2020,14(2), 42-51
Shaytura S.V., Knyazeva M. D., Mitrofanov E. M., MukhinA. S. Space worldview in the system of continuous education
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ I CULTURE & CIVILIZATION
УДК 528+377.1+378
DOI: 10.24411 /2413-693X-2020-10205
Космическое мировоззрение в системе непрерывного
образования
ШАЙТУРА Сергей Владимирович, кандидат технических наук, доцент, РГУТИС; e-mail: swshaytura@gmail.com
КНЯЗЕВА Марина Данииловна, кандидат технических наук, доцент, РГУТИС; e-mail: mdknjazeva@rambler.ru
МИТРОФАНОВ Евгений Михайлович, кандидат технических наук, доцент, МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана; e-mail: seferok@mail.ru
МУХИН Александр Сергеевич, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент МФ МГТУ им Баумана, a.s.myxin@gmail.com.
Аннотация. В статье показана важность космического образования, как составной части Наук о Земле. Научные достижения в космической сфере и в области геоинформатики прочно вошли в нашу жизнь. Мы широко используем интернет, средства пространственной навигации, цифровые камеры и трехмерные цифровые панорамы. Космические технологии все шире внедряются в постоянную практику людей, однако, обучение этим технологиям в должной мере не производиться. Такие науки как геинформатика, геоэкология, геоинформационное картографирование, появились более 40 лет назад Но в программы школьного образования они не входят, не в полной мере они изучаются и в ВУЗах.
Цель данной статьи является обратить внимание на недостаточное образование школьников в области Наук о Земле. В статье предлагаются разные способы исправления этой ситуации. Предлагается ранняя профориентация школьников в системе непрерывного образования в сфере космонавтики и геоинформационного сервиса. Для этого предлагается создать центры в профессиональной ориентации, занимающихся подготовкой специалистов по профилям образовательной деятельности геоинформационного сервиса. Анализируется актуальность и перспективность работы таких центров. В статье предложено так же использование инженерных классов для обучения школьников космическим технологиям, с целью выработки у них космического мировоззрения. Поднимается проблематика реализации современной профессиональной ориентационной деятельности в структурных подразделениях высших учебных заведений. Предлагаются организационные решения по эффективной организации и функционированию центров дополнительного образования в части профориентации. Обучение подрастающего поколения самым передовым космическим технологиям позволит увеличить производительность труда в цифровом обществе и повысит обороноспособность страны.
Ключевые слова: космическое мировозрение, геоинформационный сервис, дополнительное образование, профориентация, центры дополнительного образования, организация педагогической деятельности.
Для цитирования: ШайтураС.В., Князева М.Д., Митрофанов Е.М., Мухин A.C. Космическое мировоззрение в системе непрерывного образования//Сервис Plus. 2020. Т.14. №2. С. 42-51. DOI: 10.24411 /2413-693Х-2020-10205.
Статья поступила в редакцию: 13.03.2020.
Статья принята к публикации: 14.04.2020.
2020 Том 14 №2
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Космическое мировоззрение в системе непрерывного образования
Space worldview in the system of continuous education
Sergey V. SHAYTURA, Cand. Sc. (Technical Sciences), Associate Prof., mdknjazeva@rambier.ru Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
Marina D. KNYAZEVA, Cand. Sc. (Technical Sciences), Associate Prof., mdknjazeva@rambler.ru Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
Eugene M. MITROFANOV, Cand. Sc. (Technical Sciences), Associate Prof., seferok@mail.ru Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation
Alexander S. MUKHIN, Cand. Sc. (Technical Sciences), Associate Prof., a.s.myxin@gmail.com Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article shows the importance of space education as an integral part of Earth Sciences. Scientific achievements in the space sphere and in the field of geo-informatics have firmly entered our lives. We make extensive use of the Internet, spatial navigation aids, digital cameras and 3D digital panoramas. Space technologies are increasingly being introduced into the constant practice of people; however, training in these technologies is not adequately carried out. Such sciences as geo-informatics, geo-ecology, geo-information mapping, appeared more than 40 years ago. However, they are not included in school curricula; they are not fully studied in universities. The purpose of this article is to draw attention to the insufficient education of schoolchildren in the field of Earth Sciences. The article proposes different ways to correct this situation. Early career guidance of schoolchildren in the system of continuing education in the field of astronautics and geo-information service is proposed. To this end, it is proposed to create centers in vocational guidance that train specialists in the educational activities of the geo-information service. The relevance and prospects of the work of such centers are analyzed. The article also proposed the use of engineering classes to teach schoolchildren in space technologies, with the aim of developing a cosmic worldview in them. The problems of the implementation of modern professional orientation activities in structural units of higher educational institutions are being raised. Organizational solutions are proposed for the effective organization and functioning of centers for further education in terms of career guidance. Teaching the younger generation the most advanced space technologies will increase labor productivity in a digital society and increase the country's defense capabilities.
Keywords: space education, geoinformation service, additional education, career guidance, centers of additional education, organization of pedagogical activity
For citation: Shaytura, S. V., Knyazeva, M.D., Mitrofanov, E.M., & Mukhin, A.S. (2020). Space worldview in the system of continuous education. Service plus, 14 (2), 42-51. DOI: 10.24411 /2413-693X-2020-10205 (In Russ.)
Submitted: 2020/03/13.
Accepted: 2020/04/14.
Введение. Науки о Земле изучают не только саму планету Земля, но и космическое пространство вокруг Земли [1,2]. Со времен полетов Ю. Гагарина [3] интерес к исследованию космического пространства заметно ослабел, но не прекращался никогда. Россия хотя и значительно ослабила свои позиции, но по-прежнему является страной, занимающей лидирующие позиции в Космосе. Причем был сделан переход от стадии исследования космического пространства к стадии его
практического использования [4, 5, 6, 7]. Для инновационного развития России в современных условиях неотъемлемой частью является создание условий для подготовки квалифицированных технических кадров [8].
Одним из наиболее актуальных направлений является российская космонавтика, которая остро нуждается в молодых и квалифицированных специалистах по обработке космических снимков, мониторингу пространственных объектов (городов, лесов, полей, рек,
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №2
Space worldview in the system of continuous education
дорог и.т.д.), робототехнике, конструировании летательных аппаратов, и других интересных современных профессий, о которых юное поколение часто даже не догадывается [9, 10]. Это относится не только к пилотируемому космосу, но и к прикладным космическим исследованиям во всех областях его деятельности: от проектирования полезной нагрузки для спутниковых систем до обработки полученных со спутников данных, изучения верхних слоев атмосферы, конструирования космических кораблей и т.д. [11,12,13,14,15].
Космонавтика — комплексная наука. Космос широко представлен в нашей повседневной жизни: спутниковое телевидение, спутниковый интернет, навигация, связь, спутниковые карты, цифровые камеры и другие космические исследования, которые помогли улучшить жизнь человека [16, 17, 18]. Несмотря на это космос абсолютно отсутствует в школьной программе [19, 20]. Прежде всего потому, что школьный учитель не имеет знаний в этой области. По этой причине существует определенный диссонанс, поскольку современный школьник использует космические технологии в достаточно большем объеме, чем может дать современная школа. И если он хочет получить объяснение тех же принципов глобальной системы позиционирования, то вполне вероятно, что он будет искать информацию в интернете, не обязательно из надежного источника.
Кроме того, современная беспрецедентная доступность геопорталов и данных дистанционного зондирования для пользователей любого уровня и возраста, а также доступность программного обеспечения с инструментами просмотра, поиска географической информации, обработки и создания электронных карт в перспективе должна была привести к интеграции геоинформационных систем в процесс обучения [19, 20]. Сегодня, при реализации компетентностного подхода к организации процесса обучения [22], актуальным становится внедрение в образовательные системы средней школы технологий геоинформационного сервиса [23, 24, 25, 26, 27]. Работать с такими программами приема и обработки космических изображений должен уметь любой учитель и старшеклассники. Геоинформационные технологии позволяют значительно расширить возможности для исследования процессов, происходящих на нашей планете, для решения проблем комплексного изучения, освоения и рационального использования природных ресурсов. Но на практике школьники на уроках географии по-прежнему раскрашивают контурные карты цветными карандашами, как и их предшествен-
ники много десятилетий назад.
Популяризация достижений и распространение знаний об освоении и использовании космического пространства — это соотносится с основной задачей дополнительного аэрокосмического образования [28].
Современные космические образовательные технологии позволяют решать разнообразные практические задачи в режиме реального времени как на занятиях дополнительного образования, так и в практической и лабораторной работе в рамках рабочих программ по дисциплинам учебного плана. На примере достижений космонавтики можно показать все связи между школьными предметами и продемонстрировать все современные достижения человеческой цивилизации. Именно в космической отрасли сосредоточены все новейшие достижения науки, культуры и искусства. Поэтому космонавтика, как ни какая другая отрасль, может продемонстрировать эти достижения молодежи и позволит овладеть современными навыками и методиками познания окружающего мира.
Например, учебный курс «Информатика и ИКТ» в современной школе включает изучение методов получения, создания, хранения, обработки и передачи информации с использованием компьютерных технологий [29]. Сегодня большое развитие получили геоинформационные технологии, и школьные занятия вполне могут проводиться с использованием геоинформационных систем и технологий [24,30,31] и свободно распространяемого программного обеспечения, в частности, для обработки пространственных (географических) данных. Кстати это давно не новый вид данных. Такие науки о Земле как геоинформатика, геоэкология появились более 40 лет назад [32]. Но в школе почему-то этому не учат. Знания и навыки, полученные на этих занятиях, могут стать отправной точкой для выбора будущей профессии и сферы деятельности.
Проблемы профориентации. Современные технические вузы остро нуждаются в хорошо подготовленных абитуриентах, которых они смогут обучать по своим направлениям подготовки и выпускать на рынок труда квалифицированных и конкурентоспособных профессионалов [33, 34, 35, 36].
Следует признать, что современное состояние проблемы профориентации потенциальных абитуриентов далеко от идеального. С организационной точки зрения вопросы работы по данному направлению в ВУЗах обычно передаются на выпускающие кафедры, с последующим распределением среди своих сотрудни-
2020 Том 14 №2
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Космическое мировоззрение в системе непрерывного образования
ков в качестве дополнительной нагрузки. В результате такого подхода возникает проблема мотивации. Кроме того, в отличие от научной и методической деятельности, подобный вид деятельности трудно поддается отчетности и оценке эффективности. Таким образом, в вузах задачи по проведению мероприятий в направлении профессиональной ориентации среди потенциальных абитуриентов обычно решают энтузиасты, в свободное от выполнения других функций время.
Новые форматы дополнительного образования для школьников. Определенную нагрузку по популяризации престижности инженерно-технических специальностей осуществляют специальные образовательные организации, примером которых могут служить современные детские технопарки типа «Кванториум». Это новый формат дополнительного образования для школьников. Предлагаемая в рамках их деятельности концепция «школа-вуз-производство» является на сегодняшний день интересной и популярной, а при должном качестве исполнения, и эффективной.
В рамках концепции при реализации этого формата дополнительного образования предполагается, что школьник в процессе проектной деятельности будет находиться в тесном контакте с квалифицированными научно-педагогическими кадрами и готовиться к поступлению в конкретное высшее учебное заведение с целью получения в нем конкретной востребованной современной специальности, чтобы в результате поступить на работу в конкретную производственную организацию.
Однако и при подобном подходе возникают сложности организационного порядка. В первую очередь проблема возникает в результате низкой пропускной способности организации дополнительного образования. Каждое отдельное структурное подразделение сети «Кванториум» имеет ограничение, как по проходимости числа обучающихся в единицу времени, так и по доступности стендов для экспериментальных работ.
Также следует отметить, все организации дополнительного образования, реализующие программы аэрокосмического образования, как давно существующие, так и вновь образующиеся, работают по своим собственным программам и методикам [37]. Каких-либо единых подходов к содержанию программ, отбору развивающей учебной информации нет, что существенно затрудняет образовательную деятельность. Космическое мировоззрение формируется в самых различных дисциплинах Науки о Земле, таких как геоинформатика, геоэкология, космический мониторинг, землепользова-
ние, земельный кадастр и др. Даже учитывая меру самостоятельности, предоставляемой образовательным организациям в части разработки и реализации образовательных программ, обозначенная разрозненность программно-методического пространства космического мировозрение — скорее недостаток, чем проявление какого-либо прогресса.
Для эффективной мотивации будущих абитуриентов поступать в определенный вуз на конкретную кафедру необходимо, либо участие сотрудников профессорско-преподавательского состава учебного заведения в учебном процессе дополнительного образования, либо заключение договора о взаимном сотрудничестве на некоторых условиях. Таким образом, организации дополнительного образования технически не могут принять всех желающих, особенно это касается учебных заведений московской области. Поэтому для достижения эффекта придется расходовать имеющиеся ресурсы структурного подразделения ВУЗа.
Инженерный класс в московской школе. При планировании современного процесса профессиональной ориентации будущих абитуриентов необходимо также учитывать современные реалии организации учебного процесса в школах. Эффективным является социальное партнерство такое как «ВУЗ + Школа». И, соответственно, определенный эффект может дать введение обязательного школьного предмета «Индивидуальный проект», а также запуск инновационных углубленных учебных программ, характерным примером которых можно считать «Инженерный класс в московской школе».
Школьный предмет «Индивидуальный проект» является новым в системе школьного образования. В рамках обучения по этой дисциплине школьники должны самостоятельно подготовить исследовательский проект по интересующей их тематике. На заключительном этапе проект должен быть представлен на конкурс, а оценка отмечается в аттестате о среднем образовании. Подобная деятельность, которая ранее осуществлялась в инициативном порядке, становится обязательной для всех учащихся. Очевидно, что для реализации данного подхода необходимы педагогические кадры, имеющие современные компетенции в своих областях и опыт организации научной и проектной деятельности. Подобные кадры в московских и областных школах отсутствуют.
Программа «Инженерного класса в московской школе» достаточно гибкая, прозрачная и способствует
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №2
2020,14(2), 42-51
Shaytura S.V., Knyazeva M. D., Mitrofanov E. M., MukhinA. S. Space worldview in the system of continuous education
решению выше обозначенной проблемы. Научно-технические организации, профильные технические вузы определяют школы, приборно-инструментальная база которых позволяет реализовывать образовательные программы1.
Инженерные классы — это не только специально оборудованные помещения, но и особая учебная среда. Проектная деятельность формирует необходимые компетенции для дальнейшего успешного обучения в Университете. В инженерных классах помимо «углубленных» предметов — математики, физики, информатики и химии школьники изучают и другие курсы:
Основы энергосбережения;
Наноматериалы;
Теория решения изобретательских задач
(ТРИЗ);
Инжиниринг;
Материаловедение;
Инженерная графика;
Технический перевод;
Информационное моделирование объектов и
процессов;
Химия и жизнь;
Физика в эксперименте;
Робототехника.
Основными проблемами для реализации данной программы являются высокие требования, предъявляемые для задействованных в ней педагогов и при-борно-инструментальной базы учебного заведения. По этой причине реализация инженерного класса в подмосковной школе на требуемом уровне практически невозможно.
Социальное партнёрство высшего учебного заведения и школы еще более сложный с организационной точки зрения подход. Однако при правильном подходе можно достигнуть не только учебных задач, но и решить актуальные научные задачи. Суть его в том, что получившие гранты на закупку школы объединяют свои усилия с техническими вузами с сильными научными школами. Оборудование закупается под выполнение конкретных научных проектов, с расчётом на то, что в процессе их выполнения часть задач будет выполнена школьниками. На выходе организация высшего образования получит научные результаты, защищённые документами об интеллектуальной собственности. Ор-
ганизация среднего образования получит возможность организовать преподавание предмета «Индивидуальный проект» на достаточно высоком уровне. Также социальное партнерство может стать полезным инструментом для координации содержания образовательных программ и апробации методик дополнительного образования, а также обмена опытом [37].
Однако по очевидным финансово-организационным причинам социальное партнерство высокого уровня между техническими вузами и школами не может носить массовый характер. Примером подобного рода партнерства можно назвать партнерство Школы № 2097 и Мытищенского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана.
С учетом текущей конъюнктуры организация про-фориентационных центров на базе технических вузов является актуальной задачей, особенно на территории московской области [38, 39, 40]. Подобного рода структуры способны существовать параллельно с другими структурами дополнительного образования, по причине превышения спроса над предложением и будут более четко мотивировать школьников на поступление в целевое высшее учебное заведение. Совершенно очевидно, что процесс обучения в центре можно организовать таким образом, чтобы подготовить будущих абитуриентов к поступлению и последующей успешной учебе.
С точки зрения подмосковных школ подобного рода центры могут стать хорошим решением проблемы с предметом «Индивидуальный проект» и упростят решение задачи профессиональной ориентации на уровне среднего образования. Но очевидно, что привлекательность обучения в рамках дополнительного образования будет сильно зависеть от выбранной модели финансирования.
В процессе оценки перспективности организации данных структур на территории московской области, следует учитывать территориальный фактор. Не только с точки зрения логистики. Для детей этого региона организация дополнительного образования в получасовой доступности от дома более перспективна, чем московские структуры. Но и с точки зрения организационно-правового фактора. Например, организовать обучение основам беспилотных технологий в регионе проще, чем в городской среде, в связи с особенностями регулирования воздушного режима в столице.
1_Список методических материалов для инженерного класса в московской школе http://profil.mos.ru/inj/uchitelyam/metodicheskie-materialy.html
2020 Том 14 №2
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Космическое мировоззрение в системе непрерывного образования
Таким образом, развитие аэрокосмического образования как части системы дополнительного образования школьников предполагает, что необходимо определить формы взаимодействия с вузами, осуществляющими подготовку инженерных и исследовательских кадров для космической отрасли. Не менее существенным является формирование единой структуры образовательных программ, которые реализуются в рамках дополнительного аэрокосмического образования, и общих методических подходов к их освоению учащимися.
Сегодня специалисты считают, что в ближайшие годы профессии, связанные с космической отраслью, будут крайне перспективными. Это будет связано не только с космическими исследованиями. Мы живем во времена больших данных и цифровизации всех сфер жизни. С каждым годом автоматизированные системы управления будут совершенствоваться, и становиться все более интеллектуальными и сложными. Изменения особенно заметны в области применения различных аспектов разработки и эксплуатации космической техники. Для космических кораблей, которые отправятся
на другие планеты, потребуются более совершенные системы жизнеобеспечения. В ближайшие годы необходимо разработать множество различных методик, которые позволят человеку не только выжить в условиях, далеких от Земли, но и для возможности проведения многочисленных сложных научных исследований. Поэтому специалистов для космической отрасли надо готовить уже сегодня.
Заключение. В статье была поставлена цель — найти способы получения космического образования в системе непрерывного образования молодежи. Космизм — космическое мировоззрение является национальной душой русского народа. Мы его впитываем вместе с русскими народными сказками, которые рассказывала нам мама[41]. Но сейчас настал час, когда мы должны воплотить сказки в реальную жизнь. А для этого необходимо специальное дополнительное образование. Получить такое образование можно будет в специально созданных центрах и классах дополнительного образования, которые будут обучать молодеж космическим технологиям.
Список использованных источников:
1. Shaitura S.V., Knyazeva M.D., Feoktistova V.M., Vintova T.A., Titov V.A., Kozhaev Yu.P. Philosophy of information fields// International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. T. 9. № 13. C. 127-136.
2. Shaitura S.V., Kozhaev Yu.P., Ordov K.V., Vintova T.A., MinitaevaA.M., Feoktistova V.M. Geoinformation services in a spatial economy II International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. T. 9. № 2. C. 829-841.
3. Шайтура C.B. Время первых II Конструкторское бюро,- 2019. — № 2 (139). — с. 9-13.
4. Маркелов В.М., Цветков В.Я. Геомониторинг II Славянский форум. — 2015. — № 2 (8). — с. 177-184.
5. Цветков В.Я. Диверсификация космического мониторинга II Славянский форум. — 2015. — № 2 (8). — с. 302309.
6. Чумаченко С.И., Князева М.Д, Митрофанов Е.М., Шайтура C.B. Космический мониторинг —Учебное пособие /Бургас, 2017.
7. Шайтура C.B. Разработка технологии мониторинга района с использованием беспилотных летательных аппаратов II Славянский форум. -2019,- № 2 (24). — с. 87-94.
8. Буйлова Л.Н. Новый порядок: что изменится в дополнительном образовании детей? II Внешкольник. — 2019.
— № З.-С. 2-9.
9. Шайтура C.B., Сумзина Л.В., Кочетков A.C., Кудров Ю.В. Конструкция объектов геоинформационного сервиса
— Бургас,—2017, —305 с.
10. Шайтура C.B., Сумзина Л.В., Кочетков A.C., Кудров Ю.В. Теоретические основы рабочих процессов объектов геоинформационного сервиса — Бургас, — 2017. — 340 с.
11. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования. Материалы, анализ, обобщение опыта. — Волгоград: «Учитель», 2016. — С. 377.
12. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года II Вестник образования. 2012.-No 2.
13. Князева М.Д, Филатов А.Н. Профориентация: космическое образование школьников II Ректор ВУЗа. 2017. № 2. С. 40-43.
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №2
Space worldview in the system of continuous education
14. Гапоненко O.B. Методическое и аналитическое обеспечение создания и сопровождения стратегической программы технологического развития ракетно-космической промышленности II Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017. Т. 16. № 4. С. 21-30.
15. Гапоненко О.В. Приоритетные направления технологических НИОКР космонавтики и ракетно-космической промышленности России II Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 4. № 5-2. С. 17-22.
16. Гапоненко О.В., Гаврин Д.С., Свиридова Е.С. Анализ структуры стратегических планов развития ракетно-космической промышленности методом классификации НИОКР космических функциональных и промышленных технологий II Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 1. С. 64-81.
17. Гапоненко О.В., Кондратенко А.Н., Лукьянчик В.В. Основные аспекты инновационной деятельности на предприятиях двигателестроения в условиях структурной перестройки ракетно-космической промышленности II Двойные технологии. 2015. № 2 (71). С. 52-57.
18. Гапоненко О.В., Лукьянчик В.В., Сенников Д.А Основные аспекты оценки реализуемости мероприятий по подготовке производства космических аппаратов целевого назначения. //Двойные технологии. 2016. № 2 (75). С. 33-36.
19. Митрофанов Е.М., Чумаченко С.И., Князева М.Д. Преподавание геоинформационных технологий в рамках дополнительного образования II Славянский форум. 2018. № 2 (20). С. 135-140.
20. Митрофанов Е.М., Мухин A.C., Князева М.Д. Аэрокосмос в дополнительном образовании. Геопортальные технологии и Зй-моделирование. Учебное пособие. М.: Изд-во МИИГАиК, 2019. 96с.
21. Митрофанов Е.М., Филатов А.Н. Историческое моделирование в космонавтике с применением программного продукта компании Autodeskfusion 360II Внешкольник. — 2019. — № 3. — С. 42-46.
22. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: М., 2007. — С. 549.
23. Гаврилова В.В., Шайтура С.В., Сумзина Л.В. Геоинформационные сервисы в пространственной экономике II Славянский форум. — 2018,- № 1 (19). — с. 118 —129.
24. Сумзина Л.В., Шайтура С.В. Геоинформационные сервисы инфраструктуры пространственных данных — Приложение к журналу Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. Сборник статей по итогам научно-технической конференции. — 2018. — № 9. — с. 90-97.
25. Сумзина Л.В., Шайтура С.В. Геоинформационный сервис как профиль образовательной программы II Славянский форум,- 2017,- № 3 (17).- С. 14 — 23.
26. Сумзина Л.В., Шайтура С.В. Подготовка кадров по геоинформационному сервису II Отходы и ресурсы — 2017 — Т.4. № 3 . с.9
27. Федулин A.A. О геоинформационном сервисе II Славянский форум,- 2017,- № 3 (17).- С. 7 —13.
28. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 2016. -88 с.
29. Сёмин В.Н., Донских С.А. Формирование физической картины мира у учащихся старших классов средней школы II Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. — № 1.-С. 59-65.
30. Савиных В.П., Цветков В.Я., Шайтура С.В. Основные положения в области геоинформационных технологий II Славянский форум. —2015. -№ 2 (8). — с. 293-301.
31. Шайтура С.В. Геоинформационный сервис — В сборнике: Реестр новых научных направлений — Москва, — 2018.-с. 205-206.
32. Шайтура С.В. Концепция создания и использования школьных геоинформационных систем II Геодезия и картография,- 1998,- №11.- С. 28-33.
33. Токбергенова У.К., Казахбаева Д.М., Апимбекова Г.Б., Карбаева Ш.Ш. Проектирование ожидаемых результатов обучения по образовательной области «Естествознание». II Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. — № 2. — С. 95-102.
34. Платонова H.A., Бушуева И.В., Харитонова Т.В., Погребова Е.С., Кривошеева Т.М., Михалев И.В.Мониторинг контроля и оценки качества образования — Москва, 2013.
2020 Том 14 №2
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Космическое мировоззрение в системе непрерывного образования
35. Платонова Н.А., Кривошеева Т.М. Определение и анализ конкурентов при разработке стратегии развития туризма региона// Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 25 (400). С. 2-12.
36. Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Методы проведения сервисного аудита на региональном уровне II Сервис plus. 2016. Т. 10. № 1. С. 3-15
37. Чаругин В.М, Баксанский О.Е. Астрономия: Психолого-дидактические технологии обучения в современной школе. - М.: ЛЕНАНД, 2018,- 112с.
38. Чаругин В.М., Марков А.С. Современные технологии организации и проведения тематических астрономических проаздников в системе дополнительного школьного образования//Наука и школа. 2016. № 1. С. 101-106.
39. ЧепковаО.Н., Аверьянова Л.С., Федосеева С. Н. Управление проектами в деятельности организации дополнительного образования детей и взрослых// Внешкольник. —2019. — № 3. — С. 26-31.
40. Щербинина О.С. Проблема социального развития одаренных детей//Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.—2013. — № 5.-С. 180-183.
41. Шайтура С.В. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью //Конструкторское бюро — 2016,- № 10 (123). — С. 6-12
References
1. Shaitura, S.V., Knyazeva, M.D., Feoktistova, V.M., Vintova, T.A., Titov, V.A., & Kozhaev, Yu.P (2018). Philosophy of information fields. International Journal of Civil Engineering and Technology, 9(13), 127-136.
2. Shaitura, S.V., Kozhaev, Yu.P, Ordov, K.V., Vintova, T.A., Minitaeva, A.M., & Feoktistova, V.M. (2018). Geoinformation services in a spatial economy. International Journal of Civil Engineering and Technology, 9 (2), 829-841.
3. Shaitura, S.V. (2019). Time of the First. Konstruktorskoe burn [Design Bureau], 2 (139), 9-13. (In Russ.)
4. Markelov, V.M., &Tsvetkov, V.Ya. (2015). Geomonitoring. Slavyanskiy forum [Slavic Forum], 2 (8), 177-184. (In Russ.)
5. Tsvetkov, V.Ya. (2015). Diversification of space monitoring. Slavyanskiy forum [Slavic Forum], 2 (8), 302-309. (In Russ.)
6. Chumachenko, S.I., Knyazeva, M.D., Mitrofanov, E.M., & Shaitura, S.V. (2017). Space Monitoring — Study Guide. Burgas. (In Russ.)
7. Shaitura, S.V. (2019). Development of technology for monitoring the area using unmanned aerial vehicles. Slavyanskiy forum [Slavic Forum], 2 (24), 87-94. (In Russ.)
8. Buylova, L.N. (2019). New order: what will change in the additional education of children? Vneshkolnik [Out-of-school student], 3, 2-9. (In Russ.)
9. Shaitura, S.V., Sumzina, L.V., Kochetkov, A.S., & Kudrov, Yu.V. (2017). The construction of geographic information service facilities. Burgas. (In Russ.).
10. Shaitura, S.V., Sumzina, L.V., Kochetkov, A.S., & Kudrov, Yu.V. (2017). The theoretical basis of the work processes of the objects of geographic information services. Burgas. (In Russ.).
11. Kaygorodtseva, M.V. (2016). Methodical work in the system of additional education. Materials, analysis, generalization of experience. Volgograd: "The Teacher". (In Russ.).
12. (2012). The concept of modernization of Russian education for the period until 2020. Vestnik obrazovaniya [Bulletin of education], 2. (In Russ.).
13. Knyazeva, M.D., Filatov, A.N. (2017). Career guidance: space education of schoolchildren. Rektor VUZa [Rector of the university], 2, 40-43. (In Russ.).
14. Gaponenko, O.V. (2017). Methodological and analytical support for the creation and maintenance of a strategic program for the technological development of the rocket and space industry. Vestnik Samarskogo universiteta. Aerokos-micheskaya tekhnika, tekhnologii i mashinostroenie [Bulletin of Samara University. Aerospace engineering, technology and engineering], 16 (4), 21-30. (In Russ.).
15. Gaponenko, O.V. (2017). Priority areas of technological research and development of astronautics and rocket and space industry of Russia. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya [Economics and Management: Problems, Solutions], 4 (5-2), 17-22. (In Russ.).
16. Gaponenko, O.V., Gavrin, D.S., & Sviridova, E.S. (2019). Analysis of the structure of strategic plans for the development of the rocket and space industry by the classification of R&D of space functional and industrial tech-
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №2
Space worldview in the system of continuous education
nologies. Vestnik Moskovskogo aviacionnogo instituta [Bulletin of the Moscow Aviation Institute], 26 (1), 64-81. (In Russ.).
17. Gaponenko, O.V., Kondratenko, A.N., & Lukyanchik, V.V. (2015). The main aspects of innovative activity at the enterprises of engine building under the conditions of structural adjustment of the rocket and space industry. Dvoynie tekhnologii[Dual Technologies], 2 (71), 52-57. (In Russ.).
18. Gaponenko, O.V., Lukyanchik, V.V., & Sennikov, D.A. (2016). The main aspects of assessing the feasibility of measures to prepare the production of spacecraft for special purposes. Dvoynie tekhnologii [Dual Technologies], 2 (75), 33-36. (In Russ.).
19. Mitrofanov, E.M., Chumachenko, S.I., & Knyazev, M.D. (2018). Teaching geoinformation technologies as part of further education. Slavyanskiy forum [Slavic Forum], 2 (20), 135-140. (In Russ.).
20. Mitrofanov, E.M., Mukhin, A.S., & Knyazeva, M.D. (2019). Aerospace in additional education. Geoportal technology and 3D modeling. Tutorial. Moscow: MIIGAiK Publishing House. (In Russ.).
21. Mitrofanov, E.M., & Filatov, A.N. (2019). Historical modeling in space using an Autodeskfusion 360 software product. Vneshkolnik [Out-of-school student] 3, 42-46. (In Russ.).
22. Mikheev, V.A. (2007). The foundations of social partnership: theory and politics, practice. Moscow. (In Russ.).
23. Gavrilova, V.V., Shaitura, S.V., & Sumzina, L.V. (2018). Geoinformation services in spatial economics. Slavyanskiy forum [Slavic Forum], 1 (19), 118 — 129. (In Russ.).
24. Sumzina, L.V., & Shaitura, S.V. (2018). Geoinformation services of the spatial data infra-structure. Prilozhenie k zhurnalu Izvestiya vuzov. Geodeziya i aerofotos"emka [Appendix to the journal Izvestiya Vuzov. Geodesy and aerial photography] Proceedings of a scientific and technical conference, 9, 90-97. (In Russ.).
25. Sumzina, L.V., & Shaitura, S.V. (2017). Geoinformation service as a profile of the educational program. Slavyanskiy forum [Slavic Forum], 3 (17), 14 — 23. (In Russ.).
26. Sumzina, L.V., & Shaitura, S.V. (2017). Training for geographic information services. Othody i resursy [Waste and resources], 4 (3), 9. (In Russ.).
27. Fedulin, A.A. (2017). On the geoinformation service. Slavyanskiy forum [Slavic Forum] 3 (17), 7 — 13. (In Russ.).
28. Pryazhnikov, N.S. (2016). Active methods of professional self-determination: a manual. Moscow: MGPPI. (In Russ.).
29. Semin, V.N., & Donskikh, S.A. (2017). The formation of the physical picture of the world among high school students. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Pedagogy], 1, 59-65. (In Russ.).
30. Savinykh, V.P, Tsvetkov, V.Ya., & Shaitura, S.V. (2015). The main provisions in the field of geographic information technologies. Slavyanskiy forum [Slavic Forum], 2 (8), 293-301. (In Russ.).
31. Shaitura, S.V. (2018). Geoinformation service. In the collection: Register of new scientific directions. Moscow, 205206. (In Russ.).
32. Shaitura, S.V. (1998). The concept of creating and using school geographic information systems. Geodeziya i car-tografiya [Geodesy and Cartography], 11, 28-33. (In Russ.).
33. Tokbergenova, U.K., Kazakhbaeva, D.M., Alimbekova, G.B., & Karbaeva, Sh.Sh. (2015). Designing the expected learning outcomes in the field of natural sciences. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Pedagogy], 2, 95-102. (In Russ.).
34. Platonova, N.A., Bushueva, I.V., Kharitonova, T.V., Pogrebova, E.S., Krivosheeva, T.M., & Mikhalev, I.V. (2013). Monitoring monitoring and evaluation of the quality of education. Moscow. (In Russ.).
35. Platonova, N.A., & Krivosheeva, T.M. (2015). Identification and analysis of competitors in the development of a tourism development strategy for a region. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika [Regional Economics: theory and practice] 25 (400), 2-12. (In Russ.).
36. Platonova, N.A., Vapnyarskaya, O.I. (2016). Methods for conducting a service audit at the regional level. Service plus, 10(1), 3-15. (In Russ.).
37. Charugin, V.M., & Baksansky, O.E. (2018). Astronomy: Psychological and didactic teaching technologies in a modern school. Moscow: LENAND. (In Russ.).
38. Charugin, V.M., & Markov, A.S. (2016). Modern technologies for organizing and conducting thematic astronomical
2020 Tom 14 №2
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Космическое мировоззрение в системе непрерывного образования
lazy people in the system of additional school education. Nauka i shkola [Science and School], 1, 101-106. (In Russ.).
39. Chepkova, O.N., Averyanova, L.S., & Fedoseeva, S.N. (2019). Project management in the organization of additional education for children and adults. Vneshkolnik [Out-of-school student], 3, 26-31. (In Russ.).
40. Shcherbinina, O.S. (2013). The problem of social development of gifted children. Vestník KGU ím. N.A. Nekrasova [Bulletin of KSU named after N.A. Nekrasov], 5,180-183. (In Russ.).
41. Shaitura, S.V. (2016). We were born to make a fairy tale come true. Konstruktorskoe buro [Design Bureau], 10 (123), 6-12. (In Russ.).
SCIENTIFIC JOURNAL
SERVICE plus
2020 Том 14 №2
www.philosoph.ru