Научная статья на тему 'Коррупция как явление государственного и муниципального управления'

Коррупция как явление государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2254
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидов Владимир Павлович, Мохорова Анна Юрьевна

В статье определены основные области распространения коррупции в сфере государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Сформулированы причины возникновения данного социально-правового явления. Отражены негативные последствия влияния коррупции на деятельность исполнительных органов власти и местного управления. Раскрыты меры, принимаемые государством для преодоления коррупции. Очерчен круг проблем, решение которых позволит достичь ощутимых результатов в борьбе с коррупцией. Работа предназначена для студентов, аспирантов и иных лиц, интересующихся проблемами коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Демидов Владимир Павлович, Мохорова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption as a phenomenon of state and municipal government

The article identifies the main areas of corruption in state and municipal government in the Russian Federation. Formulated the causes of that social and legal phenomenon. Reflected the negative effects of the impact of corruption on the activities of the executive authorities and local government. Disclosed the measures taken by the government to overcome corruption. Set the scope of issues that will achieve tangible results in the fight against corruption. The work is intended for students, graduate students and other persons interested in the problems of corruption.

Текст научной работы на тему «Коррупция как явление государственного и муниципального управления»

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

13.5. КОРРУПЦИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Демидов Владимир Павлович, канд. филос. наук. Должность: доцент. Место работы: ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ». Подразделение: кафедра права и истории. E-mail: [email protected],

Мохорова Анна Юрьевна, канд. полит. наук. Должность: доцент. Место работы: ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ». Подразделение: кафедра права и истории. E-mail: [email protected],

Аннотация: В статье определены основные области распространения коррупции в сфере государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Сформулированы причины возникновения данного социально-правового явления.

Отражены негативные последствия влияния коррупции на деятельность исполнительных органов власти и местного управления. Раскрыты меры, принимаемые государством для преодоления коррупции. Очерчен круг проблем, решение которых позволит достичь ощутимых результатов в борьбе с коррупцией.

Работа предназначена для студентов, аспирантов и иных лиц, интересующихся проблемами коррупции.

Ключевые слова: коррупция, государственное управление, муниципальное управление, преступная деятельность, социальное явление.

CORRUPTION AS A PHENOMENON OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT

Demidov Vladimir Pavlovich, PhD in Philosophy. Position: associate professor. Place of employment: St. Petersburg State University of Trade and Economic. Department: law and history chair. E-mail: [email protected] Mokhorova Anna Yurievna, PhD in Poltiical sciences. Position: associate professor. Place of employment: St. Peters-burg State University of Trade and Economic. Department: law and history chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article identifies the main areas of corruption in state and municipal government in the Russian Federation. Formulated the causes of that social and legal phenomenon. Reflected the negative effects of the impact of corruption on the activities of the executive authorities and local government. Disclosed the measures taken by the government to overcome corruption. Set the scope of issues that will achieve tangible results in the fight against corruption.

The work is intended for students, graduate students and other persons interested in the problems of corruption. Keywords: corruption, public administration, municipal administration, criminal activity, a social phenomenon.

Государственное и муниципальное управление - это целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на преобразование российского общества и достижения целей, предусмотренных Основным законом нашей страны. Достижение этих задач осложняется наличием субъективных противоправных явлений в управленческой деятельности.

Одно из таких явлений - коррупция. Будучи сложным социально-правовым явлением государственной сферы управления обществом, она негативно воздействует на развитие Российской Федерации и резко

снижает эффективность мер государственного управления в различных отраслях жизнедеятельности нашей страны.

Под коррупцией мы понимаем злоупотребление служебным положением вопреки интересам государства и общества, направленное на незаконное получение имущественных благ и льгот лицами, находящимися на государственной и муниципальной службе и иными должностными лицами, которые приносят существенный вред охраняемым законам, экономическим и социальным интересам граждан Российской Федерации.

Коррупция возникает одновременно с образованием первых государственных структур в истории человечества. Властные полномочия, которые присущи органам государственного управления объективно способствуют развитию отрицательных тенденций при решении сложных экономических, политических, социальных задач, стоящих перед обществом в конкретные периоды его развития.

Необходимо отметить, что в нашей стране, начиная с конца 20 столетия и по настоящее время, происходят сложные реформы, затрагивающие все основные формы жизнедеятельности народа Российской Федерации. Реформирование политической, экономической, социальной сфер проходит противоречиво и часто непоследовательно. Наблюдаются острые политические конфликты между различными слоями общества в те ил иные конкретные периоды времени. Очень широкая палитра политических партий и организаций, способствует явлению разновекторности в реализации интересов тех слоев населения, которые представляют конкретные политические объединения. Представители разных социальных слоев и групп населения широко представлены во всех органах законодательной, исполнительной и судебной власти. В органах местного самоуправления эта тенденция имеет еще большее проявление.

Указанные объективные факторы приводят к тому, что различные экономические, политические и социальные интересы представителей общества неизбежно вступают в конфликты. Конфликтные ситуации разрешаются методами и способами, которые противоречат требованиям законодательства Российской Федерации и вызывают коррупционные явления, затрагивающие основы нормального функционирования всего аппарата государственного управления.

Противоречивость тенденций развития нашей страны влечет в качестве одного из характерных признаков применение лицами, находящимися в органах государственной власти и местного самоуправления приемов, которые резко негативно влияют на эффективность всей системы управленческой деятельности в Российской Федерации.

Чиновники, должностные лица, занимающие самое высокое положение в управленческих структурах, выражая интересы тех политических партий и организаций, которые их выдвинули на эти посты, стремятся любыми силами отстоять конкретные политические и экономические интересы групп, стоящих за ними. При этом, управленцы, прежде всего, обращают внимание на облегчение доступа к финансовым и материальным ресурсам как себя лично, так и родственников и других лиц, с которыми они связаны.

Коррупционная деятельность присуща всем уровням государственной власти и местного самоуправления. Она принимает неожиданные формы, используя для достижения необходимых результатов несовершенст-

296

КОРРУПЦИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ Демидов В.П.

Мохорова А.Ю.

во законодательства Российской Федерации и те существенные пробелы, которые в нем имеются до настоящего времени.

Потери от коррупции составляют значительные величины. По оценкам разных экспертов, они достигают от 10% до 35% всех доходов государственного бюджета. Эта цифра варьируется в конкретных отраслях деятельности государственной власти. В зависимости от экономической привлекательности на предмет получения коррупционных доходов в той или иной сфере.

Как правило, должностные лица, занимающие наиболее ответственные посты в органах государственной власти и местного самоуправления, имеют наиболее широкие возможности для использования коррупционных схем с целью личного обогащения и получения незаконных материальных, финансовых выгод от такой деятельности.

В нашей стране имеется множество примеров, когда губернаторы отдельных субъектов государства целенаправленно в течение продолжительного времени совершали действия, грубо нарушающие как федеральное законодательство, так и требования нормативно-правовых актов конкретных регионов Российской Федерации.

По их разрешению на должностные посты в органах государственного управления, особенно связанных с экономической сферой деятельности, принимались родственники и лица, находившиеся в дружеских связях, несмотря на то, что они не обладали достаточным уровнем образования и управленческими качествами. Такие действия негативно влияют на имидж органов государственной власти и влекут возникновение в широких слоях населения отрицательного отношения к деятельности как федеральных министерств и ведомств, так и региональных управленческих структур.

В некоторых субъектах Российской Федерации при формировании органов местного самоуправления на разнообразных постах оказывались лица, угодные властным структурам регионального уровня или руководителям муниципальных образований.

Указанная практика деструктивно воздействует на эффективность государственного и муниципального управления и на качество жизни населения данных муниципальных образований.

Коррупционные проявления особенно широко распространены в деятельности правоохранительных органов власти, в сфере государственного образования и предоставления услуг в области здравоохранения.

Особенно тревожно, что коррупция присуща работе таможенных органов, МВД, ФСКН. Вышеназванные структуры призваны обеспечивать безопасность граждан Российской Федерации, незыблемость конституционных прав и свобод населения страны. Коррупционные элементы, находясь на ответственных постах в указанных государственных министерствах и ведомствах, своими действиями расшатывают всю систему государственной власти, подвергая существенной опасности основы государственного строя Российской Федерации.

Коррупция в правоохранительных органах способствует расширению масштабов организованной преступности, потому что лица, осуществляющие деятельность по борьбе с преступлениями сами оказываются втянутыми в различные противоправные действия. Работники МВД часто получая взятки и необоснованные вознаграждения от заинтересованных

лиц, принимают меры по сокрытию преступных деяний, не останавливаясь от укрывательства самых тяжких посягательств на жизнь и здоровье граждан Российской Федерации, и на общественную безопасность.

Нередко, когда руководители различных подразделений МВД, заставляют своих подчиненных прибегать к поборам граждан, при этом часть незаконно полученных средств передается рядовыми сотрудниками полиции своим непосредственным начальникам.

Следует отметить, что коррупция довольно значительно проявляется в образовательной деятельности. Государство принимает очень значительные усилия для улучшения работы общеобразовательных учреждений, а так же системы среднего специального и высшего образования. В эту сферу вкладываются большие финансовые и материальные ресурсы. Требования к уровню образовательных услуг постоянно повышаются с целью удовлетворения запросов российского общества по формированию высокообразованного молодого поколения.

В тоже время, нередко имеются случаи, когда в школах, лицеях, колледжах, ВУЗах обучающиеся и их родители вынуждены оплачивать услуги, которые в соответствии с федеральным законодательством должны предоставляться на безвозмездной основе.

Денежные средства, незаконно получаемые с родителей и обучающихся, используются для достиже-

ния целей, которые не соответствуют требованиям закона и нередко присваиваются должностными лицами и руководителями образовательных учреждений. Необходимо указать, что денежные средства в сфере образования используются не только при предоставлении услуг, но они направляются на незаконное получение документов об аккредитации таких организаций.

Указанные коррупционные проявления снижают уровень требований к образовательным процессам и способствуют выпуску специалистов, которые по своим профессиональным знаниям и навыкам не соответствуют установленным критериям.

Коррупция, проникнув в сферу здравоохранения, ставит граждан Российской Федерации в зависимость от их имущественного положения, что грубо противоречит требованиям Конституции нашей страны и увеличивает социальное неравенство в обществе. В медицинских учреждениях нередко наблюдаются всевозможные формы оплаты услуг, которые должны, согласно законодательству, предоставляться бесплатно. Гражданам приходится выплачивать денежные средства за получение справок и документов из медицинских организаций, кроме того, больные, находящиеся на стационарном лечении, вынуждены предоставлять денежные средства врачам и медсестрам за обеспечение надлежащего ухода. Имеются случаи, когда за производство необходимых операций пациенты выплачивают значительные суммы с целью сохранить жизнь и здоровье.

Нередко за получение лицензии для занятия врачебной деятельностью, специалисты вынуждены передавать крупные денежные средства должностным лицам, от которых зависит предоставление такой лицензии.

Государство последние годы принимает комплекс мер для снижения уровня коррупции и уменьшения ее влияния на процессы государственного управления.

С этой целью разработан и принят в 2008г. Федеральный закон «О противодействии коррупции», в ко-

297

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

тором определена правовая основа противодействию коррупцию, в которую включены, в том числе и международные нормы права; установлены области международного сотрудничества.

В этом правовом акте предусмотрены организационные основы борьбы с коррупцией, сформулированы конкретные меры профилактической направленности противодействию коррупции.

Федеральный закон содержит в себе приоритетные направления в области работы органов государственной власти по увеличению эффективности противодействия коррупции. С этой целью установлены дополнительные права и обязанности отдельных категорий граждан по открытию счетов в иностранных банках, расположенных в других государствах.

Кроме того гражданам Российской Федерации, указанным в рассматриваемом нормативно-правовом акте, запрещено пользоваться иностранными финансовыми инструментами

В нем предусмотрено обязательная процедура предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о расходах должностного лица.

Законом возложена обязанность на государственных и муниципальных служащих уведомлять в письменной форме об обращениях к ним от любого лица с целью склонить должностных лиц к совершению действий коррупционной направленности.

В законодательном акте установлены ограничения, которые налагаются на лиц, находящихся на государственных должностях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных должностях. В нем же предусмотрены конкретные обязанности, возлагаемые на указанных лиц и ответственность за их несоблюдение.

После введения в действие федерального закона «О противодействии коррупции» он доказал свою эффективность и служит правовой основой для развития дальнейшего комплекса мер, направленных на последовательную борьбу с этим сложным социально- правовым явлением в современном российском государстве.

В последние годы разработан ряд нормативноправовых актов, направленных на снижение коррупционных элементов в деятельности органов государственного и муниципального управления, в которых предусмотрена система последовательных шагов для устранения процессов коррупции в важнейших сферах российского общества. Они предполагают принятие дополнительных нормативно-правовых актов, защищающих граждан Российской Федерации от проявлений коррупции.

Несмотря на принимаемые государством меры, невозможно преодолеть коррупцию без формирования высокого уровня правосознания населения и неприятия любым гражданином любых противоправных действий, в том числе коррупционных.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. М. 2014.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции". М. 2014.

3. План противодействия коррупции в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации на 2014-2015 годы. Утвержден приказом Главного управления специальных программ

Президента Российской Федерации от 28 декабря 2013 № 245к.

4. Сапронов С.В., Исследование особенностей и классификации видов коррупции в органах государственной власти. Бизнес в законе, М. 1: 118-121.

Рецензия

на статью «Коррупция как явление государственного и муниципального управления» кандидата философских наук, доцента кафедры права и истории ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ» Демидова Владимира Павловича, кандидата политических наук: доцента кафедры права и истории ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ» Мохоровой Анны Юрьевны.

Статья «Коррупция как явление государственного и муниципального управления» является научным трудом по актуальной проблеме: коррупции в сфере государственного и муниципального управления.

Новизна статьи заключается в том, что авторы применяют новые подходы к выявлению причин и форм проявления коррупции.

Значимость работы заключается в исследовании факторов, являющихся основаниями возникновения коррупции.

Исследование предназначено для руководителей государственных и муниципальных организаций, юристов, преподавателей и лиц, интересующихся проблемами коррупции в российском обществе.

Содержание и задачи научной работы определяют необходимость изучения специальной литературы, в которой рассматриваются сложные проблемы формирования законодательной базы противодействия коррупции в Российской Федерации, методы государственного регулирования противодействия явлению коррупции.

В статье проводится анализ действующих правовых факторов, способствующих коррупционным проявлениям в сфере государственного и муниципального управления.

В основу работы положен принцип органического сочетания теории и практики и современные подходы в оценках действующего законодательства, научная методология с использованием различных источников.

Безусловно, настоящая статья отвечает принципам новизны, значимости, актуальности и полностью соответствует уровню данного вида работ.

Авторами на основе переработки существующей научной, учебно-методической литературы, действующего законодательства и требований практики включены в статью наиболее важные вопросы, связанные с проблемами противодействия коррупции в сфере государственного и муниципального управления.

Структура работы характеризуется целостностью, связанностью, логичностью и смысловой законченностью.

Изложенные в настоящей научной работе идеи основываются на нормах действующего Российского законодательства.

Следует отметить, что оригинальность представленной рецензированию работы и практическая значимость исследования определяется потребностью науки и практики в совершенствовании законодательной базы в Российской Федерации.

Вывод;

Статья «Коррупция как явление государственного и муниципального управления» соответствует уровню данного вида работ н рекомендуется к публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент:

Кандидат юридических наук, доцент, адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов А, В.Трофимов

298

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.