DOI: 10.48137/2074-2975_2021_3_52 УДК 341.229
Космические ковбои на тропе
войны
Николай БУЗИН Николай ЛЕВЧУК
Введение Минторгом США новых торговых ограничений в отношении 45 российских компаний, которые имеют отношение к военно-промышленному комплексу, впервые затронуло предприятия «Роскосмоса». Под ограничения попали ракетно-космический центр «Прогресс» и ЦНИИ машиностроения. участвовавшие в производстве ракет-носителей, которые доставляли астронавтов, в том числе американских, на международную космическую станцию. Необходимо отметить, что американская санкционная политика направлена против предприятий не только России, но и Китая, однако её истоки находятся в той области, где только лишь коммерческая или даже военно-политическая мотивация уже кажется малоубедительной. Ставка США в этой игре - глобальное доминирование, ключ к которому даёт единоличное господство в космосе.
БУЗИН Николай Алексеевич - доктор военных наук, профессор, заместитель начальника Генерального штаба Республики Беларусь по научной работе, полковник. E-mail: buzina61@bk.ru ЛЕВЧУК Николай Николаевич - кандидат политических наук, профессор Академии военных наук Российской Федерации, начальник научно-исследовательского отдела (проблем военной безопасности) научно-исследовательского управления (военно-гуманитарных исследований) НИИ Вооружённых Сил Республики Беларусь, полковник. E-mail: 1234_73@list.ru
Ключевые слова: глобальное доминирование, космос, лунная программа, США.
Тёмная материя
Тёмная материя в представлениях астрофизики имеет такую форму во Вселенной, которую мы не наблюдаем, но можем судить о её наличии по гравитационному влиянию, оказываемому на видимые объекты. Вот и неоднозначные последствия военно-коммерческого освоения космоса Соединёнными Штатами напоминают тёмную материю, непосредственно влияющую на геополитическую ткань международных отношений. Подтверждением тому является ряд событий 2020 г., в частности, появившийся в разгар коронавирусной пандемии Указ президента США Д. Трампа «О поощрении международной поддержки в отношении добычи и эксплуатации космических ресурсов», подготовленный американскими политическими элитами, в котором говорится о целесообразности «исключительного» коммерческого использования космических ресурсов [1]. Запуск в конце мая 2020 г. двух американских астронавтов, которые вылетели на Международную космическую станцию на борту частного шаттла Crew Dragon, построенного компанией Илона Маска SpaceX, вполне укладывается в эту стратегию.
Освоение космического пространства в ХХ в. на фоне соперничества мировых лидеров США и СССР обусловило бурное развитие науки, про-
изводства, технологий. В целом оно носило позитивный характер. СССР, который запустил первый искусственный спутник Земли, а потом и первого человека в космос, задал тон соперничества в отрасли с США. «Два мира - две системы» столкнулись в титанической битве за лидерство в космосе. Но это была борьба по правилам на основе международного космического права. К тому же соперничество не отменяло сотрудничества: чего стоит хотя бы советско-американская программа совместного экспериментального пилотируемого полёта «Союз - Аполлон», результатом которого стало знаменитое «рукопожатие в космосе» 15 июня 1975 г.
Подобного не скажешь о современной космической конкуренции, в которой США стали применять запрещённые приёмы, претендовать на то, что им не принадлежит. А ведь принятый резолюцией от 19 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН договор, регламентирующий деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, не предполагает чью-либо юрисдикцию в отношении космического пространства, закрепляя в международном праве постулат о том, что оно не подлежит национальному присвоению [2, 3].
1 Executive Order Encouraging International Support Recovery USE Space Resources // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-encouragmg-mternational-support-recovery-use-space-resources/
2 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела / / Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ outer_space_governing.shtml
3 Абашидзе А., Черных И. Космические ресурсы в фокусе повышенного внимания // Обо-зревагель-Observer. 2020. № 11.
В январе 1967 г. данный документ был подписан СССР, США и Великобританией, а в настоящее время этот список расширился примерно до ста государств. Согласно договору для его участников на основе взаимности предусматривается открытость всех станций, оборудования и космических кораблей на Луне и других небесных телах.
Однако упомянутый выше Указ президента США (от 6 апреля 2020 г.) предполагает осуществить пересмотр положений действующего космического права на основе американских «лучших практик». Следует отметить, что данный документ является логическим продолжением политики глобального доминирования, реализуемой руководством США.
С момента провозглашения независимости Соединённые Штаты
Америки выступают носителем парадигмы нового мирового порядка. Концепция «мира по-американски» (Рах Ашепсапа) лежит в основе их экспансионистской внешнеполитической деятельности. Её идейно-идеологический базис составляют положения пуританизма переселенцев из Европы, считавших себя «избранными Провидением для распространения своих добродетелей повсеместно». Основные положения нашли отражение в концепции США «Манифест судьбы» (1845 г.), идея которого сводится к «божественному предназначению американской нации» и заключается в их миссии в расширении на запад Североамериканского континента .
Со временем данный постулат был трансформирован в ранг государственной идеи, ставшей основой американской идеологии и политики [4].
Лунная походка
Бурное экономическое развитие позволило американской национальной элите уже во второй половине ХХ в. лунной походкой Майкла Джексона двинуться к мировому лидерству и формированию «нового мирового порядка». Его основы нашли отражение
в концепции США «Манифест судьбы» (1845 г.), идея которого сводится к «божественному предназначению американской нации по распространению свободы на весь мир».
Развитием американской теории глобального доминирования
4 Бузин Н. Е. Североатлантический союз - инструмент глобального доминирования // Наука и воен. безопасность. 2020. №1.
* Общее понятие «Манифест судьбы» включало в себя не только мандат на территориальный экспансионизм, но и понятия индивидуализма, идеализма, американской исключительности, романтического национализма, белого превосходства и веры в присущее ему величие того, что называлось «англосаксонская раса». При этом предполагается, что коренные народы примитивны, «другие», их образ жизни и мышление требуют социализации, сегрегации или, если необходимо, уничтожения, а англосаксы должны оккупировать землю и использовать её для таких полезных целей, как сельское хозяйство (John O'Sullivan on "Manifest Destiny" 1845 // URL: http://www.sonic.net/~scds/resources/US-History/1845_John%20L.%20O'Sullivan,%20On%20 Manifest%20Destiny.pdf; https:ru.ecolaf.net/5881-msnifest-destiny.html).
явилась концепция «мира по-американски», разработанная в 1941 г. влиятельным медиамагна-том Г. Люсом. В то время, когда в Европе бушевала война, а фашистская Германия расширяла своё «жизненное пространство» за счёт других стран, в США вышла статья «Американский век», раскрывающая внешнеполитические устремления государства. В публикации утверждалось, что ХХ в. является американским веком: «Это первый век Америки как доминирующей силы в мире» [5].
На протяжении второй половины ХХ и начала XXI в. США реали-зовывали на практике положения видения «мира по-американски». Осуществлялся передел территорий в масштабах Земли, расширялись сферы интересов и влияния. Предпринимались попытки освоения околоземного пространства и даже его милитаризации для решения задач «национальной безопасности и обороны».
Ресурсы нашей планеты уже не в состоянии удовлетворить амбициозные устремления приверженцев «мира по-американски», поэтому космос и вопросы его освоения стали приоритетными для Д. Трампа и его администрации буквально с первых дней нахождения у власти. Они полностью укладывались в рамки реализации провозглашённого принципа «Америка прежде всего» (America First).
Символично, что первоочередными задачами воссозданного 30 июня 2017 г. Национального космического совета, действовавшего в 1989-1993 гг., стала разработка рекомендаций в области космической политики и стратегии. Причём в состав данного органа входят высокопоставленные чиновники Белого дома, включая государственного секретаря, министра обороны и председателя комитета начальников штабов во главе с вице-президентом США [6].
Первое заседание совета по космосу состоялось 5 октября 2017 г., а перед его открытием в СМИ был опубликован доклад Центра новой американской безопасности «Космическая политика для администрации Трампа». В аналитической публикации проведена аналогия между освоением космического пространства и территорий Дикого Запада в XIX в. Авторы доклада утверждали, что начинается новая эра космической деятельности, когда космос обещает стать центром получения прибыли и ресурсов. В соответствии с этим американская администрация должна инициировать революционный скачок к освоению космического пространства, внести изменения в национальное законодательство и практику применения международно-правовых норм [7].
5 Люс Г. Американский век // URL: http://www.grinchevskiy.ru/1900-1945/amerikanskiy-vek.php
6 Executive Order 12675. Establishing the National Space Council. April 20, 1989 // Federal Register. P. 54 FR 17691. April 25, 1989.
7 Presidential Memorandum on Reinvigorating America's Human Space Exploration Program. December 11, 2017 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-memorandum-reinvigorating-americas-human-space-exploration-program
Принцип «свободного моря»
Публикация изобиловала историческими примерами, обосновывающими несостоятельность положений Договора по космосу 1967 г. современным технологическим и экономическим реалиям, а самое главное - их несоответствие интересам США. В частности, упоминается булла папы римского Александра VI от 1496 г. о разделе неисследованного мира между Португалией и Испанией, а также принцип Mare Liberum (свободного моря), обоснованный голландцем Гуго Горацием в 1609 г. Именно последний, по мнению американских аналитиков, следует принять за основу нового космического права как естественного продолжения принципов существующего морского права.
По тексту доклада была не забыта и тема «предопределённого лидерства» США в космосе. В очередной раз сделана отсылка к истории и «Манифесту судьбы» (1845 г.), в соответствии с которым началось заселение американского Запада, а государство расширилось от Атлантического океана до Тихого океана. В современной версии этого «манифеста» Соединённые Штаты претендуют на освоение новых ресурсов и расширение «жизненного пространства» [8]. По сути, «мир по-американски», о котором шла речь выше, должен выйти за границы земного пространства и продолжить
экспансию в космос. При этом проект следует сделать коммерчески выгодным, а его результаты призваны обеспечить активную эксплуатацию космического пространства и американское доминирование.
В ряду основных направлений космической политики США Национальным космическим советом было определено:
- дальнейшее укрепление лидирующих позиций в отрасли;
- реализация инновационных программ;
- расширение поля исследовательской деятельности с одновременным укреплением научно-технической базы и коммерциализацией разработок.
В целом космическая политика США направлена на поддержание космических сил и средств на уровне, обеспечивающем национальную безопасность.
На основании данных рекомендаций была издана первая директива по космической политике (SPD-1 -space policy directive), подписанная 11 декабря 2017 г. президентом США Д. Трампом [ 9]. Она инициировала долгосрочные программы исследования космоса. В представленной в том же году 18 декабря Стратегии национальной безопасности США продвигалась идея американского космического доминирования [ 10]. При этом предусматривалась
8 President Donald J. Trump is Unveiling an America First National Space Strategy. Fact Sheet. March 23. 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trump-unveiling-america-first-national-space-strategy
9 U.S. Space Laws, Policies and Regulations, US Government: Space Policy Directives (SPDs) // URL: https://www.spacefoundation.org/space_brief/space-policy-directives/
10 National Security Strategy of the United States of America. December 2017. Washington: The White House, 2017.
интеграция всех секторов космической отрасли с целью интенсификации инновационных разработок и удержания лидирующих позиций в космосе.
Позже в Стратегии национальной обороны (март 2018 г.) был провозглашён переход космических систем на более гибкую и открытую архитектуру и расширение мер по сдерживанию «агрессивных действий» неугодных США государств. В целом данная стратегия обобщала подходы американцев к использованию космического пространства в национальных интересах [ 11].
24 мая 2018 г. президентом США была утверждена вторая директива
(SPD-2), регламентирующая коммерческое развитие космоса во исполнение положений мартовской оборонной стратегии [ 12]. Министерство транспорта США обязали пересмотреть лицензирование запуска частных ракет-носителей.
Уже менее чем через месяц, 18 июня 2018 г., вышла третья космическая директива (SPD-3) [13], которая инициировала программы по регулированию траекторий полёта космических аппаратов и контролю перемещения космического мусора на околоземной орбите, содержала рекомендации и указания по поддержанию лидерства в космосе.
Под знаком «Артемиды»
В докладе НАСА «О национальной программе по исследованию космического пространства» провозглашался переход к активной реализации программы «Артемида», предполагающей, что в 2024 г. на Луне должны жить и работать два американских астронавта. В работе определились направления исследований поверхности Луны и Марса при помощи роботов, а также вопросы высадки астронавтов на Луну, создания на окололунной орбите усло-
вий для пилотируемых полётов на Марс и к другим пунктам назначения [ 14].
Кроме того, в Указе «О поощрении международной поддержки в отношении добычи и эксплуатации космических ресурсов» [1] говорится о необходимости пересмотра существующей системы космического права, декларируется лидирующая роль США в освоении околоземного и межпланетного пространства. Одновременно утверждается
11 Summary of the 2018 National Defense Strategy // URL: https://dod.defense.goV/Portals/1/ Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf
12 Space Policy Directive-2, Streamlining Regulations on Commercial Use of Space. May 24, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/space-policy-directive-2-streamlining-regulations-commercial-use-space/
13 Space Policy Directive-3, National Space Traffic Management Policy. June 18, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/space-policy-directive-3-national-space-traffic-management-policy/
14 National Space Exploration Campaign Report. Pursuant to Section 432(b) of the NASA Transition Authorization Act of 2017 (P.L. 115-10). September 2018 // URL: https://www.nasa.gov/ sites/default/files/atoms/files/nationalspaceexplorationcampaign.pdf
право Вашингтона на разработку полезных ископаемых в космическом пространстве и предлагается мировому сообществу американская версия освоения космического пространства. В тексте указа подчёркивается, что космическое пространство не является всеобщим достоянием человечества и на него будут распространяться права частной собственности.
Ещё большую озабоченность вызывают рекомендации американских экспертов о пересмотре отношений к вооружениям в космосе в контексте существующих договоров. Утверждается, что Соединённые Штаты «нуждаются в том, чтобы этот вопрос решался с точки зрения национальной безопасности и предусматривал чёткий план развития систем, которые одновременно обеспечивают её доступ к космосу и реально лишают возможности доступа в этот жизненно важный
регион противника». По сути, под лозунгом совершенствования международного космического законодательства планируется создать юридическую базу, «соответствующую западной юридической традиции, а американские вооружённые силы призваны защитить "правовые и экономические интересы"» [15]. При этом рассматривается возможность использования частных ресурсов в качестве военных инструментов государства (по примеру каперства).
Следует отметить, что право силы - основа «мира по-американски». Вашингтон уверен, что любые интересующие США территории и ресурсы должны становиться именно их достоянием. Вся политика государства сводится к решению этой задачи. Соответствующую направленность имеют и американские концептуальные документы.
По правилам Дикого Запада
Новые правила игры для освоения космоса начали формироваться во втором десятилетии XXI в., что нашло отражение в космической политике США начиная с 2015 г. Вопросы военного обеспечения американского доминирования закреплены в Стратегии национальной безопасности (2017 г.), в которой констатируется: «Обеспечение независимой и беспрепятственной деятельности в космическом пространстве относится к числу ключевых интересов США. Любые действия,
направленные против Соединённых Штатов, в том числе враждебное вмешательство в работу американских космических систем, повлекут за собой ответные меры» [10].
Для реализации планов космического лидерства президент США Д. Трамп 18 июня 2018 г. анонсировал необходимость создания нового вида вооружённых сил - космические войска. Уже в августе 2018 г. Министерство обороны США представило в конгресс доклад «Об организации системы управления ком-
15 Уваров В. Б. Космические ковбои Дональда Трампа // Независимое военное обозрение. 2020. № 15.
понентами вооружённых сил, предназначенными для обеспечения национальной безопасности в космическом пространстве» [ 16] и начало осуществления практических мероприятий. Космическая тематика нашла отражение и в «Обзоре состояния и перспектив развития противоракетной обороны США - 2019» [ 17], представленного 17 января 2019 г. в Вашингтоне.
Среди основных концепций, разработке которых будет уделено особое внимание, названы развитие сетей орбитальных информационно-разведывательных средств противоракетной обороны и боевых платформ космического базирования.
20 декабря 2019 г. была утверждена четвёртая космическая директива (SPD-4) о создании Космических сил США, а их командующим назначен генерал Дж. Реймонд [18]. Главной задачей нового вида вооружённых сил определена «защита доминирующих позиций страны в космосе». Осенью прошлого года подписана пятая космическая директива (SPD-5), которая регламентирует и детализирует порядок разработки и использования космических ресурсов на Луне и других космических телах аме-
риканскими компаниями стран-единомышленников [19].
Таким образом, изначально фантастическая идея последовательно обретает чёткие контуры, продвигается на государственном уровне и обеспечивается необходимыми силами и средствами. Целенаправленно реализуются шаги по пересмотру существующего законодательства, формированию международного общественного мнения и базы для революционных изменений в космическом пространстве, её коммерциализации и капитализации при доминирующей роли США. Военная сила при этом выступает главным аргументом в планируемых преобразованиях.
Коммерческо-силовая экспансия призвана заменить собой исследо-вательско-познавательные подходы, закреплённые современным законодательством. Подобные американские декларации выглядят анахронизмом на фоне Руководящих принципов обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности, разработанных и принятых Комитетом по космосу ООН (июнь 2019 г.). Они предполагают сохранение возможности использовать космическое пространство для современного и будущих
16 Final Report on Organizational and Management Structure for the National Security Space Components of the Department of Defense // URL: https://www.globalsecurity.org/space/library/ report/2018/org-management-structure-dod-natsec-space-components20180809.pdf
17 Missile Defense Review. 2019 // URL: https://www.defense.goV/Portals/1/ Mteractive/2018/11-2019-Missüe-Defense-Review/The%o202019%o20MDR_Executive%>20Summary. pdf
18 Space Policy Directive 4 Establishment United States Space Force // URL: https://www. whitehouse.gov/presidential-actions/text-space-policy-directive-4-establishment-united-states-space-force/
19 Space Policy Directive 5 Cybersecurity Principles Space Systems // URL: https://www. whitehouse.gov/presidential-actions/memorandum-space-policy-directive-5-cybersecurity-principles-space-systems/
поколений, что согласуется со ст. 1 Договора по космосу от 1967 г., где определено, что космическое пространство является достоянием всего человечество. Уточняется, что его исследование и использование осуществляется на благо и в интересах всех стран независимо от степени их экономического или научного развития. Отдельно в данном контексте упоминаются Луна и другие небесные тела [20].
В этих условиях системные последствия игнорирования существующих международных правил и норм космического права превраща-
ются в тёмную материю мировой политики.
Законодательное закрепление американских подходов с высокой степенью вероятности приведёт к резкому обострению конкуренции и напряжённости, новой гонке вооружений [ 21], возвращению к временам Дикого Запада на уровне космоса.
Очевидное стремление Вашингтона сохранить лидирующие позиции в очередной раз ставит цивилизацию перед жёсткой дилеммой: поступательное развитие и мир или призрачная перспектива и конфронтация.
Библиография • References
Абашидзе А. Х., Черных И. А. Обеспечение долгосрочной устойчивости космической деятельности и предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве // Государство и право. 2020. № 4. C. 125-133 // URL: https:// gospravo-journal.ru/S013207690009241-7-1 [Abashidze A.H., CHernyh I.A. Obespechenie dolgosrochnoj ustojchivosti kosmicheskoj deyatel'nosti i predotvrashchenie gonki vooruzhenij v kosmicheskom prostranstve // Gosudarstvo i pravo. 2020. № 4. C. 125-133 // URL: https:// gospravo-journal.ru/S013207690009241-7-1] Абашидзе А., Черных И. Космические ресурсы в фокусе повышенного внимания // Обозреватель-Observer. 2020. № 11. С. 37-50. [AbashidzeA., CHernyhI. Kosmicheskie resursy v fokuse povyshennogo vnimaniya //
Obozrevatel'-Observer. 2020. № 11. S. 37-50] Бузин Н. Е. Североатлантический союз - инструмент глобального доминирования // Наука и воен. безопасность. 2020. № 1. С. 3-12. [Buzin N. E. Severoatlanticheskij soyuz - instrument global'nogo dominirovaniya //
Nauka i voen. bezopasnost'. 2020. № 1. S. 3-12] Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 // URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml
20 Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Проект доклада Комитета ООН по использованию космоса в мирных целях. 62-я сессия, 12-21 июня 2019 г. // URL: https://www.unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/2019/aac_105l/ aac_105l_318add_4_0_html/AC105_L318Add04R.pdf
21 Абашидзе А. Х., Черных И. А. Обеспечение долгосрочной устойчивости космической деятельности и предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве // Государство и право. 2020. № 4 // URL: https://gospravo-journal.ru/S013207690009241-7-1
[Dogovor o principah deyatel'nosti gosudarstv po issledovaniyu i ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva, vklyuchaya Lunu i drugie nebesnye tela // Rezolyuciya General'noj Assamblei OON ot 19 dekabrya 1966 // URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml] Люс Г. Американский век // URL: http://www.grinchevskiy.ru/1900-1945/
amerikanskiy-vek.php [Lyus G. Amerikanskij vek // URL: http://www.grinchevskiy.ru/1900-1945/
amerikanskiy-vek.php] Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Проект доклада Комитета ООН по использованию космоса в мирных целях. 62-я сессия, 12-21 июня 2019 г. // URL: https://www.unoosa.org/ res/oosadoc/data/documents/2019/aac_105l/aac_105l_318add_4_0_html/ AC105_L318Add04R.pdf [Rukovodyashchie principy obespecheniya dolgosrochnoj ustojchivosti kosmicheskoj deyatel'nosti Komiteta po ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva v mirnyh celyah. Proekt doklada Komiteta OON po ispol'zovaniyu kosmosa v mirnyh celyah. 62-ya sessiya, 12-21 iyunya 2019 g. // URL: https://www.unoosa.org/res/ oosadoc/data/documents/2019/aac_105l/aac_105l_318add_4_0_html/AC105_ L318Add04R.pdf]
Уваров В. Б. Космические ковбои Дональда Трампа // Независимое военное обозрение. 2020. № 15. С. 6-7. [Uvarov V. B. Kosmicheskie kovboi Donal'da Trampa // Nezavisimoe voennoe
obozrenie. 2020. № 15. S. 6-7] Department of Defense // URL: https://www.globalsecurity.org/space/library/ report/2018/org-management-structure-dod-natsec-space-components20180809. pdf
Executive Order 12675. Establishing the National Space Council. April 20, 1989 //
Federal Register. P. 54 FR17691. April 25, 1989. Executive Order Encouraging International Support Recovery USE Space Resources // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-encouraging-international-support-recovery-use-space-resources/ Final Report on Organizational and Management Structure for the National Security Space Components of the John O'Sullivan on "Manifest Destiny" 1845 // http:// www.sonic.net/~scds/resources/US-History/1845_John%20L.%20 O'Sullivan,%20On%20Manifest%20Destiny.pdf Missile Defense Review. 2019 // URL: https://www.defense.gov/Portals/!/ Interactive/2018/11-2019-Missile-Defense-Review/The%202019%20MDR_ Executive%20Summary.pdf National Security Strategy of the United States of America. December 2017. Washington: The National Space Exploration Campaign Report. Pursuant to Section 432(b) of the NASA Transition Authorization Act of 2017 (P.L. 115-10). September 2018 // URL: https://www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/ nationalspaceexplorationcampaign.pdf President Donald J. Trump is Unveiling an America First National Space Strategy. Fact Sheet. March 23. 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trump-unveiling-america-first-national-space-strategy
Presidential Memorandum on Reinvigorating America's Human Space Exploration Program. December 11, 2017 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-memorandum-reinvigorating-americas-human-space-exploration-program
Space Policy Directive 4 Establishment United States Space Force // URL: https:// www.whitehouse.gov/presidential-actions/text-space-policy-directive-4-establishment-united-states-space-force/ Space Policy Directive 5 Cybersecurity Principles Space Systems // URL: https:// www.whitehouse.gov/presidential-actions/memorandum-space-policy-directive-5-cybersecurity-principles-space-systems/ Space Policy Directive-2, Streamlining Regulations on Commercial Use of Space. May 24, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/space-policy-directive-2-streamlining-regulations-commercial-use-space/ Space Policy Directive-3, National Space Traffic Management Policy. June 18, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/space-policy-directive-3-national-space-traffic-management-policy/ Summary of the 2018 National Defense Strategy // URL: https://dod.defense.gov/
Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf U. S. Space Laws, Policies and Regulations, US Government: Space Policy Directives (SPDs) // URL: https://www.spacefoundation.org/space_brief/space-policy-directives/ White House, 2017.- 68 p. https: ru.ecolaf.net/5881-msnifest-destiny.html
Статья поступила в редакцию 27 февраля 2021 г.