Научная статья на тему 'Космический туризм - бизнес будущего'

Космический туризм - бизнес будущего Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1361
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космический туризм - бизнес будущего»

Космический туризм -бизнес будущего

И.А. Канищев (Институт экономики РАН)

В мире уже существует ряд туристических агентств, специализирующихся на организации космических экскурсий. Одно из них - «Джерман Спейс Шоп» - расположено в Бонне. У него крепкие связи с Российским космическим агентством, которое оказывает различные услуги: полет в стратосферу на МИГ-25(13 тыс. евро), полет с невесомостью на ИЛ-76 МДК (5 тыс. евро с каждого туриста), тренировки в Звездном городке в погруженных в воду модулях МКС, имитирующих невесомость, комплексную подготовку к полетам туристов на МКС.

Это показывает, что Россия в принципе, готова к созданию у себя такого международного туристического агентства технически. Но предстоит большая работа по созданию финансовой инфраструктуры, особенно в связи с превращением космического туризма в более массовый и основанный на специализированных экскурсиях и средствах доставки на орбиты. При этом одна из первостепенных задач менеджмента - определить потенциальный спрос в этом виде туристической услуги на ближайшие 15-20 лет.

По имеющимся сведениям, американская компания Space Adventures уже сегодня планирует построить туристический космодром в ОАЭ, оценив его стоимость в 265 млн долларов. Правительство ОАЭ даже уже сделало первоначальный взнос в проект

- 30 млн долларов. Space Adventures также заключила соглашение с инвестиционной компанией Prodea для финансирования строительства космических кораблей. А Британская компания Virgin Galactic планирует по

результатам проводимой маркетинговой деятельности продавать лицензию на технологии своих летательных аппаратов другим компаниям, которые хотят использовать их. «Если примерно через пять лет бизнес станет прибыльным, мы осуществим следующую стадию проекта - создание орбитальной космической системы», - заявил президент компании Virgin Galactic Уилл Уайтхорн (Will Whitehorn). Амбициозные планы также строят американская компания Rocketplane Ltd. и американо-канадское предприятие Planetspace, компания XCOR Aerospace. Rocketplane и Planetspace объявили о своих планах начать коммерческие космические полеты чуть ли не в 2007 году, а Virgin Galactic

- в 2008 или в начале 2009 года.

Однако многие из заявлений зарубежных частных компаний, занимающихся вопросами использования и реализации возможностей названного нами как «прикладная» космос-индустрия, сегодня очень похожи на действующую PR-кампанию, своей целью имеющих намерения застолбить за собой места лидеров новой индустрии, создать в умах людей впечатление своей индивидуальности, уникальности и мощи своих внутренних и международных организационных возможностей, а также ресурсов для реализации, с одной стороны, желаний турис-тов-экстремалов, а с другой, - амбициозных и готовых ради еще большей известности, а также очередного (никогда не лишнего, но теперь на весь мир и во всех странах, а также в истории человечества) упоминания как своего имени, так и имени своих собственных компаний, обеспеченных бизнесменов,

готовых уже сегодня потратить десятки миллионов долларов за возможность подняться на высоту в пару сотен километров на несколько суток. А разве предложение совершить космический полет с облетом Луны, не кажется ли сегодня чем-то невообразимым? У выдвинувшей такое предложение компании, естественно, на сегодня просто-напросто нет никаких возможностей реализовать подобное путешествие. Однако, разместив подобное предложение к рассмотрению как предоставляемая ими услуга на своей страничке в Интернете, компания искусно создает себе замечательную рекламную компанию, другими словами, уже сегодня зарабатывает на свой брэнд.

А так что же Россия? Готовы ли мы сегодня перейти к активному и эффективному использованию имеющихся и будущих прогрессивных технологий и их возможностей в области космоса? Вспомним, что российский «Буран», отклонясь от посадочной полосы из-за бокового ветра на 80 километров, сам, управляемый электроникой, развернулся и зашел на нее с противоположенной стороны, а корабль «Клипер» и система «воздушный старт», насколько известно, практически уже готовы к работе.

Прежде чем изложить наш подход к ускорению освоения прикладного космоса, представляется, необходимым изложить ряд не слишком оптимистичных оценок ситуации, сложившейся в данной сфере. Думается, что бедственное положение в использовании не военного космоса сложилось прежде всего в силу недостаточности государственного руководства всей отраслью, включая и области научных разработок, конструирования и непосредственного производства на заводах. Другой немаловажной причиной, по-видимо-му,является фактическая самоустраненность научной, технической и других сфер общественности, так или иначе связанной с космосом в прошлом и настоящем, а также СМИ от этой темы.

Может, все-таки уже настало время космическому братству в лице космонавтов, испытателей космического оборудования, конструкторов и инженеров, врачей и физиологов, специализирующихся на космонавтике журналистов проявить активность в созда-

нии тематических клубов и фондов, привлекая внимание и средства наших «новых» русских миллиардеров в качестве меценатов.

Но прежде всего необходимо усилить заинтересованность государственных структур и законодателей в выделении необходимых инвестиций. В январе 2006 г. утверждена Стратегия развития оборонно-промышленного комплекса, которая предусматривает довести в среднесрочной перспективе долю гражданской продукции в ОПК до 70%. Предусмотрено увеличить объем промышленной продукции ракетно-космической промышленности к 2015 году по сравнению с 2004 годом в 2,8-3 раза. Утверждена и Федеральная космическая программа на период 2006-2015 гг., с помощью которой Роскос-мос пытается восстановить позиции, утерянные в прошлые годы. Пока, кстати, Россия вернула мировое лидерство по количеству космических запусков: в 2005 г. каждая вторая ракета, ушедшая в космос, была российского производства.

Среди приоритетных краткосрочных целей главная - создание или восстановление орбитальной группировки космических аппаратов всех систем, в первую очередь для целей связи. Сегодня в России разрабатывается многоразовый космический корабль «Клипер» повышенной грузоподъемности, уникальность которого состоит в том, что он будет надежен как «Союз», и так же комфортабелен как «Шаттл».

В 2006 г. в России начинается эксперимент по подготовке полета на Марс. Но как считает глава Роскосмоса А. Перминов, выполнение планов сдерживает недостаток финансирования. Действительно, на реализацию всей Федеральной космической программы планируется направить из бюджета 305 млрд руб., в т.ч. в нынешнем году - 23 млрд. Этого явно недостаточно, но министр торговли и экономического развития Г. Греф предложил при обсуждении посмотреть на эту проблему с другой стороны - а что может зарабатывать сама космическая отрасль. Выход предлагается, в общем то, известный -развитие так называемого частно-государственного партнерства, которое привлечет деньги отечественного бизнеса для финансирования проектов. Поэтому космическая

программа предусматривает, что почти треть общего финансирования Роскосмос должен привлечь из внебюджетных источников, в том числе за счет доходов от космического туризма, хотя пока это не самая прибыльная отрасль.

Как же планируется привлекать отечественный бизнес? Стратегия развития российского ОПК предусматривает создание 10-11 горизонтально и вертикально интегрированных структур, в том числе диверсифицированных инновационных объединенных компаний, выпускающих всю необходимую номенклатуру ракетно-космической техники и предлагающих широкий спектр ракетнокосмических услуг. Наряду с такими существующими космическими холдингами, как ГКНПЦ им. Хруничева, «ЦСКБ- Прогресс» и недавно организованный холдинг на базе НПО машиностроения в Реутове вскоре могут появиться новые.

Один - по спутникам связи, его планируется организовать на базе НПО прикладной механики. Другой - на базе НИИ космического приборостроения. Третий - на базе НПО «Энергомаш», мирового лидера по производству ракетных двигателей. Сейчас идет проработка поручения Президента РФ по созданию отдельного венчурного фонда по 1Т-технологиям. Представляется целесообразным включить в разрабатываемые документы и тему использования гражданского прикладного космоса, особенно космической авианавтики. Для решения такой задачи следовало бы на первом этапе определить на 15-20 лет примерные сферы работ, например, космическую авионику кораблей, затраты на разработки и подготовку запусков космических кораблей гражданского назначения, в том числе вопросы производства и обучения кадров пилотов и обслуживающего персонала, объемы необходимого финансирования, перечень международных, национальных и региональных участников проекта, размеры грузовых и пассажирских перевозок, оценить экономическую окупаемость запусков и полетов.

Говоря о теме «прикладного» космоса, следует отметить, что сегодня нам надо идти на определенную доступность технологий военного назначения для гражданской

сферы, в том числе для тиражирования их в частном и международном бизнесе. Как лидеры в этой области мы могли бы многое инициировать. Стать, так сказать, «застрельщиками» и, более того, - ведущими в этой безграничной и только-только начинающей развиваться области.

В связи с приведенными выше некоторыми обоснованиями, естественно, возникает вопрос, как понимать термин «прикладной» космос. Не претендуя на оригинальность или окончательную терминологию, под это понятие можно подвести, например, обучение персонала менеджменту, обеспечивающему решение всех организационно-управленческих вопросов (чего сегодня нет вообще ни в одной стране), обучение желающих не просто «прокатиться» в космос в качестве любознательного туриста, но и провести там исследования по индивидуальным программам за собственный счет или на деньги заинтересованного в результатах университета или научного центра, а со временем и для школьных кружков астрономов и юных космонавтов. И, конечно, создание необходимого законодательства. Сюда входит много элементов из всех сторон жизни общества и в том числе обязательства участников, их ответственность, аккумуляция необходимых финансов, привлечение инвестиций, их эффективное и прозрачное использование, разработка инновационных средств, страхование, прибыль, условия участия, права и ответственность наследников и многое другое - вот неполный перечень проблем, которые предстоит решить в рамках правового обустройства «прикладной» космонавтики.

Представляется, что понятие «прикладной» космос, не может ограничиваться только «случайным туризмом» элиты, жаждущей острых ощущений и дополнительного адреналина, а наоборот, должно стать общедоступным мероприятием, охватывать сферы нетрадиционного сотрудничества, включая студенческое (например, сообщено об использовании космических скафандров для тренинга студентов факультета аэрокосмоса МАИ). Ясно, что близится тот час, когда доходы в данной сфере, в том числе от рекламы, увеличатся. Для этого есть все возможности. Фактически, этого бизнеса нигде нет

и России надо постараться первой занять эту нишу. Акционерам и участникам надо немного подождать, но потом с помощью организаторов и энтузиастов, авторитета, популярности, широкой гласности, международной рекламы и востребованности, программа начнет приносить деньги.

Что значит объединиться? Понимается, что область военных разработок и деятельности не затрагивается и продолжает осуществляться в обычном порядке, но их возможности в сфере прикладного космоса объединяются. То есть речь идет о создании корпорации, возможно и желательно международной, с доступом к ней для всех других желающих стран и организаций, пока не достигших достаточного уровня развития в сфере космонавтики.

На данном этапе важнейшим вопросом становится организационный. Чтобы инициировать процесс в данной сфере, получить ответы на имеющиеся и новые вопросы, было бы желательно организовать и провести (возможно, в России) Международную конференцию, где рассмотреть примерно следующие вопросы:

1. Государственная политика и программы в области практического использования в ближайшие годы прикладной космонавтики, включая рассмотрение тенденции глобализации в данной сфере и организацию, и постепенное расширение объемов потоков массового туризма, или создание средств для быстрой перевозки людей с помощью средств суборбитальной космонавтики и, в будущем, большого количества пассажиров.

2. Государственная политика и законодательство в области развития и обеспечения технических средств для использования в области прикладного космоса.

3. Законодательное обеспечение предоставления услуг в области прикладного космоса и менеджмента документооборота.

4. Информационно-коммуникационные системы, обеспечение использования и развития прикладного космоса.

5. Электронное управление со стороны заинтересованных сторон по использованию прикладного космоса. Зарубежный и российский опыт, включая электронные и иные услуги гражданам и бизнес.

На основе обобщения предложений и выводов участников Конференции потребуется выработать программу действий и осуществить ряд мероприятий, а именно:

Создать инициативную группу, которая смогла бы обобщить итоги Конференции и выработать предложения для Правительства, космических структур, Законодательных органов Науки, соответствующих институтов, общественности и СМИ. В нее следовало бы привлечь как практических технических специалистов, владеющих технологией и имеющих доступ к ней, так и ученых, экономистов, экспертов других соответствующих отраслей, в том числе по менеджменту для выработки первоначальных разработок и предложений законодательства, созданию соответствующих космических средств, задействованию необходимых производственных мощностей, созданию необходимых организационных и учебных структур. Возможно, следовало бы привлечь к этому делу соответствующих экспертов и членов Общественной палаты, чтобы придать всему этому проекту общественный резонанс. Чем шире будет круг заинтересованных людей и чем полнее общественность будет оповещена о проекте, тем больше возможностей будет у инициаторов продвинуться в данной сфере, воплотить идеи в конкретную программу действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.