Научная статья на тему 'КОСМЕЦЕВТИКА - НАУКА НА СТЫКЕ ФАРМАЦЕВТИКИ И КОСМЕТОЛОГИИ'

КОСМЕЦЕВТИКА - НАУКА НА СТЫКЕ ФАРМАЦЕВТИКИ И КОСМЕТОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
555
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
космецевтика / уход за телом и кожей / лечебная косметика / аптечная косметика / лекарственное средство / фармацевтический рынок / промышленная фармация / фармацевтическая технология / технология лекарств. / cosmeceutics / body and skin care / medical cosmetics / pharmacy cosmetics / medicine / pharmaceutical market / industrial pharmacy / pharmaceutical technology / drug technology.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Носкова Владислава Дмитриевна, Нурмамедова Елена Эдуардовна

В данной статье рассмотрена относительно новая молодая отрасль для российского потребительского рынка космецевтика. Отрасль, которая представляет собой область на стыке двух сфер: «косметическое производство» и «фармацевтика». В работе сделан акцент на пробелы в законодательной базе, регулирующей данный быстрорастущий сегмент рынка, а также рассмотрена насыщенность российского рынка товарным ассортиментом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Носкова Владислава Дмитриевна, Нурмамедова Елена Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COSMECEUTICS SCIENCE AT THE JUNCTION OF PHARMACY AND COSMETOLOGY

This article examines a relatively new young industry for the Russian consumer market cosmeceuticals. An industry that represents an area at the junction of two spheres: «cosmetic production» and «pharmaceuticals». The paper focuses on the gaps in the legislative framework regulating this fast-growing segment of the market, and also considers the saturation of the Russian market with a product range.

Текст научной работы на тему «КОСМЕЦЕВТИКА - НАУКА НА СТЫКЕ ФАРМАЦЕВТИКИ И КОСМЕТОЛОГИИ»

УДК 615.26, 612.793.4, 661.12, 577.161

КОСМЕЦЕВТИКА - НАУКА НА СТЫКЕ ФАРМАЦЕВТИКИ И

КОСМЕТОЛОГИИ

Носкова Владислава Дмитриевна,

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» МЗ РФ,

аспирант кафедры фармации и химии

v.d.noskova@mail■ ги

Нурмамедова Елена Эдуардовна,

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» МЗ РФ,

студентка 4 курса кафедры фармации и химии

lena.nurmamedova17@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассмотрена относительно новая молодая отрасль для российского потребительского рынка - космецевтика. Отрасль, которая представляет собой область на стыке двух сфер: «косметическое производство» и «фармацевтика». В работе сделан акцент на пробелы в законодательной базе, регулирующей данный быстрорастущий сегмент рынка, а также рассмотрена насыщенность российского рынка товарным ассортиментом.

Ключевые слова: космецевтика, уход за телом и кожей, лечебная косметика, аптечная косметика, лекарственное средство, фармацевтический рынок, промышленная фармация, фармацевтическая технология, технология лекарств.

COSMECEUTICS - SCIENCE AT THE JUNCTION OF PHARMACY AND

COSMETOLOGY

Noskova Vladislava Dmitrievna,

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ural State University of

Economics» of the Ministry of Health of the Russian Federation, postgraduate student of the Department of Pharmacy and Chemistry

v.d.noskova@mail. ru

Nurmamedova Elena Eduardovna,

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ural State University of

Economics» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 4th year student of the Department of Pharmacy and Chemistry

lena.nurmamedova17@mail.ru

Abstract

This article examines a relatively new young industry for the Russian consumer market - cosmeceuticals. An industry that represents an area at the junction of two spheres: «cosmetic production» and «pharmaceuticals». The paper focuses on the gaps in the legislative framework regulating this fast-growing segment of the market, and also considers the saturation of the Russian market with a product range.

Keywords: cosmeceutics, body and skin care, medical cosmetics, pharmacy cosmetics, medicine, pharmaceutical market, industrial pharmacy, pharmaceutical technology, drug technology.

Введение

На российском рынке парфюмерно-деко-ративной отрасли выделяются несколько сегментов, большой популярностью из которых пользуются уходовая косметика, дермокосметика и космецевтика.

Термин «космецевтика» впервые прозвучал в 1961 году в США. Реймонд Рид дает определение новому направлению. Учитывая специфичность образования сферы космецевтики, как сегмента на стыке двух областей, до сих пор не существует единого мнения о регулировании данного сегмента с юридической и законодательной базы. Существующие нормативные документы регулируют сферу касающуюся либо лекарственных препаратов, либо косметики [1]. Согласно статистике, динамика развития российского рынка космецевтики положительна, что подтверждают различные источники. В 2020 году индийской аналитической компанией «Fortune Business Insights» было опубликовано исследование, которое прогнозирует ежегодный рост космецевтического рынка на 8,9%.

Космецевтический рынок с каждым годом растет и динамически развивается, однако до сих пор идут распри, касающиеся идентификации продукции как космецевтической [2, 3].

Таким образом, актуальность работы выражена в определении идентифицирующих признаков, а также принципов для отнесения продукции к космецевтиче-ской через анализ существующих компаний-производителей космецевтики.

Цель исследования: провести анализ существующей нормативной базы, касающейся космецевтической отрасли, а также охарактеризовать текущую тенденцию на рынке через его анализ.

Материалы и методы исследования:

Основными методами является анализ законодательной базы национального и международного уровней, анализ ассортимента потребительского рынка, проведение сравнительный анализа космецевтики, косметических и лекарственных средств.

Результаты исследования и их обсуждение

Активно обсуждаемый новый класс продукции - «космецевтика» - занимает промежуточное место между косметикой и лекарственными средствами.

Как показал анализ литературы, в России официального юридического определения понятия «космецевтика» нет. Если такого термина в законодательстве нет, то и с правовой точки зрения космецевтика и косметические товары масс-маркета равны. Также законодательно не определено регулирование космецевтических продуктов. Таким образом, нет никаких юридических норм, которые позволили бы нам отнести конкретные средства к космецевтике [4, 5].

В Европе понятие «космецевтика» закреплено законодательно, но полноценный контроль над качеством выпускаемыхсредствотсутствует,ограничи-ваясь тестами на аллергические реакции.

Рассмотрим США, где данная группа средств выделена в отдельный сегмент продукции. К категории «космецевтика» в США относят лечебную косметику, в которой признается содержание лечебных компонентов. Ключевое отличие космецевти-ки заключается в количестве активных компонентов, из-за наличия в составе которых она не определяется как косметика.

Космецевтический американский бренд «Is Clinical», выпускаемый компанией Innovative Skincare - яркий пример симбиоза косметических и лекарственных средств. Стоит отметить, что на официальном российском сайте бренда «Is Clinical» слова «космецевтика» и «лечебная косметика» равносильны и употребляются как синонимы. Согласно заявлениям компании, используя растительные ингредиенты фармацевтического класса (сильнодействующие активные растительные ингредиенты), применяя ин-

новационную технологию, основанную на взаимодействии пептидов и факторов роста, команда учёных разработала продукты, обеспечивающие долгосрочные реальные результаты улучшения качества и текстуры кожи. Продукты «Is Clinical» проходят расширенные клинические испытания, что подтверждает наличие в открытом доступе результатов клинических исследований, проводимых компанией (например, клиническое исследование воздействия сыворотки GENEXC™ SERUM на гены). Компания акцентирует внимание потребителей на том, что их продукция способна не только обеспечить чистоту, здоровый цвет лица и уход, но и помочь людям избавиться от таких непростых косметических дефектов, как гиперпигментация, акне, розацеа, рубцы. Ассортимент товаров бренда большой и включает в себя кремы, сыворотки, спреи, скрабы, большинство из которых подходят для всех типов кожи и имеют минимальный список противопоказаний. Нельзя не заострить внимание на том, что многие из средств компании имеют специальную пометку «Только для профессионального применения!» и рекомендованы к использованию исключительно в салонах и клиниках.

Исходя из вышеперечисленной характеристики компании, продукты бренда «Is Clinical» можно рассматривать как товары, если не премиального сегмента, то средне высокого (например, на антивозрастной продукт - сыворотку номинальным объёмом 15 мл -цена варьируется в пределах 14 тысяч рублей).

На примере американского бренда «Is Clinical» мы можем выделить свойства, которыми должны обладать средства, заявленные как космецевтика:

• эффективность, подтвержденная научными исследованиями;

• наличие терапевтического эффекта, обеспечивающего избавление от дефектов кожи;

• видимая стойкая результативность;

• минимум противопоказаний и нежелательных последствий;

• отсутствие искусственных консервантов;

• способность оказывать профилактическое действие.

Возвращаясь к особенностям космецев-тических средств, отметим, что в косме-цевтике активных компонентов больше чем в уходовой косметике, но меньше, чем в фармацевтических препаратах [6-8]. Такие средства с активными ингредиентами, в идеале, должен назначать только врач-косметолог, так как космецевтика работает и при серьезных эстетических проблемах, а рецептура космецевтической продукции приближена к медицинским стандартам [9, 10].

В общей сумме к космецевтическим относят средства, содержащие биологически активные вещества, которые в определенных концентрациях не являются лекарственными, но при этом обладают лечебными и профилактическими свойствами [11, 12]. То есть к космецевти-ческим продуктам относятся средства, служащие для улучшения и украшения внешнего вида через активное воздействие. Применение антибиотиков и гормонов ограничено использованием фитоэстрогенов, в то время как в косметике их использование запрещено [13].

Определив принципы отнесения продукции к космецевтической, выделим компании, которые, согласно данным принципам, можно отнести к производителям космецевтических средств (табл.1).

Российские космецевтические Зарубежные космецевтические

бренды бренды

Альпика Ultraceuticals (Австралия)

Mirra Medi-Peel (Корея)

Ceramed Filorga (Франция)

ARKADIA Sesderma (Испания)

Teana DOCTOR BABOR (Германия)

Cosmomedica by Doctor Kondrasheva Holy Land (Израиль)

KORA Is Clinical (США)

Circadia (США)

Allies of Skin (Сингапур)

La Roche-Posay (Франция)

Dermatime (Испания)

Christina (Израиль)

Uriage (Франция)

USOLAB Medical (Южная Корея)

Pleyana (Швейцария)

Lierac (Франция)

Nuxe (Франция)

Martiderm (Испания)

Apivita (Греция)

Таблица 1 - Космецевтические бренды, представленные на

российском рынке

Зарубежные космецевтические бренды на российском рынке количеством превалируют над российскими брендами, от чего можно сделать вывод, что производство космецевтических средств в России только набирает обороты [14-16]. Можно ли из этого сделать вывод о том, что отсутствие адекватного законодательного регулирования является препятствием на пути развития отечественного космецевтического производства, остаётся под вопросом.

Что касается рынка сбыта космецевтиче-ской продукции. Несмотря на то, что данный продукт совмещает в себе признаки лекарственного средства, основным местом его приобретения являются не аптеки. Согласно статистики DMS в 2021 году аптеки занимают 4 место по возможному месту продаж. Основными источниками служат крупные сетевые магазины («Золотое яблоко», «РИВ ГОШ» и др.).

Всё больше потребителей ушли в «онлайн». В общей сложности за 2021 год доля косметических средств, заказанных через аптечный «онлайн», составила около 11%, и это на 2% выше, чем аналогичная цифра в 2020 году (а прирост по «онлайну» составляет 37%).

Также DMS определяет свою классификацию косметики, продаваемой в аптечной сети: активная (лечебная косметика), селективная (премиум и люкс-класс), масс-маркет.

Структура продаж рынка аптечной косметики изменилась в пользу лечебных косметических средств: доля активной косметики выросла на 1,1% в денежном выражении и на 4,1% в упаковках. Сегмент активной лечебной косметики занимает половину объема продаж всей косметики и играет ключевую роль (рис.1).

Рис. 1 - Соотношение аптечных продаж косметики в зависимости от типа косметического товара [17]

Выводы и заключение

Через анализ деятельности компании-производителя космецевтики «Is Clinical» определены идентифицирующие признаки космецевтических средств, отличающие их от косметической продукции и лекарственных средств, что позволило сделать сравнительный анализа космецевтики, косметических и лекарственных средств. С одной стороны, в отличие от косметики, космецевтическое средство допускается к выпуску в том случае, когда оно в состоянии восстановить, скорректировать и модифицировать функции кожи. С другой стороны, применение космецевтиков не предполагает системного эффекта на организм человека, влияния на обмен веществ, что отличает его от лекарственного средства.

Несмотря на ежегодный рост космецев-тического рынка на 8,9% и насыщенность российского рынка товарным ассортиментом как отечественного, так и зарубежного производства, проблема отсутствия адекватного законодательного регулирования до сих пор актуальна. Понятия «лечебная косметика» и «космецевтика» не имеют по закону отличий и не выделены в отдельную категорию, поэтому продажа не контролируется государственными органами. Активная реализация космецевтической продукции происходит «онлайн» через крупные сетевые магазины, а не через аптеки, как можно бы было ожидать.

Список использованных источников:

1. Гегечкори В.И., Кобахидзе Т.И., Пархимович П.О., Горпинченко Н.В., Передеряев О.И. Порядок регистрации лекарственных средств и косметической продукции в Российской Федерации и за рубежом // Фармация. - 2019. - Т. 68. - № 5. - С. 5-10. - DOI 10.29296/25419218-2019-05-01.

2. Зайцева А.В., Никулушкина Ю.С. Космецевтика: вчера, сегодня, завтра // Политика, экономика и инновации. - 2018. - № 1(18). - С. 18.

3. Ковальногова Ю.Н. Формирование факторов потребительского поведения на рынке фармацевтической косметики // Вузовская наука в современных условиях: сборник материалов 53-й научно-технической конференции. Ульяновский государственный технический университет, 2019. - С. 129-132.

4. Шадрина В.О. Специфика реализации космецевтики в РФ / В. О. Шадрина // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2016. - № 3(5). - С. 70-73. -

5. Сысуев Е.Б., Степанова Э.Ф., Курегян А.Г., Носкова В.Д. Фармацевтическая разработка: технология и анализ стандартных образцов витаминов на модели витамина А // Хранение и переработка сельхозсырья. - 2022. - № 2. - С. 96-106. - DOI 10.36107/ spfp.2022.289.

6. Сысуев Е.Б., Степанова Э.Ф., Носкова В.Д. Совершенствование технологии производства жирорастворимых витаминов на базе щелочного гидролиза // Фармация и фармакология. - 2022. - Т. 10. - № 3. - С. 255-266. - DOI 10.19163/2307-9266-202210-3-255-266.

7. Сысуев Е.Б., Носкова В.Д., Степанова Э.Ф., Петров А.Ю. Технология получения стандартного образца ретинола пальмитата, выделенного из природного сырья, определение основных показателей, характеризующих его качество // Медико-фармацевтический журнал Пульс. - 2022. - Т. 24. - № 10. - С. 72-78. - DOI 10.26787/nyd ha-2686-6838-2022-24-10-72-78.

8. Петров А.Ю., Сысуев Е.Б., Новикова Н. Некоторые особенности применения стандартных образцов в фармации // Роль технического регулирования и стандартизации в эпоху цифровой экономики: Сборник статей II Международной научно-практической конференции молодых ученых, Екатеринбург, 21 апреля 2020 года. - Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2020. - С. 21-32.

9. Носкова, В. Д. Фармацевтические плёнки как перспективная платформа для применения в медицинской практике и косметологии / В. Д. Носкова // Chronos. - 2022. - Т. 7. - № 8(70). - С. 13-15.

10. Сысуев Б.Б., Сысуев Е.Б., Митрофанова И.Ю. Разработка состава глазных капель бишофита с использованием биофармацевтических критериев // Бюллетень сибирской медицины. - 2011. - Т. 10. - № 5. - С. 162-166.

11. Большенкова Д.А., Сысуев Е.Б. Пищевые добавки. Влияние на организм человека // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 9. - С. 91a.

12. Воробьева С.И., Красильникова Д.Е., Носкова В.Д. Пути поиска перспективных источников сырья для получения витамина D, сфера возможного применения Отечественной субстанции в фармацевтической промышленности и стандартизации // Межотраслевые исследования как основа развития научной мысли: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Саратов, 27 августа 2022 года. - Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2022. - С. 37-42.

13. Евсеева С.Б., Сысуев Е.Б. Влияние экотоксикантов на лекарственные растения // М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Геогриевский технологический ин-т (фил.) Гос. образовательного учреждения высш. проф. образования «Северо-Кавказский гос. технический ун-т». - Георгиевск: ГТИ (фил.) СевКавГТУ, 2007. - 92 с. - ISBN 978-5-903132-11-9.

14. Квачахия Л. Л. Тенденции на рынке продаж аптечной косметики // Иннов: электронный научный журнал. - 2018. - № 6(39). - С. 27.

15. Додина А. И. Анализ конъюнктурных параметров развития российского рынка космецевтических средств в 2009-2020 годах // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2021): сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 25 мая 2021 года. - Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2021. - С. 131-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Денисова К. С. Анализ рынка косметических средств для домашнего ухода // Материалы X Юбилейной Международной научно-практической конференции молодых ученых-медиков, Курск, 26-27 февраля 2016 года / Под редакцией В.А. Лазаренко, И.Э. Есауленко, Р.Ш. Хасанова. - Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2016. -С. 242-245.

17. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России 2021». https://dsm.ru

© Носкова В.Д., Нурмамедова Е.Э.,2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.