Научная статья на тему 'Космизм и Российская культура'

Космизм и Российская культура Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1055
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ КОСМИЗМ / "КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ" / К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОСМОНАВТИКА / КОСМОНАВТИКА / ПЛАН ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лыткин В. В.

Статья посвящена выявлению связей между философскими идеями русского космизма, «Космической философией» К.Э.Циолковского, теоретической космонавтикой и их влиянием на развитие практической космонавтики. Автор приходит к выводу о непосредственном влиянии идей русского космизма и К.Э.Циолковского на прогресс науки и космической техники в ХХ в. и в более поздней перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COSMISM AND RUSSIAN CULTURE

The article focuses on the connections between philosophical ideas of Russian cosmism, a "Cosmic philosophy" of K. E. Tsiolkovsky, the theoretical space and their influence on the development of practical cosmonautics. The author comes to the conclusion about the direct influence of the ideas of Russian cosmism and Tsiolkovsky on the progress of science and space technology in the twentieth century and in a later term.

Текст научной работы на тему «Космизм и Российская культура»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 1(091)

КОСМИЗМ И РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

В.В. Лыткин

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского e-mail: [email protected]

Статья посвящена выявлению связей между философскими идеями русского космизма, «Космической философией» К.Э.Циолковского, теоретической космонавтикой и их влиянием на развитие практической космонавтики. Автор приходит к выводу о непосредственном влиянии идей русского космизма и К.Э.Циолковского на прогресс науки и космической техники в ХХ в. и в более поздней перспективе.

Ключевые слова: русский космизм, «Космическая философия», К.Э.Циолковский, теоретическая космонавтика, космонавтика, план освоения космического пространства.

Двадцатый век останется в истории человеческой цивилизации как век величайших трагедий и величайших свершений и открытий. Прежде всего, в области развития науки и техники. Лидирующее место в этом списке занимает космонавтика. Ее феномен, феномен появления и бурного развития в середине столетия, уже был под пристальным внимание исследователей истории науки и техники. Но многие аспекты здесь еще не вполне освещены и требуют дальнейшего изучения.

К такого рода вопросам относится и проблема влияния личности (ученого, изобретателя) на научно - технический прогресс. Насколько действенным и определяющим оно может быть. Здесь особый интерес вызывает личность К.Э. Циолковского. Научно-техническое, творческое и философское наследие К.Э. Циолковского разнообразно по содержанию и глубине разработанности отдельных проблем. Ему присущи гениальные прозрения, прежде всего в создании философской и мировоззренческой базы для разработки теоретических основ космонавтики и ее практического развития1. Уже в начале ХХ века К.Э. Циолковский

1 Благонравов А.А. К.Э. Циолковский как ученый. Циолковский К.Э. Избранные труды. К.Э. Циолковский; отв.ред. М.Я. Маров. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Наука, 2007. 565 с.

видел то огромное значение, которое могут иметь в будущем для человечества глобальные проблемы: угроза экологической катастрофы, демографическая проблема, космические катаклизмы, истощение сырьевых ресурсов и т.д.

Научно-техническое, творческое и философское наследие К.Э. Циолковского разнообразно по содержанию и глубине разработанности отдельных проблем. К.Э. Циолковский блестяще подтверждает и иллюстрирует своей жизнью вывод М.К. Петрова о сложности анализа научного творчества, в связи с его «бегучестью» и «неуловимостью»2.

Интерес к творчеству К.Э. Циолковского сохраняется на высоком уровне в последние десятилетия. Во многом это объясняется и тем, что К.Э. Циолковский создал в классическом виде учение космизма, к которому принадлежали такие выдающиеся мыслители и ученые, как Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский в России.

За рубежом в разное время к этому социально - культурному и философскому течению общественной мысли относились Г. Оберт, Р. Годдард, Р. Эсно-Пельтри, Ж. ОНейл, Ф. Дайсон, А. Кларк и многие другие.

К.Э. Циолковский, его жизнь, творчество и философские идеи начинают привлекать пристальное внимание исследователей, с середины 50-х годов ХХ века. С этого времени, во многом в связи с началом эры освоения и изучения космического пространства, труды К.Э. Циолковского начинают публиковаться. Появляются отдельные биографические исследования и диссертационные работы3. Неоценимое значение для нашего современного понимания роли и места К.Э. Циолковского в развитии мировой и отечественной науки и философии внесли исследования плеяды замечательных исследователей и ряда других авторов

В 1837 г. В.Ф. Одоевский высказывает идею о том, что космонавтика может стать средством разрешения проблем истощения сырьевых запасов на Земле5. В философском отношении В.Ф. Одоевский нам интересен прежде всего своей идеей о возможности совершения космических путешествий и прикладной направленности будущей космонавтики. Уже на начальных стадиях оформления определилась

2 Петров М.К. Историко - философские исследования. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. с.421 423.

3 См.: Брюханов В.А. Мировоззрение К.Э. Циолковского и его научно-техническое творчество. -М.: Соцэкгиз, 1959. 170 с.; Кольченко И.А., Платонов К.К. К.Э. Циолковский как мыслитель. Труды II Чтений К.Э. Циолковского. Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. М.: ИИЕиТ АН СССР, 1968. с.3 18; Самойлович С.И. Гражданин вселенной. Калуга: Изд - во ГМИК им. К.Э. Циолковского, 1969. 259 с.

4 См.: Бирюков Ю.В. О вкладе Ю.А. Мозжорина в развитие советской космонавтики. Труды ХХ1У-ХХУ Чтений К.Э. Циолковского. Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1991. с.34 45; Желнина Т.Н. К вопросу о формировании атеистических взглядов К.Э. Циолковского. Труды XVI Чтений К.Э. Циолковского. К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. М.: ИИЕиТ АН СССР, 1982. с. 111 117; Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского в контексте русского космизма. К.Э. Циолковский. Космическая философия. Ред. В.С. Авдуевский. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. с.403 427; Лесков Л.В. Космос и современная мифология. Труды XXV Чтений К.Э. Циолковского. К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1991. с.12 18; Урсул А.Д. Человечество, земля, вселенная. М.: Мысль, 1977. 264 с; Фаддеев Е.Г. Проблема бессмертия человечества у К.Э. Циолковского и в марксизме. Труды IX Чтений К.Э. Циолковского. К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. - М.: ИИЕиТ АН СССР,1975. с.7 10; Хозин Г.С. «Человеческое измерение» космонавтики в свете творческого наследия К.Э. Циолковского. Труды XXV Чтений К.Э. Циолковского. К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. М.: ИИЕиТ АН СССР, 1991. с.34 55.

5 Одоевский В.Ф. Романтические повести. 4338-й год. Петербургские письма. Л.,1926. с.346 349.

характернейшая черта космизма - идея возможности достижения космического пространства и различных объектов Вселенной для решения глобальных проблем Человечества.

Традиция русского космизма продолжается в творчестве и аскетическом подвижничества Н.Ф. Федорова. Экстравагантный мыслитель, интеллектуал, друг В.С. Соловьева и Л.Н. Толстого, всю свою жизнь работал над грандиозным проектом, «Философией общего дела». Взгляды Н.Ф. Федорова носили характер религиозно-этической утопии. Он считал, что целью эволюции человечества является достижение им «блаженного», т.е. совершенного и бессмертного существования. Нравственным же долгом будущего совершенного человечества («общее дело») станет работа по воскрешению, средствами науки и религии, всех умерших людей («праотцов» по терминологии Н.Ф. Федорова) к блаженной бессмертной жизни. Естественно, возникал вопрос необходимости размещения всех воскрешенных. Именно для этого, по мнению Н.Ф. Федорова, необходимо изучать и осваивать планеты Солнечной системы6. Таким образом, по мнению автора, космическая колонизация необходима для поколений прошлого и поколений будущего человечества для решения нравственных и практических задач (перенаселение Земли).

Но настоящим классиком космизма становится К.Э. Циолковский. Именно в его наследии парадоксально и счастливо соединились философские рассуждения о необходимости освоения космического пространства и теоретическая космонавтика, доказывающая возможность этого. К.Э. Циолковский жил в совершенно иных исторических условиях, в ином социальном окружении, в иной нравственной и научной парадигме. Так самого понятия «глобальных проблем человечества», например, просто еще не существовало. Они лишь начинали складываться, и именно в рамках космизма, и «Космической философии» К.Э. Циолковского. Техническая революция была в самом своем начале, а современная техногенная и информационная цивилизация находились в самом зачаточном состоянии.

Логически неотъемлемой частью «космической философии» К.Э. Циолковского является теоретическая космонавтика, теория межпланетных путешествий, идея космической эволюции человечества. Мы традиционно называем ученого «отцом космонавтики». Это справедливо, но не дает ответа на существенный вопрос: почему К.Э. Циолковский заинтересовался идеей космических путешествий, что подтолкнуло его к этому? Освоение космоса не было для ученого самоцелью. Не сделав этого допущения, мы не сможем понять сущности его «космической философии» и места теоретической космонавтики в его философских взглядах. В то же время, комплекс идей ученого был единым целым, а его отдельные части взаимно дополняли друг друга. Огромную роль в становлении научных основ космонавтики сыграли приоритетные работы К.Э. Циолковского, который в 1903 г. опубликовал свою фундаментальную работу "Исследование мировых пространств реактивными приборами", определившую основные пути развития космонавтики и доказывающую возможность создания космических аппаратов на реактивной тяге7. Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах Циолковского в 1911-1912 гг. и 1926 г .

6 Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Т.1. Верный, 1906. С.236.

7 Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1903г.). Избранные труды. М.: АН СССР, 1962. С.136 - 166.

8 См.: Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1911 -1912 гг.). К.Э. Циолковский. Избранные труды. М.: АН СССР, 1962. С.167 - 208; Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1926 г.). К.Э. Циолковский. Избранные труды. М.: АН СССР, 1962. С.242 - 327.

В этих работах К.Э. Циолковский выдвигает грандиозную программу освоения человечеством космическим пространством. Как вывод из этих работ К.Э. Циолковский формулирует 16 пунктов развития космонавтики, которые мы вправе назвать его программой последовательного освоения космического пространства9. Постараемся рассмотреть и кратко прокомментировать всего лишь эти пункты, ведущие свое начало от полетов на реактивных самолетах и заканчивающиеся освоением глубокого космоса, путешествия к другим галактикам.

1. Первые эксперименты на аэропланах с реактивными двигателями с подъемом до 5 км. «Цель этих опытов», писал Циолковский, «умение управлять аэропланом (при значительной скорости движения), взрывной трубой и планированием»10. Практическая реализация этого этапа была осуществлена в СССР и Германии в 40-х годах ХХ века.

2. Дальнейшее совершенствование ракетоплана, достижение больших скоростей и высот. Этот пункт на практике был подтвержден также в Германии, в США и в нашей стране.

3. Ракетоплан должен быть снабжен герметической кабиной с приборами, поглощающими вредные продукты выделения человека и запасом кислорода. Уже второй космический спутник (ИСЗ-2) с собакой Лайкой на борту, запущенный 3 ноября 1957г., в целом отвечал всем этим требованиям (за исключением возможности возвращения на Землю).

4. Ракетоплан после дальнейших усовершенствований может, благодаря особым рулям и большим скоростям летать в разреженном воздухе и даже достичь космического пространстве11. В конце сороковых годов ХХ в. этот этап был осуществлен при запусках вертикальных геофизических ракет на большие высоты (500 и более километров). Были проведены первые космические эксперименты на биологических объектах (мыши, крысы, собаки), показавшие хорошую переносимость животными экстремальных условий полета (перегрузки, невесомость, нервно - эмоциональный стресс).

5. Скорость ракетоплана достигает 8 км. в секунду (первая космическая скорость) и ракета впервые выходит за пределы атмосферы. Полетав там, она спирально возвращается на Землю. Воздух тормозит ее движение и ракета плавно

приземляется12.

Не трудно этот этап идентифицировать с первым полетом советского спутника Земли (СП-1), запущенного 4 октября 1957 г. и запуском 1-го биологического спутника, в сущности первого космического корабля, с собакой Лайка на борту. После ряда запусков космических кораблей с биологическими объектами на борту в космос был отправлен человек. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин совершил 108 минутный космический орбитальный полет. Он показал, что в условиях невесомости человек может активно работать, основные физиологические и психические функции заметно не изменяются.

6. Шестой этап является прямым продолжением предыдущего. Реактивные приборы все более и более удаляются от воздушной оболочки Земли и пребывают в

9 Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1903 г.). Избранные труды. М.: АН СССР, 1962. С.326-327.

10 Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1926 г.). К.Э. Циолковский. Избранные труды. М.: АН СССР, 1962. С.326.

11 Там же, с.326.

12 Там же, с.327.

космосе все дольше и дольше13. Этот этап практическая космонавтика прошла в период от полетев на космических кораблях "Восток", "Восход" и "Союз" до начала полетов на орбитальных станциях, где пребывание космонавтов составляет достаточно длительные сроки, за счет пополнения запасов атмосферы, воды м продуктов питания.

7. "Делаются попытки избавиться от углекислого газа и других человеческих выделений с помощью подобранных мелкорослых растений, дающих в то же время питательные вещества. Над этим много, много работают и медленно достигают успеха"14. В настоящее время над этой проблемой действительно много работают, но до успешного ее решения все еще весьма далеко. Идей космического растениеводства и создания искуственной космической биосферы, тем не менее, никто не отвергает

8. Устраиваются космические скафандры для безопасного выхода из ракеты15. Этот этап был пройден космонавтикой в короткие сроки. Первый в мире выход а скафандре в открытий космос был произведен советским космонавтом А.А. Леоновым на корабле "Восход" 18 марта 1965 г., т.е. всего через четыре года после полета первого космонавта.

9. Следующий пункт программы К.Э. Циолковского предполагает организацию космической оранжереи с целью получения кислорода и пищи для длительного автономного космического полета. Это, собственно, дальнейшее развитие принципа круговорота веществ в замкнутом пространстве ракетоплана (биосфера). Как и пункт 7 программы он пока не осуществлен из-за больших технических трудностей.

10. Вокруг Земли устраиваются обширные поселения16. Этот этап освоения космического пространства реализуется в наши дни. Пример тому - Международная космическая станция, являющаяся переходным этапом к созданию действительно больших орбитальных станций. Проблема настолько значима для человечества, что, несмотря на ее грандиозность, она будет решаться уже в ближайшие десятилетия. Дальнейшие шаги в разрешении 1 0-го пункта программы, несомненно, потребуют совместных усилий многих государств и международных организаций.

11. Используют солнечную энергию не только для удобств жизни (комфорта),

17

но и для перемещения по Солнечной системе . Идея эта находит немало приверженцев среди современных специалистов (солнечный парус), хотя до ее осуществления весьма далеко. Тем не менее, работы по созданию «космического паруса» ведутся, включая их экспериментальную проверку. В работе «Труды о космической ракета (1903-1929 гг.)» К.Э. Циолковский боле подробно рассматривает эту идею18.

12. Основывают колонии в поясе астероидов и других местах солнечной системы, где только находят небольшие небесные тела. К.Э. Циолковский полагал, что космические поселения, построенные на малых планетах или вблизи планет смогут использовать вещество этих небесных тел для развития космической промышленности и как строительный материал для сооружения жилищ и других построек.

13 Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1926 г.). К.Э. Циолковский. Избранные труды. М.: АН СССР, 1962. С.327.

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Циолковский К.Э. Труды о космической ракете (1903-1929 гг.). К.Э. Циолковский. Избранные труды. М.: АН СССР, 1962. С.343.

13. Развивается промышленность и размножаются невообразимо колонии19. Эта стадия освоения космоса тесно связана с предыдущей, но одновременно в ней чувствуется определенная законченность большего этапа овладения человечеством околосолнечного пространства. Развивается промышленность в "эфирных городах", строятся все новые города. Как же человек себя чувствует в этой империи будущего? Следующий пункт программы поясняет, что все это должно привести к огромному росту духовного потенциала человечества, к достижению им счастливой жизни.

14. Четырнадцатый пункт программы К.Э. Циолковского говорит не об интенсивном развитии, размножении и расселении человечества, а об интенсивном его совершенствовании. Достигается индивидуальное (личности, отдельного человека) и общественное совершенство20. Появляется новая генерация человечества - человек космический.

15. Этот пункт программы К.Э. Циолковского является продолжением пункта тринадцатого. Человечество не останавливается на рубежах освоения околосолнечного пространства, а устремляется дальше в глубины космоса. Очевидна и практическая необходимость дальнейшей экспансии человечества, неограниченный рост которого вызовет проблему перенаселенности Солнечной системы. «Население солнечной системы делается в сто тысяч миллионов саз больше теперешнего земного. Достигается предел, после которого неизбежно расселение по всему Млечному

Пути»21.

16. В последнем пункте программы К.Э. Циолковский дает футуристический прогноз далекого будущего развития человечества. Он далек от финалистских сценариев развития жизни Человечества. Будучи убежденным прогрессистом, веря в безграничные возможности прогресса науки, техники и разума, он считает, что Человечество найдет выход из любой кризисной и катастрофической ситуации22.

Цивилизация, считал К.Э. Циолковский, достигнув на своей планете определенной степени научного и технического могущества, должна неизбежно и закономерно, разорвать «земные цепи», распространиться в космическом пространстве, охватить не только солнечную систему, но и другие миры. Следует подчеркнуть, что не техника или наука как таковые привлекали все внимание К.Э. Циолковского, а конечная цель этого прогресса науки и техники - достижение счастья для человека и человечества в целом.

Таким образом, разнообразное, энциклопедически разнообразное научно -техническое творчество К.Э. Циолковского оказало непосредственное влияние на

23

научно - технический прогресс в ХХ веке23. Создание им теоретической космонавтики, теоретического ракетостроения и ракетодинамики, непосредственное консультирование работ первых ракетных организаций в СССР, во многом определило интерес к этой сфере деятельности, ее актуальность и перспективность. Создание К.Э. Циолковским «Космической философии» и теории межпланетных

19 Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1926 г.). К.Э. Циолковский. Избранные труды. М.: АН СССР, 1962. С. 327.

20 Там же.

21 Там же.

22 Там же.

23 Маров М.Я. Предисловие ко второму изданию. Циолковский К.Э. Избранные труды. К.Э. Циолковский; отв.ред. М.Я. Маров. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Наука, 2007. С.5-15.

путешествий, плана освоения космического пространства, стали эвристическим фундаментом для современной и будущей космонавтики24.

Список литературы

1. Бирюков Ю.В. О вкладе Ю.А. Мозжорина в развитие советской космонавтики. Труды ХХ1У-ХХУ Чтений К.Э. Циолковского. Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1991. - С.34 - 45.

2. Благонравов А.А. К.Э. Циолковский как ученый. Циолковский К.Э. Избранные труды. К.Э. Циолковский; отв.ред. М.Я. Маров. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Наука, 2007. - 565 с.

3. Брюханов В.А. Мировоззрение К.Э. Циолковского и его научно-техническое творчество. - М.: Соцэкгиз, 1959. - 170 с.

4. Воробьев Б.Н. Работы К.Э. Циолковского по межпланетным сообщениям. К.Э. Циолковский. Вне Земли. - М.: АН СССР, 1958., - С.1 - 20.

5. Гаврюшин Н.К. К.Э. Циолковский и атомистика. Труды VII Чтений К.Э. Циолковского. Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1973. - С.36 - 50.

6. Гэтланд К. Космические поселения. Гэтланд К. Космическая техника. - М.: Мысль, 1986. - 249 с.

7. Желнина Т.Н. К вопросу о формировании атеистических взглядов К.Э. Циолковского. Труды XVI Чтений К.Э. Циолковского. К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1982. - С.111 - 117.

8. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского в контексте русского космизма. К.Э. Циолковский. Космическая философия. Ред. В.С. Авдуевский. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. -С.403 - 427.

9. Кольченко И.А., Платонов К.К. К.Э. Циолковский как мыслитель. Труды II Чтений К.Э. Циолковского. Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1968. - С.3 - 18.

10. Самойлович С.И. Гражданин вселенной. - Калуга: Изд - во ГМИК им. К.Э. Циолковского, 1969. -259 с.

11. Лесков Л.В. Космос и современная мифология. Труды XXV Чтений К.Э. Циолковского. К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1991. -С.12 - 18.

12. Лыткин В.В. Философия космического будущего человечества. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000. - 232 с.

13. Лыткин В.В. Социально-антропологические и философские проблемы русского космизма. -Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. - 196 с.

14. Маров М.Я. Предисловие ко второму изданию. Циолковский К.Э. Избранные труды. К.Э. Циолковский; отв.ред. М.Я. Маров. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Наука, 2007. - С.5 - 15.

15. Одоевский В.Ф. Романтические повести. 4338-й год. Петербургские письма. - Л., 1926. -С.346 - 349.

16. Петров М.К. Историко - философские исследования. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. - 512 с.

17. Урсул А.Д. Человечество, земля, вселенная. - М.: Мысль, 1977. - 264 с.

18. Фаддеев Е.Г. Проблема бессмертия человечества у К.Э. Циолковского и в марксизме. Труды IX Чтений К.Э. Циолковского. К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. - М.: ИИЕиТ АН СССР,1975. - с.7 - 10.

19. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Т.1. - Верный, 1906. - 514 с.

20. Хозин Г.С. «Человеческое измерение» космонавтики в свете творческого наследия К.Э. Циолковского. Труды XXV Чтений К.Э. Циолковского. К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. - М.: ИИЕиТ АН СССР, 1991. - С.34 - 55.

21. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1903 г.). Избранные труды. - М.: АН СССР, 1962. - С.136 - 166.

22. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1911-1912 гг.). К.Э. Циолковский. Избранные труды. - М.: АН СССР, 1962. - С.167 - 208.

24 См.: Лыткин В.В. Философия космического будущего человечества. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000. 232 с.; Лыткин В.В. Социально-антропологические и философские проблемы русского космизма. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. 196 с.

23. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1926 г.). К.Э. Циолковский. Избранные труды. - М.: АН СССР, 1962. - С.242 - 327.

24. Циолковский К.Э. Труды о космической ракете (1903-1929 гг.). К.Э. Циолковский. Избранные труды. - М.: АН СССР, 1962. - С. 343-349.

COSMISM AND RUSSIAN CULTURE

V. V. Lytkin

Kaluga state university K. E. Tsiolkovsky e-mail: [email protected]

The article focuses on the connections between philosophical ideas of Russian cosmism, a "Cosmic philosophy" of K. E. Tsiolkovsky, the theoretical space and their influence on the development of practical cosmonautics. The author comes to the conclusion about the direct influence of the ideas of Russian cosmism and Tsiolkovsky on the progress of science and space technology in the twentieth century and in a later term.

Keywords: Russian cosmism, a "Cosmic philosophy" of K. E. Tsiolkovsky, theoretical cosmonautics, space exploration, the plan of space exploration.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.