Научная статья на тему 'КОСМИЧЕСКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И КОСМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ'

КОСМИЧЕСКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И КОСМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Космос / космизм / космическая формация / космическое мировоззрение / смысл жизни человека и человечества / идея построения коммунизма / идея освоения космоса / земная и космическая материи / земное и космическое мироздания / фазовое развитие земного мироздания / эволюционное развитие / общечеловеческий интеллект / четвертичная сфера занятости / олигархия и олигархическое устройство мира
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Нусратуллин В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОСМИЧЕСКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И КОСМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ»

Нусратуллин В.К.

д.э.н., профессор, гл.н.с., Башкирский государственный университет

nvk-ufa@rambler.ru

КОСМИЧЕСКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И КОСМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: Космос, космизм, космическая формация, космическое мировоззрение, смысл жизни человека и человечества, идея построения коммунизма, идея освоения космоса, земная и космическая материи, земное и космическое мироздания, фазовое развитие земного мироздания, эволюционное развитие, общечеловеческий интеллект, четвертичная сфера занятости, олигархия и олигархическое устройство мира.

Видение смысла жизни при социализме

Еще недавно по историческим меркам смысл жизни людей и цель развития российского общества виделись в построении коммунистического общества, считая, что его первая фаза - социализм - уже построена. Оставалось выстроить вторую, и тогда наступил бы полный коммунизм. Классики марксизма-ленинизма рассматривали коммунизм как высшую ступень развития человеческого общества, представляющую собой бесклассовое социально однородное общество, в котором обеспечивались бы условия свободного развития человека, царили принципы равноправия, справедливости и т.д. Все члены общества руководствовались бы главным коммунистическим принципом: «От каждого -по способностям, каждому - по потребностям», то есть видели коммунизм как верх потребительского общества.

И тогда по всем законам исторического развития экономики и общества должна была наступить ситуация высшей их организованности и порядка, т.е. ситуация равновесия. Однако надо подчеркнуть с позиций не только естественных, но и общественных наук, что такая ситуация равновесия характеризуется в экономике нуль-прибылью1, а в обществе нуль-негоэнтропией2, что будет свидетельствовать о возникновении застойных явлений, приближении к застою и в экономике, и в обществе. Это будет означать в статике - состояние покоя, в динамике - инерционное движение. И в том, и другом случае ни у одного из участников процесса нет стимула менять свое экономическое и любое другое поведение (принцип оптимума (равновесия) по Парето). Во многих странах в настоящее время действительно набирают силу застойные явления, вызывая негативную реакцию практически всех слоев населения. Об этом свидетельствует нарастание во всем мире протестных выступлений внешне по разным причинам, но по сути по одной -страны застывают в своем развитии.

В то же время классики не указали, для чего же коммунистическое общество в конечном итоге строится? В чем же будет состоять дальнейшее его предназначение, смысл дальнейшего развития с ответом на вопрос, каков будет дальнейший смысл жизни членов этого общества? Получалась интересная картина - развиваться-то коммунистическое общество, очевидно, должно и далее, но во имя чего? Классиками подсказано не было. Получалось, что смысл дальнейшей жизни людей, связанный с какой-либо мечтой, беззаветным желанием, как прежде, терялся. Тем самым человек как бы превращался в обыкновенного примата3, озабоченного лишь тем, как бы лучше «наполнить себе желудок» и не более того.

То есть мечтать и добиваться реализации мечты, подобной мечте построения коммунизма, оказалось не в чем. И в то же время нельзя не согласиться с доводами А.А. Проханова о том, что именно благодаря мечте народ вновь возносится к историческому творчеству, движется к своему лучезарному будущему4.

Тем самым мечта, как воплощение ее в смысл жизни человеческого общества и вообще человечества, остается необходимой составляющей, одним из главных условий жизнедеятельности людей, ее целевой установкой и в дальнейшем.

Однако ответ на вопрос дальнейшего смысла жизни и существования человечества при достижении наивысшего уровня благосостояния в рамках потребительского общества, так и оставался открытым. Оставался открытым не только тогда - в бытность при социализме, но и сейчас - в эпоху ренессанса капитализма в нашей стране.

1 Имеется в виду экономическая прибыль или в нашей терминологии - предпринимательский доход.

2 «Негэнтропия» - термин противоположный понятию «энтропия» означает меру упорядоченности и организованности системы.

3 Приматы - высший отряд млекопитающих, включающий два подотряда: полуобезьяны и человекоподобные приматы, или обезьяны.

4 См.: Проханов А. Путин - русский мечтатель / Академия тринитаризма. - http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001g/ 00124616.htm

Попытка ответа на вопрос была предпринята нами в нашей предыдущей работе1. «Какова должна быть целевая установка, образ будущего для людей, да и всего человечества в целом»? Ответ, как было указано, подсказывает, такое всеобъемлющее учение, как космизм - учение о взаимодействии человечества с космосом, которое получило развитие в трудах К.Э.Циолковского, В.И. Вернадского и др.

В свете этого учения нами и были выделены отдельные вехи будущего развития планетарного сообщества людей и смысла их жизни, которые были бы способны поглотить в себя все социально-экономические, общественно-политические и иные страсти человечества. Они состоят в следующем.

Человечество в общецивилизационном масштабе выходит в космос, превращаясь в практической реальности в космическую цивилизацию. В рамках этого процесса стратегическая задача человечества будет заключаться в освоении ближайшего космоса в масштабах околосолнечного пространства, тактическая - в подготовке человечества, воспитания его и составляющих его людей в качестве субъективной основы этого процесса.

Во исполнение тактической задачи человечество немедленно приступает к решению задачи апгрейда (совершенствования) человека в направлениях его превращения в физически и духовно развитого, интеллектуально обогащенного, идеологически и культурно гармоничного, способного решать космические задачи. В этом на данном этапе общецивилизационного развития и будет заключаться целевая установка и смысл жизни всех людей и человечества в целом.

В указанном обе задачи - стратегическая и тактическая как бы одинаково актуальны. Однако все же более актуальной, на наш взгляд, является тактическая, поскольку она своим решением должна подготовить человеческий субстрат для реализации стратегической задачи.

Как можно заметить из научной и публицистической печати, из информационных сообщений целевая установка выхода в космос, а также выполнение стратегической задачи уже реализуются в планетарном масштабе, но выполнение тактической задачи, заключающейся в превращении человека в способного решать космические задачи, притормаживается.

Почему? Возможно потому, что лидерам планетарного сообщества людей не понятно, в рамках какого общества, какого типа формации ее решать.

Чтобы объяснить это, мы в своей монографии подробно изучили формационное развитие человечества с выходом на тот тип формации, который и должен воспитать необходимый субстрат прорыва в космос. Эта формация называется у нас социально-ориентированной с социальной рыночной экономикой. Она является прототипом коммунистической формации, обоснованной классиками марксизма-ленинизма.

Что же в настоящее время мешает человечеству построить это общество? Дело в том, что не все прослойки мирового населения и классы такое общество устраивает, вследствие чего они всячески противодействуют его построению. В этом смысле речь идет о весьма могущественном классе современного общества и мирового сообщества - аб-сентеистском классе, всестороннюю характеристику которого мы в предыдущей монографии представили2.

Что же это за класс? Сущность этого класса мы раскрыли, изучив механизм образования прибыли в экономи-ке3. Рассмотрев источники и создателей прибыли, пришли к пониманию современного расклада общества на классы, и того, какой класс тормозит строительство социально-ориентированного общества.

Между тем и без всякого теоретического обоснования народы мира хорошо понимают, кто мешает строительству новой формации. Во всем мире разворачивается массовая антиолигархическая борьба.

Космическая формация развития человечества

По мере решения тактической и стратегической задач человечество будет обретать контуры космической цивилизации, вступающей в космическую формацию своего развития. Она, можно предположить, будет разворачиваться по своим историческим этапам (фазам), первый из которых будет связан с подготовкой и воспитанием космического человека; второй - с освоением околосолнечного пространства; третий - с выходом человека за пределы околосолнечного пространства.

Таким образом, получается, что необходимость достижения социально-ориентированного мирового сообщества стран с социальной рыночной экономикой заключается в том, чтобы образовать социально-экономический плацдарм прорыва человечества в космос в симбиозе личного и вещественного факторов его освоения. Тем самым будет продолжена формационная история развития человечества, но теперь уже связанная с космосом.

В чем же теперь будет заключаться смысл жизни дальнейшего развития членов нашего общества, да и всего мирового сообщества людей? Он будет заключаться в новой идее осмысления жизни взамен идеи построения «коммунизма», поскольку он, по существу, уже будет построен по мере решения тактической задачи воспитания космического человека. На ее базе будет формироваться и новая идеология - идеология космического мировоззрения.

Она будет включать фундаментальное обоснование необходимости предварительного построения социально-ориентированного (коммунистического) общества с социальной рыночной экономикой и состоять в необходимости выделения и исполнения функций конкретных этапов своего формирования, непосредственно связанных с указанными задачами освоения космоса.

1 См.: Нусратуллин В.К., Нусратуллин И.В. Эволюционная теория развития экономики и общества: монография. - М.:

ИНФРА-М, 2020. - С. 53-70.

2

Нусратуллин В.К., Нусратуллин И.В. Эволюционная теория ... - С. 144-169.

3 Там же, с. 279-312.

Тем самым в рамках космического мировоззрения мы прослеживаем все фазы развития материи в рамках нашего мироздания: косную ^ живую ^ разумную и, возможно, ^ высшую (гипотетически божественную), в общем и целом понимая, что диалектика этого развития необратима и положительна в направлении стрелы времени от прошлого к будущему.

Фазовое развитие земного мироздания предваряется и сопровождается возвышением принципов взаимодействия локального характера земной материи с окружающей ее относительно глобальной частью космического пространства также в соответствии с положительной направленностью стрелы времени по следующей цепочке принципов их соприкосновения с развивающейся материей:

- естественнонаучных - термодинамики, минимума диссипации энергии, Ле-Шателье-Брауна и др. в период развития косной материи;

- эволюционных - изменчивости, отбора, наследственности - живой;

- психофизических - рефлекторных, мыслительных, чувственных - разумной;

- космологических - гравитации, антигравитации, дальнедействия, квантового поля и др. в период понимания -высшей (гипотетически божественной) материи.

Таким образом, в основе общецивилизационного космического мировоззрения будет лежать представление о последовательно возрастающих формах материи: косной, живой, разумной, высшей и инструментарии ее взаимодействия с окружающей средой, в первую очередь на данном этапе развития человечества как космической цивилизации.

И если весь смысл эволюционного развития мироздания состоит в распространении негэнтропийных процессов во всем космическом пространстве для стабилизации процессов упорядочения и накопления негэнтропии, то не исключено, что негоэнтропия есть источник существования определенной части космической материи, образцом чего служит и наше планетарное сообщество человеческой цивилизации. И эта часть космической материи заинтересована в существовании и продолжении этого процесса.

Однако, если это так, то процессы возникновения негэнтропии должны выйти за рамки нашей планеты и получить распространение по всему космическому пространству, начиная с около солнечного. В основе этого процесса будет лежать явление рассеяния, диверсификации интеллектуального продукта как источника негэнтропии, к чему на новом этапе эволюционного развития должен научиться и привыкнуть человек и человеческое общество при ведущей роли трансформирующегося общественного интеллекта.

Отсюда возникает предпосылка для перестройки общественного сознания, интеллекта с целью обеспечения условий перехода к другому критерию развития производственных отношений. Этот критерий будет заключаться в повсеместном формировании процессов диверсификации и экономного, рационального расходования ресурсного потенциала во имя дальнейшего развития общественного интеллекта с составлением реальной конкуренции искусственному, что в свою очередь создаст условия для формирования долгосрочных внутренних возмущающих воздействий на общественный интеллект как источника постоянной его активизации на новом витке эволюционного развития.

С учетом указанных перспектив эволюционного развития земного мироздания надо отметить, что природная сущность этого процесса обеспечивает накопление огромного резерва человеческого потенциала и общественного интеллекта, с их задатками созидательной деятельности. Этот процесс длится уже многие тысячелетия с постоянным наращиванием указанных составляющих развития человеческой цивилизации и их возможностей. Для чего? Для бездарного их уничтожения? Очевидно, что нет. Однако как реализовать во всей полноте истинное предназначение человеческого потенциала и общественного интеллекта с высоты современного уровня развития человечества?

Для этого, на наш взгляд, человеческому обществу необходимо избавиться от тенденций монополизации экономики с ее концентрацией богатства в руках отдельных прослоек населения и обеспечить его рассредоточение среди широких слоев населения. Соответственно, необходимо не просто копить богатство с последующим его хранением в виде бездействующего резерва, а обеспечить его рациональное использование в процессе производства негэнтропии с эффективным решением очередных задач эволюционного развития планетарной системы Земля, создавая предпосылки активизации деятельности многообразных конкурирующих между собой прослоек населения. Тем самым будет обеспечено возникновение многослойных процессов эволюционного развития человечества, а значит, и общественного интеллекта, которые будут способны, в свою очередь, обеспечить дальнейшее успешное эволюционное развитие человеческой цивилизации и сопутствующих ей элементов живой и косной природы.

Человек и все человечество в целом должны встать перед фактом своего прорыва в космическое пространство как величайшего достижения в перспективе и всеобъемлющей, всеохватывающей задачи в настоящем. Соответственно, человечество должно быть заранее предупреждено и подготовлено к тому возможному обстоятельству, что при освоении космоса будут неизбежны людские потери и, возможно, масштабные. С этим людям заведомо придется примириться и понять, что для того, чтобы избежать больших потерь, им надо будет тщательнее готовиться к исполнению этого своего предназначения, учиться преодолевать космические трудности и невзгоды. И не только. Физически и духовно развитому, интеллектуально обогащенному, идеологически и культурно совершенному сообществу людей как в массе своей, так и отдельных индивидуумов всегда будет легче преодолевать и последствия всевозможных природных и техногенных катастроф, локального и планетарного характера, обеспечивая выживание людей.

Человечеству придется осмыслить непреложный факт того, что космический этап его развития окажется неимоверно трудным, но необходимым с тем, чтобы преодолеть процесс собственной деградации и исчезновения как одного из неординарных субъектов вселенского мироздания. Однако предстоящие грандиозного характера задачи космического масштаба со всеми своими трудностями будут стоить этого.

Во всяком случае, выбор такого варианта развития человеческой цивилизации предпочтительнее заготовленного мировой финансовой олигархией варианта истребления человечества в больших и малых войнах, в горнилах всякого рода революций, техногенных катастроф, искусственно спровоцированных эпидемий и прочая, прочая.

Говоря о необходимости прорыва человеческой цивилизации в космос, можно сразу же отметить, что такая необходимость диктуется не просто желанием, а нужна, в первую очередь, человеческому общецивилизационному интеллекту как основному фактору упорядочения земной и вселенской материи. И во исполнение этой задачи интеллект как продукт генетического формирования разумной жизни на планете должен, в конце концов, вывести человечество в космос.

То есть человек не просто сам по себе выходит в космос, а выходит ведомый интеллектом. И главная причина такой последовательности событий освоения космоса состоит в том, что интеллекту как фактору эволюции космоса в сторону упорядочения необходим труд, как условие своей реализации, нужен исполнитель той работы, из которой будет состоять вся последовательность освоения космоса. И им в условиях земного мироздания может быть только человек и никто больше. Именно поэтому интеллект выходит в космос, выводя вместе с собой и человека - мыслящего существа как своего носителя, который сможет создать такое явление как труд - целесообразную деятельность, предназначение которого также как и предназначение интеллекта будет состоять в упорядочении окружающей среды в условиях космического пространства, и это будет осуществлять человек как носитель и того, и другого.

А труд, как целесообразная деятельность - это, как известно, деятельность, сопряженная с достижением какой-либо цели, реализацией какой-либо мечты. По большому счету именно в этом случае жизнь человека и человечества обретает смысл. Получается, что именно труд как целесообразная деятельность человека, направленная на упорядочение материи с получением ее упорядоченных компонентов в соответствии с намеченной целью, и есть смысл его жизни - смысл его существования.

Тогда, подытоживая категорию смысла жизни, можно сформулировать его следующим образом: «Смысл человеческого существования состоит в способности человека к упорядочению собственного сознания и окружающей материи во благо своего бесконечного комфортного существования». Пока у него сохраняется такая цель и такие возможности, у него есть смысл жизни. Отними у него что-либо из указанного, смысл жизни для него прекратит свое существование, или его существование потеряет всякий смысл.

При этом, если для выполнения работы по упорядочению материи нужен труд, то нужен и человек, как носитель способности к труду. Именно человек, а не какой-нибудь робот, который в этом случае является всего лишь инструментом в процессе выполнения работы по упорядочению материи, лишь средством воздействия человека на предметы труда - исходные компоненты материи.

Формально можно отметить, что космическое формационное развитие человечества началось с момента запуска первого спутника Земли - первого космического инструмента, подобно первой палке первобытного человека (по Ф. Энгельсу), которую он запустил с тем, чтобы сбить яблоко с дерева. Далее инструменты освоения космоса непрерывно совершенствуются, как совершенствовались и орудия труда первобытного человека. Интеллект и в том, и в другом случае, безусловно, заботился о достижении эффективности этого процесса с тем, чтобы обеспечить лучшие условия и для своего функционирования.

В этом процессе возникают конкурентные формы взаимодействия, казалось бы, между людьми, а фактически между их интеллектами. И так было всегда - там, где интеллект выше, там оказывается и победа в конкуренции. Потому при всех способах производства (социально-экономических формациях) вначале всегда создаются обучающие средства, средства интеллектуального развития человека - образование, наука и т.п. и только потом средства совершенствования физического тела человека, его квалификации и навыков. Этот процесс происходит как на уровне его индивидуального развития, так и на уровне глобального общецивилизационного развития в рамках межинтеллектуальных взаимодействий.

Хотелось бы также напомнить, что мечтой о космосе жили, с ним связывали будущее народов и всего человечества наши великие космисты - Н.А. Морозов, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, И.А. Ефремов, И.М. Забелин и многие другие. И нам - их потомкам - было бы величайшим беспамятством забывать их труды и напутствия, посвященные проблеме освоения космоса.

Не надо оставлять без внимания и тот факт, что в настоящее время человечество уже стоит на пороге самоуничтожения как альтернативы своего бытия на основе использования высочайших по эффективности типов вооружений -продуктов того же интеллекта. Соответственно, в области гонки вооружения человеческому интеллекту в принципе уже делать нечего в связи с тем, что задачу возможного уничтожения планетарного населения он уже успешно решил. Теперь по всей логике планетарных событий интеллекту нужна другая область, другая сфера деятельности, где он сможет развернуться и проявить себя в большей степени - в меру своего бесконечного потенциала.

В связи с этим необходимо, на наш взгляд, немедленно:

1) объявить в глобальном (мировом) масштабе о наступлении эры космического развития человечества, о начале его космического формационного бытия в силу необходимости дальнейшего развития, а не бесславной гибели человеческой цивилизации и человеческого общецивилизационного интеллекта;

2) мораторий на изготовление любого типа вооружений большей мощности и эффективности по убийству людей, чем существующие сейчас средства;

3) начать общемировые процессы заключения двух- и многосторонних договоров о взаимном ненападении стран, уничтожении наиболее опасных типов вооружений, как это было с химическим и бактериологическим оружием.

Необходимость ускоренного выхода человечества в космос диктуется еще и тем обстоятельством, что в глубоком будущем человечества может случиться так, что дальнейшее проживание землян на родной планете станет невоз-

можным из-за разного рода катастрофического характера причин - истощения природных ресурсов; обострения экологической ситуации на планете и т.п.

В связи с этим может случиться так, что единственным выходом из сложившейся ситуации может стать лишь переселение людей на иные планеты. Для этого их надо заблаговременно подготовить, для чего потребуются ресурсы и время, в какое земляне должны уложиться. Речь идет, возможно, о сотнях и тысячах лет. Соответственно, чем раньше человечество за это возьмется, тем раньше могут быть достигнуты результаты и они уже будут носить не катастрофический характер бегства землян на другие планеты, а примут характер будничной текущей деятельности, не связанной с какими либо серьезными жертвами.

Теперь возникает изначального характера вопрос: а зачем мирозданию оказался необходим механизм наращивания негэнтропии? Отвечая, отметим, что он, очевидно, является одним из элементов борьбы за существование, но ... вселенского масштаба. Несмотря на то, что Вселенная возникла в результате упорядочения, усложнения, лучшей организации материи, но ее природа направлена на дальнейшее повышение устойчивости, стабильности как способ противостояния процессу непрерывного роста энтропии в космическом пространстве. Ей нужен постоянный источник производства негэнтропии как средство защиты, предохранения от стихии роста энтропии. Это первое.

Второе состоит в том, что космос является благоприятной средой для развития и расцвета общецивилизацион-ного интеллекта как исходного созидательного потенциала человечества. То есть космос нужен человеку, его интеллекту как воздух его физическому телу.

Конечно, масштабы земного мироздания, казалось бы, не позволяют нам рассуждать о перспективах развития Вселенной, ее будущего, поскольку человечество представляет собой лишь пылинку в бескрайних просторах космического мироздания. Однако всем известно, что всякое нечто зарождается из своих микрооснований, превращаясь в то, что в расцвете его эволюции имеет способность приобретать всякого рода размеры и сложность. Поэтому сегодня рассуждать о перспективах развития Вселенной и роли человека в этом процессе вовсе не представляется преждевременным.

Будущее человечества состоит во всемерном духовно-интеллектуальном, физическом, физиологическом развитии и совершенствовании с постепенным формированием человека будущего, главным предназначением которого явится освоение космоса как естественной среды обитания человеческого интеллекта. Потуги современной элиты к накоплению богатства в индивидуальных сокровищницах и присвоения земных благ ради удовлетворения эгоистических интересов собственного пресыщенного существования оказываются в корне противоречащими интересам земного и космического мирозданий.

В социально-экономических системах общественный интеллект непосредственно взаимодействует с эволюционными процессами, принимая активное участие в их развитии, причем не всегда осознанно и не всегда в направлении стабилизации, хотя суть его предназначения состоит именно в активизации процессов эволюции. Причина этого состоит в том, что интеллект, оказавшись одним из продуктов эволюции, обладает свойством накапливать и вырабатывать знания, на основе которых становится тем самым эффективным фактором упорядочения систем, ускорителем процессов производства негэнтропии, активным катализатором процессов эволюции. В результате этого социально-экономические системы стремятся приобрести большую устойчивость, поскольку они, являясь производными от естественных природных систем, также как и они могут испытывать серьезные непредсказуемые воздействия, способные иногда привести к катастрофическим последствиям. И тогда весь созидательный «труд» эволюционных сил природы по их созданию может пропасть напрасно. Это касается не только природных систем, но и социальных, которые также являются продуктом эволюционного развития мироздания в течение миллионов и миллиардов лет. Интеллект с помощью своего потенциала созидания должен, по-видимому, преодолеть этот «казус» катастрофизма, обеспечивая сохранение эволюционных процессов и эволюционирующих систем.

Такое утверждение может быть справедливым не только относительно человеческой цивилизации и земной экосистемы, но и всего эволюционирующего космического пространства. Можно предположить, что интеллект как природное явление возник в качестве фактора противостояния хаосу, росту энтропии, выступая непосредственным механизмом и источником производства негэнтропии. Тем самым интеллект был призван стать и стал мощным фактором эволюции тех систем, с которыми он непосредственно соприкасается.

С возникновением интеллекта появился, можно сказать, мощный биокатализатор, ускоряющий процессы образования негэнтропии. И если раньше система до его появления эволюционировала автоматически в соответствии с принципами Ле Шателье-Брауна и минимума диссипации энергии, то есть как синергетическая, то теперь она превращалась в кибернетическую, которая кроме автоматических регуляторов самоорганизации приобретала и управляющую подсистему, направляющую процессы самоорганизации в сторону активизации и сознательного регулирования, что и является непосредственно функциональным продуктом интеллекта.

В то же время движение по «стационару» при отсутствии каких-либо серьезных воздействий со стороны внешней и внутренней среды в соответствии с принципом минимума диссипации энергии ведет к замедлению процессов эволюции, росту накопления энтропии, снижению темпов производства негэнтропии.

Очевидно, что при описанном снижении «бомбардирующих» воздействий внешней и внутренней среды на систему ей для своего поддержания на стационаре требуется минимум энергии, количество которой по мере дальнейшего решения задач эволюции - изменчивости, отбора, наследственности - и выработки приспособительных реакций только уменьшается. То есть у системы в этом случае снижается склонность к эволюции, возникает тенденция к ее замедлению.

Отсюда следует вывод, что острые проблемы, так или иначе возникающие перед человеческой цивилизацией во все исторические эпохи, во многом естественны и не только естественны, но и оправданы. И это главное условие ее

эволюционного развития, существования эволюционных процессов с целью выработки приспособительных реакций к изменению внешней и внутренней среды.

То есть выход на стационар и развитие в отсутствии флуктуаций есть фактор регресса, упадка, снижения темпов роста и прироста, падения траектории развития, прогибания «магистрали» вниз. В этом случае получается, что эволюция работает против самой себя.

В соответствии с этим в настоящее время исподволь, незаметно начали активизироваться процессы замедления эволюции при том, что на этот раз природа земного мироздания не торопится готовить замену активной части субстрата эволюции, как это происходило в прежние времена. Основной ведущей и направляющей силой эволюции в экономике и обществе остается общественный интеллект. Однако постепенно в соответствии с решением главной задачи человеческой цивилизации - полным обеспечением материальных потребностей людей - стали активизироваться процессы энтропийного характера, все более активно противодействующие наращиванию негэнтропии в экономике и обществе. Это - обострение противоречий, связанных:

- с расслоением населения планеты по доходам и материальному благосостоянию;

- ростом средней продолжительности жизни людей и безработицы;

- сокращением планетарных ресурсов на душу населения;

- расширением разноплановых национальных и конфессиональных интересов людей;

- снижением морального и психологического состояния общества и мирового сообщества и т.д.

Тем самым активизировались и набирают определенную мощь силы, способствующие затуханию эволюционных процессов, характеризующиеся антинегоэнтропийным эффектом, сопровождающиеся все более частыми и достаточно мощными общественно-экономическими флуктуациями, ведущими экономику и общество в состояние катастрофической бифуркации с неопределенным исходом, в качестве которого не исключен и планетарный переход на траекторию нарастания энтропии с полным превращением планеты в энтропийную систему.

По этому поводу заметим, что в своем развитии (движении) система тяготеет к стационарной траектории (стационару), поскольку именно в этом состоянии она способна достигнуть своих целей наикратчайшим путем, добиваясь первенства и успешного выживания в условиях конкуренции. Понятно, что и конкурирующие системы также могут воспользоваться возможностью выхода на стационар. Тогда в чем же заключается отличительная способность системы, добившейся первенства, кроме как выйти на стационар как и другие системы? Она заключается в более эффективном использовании одного из всеобщих законов эволюции материи - закона упорядочения1. Чем эффективнее используется этот закон, тем большее преимущество получает система за счет лучшего упорядочения исходных компонентов в целях получения искомого продукта. В результате у системы возникает определенный запас (резерв) искомого продукта, используемого как фактор преимущества в дальнейшей конкурентной борьбе.

При этом движение системы есть, по сути дела, постоянное преобразование материи из своего исходного состояния к искомому, что можно характеризовать как производство негэнтропии. Получается, что исходное состояние материи насыщено энтропией, иначе говоря, своим хаотичным состоянием, или хаосом. Выходит, что материя всегда находится в той или иной степени хаотичного состояния и одновременно, в процессе упорядочения, под воздействием принципа минимума диссипации энергии, то есть упорядочение компонентов системы есть средство реализации принципа минимума диссипации энергии. Тогда если используемая энергия системы минимизируется, то минимизируется и присущая системе энтропия в пользу процесса производства негэнтропии.

Но.! При этом возникает экономия затрат исходной материи, обеспечивая дополнительное производство (прибавку, довесок) искомой материи в результате переработки (упорядочения) и этого довеска. Тем самым материя расширяется (увеличивается) за счет этого довеска (прибавки) искомой материи по сравнению с предыдущим периодом. Происходит не просто трансформация (преобразование) исходного состояния материи в искомое, а ее трансляция, то есть преобразование с помощью какого-либо механизма (транслятора) с увеличением преобразовываемой материи. Если трансляция осуществляется механизмом объективного характера, то получается синергетическая картина процесса, а если субъективного, - то кибернетическая.

Сегодня человечество стоит перед выбором одной из двух очевидных альтернатив - либо общецивилизацион-ной гибели, либо решительного прорыва в процветающее, бесконечно развивающееся будущее. Все зависит от выбора элитой человечества того или иного пути, реализующего кибернетический подход в основе выбора. В настоящее же время все разворачивается по синергетическому сценарию с перспективой возможной гибели человечества и наступления планетарного хаоса.

Продолжая рассуждения, отметим, что, в конце концов, физиологические потребности людей и общества в целом и в наше время могут быть удовлетворены полностью, поглотив гедонические страсти человечества. Ну, а далее возникает интересный, довольно прозаичный вопрос: Ну, а дальше что? Во имя чего далее должно и будет развиваться наше общество и мировое сообщество. Есть ли какая-либо целевая идеологическая установка на будущее, способная придать жизни людей жизнеутверждающий смысл?

То есть, какова будет мечта людей, способная придать их жизни дальнейший смысл, когда задачи потребительства будут полностью решены. Каков будет идеал и образ будущего, который смог бы захватить собой членов нашего общества и мирового сообщества с тем, чтобы он сумел подвигнуть людей на дальнейшие духовно-интеллектуальные,

1 «Закон упорядочения - один из общих законов эволюции, определяющих развитие не только экономики, но и общества; с одной стороны нацеливает интеллект на большее извлечение из исходного вещества природы энергии и преобразованного вещества, с другой - обеспечивает совершенствование самого интеллекта человека, как наиболее эффективного катализатора эволюционных процессов, происходящих в экономике и обществе» (Нусратуллин В.К., Нусратуллин И.В. Эволюционная теория ... - С. 584).

трудовые и иные грандиозные свершения, которые сумели бы поглотить будни людей и их всестороннюю деятельность? Да и нужен ли этот идеал, образ будущего для широких слоев населения, то есть народа?

Отвечая на эти вопросы, приходится констатировать, что относительно широких слоев планетарного населения, по существу, никоим образом не разработана и не представлена для повседневного и перспективного руководства какая-либо идея, высшая цель дальнейшего планетарного сосуществования и развития людей во имя их светлого будущего.

И если это так, то очевидно, что при отсутствии таковой идеи, способной объединить единой мотивацией широкие слои населения, непременно возникнут альтернативные идеи и идеалы частного порядка, предусматривающие их реализацию при истощающихся планетарных ресурсах на основе развертывания кровавых войн, переворотов и революций во имя непонятного будущего не только планетарного масштаба, но и даже узкогруппового конфессионального, национального или другого идеала. К чему это, в конечном счете, может привести в планетарном масштабе?

Это с неизбежностью приведет раздирающуюся противоречиями планету к всеобщей и полной деградации человечества как в границах отдельных стран, так и в масштабах всего мирового сообщества с последующим частичным или полным вымиранием либо в результате элементарного вырождения из-за исчезновения побудительных стимулов эволюции человеческого общества, либо в результате глобальной войны или иной широкомасштабной катастрофы, которую разъединенные частными интересами люди не смогут предотвратить.

Таким образом, смысл жизни человечества и составляющих его людей должен быть пересмотрен и изменен. Первый шаг в этом направлении состоит в осознании того, что все человечество есть единое планетарное сообщество людей, есть единая цивилизация, должная иметь собой общие жизнеутверждающие интересы, единое понимание мирного социально ориентированного обустройства планетарных человеческих отношений. И тут, по большому счету, есть только два варианта развития международных отношений, между которыми должен быть осуществлен правильный общецивилизационный выбор. Это - мировое государство с единой мирохозяйственной системой и мировой организацией системы управления, построенное либо (первый вариант) на тоталитарных принципах осуществления верховной планетарной власти, либо (второй вариант) на демократических принципах построения верховной власти, осуществляемое на конвергентной основе всех существующих в отдельных государствах типах государственной власти. В первом случае в конечном итоге возникнет, на наш взгляд, социально ограниченное общество, существующее на эгоистических принципах и страстях кучки богатейших людей. Во втором - социально ориентированное общество с мировой социальной рыночной экономикой. Именно в рамках второго случая, как результата исполнения тактической задачи освоения космоса, человек в общецивилизационном масштабе должен выйти в космос, выполняя в оптимальном режиме стратегическую задачу его освоения.

По мере исторического развития человечества главной его целевой установкой являлась необходимость удовлетворения материальных потребностей членов общества, производимыми в общественном производстве благами. Соответственно, любое общество на любой формации развития характеризовалось в марксистской политэкономии двумя фундаментальными основаниями: производительными силами и производственными отношениями.

Их уровень развития определял, по существу, тип формации, который переживало общество. В то же время функционирование производительных сил и реализация производственных отношений носили циклический характер, состоящий в общественном производстве и обществе непосредственно из отдельных фаз - производства, распределения, обмена и потребления. При этом производство составляло функцию производительных сил, поэтому отношения внутри общественного производства называют производственными. Однако отношения распределения, обмена и потребления уже выходят за рамки общественного производства и их, безусловно, нельзя назвать чисто производственными, поскольку теперь они, выходя за пределы производства, имеют более широкий - общественный (социальный) характер, поэтому их в полной мере можно назвать социально-экономическими, где слово социальный означает «общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе»1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надо также заметить, что удовлетворение материальных потребностей людей является базисом возникновения и удовлетворения их духовно-интеллектуальных потребностей, то есть без наличия первого невозможно говорить об оптимальном удовлетворении вторых. В то же время характер духовно-интеллектуальных потребностей зачастую определяет структуру и содержание потребностей материальных. Более того, можно сказать, что степень созревания духовно-интеллектуальных потребностей в определенной мере характеризует степень формационного развития общества в целом.

Теперь, если коснуться производства товаров, должных производиться в космосе, надо однозначно заметить, что они будут входить в класс общественных товаров. Что это за товары? Общественные товары - это специфическая разновидность товаров, удовлетворяющих потребности как отдельных индивидов, так и всего общества, то есть это такие виды товаров и услуг, в производстве которых рыночная система не заинтересована. Для общественных товаров характерны два основных принципа:

1) неделимость, поскольку они состоят из таких крупных единиц, которые не могут быть проданы индивидуальным покупателям;

2) неисключаемость из потребления, т.е. на каждого индивида не распространяется принцип исключения, поскольку все индивиды коллективно пользуются этими благами.

Обеспечением общественными товарами занимается государственный сектор, финансирование таких товаров производится правительством за счет налоговой политики. Согласно концепции монетаристов любой налогоплательщик покупает общественный товар у государства по цене-налогу, а совокупный спрос на эти товары лимитирует их

1 Современный словарь иностранных слов. - СПб.: Дуэт, 1994. - С. 570.

223

объем, размеры расходов государственного бюджета. В их теории патернализма ярко выражена рекомендация о равновесии государственного бюджета, поскольку предложение общественного товара не должно превышать совокупный спрос на них. Так как чистые общественные товары не являются сферой рыночных отношений, то расходы по их производству несет государство. Сфера общественных товаров выступает как один из объектов государственного регулирования экономики1.

Таким образом, если мы полагаем, что освоение космоса - это товар общественный, то необходимо выяснить форму и содержание его, характер и причинность формирования. В число причин формирования этого товара как товара, а не просто идеи, претворение которой в практику жизни пока еще недостаточно актуально, можно включить следующие:

- перенаселенность планеты;

- истощение ресурсов;

- ухудшение экологической обстановки;

- увеличивающуюся вероятность возникновения нехватки питьевой воды, отдельных продуктов питания, недоедания и голода.

Следовательно, вполне реальна складывающаяся в планетарном масштабе обстановка производства глобального характера общественного товара, который будет называться освоением космоса. И чем раньше, чем эффективнее будет организовано его производство, тем быстрее будут решаться проблемы преодоления предпосылок развертывания катастрофических событий на почве указанной причинности их формирования. И не только. Весьма важным обстоятельством интенсификации этого процесса явится привлечение к этому процессу широких слоев населения в разном качестве участия. То есть, в подготовке производства и самом производстве этого товара будет занято множество людей, в первую очередь, в качестве непосредственных его участников. Тем самым они будут отвлечены от разного рода участия в мероприятиях общественно негативного характера, например, в каких-либо протестных волнениях, что начало активизироваться в настоящее время в планетарном масштабе, наоборот они будут нацелены на позитив.

Освоение космоса и подготовка к этому процессу будут носить такое же содержание как производство других общественных товаров, как, например, обеспечение национальной безопасности, охрана общественного порядка и т.п. Более того, производство товара - освоение космоса - может в той или иной степени заместить производство указанных общественных товаров.

Этот общественный товар может выпускаться на общественной основе правительственными и межгосударственными организациями и на частной основе (пример - Илон Маск). И производством этого общественного товара люди - население Земли - будут заниматься, десятки, сотни и более лет, поскольку это явится насущной необходимостью, не оставляя при этом никаких причин для развязывания войн и т.п. Масштабы производства этого общественного товара будут носить планетарный характер, охватывая занятостью все планетарное население.

По всей логике наших рассуждений ими являются, в первую очередь участники общественного производства в отраслях четвертичной сферы занятости, которую мы выделили в наших трудах особо. Четвертичная сфера занятости - это сфера занятости, отпочковывающаяся в постиндустриальную эпоху цивилизационного развития общества и мирового сообщества от третичной сферы услуг в части услуг социального и духовно-интеллектуального характера (образования и науки, медицины и здравоохранения, физкультуры и спорта и т.п.).

Здесь надо подчеркнуть, что в космическом производстве все выполняемые услуги и производимые товары в отраслях четвертичной сферы занятости будут носить целевой ориентированный характер на выход человечества в космос и его освоение. Из определения четвертичной сферы занятости очевидным образом вытекает то, что потребителями услуг и товаров этой сферы занятости будут те же широкие слои населения мирового сообщества стран, но опять-таки нацеленные в своей деятельности на участие в освоении космоса.

Более того, очевидным образом понятно, что отрасли четвертичной сферы занятости будут теснейшим образом взаимодействовать с отраслями других сфер производства, в первую очередь, материального производства. Спрос на произведенные в них товары будут определять отрасли четвертичной сферы. И таким образом по макроэкономической технологической цепочке производства конечного продукта отрасли четвертичной сферы производства будут взаимодействовать с отраслями первичной, вторичной и третичной сфер занятости, то есть добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности, сферы услуг вне сферы услуг духовно-интеллектуального характера. Более того, сфера материального производства будет только укрепляться в связи с вступлением человечества в космическую эру своего развития, ибо все ранее производившие материальные товары отрасли будут не только сохраняться, но и развиваться на базе новых достижений научно-технического прогресса. Соответственно, отрасли материального производства будут расширяться с учетом необходимости производить экономические блага дополнительно для отраслей четвертичной сферы. Безусловно, не будет никаких проблем с обеспечением занятости широких слоев населения, а также укрепления систем социальной защиты населения и соответственно социальной сферы услуг.

И тем самым всякого рода расово-антропологические и неомальтузианские теории, являющиеся теоретическими обоснованиями идеологии олигархического устройства мира, остаются не у дел, оказываются невостребованными при указанном нами устройстве будущих экономики и общества. То есть возникает космического характера причинность реализации общецивилизационного лозунга - долой олигархическое устройство мира!, зиждущееся на монополистической установке социально-экономических отношений в обществе и мировом сообществе сильных мира сего.

Понятно, что космос - это общественное благо широких слоев населения в лице управляющего сословия общества, предпринимательства, обладателей квалифицированного наемного труда, да и вообще всех слоев населения в

1 Большая экономическая энциклопедия. - М.: ЭКСМО, 2007. - С. 424-425.

224

будущем обществе космической формации. Но! Для олигархии - это беда по причине невозможности и далее обкрадывать общество и мировое сообщество на основе трансформации (акционирования) производственного капитала с превращением его в фиктивный (бумажный) капитал, но, тем не менее, обеспечивающий его мажоритарным обладателям вначале экономическую, затем политическую и административную власти в капиталистическом, вернее, в аб-сентеистском обществе.

В связи с таким устройством мира олигархия, продолжая обирать общество и мировое сообщество, и далее диктует условия развития мира в своих интересах. Отсюда опять-таки актуализируется тот же лозунг преодоления олигархического устройства мира в пользу народовластного. то есть широких слоев мирового населения, которое должно обеспечить наиболее благоприятные условия в мире для будущего широкомасштабного освоения космоса.

Таким образом, подытоживая, отметим, что в преддверии космической эпохи общецивилизационного развития у человечества по всей логике формационного развития вместо бывшего в недавнем прошлом идеала коммунизма должны восторжествовать свои идеал и идеология. Таковыми в ближайшем по историческим меркам будущем должна стать идея космоса, идеологией - устремление к его освоению. Именно они, на наш взгляд, будут представлять не только общественную идеологию, но и лежать в основе смысла жизнедеятельности человечества, определяя космическое предназначение человечества и космическую формацию его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.