Научная статья на тему 'Коррупция, коммерциализация и бюрократизм в американских университетах'

Коррупция, коммерциализация и бюрократизм в американских университетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АМЕРИКАНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / КОРРУПЦИЯ И БЮРОКРАТИЗМ / HIGHER EDUCATION / AMERICAN UNIVERSITIES / CORRUPTION AND BUREAUCRACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедов О. Ю.

Статья посвящена негативным тенденциям, обнаружившимся в американской системе высшего образования в последний период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption, commercialization and bureaucratization in American universities

The article is devoted to the negative trends, found in an American higher education in the last period.

Текст научной работы на тему «Коррупция, коммерциализация и бюрократизм в американских университетах»

слово РЕДАКТОРА

5

КОРРУПЦИЯ, КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ И БЮРОКРАТИЗМ В АМЕРИКАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

МАМЕДОВ О.Ю.,

доктор экономических наук, профессор,

Южный федеральный университет, e-mail: terraeconomicus@mail . ru

Статья посвящена негативным тенденциям, обнаружившимся в американской системе высшего образования в последний период.

Ключевые слова: высшее образование; американские университеты; коррупция и бюрократизм .

The article is devoted to the negative trends, found in an American higher education in the last period .

Keywords: higher education; American universities; corruption and bureaucracy .

Коды классификатора JEL: I00, I21, D73 .

Системность коррупции в российском обществе общепризнанна. При этом в число наиболее коррумпированных сфер обычно включается и сфера отечественной высшей школы. Однако коррупционность вузов фиксируется и за рубежом, хотя здесь, в отличие от нашей грубой повседневности торговли оценками и дипломами, коррупционность приобретает «рыночно-развитую форму».

Американские университеты по многим причинам вызывают зависть у всего образовательного сообщества мира. Но они могут оказаться на грани краха вследствие отказа от тех ценностей и той практики, которые сделали их столь успешными, считает журналист Уошберн1 . Это может произойти в результате усиления скрытых связей между частным сектором и академическим миром, «подрывающих основы общественного доверия, от которого зависят все университеты» . Уошберн имеет в виду, прежде всего, подавление научных исследований во имя корпоративных прибылей . Стремление инновационно-ориентированного университета к росту доходов приводит к тому, что партнерские связи между вузами и корпорациями редко генерируют реальный финансовый прирост, оставляя университеты и законодательные органы штатов с профессиональной риторикой относительно создания в отдаленном будущем некой «силиконовой долины» в данном регионе (а с ней — надежду на появление новых рабочих мест) . Это усилило критику упадка традиционного гуманитарного образования (то есть упадка классических университетов) в результате чрезмерного роста корпоративных университетов

За последние несколько десятилетий федеральное правительство и правительства штатов, несмотря на заверения в обратном, постепенно снимают со своих бюджетов многие виды поддержки государственных и частных колледжей и университетов Это и подталкивает к сворачиванию классического университетского образования, вынуждая вузы обращаться к корпоративным и благотворительным организациям, а также к заключению контрактов с промышленностью, чтобы выжить и привлечь студентов и преподавателей . Общая идея — коммерциализация и технократизация содержания и форм высшего образования — трансформируется в специфическую форму коррупционности университетов .

Таким образом, вместо того чтобы основное внимание уделить профессиональной подготовке, образованию, науке и исследованиям, американские колледжи и университеты были вынуждены производить образовательные услуги как рыночный товар — на сумму покупки потенциальным потребителем — родителями учащихся, самими студентами, выпускниками, благотворителями и корпорациями . Вузы гуманитарной направленности в настоящее время вынуждены скорее стать предпринимателями, чем педагогами, и отыскивать способы получения прибыли непосредственно от своих интеллектуальных и технических акций

Дж . Уошберн показывает, как американские ведущие университеты превращаются в источник доходов для кампусов и корпоративных покровителей . Способность вузов производить фундаментальные знания была скомпрометирована требованиями конкурентоспособности и коммерческой тайны, а также стремлением к получению прибыли, которые характеризуют исследования в частном секторе, а не традиционные академические исследования . Понятно, что последние являются менее

1См.: Washburn, Jennifer. University, Inc.: The Corporate Corruption of Higher Education [ООО «Университет»: корпоративная коррупция высшего образования]. Publisher: Basic Books, 2006. S. 352.

© О.Ю. Мамедов, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 3

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 3

6

О. Ю. МАМЕДОВ

прибыльными, чем патентоспособные исследования . Более того, принятие корпоративных денег обычно не служит общественному благу, поскольку в такой ситуации университет должен служить соответствующей корпорации .

Исторически классические университеты всегда придавали большое значение академической свободе . Теперь же, когда доминирует жажда денег, научно-исследовательские университеты все более уподобляются корпорациям, вкладывающим собственный капитал в предприятия с целью получения прибыли от своих исследований . Все это способствует стиранию границ между бизнесом и академической независимостью

В инновационных университетах в настоящее время возникло реальное противоречие между преподаванием и научными исследованиями — на преподавание устойчиво выделяется меньше ресурсов, чем на исследования . Существуют и гораздо более жесткие конфликты интересов: например, некоторые преподаватели имеют свое собственное дело на стороне и обеспечивают внедрение результатов научных исследований в деятельность «своих» коммерческих предприятий .

❖ ❖ ❖

В другом исследовании на аналогичную тему2 отмечается, что крупнейшие университеты аналогичны некоммерческим учреждениям, которым поручены важнейшие государственные обязанности и которые также в настоящее время подвергаются угрозе со стороны коммерческих стимулов Все более заманчивые для университетов финансовые вознаграждения ставят под угрозу их образовательные и научные стандарты . Последствия получения университетами прибыли от лицензирования запатентованных ими открытий выливаются в конфликты интересов между преподавателями и учеными .

❖ ❖ ❖

Особого внимания заслуживает исследование Шейла Убоя и Гэри Роейдс, которые предупреждают о все более размывающейся границе между высшим образованием, государством и мировой торговлей3 . Корпоративное спонсорство ведет к тому, что вузы погружаются в мир чистой коммерции И надо решать — использовать ли университетам эти новые возможности для выживания Системное развитие «академического капитализма» вынуждает к критическому пересмотру миссии высших учебных заведений

❖ ❖ ❖

До чего же похожи бюрократически-коррупционные схемы во всех корпорациях, включая вузовские! В одном из американских интернет-источников рассказывается о том, что в неком американском университете была сделана перекраска стен и коридоров и что это обошлось недорого, так как удалось избежать внутриуниверситетских процедур — материалы и маляры были наняты напрямую, а не проходили через обычные слои бюрократии университета, что привело бы к удвоению затрат; в другой раз удалось получить вдвое больше стеллажей, выйдя на поставщика офисного оборудования, а не ограничившись заказом через обычные каналы университета4 . Как отмечает источник, в большинстве колледжей и университетов США хорошо известно, что поставки, услуги, ремонт и строительство капитальных объектов обычно стоят учреждениям гораздо дороже, чем следовало бы . Во многих случаях это объясняется внутривузовскими бюрократическими препонами, мешающими в поисках лучших цен и покрывающими инфляционные расходы подрядчиков, которые рассматривают университетский бюджет как бездонный кошелек; наконец, речь идет об элементарной некомпетентности должностных лиц университета, которые несут ответственность за осуществление финансового надзора . Но в некоторых случаях — проблема в прямой коррумпированности чиновников, которые получают «подарки» или взятки за развитие университетского бизнеса в определенном направлении

Компании, которые работают по программам обучения за рубежом, часто предоставляют ряд преимуществ в кампусе для должностных лиц, которые решают, какие программы будут приоритетными (к таким преимуществам относятся свободные поездки за границу, бонусы за подписание студентов — то, что некоторые назвали бы «откатами», а также те сделки, которые идут в пользу отдельных компаний по сравнению с другими, повышая стоимость обучения за рубежом)5 .

В этой же статье отмечается, что многие из форм коррупции, приводящие к увеличению для студентов расходов, скорее всего, не являются незаконными, и даже тогда, когда они являются незаконными, практически невозможно осуществить в таких случаях успешное судебное преследование (о чем свидетельствуют редкие подобного рода попытки прокуроров) И далее с сожалением констатируется, что американская судебная система предоставляет многие виды защиты обвиняемым в коррупции должностным лицам университетов

2 Bok, Derek. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education [Университеты в рыночном пространстве: коммерциализация высшего образования]. Publisher: Princeton University Press, 2004. S. 254.

3 Slaughter, Sheila, Rhoades, Gary. Academic Capitalism and the New Economy: Markets, State, and Higher Education [Академический капитализм и новая экономика: рынок, государство и высшее образование]. Publisher: The Johns Hopkins University Press, 2009. S. 384.

4 Further Thoughts on Bureaucracy, Waste, Corruption, Autonomy & Governance [Дальнейшие размышления о бюрократии, коррупции, автономии и управлении] // http://www.math.washington.edu/~koblitz/vn8.html.

5 Например, во многих городах программы обучения за рубежом находятся в ведении нескольких компаний, которые предлагают колледжам щедрые льготы, чтобы зарегистрировать студентов бесплатно и тем субсидировать поездки за границу должностных лиц (см.: According to the Chronicle of Higher Education [По данным «Хроники высшего образования»] // New York Times. 13 August 2007).

КОРРУПЦИЯ, КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ И БЮРОКРАТИЗМ В АМЕРИКАНСКИХ.

7

Последний скандал с коррупцией, который доминировал в новостях о высшем образовании в США, произошел в известном Технологическом институте Стивенса (Stevens Institute of Technology), когда прокурор штата Нью-Джерси подал в суд на институт и его президента, Harold J. Raveche6.

Таким образом, имитация управленческих структур американского высшего образования и создание руководящих органов по образцу американских вузов — не всегда лучшая стратегия, как показывает отмеченная история с коррупцией в одном из лучших технических университетов Америки, если университеты хотят быть свободными от финансовых преступлений . Все это подтверждает удивительные выводы А. Осипяна, полученные им в результате специального исследования: «Коррупция в сфере высшего образования имеет глубокие корни в организационной структуре каждого высшего учебного заведения Коррупция имеет давнюю историю и очевидные традиции Коррупция в сфере высшего образования является органической частью общей коррупции, обладая своей культурой, традициями, функциями и механизмами»7 . В другом исследовании автор отмечает: «Высшее образование в США может быть охарактеризовано как сложное многообразие форм организации, управления, управления, финансирования и собственности Высшие учебные заведения служат промышленности В этом смысле колледжи не менее связаны, чем крупные предприятия исследовательских университетов . Финансовые потоки в отрасли высшего образования, в том числе образовательные кредиты и государственные субсидии, имеют значительные параметры Как и в любой другой отрасли, высокая организационная сложность, неясная природа конечного продукта, а также значительные финансовые потоки могут служить в качестве необходимой основы для коррупции»8 .

❖ ❖ ❖

Когда американские администраторы и представители Всемирного банка говорят о вузовской «автономии», они имеют в виду, что решения относительно распределения ресурсов и другие вопросы принимаются правлением самого вуза, а не внешними органами (в виде министерства) . Однако такая «автономия» вовсе не означает, что вуз приобретает право на безответственное управление9 .

Российские вузы постепенно все-таки переходят к «болонской системе». Однако коррупция, коммерциализация и бюрократизация высшего образования, которые становятся ведущими тенденциями в системе национального образования во многих странах, способны подорвать социальный смысл этого перехода. Это значит, что «болонизация» должна включать и механизмы противодействия неэффективным технологиям функционирования высшей школы.

6 В 16 гражданских исках против Raveché и администрации Технологического института Стивенса им инкриминировались финансовые махинации, чрезмерное расходование на пожертвования из прибыли и неправильное обращение с инвестициями, неспособность правильно вести учет и отчетность, чрезмерные компенсации президенту института (так, зарплата Raveché и его бонусы возросли с $ 362 458 в 1999 году до $ 1 089 780 в 2008 году; кроме того, Raveché, который был президентом школы с 1988 года, получил около 1,8 млн долл. США в виде займов по ценам, ниже рыночных, при этом около половины кредитов — $ 928 319 — были прощены ему трудовым договором 2007 г., то есть в объеме, выходящем за рамки полномочий Института Стивенса). В 2007 г. заработная плата Raveché и его бонус составили $ 770 645 (для сравнения: зарплата и премия президента Массачусетского технологического института составила $ 635 294, причем операционные расходы этого института в 2007 году составили около $ 2,3 млрд, в то время как расходы Института Стивенса — всего лишь $ 158 млн). Трехлетние расследования финансовой деятельности университета показали, что, начиная с 1999 года, годовые финансовые отчеты для общественности и попечителей искажали размеры активов университета, хотя внешние аудиторы регулярно предупреждали администрацию института о недостатках в области управления и финансовой политики. «Грант Торнтон», аудитор института с 2005 г. по настоящее время, также неоднократно находил недостатки в системе внутреннего контроля и практике управления финансами. В 2008 г. Институт Стивенса выплатил $ 750 000 в качестве штрафов и неуплаченных налогов с дочерних компаний. Совет института держали в неведении относительно ключевой финансовой информации, в том числе о пожертвованиях, отчетах аудиторов и информации, связанной с годовыми доходами (зарплатой и бонусами) Президента Raveché. В исках утверждалось, что администрация Института Стивенса нарушает фидуциарную ответственность Института по небрежности внутреннего контроля, что Raveché и администрация потратили больше утвержденных ставок расходов используемых пожертвований и завещанного имущества, чтобы оплатить текущие расходы, вторгнувшись в ограничения активов, обеспеченных пожертвованиями, а также чрезмерно используя кредитные линии. Некоторые расходы и заимствования выходили за рамки полномочий, делегированных Raveché и администрации. Между тем, по закону штата, Институт Стивенса должен был обеспечить расходы и инвестиции в активы своих вкладов, не нарушая ограничения доноров, а также обеспечить «разумные» расходы, который сохраняют стоимость вкладов для будущих получателей // см. подр.: Attorney General Sues Stevens Institute of Technology [Генеральный прокурор подал иск против Технологического института Стивенса] // http://www.nj.gov/oag/newsreleases09/pr20090917a.html).

7 См.: Osipian, Ararat. Corruption as a legacy of the medieval university: Financial affairs [Коррупция как наследие средневекового университета: финансовые дела]. 2004 // http://mpra.ub.uni-muenchen.de/8472/.

8 Osipian, Ararat. Investigating Corruption in American Higher Education: The Methodology [Исследование коррупции в американском высшем образовании: методология]. The FedUni Journal of Higher Education, Vol. IV, No. 2, pp. 49-81, May 2009; см. также: Osipian, Ararat. Dissertations for Sale: Corruption in Russia's Doctoral Education [Диссертации на продажу: коррупция в образовании (докторантура в России] // http:// www.aeaweb.org/aea/conference/program/retrieve.php?pdfid=88.

9 Например, в декабре 2009 года Университет Техаса (UÏ) в Остине (государственный, но автономный) сообщил, что Мак Браун, главный тренер футбольной команды университета, получит 70-процентное повышение оклада, в результате чего его годовой доход с 3 млн долл. США возрастет до 5 млн долл. США; эта зарплата (более чем в 10 раз выше, чем у Барака Обамы) должна была сделать тренера самым высокооплачиваемым государственным служащим в мире; и это происходило в то время, когда академические программы в том же UÏ, как и в других американских университетах, сталкивались с резким сокращением финансирования (см.: Further Thoughts on Bureaucracy, Waste, Corruption, Autonomy & Governance), — ай да автономия!

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.