимание того, что само по себе желание человека необъятно расширить сферу своего обитания, переступить положенные Богом границы таит в себе колоссальный соблазн. И если утопия рукотворного рая была соблазном чисто человеческого свойства, то мечта о космосе была уже соблазном сверхчелоческим. Тут человек дерзал выйти не только на пределы Земли, но и за пределы собственной природы: одновременно с космической грёзой возникает дерзание физического бессмертия.

Оно прорывается, например, у Н.Ф. Фёдорова, автора учения, получившего название «Философия общего дела». Отвергая идею личного спасения, принятую христианством, он провозгласил идеею всеобщего спасения: по мысли этого философа-фантаста необходимо создать научные центры для управления всеми молекулами внешнего мира так, чтобы «рассеянное собрать, разложенное соединить, т.е. сложить тела отцов» [1]. Именно у Фёдорова прозвучала впервые идея воскрешения не как промыслительный акт Второго Пришествия, а как результат специальной технологии, которую науке будущего предстоит открыть!

В то время (начало ХХ столетия) подобного рода технический романтизм, надо сказать, не был лишь заблуждением одиноких кабинетных чудаков. На заре эпохальных технических изобретений - автомобиль, самолёт, радио, лампочка Эдисона, кинематограф. - всесилие техники казалось уже очевидным фактом. Но этого мало. Учёная мысль (и прежде всего в России!) стремилась уже тогда выйти за пределы соразмерного человеку мира. Рядом с бессмертием - уничтожением границ индивидуальной жизни - возникла идея ноосферы, глобальной «сверхматерии» человеческой мысли (В.И. Вернадский), идея влияния солнечных ритмов на состояние биосферы (А.А. Чижевский), идея панпсихизма (К.Э. Циолковский).

Циолковский, как известно, реально поработал на космонавтику, создав теорию прямолинейного движения ракет. Но он же создал оригинальную философскую систему, согласно которой жизнью и психикой наделено всё сущее во Вселенной, вплоть до отдельных атомов, и каждый организм есть не что иное, как государство атомов. Речь и здесь шла о бессмертии, ибо смерть организма, по мысли Циолковского, вовсе не означала смерти атомов, чья жизнь - бесконечна. Он мечтал о встрече человека с жителями иных космических миров и даже детально разработал правила «космической этики», на случай контакта с инопланетянами! Мечты о преобра-

зовании жизни на Земле зашли у К.Э. Циолковского настолько далеко, что венец разумной эволюции он уже представлял себе в виде некоего сверх-организма, объемлющего Землю и питающегося непосредственно солнечной энергией.

Но всё-таки, как бы заманчиво не выглядели футурологические мечты и технические достижения начала прошлого столетия, о реальном полёте человека в космос говорить пока не приходилось, хотя фантазии подобного рода уже возникали. Аппарат для путешествия на Марс, похожий на гигантское яйцо, описанный в «Аэлите» А.Н. Толстого, ещё напоминал, в простоте своей, первые аэростаты и дирижабли младенческого периода европейского воздухоплавания.

Было ли стремление к физическому покорению космоса -единственной, в этом духе, дерзновенной мечтой человека?

О, нет! Примерно с того же времени ведёт своё начало космической «дерзновение» совсем иного плана. Оно было начато трудами Е.П. Блаватской, подхвачено четой Рерихов и, позднее, - их пламенными адептами по всей России. Это учение, тесно связанное с оккультизмом, возникло на фоне всеобщего интереса европейского бомонда начала ХХ столетия к волшебным чудесам магии и спиритизма. Оно открыло ищущим умам по крайней мере два аспекта космической темы.

Во-первых, физический космос (физическая материя, физическое пространство, физические энергии) предстаёт в этом учении всего лишь как частный аспект совокупной реальности, наиболее существенной частью которой оказывается мир «высоких вибраций» (так называемый «тонкий» мир). Тем самым, представление о космосе существенным образом меняется: чтобы освоиться в «тонком» мире, не нужны (да и бесполезны) всякого рода механические устройства. Человеку надо изнутри перестроить себя, повысив свой собственный уровень вибраций: в этом - для человека - и состоит великая задача космической эволюции.

Во-вторых, астрально-ментальный космос отнюдь не пуст, как, по-видимому, космос физический. Он населён всевозможными сущностями - разумными, полуразумными и сверхразумными. Последние составляют великую иерархию Сферных Учителей, взявших на себя заботу об охране Земли и судьбах человечества.

Чета Рерихов, как известно, оставила после себя, кроме шедевров мистической живописи, около дюжины пухлых томов, под общим названием «Живая Этика» [2]. Эти тексты, как утверждается, были продиктованы самими Сферными Учителями - «махатмами». В переводе с санскрита махатма означает - великая душа. «Махатмы», судя по их писаниям, денно и нощно пекутся о благе землян, сражаясь с тёмными силами и двигая вперёд локомотив космической Эволюции.

Учение «махатм» по духу своему вполне материалистично. Концепция материи естественно распространяется у них на «тонкий» план бытия. И астральный, и ментальный миры -вполне материальны; высшие миры тоже. Разница с физическим миром лишь в том, что материя там - особого рода, она пронизана высокими вибрациями. Ей и специальное название дано: «материя люцида» - светоносная материя.

Писания, надиктованные Елене Рерих, лишены религиозного чувства в общепринятом смысле. «Махатмы», похоже, существуют где-то в огненно-ледяном, пустом и безбожном космосе. Идею Бога в Живой Этике заменяет идея эволюции. Причём, мы имеем тут дело не просто с индифферентным отношением к личному Абсолюту, как на пример, в буддизме. В писаниях «махатм» встречаются отчётливые признаки атеизма, в особенности там, где речь заходит о христианстве.

Свидетельство тому - знаменитое письмо «махатм» к советскому правительству, привезённое в Россию Н. К. Рерихом. Этот документ (впервые напечатан у нас в 1965 г. в 1-м номере журнала «Международная жизнь») стоит того, чтобы его процитировать полностью: На Гималаях мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков жизни. Вы закрыли ворота ночных прито-

нов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов общего блага!

Как явствует из этого текста, среди «достижений» первых лет советской власти (уничтожение мещанства, «тюрьмы воспитания», семьи, частной собственности.) авторы письма ставят на первое место упразднение церкви. Тут невозможно ошибиться: Сферные Учителя поздравляют большевиков не более и не менее, как с разгромом православной Церкви в России. Полмиллиона расстрелянных и замученных в лагерях священников. Десятки тысяч взорванных храмов. Фактический запрет на веру по всей стране. Какое, в самом деле, великое достижение новой власти! Одно из двух: либо иерархи космоса не подозревали об этих «деталях» (но тогда в чём их всезнание?), либо знали - и именно это знание так живо порадовало их сердца.

Миссия Николая Рериха была особо важной: его высокие покровители надеялись на плодотворный союз с большевиками. С этой, по-видимому, целью в одной из книг Живой Этики «махатмой» был объявлен не кто иной, как В.И. Ленин! «Великая душа», утопившая Россию в крови - это на кого угодно может произвести впечатление. Замечательный дипломатический ход, лишний раз красноречиво намекающий на то, что там, где царит дипломатия, об истине можно не беспокоиться.

Реверансы новым хозяевам Кремля, впрочем, оказались бесполезны: договориться не удалось. То ли большевики, по невежеству, спутали оккультизм с религией, то ли не захотелось им делить власть с какими-то там Сферными Учителями. Итог напрашивался сам собою: Николаю Рериху угрожал арест. Спасла случайность - внезапная смерть Феликса Дзержинского, на время отвлекшего чекистов от персоны посланника гималайских «махатм». К счастью для мировой живописи, посланник сумел вовремя исчезнуть с горизонта.

Завершая - на данном этапе - тему рерихизма, я хотел бы подчеркнуть, что моё критическое отношение к этому феномену вовсе не означает, что всё, изложенное в «Живой Этике», следует считать полной нелепицей. Многое, о чём там говорится: «тонкий» мир, его энергии, его опасности, его своеобразные обитатели - это реальность, доказанная многократно, с которой нельзя не считаться. Вполне возможно, что существуют и сами «махатмы». Но - кто же они на самом деле? Чего они на самом деле хотят? Каковы на самом деле их возможности? Вот вопросы, ответов на которые я нигде не нахожу.

Итак, два пути покорения космоса были намечены в начале прошлого столетия. Первый, технический, был связан с ракетным космоплаванием. Второй - оккультный - подразумевал энергетическую трансмутацию самого человека.

Предвоенные, военные и послевоенные годы в России -самое тяжкое лихолетье сталинщины. Не до космических держаний тут было: не сгинуть бы в застенке, в окопах или просто в голодных очередях. Тем удивительнее, что в тридцатые годы нашлась-таки компания энтузиастов, образовавшая «группу изучения реактивного движения» (ГИРД). Начав в 1931 г. свою деятельность в виде конструкторских групп при Осоавиахиме, сотрудники ГИРД нашли энтузиастов ракетного дела не только в Москве и Ленинраде, но и в других городах России. На свой страх и риск эти молодые люди предприняли серию экспериментов с самодельными ракетами. Отношение властей к этой группе красноречиво явствует из шутливой расшифровки аббревиатуры ГИРД самими энтузиастами: «группа инженеров, работающих даром». Да, без всяких зарплат, ради самой Мечты! Русские искатели и в эти страшные годы были верны себе.

Среди них самым талантливым и активным был С.П. Королёв - впоследствии знаменитый на весь мир Главный Конструктор, открывший человечеству дорогу в космос. Именно

его и «замели» наши доблестные Органы Безопасности в 1938 г., по доносу коллег. Последовал маршрут, для многих инженерно-технических работников той поры вполне стандартный: тюрьма (там его изувечил садист-следователь) - «общие» работы на Колыме - «шарашка», где он вместе с именитым авиаконструктором А.Н. Туполевым, в то время тоже политзэком, работает над новыми типами самолётов и ракетных двигателей.

Советское руководство начало уделять должное внимание производству ракет лишь тогда, когда обнаружилась их несомненная ценность в ходе военных действий во 2-й мировой войне. Впервые преимущества ракетной техники обозначились в ходе бомбардировок Лондона немецкими ракетами ФАУ-1 и ФАУ-2. Несмотря на ряд несовершенств (малая дальность, слабая точность наводки) эти первые ракеты сразу показали себя грозным оружием. Военные спецы в России, уже после Победы, попытались скопировать немецкую ракетную технику, вывезенную из Германии. Соединённые Штаты Америки завладели более ценным «трофеем»: им оказался конструктор ракет ФАУ, Вернер фон Браун. Именно ему Америка обязана успешно выполненной программой покорения Луны. Ну, а нам-то, русским, конечно, не было смысла импортировать гениев со стороны: Россия умельцами славилась издавна. Надо было здесь, у себя, пошарить по спецтюрьмам и лагерям - кого-то ведь можно и выпустить? Выпущен был С.П. Королёв.

Работа шла. В конце 50-х грянул триумф космонавтики, пионером которой - ко всеобщему удивлению - оказалась истерзанная войной Россия. Американцы, оправившись от шока, несколько лет спустя смогли повторить и затем превзойти достижения русских. Но это - всем известная история.

Как же в тот период времени (середина века) дело обстояло с оккультными «путешествиями»? Здесь образовалась мёртвая пауза. На общем фоне тех лет совершенно одинокой выглядит фигура Даниила Андреева с его «Розой мира». Был ещё Вольф Мессинг, отдавший свой уникальный дар эстрадным подмосткам... В сущности, говорить больше не о ком. Тексты Блаватской и Рерихов тогда вообще не имели хождения, их не печатали. Идеологическая шумиха, поднятая прессой вокруг первых советских спутников и полёта Гагарина, отодвинула совершенно в сторону какие бы то ни было проблемы, связанные с оккультными идеями. Совсем недавно рухнул возросший на этих идеях нацизм - и ни у кого не было желания следовать его примеру.

Итак, с октября 1957 г. технический путь покорения космоса получил максимальное «паблисити». Это был воистину золотой век космоплавания! Исследовательские зонды, посылаемые во все уголки ближнего космоса (Луна, Марс, Венера, Сатурн, Юпитер) ещё более разжигали всеобщий интерес и воспаляли фантазию. На космические программы тратились сумасшедшие деньги. Человек, наконец, ступил на лунную поверхность!

Как вдруг произошёл перелом. Американцы, после нескольких блестящих достижений в программе «Аполлон», по необъяснимой причине прекратили полёты. Запуск советских «луноходов» был также приостановлен. Российскую космонавтику словно злой рок стал преследовать. Умер Королёв. Разбился Гагарин. Грянула серия тяжких аварий, в которых гибли космонавты - и у нас, и в США. По какой-то причине пропадали сигналы автоматов, посылаемых на Марс. Это было похоже на обморок посреди бала.

Космонавтика, конечно, не перестала существовать. Она делала определённые успехи - но, так сказать, локального, частного порядка. На околоземную орбиту продолжали посылать экспедиции, однако ничего особенно нового в этом не было, и широкая публика мало помалу потеряла к ним интерес. Громадные космические станции годами кружили над землёй, к ним причаливали и от них отчаливали космические челноки с топливом, продовольствием и даже миллионерами-туристами. Данные о космонавтах по-прежнему публиковались в прессе, но, кроме близких и родственников, никто не

пытался даже запомнить их имена. Восторг, энтузиазм, ожидание дальнейших сенсаций - всё захлебнулось. Исчезло стремление ввысь и вдаль, космоплавание стало обиходным и даже рутинным делом: спутниковая связь, спутниковый прогноз погоды, спутниковый шпионаж.

Здесь-то, на общем фоне упадка интереса к космонавтике, на страницы мировой прессы стала наползать причудливая тень совершенно неправдоподобных событий. Речь идёт о неопознанных летающих объектах.

Сперва это были отдельные сообщения. Они поначалу воспринимались как экзотика, чьим источником могла быть только «жёлтая» пресса. Сообщения, однако, не прекращались. Они множились и со временем перешли на страницы серьёзных изданий. Появились фотографии НЛО: диски, сферы, треугольники, «сигары», «лампочки». Писали об их необычной светимости, о невероятных скоростях, не доступных никакому земному летательному аппарату, о чудовищных энергиях, с помощью которых «гостим» могли обратить в пыль осмелившийся их обстрелять истребитель. Появились сообщения и о самих энэлонавтах. Их видели случайные свидетели в самых разных уголках Планеты. Преобладали расы гуманоидов. В основном - низкорослые, около метра, серокожие головастики с огромными аспидными глазами, без носа, с голым черепом и крохотной щелью вместо рта. В литературе им дали название «greys» («серые»).

Дальше - больше: обнаружилось, что эти существа время от времени похищают людей, проводя над ними изуверские опыты, после чего стирают память (возвращаемую лишь под гипнозом), проводят опыты по искусственному оплодотворению (в основном, с женщинами), внедряют в тела людей имплантаты. Имплантаты эти неоднократно извлекались и исследовались, - всякий раз с полной очевидностью оказывалось, что они сделаны по технологиям, неизвестным на Земле.

Обнаружились и ужаснули мир факты вивисекции животных. В Южной Америке во множестве находили трупы коров, лошадей и коз с ампутированными глазами, языками, гениталиями. Ампутация производилась способом, недостижимым для земной хирургической техники. Любопытно, что хищники и падальщики нигде не пытались лакомиться трупами этих несчастных животных, даже не приближались к ним. В добавок к этим очевидным, проверяемым материальным свидетельствам вмешательства иномирных «гостей» в нашу жизнь, появились и так называемые «круги на полях» - изображения, сделанные неизвестным способом на посевах фермерских угодий.

Даже не очень вдумчивым наблюдателям здесь виделось нечто угрожающее: иномирные «гости» обладают техникой, настолько превосходящей наши неуклюжие, громоздкие, взрывающиеся уже на старте ракеты, что все сравнения тут бледнеют! До переговоров с аборигенами Планеты эти существа почему-то не снисходят. И, похоже, чувствуют здесь себя полными хозяевами.

Вся эта странная картина была очень уж не похожа на романтические мечты наших писателей-фантастов, с их прогнозами космического коммунизма типа Ефремовской «Туманности Андромеды». Реальность оказалась замысловатей и страшнее. Со временем, на базе многочисленных свидетельств и вновь открываемых фактов возникла специальная наука об НЛО - уфология. Официально её до сих пор нигде не признают, у ортодоксов она стоит где-то в одном ряду с алхимией и астрологией.

В России интерес к НЛО был отнюдь не умозрительным: группы энтузиастов искали и находили «аномальные зоны», где эти загадочные объекты часто появлялись. Уже в последней трети прошлого столетия в районы этих аномалий началось настоящее паломничество. Люди-искатели - в основном молодёжь - ринулись на встречу с Неведомым, очертя голову. Были и экспедиции в районы загадочных катастроф. В район падения Тунгусского метеорита, например, до сих пор, в летний сезон особенно, идут энтузиасты со всех концов России. Цель - увидеть своими глазами следы техногенной деятельности загадочных космических визитёров.

Иномирные тайны, вдруг спустившиеся к нам издалека, стали теперь манить искателей приключений не куда-то в космос, а к поискам на самой Земле. Люди потянулись к так называемым «проклятым» местам, коих избегали местные обитатели, опасаясь встречи с нечистой силой. Об этом, слава Богу, не трубили газеты! Русский космизм, «уставший» от идеологических спекуляций вокруг достижений нашей космической техники и в известной мере утративший к ним интерес, обратился теперь к искательству в той сфере, куда не дотягивались лапы официальной пропаганды. На дворе уже были 70-е и 80-е годы, канун Перестройки.

Посмотрим, как в то же самое время обстояли дела с оккультными изысканиями. Оказывается - прекрасно! В 70-е годы исследования так называемых «сверхчувственных» способностей человека уже велись полным ходом и у нас, и за рубежом. Это - несмотря на то, что официальная наука ничего паранормального в упор не видит, и по поводу «аномальщи-ны» хранит по сей день высокомерное молчание. Исследования, тем не менее, велись. На них даже тратились немалые деньги. Почему? Всё объясняется просто: сверхнормальными спсобностями человека очень живо заинтересовались спецслужбы по обе стороны Железного Занавеса. Компетентным органам было хорошо известно: наука наукой, а возможности тибетских монахов, африканских колдунов и индейских шаманов - это реальность, как бы к ней не относились учёные в академических мантиях. Подумайте сами: разве не заманчиво любому сотруднику спецслужб невидимым проходить сквозь стены секретных кабинетов? Путешествовать куда угодно в «тонком» теле? Да и мечта о психотронном оружии чего-нибудь да стоит! И потому - плевать они хотели на чистоту риз академической науки. Главное - результат.

Судя по многим свидетельствам, о которых здесь не место говорить, результаты действительно были; тщательно засекреченные исследования продолжаются до сих пор. Но усилия подобного рода нельзя долго удерживать в стенах тайных лабораторий. На публике стали появляться люди (сперва единицы, вроде Чумака и Сафонова, а потом сотни и тысячи), которым от природы было дано то, на что у людей обычных уходили многие годы тренировок. За этими людьми закрепилось этимологически нелепое прозвище «экстрасенсов». Оно в ходу по сей день. Благодаря целительским талантам, экстрасенсы получили социальный престиж, которому мог бы позавидовать любой колдун в джунглях Центральной Африки. Они лечили наложением рук, молитвами, минералами, другими внешне простыми способами - даже по телефону, иной раз по телевизору, иногда и заочно (по фотографии). Некоторые на этом пути достигали блестящих результатов. Наиболее способные из них легко могли выходить в астрал, предсказывать аварии, просматривать чьи угодно прошлые воплощения и т. д. Знакомство с восточными мистическими практиками (особенно йогой) стало всеобщей модой в российских городах. Такие слова как «чакра», «карма», реинкарнация» прочно вошли в обиход. Притчей во языцех стали знаменитые чародеи, асы своего дела - Вольф Мессинг, Ури Геллер, Ванга, Эдгар Кейси. Знаменитый индийский святой Сатья Саи перед миллионами зрителей материализовал лингамы, браслеты, драгоценные кольца и священный пепел Вибхутти. Никакого обмана! Всё запротоколировано, засвидетельствовано, снято на тысячи фото- и киноплёнок.

А что же с учением Рерихов? С ним всё стало просто замечательно. Ещё в эпоху Брежнева часть мистически настроенной интеллигенции начала проявлять пристальный интерес к «Живой Этике» (в то время она распространялась в фотокопиях и самиздате). А с началом Перестройки, когда в России возникла гласность, и было разрешено всё, что душе угодно, выбрасывать на книжные прилавки - «Живая Этика» в изобилии стала появляться во всех городах России, в количестве конкурируя разве что с Библией и романами Дарьи Донцовой. Пламенные почитатели Елены Рерих и Елены Блаватской теперь без всяких препон распространяют Единственно Вер-

ное Учение (как знать, не приобретёт ли оно в будущем нечто, аналогичное статусу марксизма в предреволюционной России?). Рериховский бум не ограничился одними только книгами. У поклонников «Живой этики» появилась своя собственная «аномальная зона» - Верх-Уймон на Алтае, где некогда Рерих побывал со своей экспедицией. Энтузиасты построили там музей.

Учение «махатм» не было единственно почитаемым в многочисленных мистических российских кружках. Мифологическое сознание наших сограждан готово сотворить себе кумир из любого подручного материала, и когда главный миф столетия (коммунистический) начал рушиться, ему тотчас нашлись заменители...

Один только пример. Не так давно была возведена в объект культа некая сказочная женщина, космически-

чудодейственное существо, живущее вдали от благ цивилизации в сибирских лесах. Её обнаружил предприниматель Владимир Мегрэ, поведавший о своём открытии в довольно-таки безграмотной книжке «Анастасия». Как можно понять из писаний Мегрэ, эта женщина живёт в тайге одна, в полном единстве с природой, дружит со зверями, но не в статусе Маугли, а, совсем наоборот, обладает сверхчеловеческим сознанием и прозорливостью, свободно общается с Космосом. Анастасию, которую, кроме самого Мегрэ, похоже, никто ни разу не видел, возвели почти на уровень языческого божества и чуть ли не стали поклоняться ей в многочисленных, её именем названных «обществах» по городам России.

Попутно оживает идея бессмертия человека. Оживает не просто в умах досужих мечтателей, а в работах самых что ни на есть серьёзных учёных. Свежий пример - исследования группы академика В.П. Скулачёва, о которых он поведал в серии телевизионных передач.

Вспыхнула с новою силой идея всеобщего воскрешения -в лекциях и книгах Г. П. Грабового, имеющего в России восторженных, почти религиозно преданных почитателей. Грабовой был успешным целителем, разработал особую методику «управления реальностью», мог предсказывать техногенные аварии, мечтал избавить мир от терроризма. В разгар этой своей деятельности он был внезапно арестован, оклеветан и репрессирован.

Вряд ли стоит здесь говорить о многочисленных отечественных магах и медиумах, разъезжающих по городам России с платными семинарами и лекциями, авторов несметного количества книг с методиками открывания третьего глаза, работы с чакрами, диагностикой кармы и т. д. и т. п. Имя им - легион, и деятельность этих людей, далеко не бескорыстная, с космизмом ничего общего не имеющая, нас здесь не будет интересовать.

Описываемый оккультный бум, докатившийся до наших дней, был поддержан появлением так называемых «детей индиго» - занятных малышей, рассказывающих о своей прошлой жизни в чужой галактике, способных видеть ауру живых, души умерших, лики херувимов и ангелов, - детей, тоскующих о своей инопланетной «родине» и лепечущих на незнакомых языках. Их невероятные способности, к сожалению, ничуть не облегчают им жизнь, да и наша собственная жизнь не становится легче от их присутствия. Единственное, что можно тут предположить: эти странные дети, возможно, служат предсказанием каких-то грядущих перемен. Каких именно? Хотелось бы это узнать, потому что оккультный бум пока ещё ничего существенно не изменил в нашей жизни. Всё обыденное сохранило свой привычный уровень, как годы и годы назад. Мы по-прежнему живём на земле, любим, ненавидим, страдаем, трудимся ради хлеба насущного . А мечта о дальних полётах куда-то ушла. С тех пор, как Россия свернула с глинистого просёлка всенародной нужды на блещущий рекламными огнями проспект коммерции - мечтателей на её просторах поубавилось. Романтизм не ладит с выгодой. «На пыльных тропинках далёких планет» - это уже не поют. Тягу к странничеству современная российская молодёжь, в массе

своей, удовлетворяет зарубежными поездками - экзотический отдых, выгодная работа.

Что касается астральных путешествий в «тонком» теле, то они, на поверку, оказались делом опасным и доступным далеко не любому. Об этом знают. «Туда» никто особенно и не стремится.

Остаётся всё тот же вопрос: куда мы двинемся дальше? Куда - выше? Не обстоит ли дело так, что Земля - это наша вовеки неотменимая судьба?

Как бы там ни было, но автор этих строк, уже довольно долго наблюдающий за эволюцией космизма в России, вынужден отметить: оптимистов в этой области остаётся всё меньше, и уж совершенно их нет среди уфологов, для которых, прямо по Экклезиасту, - «во многой мудрости много печали, и кто умножает познание - умножает скорбь».

Одно лишь обстоятельство обозначается с полной очевидностью: межзвёздные полёты невозможны в физическом мире, с применением физических энергий. Нужна дематериализация. Нужна технология перемещения в «тонкие» миры. Ведь именно эту технологию, похоже, демонстрируют летательные аппараты «пришельцев», то возникающие, то пропадающие с глаз долой, движущиеся с немыслимыми скоростями в любой среде. Это значит, что два пути покорения Космоса, отмеченные здесь, должны слиться в один. Вот - единственно возможный шаг!

Но, по многим признакам, нам НЕ ПОЗВОЛЕНО этот шаг сделать. Даже на официальное обсуждение этой темы наложено высочайшее табу. И как всегда бывает, когда действует глухой запрет, информация заменяется слухами. Среди этих

Библиографический список

слухов, как в илистой неспокойной воде, мы едва выхватываем отдельные контуры событий, о которых никто достоверно не знает. Например, о том, что:

- вокруг полётов НЛО среди правительств крупнейших стран существует сознательный заговор молчания (результат тайного с НИМИ сговора);

- что Земля фактически оккупирована «пришельцами»;

- что именно ОНИ наложили запрет на лунные экспедиции землян, поскольку Луна издревле служит для НИХ перевалочной базой;

- что изобретатели, близко подошедшие к разгадке законов нефизического мира, загадочным образом вдруг исчезают, а то и погибают неизвестно по какой причине;

- что американский космический корабль «Челленджер» был ИМИ взорван, дабы помешать опасным для НИХ опытам...

И так далее, и так далее.

Вот, похоже, всё, что осталось нам сегодня в наследство от прежней «дерзновенной мечты»: слухи, от которых голова уходит в плечи, плюс организованный саботаж официальной науки в сфере исследований нефизического мира. В итоге -отказ от любых мечтаний и любых дискуссий на эту тему.

Окончательный ли это финал космической эпопеи, или, вопреки всему, у космизма в России есть будущее? Этого никто не знает. В любом случае, пока в нашей стране не перевелись люди-искатели - данную тему едва ли можно считать закрытой, поскольку русский космизм, помимо технических достижений, есть прежде всего состояние души, а состояние души запретить невозможно.

1. Фёдоров, Н.Ф. Собр. соч.: в 4 т. - М.: Традиция, 1997.

2. Аблеев, С.Р. Фундаментальные философские основания концепции космической эволюции человека: сущность, зарождение и историческое развитие: дис. . д-р. филос. наук. - Тула, 2000.

Статья поступила в редакцию 11.08.10

УДК 130:008:069.01

О.В. Сидорова, асп. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАБОТЫ С БУДУЩИМИ РОДИТЕЛЯМИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Статья знакомит с авторской экспериментальной арт-терапевтической программой для будущих родителей «В поисках гармонии: ребёнок до рождения», действующей в Государственном художественном музее Алтайского края. В публикации представлены основные этапы и результаты реализации проекта с позиции культурологического анализа. Мероприятие рассматривается как инновационный и уникальный опыт взаимодействия музея и семьи.

Ключевые слова: культурологический потенциал, семейная аудитория, будущие родители, программа для будущих родителей, Государственный художественный музей Алтайского края, арт-терапия.

Решение проблемы семейного досуга является одним из приоритетных направлений культурно-образовательной деятельности музея в наши дни. Актуализация форм работы с семейной аудиторией в практике российских музеев в последние два десятилетия ХХ - начале XXI вв. обусловлена осознанной необходимостью возвращения традиционных семейных ценностей в жизнь современного общества. Активное участие музея в реализации задач, стоящих перед государством в сфере семейной политики, требует осмысления опыта музейной работы с семьёй, определения перспектив развития названной сферы деятельности, как в масштабах страны, региона так и в пределах отдельно взятого музея. В частности, целью данного сообщения является культурологический анализ программы для будущих родителей в Государственном художественном музее Алтайского края.

Мероприятия для данного сегмента семейной аудитории в практике российских музеев появились в 1990-е гг. Они были единовременными или осуществлялись в рамках долгосроч-

ных программ различной направленности. События эпизодического характера происходили преимущественно в рамках тематических праздников в музее. Например, в рамках празднования Дня матери в ГХМАК в 2003 г. вниманию беременных женщин были предложены экскурсия и мастер-класс по изготовлению куклы-оберега [1].

По сравнению с разовыми мероприятиями, программы для будущих родителей в пространстве музея имели более сложную структуру, концептуальную основу которой составляли фундаментальные идеи целостного воспитания человека, разработанные в философии, отечественной и зарубежной педагогике, музееведении, искусствоведении, культурологии. Важнейшей составляющей ряда проектов было взаимодействие музея с экспертами в области психологии, различных сферах медицины (в т.ч. перинатальной медицины (перинатальная медицина изучает внутриутробное развитие ребенка), гинекологии). Примером подобной интеграции является проект «В поисках гармонии: ребёнок до рождения», разработан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.