Научная статья на тему 'Космическое человечество создается здесь и сейчас'

Космическое человечество создается здесь и сейчас Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
321
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сергей Кричевский

В начале XXI века, особенно в последние годы, уже казалось, что люди «зависли» на пути в космос, что «космическая мечта» угасает. И вдруг 27 сентября 2016 г. на Шестьдесят седьмом Международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре (Мексика) американец Илон Маск заявил об экспансии в космос и реализации мощного и долгоиграющего марсианского проекта с перспективой переселения на Марс миллиона человек. А всего через две недели, 12 октября российский ученый и общественный деятель Игорь Ашурбейли объявил о создании первого космического государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космическое человечество создается здесь и сейчас»

СОБЫТИЕ ГОДА

Сейчас можно, хотя пока очень грубо и приблизительно, рассчитать условный «коэффициент космичности» (Kspace) для государств Земли как соотношение доли ( %) представителей конкретного государства в создаваемом космическом государстве ASGARDIA (~532 тыс.) к доле ( %) населения данного государства в общем населении Земли (~7,4 млрд) в 2016 г.

Относительной нормой (условно) будем считать К = 1, и чем он будет больше,

space ' '

тем выше «космичность» государства, и наоборот.

Рассчитаем значения К с учетом общего

space J '

количества и структуры «населения» Асгардии по отношению к общему количеству и структуре населения Земли (на 1 ноября 2016 г.) и получим интересное перераспределение в лидерстве государств по оценке «космичности» их граждан, заявивших о вхождении в космическое государство:

К

space

Турция: ~8,0; США: ~2,75; Китай: ~1,26; Россия: ~1,0; Индия: ~0,1.

При этом для ASGARDIA как «космического человечества»:

К = 100%: 0,007% ~14285,7 (!)

space

ПАсгардия сейчас, по сути, -это государство для будущего космического человечества, которое уже начало самоорганизовываться на Земле.

J

СОЗДАЕТСЯ АСГАРДИЯ -ГОСУДАРСТВО КОСМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Прошло всего две недели, и в ответ на выступление И. Маска в Европе прозвучало новое сенсационное заявление. 12 октября 2016 года гражданин России, доктор технических наук Игорь Ашурбей-ли на пресс-конференции в Париже кратко изложил идею и проект создания космической нации и первого космического государства Асгардия (ASGARDIA). По замыслу инициаторов и организаторов - международной группы ученых, инженеров, юристов и предпринимателей, планировалось объединить 100 тысяч человек и начать процесс оформления в ООН.

Но уже в течение первых трех недель желание стать гражданами Асгардии (при этом сохранив основное земное гражданство) заявили около 532 тысяч человек из более чем 200 государств. Лидировали представители Китая (-24 %), США (-11%), Турции (-8 %), затем Бразилии (-5 %), Великобритании (-4%), на 10-м месте - Россия (-2 %).

Идет чрезвычайно важный процесс превращения почти фантастической и сверхглобальной утопии первого в истории земной цивилизации космического государства людей - космического интернационала - в реальность принципиально нового общественного договора.

ВЫХОД

ИЗ ЗЕМНОГО ТУПИКА

Важность, новизна и мощный потенциал идеи и проекта ASGARDIA в том, что найден и предложен выход из земного тупика космического развития человечества: не надо больше ждать, когда все человечество созреет и решит земные проблемы. Здесь и сейчас создается критическая масса людей, идей и ресурсов, которые достаточны для образования нового, космического человечества, которое сначала будет жить на Земле и создавать правила игры и инфраструктуру для жизни в космосе, а затем переселится в космос.

Да, это противоречит и классической космонавтике, начиная с идей Константина Циолковского, считавшего, что экспансия в космос потребует предварительного объединения усилий всего человечества, и современной практике космической деятельности, которая пока зациклена на решении земных проблем и исследованиях космоса с применением космических технологий в формате сугубо земной цивилизации.

Этот проект гораздо шире, перспективнее и сложнее, чем просто полет человека на Марс и колони-

ГЙгорь Ашурбейли выдвинул гениальную идею. В космос надо идти не хаотичными и аморфными рядами мечтателей, а выстроить сначала некий институт под названием «космическое государство». Организовать его, найти ресурсы и т. д. Действительно,государство - это социальная технология, отработанная тысячелетиями. Да, не бывает идеального государства, но все-таки это машина, которая работает. Создать государство с чистого листа не так просто, и все это понимают. Надо преодолеть бюрократические препоны, убедить ООН. Существует сложнейшая правовая коллизия, связанная с тем, что космос - общее пространство, наследие человечества, всего мирового сообщества Земли. А новое космическое государство будет претендовать на часть космического пространства, чтобы взять его под свою юрисдикцию. _|

зация Марса в русле новейших идей и проектов Илона Маска, его корпорации SpaсeX, а также заявлений президента США Б. Обамы и др.

При этом реализуется новая социальная технология, в идеале и пределе направленная на расселение людей вне Земли, колонизацию Луны, Марса и других пространств Солнечной системы.

Первые результаты обнадеживают уже тем, что на наших глазах и при нашем участии создается интересная социологическая модель, основанная на анализе статистических соотношений нынешнего земного и перспективного космического человечества. Проводится первый, своеобразный, но очень важный и уникальный космический референдум на Земле.

Видимо, темпы освоения космоса зависят не столько от количества государств, активно участвующих в этом процессе, и не столько от количества денег, выделяемых на космические программы, сколько от количества людей на Земле, заинтересованных в том, чтобы полноценное космическое будущее человечества состоялось.

Полагаю, что проект ASGARDIA даст новый импульс для междисциплинарных исследований всего комплекса проблем, связанных с освоением космоса: естественно-научных, технических, социально-гуманитарных, а также для междисциплинарных исследований технологий (в том числе NBICS и др.). В перспективе возможен синтез идей и технологий двух проектов космического будущего человека и человечества: ASGARDIA и «Аватар».

Для успешной реализации интересного, рискованного и очень сложного проекта, который имеет и плюсы, и минусы, предстоит преодолеть колоссальные препятствия: «земную» зацикленность, косность и бюрократию, убедить ООН, создать новые правила игры, новую технику и технологии, найти ресурсы, купировать и минимизировать риски, негативные последствия и т. д.

Все только начинается: новый космический социально-политический процесс пошел. Космическое человечество создается здесь и сейчас. Приглашаются все!

Ведущие ученые предлагают новые подходы к проблемам экологии космоса

ШЬ ■ т

Во Вневедомственном экспертном совете по вопросам воздушно-космической сферы состоялось обсуждение недавно опубликованного научного исследования «Воздействие ракетно-космической техники на окружающую среду».

Текст: Марина ЛЕВ

Фото: Александр Омельянчук

Презентация за круглым столом

На круглом столе, организованном Вневедомственным экспертным советом по вопросам воздушно-космической сферы, присутствовали авторы книги: академик РАН Виталий Адуш-кин; доктор физико-математических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института динамики геосфер РАН Станислав Козлов и доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского испытательного центра НИИ войск ВКО Станислав Вениаминов, а также представители ВЭС ВКС: исполнительный директор совета кандидат военных наук Игорь Косяк; советник председателя президиума Владимир Захватошин и член совета доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор, экс-космонавт-испытатель, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова РАН Сергей Кричевский.

Книга «Воздействие ракетно-космической техники на окружающую среду» - это не первая совместная работа ее авторов. В 2000 году они опубликовали труд «Экологические проблемы и риски, воздействие космическо-ракетной техники на окружающую среду», освещавший гражданскую ракетно-космическую технику. Тема оказалась малоизученной и интересной, а опубликованные исследования послужили своеобразным толчком к обсуждению экологических аспектов использования космического пространства на международном уровне.

За последние годы авторы собрали большое количество фактического и научного материала, появились новые данные для анализа. Над созданием новой монографии трудился целый коллектив - ведущие специалисты «Роскосмоса», «Росатома», РАН, Министерства обороны и других ведомств. Ответственным редактором выступил академик РАН Виталий Адушкин.

- Это издание - результат кропотливой работы широкого круга специалистов, - рассказал Станислав Козлов. - В книге представлены характеристики не только гражданской, но и боевой отечественной и зарубежной РКТ. Подробно рассмотрены методы и средства контроля за из-

| Игорь Косяк, исполнительный директор ВЭС ВКС

менениями природной среды при эксплуатации техники, описаны оптические явления, наблюдавшиеся при запусках и эксплуатации; много внимания уделено проблемам ликвидации устаревшей РКТ, в том числе топлива гептильного и твердого. Показано воздействие на окружающую среду ядерных источников энергии и ядерных ракетных двигателей, а это тем более актуально в перспективе межпланетных полетов.

По словам авторов, книга поднимает ряд насущных вопросов, которые требуют отдельного всестороннего обсуждения. Прежде всего - что делать с космическим мусором. Его количество становится критичным. Есть мнение, что это даже может привести к вооруженному конфликту.

- Если из-за космического мусора начнут сыпаться военные аппараты, в мире могут не сразу сообразить, что к этому привел техногенный космический мусор, - комментирует Станислав Вениаминов. - И тогда кто-нибудь нажмет на кнопку военного назначения.

ракетно-космической техники на окружающую среду»

Немалые риски от малых частиц

Авторы рекомендуют задуматься еще об одной неприятной перспективе: может ли засорение околоземного космического пространства повлиять на прохождение солнечного излучения. Ведь солнечное излучение диссоциирует кислород, благодаря чему в свою очередь возникает азот, защищающий Землю от вредного ультрафиолетового излучения.

- Астрономы давно жалуются на то, что прозрачность сред падает, и это уже мешает наблюдению, - рассказал Станислав Вениаминов. - Причину видят в том, что при столкновении крупных объектов и взрывах образуется множество мелких частиц космического мусора. И так как векторы скоростей разлета частиц очень разные, они захватывают большой диапазон орбит, и сфера вокруг Земли засоряется. Этот мелкий мусор очень опасен. Хочу привести конкретный пример: частица

Профессор, академик РАН, советник РАН Виталий Адушкин

меньше 0,1 грамма расколола наш метрологический спутник. Им пользовались для юстировки лазерные станции всего мира, а из-за этой «мелочи» он проработал меньше двух лет. Все дело в скорости, угле атаки и прочем.

Станислав Козлов добавил, что многие отечественные и зарубежные ученые считают, что проблема космического мусора стоит настолько остро, что события будут развиваться по сценарию, предсказанному Дональдом Кессле-ром: космический мусор сделает ближний космос опасным и непригодным для практического использования из-за непредсказуемой вероятности столкновения мусора с любым аппаратом. Станислав Козлов сообщил, что вместе с коллегами занимается разработкой критериев засоренности космической среды, чтобы обозначить границы, за пределами которых эффект Кесслера станет необратимым или начнет ослабевать солнечное излучение.

Станислав Вениаминов, Станислав Козлов, Виталий Адушкин

Как очистить

околоземное пространство

Эта тема вызвала оживленное обсуждение за круглым столом. Академик Виталий Адуш-кин напомнил присутствующим, что природа обладает способностью к самоочищению. По его мнению, чем меньше частица, тем больше существует возможных природных механизмов ее уничтожения. Например, из нижних слоев атмосферы мусор может вымываться дождем. Ученый предложил прекратить бесконтрольное загрязнение космической среды. Для этого сначала законсервировать то, что есть, а потом стараться не увеличивать.

- Сейчас нет никаких ограничений на запуски ракет, в том числе и экспериментальные. А мне кажется, что нужно внести ограничения, чтобы каждый пуск был обоснован, а также ввести за него ощутимую плату. Средства могли бы поступать в какой-нибудь международный фонд, который занимался бы очищением космической среды, - подвел итоги Адушкин.

- Надо учитывать экологические аспекты при проектировании техники на полном жизненном цикле и сделать так, чтобы техника в космосе не «рассыпалась», создавая мусор, - считает Сергей Кричевский. - Вспомните хотя бы проект ракетного самолета Ф. А. Цандера, предложенный в России 100 лет назад. А сейчас массовая эффективность ракет-носителей в лучшем случае 1-3%. Экономически расточительная и экологически грязная технология.

Кричевский настаивает на том, что дальнейшее освоение космоса невозможно без перехода к «зеленой» космонавтике - новым экологичным технологиям. Он посетовал, что в книге «Воздействие ракетно-космической техники на окружающую среду» эта колоссальная проблема не рассматривается, а в заключении это вообще отрицается. Кроме того, в книге нет ссылок на важные научные труды по истории ракетно-космических загрязнений.

- Нам необходимо этим активно заниматься, - считает эксперт, - потому что если отстанем, то через несколько лет американцы, европейцы введут свои стандарты, и мы окажемся неконкурентоспособными.

Игорь Косяк поддержал это мнение и заметил, что для решения проблемы надо изменить отношение к ней, человеческое сознание и сам способ действий. С детства прививать ответственное отношение к среде обитания.

Немного риторики

В ходе дискуссии ученые выделили несколько интересных задач, которые в процессе работы над книгой «Воздействие ракетно-космической техники на окружающую среду» не решены, но четко сформулированы:

- Что будет с ионосферой в глобальном неядерном конфликте, если произойдет одновременный запуск всего арсенала ракетной техники? Что будет с озоном в это время?

- Как просчитать экологические риски, вызванные аварийными нештатными ситуациями? В книге приведена вся статистика по авариям на высоте, начиная с момента возникновения космической техники.

- Как сделать безопасным использование ядерной энергетики в космической деятельности? Основная задача - научиться делать такие ядерные реакторы и ракетные двигатели, чтобы при падении с любой высоты на землю их активная часть

не разваливалась.

Станислав Вениаминов считает: - Поскольку в космической деятельности, в создании и эксплуатации космической техники (КТ) принимают участие специалисты очень многих профессий и областей знаний, и часто очень узкие специалисты, и уж точно здесь не обходится без чиновников, виновны в прогрессирующем засорении космоса очень многие, а прежде всего их безграмотность в данной области. Поэтому, на мой взгляд, чрезвычайно важно ввести освещение этой проблематики не только на уровне конструкторов КТ, но еще со школы и уж непременно в вузах. Люди должны знать проблему в лицо еще задолго до того, как успеют «нагадить» в космосе.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

ЮРИЙ ВЛАСОВ:

«ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕЛЬЗЯ ОСТАНОВИТЬ НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ ВСЕЛЕННОЙ!»

■ г'-г"-.

ПОЧЕМУ НАМ ТАК ДОЛГО ОСТАЕТСЯ ЖДАТЬ ПРИЛУНЕНИЯ И КОГДА, НАКОНЕЦ, МЫ ПОЛЕТИМ НА МАРС? ЗАЧЕМ НУЖНА МКС В ДЕЛЕ ОСВОЕНИЯ ДАЛЬНЕГО КОСМОСА, КАКИЕ ВОПРОСЫ НАДО РЕШИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ ПЛАНЕТУ ОТ КОСМИЧЕСКИХ УГРОЗ, И КАК КОСМОС МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ УСТАНОВЛЕНИЮ МИРА НА ЗЕМЛЕ? ОБ ЭТОМ МЫ БЕСЕДУЕМ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ ОБЪЕДИНЕННОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИИ (ОРКК), ЧЛЕНОМ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА ЖУРНАЛА «ВКС» ЮРИЕМ ВЛАСОВЫМ.

Беседовали: Кирилл ПЛЕТНЕР, Игорь КОСЯК, кандидат военных наук

ИНТЕРЕС НЕ ПОТЕРЯН

- Юрий Вениаминович, у нас год пятидесятипятилетия первого полета в космос. Но сегодня в обществе нет такого интереса к космонавтике, как в советские времена. Может, мы просто задержались на околоземных орбитах и нам пора отправляться в дальний космос? Может, когда человек высадится на Луне или на Марсе, получится всколыхнуть всеобщий интерес?

- В чем-то я с вами согласен, а в чем-то нет. В определенной степени интерес человечества к космонавтике снижается. Она становится обычным процессом, когда полеты идут планово, на потоке. Российские, американские, европейские космонавты просто решают рабочие задачи. МКС - наш общий дом, который практически каждый день показывают по телевизору. Сегодня полет в космос похож на сложную командировку.

Первые самолеты, первые летчики тоже были легендой, а сейчас это обычная работа пилота.

Но я хотел бы сказать, что интерес к космонавтике в нашей стране особый. Обратите внимание, что аварии, происходящие в космической отрасли, вызывают гораздо больший резонанс,

чем аварии с пассажирскими самолетами. Вот упал «Глонасс» - ну да, дорого обошлось это падение, но это же в принципе железо, никто не погиб. Однако общество очень активно реагирует на аварию, как будто это ЧП имеет масштаб национальной трагедии. Значит, интерес не потерян. То есть в России особый менталитет и особое отношение к космонавтике.

- Сейчас идет разработка многоместного корабля «Федерация», запланирован его пилотируемый полет на МКС в 2023 году. Уложимся ли мы в сроки и на каком этапе сейчас находится проект?

- Пока работы идут по графику. Задержки, конечно, возможны. Я боюсь, что в большей степени они могут быть связаны со строительством второй очереди космодрома Восточный.

Строить для «Федерации» инфраструктуру на Байконуре не имеет смысла, когда строится новый РОССИЙСКИЙ космодром. И надо понимать, что Дальневосточный регион, хоть и не очень густо населен, зато очень сложен с точки зрения рельефа и природных условий. Чего стоит, к примеру, Татарский пролив, где все время держится шторм в 3-5 баллов. А это трасса выведения пилотируемого корабля и возможность аварийной посадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.