48 3. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 343.9 ББК 67.51
С.У. Дикаев*
коррупция - ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИИ
Аннотация: Принятие комплекса антикоррупционного законодательства существенным образом не сказалось ни на количестве, ни на качестве совершённых коррупционных преступлений.
Ключевые слова: коррупция; взятка; бедность; чиновник; противодействие коррупции.
S.U. Dikaev
CORRUPTION AS A PERENNIAL RUSSIAN PROBLEM.
Summary: The enactment of the anti-corruption legislation has influenced over neither the quantity nor the quality of the committed corruption crimes.
Key words: corruption; bribe; poverty; official; fight against corruption.
Последние годы в России ведётся кампания по противодействию коррупции. Тот факт, что эта проблема вынесена на передний план современной российской политики, говорит, что общество подошло к тому порогу терпимости, когда коррупционные отношения стали не просто тормозить поступательное развитие общества, но и стали представлять реальную опасность для верховной власти государства. В российском обществе зреют протестные настроения, жизнь большинства населения России не улучшается и разрыв между бедными и богатыми только увеличивается. Но политики не устают, как заклинание, повторять: «Нам не нужны революции...». Вопрос в том, кому это «нам»? Думаю, что всё становится понятным, если революции не нужны «им», то есть тем, кто, пользуясь своим должностным положением, решил все свои проблемы, проблемы членов своих семей, родственников, друзей, знакомых... Конечно, революции не нужны тем, кто накопил колоссальные богатства и держит их на счетах заграничных банков,
* Салман Умарович Дикаев — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России, президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected] © С.У. Дикаев, 2011
тем, у кого жёны и дети стали банкирами, членами советов директоров крупных компаний. Это те, кто обеспокоен только сохранением своего положения, а не бедственным положением большинства населения России.
Разве такие капиталы и такие «тёплые» местечки для своих во власти и в бизнесе — не результат протекции влиятельных мужей, родителей, друзей? Разве такая протекция — не элемент коррупции? Может, чиновники из верховной власти объяснят народу, за какие заслуги многие наши министры и банкиры поставлены на такие должности, что они сделали для российского общества, чем они заслужили такую милость и, главное, по чьей милости они занимают эти посты? Почему даже при явных упущениях в работе они остаются на своих должностях? Для меня, как и для многих, совершенно очевидно, что такие назначения происходят по принципу личной преданности, а не профессионализма и деловых качеств человека. Очевидно и то, что назначение на должности по принципу личной преданности — это возможность манипулирования и злоупотребления не только своими полномочиями, но и полномочиями назначенца. Поэтому прежде чем начать антикоррупционную кампанию, представители высшей власти государства сами должны были освободиться
от всяких подозрений и упрёков в коррупции в свой адрес. Иначе получается: «Для друзей — все, а для народа — закон по противодействию коррупции». Революции в истории России случались много раз, хотя в них царизм и не был заинтересован и жестоко преследовал самих революционеров. Революции случаются тогда, когда народ, доведённый до отчаяния, видит в революции единственно возможный вариант улучшения своего положения.
Вот объяснения декабриста Кюхельбекера о причинах заговора 14 декабря 1825 года:
«1) злоупотребления, которые господствовали в большей части отраслей государственного управления, особенно же в тяжебном судопроизводстве, где лихоимство и подкупы производились без всякого стыда и страха;
2) угнетение истинно ужасное, в котором находится большая часть помещичьих крестьян;
3) совершенный упадок торговли и промышленности и общий недостаток в деньгах;
4) распространяющееся в простом народе развращение нравов, особенно же лукавство и недостаток честности, которое приписывал угнетению и всегдашней уверенности, в коей раб крепостной находился;
5) недостаточное воспитание и поверхностное обучение высших состояний юношества, которое в училищах, пансионах и даже университетах учится всему, а на поверку редко что знает основательно;
6) совершенное невежество, в котором коснеют у нас простолюдины, особенно же землепашцы;
7) крайнее стеснение, которое российская словесность претерпевала не в силу цензурного устава, но, как полагали, от самоуправства цензоров».1
Полагаю, что спустя почти 200 лет в России мало что изменилось, и все причины, некогда побудившие декабристов пожертвовать собой, сохраняются: упадок нравов, поверхностное образование, неправосудный суд, крайне униженное состо-
1 Цит. по Гернет М.Н. История царской тюрьмы: в 5-ти т. 2-е изд. доп. и пересмотр. Т.1. — М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР — 1946. — С. 87, 88.
яние 90 % населения и вседозволенность действий олигархов, тотальная коррупция чиновников. Чем всё это не благодатная почва для террористов и экстремистов?
Должно быть очевидным, что организованное выступление молодёжи — современных «декабристов» — 11 декабря 2010 года на Манежной площади (случайное ли совпадение дат?) в Москве, декоративно хотя и было направлено против «кавказцев», но истинные причины этого выступления были совсем другими. Накопившуюся у российской молодёжи злобу на своё безысходное положение путём умелой манипуляции направили на кавказцев. Но, если такой трюк сегодня прошёл, в следующий раз лозунги таких выступлений могут иметь иное содержание и иного адресата. В России испокон веков добиться народу своих прав, принудить власть делать хоть что-то в интересах большинства народа, было возможно только посредством бунта («бессмысленного и беспощадного», как характеризовал А.С. Пушкин русский бунт) либо революций. «Государь, что было причиной заговора нашего, спросите самого себя, — писал другой декабрист, Каховский,
— что, как не бедствия Отечества?..».2
Поэтому для того, чтобы избежать массовых протестов и очередной революции, нужны не заклинания и обещания, которых было много и от коммунистов, и от демократов, и от либералов, а реальные действия по нормализации жизни российского народа.
Но всё же стоит согласиться с тем, что революции нам крайне не желательны. Велика вероятность того, что, устроив в России революцию, его организаторы преспокойно уедут за границу к своим семьям и деньгам. Коварство, алчность и цинизм российских олигархов, и вообще большинства людей бизнеса и чиновников, не знают границ. За взятку возможно получение разрешения на плавание прогнившей посудины «Булгария», в результате утопили сотни человек. Ранее таким же образом заживо сожгли более ста человек в ночном клубе «Хромая лошадь». Приведённые примеры говорят о том, что Россия несёт колоссальные людские потери от ненадле-
2 Там же. — С. 93.
50 3. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
жащего исполнения должностными лицами своих обязанностей. В большинстве случаев к этому их провоцируют алчные бизнесмены. В условиях, когда одни безнравственные люди обладают деньгами, а другие полномочиями, при позорно низкой заработной плате, иного, видимо, ожидать не приходится. Этот криминологически значимый вывод говорит о том, что с коррупцией в России действительно надо что-то делать.
И вроде бы многое делается. В частности, принято большое число правовых актов (федеральных и региональных) и планов различных ведомств (всего более 300) по противодействию коррупции, созданы комиссии, комитеты, общественные движения. Но каков результат? Результата ожидать нам не стоит, поскольку, как правильно отметил профессор П.А. Кабанов, мы наблюдаем не работу, а имитацию работы в этом направлении. Вряд ли для кого-нибудь секрет, что антикоррупционный инструмент находится в руках самих же коррупционеров, что он используется для борьбы с неугодными во власти и в бизнесе. А этот инструмент, как представляется, должен быть в руках людей честных и бескорыстных, обладающих широкими полномочиями в отношении всех должностных лиц, начиная с главы государства и кончая служащим муниципалитета или главврачом поликлиники. Избирательное использование антикоррупционного законодательства, как мы наблюдаем в настоящее время, дискредитирует саму идею борьбы с коррупцией, порождает новые его виды.
Прежде чем остановиться на извечном русском вопросе «Что делать?», хочу напомнить, что такое «коррупция», согласно Закону «О противодействии коррупции»3.
Коррупция — это: а) злоупотребление служебным положением (ст.ст. 285, 289, 292, 292.1 УК РФ); б) дача взятки (ст. 291 УК РФ); в) получение взятки (ст. 290 УК РФ); г) злоупотребление полномочиями (ст.ст. 201, 202 УК РФ); д) коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ); е) иное незаконное использование физическим лицом
3 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета. — 2008. — 30 декабря.
своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; ж) совершение этих же деяний от имени или в интересах юридического лица.
Все действия, из которых слагается понятие «коррупция», образуют объективную сторону того или иного состава должностного преступления. Последние два пункта «е» и «ж» тоже содержат разновидности злоупотреблений служебным положением или служебными полномочиями, поэтому в зависимости от конкретных обстоятельств дела действия, указанные в этих пунктах, образуют признаки того или иного должностного преступления. Должностные лица, совершая коррупционные действия, не только получают взятку, но и нередко являются субъектами дачи взятки (ст. 291 УК РФ), например, при покупке должности, взятка за попустительство и прочее.
Теперь посмотрим на статистику. Сравним показатели 2007 и 2010 годов, имея в виду, что основная часть антикоррупционной нормативной базы была сформирована в 2008-2009 гг. Такое сравнение должно показать, как среагировала коррупционная преступность на антикоррупционную кампанию. Однако найти пригодные для сравнения данные по большинству коррупционных преступлений оказалось задачей не из лёгких, поэтому ограничимся статистикой по трём составам преступлений — ст.ст. 204, 290 и 291 УК РФ.
Так, по ст. 204 УК РФ — злоупотребление полномочиями — в 2007-2010 гг. было выявлено 1785 (+2 %) / 1569 (-7,5 % к 2006 году) преступлений соответственно. Из них группой лиц и группой лиц по предварительному сговору — 102 (+148,8 %) / 41 (— 43,8 %), а организованной группой 202 (+778 %) / 43 (+ 437 %). Выявлено лиц, совершивших эти преступления, 684 (-12,5 %) / 757 (+22,9 %).
По статье 290 УК РФ — получение взятки — в 2007 году было совершено 6788 преступлений (+ 3,7 %), а в 2010 — 7747
преступлений (-1,4 %). Из них группой лиц и группой лиц по предварительному сговору — 217 (+37,8 %) / 311 (+ 59,5 %), организованной группой 77 (-53,6 %) / 96 (+550 %). Выявлено лиц — 2285 (+3,5 %) / 2483 (-4,3 %).
Статья 291 УК РФ — дача взятки: в 2007 году было совершено 4828 преступлений, что составило к аналогичному периоду 2006 года + 6,9 %, а в 2010 году — 4265 преступлений (-19,3 %). Из них группой лиц и группой лиц по предварительному сговору — 19 (-69,4 %) / 14 (-44 %). В 2010 году не выявлено ни одного случая дачи взятки организованной группой, против двух случаев в 2007 году. Выявлено лиц — 3984 (+10 %) / 3845 (-15,1 %) соответственно.
Всего же преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ) в 2007 году было совершено 35 714 (-2,9 % к аналогичному периоду 2006 года), а в 2010 году — 37 255 преступлений (-13,5 %). Из них группой лиц и группой лиц по предварительному сговору — 832 (— 17,0 %) / 656 (-28,3 %) преступлений, организованной группой или преступным сообществом
— 98 (-57,2 %) / 97 (-12,6 %). Выявлено лиц, совершивших должностные преступления в 2007 году, 12 111 (-2,7 %) и 13 311 (-9,9%) в 2010 году.
Из приведённых цифр статистики вытекает следующий вывод. Принятие комплекса антикоррупционного законодательства существенным образом не сказалось ни на количестве, ни на качестве совершённых коррупционных преступлений. Соответственно, все наши потуги в данном направлении пока оказываются напрасными. Напрасно ввели обязательное декларирование доходов госслужащих (изводя тонны бумаги и отвлекая от основной работы госслужащих). Напрасными оказались и более 300 антикоррупционных правовых актов, поскольку и существовавшая нормативная база вполне справилась бы с этой задачей.
Теперь несколько слов о том, «что делать?»
Авиценна, восточный врач и мыслитель, изрёк: «Что делать! В этом обществе
ослов кто не осёл — сочтён неверным будет...».
В условиях тотальной коррумпированности всех ветвей и всех уровней власти любой добропорядочный человек, попавший в эту самую власть, вынужден будет стать «ослом», иначе его сочтут неверным, устроят провокацию, обвинят в коррупции и нарисуют «галочку» раскрытого коррупционного преступления. Любое коррупционное проявление со стороны государственного служащего должно ставить «крест» на возможности когда-либо поступить на государственную службу. Есть смысл подумать над тем, чтобы в листок по учёту кадров ввести строку, схожую со строкой о судимости лица, поступающего на службу.
В рамках начатых реформ государственной службы следует отсечь от власти людей корыстных, ищущих во власти не возможность служить народу, а возможность наживаться. Вместе с тем ожидать позитивных результатов в борьбе с коррупцией возможно при достаточно высоком материальном вознаграждении труда чиновников. Низкие зарплаты — порой единственный мотив для коррупционных проявлений государственных служащих. Мы во всём стараемся равняться на Европу, но только не по уровню заработной платы. Согласно опросам, у более чем 90 % опрошенных месячная заработная плата хватает на 10-15 дней. Недостающая сумма «добывается» в одних случаях путём устройства на вторую или третью работу, в других — заводя подсобное хозяйство, а в третьих, незаконными путями. Понятно, что первые два случая существенно снижают качество жизни человека, истощают человеческий организм, что негативно влияет на продолжительность жизни. Поэтому большинство идёт по лёгкому пути, выбирая незаконное обогащение. Прежде чем требовать от чиновника честной службы, нужно решить его материальные проблемы. Например, реформа МВД предполагает повышение заработной платы сотрудников полиции только с 1 января 2012 года. А как прожить сотруднику, работающему порой по 18 часов в сутки, в 2011 году с зарплатой 10-15 тыс. рублей? Сколько судеб сотрудников полиции будет поломано до получения этой заветной зарплаты?