© Ахметова Н.А., 2012
ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
УДК 343.9 ББК 67.518.1
КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
Н.А. Ахметова
В статье обосновывается необходимость совершенствования антикоррупционных мероприятий современного государства в целях создания благоприятных условий для модернизации, внедрения инноваций и привлечения инвестиций в экономику страны. Помимо этого автором оценивается эффективность антикоррупционных мер.
Ключевые слова: государство, модернизация, инновации, инвестиции, антикоррупционные мероприятия, теневая экономика.
На современном этапе развития государства определены принципы новой политической стратегии, поставлены задачи создания умной экономики, производящей уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям [2, с. 1]. В числе основных направлений политической стратегии названы модернизация, внедрение инноваций и привлечение инвестиций в экономику страны.
Наиболее важными проблемами, стоящими на пути модернизационных преобразований современного общества, являются высокая степень криминализации общества, бюрократия и коррупция, а также наличие теневого сектора экономики. Данные явления едва ли могут положительно сказаться на качестве проводимых правительством реформ.
По оценкам Росстата, в предкризисные годы на теневую экономику страны приходилось от 14 до 16 % ВВП. Согласно данным, приведенным в статье академика РАН, директора Института новой экономики Сергея Глазьева, опубликованной в Российской бизнес-газете, доля теневой экономики в регионах колеблется в пределах 20-50 % ВВП в зависимости от структуры экономики. Значительную часть теневой экономики составляет сектор неформальной экономики, тесно связанный с ее другими секторами [1, с. 1].
Анализ исследований, проведенных организацией «Transparency International», показывает, что в России наметилась тенденция роста уровня коррупции. Так, например, по данным исследований, проведенных в 2004 г., Россия по уровню (индексу восприятия) коррупции занимала 90-е место из 146 стран мира; в 2008 г. Россия по уровню коррупции занимала 147-е место из 180 стран мира, а в 2010 г. уже 154-е место из 178 возможных. В 2010 г. рынок российской коррупции в денежном выражении оценивается в 300 млрд долларов. Одновременно исследования Transparency International, посвященные коррупции в России, отмечают стабильное увеличение количества нарушений в данной области. Согласно данным, опубликованным в конце 2009 г., за последние два года рынок коррупции в России резко увеличился, средняя бытовая взятка выросла с 8 тысяч до 27 тысяч рублей [3, с. 272].
Несмотря на достаточную проработанность проблемы коррупции, в настоящее время существует необходимость более четкого определения методологических подходов, инструментов и механизмов противодействия коррупции с использованием современных информационных технологий, разработки методов совершенствования механизмов мониторинга, оценки и учета коррупции прежде всего правоохранительными органами государства.
В связи с этим назрела необходимость в уточнении ряда антикоррупционных мероприятий, основная цель которых состоит
ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
в устранении препятствий для модерниза-ционных преобразований современного государства, внедрения инноваций, обеспечении привлекательности экономики страны для иностранного инвестирования.
Среди мероприятий приоритетными должны стать следующие:
1) приведение в соответствие национального законодательства международным стандартам в сфере борьбы с коррупцией;
2) последовательное устранение неопределенности и противоречивости в законодательстве, оставляющее возможность для различных толкований и связанных с ними коррупционных злоупотреблений, в том числе посредством совершенствования процедур и правил проведения антикоррупционной экспертизы действующего и принимаемого законодательства;
3) декриминализация существующей политической элиты общества;
4) лишение доступа к государственной службе чиновников, которые были привлечены к ответственности за коррупционные преступления;
5) повышение уровня нравственной и культурной образованности современного общества;
6) искоренение снисходительного отношения к коррупции, а также формирование чувства нетерпимости к данному явлению со стороны основных слоев общества.
Таким образом, для успешного и качественного выполнения стоящих перед государством задач по модернизации, внедрению и эксплуатации инновационных технологий в значительной степени остается актуальным совершенствование существующих и создание новых экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества, рост теневого сектора экономики и коррупции, попытки захвата криминальными структурами производственных и финансовых институтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глазьев, С. Ю. Число занятых в неформальном секторе экономики растет / С. Ю. Глазьев // Российская бизнес-газета. - 2010. - 27 июля (№ 760).
2. Медведев, Д. А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года. Москва, Большой Кремлевский дворец // Официальный сайт Президента РФ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://президент.рф/transcripts/ 5979. - Загл. с экрана.
3. Терещенко, А. П. Теневая экономика как угроза реализации политики модернизации, внедрения инноваций и привлечения инвестиций в экономику страны и региона / А. П.Терещенко // Общество и право. - 2010. - N° 5. - С. 270-272.
CURRUPT PRACTICES AS A THEAT TO IMPLEMENTING THE REALIZATION OF CURRENT STATE MODERNIZATION
N.A. Akhmetova
The author states the necessity of improving anti-corruption activities of the modern state in order to create favorable conditions for modernization, innovation and investment in the national economy. In addition, the author estimates the efficiency of anti-corruption measures.
Key words: state, modernization, innovation, investment, anti-corruption measures, shadow economy.