КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
А.Н. Маркина, студент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10283
Аннотация. В статье приводится анализ основных проблем и перспектив развития отрасли космического туризма. Космический туризм находится в самом начале своего становления. Изучение этой отрасли сейчас особенно актуально, т.к. специалисты прогнозируют её потенциальную высокую доходность. Однако развитие туризма в космосе осложнено высокими затратами и невозможностью гарантировать полную безопасность на борту. Как результат, делается вывод, что несмотря на наличие проблем, космический туризм - перспективное и быстро развивающееся направление с высокой потенциальной прибыльностью. Как следствие, сейчас особенно важным является его развитие.
Ключевые слова: космос, космический туризм, инвестиции, космические полеты.
В 1961 г. Юрий Гагарин впервые полетел в космос. Это положило начало эре освоения человеком космического пространства. Впоследствии тысячи людей из разных стран мечтали стать космонавтами. Однако профессия космонавта из-за своей трудности пригодна не для всех. Поэтому постепенно люди стали задумываться о космическом туризме. И вот теперь туризм в космосе стал реальностью. Космический туризм - понятие новое в современном мире. Оно находится только в самом начале своего развития. Поэтому сейчас важно инвестировать в эту отрасль и продвигать ее. Сама возможность полета в космос стала одним из наиболее значимых событий в истории человечества.
Для начала стоит определить, что собой представляет космический туризм и как он зародился. Космический туризм - это полеты в космос или на околоземную орбиту. Эти полеты оплачиваются из частных средств и совершаются в развлекательных или научно-исследовательских целях. Впервые идея коммерциализации космоса появилась в 1960-х годах в США в работе Барона Хилтона и Крафта Эрика [1]. Однако долгое время она была нереализованной. Первым туристом в космосе стала в 1986 г. американская учительница начальных классов Криста Маколифф. Однако при запуске шаттла «Челленджер» жен-
щина и остальные члены экипажа погибли. Вследствие этого правительство США официально запретило полеты в космос непрофессиональным космонавтам. Вскоре неудачный опыт был забыт. Поэтому первым космическим туристом принято считать Денниса Тито, облетевшего в 2001 г. Землю по орбите [2]. Полет обошёлся ему в $20 млн. Так было положено начало индустрии космического туризма.
Однако развитие туризма в космосе проблематично. Во-первых, цена полета в космос высока. Билет на орбиту стоит $2023 млн., а 15-минутный суборбитальный полет - $250 тыс. Во-вторых, перед самим полетом следует длительный этап подготовки. Деннис Тито готовился в течение 8 месяцев. Подготовка заключается не только в физических упражнениях, но и в освоении навыков управления космическим кораблем. И, в-третьих, пребывание в космическом пространстве может отрицательно влиять на состояние организма человека. Из последствий невесомости выделяют атрофирование мышц, нарушение фосфорного обмена в костях и ухудшение зрения [3]. Так, у самого Денниса Тито были проблемы с сердцем при взлете. Однажды он разбил голову, слишком сильно оттолкнувшись от пола.
В 1986 г. Дэвид Ашфорд и Патрик Кол-линс опубликовали «Вероятные экономи-
ческие последствия развития космического туризма» [4]. В нем говорится о том, что потенциальный спрос в космических поездках в количестве 1 млн. человек в год сократит общие затраты пассажиров в четыре раза. Доступные для большей части населения цены на космические полеты стали бы предпосылкой более прибыльного использования космических станций и кораблей. Это должно привести к началу эксплуатации космического пространства в повседневных целях.
Сейчас многие бизнесмены, заинтересованные в дальнейшей прибыльности космического туризма, инвестируют в эту сферу. Некоторые компании, в том числе Virgin Galactic Ричарда Брэнсона и SpaceX Илона Маска, открывают листы ожидания на космические полеты [5]. Согласно опросу, 117 тыс. американцев с годовым доходом свыше $250 тыс. согласны заплатить $100 тыс. за 15-минутный полет в космосе [6].
В 2018 г. компания Orion Space анонсировала запуск космической станции «Аврора». По сути, это космический отель, содержащий в себе элементы космической станции и привычных нам гостиничных номеров. Одна поездка будет длиться 12 дней. Находиться одновременно на «Авроре» смогут шесть человек: четыре туриста и два члена экипажа. Стоимость путевки - $9,5 млн. с человека [7].
Место России в развитии космического туризма значимо. Полеты на российских кораблях обходятся дешевле, чем на зарубежных. В настоящее время они совершаются на российский сегмент МКС при помощи кораблей «Союз». Подготовка будущих туристов проходит в Щелково в Звездном городке [8]. Организацией полетов занимаются сотрудничающие между собой Роскосмос и Space Adventures. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в одном из своих интервью заявил, что в 2021 году будет совершен запуск на МКС двух космических туристов [9]. По оценкам экспертов «Роскосмоса», развитие туризма в космосе будет приносить компании несколько сотен тысяч долларов ежегодно. В опубликованном в 2017 году докладе были озвучены прогнозы, согласно которым вы-
ручка к 2030 году должна вырасти в 1,85 раз [10]. И космический туризм мог бы в этом помочь.
Американские инженеры ведут разработки по созданию многоразовой ракеты. Она позволит существенно сократить стоимость полета в космос. Российская компания «Космокурс» также занимается созданием многоразового космического комплекса. Планируется, что он будет состоять из многоразовой ракеты-носителя и многоразового космического аппарата. С помощью последнего турист сможет побывать на высоте орбиты полета Гагарина. В поездке стоимостью $200-250 тыс. одновременно смогут принять участие шесть человек. Сам полет будет занимать 15 минут, из них в невесомости - пять-шесть минут. Запуск комплекса запланирован на 2025 год [11].
При всей привлекательности сферы космического туризма компании, отправляющие пассажиров в космос, не могут гарантировать абсолютную безопасность людей на борту. По статистике, 1 из 100 космических кораблей терпит крушение [12].
На данный момент полеты в космос доступны только ограниченному числу населения Земли. Однако профессор Стивен Колликот из американского Университета Пердью сравнивает космические полеты с авиаперелётами. Еще несколько десятилетий назад авиаперелёты были доступны обеспеченному классу людей. Сейчас же этим может воспользоваться любой среднестатический человек [13].
По мнению экспертов, развитие туристических полетов в космос приведет к усовершенствованию аэрокосмических технологий. Это позволит снизить расценки на сами полеты, которые проводятся не только в развлекательных, но и научно-исследовательских целях, а также сократить время самого полета.
Таким образом, несмотря на наличие определенных проблем, космический туризм имеет большие перспективы для развития. Именно сейчас нужно уделять особое внимание его становлению и продолжать совершенствовать технологии по отправке людей в космос. Это повлечет за
собой развитие и научно- это новое и быстро развивающее направ-исследовательского сектора освоения кос- ление с большими капиталовложениями и мического пространства. В заключение высокой потенциальной прибыльностью. следует сказать, что космический туризм -
Библиографический список
1. История космического туризма. Как развивался космический туризм. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cosmos.agency/space_tourism_history/
2. Space tourism. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.daviddarling.info/encyclopedia/S/space_tourism.html
3. Космический туризм. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.proza.ru/2015/02/22/1440
4. Potential Economic Implications of the Development of Space Tourism. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spacefuture.com/archive/potential_economic_implications_of_the_development_of_ space_tourism .shtml
5. Space Tourism: 5 Space Companies That Will Make You An Astronaut. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.revfine.com/spacetourism/
6. Space tourism. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.esa.int/esapub/bulletin/bulletin135/bul135c_galvez.pdf
7. Orion Span: Information About Orion Span Space Hotel. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.revfine.com/orion-span-space-hotel/
8. The future of space tourism. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://inspaceforum.ru/en/post/zavtrashniy-den-kosmicheskogo-turizma-32592
9. Boeing вложит $20 млн в Virgin galactic для развития космического туризма. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d9ca4189a7947c539e79b25
10. Стратегическое развитие государственной корпорации по космической деятельности «РОСКОСМОС» на период до 2025 года и перспективу до 2030 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.roscosmos.ru/media/files/docs/2017/dokladstrategia.pdf
11. Космокурс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cosmocourse.com/
12. Миллиардеры против тяготения: когда космический туризм станет массовым. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/own_business/05/07/2017/595a31589a79476775f39db1
13. Основная проблема космического туризма. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cosmos.agency/space-tourism-problem/
SPACE TOURISM: MAIN PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT A.N. Markina, Student
St. Petersburg State University of Economics (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article analyzes the main problems and prospects for the development of the space tourism industry. Space tourism is at the beginning of its formation. The study of this industry is now especially relevant, because experts predict its potential high profitability. However, the development of tourism in space is complicated by high costs and the inability to guarantee complete safety on board. As a result, it is concluded that despite the presence of problems, space tourism is a promising and rapidly developing direction with high potential profitability. As a result, its development is now particularly important. Keywords: space, space tourism, investments, space flights.