Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДАВИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПРОКУРАТУРЫ И ДРУГИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ЭТОЙ СФЕРЕ'

КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДАВИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПРОКУРАТУРЫ И ДРУГИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ЭТОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ НОРМАТИВНОГО АКТА / КОРРУПЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРОКУРАТУРА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ / CORRUPTION / CORRUPTION PERCEPTION INDEX / NATIONAL SECURITY / CORRUPTION-RELATED NORMATIVE ACT / CORRUPTION FACTORS / ANTI-CORRUPTION PROSECUTOR'S OFFICE / INTERNATIONAL EXPERIENCE OF FIGHTING CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Володина Нина Витальевна

В статье обосновывается значимость и приоритетность проблем коррупции, а также затронуты вопросы профилактики коррупции в Республике Молдавия, обосновывается актуальность рассмотрения деятельности антикоррупционной прокуратуры, государственных и правоохранительных органов в этой стране и приведены примеры. Уровень коррупции в РМ является высоким и имеет системный характер. Проанализированы коррупционные факторы, выявлено общее и особенное этого негативного явления. В статье кратко представлена структура типового заключения по коррупциогенности нормативного правового акта. В результате реформ в республике принят новый Закон о прокуратуре, существует Концепция предупреждения коррупции и другие программы в этой сфере, но «рост» коррупции продолжается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY IN THE REPUBLIC OF MOLDOVA AND THE ACTIVITIES OF THE ANTI-CORRUPTION PROSECUTOR’S OFFICE AND OTHER LAW ENFORCEMENT AND GOVERNMENT AGENCIES IN THIS AREA

The article proves the importance and priority of corruption problems, as well as the issues of corruption prevention in the Republic of Moldova, the relevance of the review of the activities of the anti-corruption prosecutor’s office, state and law enforcement bodies in this country, and examples are given. The level of corruption in the Republic of Moldova is high and has a systemic character. Corruption factors are analyzed, the general and particular of this negative phenomenon is revealed. The article briefly presents the structure of a typical opinion on the corruption character of a normative legal act. As a result of reforms in the country, a new Law on the Prosecutor’s Office was adopted, there is a Concept of Prevention of Corruption and other programs in this area, but the «growth» of corruption continues.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДАВИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПРОКУРАТУРЫ И ДРУГИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ЭТОЙ СФЕРЕ»

Университет прокуратуры РФ e-mail: agp@agprf.org

Коррупция как угроза национальной безопасности в Республике Молдавии и деятельность антикоррупционной прокуратуры и других правоохранительных и государственных органов в этой сфере (международный опыт борьбы с коррупцией)

Аннотация. В статье обосновывается значимость и приоритетность проблем коррупции, а также затронуты вопросы профилактики коррупции в Республике Молдавия, обосновывается актуальность рассмотрения деятельности антикоррупционной прокуратуры, государственных и правоохранительных органов в этой стране и приведены примеры. Уровень коррупции в РМ является высоким и имеет системный характер. Проанализированы коррупционные факторы, выявлено общее и особенное этого негативного явления. В статье кратко представлена структура типового заключения по коррупциогенности нормативного правового акта. В результате реформ в республике принят новый Закон о прокуратуре, существует Концепция предупреждения коррупции и другие программы в этой сфере, но «рост» коррупции продолжается.

Ключевые слова: Коррупция, индекс восприятия коррупции, национальная безопасность, коррупциогенность нормативного акта, коррупционные факторы, антикоррупционная прокуратура, международный опыт борьбы с кор руп ци ей.

Volodina N.V.

Doctor of Law, Doctor of Philosophy, Professor, University of Prosecutor's Office of the Russian Federation

e-mail: agp@agprf.org

Corruption as a threat to national security in the Republic of Moldova and the activities of the anti-corruption prosecutor's office and other law enforcement and government agencies in this area (international experience in combating corruption)

Abstract: The article proves the importance and priority of corruption problems, as well as the issues of corruption prevention in the Republic of Moldova, the relevance of the review of the activities of the anti-corruption prosecutor's office, state and law enforcement bodies in this country, and examples are given. The level of corruption in the Republic of Moldova is high

and has a systemic character. Corruption factors are analyzed, the general and particular of this negative phenomenon is revealed. The article briefly presents the structure of a typical opinion on the corruption character of a normative legal act. As a result of reforms in the country, a new Law on the Prosecutor's Office was adopted, there is a Concept of Prevention of Corruption and other programs in this area, but the «growth» of corruption continues.

Keywords: Corruption, corruption perception index, national security, corruption-related normative act, corruption factors, anti-corruption prosecutor's office, international experience of fighting corruption.

Коррупция набрала большие масштабы в странах ближнего зарубежья и продолжает процветать, но этот феномен существует во всем мире. В последние годы показали, что феномен коррупции достиг такого уровня, что угрожает национальной безопасности многих государств. Поэтому борьба с коррупцией является приоритетным направлением любого государства. На примереРеспублики Молдавия проследим и проанализируем коррупционные факторы, выявляя общее и особенное этого негативного явления.

Уровень коррупции в Республике имеет системный характер, а на основе экспертных оценок определяется как высокий. Коррупция пронизывает все сферы общества и власти в этой стране. Причин много, во-первых, как следствие низкого уровня жизни; во-вторых, стремление чиновников к быстрому обогащению; в-третьих, низкое качество и несовершенство законов; в-четвертых, избыточность бюрократического аппарата; в-пятых, высокий уровень налогообложения. По данным экспертов в связях с организованной преступностью замечены политики., отмечается и влияние преступных бизнес-структур и кланов на законодательные процессы. По рейтингу индекса восприятия коррупции Молдавия находилась в 2008 году на 180 месте. По рейтингу стран мира по уровню восприятия коррупции (информация об исследовании) за 2017 год [1]. Республика Молдавии имеет индекс - 31 и 122 место из 180 стран мира (такой же индекс в Азербайджане и Казахстане, Непале и Мали, Либерии и Малави, Россия имеет еще ниже - 29 и 135 место в рей тин ге) 1.

В августе 2016 года вступил в юридическую силу новый Закон о прокуратуре, но не избежал юридических ошибок и противоречий. В стране принимаются программы борьбы с коррупцией, но они не дают должных эффективных результатов. Примером может служитьзаявление премьер-министра Молдавии ЮриеЛянкэ в ходе научной конференции «Прогрессы и перспективы в борьбе с коррупцией», что если правительство Молдавии не победит

1 Гуманитарные технологии. Аналитический портал: ISSN 2310-1732. Новая гуманитарная парадигма (Transparencylnternational).

сом интеграции в ЕС. А Директор Всемирного банка по Молдавии, Белоруссии и Украине Чимяо Фан, находясь с визитом в Кишиневе, считает уровень коррупции также высоким, особенно в финансово-банковской сфере. Премьер-министр считает: «Абсолютно очевиден факт, что рейдерские захваты отрицательно воздействуют на имидж страны (Молдавии)... их необходимо пресекать, а организаторы и захватчики должны привлекаться котве-тственности . Для снижения уровня коррупции необходимо добиться «прозрачности» в акционерных банках и в финансовом секторе. Кроме этих проблем, важно обратить внимание и на вопросы взятничества в этой стране.

По состоянию за 2016 год специалисты подсчитали потери, так аналитическая компания «ЕхрегЮгар», оценивает ущерб от взятничества в РМ в 8-13% от ВВП или примерно от 11,8 до 17,7милли ардов леев (данные Бри11шк.тё.). Средний размер взятки превышает 4 тыс. долларов или 70 тыс. леев, что сделано на основе обвинительных судебных решений за 2016 год, связанных с коррупцией. В 2015 году средний размер полученной взятки превышал 50 тыс. леев. Известны факты коррупции связанные с замминистра экономики РМ Валерием Трибой, министром сельского хозяйства и продовольственной промышленности Эдуардом Грама, главой Минтранспорта Юрием Киринчук, мэром КишинёваДоринКиртоакэ, руководителем транспорта Игорем Гамрецким и др. Например, антикоррупционная прокуратура обвинила в отмывании денег и даче ложных деклараций о доходах экс-депутата парламента от ЛДПМ Кирилла Лучинского, задержанного 25 мая 2017 года. По версии молдавской прокуратуры, он будучи управляющим и конечным бенефициаром компании ТоаБ1Бе1их8РЬ и 1РА1п1егпа11юппа1 отмывал деньги в офшорах, а также обвинен в не указании в декларации о доходах компании, фигурирующей в деле о банковской афере. В результате судом приговорен его к штрафу в 27,5 тыс. леев и к 5 годам тюремного заключения, с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности на срок до 4 лет, но прокурор ЕудженРурак пытался опротестовать приговор, и просил приговорить к 6,5 годам лишения свободы. По данным прокуратуры по фиктивным контрактам Лучинский получил от ИланаШора 440 тыс. долларов на компанию 1РА1п1егпаИоппа1, а также в прокуратуре счи-

• • 3

тают, что деньги выведены из ВапсаёеЕсопотн . Как и многие чиновники и депутаты высокого ранга пытался связать деятельность прокуратуры с политическим заказом, а его адвокат настаивал на том, что в уголовном деле не-

2 3

Всемирный банк: руководство частным сектором в РМ неудовлетворительно «Приговор Кириллу Лучинскому» Архивы коррупции 2018 г.

шенного преступления, за которым следовало отмывание денег.

Другие громкие дела. В 2018 году за измену Родине осужден бывший депутат парламента Республики Молдавии Юрий Болбочан и приговорен к 14-ти годам лишения свободы и обвинен в сборе и поставке информации, представляющей национальный интерес4. В марте 2018 года прокуратура по борьбе с коррупцией провела обыски в офисах компаний таких как Datario SRL, владелец сети Vento, которая является пятым оператором на рынке нефтепродуктов в Республике Молдавия[6]. По отмыванию денег в особо крупных размерах расследует прокуратура по борьбе с коррупцией совместно с Управлением спец. операций Национального инспектората расследований ГИП МВД.

Выявлены коррупционные схемы в муниципальных предприятиях городов Республики Молдавия, предоставленные Петром Гарчу (информация от 09.04. 2018 года). Проявление коррумпированности как фактора неэффективного использования финансовых ресурсов муниципальными учреждениями, а коррупционная составляющая начинается с назначения директора и заканчивается утверждением тарифов. В МП «Апэ-Канал» г. Вулканешты, например, тариф не покрывал расходы, а местные чиновники принимали решения о повышении зарплаты руководителя и работников5.

Случаи коррупции известны и в сфере здравоохранения. Так национальным центром по борьбе с коррупцией (НЦБК) проведены обыски 9 февраля 2018 года. В результате задержано 20 человек - 12 врачей и чиновников здравоохранения из Единеца, Кагулы и Кишенева и 8 представителей фармацевтических компаний. Врачи по уговору с фармацевтическими организациями, выписывали определенные препараты, которые можно купить в строго определенных аптеках, что соответствует до 10-ти лет лишения свободы, а фарморганизациям до шести6.

В исследовании «Реакции общественных институтов на журналистские расследования: много реакций, мало результатов» представлено Ассоциацией независимой прессы и порталом MoldovaCurata говорится о том, что «половина чиновников с проблемами неподкупности продолжают

4 «За измену Родине осужден бывший депутат» Архивы коррупции, 2018 г.

5 «Коррупционные схемы в муниципальных предприятиях городов автономии» Архивы коррупции, 2018 г

6 «Минздрав просит граждан сообщать о случаях коррупции» Архивы коррупции, 2018 г.

декларированное имущество чиновники не все подвергаются санкциям. Специалисты отмечают, что из проведенных проверок только половина из них закончились санкциями. Некоторые из дел прекращены, так как не проверили фактически заявленное имущество, а только порядок заявления и соответствие данных с официальной базой без проверки разницы стоимости имущества и доходами лица.

Антикоррупционная прокуратура Молдавии и другие ведомства начинают внедрять в практику проверки на основании журналистских расследований, указывающие на незаконные действия чиновников и включающие доказательства, и документы, а также проводить мониторинг по вопросам реагирования государственных организаций на такие расследования СМИ.

Еще один пример, осужден на шесть лет за коррупцию по ст. 324 ч.2 УК РМ бывший работник территориальной инспекции труда в Молдове Гагау-зии Петр Дона , информация подтверждается источником Интерпола, который объявлен в международный розыск.

В Республике Молдавия действуют два независимых центра: Центр исследований по предотвращению коррупции являющийся общественной организацией и Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, как государственный орган и является специализированным правоохранительным органом по противодействию финансово-экономическим, налоговым правонарушениям и коррупции[2]. Правовой основой деятельности этих организаций являются Конституция Республики Молдавии, нормативные акты и международные договора, одной из сторон которых является Республика Молдавии. Отметим, что ни один законопроект не может обсуждаться в Парламенте и Министерстве юстиции Молдавии без антикор-руп ци он ных экспертиз этих двух центров. Если возникает спор, то Комиссия по координированию процесса проведения антикоррупционной экспертизы решает эти вопросы. В состав такой комиссии входят представители Генеральной прокуратуры, МВД, Министерства юстиции, Министерства финансов и представители Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. Решение Комиссии направляется в Правительство Молдавии, которое и решает правоту эксперта, комиссии или автора проекта, которые представили свои заключения.

7 «В Молдове чиновники с проблемами неподкупности продолжают работать» Архивы коррупции, 2018 г.

8 «Экс-сотрудник территориальной инспекции труда Гагаузии задержан в Италии» Архивы коррупции, 2018 г.

Хочется отметить следующее, чтобы действительно борьба с коррупцией была эффективной, немаловажно, чтобы в Правительстве и других государственных органах работали высоконравственные чиновники-государственники, а также одновременно являлись профессионалами и обладали большим авторитетом. К сожалению, эти три составляющие в одном человеке не так часто проявляются, а в государственные органы, не исключая Правительство, попадают люди, не соответствующие таким требованиям.

В Молдавии применяется антикоррупционная экспертиза законодательных и иных нормативных актов Правительства республики на основе государственной Концепции предупреждения коррупции. Отметим очевидное, законодательство может содержать коррупционные факторы, включая приемы законодательной техники, при правоприменении способствующие созданию коррупционных ситуаций.

В Молдавии определена структура типового заключения по коррупцио-генности нормативного правового акта9.

Первая часть включает:

♦ авторский проект;

♦ категории нормативного акта;

♦ цель акта и обоснование проекта.

Вторая часть содержит замечания по содержанию законопроекта и оценку это го до кумен та:

♦ соответствие международным и государственным, национальным стандартам;

♦ соответствие лингвистических формулировок и соответствие правилам законодательной техники;

♦ констатация продвижения чьих-то интересов и возможных выгод;

♦ возможный предполагаемый ущерб, при применении данного правового акта;

♦ детальный анализ текста, который представляется в виде таблицы, в которой указана каждая статья и конкретные замечания по ней, идентифицируется элемент коррупционности и предложены рекомендации по устранению недостатков.

Такая практика и сам механизм заслуживают более детального изучения в Российской Федерации для повышения эффективности деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов по антикоррупционным вопросам.

Постановление Правительства Молдовы «Об антикоррупционной экспертизе проектов законодательных и иных нормативных актов» от 2006 г.

Выводы. Во-первых, в современной России борьба с коррупции является

10

приоритетным направлением, в том числе и в прокурорской деятельности . Прокуратуре Российской Федерации следует обратить внимание на опыт в республике Молдавия при проведении проверок, а также при издании методологических пособий для прокуроров для того, чтобы учитывать некоторые факторы, действующие в других государствах. Например, реакции чиновников на факты, изложенные журналистами о честности лиц, занимающих государственные должности.

В судебной, прокурорской и других сферах положения о безупречной репутации работников и сотрудников не всегда соблюдаются, и только при помощи прокуратуры и правоохранительных органов можно навести порядок в государственных учреждениях по вопросам противодействия коррупции.

Во-вторых, стремление государства создать эффективную антикоррупционную экспертизу похвально, но на уровне Правительства и общественных организаций (на примере Молдавии), вряд ли можно добиться должных результатов, поэтому именно органы прокуратуры способны в силу своего положения в иерархии государства (имеется в виду в РФ) осуществлять главную и основную функцию по этим вопросам. К тому же в Российской Федерации уже есть такой опыт и разработан механизм, прописанный в рядедо-кументов11, но который нуждается в дальнейшей разработке.

Отметим, что антикоррупционная экспертиза определяет: во-первых, в Молдавии создана двойная антикоррупционная система, то есть антикоррупционную экспертизу проводят на уровне Правительства и на уровне общественной организации. Но этого недостаточно и дальнейшая проработка на государственном уровне этих вопросов должна совершенствоваться. На уровне прокуратуры также может быть выработан и осуществлен механизм антикоррупционной экспертизы и можно предположить создание тройной антикоррупционной системы.

В-третьих, в отношении совершенствования уголовной политики в Российской Федерации настала необходимость ввести уголовную ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения^], тем более в 50 государствах такая практика уже существует, включая и страны ближнего зарубежья, таких как Молдавия, Азербайджан, Украина, Эстония, Литва и Латвия. В целях устранения причин и условий процветания коррупции не-

10 Указания Генерального прокурора Российской Федерации от 12 августа 1996 года № 50/7 «О дополнительных мерах органов прокуратуры по обеспечению дисциплины в системе государственной службы».

11 Приказ Генеральной прокуратуры от 28 марта 2007 года № 53 «Об усилении борьбы с коррупцией и нарушениями законодательства о государственной и муниципальной службе».

2019 Т.4 (1)

обходимо создать условия, при которых коррупция становилась бы экономически невыгодной в любом государстве и технически трудно осуществимой. Но такие вопросы требуют тщательной научной проработки.

Библиографический список

1. Политические системы современных государств. Европа. Энциклопедический справочник в 4-х т. Т.1. Молдавия. М., 2009. С.348.

2. Власов И.С. Правовые акты: антикоррупционный анализ. Научно-практическое пособие. М.: Изд-во ВолтерсКлувер, 2010

3. Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления /Журнал Российского права, 2015. №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.