ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ / CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY
УДК 343.9:328.185 DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017.1.117-128
С. К. БАУМИК1, 2
1 Джадавпурский университет (Индия) 2 Цукубский университет (Япония)
КОРРУПЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ УНИЧТОЖЕНА ТОЛЬКО СОГЛАСОВАННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ВО ВСЕМ МИРЕ
Цель: выявление взаимосвязи и взаимообусловленности коррупции с другими социальными явлениями и выработка на основании анализа вышеназванных явлений новых мер правового характера по противодействию коррупции. Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: формально-логический, сравнительно-правовой. Результаты: на основе анализа научной литературы, законодательства о противодействии коррупции выявлено, что коррупция в финансовой сфере является главным препятствием развития человечества, а немонетарная коррупция прямо или косвенно связана с ней. Коррупционные денежные потоки на национальном и международном уровнях такие же мощные и неприкрытые, как законные финансовые потоки. Коррумпированные лица и группы по-прежнему находятся вне досягаемости закона. По-настоящему эффективные антикоррупционные меры не входят в спектр деятельности правителей мира. В связи с этим необходимо достичь всеобщего согласия в вопросе противодействия коррупции. Народы Китая и Индии особенно значимы в сфере борьбы с коррупцией благодаря своей многочисленности. Население этих стран может сыграть особую роль, побудив свои правительства предпринять борьбу с коррупцией, поскольку именно эти народы больше всего страдают от данного явления в своей повседневной жизни. Кроме того, низкий уровень жизни многих стран мира объясняется на самом деле коррупцией. Научная новизна: в статье впервые рассмотрены характерные особенности коррупции в мире, выявлены взаимосвязи коррупции с другими социальными явлениями в разных государствах.
Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, просветительской и образовательной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с противодействием коррупции.
Ключевые слова: уголовное право и криминология; коррупция; предупреждение коррупции
Как цитировать статью: Баумик С. К. Коррупция может быть уничтожена только согласованными действиями во всем мире // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 1. С. 117-128. DOI: 10.21202/1993-047Х.11.2017.1.117-128
Введение
В основе всемирного антикоррупционного движения лежит задача защитить базовые права человека и обеспечить создание такого мира, где каждый будет жить достойно. Этот принцип нарушается, поскольку
«Коррупция является причиной и одним из факторов войн и нарушения безопасности человека» [1]. В настоящее время наиболее актуальными проблемами с точки зрения развития человечества являются неравенство, бедность и неграмотность. С доисто-
рических времен неравные возможности являлись первопричиной коррупции. В настоящее время страны мира делятся на развитые и развивающиеся, что также связано с неравенством и коррупцией. Одним из примеров слаборазвитых стран является Нигерия. Государственные органы в этой стране коррумпированы, имеют прямые и косвенные связи с преступными сообществами, прикрываясь целями глобального экономического развития. Ситуация усугубляется слабым развитием демократии. Sarah Chayes приводит пример глубокой развращенности юридической системы Нигерии, с которой она столкнулась, приехав в эту страну в качестве адвоката по делу террористической организации «Боко харам»: «Сара, - сказал прокурор, -мы постоянно говорим о деньгах. Но дело не только в деньгах... Если хотите выиграть это дело, придите к судье с красивой девушкой» [2]. Ряд государственных лиц даже поддерживают национальный и международный терроризм (косвенная монетарная коррупция). В результате терроризм угрожает теперь всем странам мира, включая высокоразвитые страны [2].
Президент Пакистана Мамнун Хусейн отметил: «Бедность и неграмотность - главные источники коррупции, преступности и экстремизма, и противостоять им можно только с помощью развития всеобщего образования, чтобы будущие поколения смогли построить в стране общество без коррупции и преступности» [3]. Это заявление особенно примечательно, поскольку сделано президентом одной из развивающихся стран, которая в значительной степени находится под влиянием террористов. Народ в такой бедной стране нуждается, прежде всего, в еде, одежде и жилье. В процессе развития общества появился демократический строй, «... чтобы власть народа, волей народа, для народа, не исчезла с лица Земли» [4].
Основная задача бедных стран - обеспечить общие правопорядок и законность, чтобы удовлетворить базовые потребности граждан. «Коррупция ежедневно ущемляет права и свободы миллионов людей, поддерживая бедность и препятствуя экономическому развитию» [5]. Народы этих стран оказываются под давлением коррупции с обеих сторон: с одной стороны, это широкое распространение внутренней коррупции, а с другой - международная организованная коррупция. Коррупция второго типа является более планомерной, она подкреплена международным бизнесом. При этом используются местные мафии
и преступный мир, а также коррупционеры внутри страны, помогающие эксплуатировать бесценные природные ресурсы и дешевую рабочую силу. Давно и широко известно, как международный финансовый сектор подкупает влиятельных мафиози и политиков, а также законодателей для захвата ценных активов государства [6]. Очевидно также, что такие крупные и организованные коррумпированные корпорации предпочитают работать в условиях правопорядка, чем в неуправляемом окружении. Правительства и подкупленные законодатели отвечают за поддержание правопорядка любой ценой для обеспечения беспрепятственного развития бизнеса, прикрываясь целями развития.
Опасность организованной коррупции для человечества возрастает. Примечательно, что в указанное число групп, поддерживающих коррупцию, - мафиози, бизнесменов и законодателей - начали входить и крупные ученые, призванные предвидеть препятствия на национальном и международном уровнях. Чтобы обеспечить их поддержку и научное обоснование деятельности корпораций, разработаны коррупционные схемы сверхщедрой оплаты рекомендаций ученых. «К счастью, в таких странах, как Македония, она [коррупция] ограничена кругом алчных элит: политиков, управляющих, университетских профессоров, врачей, судей, журналистов и чиновников высшего звена» [7]. Достаточно сказать, что в демократических обществах «жадные элиты» осуждаются в научных и политических кругах, а в бедных и развивающихся странах их аппетиты ничем не ограничены. Самые коррумпированные корпорации действуют в западных странах, в первую очередь в США.
Очевидно, что главные коррупционеры мира бизнеса действуют в западных странах, так уважаемых многими как образец цивилизованности. Но еще печальнее, что десять наиболее коррумпированных политиков принадлежат развивающимся странам, которые не достигли результатов ни в экономике, ни в развитии демократии. Коррумпированные политики поддерживают сети от местных преступных группировок до крупных мафиози, которые поддерживают власть и предоставляют финансирование, получая взамен возможность использовать политическую власть для массового ограбления и эксплуатации народа [7]. Стремясь к достижению политического успеха, лидеры используют любые средства, чтобы получить
большинство голосов избирателей. Данная система действует повсеместно, с небольшими различиями в области экономических и социальных условий. В рамках этого политического сценария многие чиновники, включая полицейских и административный персонал, связаны с политической деятельностью за плату, что является не чем иным, как коррупцией. «В последние несколько лет проблема коррупции - использования официального положения в целях личной выгоды - все больше привлекает внимание ученых и политиков. Коррупционные скандалы затронули правительства как развитых, так и развивающихся стран» [8]. В условиях современной системы финансового инвестирования рядовые граждане могут получать прибыль на фондовых биржах. При этом их интересует не «коррупция», а лишь дивиденды или прибыль от рыночных механизмов корпоративного регулирования, что представляет собой игру в казино. При этом существует также большое количество акционеров и мелких предпринимателей, которые напрямую участвуют в получении дохода от акций; этот процесс известен как регулируемая коррупция в корпорациях. Таким образом, огромная доля сознательного и просвещенного населения не участвует в борьбе с коррупцией по профессиональным причинам.
В настоящее время лишь очень незначительное количество образованных людей участвует в борьбе с коррупцией ради всеобщего блага. Однако все граждане, включая простых людей, не связанных с системной коррупцией, выступают за принятие немедленных и надежных мер против этой смертельной болезни общества, разъедающей его подобно СПИДу и угрожающей более страшными последствиями, чем Вторая мировая война.
Самые сознательные граждане и руководство стран должны взять на себя ответственность и создать общество без коррупции таким образом, чтобы завоевать доверие всего остального мира.
Борьба с коррупцией требует, прежде всего, последовательных шагов, а именно:
1. Установление факта коррупции.
2. Определение лиц, ответственных за факт коррупции.
3. Выявление ответственных лиц высшего звена, непосредственно не участвовавших в акте коррупции.
4. Применение жестких мер к лицам, ответственным за факт коррупции.
5. Беспристрастное установление получателей выгод от факта коррупции из числа представителей организации или государственных органов.
6. Выяснение параметров приговора и наказания в соответствии с прямым или косвенным ущербом жизни и имуществу или развитию.
7. Применение мер международного воздействия к ответственным организациям или государственным органам с целью ликвидации международного преступного сообщества.
8. На основе непредвзятого научного исследования установление причины факта коррупции и определение ее в соответствии с международными практиками.
После осуществления вышеуказанных шагов на должном уровне дальнейшие антикоррупционные меры будут предприниматься на уровне общественного доверия. В условиях неравенства коррупция является непрерывным процессом, так как неравенство выступает ее источником. Следовательно, необходимо минимизировать, а затем ликвидировать неравенство - это самая злободневная задача общества.
С точки зрения человеческой психологии источником коррупции являются различия в индивидуальном мировоззрении и неограниченные потребности определенных лиц. Стремясь к сверхприбылям, они в конечном итоге способствуют терроризму и войнам. На начальном этапе коррупция развивается на индивидуальном уровне. Затем в нее вовлекаются большие массы людей, а крайним ее выражением является терроризм и военные действия, поддерживаемые правительствами.
Оптимальный уровень противодействия коррупции должен затрагивать лишь очень ограниченный круг высокопоставленных лиц. Антикоррупционное движение набирает популярность во всем мире. Однако парадокс состоит в том, что известные коррупционеры становятся частью антикоррупционного движения. В условиях развитой коррупции темпы ее распространения превышают темпы борьбы с коррупцией.
Хотя это явление во всем мире оборачивается терроризмом, правители мира избегают ответственности за свое бездействие.
В развивающихся и бедных странах проблема коррупции настолько тяжела, что пронизывает все стороны жизни, от повседневных мелких преступлений вроде карманных краж до террористических ак-
тов с массовой гибелью людей. Антикоррупционные движения в таких странах очень слабы и не могут повлиять на ситуацию. В экономически развитых странах принято вежливо отмалчиваться о проблеме коррупции, словно ничего не происходит. Коррупция развивается на официальном и организованном уровнях при попустительстве закона. Организованная преступность налаживает взаимовыгодное сотрудничество с политическим, экономическим и социальным аппаратом государства. Для обеспечения безопасности своих операций они также развивают связи с представителями юридической власти на местном и/ или национальном уровне соответствующих стран [9]. Юридические системы этих государств настолько подвержены коррупции, что можно подкупить и судей. Даже мировая сверхдержава США не способна победить коррупцию в юридической сфере. В этой стране «преступники могут различными способами обеспечить себе необходимый уровень неприкосновенности со стороны закона. Они могут наладить партнерские отношения с правосудием» [10].
Человечество в целом можно рассматривать как биологическую систему. Коррупция захлестывает его так же, как инфекция, передающаяся от одного инфицированного к другому через тесный контакт. Такое заражение сначала не имеет внешних проявлений, как СПИД, который поражает иммунную систему. Как пациент с ВИЧ, цивилизация не имеет внешних симптомов заболевания, но приближается к экономической гибели. Лечение этого социального заболевания очень затруднено, так как оно поражает систему защиты (социальную и административную), включая систему правосудия, тем самым уничтожая иммунную систему общества.
Необходимо предотвратить гибель общества и всей цивилизации. Во всем мире следует предпринимать единые антикоррупционные меры под контролем государства. Виновные легко обнаруживаются. Они окружают нас, соседствуют с нами и даже являются членами движения против коррупции. Но с точки зрения закона они невиновны. Время от времени представители закона могут предъявлять им доказательства вины в виде документов, но благодаря тесным связям с влиятельными политическими и бизнес-элитами им удается уйти от ответственности [11]. Transparency International, одна из волонтерских исследовательских организаций, заявляла, что «Совет директоров TI
(1 декабря 2014 г.) представит эффективные методы для формулирования позиции и публикации данных о мультинациональных корпорациях, вовлеченных в коррупционную деятельность, включая подкуп государственных служащих иностранных государств и использование схем отмывания денег» [12]. Таких заявлений и рекомендаций более чем достаточно во всем мире. Однако действительно влиятельные международные организации (например, ООН) либо бессильны бороться с таким всеобъемлющим злом, как коррупция, либо не хотят делать этого из-за собственной подверженности этому недугу.
Такое положение приводит к тому, что коррупция, подобно СПИДу, заражает также аппарат и механизмы антикоррупционной борьбы. Мишенью ее становится демократическая система, как самая распространенная в мире. Как и СПИД в иммунной системе человека, коррупция поражает саму демократию, получая при этом лучшую защиту от нее. При демократии власть принадлежит выборным законодателям. Именно они подвержены всем видам коррупции и незаконной деятельности. «Представители политической элиты с помощью коррупции удерживают власть и защищают свои интересы за счет остального населения» [13]. Однако коррупция не расцвела бы без прямой или косвенной административной поддержки.
Конституция и закон - это «кровеносная система» экономики в условиях демократии. Правительство и властные структуры заражены смертельным «вирусом коррупции», который распространяется через международную торговлю и транспорт. А именно законодатели коррумпированы так же, как возбудитель СПИДа атакует клетки (CD4) иммунной системы человека. В результате практически невозможно изолировать или защитить цивилизацию от смертельной болезни. Даже страна с самой развитой экономикой бессильна разработать вакцину от зараженных коррупцией законодателей. Бывший президент США Джимми Картер отмечал: «Сейчас [Соединенные Штаты являются] не более чем олигархией, в которой безграничное политическое взяточничество служит основой для выдвижения кандидатов и избрания президентов. То же касается выборов губернаторов, сенаторов и членов конгресса... Теперь мы наблюдаем полное ниспровержение нашей политической системы, от которого выиграли именно те, кто внес в него основной вклад.» [14].
Коррупция, как институциональная, так и денежная, теперь перешагнула границы стран, при этом постоянно меняя облик, как поверхностный антиген, что является основной характеристикой ВИЧ. Как показывают биомедицинские исследования, эффективная вакцина должна увеличивать количество антител, борющихся против определенного антигена микроба или вируса. Поскольку ВИЧ непрерывно меняет свои целевые антигены, надежная вакцина пока не создана. Таким же образом мир коррупции отличается постоянно меняющейся формой и своими проявлениями, чтобы себя обезопасить. Коррупция пользуется поддержкой финансовых и политических сил как «генетическим кодом», изменяя свой облик вслед за меняющимися условиями. Ярким примером является недавняя ситуация в Бразилии: «84-летний господин Малуф, бывший мэр Сан-Паулу, обвиняемый в США в присвоении более 11,6 миллиона долларов с помощью откатов, заявил, что он против сомнительных сделок, которыми занимается правительство» [15]. Очевидно, что вакцинация как средство против коррупции недостаточно эффективна, пока ее целью не становятся законодатели, ключевые фигуры политической власти. В условиях выборности правительства они являются основным регулирующим фактором борьбы с коррупцией. Выборы демократического правительства находятся под полным контролем финансовых кругов, который осуществляется как законными, так и незаконными методами.
Таким же образом следует бороться с коррупцией в двух крупнейших демократических странах мира. Так, для своей победы на выборах Трамп использовал идеологию белого расизма в условиях спада экономики, а правое правительство Индии (Хиндутва) использовало эмоциональный лозунг «Направить незаконные финансы на поддержку простых людей». Неожиданный результат выборов президента США и демонетизация Индии правительством Моди - лучшее проявление политической воли, направленной на контроль черных денег. Правительство Моди занимается крупной коррупцией во имя антикоррупционного движения. Оба эти примера показывают, как демократические коррумпированные системы используют эмоциональный шантаж граждан при голосовании.
При борьбе с коррупцией ключевой целью воздействия должны быть законодатели как орган,
регулирующий иммунную систему демократии. Единственный способ лечения - ограничение круга зараженных коррупцией законодателей и изоляция их от общества, пока не выработан способ воздействия на коррупционеров. Зараженные коррупцией законодатели в правительстве играют роль пораженной защитной системы. Несложно выделить конкретных лиц и наказать их по закону, если общество в целом имеет достаточную мотивацию и волю, чтобы оказать давление. Говоря конкретнее, такие коррумпированные лица должны быть отнесены к группе «нулевой терпимости», по определению, которое было сформулировано на 16-й конференции Международного антикоррупционного комитета в Путраджайе [16].
Обсуждение
Нулевая терпимость к безнаказанности коррупции - одних только слов недостаточно, ведь граждане хорошо знакомы с быстрым прекращением всех строгих мер борьбы с коррупцией. Управление ООН по наркотикам и преступности (UNDOC) отмечает, что «Конвенция ООН против коррупции (ЦЫСАС) является единственным имеющим законную силу универсальным инструментом борьбы против коррупции... Он касается различных форм коррупции, таких как влияние на совершение сделок, злоупотребление властью, а также различные коррупционные действия в области частного права» [17]. Эти слова говорят о наличии больших пробелов в антикоррупционных мерах, тогда как все народы Земли ждут хотя бы минимального прогресса в этой сфере. Глобальные антикоррупционные действия еще только предстоит разработать. На национальном уровне антикоррупционные меры также не вызывают доверия граждан.
Нельзя терять времени при противодействии этому заболеванию общества, так как оно поразило всю демократическую систему, включая как развитые, так и развивающиеся страны. Только совместные усилия могут изменить эту ситуацию. Поэтому именно ООН, ОЭСР и другие международные организации должны инициировать всеобщие действия по борьбе с коррупцией, несмотря на различия политических систем разных стран и противоречия в их внешней политике. «ЦЫСАС, ОЭСР и другие международные и межрегиональные соглашения, материалы саммитов Большой семерки и Большой двадцатки
отражают интересы разных стран, но все они признают, что ситуация с коррупцией очень серьезна; ОЭСР выразила это в заявлении «Конфликт интересов» таким образом: «Коррупция может возникать как следствие конфликта интересов, который не был должным образом выявлен и преодолен». Данные за 2013 г. об исполнении Конвенции против коррупции содержат материалы, добровольно предоставленные только 40 странами.
Практика показывает, что всемирные организации, призванные бороться с коррупцией, не проявляют в этом большой активности; возможно, они, напротив, способствуют ее распространению.
Наихудшей формой коррупции в мире является терроризм, от которого в настоящее время страдают все страны. Теперь все увидели, что предпринимаемые меры недостаточны. С первого взгляда видно, что антикоррупционные действия в борьбе с этим злом несерьезны и недостаточны. Люди не понимают действий властей, политика вызывает все более негативные чувства. Свои обоснованные опасения премьер-министр Индии господин Нарендра Моди выразил в своей речи в Брюсселе: «Печально, что ООН до сих пор не может дать определение терроризму» [18]. Эпизодические, направленные против отдельных личностей действия не могут принести результатов. Наоборот, коррумпированные силы становятся еще энергичнее и эффективнее в противодействии своим противникам.
То же происходит в области биомедицины при резистентности микробов антибиотикам. Вирус иммунодефицита генетически лучше приспособлен к постоянно меняющимся разновидностям поверхностных протеинов. Коррумпированные круги привыкли прятаться среди законодателей, членов правительств и постоянно изменяют форму, приспосабливаясь к политикам, финансистам, судьям, руководителям корпораций и даже ученым. Характер законодателей легко подчиняется и приспосабливается к нуждам коррупции. Они хорошо понимают, что антикоррупционные меры на национальном и международном уровнях неэффективны, так как сами защитные системы заинтересованы в коррупции.
Перед международными организациями, такими как ООН, стоит нелегкая задача удовлетворить требования общественности и воплотить в жизнь лозунг «Нулевая терпимость к безнаказанности коррупции».
Организацией Объединенных Наций одобрена деятельность Международной ассоциации органов противодействия коррупции (IAACA), которая признана международным сообществом. Однако эта организация почти не функционирует, не считая нескольких встреч и семинаров до 2014 г. IAACA имеет полномочия создавать законодательство на международном уровне, как и ООН. В Панамской декларации этой организации было заявлено: «Мы, представители органов противодействия коррупции 97 государств -членов ООН и регионов, а также восьми международных организаций». Но, как правило, эти представители зависят от тех органов, которые и ответственны за коррупцию: «Убеждены, что соответствующие правительственные органы, гражданское общество и профессиональные организации могут проводить независимую и совместную работу по эффективному исполнению UNCAC» [19].
Ситуация критична, поскольку политические структуры национального и международного уровня коррумпированы. Об этом пишут и российские исследователи [20-26].
Еще одна организация - Международная антикоррупционная конференция (IACC) - это добровольное объединение выдающихся представителей закона, экономики и правительств в рамках организации Transparency International (TI). В настоящее время это основная организация, занимающаяся исследованиями прозрачности и коррупции. Его задача - сообщать о проблемных ситуациях правительствам соответствующих стран и международным организациям, но не более того.
Руководящие органы соответствующих стран могут следовать этим рекомендациям или отклонить их. В зависимости от конкретного случая и мотивации правительство может отправить коррупционера под суд или никак не отреагировать, поскольку правительства не обязаны следовать рекомендациям IACC. Случается также, что заинтересованные правительства впрямую используют судебные процессы в пользу преступников. Это делается, чтобы ввести в заблуждение и успокоить мировое сообщество, узаконив коррупционные действия.
Зачастую коррумпированные лица, группы или организации, вовлеченные в финансовые или преступные махинации, остаются невидимыми для глаз общественности. Это может происходить двумя
путями. В западных странах поддерживаются закон и правопорядок, так что коррупция осуществляется без огласки. Но такая коррупция значительно превышает по масштабам коррупцию в развивающихся странах. В бедных странах некоторые коррупционные схемы также сложно распознать. Население нередко снабжают продовольствием, одеждой и даже жильем в виде пожертвований. Также часто им предоставляют бесплатное медицинское обслуживание или медикаменты за счет неправительственных или благотворительных организаций. В большинстве случаев за такой благотворительностью стоит чья-то политическая или финансовая выгода. Говоря словами Чарльза Кенни, «западные политики, бизнесмены и сотрудники благотворительных организаций не сомневаются, что в развивающихся странах коррупция распространена повсеместно и что это, возможно, основная причина бедности этих стран» [27].
Для борьбы с этими всеобъемлющими трагическими обстоятельствами необходимы глобальные меры по «внедрению антикоррупционных стратегий на всех уровнях, а также других инструментов создания гражданского общества с целью противодействия коррупции» [28].
Предстоит длинный путь. По словам господина Акера Муна, председателя 16-й конференции 1АСС в Путраджайе (Куала-Лумпур): «Если вы предпочитаете жить с коррупцией, будьте готовы принимать последствия» [16]. Самый тяжелый аспект этой ситуации - это увеличивающееся беззаконие, потеря «безопасности и доверия»; это и есть те самые последствия. Мир уже находится в ситуации СПИДа общества, в сочетании с эффектом «пневмонии» из-за последствий коррупции в беднейших странах, таких как Афганистан, Ирак, Нигерия и Сирия. Результатом высокого уровня коррупции является терроризм. Здесь проблема не в поддержании порядка и законности, а в массовых убийствах людей, масштабной преступности и нестабильности на уровне повседневной жизни. Атаки террористов в Индии, России, Франции, США, Бельгии, Пакистане являются результатом разгула международной коррупции.
Коррупция очень расчетливо использует глубинные чувства людей. В большинстве стран существуют противоречия, основанные на расовой или племенной принадлежности, иногда на уровне религиозных сект. Они появляются на почве неравенства, но это тоже
форма коррупции, маскирующая слабость экономического развития.
Мир коррупции может также использовать интеллектуальный подход, опираясь на религиозные верования людей. В большинстве бедных сообществ у людей не хватает грамотности, чтобы судить о том, что написано в священных книгах. Неграмотность или целенаправленное обучение служат причиной появления религиозных фанатиков. Коррумпированные или заинтересованные лидеры используют глубокие религиозные чувства простых людей. Они подкупают религиозных лидеров в своих целях. Затем религиозные лидеры настраивают простых людей против представителей оппозиции, что приводит к смертельным или тяжким последствиям. Оскорбленные народные массы реагируют насилием на представителей другой веры. В условиях беззакония и отсутствия правопорядка у людей вымогают деньги, прикрываясь религией. Это повсеместно распространенная форма коррупции. В таких странах, как Пакистан, правительства напрямую финансируются исламскими фанатиками.
В условиях демократической системы правительства даже развитых стран прибегают к использованию расизма и религиозного фанатизма. Ярким примером являются недавние выборы президента США, в ходе которых Дональд Трамп использовал дешевую игру на чувствах общественности, завоевав голоса сектантов и христиан [29].
Одной из самых опасных групп в системе коррупции по всему миру являются наркодилеры. Традиционным видом заработка беднейших крестьян является выращивание наркосодержащих растений. Этот бизнес также очень выгоден для наркозависимых. Для таких людей понятия коррупции не существует.
Нефть и газ - основные источники международной коррупции, наряду с теневым рынком. Бесценные природные ресурсы - единственный источник экономики стран Персидского залива. Правительства этих стран богатеют только за счет нефти, которая при этом является и причиной международных конфликтов: «Нефть как инструмент давления во внешней политике выступает также источником власти в одних странах, которые прилагают согласованные усилия для влияния на внешнюю политику других стран с помощью эмбарго» [30].
Очень часто мы не видим главной фигуры коррупции - финансовый и деловой сектор. В то время как
весь мир пытается найти источник или движущие силы коррупции, они профессионально играют в эти игры. В экономике трудно разделить бизнес и коррупцию. Финансовый сектор, банки, страхование, фондовые рынки, инвестиции пользуются денежными потоками через неограниченное количество сделок. Огромные объемы коррупционных денег в любом случае связаны с этим глобальным финансовым сектором. Лишь небольшая часть махинаций в банковском секторе раскрывается: «Издержки от мошенничества - это финансовый айсберг; некоторые прямые убытки видны сразу, но существует и огромная масса скрытого ущерба, которую мы не видим» [31].
Все эти широко распространенные факты - оружие коррупции. Нельзя игнорировать эту страшную войну за будущее человечества. Весь мир должен одновременно подняться на борьбу с различными проявлениями коррупции, иначе он погибнет.
Выводы
С учетом вышесказанного следующие задачи следует считать обязательными.
A. Следует достичь всеобщего согласия в вопросе о том, что наша цивилизация заражена коррупцией и мир должен объединиться для борьбы с ней на всех уровнях.
1. Небольшой части населения недостаточно, чтобы заявить о необходимости искоренения коррупции. Бороться против международной коррупции не только сложно, но и очень рискованно.
3. Даже в развитых странах не все поддерживают борьбу с коррупцией. «Большинство ученых предпочитают игнорировать проблему коррупции, особенно когда в ней замешана другая страна», - писал Keith S. Rosenn [32]. Академические сообщества - самая мощная сила в борьбе с коррупцией, однако они тоже заражены этим недугом.
4. Народы Китая и Индии особенно значимы благодаря своей многочисленности. Население этих стран может сыграть особую роль, побудив свои правительства предпринять борьбу с коррупцией, поскольку
именно эти народы больше всего страдают от этого явления в своей повседневной жизни.
5. Бедность многих стран объясняется на самом деле коррупцией. Они представляют собой безгласную жертву сектантской политики, религиозного экстремизма и подкупа в целях злоупотреблений на выборах. Как отмечал Solomon Mwije, «коррупция и проблемы с управлением - это главные причины бедности во многих странах третьего мира» [33].
B. Главными проблемами современности являются коррупция, наркотики и нефтедобыча.
1. Следует признать, что коррупция подрывает будущее человечества. Сельское население, живущее за счет выращивания наркотиков, должно перейти к легальным способам заработка, что поможет изменить традиционное мировоззрение.
2. Нефте- и газодобывающие страны богатеют на этих ресурсах, но становятся зависимыми от них. Незаменимые природные ресурсы являются главной причиной раздора и противоречий в мире. Нынешнее бедственное положение стран Персидского залива является следствием коррупции в нефтяной отрасли. Их национальные интересы требуют пристального внимания.
Итак, без участия всего населения планеты такая решительная и продолжительная борьба невозможна. Иначе она обернется усилением различий между странами и новыми войнами, как в Афганистане или Сирии.
В данной статье показана глубина и актуальность проблемы коррупции. Однако с каждым днем эта проблема становится только серьезнее, так как общество не готово объявить ей настоящую войну. Крупные коррупционеры хорошо известны, но они не подвергаются осуждению и наказанию, так как представители закона - основа «иммунной системы» общества - также заражены вирусом коррупции. Отрицая и замалчивая такое положение вещей, мы не сможем создать систему «безопасности и доверия» в мировом сообществе, чтобы спасти цивилизацию от смертельной инфекции «гражданского СПИДа». Только неуклонно принимаемые меры могут спасти мир от гибели. Девизом этой борьбы должны стать слова «Сделать или умереть».
ЕЕ
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)
Список литературы
1. The United Nations and curbing corruption today, Frank Vogl, April 26, 2016. URL: http://www.frankvogl.com/ lectures/2016/04/29/the-united-nations-and-curbing-corruption-today (дата обращения: 20.12.2017).
2. Corruption and Terrorism: The Causal Link, Sarah Chayes, May 12, 2016, UK PMO Office. URL: http://carnegieendowment. org/2016/05/12/corruption-and-terrorism-causal-link-pub-63568 (дата обращения: 20.12.2017).
3. Poverty, Illiteracy Are Main Causes Of Corruption: President Mamnoon, 28 November 2015. URL: http://www.brecorder. com/2015/11/28/264487 (дата обращения: 20.12.2017).
4. The Gettysburg Address by Abraham Lincoln, November 19, 1863. URL: https://www.abrahamlincolnonline.org/lincoln/ speeches/gettysburg.htm (дата обращения: 20.12.2017).
5. 3 Key Steps to End Corruption; Dimitri Vlassis, 16 January 2015. URL: https://www.weforum.org/agenda/2015/01/three-ways-to-end-global-corruption/ (дата обращения: 20.12.2017).
6. THE GLOBALIZATION OF CRIME, Preface; Copyright © 2010, United Nations Office on Drugs and Crime, Page-ii.
7. Full text of «Corruption and Financial Crime» Sam Vaknin, Ph.D. 2009. URL: https://archive.org/stream/ CorruptionAndFinancialCrime/corruption_djvu.txt (дата обращения: 20.12.2017).
8. Corruption and resource allocation distortion for "ESCWA" countries, Dr. Ahmad M. Mashal, International Journal of Economics and Management Sciences. Vol. 1, No. 4. 2011. Pp. 71-83. URL: https://www.omicsonline.com/open-access/corruption-and-resource-allocation-distortion-for-escwa-countries-2162-6359-1-033.pdf (дата обращения: 20.12.2017).
9. Political-Criminal Nexus Trends in Organized Crime. September 1997. R. Godson, W. J. Olson, L. Shelley. Vol. 3. Is. 1. Pp. 4-7. URL: https://www.ncjrs.gov/App/Publications/abstract.aspx?ID=177681 (дата обращения: 20.12.2017).
10. Menace to Society: Political-criminal Colllaboration Around the World. ed. by Roy Godson. P. 100. URL: https://books. google.co.in/books?id=K616GHp62UkC&pg=PA100&lpg=PA100&dq=Criminal+actors+can+facilitate+the+necessary+degree+ of+immunity+from+law+enforcement+in+several+ways&source=bl&ots=WfPSKzfyNe&sig=t4EQMgfeg3HJyukGcTzmpIbH1f U&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwiUxJWM1LnSAhWGEpQKHXzVBQsQ6AEILDAA#v=onepage&q=Criminal%20actors%20 can%20facilitate%20the%20necessary%20&f=false (дата обращения: 20.12.2017).
11. 'The New Institutional Economics of Corruption' by Johann Graf Lambsdorff, Markus Taube, Matthias Schramm. Pp. 35-32. URL: http://www.untag-smd.ac.id/files/Perpustakaan_Digital_1/CORRUPTION%20The%20New%20Institutional%20 Economics%20of%20Corruption.pdf (дата обращения: 20.12.2017).
12. Resolutions-2014 Transparency International Annual Membership Meeting. URL: http://webcache.googleusercontent. com/search?q=cache:OObVewciLDkJ:transparency.no/wp-content/uploads/sites/10/2014_AMM_Resolutions. pdf+&cd=1&hl=en&ct=clnk&gl=in (дата обращения: 20.12.2017).
13. The Negative Effect of Corruption on the Consolidation of Democracy; Cristina Nicolescu-Waggonner. URL: http:// www.democracy.uci.edu/files/docs/conferences/grad/2011/The%20Negative%20Impact%20of%20Corruption%20on%20the%20 Consolidation%20of%20Democracy-%20Cristina%20Nicolescu%20Waggonner.pdf (дата обращения: 20.12.2017).
14. Jimmy Carter: The U.S. Is an «Oligarchy With Unlimited Political Bribery». URL: https://theintercept.com/2015/07/30/ jimmy-carter-u-s-oligarchy-unlimited-political-bribery/ (дата обращения: 20.12.2017).
15. Dilma Rousseff Targeted in Brazil by Lawmakers Facing Scandals of Their Own; Simon Romero and Vinod Sreeharsha. URL: https://www.nytimes.com/2016/04/15/world/americas/dilma-rousseff-targeted-in-brazil-by-lawmakers-facing-graft-cases-of-their-own.html?_r=0 (дата обращения: 20.12.2017).
16. Putrajaya Declaration: Zero Tolerance for Impunity. URL: www.transparency.org/news/feature/the_putrajaya_declaration (дата обращения: 20.12.2017).
17. United Nations Convention against Corruption. URL: https://www.unodc.org/unodc/en/corruption/ (дата обращения: 20.12.2017).
18. Unfortunate that UN still can't define terrorism: Modi in Brussels, (PTI March 31, 2016, 10.30 IST). URL: http://www. firstpost.com/world/un-still-unable-to-define-terrorism-pm-modi-in-brussels-2704602.html (дата обращения: 20.12.2017).
19. International Association of Anti-Corruption Authority. URL: http://www.iaaca.org (дата обращения: 20.12.2017).
20. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: Причины, следствия, реформы. - М.: Логос, 2003. - 343 с.
21. Енгибарян Л. Н., Феномен коррупции в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. М., 2006. 26 с.
22 Наумов Ю. Г. Глобализация: коррупция и кризис // Вестник экономической безопасности. 2010. № 12. С. 59-67.
23. Клейменов М. П., Пустовит А. В. Глобализация и коррупция // Следователь. 2010. № 4 (144). С. 41-44.
24. Идинов А. К. Проблемы борьбы трансформирующихся государств с международной коррупцией в условиях глобализации (на материалах Кыргызской Республики): автореф. дис. ... канд. полит. наук. Бишкек, 2011. 21 с.
25. Страхов С. В. Политико-экономические аспекты коррупции в странах с формирующейся рыночной экономикой: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2007. 27 с.
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
26. Богуш Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 194.
27. Is the U.S. as Corrupt as the Third World? By Charles Kenny July 14, 2014. URL: https://www.cgdev.org/article/us-corrupt-third-world-bloomberg-businessweek (дата обращения: 20.12.2017).
28. Practical Anti-Corruption Measures for Prosecutors and Investigators, Vienna, September 2004, P. 2.
29. Why Christian Republicans insist Donald Trump is a good Christian, by Daniel Petri, Kasey Petri. Feb. 24, 2016. URL: https://www.ncronline.org/printpdf/119781 (дата обращения: 20.12.2017).
30. Time to Fight Corruption in Oil Sector. URL: http://independentnig.com/time-fight-corruption-oil-sector/ (дата обращения: 20.12.2017).
31. Report to the nations: on occupational fraud and abuse, 2014 Global Fraud Study. P. 8. URL: https://www.acfe.com/rttn/ docs/2014-report-to-nations.pdf (дата обращения: 20.12.2017).
32. Corruption in Mexico: Implication for U. S. Foreign Policy. URL: http://scholarlycommons.law.cwsl.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=1492&context=cwilj (дата обращения: 20.12.2017).
33. Corruption and Poor Governance - The Major Causes of Poverty in Many Third world Countries; by Mwije Solomon. URL: https://www.academia.edu/17829743/Corruption_and_Poor_Governance-_The_Major_Causes_of_Poverty_in_Many_Third_ world_Countries (дата обращения: 20.12.2017).
Дата поступления 28.12.2016 Дата принятия в печать 15.02.2017 Дата онлайн-размещения 20.03.2017
© Баумик С. К., 2017
Информация об авторе
Баумик Сушанта Кумар, доктор философии, Джадавпурский университет (Индия); магистр наук, Цукубский университет (Япония)
Адрес: Индия, 700032, г. Калькутта, ул. Раджа С. К. Мэлик Роад, 188 (главный кампус), тел.: +9133-24146666 E-mail: sukubho@hotmail.com
S. K BHOWMIK1 2
lJadavpur University, India 2 University of Tsukuba, Japan
CORRUPTION CAN BE ELIMINATED ONLY WITH GLOBAL TRUSTFUL ACTION Objective: to identify the relationship and correlation of corruption with other social phenomena and, basing on the analysis of the above phenomena, to develop the new legal measures on anti-corruption.
Methods: dialectical approach to cognition of social phenomena, allowing to analyze them in historical development and functioning in the context of the totality of objective and subjective factors that determined the choice of the following research methods: formal-logical, comparative-legal. Results: basing on the analysis of scientific literature and legislation on combating corruption, it was revealed that financial corruption is the major point of contention of the world's smooth development, and non-monetary corruptions are directly or indirectly relevant of it. International as well as national corrupt monetary flows are as bold and resourceful as the legal finance. The corrupt world of individuals or groups is far away from legal hand of punishment. Effective anti-corruption measures are invisible from the activities of global powers. Struggle against corruption requires joint efforts of mass involvement and global unified action without any bias. The peoples of China and India like countries are so important in number concern. The awareness among such big populations of developing countries plays a vital role to force the respective governments in favour of this long fight as these peoples are suffering most in daily-life from corruption. Besides, the low standard of living in many countries of the world is actually resulting from corruption.
Scientific novelty: for the first time the article considers characteristic features of corruption in the world, and identifies the relationship of corruption with other social phenomena in different countries.
Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in research, enlightenment and educational activities in addressing the issues related to combating corruption.
Keywords: Criminal law and criminology; Dialectics of anti-corruption; Corruption; Corruption prevention
........................................................................... ISSN 1993-047X (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
References
1. Vogl, F. The United Nations and curbing corruption today, April 26, 2016, available at: http://www.frankvogl.com/lectures/2016/04/29/ the-united-nations-and-curbing-corruption-today (access date: 20.12.2017).
2. Chayes, S. Corruption and Terrorism: The Causal Link, May 12, 2016, UK PMO Office. available at: http://carnegieendowment. org/2016/05/12/corruption-and-terrorism-causal-link-pub-63568 (access date: 20.12.2017).
3. Poverty, Illiteracy Are Main Causes Of Corruption: President Mamnoon, 28 November 2015, available at: http://www.brecorder. com/2015/11/28/264487 (access date: 20.12.2017).
4. The Gettysburg Address by Abraham Lincoln, November 19, 1863, available at: https://www.abrahamlincolnonline.org/lincoln/speeches/ gettysburg.htm (access date: 20.12.2017).
5. 3 Key Steps to End Corruption; Dimitri Vlassis, 16 January 2015, available at: https://www.weforum.org/agenda/2015/01/three-ways-to-end-global-corruption/ (access date: 20.12.2017).
6. The globalization of crime, Preface; Copyright © 2010, United Nations Office on Drugs and Crime, Page-ii.
7. Full text of "Corruption and Financial Crime", Sam Vaknin, Ph.D. 2009, available at: https://archive.org/stream/CorruptionAndFinancial-Crime/corruption_djvu.txt (access date: 20.12.2017).
8. Corruption and resource allocation distortion for "ESCWA" countries, Dr. Ahmad M. Mashal, International Journal of Economics and Management, Sciences, vol. 1, No. 4, 2011, pp. 71-83, available at: https://www.omicsonline.com/open-access/corruption-and-resource-allocation-distortion-for-escwa-countries-2162-6359-1-033.pdf (access date: 20.12.2017).
9. Political-Criminal Nexus Trends in Organized Crime. Trends in Organized Crime, September 1997, vol. 3, is. 1, pp. 4-7, available at: https:// www.ncjrs.gov/App/Publications/abstract.aspx?ID=177681 (access date: 20.12.2017).
10. Menace to Society: Political-criminal Colllaboration Around the World, ed. by Roy Godson, p. 100, available at: https://books.google. co.in/books?id=K616GHp62UkC&pg=PA100&lpg=PA100&dq=Criminal+actors+can+facilitate+the+necessary+degree+of+immunity+from+la w+enforcement+in+several+ways&source=bl&ots=WfPSKzfyNe&sig=t4EQMgfeg3HJyukGcTzmpIbH1fU&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwiU xJWM1LnSAhWGEpQKHXzVBQsQ6AEILDAA#v=onepage&q=Criminal%20actors%20can%20facilitate%20the%20necessary%20&f=false (access date: 20.12.2017).
11. 'The New Institutional Economics of Corruption' by Johann Graf Lambsdorff, Markus Taube, Matthias Schramm, pp. 35-32, available at: http://www.untag-smd.ac.id/files/Perpustakaan_Digital_1/C0RRUPTI0N%20The%20New%20Institutional%20Economics%20of%20Cor-ruption.pdf (access date: 20.12.2017).
12. Resolutions-2014 Transparency International Annual Membership Meeting, available at: http://webcache.googleusercontent.com/searc h?q=cache:00bVewciLDkJ:transparency.no/wp-content/uploads/sites/10/2014_AMM_Resolutions.pdf+&cd=1&hl=en&ct=clnk&gl=in (access date: 20.12.2017).
13. Nicolescu-Waggonner, C. The Negative Effect of Corruption on the Consolidation of Democracy, available at: http://www.democracy. uci.edu/files/docs/conferences/grad/2011/The%20Negative%20Impact%20of%20Corruption%20on%20the%20Consolidation%20of%20Democ-racy-%20Cristina%20Nicolescu%20Waggonner.pdf (access date: 20.12.2017).
14. Carter, J. The U.S. Is an "Oligarchy With Unlimited Political Bribery", available at: https://theintercept.com/2015/07/30/jimmy-carter-u-s-oligarchy-unlimited-political-bribery/ (access date: 20.12.2017).
15. Romero, S., Sreeharsha, V. Dilma Rousseff Targeted in Brazil by Lawmakers Facing Scandals ofTheir Own, available at: https://www. nytimes.com/2016/04/15/world/americas/dilma-rousseff-targeted-in-brazil-by-lawmakers-facing-graft-cases-of-their-own.html?_r=0 (access date: 20.12.2017).
16. Putrajaya Declaration: Zero Tolerance for Impunity, available at: www.transparency.org/news/feature/the_putrajaya_declaration (access date: 20.12.2017).
17. UnitedNations Convention against Corruption, available at: https://www.unodc.org/unodc/en/corruption/ (access date: 20.12.2017).
18. Unfortunate that UN still can't define terrorism: Modi in Brussels, (PTI March 31, 2016, 10.30 IST), available at: http://www.firstpost. com/world/un-still-unable-to-define-terrorism-pm-modi-in-brussels-2704602.html (access date: 20.12.2017).
19. International Association of Anti-Corruption Authority, available at: http://www.iaaca.org (access date: 20.12.2017).
20. Rouz-Akkerman, S. Corruption and state: causes, consequences, reforms, Moscow: Logos, 2003. 343 p. (in Russ.).
21. Engibaryan, L. N. Phenomenon of corruption under globalization: PhD (Sociology) thesis, Moscow, 2006, 26 p. (in Russ.).
22 Naumov, Yu. G. Globalization and corruption, Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti, 2010, No. 12, pp. 59-67 (in Russ.).
23. Kleimenov, M. P., Pustovit, A. V. Globalization and corruption, Sledovatel', 2010, No. 4 (144), pp. 41-44 (in Russ.).
24. Idinov, A. K. Problems of the transforming states' fighting against international corruption under globalization (by the cases ofKyrgyz Republic): PhD (Political Sciences) thesis, Bishkek, 2011, 21 p. (in Russ.).
25. Strakhov, S. V. Political-economic aspects of corruption n the countries with the developing market economy: PhD (Economics) thesis, Moscow, 2007, 27 p. (in Russ.).
26. Bogush, G. I. Corruption and international cooperation in struggling it: PhD (Law) thesis, Moscow, 2004, p. 194 (in Russ.).
27. Kenny, Ch. Is the U.S. as Corrupt as the Third World? July 14, 2014, available at: https://www.cgdev.org/article/us-corrupt-third-world-bloomberg-businessweek (access date: 20.12.2017).
28. Practical Anti-Corruption Measures for Prosecutors and Investigators, Vienna, September 2004, p. 2.
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
29. Petri, D., Petri, K. Why Christian Republicans insist Donald Trump is a good Christian, Feb. 24, 2016, available at: https://www.ncronline. org/printpdf/119781 (access date: 20.12.2017).
30. Time to Fight Corruption in Oil Sector, available at: http://independentnig.com/time-fight-corruption-oil-sector/ (access date: 20.12.2017).
31. Report to the nations: on occupational fraud and abuse, 2014 Global Fraud Study, p. 8, available at: https://www.acfe.com/rttn/docs/2014-report-to-nations.pdf (access date: 20.12.2017).
32. Corruption in Mexico: Implication for U. S. Foreign Policy, available at: http://scholarlycommons.law.cwsl.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=1492&context=cwilj (access date: 20.12.2017).
33. Solomon M. Corruption and Poor Governance - The Major Causes of Poverty in Many Third world Countries, available at: https://www. academia.edu/17829743/Corruption_and_Poor_Governance-_The_Major_Causes_of_Poverty_in_Many_Third_world_Countries (access date: 20.12.2017).
Received 28.12.2016 Accepted 15.02.2017 Available online 20.03.2017
© Bhowmik S. K., 2017
Information about the author
Bhowmik Sushanta Kumar, Philosophy Doctor, Jadavpur University (India); Master of Sciences, University of Tsukuba (Japan) Address: Main Campus 188, Raja S. C. Mallick Rd, Kolkata 700032, tel: + 9133-24146666 E-mail: sukubho@hotmail.com
For citation: Bhowmik S. K. Corruption can be eliminated only with global trustful, Actual Problems of Economics and Law, 2017, vol. 11, No. 1, pp. 117-128 (in Russ.). DOI: 10.21202/1993-047X.11.2017.1.117-128
Научно-практический комментарий к Типовому положению о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации № 364 от 15 июля 2015 года / В. Н. Агеев, О. В. Агеева, И. И. Бикеев, П. А. Кабанов, Р. Р. Магизов, Л. Р. Хай-рутдинова; под науч. ред. д-ра юрид. наук, проф. И. И. Бикеева, д-ра юрид. наук, проф. П. А. Кабанова. - Казань : Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. - 152 с.
В книге дан постатейный научно-практический комментарий к Типовому положению о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, являющемуся основным нормативным правовым актом, регулирующим правовые и организационные основы деятельности названного органа. Положение изучено на основе методов научного познания с учетом федеральных и региональных нормативных правовых актов, а также исследованных данных о реализации этих документов.
Предназначен для широкого круга читателей, связанных с деятельностью комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации, руководителей, секретарей и членов указанных комиссий, а также всех интересующихся вопросами противодействия коррупции. В качестве приложений к комментарию даны примерные образцы процессуальных документов, необходимых для работы указанных комиссий.
V Л