Научная статья на тему 'КОСМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА'

КОСМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
901
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / ОБЪЕКТ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / НЕБЕСНОЕ ТЕЛО / ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ / ИМУЩЕСТВО / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мишкун Артур Михайлович

В статье рассматриваются актуальные вопросы и проблемы определения космических объектов как объектов гражданского права в Российской Федерации. Затрагиваются теоретические аспекты понятий «космический объект» и «объект космической инфраструктуры». Приводится нормативно-правовая база Российской Федерации, а также нормы международного права, затрагивающие космическую сферу. Раскрывается основное отличие космических объектов от небесных тел. Даётся комплексный анализ наиболее острым проблемам при классификации космических объектов, а также определении прав собственности на небесные тела, и выдвигаются возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE OBJECTS AS OBJECTS OF CIVIL LAW

The article considers topical issues and problems of defining space objects as objects of civil law in the Russian Federation. Theoretical aspects of the concepts of «space object» and «space infrastructure object» are touched upon. The legal framework of the Russian Federation is presented, as well as the norms of international law affecting the space sphere. The main difference between space objects and celestial bodies is revealed. It provides a comprehensive analysis of the most acute problems in the classification of space objects, as well as the determination of ownership of celestial bodies, and suggests possible solutions.

Текст научной работы на тему «КОСМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА»

вопросы российской юстиции выпуск № 25

УДК 347.122

Мишкун Артур Михайлович Российский государственный университет правосудия

Крымский филиал

Россия, Симферополь a_mishkun@maiLru

Mishkun Artur Mikhailovich Russian State justice university

Crimean branch Russia, Simferopol

КОСМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО

ПРАВА

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы и проблемы определения космических объектов как объектов гражданского права в Российской Федерации. Затрагиваются теоретические аспекты понятий «космический объект» и «объект космической инфраструктуры». Приводится нормативно-правовая база Российской Федерации, а также нормы международного права, затрагивающие космическую сферу. Раскрывается основное отличие космических объектов от небесных тел. Даётся комплексный анализ наиболее острым проблемам при классификации космических объектов, а также определении прав собственности на небесные тела, и выдвигаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: космический объект, объект космической инфраструктуры, небесное тело, гражданский оборот, имущество, право собственности.

Annotation: the article considers topical issues and problems of defining space objects as objects of civil law in the Russian Federation. Theoretical aspects of the

SPACE OBJECTS AS OBJECTS OF CIVIL LAW

concepts of «space object» and «space infrastructure object» are touched upon. The legal framework of the Russian Federation is presented, as well as the norms of international law affecting the space sphere. The main difference between space objects and celestial bodies is revealed. It provides a comprehensive analysis of the most acute problems in the classification of space objects, as well as the determination of ownership of celestial bodies, and suggests possible solutions. Key words: space object, space infrastructure object, celestial body, civil circulation, property, ownership.

В последнее время человечество все больше и больше уделяет внимание освоению космоса, организовывает космические полеты в космическое пространство, работает над созданием и запуском искусственных космических объектов и детальным образом изучает естественные объекты космического пространства. Указанная деятельность человека, затрагивающая космическую сферу, напрямую влияет на дальнейшее становление и развитие научного прогресса до такой степени, что сейчас очень сложно представить повседневную жизнь без указанной сферы деятельности.

Можно отметить, что вместе с научным исследованием простор космоса идет юридическая разработка вопросов и преодоление правовых пробелов, касающихся деятельности государств, в том числе и отдельных граждан в безграничном вселенском пространстве.

Изучению регулирования космических объектов и космического пространства в целом посвящено много теоретических работ. В разные периоды развития нашей страны существенную роль в своих работах данному вопросу отводили такие ученые, как Е. И. Аверенкова, Г. П. Жуков, Н. А Песчанская, А. А Рубанов и другие. Проделанный ими труд поспособствовал значительному развитию науки в этой сфере и разрешил определенные коллизии в праве.

Поскольку упомянут правовой аспект регулирования космической сферы, то стоит особенно выделить закрепление ее в международных договорах, а именно в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, принятый в 1967 году. Именно он закрепил основополагающие начала регулирования, благодаря которым исследование и использование космического пространства являются достоянием всего человечества, космос открыт для исследования и использования всеми государствами, а также доступен для различного рода исследований.

Стоит учитывать и международные конвенции, которое основываются на тех же принципах, что и вышеуказанный договор, однако регулируют более конкретные вопросы.

В соответствии с Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами запускающее государство [1], то есть то, которое непосредственно осуществляет или организует запуск космического объекта, либо с территории или установок которого осуществляется запуск, несет всю ответственность за выплату компенсации, если принадлежавший ему объект нанес ущерб на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Можно отметить и Конвенцию о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, которая устанавливает порядок регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство и другие.

На территории Российской Федерации ключевыми нормативными правовыми актами, регулирующими космическую деятельность являются Конституция Российской Федерации, в которой согласно п. «и» ст. 71 космическая деятельность относится к ведению Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Закон Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» (далее - Закон о космической деятельности), из содержания которого можно

сделать вывод, что исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, являются важнейшими приоритетами государственных интересов.

Прежде всего, при исследовании космических объектов необходимо исходить из того, что под ними подразумевается.

Так, Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, а именно в п. Ь ст. 1 закреплено, что термин "космический объект" включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части [2]. Идентичный термин находит своё отражение и в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

Несмотря на указанное определение, нельзя однозначно установить, что же необходимо относить к космическим объектам, поэтому представляется возможным раскрыть термин на основе ключевых признаков данных объектов гражданского права.

Итак, космический объект представляет собой исключительно летательный аппарат, созданный руками человека, ключевой целью которого является запуск в космическое пространство. То есть, подчеркиваю, к космическим объектам не может быть отнесён астероид, метеорит или другое космическое тело, оказавшееся на территорию земного пространства [3]. Данное заключение можно сделать исходя из толкования норм раздела IV Закона о космической деятельности, который закрепляет, что космические объекты являются контролируемыми, основное предназначение которых осуществлять маневрирование в воздушном пространстве и посадку на соответствующие для этого полигоны. Анализируя литературные источники, можно резюмировать, что к космическим объектам относятся космические тела и космические системы [4, с. 9], а космическую технику, созданную человеком, принято относить к космическим аппаратам и оборудованию [5, а 21].

Важно добавить, что космическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99 -ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Законом РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности». При этом лицензирование космической деятельности осуществляется государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» [6].

Кроме того, считается необходимым провести грань между понятиями «космический объект» и «объект космической инфраструктуры» для большего понимания. Так, к первым, как указывалось ранее, относятся исключительно летательные аппараты, то ко вторым принято относить различные сооружения или же технику, которые используются для поддержки космической деятельности, например, космодромы, стартовые комплексы, пусковые установки и другое [7, с. 1381].

Поэтому имеет место быть проблема толкования норм, определяющих космические объекты, ведь законодательством Российской Федерации не урегулирован правовой аспект касательно того, что к этим объектам относится. Кроме того, автор считает, что необходимо дать более точное определение космическим объектам и закрепить указанные аспекты в Законе о космической деятельности Российской Федерации.

Исходя из изложенного, думается, что позиция С. П. Гришаева, которая заключается в том, что к космическим объектам отнесены любые небесные тела, то есть и естественные и искусственные является неверной [8, с. 23].

Таким образом, в международном праве космическими объектами признаются лишь объекты искусственного происхождения. При этом для обозначения объектов естественного происхождения, таких как метеорит, звезда и т.д. используется наименование — «небесные тела» [9, с. 257], которые мы так же будем рассматривать в сравнении с регулированием космических объектов для большей наглядности.

Далее следует затронуть вопрос, к какому же имуществу относятся космические объекты. Уверен, далеко не каждый может однозначно ответить на данный вопрос, но в этом нет ничего сложного.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ космические объекты относятся к движимому имуществу, хотя до недавнего времени относились к недвижимому. Поправки в ст. 130 ГК РФ были вызваны тем, что острой на тот момент была проблема государственной регистрации прав на космические объекты на законодательном уровне. До изменений, которые оказали положительный эффект на регулирование космической сферы, все космические объекты относились к недвижимому имуществу, что, в свою очередь, порождало ряд трудностей касательно вопроса регистрации имущественных прав на них.

В настоящее время эти объекты относятся к движимому имуществу, в связи с чем инвестируются огромные средства в ракетно-космическое направление деятельности, тем самым упрощая процедуру оборота этих объектов.

Учитывая изложенное, теперь нагляднее проявляется ошибочное мнение включать естественные небесные тела в категорию космических объектов, ведь если космические объекты относятся к движимому имуществу, значит Луна, метеориты и другие небесные тела тоже являются движимым имуществом, а, следовательно, могут свободно транспортироваться и физически кому-либо передаваться. Такое даже представить сложно, по крайней мере, пока нет такой страны, которая распространяла бы на нее или другие небесные тела свой суверенитет. Поэтому данные объекты не входят в сферу гражданского оборота, как и не могут быть изъяты из него [10, а 67].

На основании п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, объектом которой выступает небесное тело, признается ничтожной и не может порождать гражданские права в отношении этих объектов, так как ни один нормативный правовой акт не относит их к объектам гражданского права.

Но что же произойдет с космическим объектом, если он вернется или упадет на Землю за пределы того государства, которому принадлежит объект, кому в данном случае будет принадлежать данное имущество?

В этом случае необходимо руководствоваться Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в ст. 8 которого закреплено, что государство — участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства — участника Договора, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству — участнику Договора; при этом такое государство должно по требованию представить до возвращения опознавательные данные [11].

С небесными телами же ситуация обстоит иначе. Возьмем для примера одно из самых распространенных космических тел, попадающих на нашу планету - метеорит. Во многом, правовой статус обнаруженного метеорита будет определяться исходя из места его обнаружения. Данные объекты не имеют собственника, но после того, как данный объект космического пространства упадет на Землю, он перестанет быть небесным телом, после чего на него может быть распространено право собственности.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 225 ГК РФ, вещь, не имеющая собственника, является бесхозяйной вещью. Право собственности на такую вещь может быть приобретено в силу приобретательной давности [12].

Если метеорит обнаружен при использовании недр, то есть ниже почвенного слоя, то стоит понимать, что недра принадлежат исключительно Российской Федерации.

Если метеорит обнаружен непосредственно в земле, возникает своего рода коллизия, заключающаяся в необходимости определить, представляет ли обнаруженный объект какую-либо ценность, то есть имеется ли наличие драгоценных металлов в нём или нет. В указанном случае, найденный объект будет считаться кладом, исходя из толкования норм гражданского законодательства, в связи с чем принадлежит собственнику земельного участка, где клад был сокрыт, и лицу, обнаружившего клад, в равных долях, если собственник знал о раскопках. Хотя некоторые российские юристы считают, что метеорит не может быть признан кладом, так как клад — это деньги и ценные предметы, собственник которых не установлен, а метеорит не является деньгами, да и ценность его неоднозначна.

Находкой метеорит признан быть не может, так как согласно ст. 227-228 ГК РФ норма о находке действует только в отношении потерянных вещей.

По мнению автора, к таким объектам должно применяться положение об общедоступных для сбора вещей, которое закреплено в ст. 221 ГК РФ. При этом полагается, что такой объект должен поступать в собственность нашедшего его незамедлительно.

При наличии обстоятельства, исходя из которого обнаруженный метеорит будет отнесен к категории памятников истории и культуры, он поступает в собственность государства с компенсацией владельцу участка и лицу, нашедшего данный объект 50% от стоимости клада.

Если же осколок метеорита содержит ядерные материалы или радиоактивные вещества, то в таком случае их оборот будет ограничен Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» [13].

Подводя итог, если исходить из того, что обломок метеорита не содержит в себе опасных для жизни веществ, указанных выше, оборот которых находится под запретом, то, как показывает практика с опорой на нормы действующего законодательства нашей страны, такой объект принадлежит нашедшему его лицу на своём участке или территории общего доступа лица и может выступать в качестве объекта в различных гражданско-правовых сделках, например, купли-продажи, дарения и т.д., как любая другая движимая вещь. Но стоит учитывать, что вывоз подобного рода осколков за пределы нашего государства доступен только в случае наличия определенного разрешения.

Хотел бы затронуть практику зарубежных стран в отношении регулирования метеоритов, где, во всяком случае, вопросы, связанные с метеоритами, урегулированы более подробно, нежели чем в российском праве. Так, например, Великобритания, США, Канада, большинство европейских стран, считают метеорит собственностью владельца земельного участка, который вправе хранить находку у себя, либо продать ее. Единственное ограничение связано с ограничением вывоза метеорита за границу. Некоторые страны, например, Швейцария и Дания, распространяют на метеориты государственную собственность, то есть лица, обнаружившие такой объект должны сдать их в музей, после чего им будет выплачена «рыночная» стоимость найденного объекта. В Австралии за тайное хранение найденного метеорита могут и вовсе привлечь к уголовной ответственности, да и Бразилия с ЮАР весьма строги к тем, кто занимается продажей небесных тел [14].

На основании всего вышеизложенного, можно отметить, что законодательством нашего государства не в должной степени урегулирована исследуемая проблема, кроме того оно не находит в себе содержания тех норм, которые бы устанавливали обязанность по передаче обнаруженных метеоритов или их частей в собственность государства или иных учреждений. Да и санкций за то, что человек не сообщит об упавшем метеорите, в российском законодательстве нет. Кроме того, необходимо отметить, что при всем

разнообразии организаций, чья деятельность связана с международным космическим сотрудничеством, нельзя не видеть пробелов, касающихся его координации в глобальном масштабе [15, с. 113-115].

Поэтому считается необходимым предусмотреть и урегулировать на законодательном уровне указанные факты, которые, в свою очередь, поспособствуют устранению правовых коллизий и нормативных пробелов.

Таким образом, можно сказать, что проблем регулирования космических объектов и небесных тел на законодательном уровне в Российской Федерации предостаточно. Несомненно, если отойти от правового регулирования, можно выделить и проблему конструирования непосредственно самих космических объектов, потому что сейчас для того, чтобы объект оказался над поверхностью Земли и беспрепятственно летал, несомненно, он должен развить скорость, превышающую несколько десятков тысяч километров в час, что влечет огромные затраты. Однако их можно избежать, если развить многоразовое использование космических объектов. Для сравнения, ракеты Spacex Falcon 9, разрабатывались именно для многоразового использования, и, как уже известно, есть удачный опыт.

Это и глобальная проблема космического мусора, которая тесно связана с космическими объектами. Ведь даже если ракета была успешно запущена на орбиту, то прежде чем вы окажетесь в космическом пространстве, есть вероятность, что обломок, будь то спутника или иного предмета, столкнется с топливным баком космического объекта и тогда полёт будет окончен.

Космическое пространство, оставаясь практически неизученной и таинственной для человека сферой, так или иначе, представляет собой колоссальную сферу деятельности. Человечество уже стремится к заселению других планет Солнечной системы, тем самым космическое пространство и относящиеся к нему космические объекты и небесные тела представляют исключительную важность для всего людского рода, ведь ни один сценарий и ни одно ожидание, затрагивающие космос, не могут нам дать даже малейшего

вопросы российской юстиции выпуск № 25

представления о том, какие блага и открытия принесут результаты человеческой деятельности в космическом поле. Но для того, чтобы добиться максимального результата при исследованиях космоса и совершать великие открытия, успешно запускать космические объекты и колонизировать космическое пространство, в конце концов, получить ответы на вопросы, на которые до сих пор ученые не могли ответить, прежде всего, необходимо начать с самого важного, а именно надлежащим образом урегулировать и обеспечить космическую сферу деятельности на законодательном уровне, и тогда для всех однозначным будет то обстоятельство, что данная деятельность способна будет удовлетворить интересы всего международного сообщества в целом и отдельно взятого персонифицированного субъекта, а также поспособствует укреплению всех видов отношений между целыми государствами и народами нашей планеты.

1. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Принята резолюцией 2777 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1971 года, // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, М., 1975 г., Выпуск XXIX.

2. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. Принята резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1974 года. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1980 г., выпуск

3. Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности» (посл. ред.) // Российская газета от 6 октября 1993 г.

4. Румянцев А. Ю., Серветник Т. А. Астрономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей астрономии, студентов педагогических вузов и

Список литературы:

XXXIV.

учителей средних учебных заведений / Под ред. А. В. Усовой. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 312 с.

5. Кирилин А.Н., Аншаков Г.П., Ахметов Р.Н., Сторож Д.А. Под ред. Кирилина А.Н. Космическое аппаратостроение: Научно-технические исследования и практические разработки ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»/ Под ред. д.т.н. Кирилина А.Н. - Самара: Издательский дом «АГНИ», - 2011. - 280 с.

6. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (посл. ред.) // Российская газета от 6 мая 2011 г. № 97.

7. Аббасов Т. А. Правовой режим космических объектов и объектов космической инфраструктуры. - Текст : электронный 2021. - Т. 3. - С. 13811382.

8. Гришаев С.П. Морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и космические объекты как разновидность недвижимости // Хозяйство и право. -

2005. - № 7. - С. 23-28.

9. Аверенкова Е. И. Право собственности на космические объекты / Е. И.Аверенкова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 2 (397). - С. 257-258.

10. Рубанов А. А. Взаимосвязь гражданского права России и международного космического права: Вопросы теории // Государство и право.

2006. - № 4. - С. 61-68.

11. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 года, //Ведомость Верховного Совета СССР от 1 ноября 1967 № 44.

12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 01.01.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации, 5 декабря 1994 года, №32.

вопросы российской юстиции выпуск № 25

13. Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (посл. ред.) // Российская газета от 28 ноября 1995 г. № 230.

14. Тумилович И. Метеорит в законе: грибы, клад или памятник [Электронный ресурс]. Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) // URL: https://rapsinews.ru/legislation_publication/20130221/266483305.html (дата обращения: 22.04.2023).

15. Песчанская Н. А. Проблемы международно-правового регулирования использования космического пространства / Н. А. Песчанская, Н. И. Степанова. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). -Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 113-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.