Научная статья на тему 'КОСМИЧЕСКИЕ КОВБОИ НА ТРОПЕ ВОЙНЫ'

КОСМИЧЕСКИЕ КОВБОИ НА ТРОПЕ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ / КОСМОС / ЛУННАЯ ПРОГРАММА / США

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бузин Николай Алексеевич, Левчук Николай Николаевич

В статье анализируются действия администрации Белого дома по освоению космоса. Политика США в космосе является как одним из инструментов глобального доминирования, идеологических ресурсов американской «исключительности», но при этом нарушается международное космическое право, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бузин Николай Алексеевич, Левчук Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE COWBOYS ON THE WAR TRAIL

The article analyzes the actions of the White House administration in space exploration. The US policy in space is one of the instruments of global domination, the ideological resources of American "exclusivity", but at the same time international space law, the Treaty on the Principles Governing the Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space, including the Moon and Other Celestial Bodies, are violated.

Текст научной работы на тему «КОСМИЧЕСКИЕ КОВБОИ НА ТРОПЕ ВОЙНЫ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2021_3_52 УДК 341.229

Космические ковбои на тропе

войны

Николай БУЗИН Николай ЛЕВЧУК

Введение Минторгом США новых торговых ограничений в отношении 45 российских компаний, которые имеют отношение к военно-промышленному комплексу, впервые затронуло предприятия «Роскосмоса». Под ограничения попали ракетно-космический центр «Прогресс» и ЦНИИ машиностроения. участвовавшие в производстве ракет-носителей, которые доставляли астронавтов, в том числе американских, на международную космическую станцию. Необходимо отметить, что американская санкционная политика направлена против предприятий не только России, но и Китая, однако её истоки находятся в той области, где только лишь коммерческая или даже военно-политическая мотивация уже кажется малоубедительной. Ставка США в этой игре - глобальное доминирование, ключ к которому даёт единоличное господство в космосе.

БУЗИН Николай Алексеевич - доктор военных наук, профессор, заместитель начальника Генерального штаба Республики Беларусь по научной работе, полковник. E-mail: buzina61@bk.ru ЛЕВЧУК Николай Николаевич - кандидат политических наук, профессор Академии военных наук Российской Федерации, начальник научно-исследовательского отдела (проблем военной безопасности) научно-исследовательского управления (военно-гуманитарных исследований) НИИ Вооружённых Сил Республики Беларусь, полковник. E-mail: 1234_73@list.ru

Ключевые слова: глобальное доминирование, космос, лунная программа, США.

Тёмная материя

Тёмная материя в представлениях астрофизики имеет такую форму во Вселенной, которую мы не наблюдаем, но можем судить о её наличии по гравитационному влиянию, оказываемому на видимые объекты. Вот и неоднозначные последствия военно-коммерческого освоения космоса Соединёнными Штатами напоминают тёмную материю, непосредственно влияющую на геополитическую ткань международных отношений. Подтверждением тому является ряд событий 2020 г., в частности, появившийся в разгар коронавирусной пандемии Указ президента США Д. Трампа «О поощрении международной поддержки в отношении добычи и эксплуатации космических ресурсов», подготовленный американскими политическими элитами, в котором говорится о целесообразности «исключительного» коммерческого использования космических ресурсов [1]. Запуск в конце мая 2020 г. двух американских астронавтов, которые вылетели на Международную космическую станцию на борту частного шаттла Crew Dragon, построенного компанией Илона Маска SpaceX, вполне укладывается в эту стратегию.

Освоение космического пространства в ХХ в. на фоне соперничества мировых лидеров США и СССР обусловило бурное развитие науки, про-

изводства, технологий. В целом оно носило позитивный характер. СССР, который запустил первый искусственный спутник Земли, а потом и первого человека в космос, задал тон соперничества в отрасли с США. «Два мира - две системы» столкнулись в титанической битве за лидерство в космосе. Но это была борьба по правилам на основе международного космического права. К тому же соперничество не отменяло сотрудничества: чего стоит хотя бы советско-американская программа совместного экспериментального пилотируемого полёта «Союз - Аполлон», результатом которого стало знаменитое «рукопожатие в космосе» 15 июня 1975 г.

Подобного не скажешь о современной космической конкуренции, в которой США стали применять запрещённые приёмы, претендовать на то, что им не принадлежит. А ведь принятый резолюцией от 19 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН договор, регламентирующий деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, не предполагает чью-либо юрисдикцию в отношении космического пространства, закрепляя в международном праве постулат о том, что оно не подлежит национальному присвоению [2, 3].

1 Executive Order Encouraging International Support Recovery USE Space Resources // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-encouragmg-mternational-support-recovery-use-space-resources/

2 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела / / Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ outer_space_governing.shtml

3 Абашидзе А., Черных И. Космические ресурсы в фокусе повышенного внимания // Обо-зревагель-Observer. 2020. № 11.

В январе 1967 г. данный документ был подписан СССР, США и Великобританией, а в настоящее время этот список расширился примерно до ста государств. Согласно договору для его участников на основе взаимности предусматривается открытость всех станций, оборудования и космических кораблей на Луне и других небесных телах.

Однако упомянутый выше Указ президента США (от 6 апреля 2020 г.) предполагает осуществить пересмотр положений действующего космического права на основе американских «лучших практик». Следует отметить, что данный документ является логическим продолжением политики глобального доминирования, реализуемой руководством США.

С момента провозглашения независимости Соединённые Штаты

Америки выступают носителем парадигмы нового мирового порядка. Концепция «мира по-американски» (Рах Ашепсапа) лежит в основе их экспансионистской внешнеполитической деятельности. Её идейно-идеологический базис составляют положения пуританизма переселенцев из Европы, считавших себя «избранными Провидением для распространения своих добродетелей повсеместно». Основные положения нашли отражение в концепции США «Манифест судьбы» (1845 г.), идея которого сводится к «божественному предназначению американской нации» и заключается в их миссии в расширении на запад Североамериканского континента .

Со временем данный постулат был трансформирован в ранг государственной идеи, ставшей основой американской идеологии и политики [4].

Лунная походка

Бурное экономическое развитие позволило американской национальной элите уже во второй половине ХХ в. лунной походкой Майкла Джексона двинуться к мировому лидерству и формированию «нового мирового порядка». Его основы нашли отражение

в концепции США «Манифест судьбы» (1845 г.), идея которого сводится к «божественному предназначению американской нации по распространению свободы на весь мир».

Развитием американской теории глобального доминирования

4 Бузин Н. Е. Североатлантический союз - инструмент глобального доминирования // Наука и воен. безопасность. 2020. №1.

* Общее понятие «Манифест судьбы» включало в себя не только мандат на территориальный экспансионизм, но и понятия индивидуализма, идеализма, американской исключительности, романтического национализма, белого превосходства и веры в присущее ему величие того, что называлось «англосаксонская раса». При этом предполагается, что коренные народы примитивны, «другие», их образ жизни и мышление требуют социализации, сегрегации или, если необходимо, уничтожения, а англосаксы должны оккупировать землю и использовать её для таких полезных целей, как сельское хозяйство (John O'Sullivan on "Manifest Destiny" 1845 // URL: http://www.sonic.net/~scds/resources/US-History/1845_John%20L.%20O'Sullivan,%20On%20 Manifest%20Destiny.pdf; https:ru.ecolaf.net/5881-msnifest-destiny.html).

явилась концепция «мира по-американски», разработанная в 1941 г. влиятельным медиамагна-том Г. Люсом. В то время, когда в Европе бушевала война, а фашистская Германия расширяла своё «жизненное пространство» за счёт других стран, в США вышла статья «Американский век», раскрывающая внешнеполитические устремления государства. В публикации утверждалось, что ХХ в. является американским веком: «Это первый век Америки как доминирующей силы в мире» [5].

На протяжении второй половины ХХ и начала XXI в. США реали-зовывали на практике положения видения «мира по-американски». Осуществлялся передел территорий в масштабах Земли, расширялись сферы интересов и влияния. Предпринимались попытки освоения околоземного пространства и даже его милитаризации для решения задач «национальной безопасности и обороны».

Ресурсы нашей планеты уже не в состоянии удовлетворить амбициозные устремления приверженцев «мира по-американски», поэтому космос и вопросы его освоения стали приоритетными для Д. Трампа и его администрации буквально с первых дней нахождения у власти. Они полностью укладывались в рамки реализации провозглашённого принципа «Америка прежде всего» (America First).

Символично, что первоочередными задачами воссозданного 30 июня 2017 г. Национального космического совета, действовавшего в 1989-1993 гг., стала разработка рекомендаций в области космической политики и стратегии. Причём в состав данного органа входят высокопоставленные чиновники Белого дома, включая государственного секретаря, министра обороны и председателя комитета начальников штабов во главе с вице-президентом США [6].

Первое заседание совета по космосу состоялось 5 октября 2017 г., а перед его открытием в СМИ был опубликован доклад Центра новой американской безопасности «Космическая политика для администрации Трампа». В аналитической публикации проведена аналогия между освоением космического пространства и территорий Дикого Запада в XIX в. Авторы доклада утверждали, что начинается новая эра космической деятельности, когда космос обещает стать центром получения прибыли и ресурсов. В соответствии с этим американская администрация должна инициировать революционный скачок к освоению космического пространства, внести изменения в национальное законодательство и практику применения международно-правовых норм [7].

5 Люс Г. Американский век // URL: http://www.grinchevskiy.ru/1900-1945/amerikanskiy-vek.php

6 Executive Order 12675. Establishing the National Space Council. April 20, 1989 // Federal Register. P. 54 FR 17691. April 25, 1989.

7 Presidential Memorandum on Reinvigorating America's Human Space Exploration Program. December 11, 2017 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-memorandum-reinvigorating-americas-human-space-exploration-program

Принцип «свободного моря»

Публикация изобиловала историческими примерами, обосновывающими несостоятельность положений Договора по космосу 1967 г. современным технологическим и экономическим реалиям, а самое главное - их несоответствие интересам США. В частности, упоминается булла папы римского Александра VI от 1496 г. о разделе неисследованного мира между Португалией и Испанией, а также принцип Mare Liberum (свободного моря), обоснованный голландцем Гуго Горацием в 1609 г. Именно последний, по мнению американских аналитиков, следует принять за основу нового космического права как естественного продолжения принципов существующего морского права.

По тексту доклада была не забыта и тема «предопределённого лидерства» США в космосе. В очередной раз сделана отсылка к истории и «Манифесту судьбы» (1845 г.), в соответствии с которым началось заселение американского Запада, а государство расширилось от Атлантического океана до Тихого океана. В современной версии этого «манифеста» Соединённые Штаты претендуют на освоение новых ресурсов и расширение «жизненного пространства» [8]. По сути, «мир по-американски», о котором шла речь выше, должен выйти за границы земного пространства и продолжить

экспансию в космос. При этом проект следует сделать коммерчески выгодным, а его результаты призваны обеспечить активную эксплуатацию космического пространства и американское доминирование.

В ряду основных направлений космической политики США Национальным космическим советом было определено:

- дальнейшее укрепление лидирующих позиций в отрасли;

- реализация инновационных программ;

- расширение поля исследовательской деятельности с одновременным укреплением научно-технической базы и коммерциализацией разработок.

В целом космическая политика США направлена на поддержание космических сил и средств на уровне, обеспечивающем национальную безопасность.

На основании данных рекомендаций была издана первая директива по космической политике (SPD-1 -space policy directive), подписанная 11 декабря 2017 г. президентом США Д. Трампом [ 9]. Она инициировала долгосрочные программы исследования космоса. В представленной в том же году 18 декабря Стратегии национальной безопасности США продвигалась идея американского космического доминирования [ 10]. При этом предусматривалась

8 President Donald J. Trump is Unveiling an America First National Space Strategy. Fact Sheet. March 23. 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trump-unveiling-america-first-national-space-strategy

9 U.S. Space Laws, Policies and Regulations, US Government: Space Policy Directives (SPDs) // URL: https://www.spacefoundation.org/space_brief/space-policy-directives/

10 National Security Strategy of the United States of America. December 2017. Washington: The White House, 2017.

интеграция всех секторов космической отрасли с целью интенсификации инновационных разработок и удержания лидирующих позиций в космосе.

Позже в Стратегии национальной обороны (март 2018 г.) был провозглашён переход космических систем на более гибкую и открытую архитектуру и расширение мер по сдерживанию «агрессивных действий» неугодных США государств. В целом данная стратегия обобщала подходы американцев к использованию космического пространства в национальных интересах [ 11].

24 мая 2018 г. президентом США была утверждена вторая директива

(SPD-2), регламентирующая коммерческое развитие космоса во исполнение положений мартовской оборонной стратегии [ 12]. Министерство транспорта США обязали пересмотреть лицензирование запуска частных ракет-носителей.

Уже менее чем через месяц, 18 июня 2018 г., вышла третья космическая директива (SPD-3) [13], которая инициировала программы по регулированию траекторий полёта космических аппаратов и контролю перемещения космического мусора на околоземной орбите, содержала рекомендации и указания по поддержанию лидерства в космосе.

Под знаком «Артемиды»

В докладе НАСА «О национальной программе по исследованию космического пространства» провозглашался переход к активной реализации программы «Артемида», предполагающей, что в 2024 г. на Луне должны жить и работать два американских астронавта. В работе определились направления исследований поверхности Луны и Марса при помощи роботов, а также вопросы высадки астронавтов на Луну, создания на окололунной орбите усло-

вий для пилотируемых полётов на Марс и к другим пунктам назначения [ 14].

Кроме того, в Указе «О поощрении международной поддержки в отношении добычи и эксплуатации космических ресурсов» [1] говорится о необходимости пересмотра существующей системы космического права, декларируется лидирующая роль США в освоении околоземного и межпланетного пространства. Одновременно утверждается

11 Summary of the 2018 National Defense Strategy // URL: https://dod.defense.goV/Portals/1/ Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf

12 Space Policy Directive-2, Streamlining Regulations on Commercial Use of Space. May 24, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/space-policy-directive-2-streamlining-regulations-commercial-use-space/

13 Space Policy Directive-3, National Space Traffic Management Policy. June 18, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/space-policy-directive-3-national-space-traffic-management-policy/

14 National Space Exploration Campaign Report. Pursuant to Section 432(b) of the NASA Transition Authorization Act of 2017 (P.L. 115-10). September 2018 // URL: https://www.nasa.gov/ sites/default/files/atoms/files/nationalspaceexplorationcampaign.pdf

право Вашингтона на разработку полезных ископаемых в космическом пространстве и предлагается мировому сообществу американская версия освоения космического пространства. В тексте указа подчёркивается, что космическое пространство не является всеобщим достоянием человечества и на него будут распространяться права частной собственности.

Ещё большую озабоченность вызывают рекомендации американских экспертов о пересмотре отношений к вооружениям в космосе в контексте существующих договоров. Утверждается, что Соединённые Штаты «нуждаются в том, чтобы этот вопрос решался с точки зрения национальной безопасности и предусматривал чёткий план развития систем, которые одновременно обеспечивают её доступ к космосу и реально лишают возможности доступа в этот жизненно важный

регион противника». По сути, под лозунгом совершенствования международного космического законодательства планируется создать юридическую базу, «соответствующую западной юридической традиции, а американские вооружённые силы призваны защитить "правовые и экономические интересы"» [15]. При этом рассматривается возможность использования частных ресурсов в качестве военных инструментов государства (по примеру каперства).

Следует отметить, что право силы - основа «мира по-американски». Вашингтон уверен, что любые интересующие США территории и ресурсы должны становиться именно их достоянием. Вся политика государства сводится к решению этой задачи. Соответствующую направленность имеют и американские концептуальные документы.

По правилам Дикого Запада

Новые правила игры для освоения космоса начали формироваться во втором десятилетии XXI в., что нашло отражение в космической политике США начиная с 2015 г. Вопросы военного обеспечения американского доминирования закреплены в Стратегии национальной безопасности (2017 г.), в которой констатируется: «Обеспечение независимой и беспрепятственной деятельности в космическом пространстве относится к числу ключевых интересов США. Любые действия,

направленные против Соединённых Штатов, в том числе враждебное вмешательство в работу американских космических систем, повлекут за собой ответные меры» [10].

Для реализации планов космического лидерства президент США Д. Трамп 18 июня 2018 г. анонсировал необходимость создания нового вида вооружённых сил - космические войска. Уже в августе 2018 г. Министерство обороны США представило в конгресс доклад «Об организации системы управления ком-

15 Уваров В. Б. Космические ковбои Дональда Трампа // Независимое военное обозрение. 2020. № 15.

понентами вооружённых сил, предназначенными для обеспечения национальной безопасности в космическом пространстве» [ 16] и начало осуществления практических мероприятий. Космическая тематика нашла отражение и в «Обзоре состояния и перспектив развития противоракетной обороны США - 2019» [ 17], представленного 17 января 2019 г. в Вашингтоне.

Среди основных концепций, разработке которых будет уделено особое внимание, названы развитие сетей орбитальных информационно-разведывательных средств противоракетной обороны и боевых платформ космического базирования.

20 декабря 2019 г. была утверждена четвёртая космическая директива (SPD-4) о создании Космических сил США, а их командующим назначен генерал Дж. Реймонд [18]. Главной задачей нового вида вооружённых сил определена «защита доминирующих позиций страны в космосе». Осенью прошлого года подписана пятая космическая директива (SPD-5), которая регламентирует и детализирует порядок разработки и использования космических ресурсов на Луне и других космических телах аме-

риканскими компаниями стран-единомышленников [19].

Таким образом, изначально фантастическая идея последовательно обретает чёткие контуры, продвигается на государственном уровне и обеспечивается необходимыми силами и средствами. Целенаправленно реализуются шаги по пересмотру существующего законодательства, формированию международного общественного мнения и базы для революционных изменений в космическом пространстве, её коммерциализации и капитализации при доминирующей роли США. Военная сила при этом выступает главным аргументом в планируемых преобразованиях.

Коммерческо-силовая экспансия призвана заменить собой исследо-вательско-познавательные подходы, закреплённые современным законодательством. Подобные американские декларации выглядят анахронизмом на фоне Руководящих принципов обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности, разработанных и принятых Комитетом по космосу ООН (июнь 2019 г.). Они предполагают сохранение возможности использовать космическое пространство для современного и будущих

16 Final Report on Organizational and Management Structure for the National Security Space Components of the Department of Defense // URL: https://www.globalsecurity.org/space/library/ report/2018/org-management-structure-dod-natsec-space-components20180809.pdf

17 Missile Defense Review. 2019 // URL: https://www.defense.goV/Portals/1/ Mteractive/2018/11-2019-Missüe-Defense-Review/The%o202019%o20MDR_Executive%>20Summary. pdf

18 Space Policy Directive 4 Establishment United States Space Force // URL: https://www. whitehouse.gov/presidential-actions/text-space-policy-directive-4-establishment-united-states-space-force/

19 Space Policy Directive 5 Cybersecurity Principles Space Systems // URL: https://www. whitehouse.gov/presidential-actions/memorandum-space-policy-directive-5-cybersecurity-principles-space-systems/

поколений, что согласуется со ст. 1 Договора по космосу от 1967 г., где определено, что космическое пространство является достоянием всего человечество. Уточняется, что его исследование и использование осуществляется на благо и в интересах всех стран независимо от степени их экономического или научного развития. Отдельно в данном контексте упоминаются Луна и другие небесные тела [20].

В этих условиях системные последствия игнорирования существующих международных правил и норм космического права превраща-

ются в тёмную материю мировой политики.

Законодательное закрепление американских подходов с высокой степенью вероятности приведёт к резкому обострению конкуренции и напряжённости, новой гонке вооружений [ 21], возвращению к временам Дикого Запада на уровне космоса.

Очевидное стремление Вашингтона сохранить лидирующие позиции в очередной раз ставит цивилизацию перед жёсткой дилеммой: поступательное развитие и мир или призрачная перспектива и конфронтация.

Библиография • References

Абашидзе А. Х., Черных И. А. Обеспечение долгосрочной устойчивости космической деятельности и предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве // Государство и право. 2020. № 4. C. 125-133 // URL: https:// gospravo-journal.ru/S013207690009241-7-1 [Abashidze A.H., CHernyh I.A. Obespechenie dolgosrochnoj ustojchivosti kosmicheskoj deyatel'nosti i predotvrashchenie gonki vooruzhenij v kosmicheskom prostranstve // Gosudarstvo i pravo. 2020. № 4. C. 125-133 // URL: https:// gospravo-journal.ru/S013207690009241-7-1] Абашидзе А., Черных И. Космические ресурсы в фокусе повышенного внимания // Обозреватель-Observer. 2020. № 11. С. 37-50. [AbashidzeA., CHernyhI. Kosmicheskie resursy v fokuse povyshennogo vnimaniya //

Obozrevatel'-Observer. 2020. № 11. S. 37-50] Бузин Н. Е. Североатлантический союз - инструмент глобального доминирования // Наука и воен. безопасность. 2020. № 1. С. 3-12. [Buzin N. E. Severoatlanticheskij soyuz - instrument global'nogo dominirovaniya //

Nauka i voen. bezopasnost'. 2020. № 1. S. 3-12] Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 // URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml

20 Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Проект доклада Комитета ООН по использованию космоса в мирных целях. 62-я сессия, 12-21 июня 2019 г. // URL: https://www.unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/2019/aac_105l/ aac_105l_318add_4_0_html/AC105_L318Add04R.pdf

21 Абашидзе А. Х., Черных И. А. Обеспечение долгосрочной устойчивости космической деятельности и предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве // Государство и право. 2020. № 4 // URL: https://gospravo-journal.ru/S013207690009241-7-1

[Dogovor o principah deyatel'nosti gosudarstv po issledovaniyu i ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva, vklyuchaya Lunu i drugie nebesnye tela // Rezolyuciya General'noj Assamblei OON ot 19 dekabrya 1966 // URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml] Люс Г. Американский век // URL: http://www.grinchevskiy.ru/1900-1945/

amerikanskiy-vek.php [Lyus G. Amerikanskij vek // URL: http://www.grinchevskiy.ru/1900-1945/

amerikanskiy-vek.php] Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Проект доклада Комитета ООН по использованию космоса в мирных целях. 62-я сессия, 12-21 июня 2019 г. // URL: https://www.unoosa.org/ res/oosadoc/data/documents/2019/aac_105l/aac_105l_318add_4_0_html/ AC105_L318Add04R.pdf [Rukovodyashchie principy obespecheniya dolgosrochnoj ustojchivosti kosmicheskoj deyatel'nosti Komiteta po ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva v mirnyh celyah. Proekt doklada Komiteta OON po ispol'zovaniyu kosmosa v mirnyh celyah. 62-ya sessiya, 12-21 iyunya 2019 g. // URL: https://www.unoosa.org/res/ oosadoc/data/documents/2019/aac_105l/aac_105l_318add_4_0_html/AC105_ L318Add04R.pdf]

Уваров В. Б. Космические ковбои Дональда Трампа // Независимое военное обозрение. 2020. № 15. С. 6-7. [Uvarov V. B. Kosmicheskie kovboi Donal'da Trampa // Nezavisimoe voennoe

obozrenie. 2020. № 15. S. 6-7] Department of Defense // URL: https://www.globalsecurity.org/space/library/ report/2018/org-management-structure-dod-natsec-space-components20180809. pdf

Executive Order 12675. Establishing the National Space Council. April 20, 1989 //

Federal Register. P. 54 FR17691. April 25, 1989. Executive Order Encouraging International Support Recovery USE Space Resources // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-encouraging-international-support-recovery-use-space-resources/ Final Report on Organizational and Management Structure for the National Security Space Components of the John O'Sullivan on "Manifest Destiny" 1845 // http:// www.sonic.net/~scds/resources/US-History/1845_John%20L.%20 O'Sullivan,%20On%20Manifest%20Destiny.pdf Missile Defense Review. 2019 // URL: https://www.defense.gov/Portals/!/ Interactive/2018/11-2019-Missile-Defense-Review/The%202019%20MDR_ Executive%20Summary.pdf National Security Strategy of the United States of America. December 2017. Washington: The National Space Exploration Campaign Report. Pursuant to Section 432(b) of the NASA Transition Authorization Act of 2017 (P.L. 115-10). September 2018 // URL: https://www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/ nationalspaceexplorationcampaign.pdf President Donald J. Trump is Unveiling an America First National Space Strategy. Fact Sheet. March 23. 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trump-unveiling-america-first-national-space-strategy

Presidential Memorandum on Reinvigorating America's Human Space Exploration Program. December 11, 2017 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-memorandum-reinvigorating-americas-human-space-exploration-program

Space Policy Directive 4 Establishment United States Space Force // URL: https:// www.whitehouse.gov/presidential-actions/text-space-policy-directive-4-establishment-united-states-space-force/ Space Policy Directive 5 Cybersecurity Principles Space Systems // URL: https:// www.whitehouse.gov/presidential-actions/memorandum-space-policy-directive-5-cybersecurity-principles-space-systems/ Space Policy Directive-2, Streamlining Regulations on Commercial Use of Space. May 24, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/space-policy-directive-2-streamlining-regulations-commercial-use-space/ Space Policy Directive-3, National Space Traffic Management Policy. June 18, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/space-policy-directive-3-national-space-traffic-management-policy/ Summary of the 2018 National Defense Strategy // URL: https://dod.defense.gov/

Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf U. S. Space Laws, Policies and Regulations, US Government: Space Policy Directives (SPDs) // URL: https://www.spacefoundation.org/space_brief/space-policy-directives/ White House, 2017.- 68 p. https: ru.ecolaf.net/5881-msnifest-destiny.html

Статья поступила в редакцию 27 февраля 2021 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.