Научная статья на тему 'Космическое образование: новые реалии'

Космическое образование: новые реалии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Future Human Image
Область наук
Ключевые слова
космическое образование / космическая педагогика / психика / планетарно-космическая личность / образ человека будущего / разумная материя / псипространство

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О А. Базалук

Рассмотрены основные этапы становления космической педагогики. На основе современных достижений нейронаук, психологии, космологии и философии автор аргументирует актуальность космического образования и его перспективы в мировых образовательных системах. Исследуя место психики человека в масштабах Земли и космоса, этапы её эволюции в структуре Мироздания, автор закладывает более совершенную научно-философскую основу космического образования. Формулируются: предмет, объект, цели, задачи и методы космического образования. Предметом космического образования является целостный процесс формирования и направленного развития как отдельно взятой психики, так и совокупности психикпсипространство. Объект космического образования – перманентное совершенство разумной материи Земли. Определена цель космического образования формирование планетарнокосмической личности. С точки зрения автора планетарнокосмическая личность это гармония ума, души и тела, направленная на реализацию внутренних творческих потенциалов психики во благо эволюции разумной материи в масштабах Земли и космоса. Характеристики планетарно-космической личности постоянно совершенствуются и выступают как образец (идеал) космической педагогики, как образ человека будущего. Космическая педагогика, используя весь потенциал и искусство воспитания и обучения, призвана воплощать в новых поколениях психик основные характеристики образа человека будущего, формировать планетарно-космическую личность эффективно самореализующуюся во благо перманентного совершенства разумной материи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космическое образование: новые реалии»

Глава 1.

КОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ РЕАЛИИ

О.А. Базалук

Киевский университет туризма, экономики и права г. Киев, Украина

Рассмотрены основные этапы становления космической педагогики. На основе современных достижений нейронаук,

i,психологии, космологии и философии автор аргументирует актуальность космического образования и его перспективы в мировых образовательных системах. Исследуя место психики Ф человека в масштабах Земли и космоса, этапы её эволюции в структуре Мироздания, автор закладывает более совершенную научно-философскую основу космического образования. Формулируются: предмет, объект, цели, задачи и методы

космического образования. Предметом космического образования является целостный процесс формирования и направленного развития как отдельно взятой психики, так и совокупности психик -псипространство. Объект космического образования -перманентное совершенство разумной материи Земли. Определена цель космического образования - формирование планетарнокосмической личности. С точки зрения автора планетарнокосмическая личность - это гармония ума, души и тела, направленная на реализацию внутренних творческих потенциалов психики во благо эволюции разумной материи в масштабах Земли и космоса. Характеристики планетарно-космической личности постоянно совершенствуются и выступают как образец (идеал) космической педагогики, как образ человека будущего. Космическая педагогика, используя весь потенциал и искусство воспитания и обучения, призвана воплощать в новых поколениях психик основные характеристики образа человека будущего, формировать планетарно-космическую личность эффективно

самореализующуюся во благо перманентного совершенства разумной материи.

Ключевые слова: космическое образование, космическая

педагогика, психика, планетарно-космическая личность, образ человека будущего, разумная материя, псипространство.

Впервые идею о необходимости разработки космической педагогики обосновал известный российский педагог Константин Николаевич Вентцель (1857-1947). В работах «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления», «Педагог будущего», «Религия творческой Жизни», «О проблеме космического

воспитания», «Заметки о космическом воспитании», «Лучи света на пути творчества», «Философия творческой воли» и др, написанных в начале XX столетия К.Н.Вентцель выделил и аргументировал основу космического воспитания - естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. По К.Н.Вентцелю: высшая цель педагогики - воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной: «Надо научить ребенка сначала

чувствовать себя частью маленького доступного ему для охвата сознанием уголка природы, частью поля, леса, постепенно расширяя тот клочок земли, под которым он воспринимает себя как одно целое с природой, до размеров Земли как планеты, а отсюда уже переход к солнечной системе, к звездной системе, составляющей нашу вселенную, и к безбрежной системе вселенных, охватывающих весь безграничный Космос» [6, 162].

Основные положения космической педагогики К.Н.Вентцеля изучались, анализировались и развивались: М.В.Богуславским,

Б.В.Емельяновым, Н.В.Кеберле, Г.Б.Корнетовым, Ю.В.Лопуховой, Т.А.Петруниной, Г.А.Репиной, Н.В.Самойличенко, М.Е.Стекловым, К.Е.Сумнительным, Т.П.Толмачевой, И.А.Феодуловой,

Е.В.Чмыревой и др. Глубокое и всестороннее исследование генезиса идей К.Н.Вентцеля как основоположника космической педагогики осуществила в диссертационной работе, монографии и цикле статей Ирина Михайловна Пушкина [10]. Свою лепту в развитие космической педагогики внесли украинские исследователи:

Л.А.Алексеева, Р.А.Додонов, Д.Е.Мурза, Ф.В.Лазарев, В.М.Таланов и др. [9].

Анализируя генезис идей космической педагогики К.Н.Вентцеля, И.М.Пушкина установила [10, 3]:

1. Основными предпосылками возникновения космической

педагогики К.Н.Вентцеля являются философия русского космизма, интенсивное развитие отечественной науки и техники,

социокультурная среда конца Х1Х-начала XX вв., в которой работал педагог. Крупнейшими представителями русского космизма

являются: Д.Л.Андреев, В.И.Вернадский, К.Н.Вентцель, Е.И.Рерих,

Н.К.Рерих, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, К. Э. Циолковский,

А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский и другие. Русские космисты поставили целый ряд глобальных вопросов: о месте и роли человека в Космосе, о смысле человеческого бытия, о его целях и путях их достижения, о взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса, об ответственности разума за сотворённое Богом и преобразуемое человеком.

2. Космическая педагогика К.Н.Вентцеля представляет собой

интегративное учение, базирующееся на идеях единства,

взаимосвязи, целостности и коэволюции человека, человечества, природы и Космоса (основные идеи философии русского космизма), воспитания нравственной, свободной, независимой, самобытной личности (центральная идея теории свободного воспитания), раскрытия и развития творческих сил ребенка (главная идея теории развития личности), космического воспитания (ведущая идея космической педагогики).

3. Космическая педагогика К.Н.Вентцеля построена на принципах антропо-космизма, культуросообразности, свободы и ненасилия, гармонии и выступает как научно-педагогическое явление. Методологическую основу космической педагогики К.Н.Вентцеля составляют идеи философии русского космизма.

4. Основные идеи космической педагогики К.Н.Вентцеля идентичны ведущим идеям глобального образования как нового направления в мировой образовательной политике XXI века. Идеи космической педагогики К.Н.Вентцеля в контексте модернизации российского образования и его содержания отражаются в раскрытии

глобальной взаимозависимости, единства и целостности системы «Человек - Человечество - Природа - Космос», открытии логики развития этой взаимосвязи, изучении универсальных (космических) законов, в становлении у подрастающего человека на базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе.

К.Н.Вентцель считал, что основная задача космического образования заключается «в поднятии Космоса на все более и более высокие ступени в его развитии» [6, 202]. По мнению

Б.В.Емельянова, такое понимание К. Н. Вентцелем задач философских оснований космической педагогики можно рассматривать как «попытку применения в педагогической практике философско-эстетической программы К.Э.Циолковского,

касающейся фундаментальных проблем человеческого существования, неразрывно связанного с космосом: проблемы значения космоса как сферы существования космических цивилизаций и предметно-преобразующем воздействии человека, проблемы смысла и целей истории и жизни человека и основ его морали; проблемы перевоплощения человека в «нового человека» -хомо космикус, который в конечном итоге станет управлять Вселенной» [8, 10].

В статье «Космические ориентиры русской педагогики» Б.В.Емельянов выделяет три основных варианта русской космической педагогики [8]:

1.Космическая педагогика К.Н.Вентцеля, которую мы рассмотрели выше;

2.«Агни-Йога» («Живая Этика»), составителем книг которой

считается Елена Ивановна Рерих (1879-1955). «Агни-Йога» вобрала в себя многие основополагающие положения представлений о человеке, бытующие в восточной философии. Один из основных принципов «Агни-Йоги» - непрерывная и бесконечная эволюция духовности человека в единстве и гармонии с Космосом, обществом и самим собой. «... Педагогика «Агни-Йоги» - космическая

педагогика, утверждающая, что Космос и Человек соотносительны. Космический Разум совершенствуется и развивается так же, как

развивается человеческий разум. А Космическое Сердце соответствует человеческому сердцу. Как высшее сознание обитает в сердце человека, так и космическое сознание обитает в Космическом Сердце, вбирающем в себя все накопления и достижения прежних состояний Космоса» [8, 14];

3.Третий вариант педагогической теории, ориентированной на космос - это «Роза Мира» Даниила Леонидовича Андреева (19061959). В ней Земля и человечество вписаны в космические процессы борьбы Светлых и Темных сил. В специальной главе «Воспитание человека облагороженного образа» Д.Л.Андреев опирается на три постулата коммунистического воспитания: подчинение личного

общему, дух интернационализма и устремление к будущему. Однако эти постулаты у Д. Л. Андреева «очищены от марксистских идеологем, их односторонности и атеизма. Их новое толкование во всечеловеческом и космическом объеме и приводит к воспитанию человека облагороженного образа» [8, 16].

Однако за последние десятилетия научно-философская база, используемая в организации и обеспечении космического образования, существенно изменилась. Рассмотрим космическое образование через призму современной космологической модели «Эволюционирующая материя». В работах: «Мироздание: живая и разумная материя» (2005 г.), «Философия образования в свете новой космологической концепции» (2010 г.), «Сумасшедшая: первооснова жизни и смерти» (2011 г.) и «Космические путешествия -путешествующая психика» (2012 г.) нами был осуществлен анализ исследований в области нейронаук, психологии, космологии и философии, и выявлены ряд важных закономерностей актуальных для современного научно-философского видения космического образования [1-5].

Во-первых, установлен закономерный и в какой-то степени предопределенный законами организации материального мира характер формирования и развития психики человека (нейронных ансамблей сознания и подсознания) в масштабах Земли. В планетарной эволюции четко просматривается следующее направленное развертывание молекулярных соединений:

макромолекулы ^ биополимеры ^ протеиноиды ^ протоклетки ^ прокариоты ^ эукариоты ^ адгезирующие клетки ^ нейроны ^ нейронная сеть ^ предсознание ^ нейронный ансамбль подсознания ^ нейронный ансамбль сознания ^ комплексная работа психики

Во-вторых, совокупность психик с различной степенью внутреннего совершенства образует в масштабах Земли псипространство, которое проявляет себя в деятельности человеческого общества. Активность эволюционирующего псипространства в совокупности с материальными формами человеческой деятельности, в которых псипространство себя частично реализует, образует в терминологии В.И.Вернадского -ноосферу Земли.

В-третьих, анализируя масштаб деятельности псипространства Земли, а также целый ряд других определяющих характеристик, указанных нами в работах [1-5], мы выделили человеческое общество в третье состояние материи - разумную материю. Основываясь на космологической модели В.И.Вернадского «Эволюционирующее вещество», в которой он, опираясь на масштабные геологические исследования Земли и околоземного пространства, выделил три состояния материи: косное, биокосное и живое вещество, мы предложили новую, современную космологическую модель -«Эволюционирующая материя» [1; 2; 4; 5]. В этой модели живая материя (живое вещество в терминологии В.И.Вернадского) переходит в состояние биоразумной материи, а потом и разумной материи, которая в масштабах Земли представлена человеческим обществом.

В-четвертых, из разрабатываемой нами теоретической модели «Эволюционирующая материя» следует, что разумная материя представлена не только в масштабах Земли. Её развитие в масштабах Мироздания осуществляется более 6 млрд. лет, соответственно, человечество (разумная материя Земли) со своей пятимиллионной историей находится на самых ранних этапах эволюции.

В-пятых, события последних десятилетий указывают на очевидный факт: разумная материя Земли из планетарной силы переходит в состояние космической силы (освоение околоземного космического пространства, интенсивное развитие космического туризма, допуск частных корпораций до космической индустрии и т. п.).

Исходя из вышеперечисленных положений, сформулируем определяющие характеристики космического образования. Предметом космического образования («образование» (по В. Далю «образованье») идет от глаголов «образовывать» и «образовать», т.е. «ображать, давать вид, образ; обтесывать или слагать, составляя нетто целое, отдельное». При этом «ображать», которое по Далю лежит в основе глаголов «образовывать» и «образовать» означает: «придавать чему образ, обделывать, выделывать вещь, образ чего из сырья, отесывая или обихаживая припас иным способом» [7, 613]) является целостный процесс формирования и направленного развития как отдельно взятой психики, так и совокупности психик -псипространство. Объектом космического образования -перманентное совершенство разумной материи Земли. В работе «Мироздание: живая и разумная материя» мы показали, что все три из известных современной науке состояний материи: косной, живой и разумной, имеют свое определяющее, фундаментальное пространство [1]. В последующих работах на более качественном исследовательском материале мы эту мысль постоянно развивали [25]. Определяющим пространством косной материи является пространство космического вакуума, живой материи - молекулярногенетическое пространство, разумной материи - пространство психики, образованное гармоничной, взаимозависимой и взаимодополняющей активностью нейронных ансамблей подсознания и сознания. В монографии «Космические путешествия -путешествующая психика» на основе известного исследовательского материала, мы попытались представить основные этапы эволюции психики, как определяющего пространства разумной материи Земли

[4].

Таким образом, рассматривая предмет космического образования, мы не ведем речь о человеке, который представляет

собой частично живую материю (клетки и клеточные организации), частично биоразумную материю (многоклеточный организм, регулируемый центральной нервной системой), частично разумную материю (совокупная деятельность нейронных ансамблей подсознания и сознания, обеспечивающая проявления высокоразвитой психики). Мы концентрируем свое внимание исключительно на исследовании психики и особенностях её проявления, а также псипространства и его материальновиртуальных или виртуальных проявлениях. Отметим, что в реальном длительном космическом полете значимость тела и его функциональных особенностей значительно снижается, а особенности формирования, развития и взаимодействия психики с внешней материальной средой выходят на первый план и становятся доминантными. Соответственно, объектом космического

образования выступает разумная материя, как целостное объединение психик материального объекта (независимо: планеты или космического корабля).

Цель космического образования - формирование планетарнокосмической личности. В курсе лекций «Философия образования в свете новой космологической концепции» мы дали определение и рассмотрели основные характеристики планетарно-космической личности [2, 33-38]. Повторим только основное: планетарнокосмическая личность - это гармония ума, души и тела, направленная на реализацию внутренних творческих потенциалов психики во благо эволюции разумной материи в масштабах Земли и космоса. От современной личности планетарно-космическую личность отличают следующие основные характеристики:

1. Знание своего прошлого, причем не только исторического, связанного с развитием общества, или геологического, связанного с эволюцией Земли, а космического, рассматривающего этапы формирования и развития структуры Мироздания, много миллиардное последовательное развертывание систем косной, живой, разумной и возможно других, еще не известных человечеству состояний материи. Только такой, масштабный, космологический подход к прошлому цивилизации в состоянии раскрыть перед человеком истинный смысл

его существования, ответить на сложные философские вопросы: «о месте человека в материальном мире», «о предназначении

человечества», «смысле человеческой жизни» и т. п.

2. Масштаб мышления. Планетарно-космическая личность умеет мыслить тактически и стратегически, планетарными и космическими масштабами, организовывать взаимодействие процессов в границах локального материального объекта и космоса. Масштаб мышления -это не только объем информации, но и её качество. Это анализ прошлого, настоящего и прогнозирование будущего, это постоянная экстраполяция от частностей к целому и ретроспекция от целого к частям; это понимание важности составляющих целого и одновременно признание самодостаточности целого, очевидного факта, что не всегда функционирование составляющих частей соответствует функционированию целого (системы).

3. Качество используемой информации. Планетарно-космическая личность освободится от «шумов»: низкокачественной информации и информации воздействующей на подсознание. Приоритетной информацией станет научно-философская аргументация, расширяющая мировоззренческие горизонты, способствующая профессиональному росту, раскрывающая возможности космоса и деятельности разумной материи в масштабах космоса.

4. Последовательность деятельности. В космологии существует

фундаментальный принцип «матрешки», который с физикоматематической точки зрения обосновывает, что каждое событие (процесс, явление) происходящее в масштабах планеты или космоса, с одной стороны, основано на предшествующем событии, с другой стороны, заключает в себе начало следующего события. В этом и заключается содержание преемственности: знание прошлого

раскрывает понимание настоящего и одновременно, позволяет прогнозировать будущее. Для каждого поколения важно сохранять эту преемственность, так как она даёт наиболее полное понимание планетарной и космической эволюции, позволяет более эффективно организовывать свое присутствие в масштабах материального объекта и космоса.

5. Целенаправленность деятельности. Для того чтобы любая деятельность была последовательна и прогнозируема, нужно с самых

первых этапов процесса образования раскрыть и укрепить в детях их предназначение - понимание того, какому виду деятельности они посвятят свою дальнейшую жизнь и каких результатов на этом поприще они в состоянии достигнуть. Целенаправленная деятельность, это прежде всего преобладание глобальной цели - цели всей жизни. Лишь четкое понимание глобальной цели позволит правильно очертить, установить и достичь определенного множества частных целей. Последовательное воплощение частных целей обеспечивает достижение глобальной цели и полноценную самореализацию психики в онтогенезе. Глобальная цель деятельности

— это ориентир и постоянный стимулятор творческой самореализации психики, частные цели — это мобильная, формирующаяся в зависимости от особенностей повседневного существования, структура «прохождения» жизни в направлении ориентира.

6. Доминирование сознательной деятельности. Ретроспективный анализ развития психики показывает, что её эволюция осуществляется в направлении от преобладания активности нейронного ансамбля подсознания к доминированию сознания, от преобладающей подсознательной деятельности (чувственно-эмоциональной) к сознательной [2].

7. Форма продуктов труда (творческой самореализации). Планетарно-космическая личность от воплощения внутренних творческих потенциалов в материальных формах перейдет к воплощению активности психики в материально-виртуальных, а в последствие - исключительно в виртуальных формах. Психика планетарно-космической личности перейдет от опосредованного проявления через искусственные средства труда (тело, техносфера и т.п.) к непосредственному - 1Т-технологии, виртуальный мир и т.п.

8. Пространства самореализации (сферы деятельности).

Планетарно-космическая личность значительно расширит

пространства самореализации психики, выйдет за границы Земли и станет реализовывать себя на околоземном космическом пространстве, на планетах Солнечной системы, в космических путешествиях внутри галактики, в межгалактических путешествиях. Изменятся сферы деятельности, технологии, ценности, горизонты мировосприятия.

Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи космического образования:

- способствовать самоидентификации планетарно-космической личности: осмысление каждой эволюционирующей психикой своего предназначения и его значимости для развития цивилизации;

- стимулировать и направлять реализацию творческих потенциалов каждой психики во благо качественного развития системы разумной материи в масштабах отдельного материального объекта (естественного или искусственного) и космоса;

- создать и непрерывно совершенствовать идеальный образ человека будущего, характеристики которого гарантированно обеспечат качество и эффективность развертывания системы разумной материи в масштабах материального объекта и космоса;

- подготавливать (воспитывать, обучать и образовывать) новые поколения психик в направлении идеального образа человека будущего, постоянно совершенствуя как сам идеальный образ, так и новые поколения психик;

- организовать и постоянно поддерживать конкуренцию в среде развивающихся психик (внутри псипространства). Конкуренция - это двигатель прогресса в любом состоянии материи. Космическое образование должно обеспечить равные возможности для творческой самореализации психик, при этом, более совершенные психики, чья деятельность наиболее эффективна и полезна для цивилизации, должна обязательно выделяться и поощряться. Вся структура Мироздания - это конкуренция и возможность существовать и развиваться только для сильнейших и наиболее приспособленных (и соответственно, более совершенных) организаций;

- разработать и воплотить систему поощрения для лучших и достойных психик. При этом необходимо отойти от теряющих свою актуальность материальных стимулов к материально-виртуальным или виртуальным формам поощрения. Лучшее поощрение для психики - это её авторитет и признание значимости её творчества для псипространства;

- обеспечить каждой психике равные возможности для реализации внутренних творческих потенциалов и их непрерывному развитию в условиях жесткой конкуренции. Правила существования

должны быть писаны для всех, без исключений. Побеждать (выделяться) должна действительно совершенная и наиболее эффективная в плане самореализации психика;

- обеспечить переход от самореализации психики в материальных формах (материальных продуктах труда) к материально-виртуальным и виртуальным формам;

- последовательно расширять знания о планетарной и космической эволюции, о структуре Мироздания, о месте разумной материи и других состояний материи в масштабах космоса, для наиболее полного и качественного самовыражения психики в повседневном существовании;

- способствовать качественному переходу разумной материи Земли из планетарного состояния в состояние космической силы;

- обеспечить расселение и размножение разумной материи Земли в масштабах Солнечной системы с перспективой выхода на галактические и межгалактические просторы;

- создать условия для формирования более совершенной психики

- путешествующей психики: психики рожденной и сформированной в условиях искусственного материального объекта,

путешествующего в космических просторах.

Рассмотрим методы космического образования, необходимые для выполнения поставленных задач. Методы космического образования - это процесс взаимодействия авторитетной, высокоразвитой психики с только формирующейся, обретающей свое «Я» психикой, в результате которого раскрывается наследственная предрасположенность молодой психики к определенной творческой самореализации, и приобретаются компетенции для более эффективного и полного воплощения внутренних творческих потенциалов во благо развития разумной материи в масштабах Земли и космоса.

По сложившейся традиции в педагогике методы космического образования разделим на три группы:

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-

иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки

результативности овладения необходимыми для

высокопрофессиональной деятельности компетенциями;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Следует учесть, что космическое образование - это, главным образом, индивидуальная работа психики в искусственно созданной образовательной среде, осуществляемая в специфических условиях космического корабля или космической станции. Космическое образование подразумевает как методы навязывания необходимой базовой информации (на ранних этапах онтогенеза психики), так и методы самостоятельной работы психики с информационной средой с целью расширения внутренней информационной базы (знаний о внешнем материальном мире), и соответственно, повышения вероятности принятия более качественных и эффективных решений.

Таким образом, космическое образование не только совершенствует представления формирующейся психики о космосе, но и призвано сформировать планетарно-космическую личность, которая в своей преимущественно сознательной деятельности преобразует псипространство Земли и его структуру из планетарной силы в космическую силу. Эта направленная и осмысленная деятельность позволит разумной матери Земли со временем активной составляющей войти в структуру разумной материи галактики и осуществлять масштабную космическую деятельность, для которой в принципе, разумная материя и предназначена.

Литература:

1. Базалук О. А. Мироздание: живая и разумная материя (историко-философский и естественнонаучный анализ в свете новой космологической концепции): Монография. / Олег Базалук. -Днепропетровск: Пороги, 2005. - 412 с.

2. Базалук О.А. Философия образования в свете новой космологической концепции. Учебник / Олег Базалук. - К.: Кондор, 2010. - 458 с. (февраль 2010 г.)

3. Базалук О. А. Сумасшедшая: первооснова жизни и смерти. / Олег Базалук. - К.: Кондор, 2011. - 346 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Базалук О.А. Космические путешествия - путешествующая психика: курс лекций. / Олег Базалук. - К.: КНТ, 2012. - 424 с.

5. Базалук О.А., Владленова И.В. Философские проблемы космологии: монография / Олег Базалук, Илиана Владленова - Х.: НТУ «ХП1», 2013. - 190 с.

6. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов. / Сост.Л.Д. Филоненоко. - М.: АПО, 1993. - 364 с.

7. Даль Владимир Толковый словарь в 4-х т. / Даль Владимир -М.: «Русский язык», 1989. - Т.2. - 779 с.

8. Идеи космизма в педагогике и современном образовании: Материалы науч.-пед. конф., Екатеринбург, 5-6 дек. 2003 г. / Отв. ред. Б. В. Емельянов, О. А. Уроженко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 128 с.

9. Образование как планетарное явление: Монография /

Л. А. Алексеева, Р.А.Додонов, Д.Е.Мурза, Ф.В. Лазарев, В.М.Таланов и др. - Донецк: ДонНТУ, Технопарк ДонНТУ УНИТЕХ, 2011. - 270 с.

10. Пушкина И.М. Генезис идей К.Н.Ветцеля как основоположника космической педагогики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ирина Михайловна Пушкина - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.