Научная статья на тему 'Космизм в музыке Александра Николаевича Скрябина'

Космизм в музыке Александра Николаевича Скрябина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
224
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Н. Скрябин / композитор-космист / синтез искусств / музыка в цвете / Высший мир / A.N. Scriabin / cosmist composer / synthesis of arts / music in colour / Higher world

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Узикова Оксана Владимировна

Космичность творчества гениального композитора А.Н. Скрябина и его влияние на мир музыки. Новая философская концепция искусства А.Н. Скрябина: искусство как священнодействие, связь творца с Высшим миром, идея синтеза искусств. Особенности музыкального дарования композитора-космиста: способность видеть музыку в цвете, новаторство в области гармонии и музыкальных инструментов, гипнотический эффект сольных концертов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cosmism in the music of Alexander Nikolaevich Scriabin

The cosmic nature of the work of the genius composer A.N. Scriabin and his influence on the world of music. A.N. Scriabin's new philosophical concept of art: art as a sacred rite, the connection of the creator with the Higher world, the idea of the synthesis of arts. Features of the musical talent of the cosmist composer: the ability to see music in colour, innovation in the field of harmony and musical instruments, the hypnotic effect of recitals, etc.

Текст научной работы на тему «Космизм в музыке Александра Николаевича Скрябина»

О.В.УЗИКОВА,

аспирант Киевского Национального университета культуры и искусств, учитель музыки ДШИ№ 4, Киев, Украина

КОСМИЗМ В МУЗЫКЕ АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА СКРЯБИНА

Творчество гениального русского композитора, поэта-символиста и философа Серебряного века А.Н.Скрябина (1871—1915) стало совершенно новым для музыкальной культуры XX века в силу своей космичности, ярко выраженной философской концепции искусства, в основе которой лежит закон единства всего сущего. Музыка была для Скрябина прежде всего философией, отображенной в звуках. Он «сам был музыкой, ее олицетворением, ее творцом» [1, с. 207], а его музыка являлась выражением космизма. Академик Л.В.Шапошникова глубоко исследовала музыкально-философское творчество композитора. Она считает, что «влияние Скрябина на мир музыки ХХ века было мощным и всепроникающим» [1, с. 208]. «Скрябин пришел в этот мир для того, чтобы показать, что есть музыка и какова ее космическая суть» [1, с. 207].

Космическая тематика, двойственность ассоциаций и дву-единство всех вещей и явлений характерны для его творчества. Скрябин обладал широким и всеобъемлющим космическим мышлением, напоминающим кристалл, все грани которого образуют цельную форму. Проблема космизма проявилась в различных гранях его творчества. Новое, космическое мышление отобразилось и в музыке композитора, и в его философской поэзии, и в синтезе звука, света и цвета.

Космизм композитора был тесно связан с его внутренней жизнью. Теургизм его творчества проявлялся через связь композитора с Высшим миром, откуда он черпал свои философские идеи и воплощал их различными средствами в музыке и в философской поэзии. В музыке Скрябина отражается процесс восхождения и нисхождения духа из высших — небесных — сфер к более плотным и земным. Скрябину необходимо было приспособиться

к земным условиям и перевести язык Высшего мира в язык музыкальных звуков и поэтических слов, приемлемых для земного восприятия и воплощенных в земных формах.

Главная особенность музыкально-философского творчества Скрябина — единство небесного и земного. Тяготение к единству всего сущего было его потребностью и воспринималось сознательно. Он отождествлял себя в этом единстве с Богом-Творцом. Его земному телу трудно было выдерживать огненные энергии, льющиеся из глубин Космоса. Композитору нужно было ассимилировать эти энергии и трансмутировать их к земному плану.

Скрябин понимал, что лишь язык музыки способен без слов говорить о несказуемом. Не случайно Скрябина называли человеком не от мира сего, волшебником и звенящим эльфом. Все эти образные наименования свидетельствуют о непостижимой загадочности его личности и присутствии в его творчестве духа Инобытия. Это можно почувствовать, слушая музыку Скрябина, особенно в исполнении самого композитора. К счастью, сохранились записи некоторых музыкальных произведений, которые подтверждают мысль о необычайном влиянии его игры на слушателей. Скрябин передавал утонченную, высокую энергетику, чувство полета над бездной и свободу мышления, которые ощущал сам. Его исполнение окрыляло и вдохновляло на новое творчество.

Садясь за инструмент, Скрябин любил импровизировать — он считал, что за импровизацией будущее. В такие моменты он чувствовал освобождение души и ощущал ее полет в Высшие сферы Инобытия.

А.Н.Скрябин стремился к единству искусств. В его творчестве отразилась общая идея синтеза: объединение разных, зачастую даже противоположных элементов в единое целое. Он «пытался слить отдельно существовавшие до этого виды искусства в одну мощную симфонию, заряженную энергетикой Преображения» [1, с. 211]. Все эти грани синтетического искусства складывались естественно и закономерно в единую симфонию жизни и являли собою пространство творчества. В «Гранях Агни йоги» говорится: «Синтез и творчество связаны прямой нитью, именно в творчестве проявляется синтез» [2, с. 250].

Скрябин считал, что любую философскую идею можно выразить в музыке, в литературе, в живописи и в других видах искус-

ства различными средствами: звуками, красками, поэтическими словами. Эта скрябинская мысль созвучна идее о синтезе звука, цвета и аромата, изложенной в философии космической реальности: «Кроме исследований психической энергии на цвет, испытывайте ее на звук и аромат. Можно получить показательные воздействия музыки, при этом замечайте и расстояние и сами музыкальные гармонии. <...> Нужно испытывать различные музыкальные произведения. Само качество гармонизации даст лучшие указания о путях звука и жизни человека. <...> В конце концов, можно соединить цвет, звук и аромат и наблюдать сотрудничество всех трех двигателей» [3, 384]. Суть этой идеи состоит в том, что различные элементы растворяются один в другом и объединяются в едином круге вечности, что подчеркивает взаимосвязь всех элементов и явлений во Вселенной.

Скрябин хотел, чтобы музыка и свет, поэзия и мысль, художество и архитектура слились в одно целое. Л.В.Шапошникова отмечает: «Это действо он назвал Мистерией Преображения, смысл которой состоял в коллективном, соборном действии — в соединении миров различных состояний материи» [1, с. 214]. Для этой Мистерии композитор хотел построить сферический Храм в Индии. «По замыслу композитора, сфера Храма должна была в сознании участников превратиться в большую Вселенную» [1, с. 214], фокусом которой является Творец. Скрябин «сочинил для Мистерии текст и фрагменты музыки» [1, с. 215] и начал писать «Предварительное действие», но не успел его полностью завершить.

Исследователь творчества композитора А.И.Бандура, характеризуя необычные способности Скрябина, отмечает: «Непостижимая способность композитора к ясновидению и яснослышанию в пространстве и времени, гипнотические эффекты его сольных концертов свидетельствуют о присутствии в этом феномене новых, скрытых измерений Реальности, благодаря которым искусство вновь обрело значение магического акта, священнодействия» [4]. Подтверждением мысли об искусстве как о священнодействии является стремление композитора сотворить Божественную Мистерию, в священнодействе которой участвовало бы все человечество. Эта идея Скрябина очень созвучна идее гениального литовского художника-космиста, композитора, поэта и философа

М.К.Чюрлёниса: Чюрлёнис представлял себе весь мир как одну большую симфонию, в которой люди — ноты. Творцы не были знакомы лично (Скрябин знал Чюрлёниса по его живописным полотнам), но были очень близки по духу, и в их творчестве и жизни много общего. Они имели одинаковые философские взгляды, характерные для эпохи Серебряного века, которые отобразились в их творчестве, были устремлены к Высшему и искусство рассматривали как путь соединения с Абсолютным Разумом Космоса, а Мироздание пытались познать как единое целое. Похожи их судьбы и в том, что жизненный путь обоих оказался короток, и полностью свои творческие замыслы они реализовать не успели.

Философское мировоззрение творца сильно повлияло на его музыку. Скрябин-философ «утверждал, что мысль есть энергия, а Высшее начало есть творящая сила Мироздания» [1, с. 212]. Почитание Скрябиным Иерархии Сил Света одухотворило и обожествило все его прекрасное творчество. Звуки Скрябина — это его огненные мысли, выраженные музыкальным языком и наполненные Высшей, духовной силой. Композитор считал, что в каждом человеке есть Божественная искра вдохновения, заложенная в сердце и желающая проявиться в многостороннем творчестве. Он сознательно накапливал космические знания, чтобы пополнить ими чашу накоплений духа. Тяготение к миру небесному было особенно присуще Скрябину. Он чувствовал, как, по выражению известного русского философа П.А.Флоренского, два мира — земной и небесный — соприкасаются между собой и являют единое целое.

По мнению А.И.Бандуры, музыка Скрябина — это космическая эстетика, характерная для всех законов Красоты, и прежде всего, это реальность другого мира. Он пишет: «Фактически, с 1903 года Скрябин жил в иной Реальности, ином мире, ставшим для него, по словам Б.Ф.Шлецера, "столь же несомненным, как всем нам видимый мир". Философские записки Скрябина отражают стремление гениального музыканта осмыслить то, что происходило с его сознанием, научиться "ориентироваться" в новом, открывающемся его духовному взору мире» [цит. по: 1, с. 214].

Космическое творчество стремилось воплотиться в новых формах, поэтому композитору не хватало земных звуков, обычных инструментов и традиционной гармонии. Он вышел на более широкие просторы философской, свободной мысли и стре-

мился расширить границы и возможности оркестра и привлечь к воплощению своего творчества новые инструменты. Одним из них стал аппарат, который должен был в определенные моменты исполнения произведения посылать в пространство соответствующее светоцветовое свечение, усиливая воздействие музыки на зрителей. Партию для этого инструмента Скрябин написал в партитуре «Прометея» отдельной строкой. Этот инструмент был его изобретением и нововведением в русском музыкальном искусстве ХХ века.

Скрябин был новатором и в области гармонии. Его прометеевский аккорд стал новым явлением в мировом музыкальном искусстве. При транспонировании в тональность до-мажор в интервальном составе этот аккорд представляет собой шестизвучие: до — ре — ми — фа-диез — ля — си-бемоль. Образующийся звукоряд включает в себя три тона подряд, полтора тона и полутон. Сам композитор «этот аккорд определял как устойчивый тонический терцдецимаккорд с повышенной ундецимой» [5, с. 110]. Это ше-стизвучие Скрябин записал в партитуре «Прометея» как первый аккорд, который использовался им в других местах в виде обращений. Также нужно отметить, что у композитора была склонность к использованию искусственных ладов в музыке. Шесть таких ладов созданы им благодаря симметрии, которая соответствует 12-тоновой равномерной темперации. Эти лады основаны «на переносе (трансляции) одинаковых по структуре интервальных сегментов с конечным самозамыканием» [6]. А.И.Бандура считает, что «появление этих ладов в творчестве Скрябина было результатом не умозрительных рассуждений, а созерцания глубин звучащей тишины» [6].

Главной и характерной чертой произведений А.Н.Скрябина был ритм, который служил основой музыкального и литературного творчества. Звук есть вибрация, а ритм является основой музыки. Пульс вибраций имеется во всем сущем и связан с космическими ритмами Вселенной. Сила ритма, как и сила мысли, велика. Ритм — это вечное движение космической энергии, которая разлита во всем сущем. У Скрябина было особое отношение к ритму. Он не считал, что это всего лишь определенное чередование различных музыкальных длительностей, ибо вышел за понятие традиционного ритма в музыке. Для него это было более

широким, философским явлением, вмещающим в себя космические законы эволюции Земли. Согласно ритму своего сердца, который соединялся с ритмами Космического Магнита, Скрябин творил, слившись с Творцом, то есть происходило слияние с Единым и воплощение этого единения в музыке и других видах творчества.

Скрябин обладал не только блестящими музыкальными способностями. Особенным его дарованием было яснослышание и ясновидение. Он не только видел музыку в цвете, но и слышал больше, нежели можно было записать земными нотами. Цветовым слухом обладал не только Скрябин. Такие известные и выдающиеся композиторы, как М.К.Чюрлёнис, Н.А.Римский-Корсаков, Р.Вагнер, С.В.Рахманинов и художник Н.К.Рерих тоже имели такой дар, способствовавший воплощению синтеза звука и цвета в их разностороннем творчестве. Согласно миропониманию Скрябина, звук является цветом, а цвет — звуком, ибо они имеют одну и ту же волновую природу, объединяются и составляют единое целое. Вспомним, что гениальный итальянский художник Леонардо да Винчи в своих философских записях также отмечал сходство звука и цвета и подчеркивал мысль об их единстве, а известный ученый, физик Исаак Ньютон считал, что каждый звук соответствует определенному цвету: до — красному, ре — оранжевому, ми — желтому, фа — зеленому, соль — голубому, ля — синему, си — фиолетовому, согласно цветам радуги [см. 7]. Его идея соответствует естественному космическому закону, по которому белый цвет, считающийся символом Абсолюта, можно разложить на семь основных цветов радуги.

Скрябин стремился к совершенствованию человека и преобразованию мира, о чем свидетельствуют философские записи самого композитора. По мнению Л.В.Шапошниковой, творчество Скрябина «было наполнено космическим мироощущением, идеями Нового мира и Нового человека» [1, с. 210]. Многие исследователи называют Скрябина новатором, но «выражение Рериха, употребленное по отношению к Чюрлёнису — "он не новатор, но новый", — относится также и к Скрябину» [1, с. 208]. Таким образом, можно утверждать, что Скрябин был предвестником Нового мира, который грядет в сужденное время на Землю. Композитор хотел помочь людям осознать величайшее значение непреходя-

щих и вечных духовных ценностей, необходимых для эволюции человечества. В незавершенном либретто оперы «о философе-музыканте-поэте» можно найти отражение этих мыслей:

Когда звезда моя пожаром разгорится, И землю свет волшебный обоймет, Тогда в сердцах людей огонь мой отразится, И мир свое призвание поймет. Я силой чар гармонии небесной Навею на людей ласкающие сны, А силою любви, безмерной и чудесной, Я сделаю их жизнь подобием весны. Дарую им покой, давно желанный, Я силой мудрости своей. Народы, радуйтесь, от века жданный Конец настал страданий и скорбей. Я призываю вас на праздник светлый Любви, труда и красоты [5, с. 191].

Подытоживая все вышесказанное и делая выводы, следует отметить, что Скрябин был гениальным композитором, творчество которого принадлежит всему миру. Основой его божественного и светоносного творчества был космизм. Его можно назвать пророком и Вестником, несущим миру Новую Красоту и новую философскую концепцию искусства. В его многогранном творчестве ярко воплотилась идея синтеза искусств. Одной из характерных особенностей его творчества была диалектика земного и небесного, связывающая эти стороны бытия в целостное единство. Другой чертой творчества Скрябина был синтез духа и материи, в процессе которого происходит одухотворение материи музыкальными и живописными средствами.

Литература

1. Шапошникова Л.В. Тернистый путь красоты. М.: МЦР; Мастер-банк, 2001.

2. Грани Агни Йоги. 1965 г. Новосибирск: Алгим, 1995.

3. Учение Живой Этики. АУМ.

4. Бандура А.И.Александр Николаевич Скрябин. Мистика творчества и магия светозвука [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www.theosophy.ru/lib/skr.htm (дата обращения: 08.11.2013).

5. Скрябин. Человек, художник, мыслитель: сб. ст. М.: ГУК «Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина», 2005.

6. Бандура А.И. Структура тонких миров в музыкально-философской космогонии А.Н.Скрябина [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// lib.icr.su/node/1741 (дата обращения: 07.10.2013).

7. Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. М.: Гос. изд. технико-теоретической литературы, 1954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.